Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.4 |
IMDb | 6.8 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Соседи Бога |
английское название: |
Ha-Mashgihim |
год: | 2012 |
страна: |
Израиль
|
режиссер: | Meni Yaish |
сценарий: | Meni Yaish |
продюсеры: | Jrme Bleitrach, Emmanuel Agneray, Raanan Gershoni, Марек Розенбаум |
видеооператор: | Shahak Paz |
композитор: | Шушан |
художники: | Udi Tugendreich, Shir Weinberg |
монтаж: | Асаф Корман |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 19 мая 2012 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 42 мин |
«- Что ты хочешь — мира или войны?
- Что за вопрос? Конечно, мира!
- Позволь Богу решить, что будет. Это Он нас хранит».
Израильский кинематограф — явление самобытное и разноплановое. Как водится, он отображает жизнь и злободневные проблемы своей страны, соответствует вкусам ее жителей и старается ответить на те вопросы, которые они себе задают. Не удивительно, что наряду с вполне светскими картинами, большое место в кино Израиля занимают фильмы религиозной тематики. Ведь количество верующих в этой стране велико. Примечательно, что лучшие из таких фильмов, например «Ушпизин», «Кадош» или призер Венецианского кинофестиваля-2012 «Заполнить пустоту», являются манифестами живой веры, противопоставляя косности, нетерпимости, формализму и жестокосердию доброту, любовь, понимание и сострадание.
В один ряд с вышеназванными фильмами я ставлю и картину «Соседи Бога». Название «говорящее». Ожесточенные парни, охраняющие, как они считают, чистоту веры, никогда не говорят с Богом как с любящим Отцом. Они не сыновья, а соседи, отчужденные и непримиримые в отстаивании справедливости. Да, именно справедливости. Разве не справедливо их возмущение наглыми безбожниками, врубающими в ортодоксальном квартале на всю катушку музыку и распивающими под окнами молящихся людей спиртное; малолетками, пачкающими стены домов свастиками; продавцами порнофильмов и полуобнаженными девицами, смущающими квартал? Эти безбожники не реагируют на просьбы и призывы. Их удается угомонить только силой. И это очень сложный вопрос, как нам хорошо известно: что же делать — не противиться злу насилием или все же ставить бесчинцев на место, чтобы они не сели на голову? Да, в действиях трех друзей-«хранителей» (так они себя называют) часто есть справедливость, но никогда нет милосердия. Бог где-то высоко в небе, но не в людях, живущих рядом с ними.
И вот Ави, лидер этой компании, встречает девушку. Человек не властен над своим сердцем. Ави угораздило влюбиться именно в ту, которая нарушает приличия квартала. Наблюдая за ней день изо дня, парень замечает, что за вызывающей внешностью скрывается нежная, добрая душа, любящая и сострадательная, живая. Эта девушка перевернула весь его геометрически выстроенный мир, все смешала в нем. И Ави начал задумываться. Самым пронзительным моментом фильма, его кульминацией, стал монолог героя, обращенный к Богу. «Ответь мне! Поговори со мной! Что мне делать?!» — страстно восклицает он. И мы чувствуем, что это и есть настоящая молитва, молитва, идущая из сердца. Концовка фильма вполне логична и хороша.
Мне кажется, лучше всего понять и оценить этот фильм смогут люди, задумывающиеся над опасностью формализации веры, когда буква начинает довлеть над сутью. Такой опасности подвержены люди любого вероисповедания, а отнюдь не только хасиды, показанные в фильме. «Милости хочу, а не жертвы» — говорит Бог христианам, иудеям, мусульманам, буддистам…, всему человечеству, открывая ему секрет истинной веры. И фильм «Соседи Бога» очень поучителен в этом плане для всех. Естественно, для тех, кто знаком с Библией, в частности с Псалтырью, которая является настольной книгой главного героя, а также для тех, кто хотя бы немного знает о традициях иудеев вообще и хасидов в частности, просмотр облегчается, но даже без этих знаний фильм доступен для понимания и весьма хорош.
»- Ты с Ним уже говорил?
- С тем человеком?
- Нет, с Богом. Уже уединялся?
- Да я бы с удовольствием, только… Все никак не выходит.
- Чего же ты ждешь? Он всегда готов тебя выслушать. У Него линия никогда не занята…'
28 мая 2014
В фильме отражена вся суть иудаизма-креационизма, утверждающего, что Бог — там, а мы — тут, и между нами непроходима пропасть. Герои действуют наощупь, ими движет ощущение некой миссии, весьма туманной, если не считать агрессии, политичности и стремления к созданию собственного семиотического гетто. Главный герой — убеждённый хасид — трудно понимает смысл своих действий, Бог для него — Кто-то неприступно далёкий.
Иллюстрации вышеописанного делают фильм экзотически интересным, больше никаких собственно кинематографических особенностей выделить не удаётся. Модно дрожащая камера раздражала, пока я не понял её значения для формирования этой «псевдо-псевдодокументалистики».
Вообще ощущается сходство с модными фильмами про скинхедов — есть аллюзии и с «Американской историей Х», и с «Ромперс Томперс» и — как ни странно — даже с «Россией 88». То же распределение ролей, те же ситуации, та же жизненная философия. Такое ощущение, что создаели фильма хотели дать свой ответ, по-еврейски остроумный, конструктивный и лаконичный. Насчёт конструктивности говорить нельзя — конец фильма совершенно пустопровальный, как и у перечисленных выше (не считая идеологическое нравоучение «Американской истории»). Это конструктивизм современного виртуального постчеловека, обращивающего своё жалкое псевдобытие символическими примочками, взывающими к чему-то большому и древнему (особенно сцены домашней молитвы Ави). На деле всё это — субкультуры, клубы по интересам, никак не влияющие на движение поршней глобальной Машины.
Особо пропагандистским фильм тоже нельзя назвать, хотя отдельные изречения раввинов весьма врезаются в память. Скорее, это реклама клуба, одного из великого множества. Клуба, собирающего адептов не столько по интересам, сколько по темпераменту и рисунку жизненных шрамов.
Всем скинхедам смотреть рекомендуется.
15 декабря 2013