Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.5 |
IMDb | 7 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Рай: Любовь |
английское название: |
Paradies: Liebe |
год: | 2012 |
страны: |
Австрия,
Германия,
Франция
|
слоган: | «Повезет мне в сексе. Не везет в любви» |
режиссер: | Ульрих Зайдль |
сценаристы: | Ульрих Зайдль, Вероника Франц |
продюсеры: | Филипп Бобер, Кристин Рупперт, Ульрих Зайдль, Михаэль Андре, Константин Зайц, Реми Бура, Изабелл Виганд |
видеооператоры: | Эдвард Лахман, Вольфганг Талер |
художники: | Андреас Донхаузер, Ренате Мартин, Таня Хауснер |
монтаж: | Кристоф Шертенлайб |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Бюджет: | 3600000 |
Сборы в России: | $51 377 |
Сборы в США: | $24 267 |
Мировые сборы: | $1 709 036 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 18 мая 2012 г. |
на DVD: | 15 октября 2012 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 18+ |
Длительность: | 2 ч |
Из самых ужасающе-правдивых режиссеров Ульрих Зайдль один из самых-самых. Этот фильм влезает куда-то в мозг и его оттуда никакими клещами не вытащишь. Впрочем, это касается абсолютно всех фильмов этого режиссера. При таком раскладе очень трудно определить — нравится ли автор, но я не задаю таких вопросов, а просто продолжаю смотреть его фильмы, постоянно оглушая свое сознание новыми кошмарами.
Данный фильм, конечно, совершенно не страшен, но в нем отображена какая-то бесчеловечная грань отчаяния и холодного цинизма. Женщины уже близкие к пожилому возрасту приезжают на отдых в Африку. Не самое, казалось бы, лучшее место. Лично я плохо отношусь к подобному туризму, где все измеряется разницей в уровне жизни. Противно мне ощущать себя белым господином, жалею я людей и не желаю ими помыкать.
Африка знаменательна множеством молодых местных и Зайдль (фамилия ему очень подходит) совершенно безапелляционно и беспардонно влезает в местные реалии, показывая их без прикрас и сантиментов. Его стиль убивает, на свет божий вылезает даже не уродство, а нечто стандартное, от чего люди обычно отворачиваются. Циничные европейские тетушки и абсолютно наглые лживые местные. Кто кого. По мне, так никто, ибо победил в итоге какой-то реальный подручный сатаны. И это не просто неправильно или грязно — это все за гранью. Фильм страшен и убивает все добрые позывы.
Скорее всего, как я думаю, такие фильмы нужны, потому что режут правду-матку и шокируют всех, у кого белые перчатки. Фильм состоит из трех частей, эта называется «Любовь». При своей довольно грубой душевной организации, я вторую часть смог посмотреть только с третьей попытки. Третья до сих пор вызывает омерзение. Не знаю — как назвать это кино в принципе, но оно настоящее, хотя и убивает оптимизм и кажется чернее любой самой ужасающей чернухи.
10 из 10
17 февраля 2019
Помните цветаевское: «Простите Любви — она нищая! У ней башмаки нечищены, — И вовсе без башмаков!»? В общем-то, в фильме Ульриха Зайдля любовь тоже и разута, и раздета. И в общем-то, ее откровенничающая самой собой нагота почти что в шаге от юродства, которым спасался и, может, все еще спасается мир. Но очень большой вопрос в этом «почти», т. е. в том, о такой ли, как Цветаева, любви говорит нам австрийский режиссер, уверенно, строго, красиво, шокирующе и холодно-справедливо снявший свой «Рай» (часть 1).
Видите сами, у Цветаевой, как у Павла, сказано о любви райского типа, той, что долготерпит, милосердствует, не превозносится, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, всё покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит… И нет богаче нищего, который все отдал любви или во имя нее. Он обретает рай и сияние вечности.
