Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.2 |
IMDb | 7.7 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Разомкнутый круг |
английское название: |
The Broken Circle Breakdown |
год: | 2012 |
страны: |
Бельгия,
Нидерланды
|
слоган: | «Sometimes love can conquer fate. Sometimes not.» |
режиссер: | Феликс ван Гронинген |
сценаристы: | Феликс ван Гронинген, Мике Доббелс, Шарлотта Вандермерш, Йохан Хелденберг, Карл Йос |
продюсеры: | Лоретт Шиллингс, Альберт Гото, Арнольд Хесленфельд, Ан Ридант, Франс ван Гестель, Дирк Импенс, Руди Верзик |
видеооператор: | Рубен Импенс |
композиторы: | Bjorn Eriksson, Бьорн Эрикссон |
художники: | Курт Риголле, Энн Ловери |
монтаж: | Нико Лёнен |
жанры: | мелодрама, драма, музыка |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Сборы в России: | $13 396 |
Сборы в США: | $175 058 |
Мировые сборы: | $5 990 754 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 10 октября 2012 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 18+ |
Длительность: | 1 ч 51 мин |
Фильм «Разомкнутый круг» я решила прежде всего посмотреть из-за актрисы, играющую главную роль. Недавно её увидела в фильме «Материнский инстинкт» и не смогла остаться равнодушной к её игре. Эти фильмы, в которых она сыграла, несмотря на то, что стилистически очень разные, схожи общей тематикой — трагедия, смерть ребенка, смерть близкого человека… Но по силе эмоциональных впечатлений от просмотра, лидирует, несомненно, «Разомкнутый круг».
Дидье и Элиз — самая обычная пара влюбленных, которые впоследствии становятся семьей. У обоих есть увлечения, которые приносят им доход и удовлетворение. У Дидье это музыка, у Элиз — татуировки. Всё в их жизни идёт своим чередом, в том числе и рождение ребёнка. Но не всё так радужно в этой истории. Жили бы наши герои долго и счастливо, если бы не случилась беда…
Если бы картинку фильма можно было передать словами, то я бы нарисовала это так: приятный весенний день, чуть прохладный ветерок, птички летают, вокруг простые жизненные радости и повседневные дела, между людьми крепкая привязанность и любовь… После трагического события в жизни главных героев, внешняя картинка по сути не меняется, хотя даже они пытаются её изменить (делают ремонт, к примеру). Но в эту повседневность врываются настолько оглушающе сильные эмоции, что не разглядеть их за обычными бытовыми моментами невозможно…
Огромное количество смысла в этом фильме можно обнаружить. Вопросы веры на темы: атеист-верующий, вера в знаки, татуировка, как символ вечного на бренном теле.
Давно не смотрела таких честных, простых, одновременно сильных и глубоких фильмов. Очень рекомендую.
10 из 10
28 марта 2020
Разгадка фильма «Разомкнутый круг» для меня в том, что практически все ключевые фразы его героев содержат слово всегда, причем в основном в негативном значении — временности, бренности, непрочности. «Тебе бы хотелось, чтобы всегда было как раньше». «Это было слишком прекрасно, чтобы длиться всегда». «Все на свете умирает и навсегда остается мертвым»… И лишь ключевая сентенция фильма, финальная, призрачно-светлая, дает надежду, что в слове и в чувстве всегда нет вечного привкуса обмана, самообмана и разочарования, есть лишь вкус веры и чуда: «Свет погасшей звезды будет лететь всегда».
Почему фильм назвали «Разомкнутый круг»? Весь он — проверка «круга» любви на прочность. Неслучайно бессмертный символ этого чувства — кольцо. Его ненарушенный круг — Вечность, то самое всегда, в которое так верят все влюбленные. Удивительно теплый, человечный и в то же время неимоверно печальный вопрос фильма: когда угасает Всегда двоих, когда оно проходит, продолжает ли все же светить, как свет погасшей звезды. Умирают ли счастье и радость? И почему они умирают?..
В «Исповеди маски» Юкио Мисима есть такой парадокс: «Всё это было слишком роскошно: и обильный свет, лившийся с небес, и ощущение абсолютной душевной наполненности, — и поэтому мне показалось, что сейчас непременно произойдёт что-нибудь ужасное…» В фильме пойманы, причем именно так — рядом, два эти состояния: сверхнаполненности и сверхпотери, сверхсчастья и сверхстраха, и с контрастностью мазков импрессионизма даны в неразрывной близи. Однако это кино, несмотря на льющиеся через край обиды, кровь, истерики, удивительно здоровое. В нем нет никакой болезненной психологии, умышленно страдательного, утрированно злого. Просто есть боль.
Любой певец радости, восторга, жажды жизни уверен, что они естественные природные человеческие состояния. Для такого художника боль — это человечно-живое, а не холодное и мертвое, как гвоздь, забиваемый в крышку гроба. Герой, долго плутавший между силой («Мы должны идти дальше, моя девочка») и срывом («Ты малодушная трусиха»), играет и поет вместе с друзьями над телом умершей жены. И почему-то это не пугает ни абсурдом, ни цинизмом, ни эпатажем. В их отношениях, в их чувствах победило Всегда, а его не хоронят (хотя даже дочь, даже собственное имя можно похоронить, даже себя можно, так сделала она). Этому всегда поют песни, влюбленные в жизнь, в землю, в свет, который не гасят время и расстояние. Это редкое кино. Признавая реальность временности и смерти, оно настолько обожает жизнь, ее легкую музыку, ее разливы, звезды, весны, страсти, ее глупые чудеса, что поет жизнеутверждающее всегда даже над трупом самоубийцы.
А еще это редкое для арт-хауса кино не для понять, подумать, а для поймать, уловить, угадать, ощутить. Его герои — стихийные люди, живущие с безалаберностью стрекоз, с эфемерностью «легкого дыхания» импрессионизма. Друзья света и простоты, отрицающие любой здравый смысл и порядок, у них все не из головы. Здоровые, цельные, довольные молодостью, жизнью, собой, свободные, как воздух. Они с жадной радостью и с захлебывающимся восторгом пили жизнь, разбрасывая, как брызги, вокруг себя дикую красоту счастья. А потом судьба, не спрашивая, вырвала их из миллионов и столкнула лицом к лицу с несчастьем (так стрекоза сталкивается с зимой в знаменитой крыловской истории). Болезнь ребенка разлучает их не друг с другом, а с прежним образом жизни. Но их характеры, их человеческая суть, их счастье жить, их взаимная любовь даже тяжелым горем не отменяются, они только перестают быть наивными. Есть выражение «Triste alegria» (печальная радость, скорбная радость) — вот таким становится счастье героя после потерь. Уверена, это кино не о том, как беззаботные стрекозы разбиваются о камни жизни. Оно о том, как научаются светить, даже будучи погасшей звездой, и лететь — даже сломав крылья.
Кьеркегор когда-то написал о библейском страдальце Иове, потерявшем все: «он не сказал: «Господь забрал», но в первую очередь он сказал: «Господь дал»… Душа Иова не была зажата в молчаливом подчинении скорби, но его сердце сначала расширяется в благодарности, потеря всего заставила его первым делом благодарить Господа за то, что Он дал ему все благословения, которые Он теперь забрал от него…». Мне кажется, когда герой поет над телом любимой, он благодарит… И её, за то, что счастье было, и Того, в которого не верит… Жаль, она не смогла так.
P.S. «О милых спутниках, которые наш свет Своим сопутствием для нас животворили, Не говори с тоской: их нет; Но с благодарностию: были». В. А. Жуковский.