У Зайдля «нищие любви» любви не обретают. Оно и понятно. Это раньше писали и снимали о простом, о том, что миру отчаянно не хватает любви. Цветаева вот тоже… А сейчас, в мире, галлюцинирующем пустотой и до зубов укомплектованном всевозможными подделками под настоящее, снимают и пишут, что любовь ему — миру этому — не нужна вовсе. И если вдруг пробьется она (то ли смело, то ли слепо) сквозь замурованность чьей-то отчаявшейся души, то будет выглядеть как эта голая австрийская тетка, как безумная (чудинка, ненорма, аномалия, помеха), странная, чужая…С каким упорством, с какой непрошибаемой наивностью Тереза готова отдать себя и деньги красивому кенийцу с дредами, веря, слепо, бесконтрольно, как лунатичка, веря, что можно любить, и ей, и ее — можно! Рай иллюзий так ласков и откровенен своими миражами… Только изгнание из него незамедлительно. Что было пропуском в этот рай? Деньги — протезы цивилизованного потребления всего-всего: от напитков в баре — до тел и душ.
В этом раю, где Терезе так хорошо поначалу, она никакой паутинкой, никакой вуалькой режиссерской от нас не спрятана (хоть самые роскошные сцены фильма как раз под вуалью-тюлем-сеткой). Наоборот — вся как на ладони, голая королевна любви… и рядом такой же голый король, только знающий, что голый.
А когда все сломается, когда она поймет, что ее любовью был лишь живой вибратор, когда визгами и стонами поманит удовольствие и прикажет лакомиться до отвращения и забытья, и когда в бесконечной ловле сексуальных отрад будет уже непонятно (да и неважно), кто плотва, а кто щука, кто курица, а кто крокодил, когда Ева съест почти все яблоки, а последним сломает зубы… Тогда станет окончательно ясно, что этот фильм не о любви, а о ее фантомной боли (хоть ампутирована, но ноет). А его режиссер из тех великих (что ж поделать, сейчас именно такие великие), кто гасит свет, приговаривая, как мамаша Кураж: «подкупность у людей — то же самое, что у Господа Бога милосердие», а потом берет мир за хвост, бросает его к черту и зовет апокалипсис на «ты», то ли как друга, то ли как младшенького: джамбо тебе, джамбо! И полное акуна матата…
Уверена, ни любовь, ни веру в нее, режиссер опорочить и опозорить не хотел, нет в его замаскированном под потеху вопле ни стеба, ни самомнения, ни легкомыслия (грех — искать в этом фильме что-то веселенькое). И, наконец, свою героиню он любит, давая и ей возможность какое-то время тоже любить…
По большому счету, я не могу принять в талантливейшем Зайдле одного. Любя и говоря о любви, он остается трезвым в стельку (и его строгий, фронтально-симметричный, выглажено-правильный и до буквальности красивый эстетизм — тоже трезв). Режиссер дает нам правду факта — слезы опустошения поломанной стареющей женщины в одиноком номере ее несбывшегося рая, слезы никому и ни зачем. А мог бы дать, т. е. подарить, правду Любви: «Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится…».
Именно поэтому кино «Рай: любовь» кровью и плотью принадлежит своему разочарованно гасящему свет времени, а не вечности. А вечность ждет того, кто возвратит не раз шельмованному и обесславленному современным искусством слову «любовь» его исконно-первоначальный возвышенный — райский — смысл.
5 июля 2016
Ульрих Зайдль — не из тех режиссеров, что заботятся об эстетическом удовольствии зрителя. Как любой порядочный австриец, в своих кино-высказываниях он строг, лаконичен и не стесняется резать по живому. Начав как документалист, он и в дальнейшем придерживался реалистической манеры. И так же как его более заслуженный соотечественник Михаэль Ханеке, основным предметом своих эмпирических изысканий, он выбирает современного европейца.
Нисколько не церемонясь, он, подобно заправскому скорняку, снимает со своих героев, в которых безошибочно угадывается, тот, или иной, класс европейского общества, поверхностный слой. И здесь уже чувствует себя, как древесный червь в трухлявом туловище когда-то гордого и могучего Древа Жизни.
В молодости Ульрих Зайдль хотел стать священником. И, безусловно, клерикальный скепсис относительно духовного благополучия людей нового века, чувствуется в его зрелых работах. Вот и центральный персонаж самой успешной из них, «Рай: Любовь», Тереза, не находит своего счастья. Уже слишком запущенная и немолодая для амурных приключений, она еще не так стара, чтобы не ощущать позывов плоти. Поэтому идеальным решением, в какой-то момент, становится визит в Кению, где, как говорят, плоть молода и свежа, а ее обладатели для любви границ не знают.
Но вскоре обнаруживается, что Кенийцы, хоть податливы, но ужас как корыстны. В Раю действуют свои правила и он, как и стоило полагать, иллюзорен. В весьма комичной манере, Зайдль демонстрирует нам хождения Терезы по замкнутому кругу раскаленных эбонитовых фаллосов, на которых как сливочное масло, таят ее романтические фантазии. А в промежутках между — еще и содержимое кошелька.
Тут то и обнажается вся подноготная единственной по Зайдлю актуальной для европейца версии Рая. Вход в него платный. Вот что бывает, когда товар и продавец это одно, так скажем, лицо. Механизмы общества потребления, оказались усвоены аборигенами не хуже, чем гостьям из цивилизации, собственно и преподавшим сей ценный урок. Так что удовольствие здесь получит лишь самые честные в своем консюмеризме. Те, для кого эта схема столь естественна, что другой просто не существует.
Зайдль по привычке выстраивает весьма отталкивающий образный ряд, который несколько теряет в эффекте из-за упомянутой комичности происходящего. Зато в плане общей смотрибельности, картина от этого только выигрывает. Тем более что на кульминационной сцене оргии, судороги отвращения минут лишь самых стойких. В общем, равновесие составляющих, которого так не хватало «Импорту-Экспорту» было успешно найдено.
Верен себе постановщик и в манере повествования. Отдаляя своих персонажей от себя, он снимает с себя за них ответственность, предоставляя зрителю выносить вердикт. Который напрашивается сам собой. Как пелось в одной песне, нет любви в сердце большого города. Вот и в сердце джунглей ее не нашлось. И дело, конечно, не в локации, а населяющем ее контингенте. Ищет он вовсе не любовь, потому найти ее ему не суждено, пусть даже самом лоне инстинктов. Он ищет, пусть временного, но освобождения от благ и устоев, которых вроде бы так судорожно искал. Спрос рождает предложение и наоборот, выгодная сделка готова. Осталось только раскошелиться. Ведь кушать хотят все.
19 июня 2016
Ах, как жаль, когда некоторые пишут в своих рецензиях, что Зайдль показывает свою героиню холодно и отстраненно. Да, он очень суров к ней. Но неужели не видно, как он ей сочувствует. Она почти безобразна, когда раздевается, но когда она получает порцию любви, пусть и продажной, какой спокойной, умиротворенной она кажется. Когда она спит, женщина прекрасна, как на картинах Рембрандта. Её тело излучает покой, свет. Она стремится к любви, сочувствию, пониманию, ищет и не находит их. Режиссер проводит её от простого отторжения, неприятия подобных связей, потом слом, заинтересованность, даже влюбленность в чернокожего героя. Она знает, что заинтересованность молодого парня немолодой женщиной не может быть правдой, что все подруги только пользуются молодыми телами, но рада обманываться. Дальше разочарование, разгул, участие в противной ей оргии, она почти доходит до края, когда унижение одного человека другим даже может приносить удовлетворение, она уже научилась этому. Но все-таки она останавливается.
Мысли автора удивительно понятны, донесены так ясно, вспоминается фильм «Плащ Казановы» с прекрасной Инной Чуриковой. Как похожи женщины, которые хотят быть любимыми, желанными, которые не хотят стареть, хотят найти близкого человека.
8 из 10
8 апреля 2016
Умный фильм о маленьких (и не очень) человеческих трагедиях на фоне большого современного глобализированного мира. Замечательная режиссура и еще более замечательная операторская работа фильма рассказывает историю о пропасти, которая пролегла между Европой и «Третьим миром».
Сюжет фильма прост и понятен каждому жителю мегаполиса. Главная героиня фильма — простая австрийка «бальзаковского возраста» с не сложившейся личной жизнь и дочкой-эгоисткой сбегает из Вены в Кению, точно также, как это делает офисный планктон во всем мире, убегая из Москвы, Токио, Нью-Йорка в Анталью, Гоа или Таиланд. В Кении ее встречают теплые воды Индийского океана, чистый песок, пальмы, пятизвездочный отель и чернокожие мачо, ради «отрыва» с которыми она, собственно, и приехала в жаркую во всех отношениях Африку.