P.P.S. Вопрос, который пытал меня весь фильм: может ли человек, питаясь просто чьей-то любовью, устоять, когда начинается черная полоса, или нужно что-то еще? Нужно… Умение с благодарностью сказать «была» о погасшей звезде. И видеть ее свет. И петь о нем песни.
5 июля 2016
Я очень люблю фильмы с красивыми актрисами. «Разомкнутый круг» именно такой — от исполнительницы главной роли невозможно оторвать глаз.
Примерно до середины фильма я получала наслаждение от просмотра и думала, что теперь в копилке моих любимых фильмов на один станет больше, но… Но потом с фильмом что-то произошло.
Кино рассказывает нам о судьбе красивой творческой пары — он музыкант, она татуировщик. Чем-то даже напомнило Мюнхаузена с его «В церкви на вопрос священника, хотим ли мы стать мужем и женой, мы дружно ответили: «Нет! » — и нас тут же обвенчали.» Интересные, необычные, красивые и счастливые. Затем появляется ребёнок — не долгожданный, неожиданный, но очень любимый. А после ребёнок заболевает раком.
Кажется, режиссёр хотел показать нам боль страданий родителей, разницу между восприятием боли мужчины и женщины. Хотел раскрыть проблемы медицины, политики и религии. Но. Ни один характер раскрыт не был. Режиссёр пытался наполнить фильм знаками — песнями или птичкой, разбившейся об стекло. Но всё это выглядит искусственно и ненатурально.
Любила ли Эллис Дидье? А я так и не поняла. К чему были все эти её метания, крики, истерики? Нам так об этом и не рассказали.
Я люблю драмы. Такие, чтобы после просмотра кино удивляться, что в мире вообще существуют яркие краски. Такие, чтобы до слёз и рвоты. Чтобы грязные и жить потом не хотелось.
А в «Разомкнутом круге» драму не сделали, хоть именно так этот фильм и позиционируют. Да и сюжет располагает именно к драме. Но я не увидела глубины. Быстренько, под музыку нам показали грустную историю, но она не цепляет, потому что рассказывается о ней слишком поверхностно. Нет глубины переживаний, нет понимания всех страданий «изнутри». Фильм хочется назвать «лёгким», хотя тема совершенно не лёгкая.
Но фильм красивый. Поэтому 6 из 10.
7 декабря 2015
Фильм по тематике похож на «Дикую» с Риз Уизерспун, «Торт» с Джен Энистон и «Исчезновение Элеонор Ригби» с Честейн и МакЭвоем. Понятное дело, тяжёлый, ведь самое страшное в жизни — болезнь и потеря ребёнка. Очень даже неплохой в своём жанре, а для производства Бельгия/Нидерланды вообще отличный.
Да и песни, исполненные главными героями в фильме, очень зацепили. Маленькая девочка — уменьшенная копия Морец, я вообще сначала подумала, что это она, но потом вспомнила про год выпуска. Не поняла только обилие сцен секса в таком фильм, к чему оно было. Не знаю, может, я задумку не поняла.
Этот фильм трагичней, чем те, что я перечислила выше, так что если хотите чего-то жизнеутверждающего, лучше посмотреть «Дикую» или «Торт». Но с другой стороны, сама атмосфера фильма, музыкальная его часть крутые. Короче, можно глянуть, если хотите качественно загрузиться.
6 из 10
28 октября 2015
К годовщине просмотра этого фильма, хотелось бы несколько переписать свой первый отзыв, который был слишком эмоционален, чтобы быть допущенным к публикации.
Казалось бы, за это время можно было бы и забыть, но… Саундтрек настолько полюбился, настолько врос в меня, что и сейчас эти кажущиеся незатейливыми песенки вызывают сильные эмоции, преображая восприятие окружающей действительности. Такой эффект наблюдаю в себе также от музыки Тирсена из «Амели». Пожалуй, музыка — рассказчик этой трагичной истории, связующее звено между картинкой и сердцами зрителей.
Встреча двух молодых людей просто обязана была быть очередным чудом любви, но что-то пошло не так… И если для мужчины всё просто, логично и объяснимо, то женщина превращается в ту странную птичку, которая пикирует на стекло, убивая себя. Мужчина — олицетворение разума, которому, безусловно, тяжело и невыносимо больно, но самоотверженность и умение делать правильные выводы не оставляют дрожи в голосе ни шанса — он и дальше будет идти по дороге жизни (Further On Up The Road). Женщина — комок эмоций, переживаний, деструктивного исступления и самобичевания. Но хуже ее настойчивая самоизоляция, она остается на обочине, провожая взглядом ставшего одиноким странника (Wayfaring Stranger).
Из-за этого сбоя так желанный мир семейного счастья и обожания рушится, словно песок уходит сквозь пальцы… И то, как по-разному к обстоятельствам относятся мужчина и женщина, являет полярный взгляд на понятие «судьба». Для него оно прошлое, для нее — будущее. Но как бы по-разному они не видели случившееся, печально, что не стало веры друг в друга.
Фильм — заноза, фильм — якорь. Даже если у вас всё хорошо, возвращаешься к нему снова и снова, вспоминая знаменитую притчу «Так будет не всегда»…
10 из 10
30 марта 2015
Про замечательную картину «Разомкнутый круг», можно говорить много, начиная от непередаваемой атмосферы фильма, которая накрывает волной, до очень живых персонажей, эту историю двух неординарных, ярких личностей я пережил вместе с ними. Этот фильм очень удивил своим характером и красотой, а когда две такие вещи объединяются, то смотришь с упоением на каждый новый кадр.
Разомкнутый круг, это фильм о жизни, о судьбе двух интересных людей, если, слово судьба будет уместна в контексте с фильмом, это уже решать каждому. О сюжете картины говорить бессмысленно, ведь смотреть нужно на совсем другое. Фильм берет своими прекрасными диалогами, пейзажами и музыкой. Или же, чего только стоит один монолог главного героя, который очаровал своим накалом, который привел к мысли, что ныне популярный монолог Тириона из сериала «Игра престолов», завидует с сигаретой в зубах.
Фильм из разряда, запомнишь навсегда, такие фильмы выделяются на фоне других, даже более классных во всех аспектах. Это не передать словами, это нужно почувствовать, у меня для таких фильмов есть отдельная полочка, они могут быть, абсолютно не связаны друг с другом, но то непередаваемое чувство остатка пятна на душе объединяет их. Например из последних фильмов мной увиденных, в такой список попали «Адель», «Великая красота», «Рожденный дважды» и так далее.
8 февраля 2015
Картина бельгийского режиссёра Феликса Ван Гроенгинена «Разомкнутый круг» вышла в мире ещё в 2012 году, тогда как в России лишь в 2014. Стоит только порадоваться, что фильм всё-таки вышел, несмотря на то, что далеко не сразу был воспринят нашими прокатчиками. Между тем, «Разомкнутый круг» получил на Берлинском кинофестивале две награды: приз зрительских симпатий за лучший художественный фильм (программа «Панорама») и приз Label Europa Cinemas, вполне заслужено, как мне кажется. Но это не главная причина, по которой стоит смотреть этот фильм, почему стоит — постараюсь объяснить.
Дидье — музыкант, который играет в группе на «банджо» и любит Америку, Элис — владеет тату — салоном, вкладывая значительную долю смысла в своё дело. Сюжет картины связан с историей взаимоотношений двух людей, которые знакомятся, живут вместе, заводят ребёнка.
Феликс Ван Гроенгинен снял отличный фильм о том, как в сложной жизненной ситуации люди могут быть настолько подавлены, что даже сами не замечают, как теряют всё самое прекрасное в жизни. Тем не менее, картина при всей своей трагичности, овеяна оптимизма и жизнелюбия, которые навевают звуки кантри — той музыки, которую группа в фильме играет не только по субботам в местном клубе, но и в любых жизненных ситуациях, порой самых тягчайших. Главной заботой режиссёра слово является то, чтобы зритель попытался понять те чувства, что испытывают Элис, Дидье и их очаровательная дочь Мейбл, столкнувшись со столь жестокими превратностями судьбы. Ван Гроенгинен попытался передать смятение пары, вызванное смертью их дочки от рака. Здесь смешиваются и попытка Дидье всё рационализировать, и вера Элис в чудесное. Режиссёр, постаравшийся показать психологические черты пары, старается главным образом показать героев в неприкрытости их чувств, что ему и удаётся, пусть даже ценой нескольких прорех в логической структуре повествования.
Многие критики говорят об отсутствии единого стержня в сюжете, которому не хватает некоего философского базиса, на котором бы основывался весь сюжет от начала до конца. Однако актёры, своей игрой, явно делают фильм ярче, потому что при просмотре обращаешься к сердцу, а не к голове. Блаженство первых встреч, совместный быт героев в их трейлере-шалаше, а затем горечь утраты, тяжесть расставания прекрасно переданы актёрами Йоханом Хейдельбергом и Вирле Баетанс. В фильме раскрыты многие грани любви и человеческой слабости. Феликс Ван Гроенгинен не скупится диаметрально противоположных средств, чтобы сказать о горечи, которую испытывает Элис, идя от ритуализации её поведения после потери своей дочки до раскрытия этой горечи сквозь призму ночей, проведённых с Дидье. Герой Йохана Хейдельберга в фильме, в свою очередь, выглядит человеком как пламенным, так и огнеупорным, потому что он как никто другой он эмоционально — устойчив. Дидье честен, способен к сильным чувствам, не стесняется слёз. Но напористость его характера и излишняя склонность всё всегда предавать объяснению — несколько переиграны, на мой взгляд. Особенно проявляется это тогда, когда Дидье пытается разобраться в проблемах близких, бежит за машиной скорой помощи, выступает на сцене. Мне показалось, что режиссёр недостаточно раскрыл прошедший мимоходом сюжет о любви Дидье к выпивке, которой он хотел запить свою горечь. Но пусть этот небольшой прорех не скроет от читателя, надеюсь и при просмотре, простой, бытийной красоты редкого в наших краях представителя бельгийской кинематографии.
7 из 10
30 октября 2014
Номинировавшийся на статуэтку «Оскар» бельгийский фильм «Разомкнутый круг» с самого начала вводит нас в игру радости и печали. Также делает и жизнь с главными героями фильма.
Это история мужчины и женщины, между которыми возникает страсть, затем любовь и наконец понимание, что они созданы друг для друга. Однако жизнь, подарившая им счастье, начинает приносить им большие трудности, которые им приходится преодолевать.
События происходят в Бельгии и повествуются не в хронологичном порядке, что идет исключительно на пользу фильму, поскольку разбавляет чувства позитива и негатива. Прежде мне незнакомый режиссер Феликс ван Грунинген умело преподнес как счастье героев, так и их страдания. Стоит отметить, что весьма сумбурно затронута тема религии и по сути не раскрыта. При ее отсутствии фильм ничего бы не потерял и зачем она там непонятно.
Исполнители главных ролей Йохан Хелденберг и Верле Батенс отлично вжились в свои роли, им искренне сопереживаешь. Главная героиня обладает интересной внешностью и вызывает симпатию. Главный же герой музыкант, он подкупает своим стилем и искренностью.
Отличное музыкальное сопровождение состоит лишь из жанра кантри, который каждый раз демонстрирует состояние главных героев. Это было необходимо, поскольку музыке отведена немалая часть фильма.
Фильм несомненно хорош как в техническом плане, так и по сценарию, в частности по диалогам. С персонажами буквально переживаешь все трудности, которые весьма неприятны. Фильм пессимистичен и поэтому может понравиться далеко не каждому. Номинация Лучший фильм на иностранном языке заслуженна, однако лауреату номинации творению Паоло Соррентино «Великая красота» по моему мнению немного уступает.
15 июля 2014
I got a letter this mornin, how do you reckon it read?
It said, «Hurry, hurry, yeah, your love is dead»
I got a letter this mornin, I say how do you reckon it read?
You know, it said, «Hurry, hurry, how come the gal you love is dead?»
В очередной раз блюз отыскал для себя крайне необычное убежище. Сонная бельгийская деревушка, совсем не походящая на Мемфис или на штат Магнолии, но именно здесь будет спета баллада про смерть, надежду и прощение. Дидье, всецело посвятивший всю свою жизнь блюграссу и Элиза, скрывающая прошлые отношения под многочисленными татуировками. Ковбой и красотка, что случайно встретились в местном тату- салоне, а у ковбоя хватило смелости пригласить красотку на собственный концерт. Рассвет. Обветшавший дом и крошечный грязный трейлер в качестве временного убежища. Счастливый быт двух беззаботных людей, внезапно узнавших о том, что совсем скоро им предстоит, ко всему прочему, еще и стать родителями. Интересно, что может пойти не так?
Смерть и ее незримый силуэт, проходящий тонкой красной нитью со всем возможным только ей спектром эмоций. Гибель глупой вороны, обретшей вечный покой подле стеклянной веранды. Или маленькой певчей птички Мейбл, прожившей недолгую жизнь под звуки музыки и песни любящих родителей. Очень часто в кинематографе, особенно претендующем на наличие некой идеи, можно увидеть последние дни тех, кто попросту не заслуживает такой участи. Будь то показное морализаторство Мими Ледер или наивное приключение маленьких рыцарей в «Великане» Челсома, но зачастую подобное событие исполняет роль именно кульминации для очередной печально- поучительной истории. В «Разомкнутом круге» смерть ребенка — инструмент. Своеобразный скальпель в руках творца, который позволит ему вскрыть характеры своих персонажей, с попутной игрой в контрасты и перебрасыванием временных потоков для еще большего обобщения; создания незамысловатой, но крепкой петли из страсти и музыки, с попутным привнесением боли и страха. С противостоянием религии и атеизма для определения более подходящего из них на роль непрочного костыля в тяжелое время. С поисками ответа на вопрос «Кто виноват?» и его трансформацией в желание попросту навсегда покинуть руины былой жизни.
Эпизоды, хаотично разбросанные по полотну истории… Или не хаотично? Про болезнь певчей птички зритель узнает с самых первых минут, что даст режиссеру возможность не играть в пределах предсказуемой интриги с последующим катарсисом для всех и вся. В первую очередь Грунингену важны персонажи, и только они. Яркие, хоть и достаточно простые образы Йохана Хелденберга и Верле Батенс, борьба которых приковывает проходящего мимо киномана к экрану. В их боль веришь сразу, безо всяких сомнений. В их радость, когда вся жизнь обернута поверх светлых ожиданий, прекрасной музыки и идеализации некоего «правильного» образа жизни. В прощание со всей этой ерундой близ крошечного белоснежного гробика. И, в конечном итоге, зрителю остается поверить в финал этой жизни, когда для них не останется никаких иных вариантов, кроме тех, что представлены в прологе. Весь их жизненный путь напоминает мелодию, что была сыграна единожды для полей, пастбищ и тишины, прерываемой лишь песней джунглей или же прощанием со светлым, непорочным существом. В торжественном церковном выступлении и его последующей трансформацией в гневную, обличающую тираду от безутешного родителя…
«Разомкнутый круг» — это Американская мечта, что сомкнула свои объятия над чуждым для нее пространством реализма. Вполне банальные отсылки к 11 сентября и политической жизнедеятельности звездно- полосатых старателей черного золота, конечно же, несколько топорны в разрезе истории об подобной потери, но режиссер и не стремится акцентировать все свое внимание на одной- единственной теме. Ему куда интересней контрасты, которые образуют яркое, тепло- матовое полотно, оставляющее после просмотра двойственное, но вполне искреннее чувство светлой печали. Поблекшего и мимолетного воспоминания об песни, которая очень близка тебе, но так и непонятно — где и когда ты ее умудрился услышать.