Вообще, этот фильм блестяще показывает то, как нормальный человек может стать самой настоящей проституткой: «белый» человек, получая сексуальное удовольствие за деньги, а «черный» человек, став альфонсом. И те, и другие лишены человеческого достоинства, понимают это, но изменить что-то уже не в силах. Они, страдая, играют по правилам, которые были придуманы не ими. В этом фильме нет положительных персонажей, но есть герои, очень ярки, характерные персонажи. Отсутствие музыкального сопровождения помогает в создании абсолютно реалистичной картинки, и у зрителя складывается впечатление, что он находится рядом с героями.
Этот австрийский фильм после просмотра заставляет задуматься над тем, ради чего и ради кого мы живем, какие ценности мы исповедуем и что для нас является самым важным в жизни? Эти вопросы себе задают все: бедные и богатые, красивые и не очень, европейцы, россияне или африканцы, — не важно. Отличный пример остросоциального современного европейского кино «для всех».
17 января 2016
Мне ещё с «Импорта-Экспорта» начало казаться, что Ульрих Зайдль, позиционирующий себя как главный социальщик европейского кино, на самом деле прячет за своим явно эпатажным, явно ранне-маяковского толка гиперреализмом нежные ушки антрополога. Все его анально-влагалищно-блевотные пощечины общественному вкусу, уже скучно-привычные, а то и вовсе трансформировавшиеся в элементы лёгкого, щекочущего нервишки садо-мазо, служат, похоже, не более чем дымовой завесой для критиков и балаганной завлекалочкой для зрителя, тогда как истинная режиссерская сверхцель — в исследовании эволюции социума и самое человека, эволюции, в наши дни стремительной, а оттого — остро нуждающейся в детальном фиксировании. Навязчивая же идея Зайдля — в отслеживании изменений антропологической нормы: «Импорт-Экспорт» занимался барьерами трудоспособности, «Любовь» — гранью, за которой полноценность становится медицинской ущербностью.
Инвалидность до сих пор воспринимается как состояние ограниченности возможностей в обществе у человека-носителя физических, умственных, сенсорных или психических отклонений. Стало быть, — продолжает логическую цепочку Зайдль, — при увеличении спектра возможностей в социуме неизбежно должно расти и разнообразие неполноценностей вкупе с количеством затронутых ими людей. Происходит своего рода выворачивание наизнанку программного «мне невозможно быть собой, мне хочется сойти с ума, когда с беременной женой идет безрукий в синема». Если сто мракобесных лет назад душа поэта содрогалась от неестественной включенности убогого калеки в семейно-репродуктивный контекст, то сейчас из этого контекста по физическим же критериям оказываются исключенными уже не обделенные, а просто недостаточно щедро (или надолго) награжденные природой. Постклимактерические, например, тётки, вполне себе физиологично располневшие за порогом пятидесятилетия. Пришла проблема пола, румяная фефёла, и громко заявила, что «парням уды мочалить — не токмо для молодух». Навязав тем самым матронам с недостаточно упругими попами и недостаточной же феерией у койке слегка брезгливое, но стойкое, тянущее вниз ощущение собственных обделенности и ущербности. Впрочем, именно в помощи ущербным — первейшая задача общества всеобщего благоденствия. Оно милосердненько позволяет олигофрену время от времени порулить на игрушечной машинке, а бабе-ягодке-опять — взаимообразно поиграться с гарантированно качественным фаллосом.
По Зайдлю, нет ничего вредоноснее, чем повсеместное насильственное, навязанное обществом вторжение этики, эстетики и функциональной логики сферы услуг в самые интимные уголки человеческого естества. Ибо порождает оно не чудовищ даже — уродов. Его «Рай» — это своего рода ременный бич, которым он наотмашь хлещет ангелов двадцать первого века с их эльфийскими, толерантно-либеральными социальными формулами. Компетентная, под присмотром специально обученного воспитателя инклюзия инвалидов, достойная, с экзотическим отпуском, оплата труда такого воспитателя, клуб-отель в далекой бедной стране, дарующий европейцам — каникулярное счастье, а местным — рабочие места, сам скромный, обоюдовыгодный блуд даже — всё эти достижения нашей цивилизации, по отдельности замечательные, будучи выстроены в строгую причинно-следственную цепь, парадоксально превращаются в конвейер по изготовлению калек из медицински нормальных людей. С наглой алчностью искусственно возгоняя до непропорциональных размеров потребности, стоя на подхвате у каждой хотелки, предлагая платный суррогат жаждущему живого — этот конвейер становится прямым источником депрессий, фрустраций, семейных отчуждений, ненависти и самоненависти, экономического унижения и психологического насилия. Бедности, сирости, убожества.