15 июня 2014
Я не искусствовед и не критик. У меня нет художественного образования, я не знаю теории кино, и «Ты что, не видела этот фильм?!» слышу достаточно часто. Первый уровень восприятия кино, как любого искусства, — это банальное нравится/не нравится, которое в случае кино определяется очень просто — хочется ли мне во время просмотра нажать на паузу, заварить чай, проверить почту, почитать про вомбата, жившего у художника Росетти, на Википедии, или нет. Пусть это обывательский подход, но я уверена, что кино должно быть интересно смотреть, и сложность затрагиваемых тем на эту интересность влиять не имеет права. Я разумный образованный человек, и если мне понадобится непредвзятая информация, буквальная точность или беспримесный реализм, я сумею нужное мне раздобыть. Кино же может быть каким угодно, вот вообще никаких ограничений, кроме одного — оно не имеет права быть скучным.
Разомкнутый круг — кино не скучное.
Если копнуть чуть глубже — это кино красивое.
Мне внешняя его сторона, картинка, напомнила фотографии — знаете, такие удивительные фотографии, на которых неприглядные, неэстетичные, не отличающиеся ни шармом, ни стилем вещи какой-то магией превращаются в воплощенную красоту. То ли фотоаппарат хорош, то ли фотограф душу дьяволу продал. Вот и здесь так же. И быт красив, и люди прекрасны.
Я не хочу пересказывать сюжет.
Я хочу сказать о неожиданностях. Об открытиях.
Я хочу сказать, что этот фильм — очередное подтверждение вынесенной мной истины. Каждый человек — один, и того, что происходит у него в голове, никогда не понять другим. Даже если он будет пытаться объяснить. А он не будет.
Когда распались скрепы, делавшие из двоих — одного, и не просто распались, а взорвались, опалив и располосовав обоих, удержаться вместе они не смогли.
И жутко видеть, как люди от бессилия тычут друг в друга острыми ножами, стараясь поглубже ранить. Я увидела, почему самую сильную боль могут причинить самые близкие люди. Я увидела, как загибающиеся от страданий человеческие существа без жалости бьют в самое неприкрытое, самое больное. Бьют туда, куда бить нельзя.
Случилось горе, и человеческие улиточки заползли каждая в свою раковину. Спрятали свое нежное, саднящее нутро. Им бы раствориться друг в друге, растопить, сплавить свою боль с болью другого и вынырнуть, выплыть. Нет. Не сумели.
И не так уж важно, какие именно были у них там непонимания. Она верила, что ее умершая дочка птичкой прилетит на ее окно. А он клеймил верующих фанатиками и обвинял в снобизме и торможении медицины. Они любили друг друга. Они могли помочь друг другу. И безумно, ужасно горько видеть, что они не справились.
Настоящий разрыв шаблону у меня случился на сцене похорон девочки. Когда отец и друзья музыканты начали петь, я вздрогнула и скривилась. Кощунство же… Я не понимала, что люди могут жить музыкой. Слышала эту фразу, но не понимала, что это такое. Теперь поняла. Эта сцена и финальная сцена в больнице лично для меня в фильме самые важные. Потому что они открыли небольшое окошко в мир, которое раньше для меня было закрыто. Никакого пафоса, никакого особенного значения или смысла — они просто дали мне немного другой ракурс, слегка иной угол зрения. Но это важно.
Разомкнутый круг — это хороший фильм. Про хороших людей, настоящих, странных, банальных, одиноких, живых, слабых, трогательных людей. Фильм не выбивает слезу, совсем нет. Он просто показывает нам наше беззащитное брюшко, и становится страшно.
Но люди — прекрасны. И это хороший фильм.
29 мая 2014
Некоторые фильмы, даже получившие награды на крупных фестивалях, почему-то добираются до нашей страны с большим опозданием. Словно кто-то решил — ни к чему нашему зрителю такое тяжелое кино, да еще с идеализацией Америки со стороны главного героя. Идеализация эта, правда, условна, но об этом чуть позже… Мировая премьера фильма состоялась 10 октября 2012 года, а в России фильм был выпущен только 16 января 2014 года — зато с качественным переводом, что немаловажно. По счастью, песни, звучащие в картине не переводили, а ведь водится за нашими прокатчиками и такой страшный грех.
Главный герой картины Дидье — фанат Соединенных Штатов, которые он считает «землей свободы» и родиной его любимой музыки кантри — сам он играет на банджо в небольшом оркестре, носит ковбойскую шляпу и сапоги и, кажется, всерьез называет себя «ковбоем». При этом он живет в трейлере, как истинно свободный мужчина без обязательств — до встречи с девушкой, которая перевернет всю его жизнь, владелицей тату-салона Элизей. Картина построена по принципу мозаики — события из разных периодов жизни героев показываются в художественном беспорядке, так задумал режиссер, поэтому спойлеры допустить почти невозможно — сюжет, по всей видимости, надо воспринимать целиком. То есть так хотелось бы режиссеру — чтобы вся картина была видна сразу, а не постепенно. Элиза рожает Дидье девочку. Он совершенно не готов к появлению ребенка, осознавая, какая это ответственность — и поначалу криком кричит, что «это нечестно». Тем не менее, мужчина принимает решение и меняет свою жизнь — переезжает из трейлера в дом, и даже пристраивает к дому террасу — по просьбе жены. Девочке отпущено всего семь лет. Затем она заболеет раком и умрет. Игра оркестрика Дидье над гробом почему-то показалась мне кощунственной. Но я еще не знал, что был совершенно не прав — меня подвело восприятие.
Этот фильм, надо сказать, обманул мои ожидания дважды. Первый раз, когда я счел его обыкновенной «слезодавилкой» — это когда режиссер использует запрещенный прием, например смерть ребенка, чтобы разом уложить чувствительного зрителя на лопатки. Но потом, когда Дидье разражается со сцены антирелигиозным богоборческим монологом и затем, после феноменальной сцены в больнице, когда по коридорам ходит призрак Элизе, я понял — что фильм куда глубже, чем обычная «слезодавилка». Режиссер, словно раздваивает нашу реальность, предлагая выбор между верой и неверием, невероятно раздвигая рамки зрительского восприятия. Да и сама ситуация такого сильного горя в семье. Известно, что такое горе может разрушить любые отношения. И разрушает. Но вдруг показанная напоследок татуировка на теле Элизе, которую она наносит в последний день, говорит о другом — о том, что эти отношения вечны. Именно так — вечны и нерушимы! Их уже никогда не разрушить, не разомкнуть круг.
Также я обманулся и с замыслом режиссера, решив, что он попросту метит на «Оскар». А картина была номинирована на «Оскар» (почему-то 2014 года) в номинации «Лучший фильм на иностранном языке». Но награду не получила. Еще бы, ведь Дидье умудрился назвать Джорджа Буша нехорошим словом — за то, что тот запретил выращивать эмбрионы ради стволовых клеток, наложив вето на эти научные исследования по религиозным соображениям. Если бы стволовые клетки были, дочку Дидье могли бы спасти. Но поначалу вся эта «ковбойщина», музыка в стиле кантри, даже 11 сентября по телевидению — указывали на то, что Феликс Ван Гроенинген нацелился на главную награду мирового кинематографа. Но нет, он опять совсем не то имел в виду. Снова я обманулся.
И финальная сцена в больнице, когда друзья и Дидье вместе начинают играть веселое заводное кантри, отпуская Элизу-Алабаму (так она попросила ее называть) во вселенную — безумно сильная. Примерно такое же впечатление у меня оставил в свое время выстрел в темноте хохочущего кинозала в финале балабановского «Морфия»…
Этот фильм, которому я сначала хотел поставить низкую оценку, оказался на поверку очень сложным и необыкновенно сильным! Он останется со мной на долгие недели, месяцы, а возможно — и годы. Эта картина из тех, которые не хотят отпускать — о ней думаешь снова и снова, и она постоянно обрастает новыми смыслами.
9 из 10
16 марта 2014
Перед нами история любви двух харизматических персонажей, Дидье и Элизы, живущих в бельгийской глубинке. Необычны их увлечения. Дидье — музыкант, играющий в самобытном блюграсс-коллективе на банджо, хиппи, ярый фанат всего американского. Элиза — тату-мастер, девушка-фрик, зарисовывающая на своем теле имена всех своих бывших. Противоположности притянулись.
Структура повествования, частое использование флешбеков и флешфорвардов переносит зрителя из наполненного трагизмом настоящего в полное романтики и всепоглощающей любви прошлое или же в абсолютно шокирующее будущее. Мы с героями в минуты счастья, видим рождение дочери, перестраиваем дом, играем мелодичный блюграсс. Чуть позже мы в больнице, в минуты отчаяния, сопереживаем и верим в полное выздоровление девочки Мэйбелл. Мимо нас пронесся стремительный подъем по лестнице жизни к счастливой вершине. Так же стремительно, вместе с героями, мы кубарем скатились вниз. Все разрушено и попытки найти объяснения приводят только к взаимным упрекам, нервным срывам, еще одной трагедии.
Испугало активное навязывание режиссером образа Америки, политический протест Дидье, заигрывание с религией. В таком красивом, хоть и фатальном мире, в мире возвышенном, оторванным от реальности, без социальных уз — все это казалось инородным телом, будто смотришь уже другое кино.
Восхитила музыка. Возникло желание взять гитару и напевать себе под нос простенькие, но от того не менее пронзительные мелодии.
Жизнь непредсказуема. Казавшийся прочным и нерушимым, круг как символ бесконечности, единства и совершенства, разомкнулся. Все разрушено. Дидье осталась только музыка. Она вечна…
14 марта 2014
Из двух сложных по своей проблематики фильмов европейского производства, на случай если эстетическая «Великая красота» вам оказалась не по душе, «Охота» и «Разомкнутый круг», лично я бы выбрал «Охоту» в качестве победителя за лучший иностранный фильм на грядущей церемонии «Оскар». Хотя как гласят прогнозисты, награда уйдет именно работе бельгийца Феликса Ван Гроенинга.
Фильм «Разомкнутый круг» это безнадежная лента, в первую очередь по своему смыслу и атмосфере происходящих событий. Музыкант однажды заходит в салон татуировок и знакомится с такой же свободной от консервативных стереотипов женщиной, приобщает ее к своей музыкальной команде, и на одном из выступлений делает ей предложение.
Казалось бы, не много нужно для счастья, и оно в руках каждого из них. Но это счастье становится абсолютно чужим, когда ребенок этой самой простой на свете пары заболевает раком, и каким бы светлым не был каждый из героев, и какой бы свет не излучали они своими поступками, то самое счастье, о котором говорилось, зависит далеко не от них.
Композиционно история данного фильма разбросана в разные углы, этот прием давно не новый, и во множестве случаев других знаменитых картин приносил свой положительный эффект. В случае «Разомкнутого круга» такой подход мне показался каким-то аморальным, вместо того, чтобы насытиться и погрузиться целиком в историю главных героев, режиссер играется в пазл и делает это под музыку стиля кантри.
Замечательная и жизненная история, исковеркана режиссерскими экспериментами. Возможно, фильм большинству придется по душе, но слабая режиссура и монтаж фильма увели акцент из трагической истории чисто в художественную плоскость. И после просмотра данной картины остается ощущение, что вопреки твоей воли, тебя увели в нежеланное место, и оставили тебя с раздумьями, на которые ты был абсолютно не настроен.
5 из 10
26 февраля 2014
Оговорюсь, что прочитав описание, я ждала жизнерадостную оду любви, но, получив правдивую и многостороннюю жизненную историю, ничуть не разочаровалась. И пусть бОльшую часть фильма по щекам текли слезы, а по окончании невозможно было собрать свои эмоции «в кучу» еще несколько часов — это лишь потому, что все происходящее в фильме было настолько правдиво и искренне, что я прожила эту жизнь с героями, а не смотрела на экран (как бы банально это ни звучало). Ни в одном моменте не возникает ощущения, что кто-то переигрывает или, наоборот, «недоигрывает». Даже из второстепенных героев. А такого из вновь выпускаемых фильмов я давно не видела.
Игра со временем (попеременно показываются разные временные промежутки истории) обостряет ощущение происходящего и позволяет прочувствовать трагичные моменты еще более трагичными, а счастливые — еще более счастливыми (ибо эти два контраста постоянно смешиваются друг с другом в фильме).
Весьма приятным дополнением стало музыкальное сопровождение. Также интересно обыгрывается тема религии и веры.
В итоге, 10 из 10. И все еще не успокоившийся шквал эмоций и мыслей…
30 января 2014
В детстве на уроках каллиграфии (да, у нас такое действительно было), когда все дружно в линованных тетрадках выводили букву «О», учитель внимательно следил за тем, чтобы линия у каждого строго замыкалась. Объяснялось это просто: «Паучок может заползти».
Брутального вида, диковатый и заросший, живущий не жизнью покорителя, но по шаблонам покорённого Новым светом, музыкант встречает девушку, в буквальном смысле заигравшуюся с именами. Её тату-салон есть фабрика идентичности: сегодня я привязана к одному, но уже завтра затираю его имя, дорисовывая фигуру на своём теле. Новая привязанность запускает накалённый сезон невиданного для европейской страны родео: кажется, что действие всего фильма разворачивается исключительно в сельской местности США. Соответствующий этому антураж прорисован во всех деталях.
Но гедонистическая беспечность, неукоренённость, и главным образом, полнейшая безответственность, невозможность до конца пробиться к чему-то похожему на эту ответственность и подлинно сознательную жизнь, могут призвать только одно. Чёрный дрозд ударяется о стекло причудливой конструкции, сооружённой молодым отцом, и падает вниз. Плачущей девочке, страдающей от страшной болезни, предлагают лишь забыть о птице и выбросить её в мусор. Утверждается смерть. Она приходит под чарующие звуки блюграсса, околдовывает — и уже кажется, что Буш мл., вещающий с экрана пыльного телевизора в углу, понимает в происходящем гораздо больше, чем эти люди, которые теперь заняты лишь обвинениями в адрес друг друга, родственников, генов, науки, президента чужой страны, Бога.
Музыка сопровождает пассивную эвтаназию главной героини, и только на какой-то момент Дидье (который уже Монро) кажется, что Алабама (которая была Элиз) этого всего не заслуживает, что кругом сплошной позднекарнавальный морок.
Разомкнув круг ядра своей культуры, затерев его остатки татуажной краской, люди теряют разум, надежду и, непременно, самую жизнь. Экзотический романтизм чужой идентичности на нашей (простите, бельгийской) земле превращается в хищного паука — того самого, о котором всех нас в тех или иных формах предупреждают в раннем возрасте.
7 из 10
28 января 2014
Романтических баллад на тему притягивания друг к другу разного рода противоположностей можно навскидку назвать с десяток — если говорить об удачных — и много больше, если порыться как следует на свалке загубленных сценариев. На одной из таких, кажется, должен был оказаться файл с историей Дидье и Элис, и это даже кажется справедливым в первые полчаса. Не из-за разбросанных тут и там клише, которые в контексте воспринимаются нормально, но из-за тлетворного подхода к истории о больной раком девочке, и это уже позже тоже не особо удивительно. Куда Ван Гроенгинен заведет героев, зрителя и тонкое наблюдение о закате отношений через смерть, нервный смех и редкие слезы, сопровождающиеся на удивление мелодичным кантри, вряд ли знал даже он сам.
Не изобретая колесо, но и будучи отнюдь не консерватором, режиссер работает строго по любопытной парадигме. И чем хуже отношения у его героев, тем лучше становится сам фильм: хорошо видно, как со временем раскрепостились и разожгли настоящее пламя Хелденберг и Баетенс, как гармонично легли друг на друга вокальные номера и визуальный ряд с преобладанием темного в цветовой палитре. Как постепенно вышел на первый план сюжет о романе искусства изобразительно и образно-звукового, и о печальном его конце как предопределенном исходе. Она, в общем-то, условный художник, он — такой же условный музыкант, а трагедия не в болезни ребенка, а в сухом остатке всепожирающей страсти, захлестнувшей, закружившей романтиков по странной траектории, и правда, будто по кругу, давая проверку на прочность импульсивным участникам изматывающего пробега. Тема смерти, вставленная сюда рефреном, конечно, и определяет жанр, размыкая круг, по которому двигаются и супруги, и сам зритель, причем подобный эффект достигается и посредством ловкого тасования флэшбеков, и аккуратного укрепленного сюжетного костяка.
На фоне же подобных этому тематических фильмов бельгиец изо всех сил старается не удариться в патетику, заменяя пафос чем-то еще. К примеру, несколько неуклюже вплетены между строк политические и религиозные мотивы, где первое смотрится инородно, а в связи со вторым, напротив, осознаешь всю тяжесть положения родителей, схоронившись свою дочь — они словно подспудно бросают вызов самому богу, за всеми этими претензиями к бушевским идиотским законопроектам. И пусть выглядит это гораздо лучше, чем звучит, впечатляет больше всего, смелость режиссера, прошедшего по тонкой грани между нудным морализаторством и элементарной пошлостью. Спасает, пожалуй, не только драматургия, по которой хоть сверяй часы, но поэтичность, благодаря которой и эротизм выглядит красиво, а чувственность и в начале, и в конце — не ложной.
Поэтам, как известно, диагнозы не ставят, по крайней мере, не таким, что и такой финал могут окончить хоть на пронзительной, но позитивной ноте. Заставляющей вспомнить, что при всей американизированости — дабы рассмотреть их мифологию под другим углом — сами американцы так не снимут: этим ведь всегда выгодно отличалась европейская культура от бывшими бы здесь не уместными методов фабрики грез.
17 января 2014
Феликс Ван Гроенгинен рассказывает нам драматически-музыкальную историю нескольких лет из взаимоотношений модной ныне, можно сказать, «атипичной» парочки. Парень — американофил и, кажется, что всё его нутро пропитано штатами, от образа жизни до хобби (вкусовые рецепторы — звёздно-полосатой формы). Живёт на ферме в домике для кемпинга, владеет красным пикапом и играет на банджо, исполняя при этом, вместе с группой, кантри музыку на уверенном английском языке. Девушка — тату мастер, воспринимающая мир через образы. Носит на себе полный спектр различных популярных татуировок, включая, закрашенные имена своих бывших парней, будто бы являя собой олицетворение Америки (что, особенно раскрывается ближе к финалу). Даже желая соблазнить своего нового поклонника, она в звёздно-полосатом бикини, предстаёт в «пин-ап» образе на капоте его ковбойского авто, предварительно разместив туда рисунок в стиле южных штатов. Дальнейшее развитие их отношений приводит не только к совместному участию в музыкальной группе, но и к рождению прекрасной дочери (дитя «америки») и, кажется, что для утопического рая, картонно-созданного из сложенных образов, не хватает лишь террасы, как бы замыкающей круг. Только отношения не могут вечно строятся на взаимной полярности образов «американ-дрим’а», и, в определённый момент, наступает соприкосновения с реальностью, перенося героев в «реалистичную» часть картины.
Тем самым, фильм можно условно разделить на две части, причём как сюжетных, так и кинематографических. «Утопическая» часть — приносящая через реализацию бесконечных образов современного социального счастья и драмы некую модель «попсового» кинематографа, при этом, давая взамен предполагаемым зрительским «пфф-каньям» на тему «это я уже видел», эмоцию умиления, насильно вытягиваемую через весёлые и беззаботные кантри мотивы на фоне улыбок неунывающего ребёнка, страдающего неизлечимой болезнью. И вторая разрушительная, «реалистичная» часть — где разрыв образцового круга, приводит к краху утопической модели, пересмотра ценностей и взаимоотношений. Эту часть можно смело отнести в некий экзистенциально-психологический строй. При помощи всё тех же искусственных приёмов, только музыка приобрела меланхоличный строй, а прежнее умиление сменилось откровенной болью, через трагедию, нервные срывы, крики, ссоры и взаимное непонимание героев.
Хотя, как я уже и сказал, приёмы по вытягиванию эмоций весьма подлые и искусственные (иногда даже начинает казаться, что их тянут рыболовным крючком, задевая вместе с одной эмоции, некоторые соседние, оставляя взамен нарывающую рану), нельзя не оценить способ повествования через нелинейные «флешбеки». Свободно микшируя временное пространство, автор, в первую очередь, притягивает зрительское внимание через интерес распутывания сюжетного клубка, а во вторую — даёт особый эффект эмоционального присутствия, а, следовательно, истинное чувство переживания. Порой кажется, будто мы знаем о героях чуть больше, чем показано в данном отрезке времени, словно предугадывая\вспоминая, что случится в будущем. При чём, этот приём реализован так, что позволяет зрителю не только прочувствовать, но и проанализировать ситуации и действия героев со стороны.
Даже при всей своей «околосанденсавской» стилистике, «околофилосовской» тематике и завёрнутая в модную оболочку (по форме мне, чем то напомнило некую смесь из ирландской работы «Однажды» и американской «Blue Valentine»), благодаря выше описанной модели повествования, а также замечательному саундтреку, сильной и уверенной актёрской игре — картина смотрится весьма притягательно, с неподдельным интересом и эмоциональными всплесками.
Перефразируя ФИПРЕССИ: «Разорванный Круг» — песня в стиле кантри, со своей любовью, душевными переживаниями, трагизмом и всей той головной болью, что может преподнести нам жизнь, как свидетельство того, что человек способен вытерпеть и пережить всё, до тех пор, пока есть хоть какая-то песчинка надежды или веры. Эта очень личная история, произошедшая в крошечной Бельгии — есть олицетворение окончательного падения курса «американской мечты».
17 января 2014
Он отворил дверь, не пройдя мимо, она же не отвернулась, хотя не ждала. Она слетела с катушек, а он сорвался с тормозов. Внезапная встреча, моментальное влечение, молниеносная страсть, криком пронзающая бесконечность ночи. Кино подобно стремительно вращающемуся виниловому диску, по которому из стороны в сторону скачет звуковая игла, переносящая обоих из одного времени в другое, от настоящего в прошлое, от встречи к расставанию, от любви к ненависти, от начала к концу.
Ей показалось, что она «залетела», ему подумалось, что «попал» — ночь продлилась годами счастья, пока не подкралось несчастье, обернувшееся горем, разбившим хрустальный терем хрупкого равновесия, делая адом вчерашний рай.
За эмоциональностью сюжетного слоя очень скоро начинает проглядывать схематика попсового драматизма, обставленного типичными вспышками бессильного гнева, обращённого главными героями друг на друга и в пустоту Вселенной, на месте которой в одном из эпизодов оказывается недалёкий по разуму президент США.
Красивые люди, симпатичные актёры с ощутимым интересом к живой игре, которая оказывается весомей бедной сценарной фантазии, отрываясь от постановочной музыкальности песенного фона, становятся лицами отчуждения, траура и пустоты утраченного смысла, своей трагедией определяя смысл этой картины, спрашивающей, как можно и можно ли с этим жить.
Исполнители скрадывают топорность постановки, не устраняя диссонанса своей проникновенности и режиссёрской расчётливости, смыкающейся с его же эпатирующей откровенностью, принесённой вместе со стилистическими традициями «Фламандских натюрмортов», перелитых здесь в удручающее бедствие, которое расцениваешь, по большей части, размеренным разумом и гораздо меньше — отстранённой душой.
25 декабря 2013
Один из наиболее заметных фильмов 63-го Берлинского кинофестиваля, успешно повествует о любви и смерти и куда менее удачно раскрывает вопросы соотношения науки и религии, знания и веры. Что такое концепт в искусстве создатели «Разомкнутого круга» пока до конца не поняли, но точно уяснили, как найти путь к сердцу зрителей.
Тату-художник и кантри-музыкант обретают друг друга и их отношения развиваются в самом романтическом ключе, но затем идиллия нарушается в связи с трагедией, что случается с их дочерью Мейбл. Быт Дидье и Элизы разбивается вдребезги, а режиссер решает преподнести их разлад не только как сложное окончание любовных отношений, но и как конфликт между верой и классической наукой, попутно затронув этические аспекты этой проблемы.
К безусловным плюсам фильма можно отнести то, что представители неформальной субкультуры показаны здесь как рядовые порядочные граждане, а не как это обычно бывает — если главные герои музыканты, художники и т. д., то они непременно должны вести антисоциальный образ жизни. Такие персонажи выбраны не случайно — большое место в картине отведено музыке, различные песни отражают настроение происходящего на экране, к тому же увлечение Элизы татуировками будет очень красиво обыграно в финале картины. Также передаче тональности повествования способствует то, что события фильма показаны не в хронологическом порядке, это позволяет лучше почувствовать переживания героев, счастье которых соседствует с невыносимой трагедией.
Второй нетипичной чертой для авторского кино, которое любит показывать людей творческих профессий как маргиналов, является то, что в «Разомкнутом круге» реализм не является синонимом слова «отвратительный». За это Феликсу Ван Гроенгинену стоит выразить благодарность, потому что в большинстве так называемых «арт-хаусных» фильмов их создатели стараются показать как можно больше разных мерзостей, считая это признаком необычного кино. В данном случае ничего такого нет, все очень просто и мило.
Если выделять в фильме «Разомкнутый круг» какой-то глубинный лейтмотив, то это безусловно будет тема личных страданий и их соотношения со страданиями социальными. Героев совершенно не трогает теракт 11-го сентября 2001-го года, они в это время заняты личным счастьем, которое заключается в их маленьком ребенке. Но, когда страшное происходит внутри семейного круга, то мир полностью переворачивается. И вот на этом и стоило бы сосредоточиться режиссеру, но он идет дальше, решая затронуть совсем уж гносеологическо-этические темы.
Вопросы религии и этики, которые вмешиваются в научное познание, и конец любви Дидье и Элищы, таким зритель видит последние 30-ть минут фильма. Именно в этом получасе в «Разомкнутом круге» наступает некоторое режиссерское бессилие, он не уверен, как следует показывать события. Вдруг возникший у режиссера вопрос, который можно сформулировать как «есть ли жизнь после смерти?», ставит в тупик, так как начав картину с любовной истории, в которой изначально не поднималась данная проблема, вдруг привести к ней, по меньшей мере странно. Здесь Ван Гроенгинену разрывает логический круг.
Легкость, искренность и уверенность, которыми была наполнена первая часть картины куда-то улетучиваются, оставляя лишь уныние и довольно невнятный сюр. Желание привнести в историю о любви еще что-то большее делает «Разорванный круг» менее очаровательным, но с другой стороны — большинство зрителей возможно найдет его довольно милым.
Морали в этой схеме кинематографического показа того, как счастье плавно перетекает в страдания не много. Точнее она превращается в набор размытых линий, из-за претенциозной концовки. Содержательная сторона не подлежит критике, с этим у Ван Гроенгинена все в порядке, но всегда хочется чего-то большего, каких-то ценностных основ. А этого в «Разомкнутом круге» нет. Хорошо написанная и поставленная история, которая, однако, как ни старается не достигает метафизических вершин. В целом это достойный фильм, у которого лишь одна проблема — недостаточно опытный режиссер, который полагает, что можно начать с одного, а закончить совершенно другим, не перейдя при этом в плоскость смыслов.
23 декабря 2013
Когда встречаются двое — это всегда предвкушение, ожидание: случится ли, сложится? А если еще эти двое люди неординарные — интересней вдвойне. Элис владеет салоном тату и являет собой наилучшую рекламу своего бизнеса — ее тело усеяно татуировками «на память» о бывших возлюбленных. В них искусно вписаны имена парней, которые она «покрывает», как только любовь проходит. Дидье — лохматый, бородатый хиппи, играющий на банджо музыку с «растительным» названием блюграсс, очень похожую на кантри. Эти двое влюбляются с первого взгляда, и шальная карусель их жизни раскручивается с головокружительной скоростью — только успевай замечать. Вот они нагишом катаются на лошадях, занимаются любовью в грузовичке, выступают в барах, живут в сарае на ферме. И вот уже Элис в кофте грубой вязки, из-под которой неуклюже выступает округлый живот, а Дидье ремонтирует дом, где они поселятся все вместе. «Все» означает теперь еще и маленькая девочка Мейбл. Девчушка растет свободным, раскрепощенным существом, идеально вписавшись в эту нестандартную семейку. В своих ковбойских сапожках она легко и весело протаптывает тропинку в сердце каждого. Как маленькая птичка, порхает она по жизни, окрашивая ее в яркие цвета. Пока не случается беда.
«Если не хочешь чувствовать — умри», — советует один известный психолог людям, которые не могут справиться с трудной жизненной ситуацией и приходят к нему с вопросом: «Что делать?» Прежде чем начать ковыряться в чужой жизни, он честно признается: «Я не знаю…» И ведь, действительно, не знает. А кто знает, что поможет человеку, потерявшему в жизни все самое дорогое? Слова утешения? Вера? Родные, друзья? Работа? Что может помочь, если уже невозможно как обычно проснуться утром, сварить кофе, собрать ребенка в школу, просмотреть почту, позвонить маме? Остается только свернуться калачиком на кровати, тупо уставившись в стенку, и так существовать. День за днем. Если все, что составляло смысл жизни, такое естественное и незаменимое, как воздух, уходит, и становится невозможно дышать. Невозможно жить. Есть только боль. Она заполняет тело, мозг, душу. И теперь нужно научиться жить с ней, потому что так, как было раньше, не будет уже никогда. Может, эта боль уйдет когда-то, кто знает? Или хотя бы притупится от времени? Одно ясно: выходить она будет медленно, капля за каплей, изматывая и опустошая. Ее надо пережить, выболеть, выблевать. Выплакать. Ее надо принять. И тогда вдруг окажется, что боль отступает. И можно жить. По другому, не так как раньше, но можно. И начать чувствовать. И, возможно, даже радоваться.
У Элис и Дидье не получилось. Они не смогли услышать друг друга: Элис ушла в себя, а Дидье цеплялся за старое. Они не смогли разделить боль, хотя Дидье и пытался: Элис вобрала ее в себя полностью. Не смогли начать жизнь заново, даже перекрасив стены и выбросив ставшие ненужными вещи. И не смогли остаться вместе, хотя и любили друг друга до конца жизни. Мне не нравится «натурализм» в кино, когда все слишком «too much». Этим приемом, видимо, хотят заставить зрителя поверить, что все показанное — истинная правда. От такой правды тошнит, с ней не хочется сталкиваться ни в жизни, ни на экране. В результате кино оставляет в лучшем случае эффект неприятия, в худшем — омерзения. Но в «Разорванном круге» такая правда, от которой щемит сердце, накатывают слезы, а в горле ком. И при этом не возникает желания выключить телевизор, а хочется сопереживать. Эта правда не отпускает — именно так и бывает в жизни.
Идея фильма пришла в голову Йохану Хелденбергу, сценаристу и исполнителю главной роли. С возрастом его стал волновать вопрос взаимоотношений человека с Богом. «Когда что-то в жизни идет не так, говорят: «Сам виноват». А когда происходит что-то хорошее, то это обязательно от Бога. И мы становимся зависимы от Божьей воли. Ответственность за свою собственную жизнь человек должен взять на себя», — так на пресс-конференции 63 Берлинского кинофестиваля Йохан Хелденберг объяснил причины, побудившие его к написанию сценария. К сотрудничеству он призвал режиссера Феликса Ван Гроенгинена. На роль Элизы позвали известную бельгийскую певицу и актрису Вирле Баетенс. (В Берлине ее было не узнать: рыжеволосая стрижка с неровной челкой, на зубах брекеты, на ногах синие колготки — повзрослевшая Пеппи Длинный чулок, за частыми хрипловатыми смешками пытающаяся скрыть смущение из-за пристального внимания к своей персоне). Харизматичному Йохану, чувственной Вирле и тонкому Ван Гроенгинену удалось создать пронзительную историю любви, рассказанную людьми и музыкой. Повествование фильма выстроено таким образом, что зритель постоянно пытается восстановить целостную картину, увязать причины и следствие. Кусками, как это делает память, всплывают разные события. И это держит в напряжении до самого конца. Финал оглушителен. Мозг «зависает», пытаясь одновременно обработать безысходное горе и светлую радость. Вирле Баетенс рассказала, что каждый раз, когда смотрела уже готовый фильм, последние 10 минут плакала. Я вот тоже не удержалась.
Нельзя отдельно не сказать о музыке в фильме, ибо она здесь — один из главных героев. Изначально режиссер хотел взять две песни и рефреном пустить их через весь фильм. Но Йоган Хелденберг, с 15 лет играющий на гитаре, а в 40 покоривший и банджо, буквально «влюбил» Феликса в блюграсс. Он говорит, что музыка — самый главный подарок, который он сделал себе в жизни. И этим подарком Йоганн сполна поделился со зрителем. Фильм монтировался семь месяцев — столько понадобилось, чтобы сложить искусную мозаику из кадров и песен, которые исполнили Йоган и Вирле. В итоге получился полноценный диск саундтреков к фильму с красивой и оригинальной обложкой.
Совсем недавно «Разорванный круг» отправился в Лос-Анджелес, чтобы принять участие в гонке за «Оскара» в категории «Лучший фильм на иностранном языке». Не знаю, какая судьба ждет его в Америке, но Европа уже проголосовала «за»: на последнем Берлинском фестивале он взял три статуэтки. Одним из «медведей» был приз зрительских симпатий — главное признание, на мой взгляд. И это тем дороже, что смотреть этот фильм о любви и счастье, о жизни и смерти, о Боге и человеке невыносимо тяжело. Сердце сжимается от мысли, что все мы — песчинки, несомые водоворотом жизни — не в состоянии ничего изменить, если небу угодно иначе. Так больно… Но пока мы чувствуем — мы живы. А значит есть надежда.
11 октября 2013
Эта картина была удостоена на последнем МКФ в Берлине сразу двух наград, одна из которых оказалась «призом зрительских симпатий». Однако этот факт сам по себе почти никогда не является поводом для того, чтобы наши прокатчики начали делать хоть какие-то телодвижения по продвижению таких картин к более широкой зрительской аудитории. В таком случае этот шаг за них обычно делаю я…
Итак, Дидье и Элиза — двое креативных харизматиков — встретились, чтобы украсить и без того не скучные будни друг друга и жить вместе в собственном трейлере за городом. Дидье ради удовольствия играет на банджо и поёт в местной группе американские песни, а Элиза активно и творчески покрывает себя и клиентов небанальными татушками в личном салоне. В общем, живут и радуются, да ещё и заводят ребёнка — очаровательную девочку Мейбл.
Но с течением времени у обоих потихоньку начинают вылезать наружу те личностные качества, которые изначально, в угаре взаимной влюбленности, оказались незамеченными. И неожиданная онкологическая болезнь дочки лишь способствует проявлению всё нарастающего непонимания Дидье и Элизы. И может быть, при ином раскладе эта проблема была бы как-то сглажена, но в данном случае различия в паре оказываются принципиальными. Элиза верит в бога и чудеса, а Дидье из-за невозможности помочь своему невинному дитя становится законченным атеистом.
Его обличительным высказываниям в адрес американского президента, по религиозным соображениям способствовавшего запрету опытов со стволовыми клетками, мог бы позавидовать сам Майкл Мур, некогда активно наезжавший на главу государства в своём документальном «Фаренгейте…». Эмоциональная речь Дидье, обращенная со сцены к собравшимся в зале зрителям во время очередного выступления группы, оказалась заряжена столь сильной энергией, что даже я начал поёживаться перед экраном от осознания собственной сопричастности к случившемуся.
Бельгийцы сняли фильм не просто сильных чувств, но ещё и весьма прихотливо рассказанный. Постоянные флэшбеки переносили повествование в разные временные отрезки, требуя неусыпного внимания, дабы не запутаться в развитии фабулы, и тем самым весьма далеко уводя историю от формата банальной мелодрамы. Думается, что не в последнюю очередь из-за сложности драматургической конструкции картина была отмечена ещё и призом за лучший сценарий на престижном нью-йоркском фестивале «Трибека».
А для тех, кто любит музыку в стиле блюграсс (кажется, так называется это направление), которой здесь отведена едва ли не четверть общей продолжительности картины, создан просто уникальный прецедент, чтобы в полной мере проникнуться гаммой переживаний в отношении двух бескомпромиссных натур, не выдержавших высоковольтного напряжения взаимных чувств.
5 августа 2013