30 августа 2015
Сам Ульрих Зайдль называет темой «Любви» отражение проблемы «европейского неоколониализма». В чем же он проявляется? Если метрополии прошлого честно и грубо выкачивали ресурсы из экзотических стран, то новый этап колониализма приобретает весьма пикантный характер, прикрывшись, вдобавок, обоюдным и взаимовыгодным соглашением сторон.
Немолодые европейские дамы едут в солнечную Кению за любовью, которой в родной Австрии (например) им и ждать не приходится. Оно и понятно — насаждаемый массовой культурой образ юной обворожительной красотки не оставляет женщине за 50 надежды на внимание к ее тонкой натуре и прекрасной душе.
Другое дело — жаркая Африка, картины которой в фильме ненавязчиво хороши. Ее стройные жители-красавцы — прямо-таки специалисты широкого профиля. Они не только готовы исполнять любые капризы «мамочек», но и без труда находят подход к каждой туристке — и к сентиментальной главной героине в том числе.
По ходу действия фильма (кстати, ничего совсем уж отталкивающего и шокирующего я в нем не увидела) Зайдль беспристрастно показывает не только духовный упадок европейского общества (что вполне ожидаемо), но и весьма неприглядную картину нравов жителей райского побережья. Что сделало их жадными, наглыми и беспринципными? Разлагающее влияние западных колонизаторов? А может быть, внутренний изъян жил и живет не только европейской душе? Можно подумать об этом, можно улыбнуться забавным моментам (которых в фильме достаточно), а можно просто насладиться лаконичными, фотографически притягательными кадрами.
У любви в фильме находятся как бы две стороны. А есть ли смысл искать рай хоть на одной из них — решит зритель этого фильма — интересного и экзотически красивого.
13 января 2015
Очень реалистичная картина. Жизнь, как она есть, без прикрас. Фильм по сюжету напоминает «На юг» с Шарлоттой Рэмплинг, но здесь все более правдоподобно и жестко.
Тереза живет в Вене, работает с детьми с синдромом Дауна. Она одинока, воспитывает дочь — перекормленную тинейджерку, и мечтает о любви, большой и чистой. И в поисках ее отправляется в солнечную Кению, к поджарым шоколадным мальчикам.
Выясняется, что «любовь» там и впрямь на каждом шагу. Белозубые красавцы наперебой предлагают себя стареющим мадамам — все, что угодно, в обмен на несколько купюр. Делают они это по-разному — кто-то нагло и не стесняясь, кто-то исподтишка, давя на жалость к бедным африканским детишкам и больным родственникам. Но смысл всегда остается один и тот же. Вот только Терезе хочется другой любви. Хочется, чтобы «глаза в глаза», хочется, чтоб ласкали не за большой кошелек, а за душу — невинную и прекрасную. И разочарование, которое испытывает она столкнувшись с реальностью трудно себе представить.
Фильм правдивый и очень нужный. Чтобы Джульетты всей планеты остерегались Ромео, проживающих на модных курортах. Чтобы не бросались сломя голову в объятия знойных красавцев, раскрывая души и кошельки, не ознакомившись сначала с прейскурантом. На любовь и нежность.
9 из 10
10 января 2015
«Мама». Поиски любви и желание отдохнуть от рутины, приводят героиню к мысли посетить солнечную страну — Кению. Героиня фильма мать одиночка, воспитывающая трудного подростка (историю которой можно посмотреть в фильме «Рай: Надежда». Она уже не молода, весьма тучная и полна комплексов. вот она возможность забыть о проблемах и найти, то чего не хватало- быть любимой и оцененной по достоинству. Окрыленная желанием любви ищет знакомства с местными мужчинами, которые готовы дать любовь, но увы только за деньги. Наблюдая успешный пример своей новой знакомой, у которой уже есть молодой любовник. Местные юноши наподдают на туристок как только они покидают территорию отеля, зазывая их «мама». Воспевая им дифирамбы, предлагая безобидно фенечки и бусы заманивают их в свои «логова», дарят любовь, а потом начинаются проблемы в его семье. И тут уже не откажешь «страстному, влюбленному» с его проблемами: болезнь кузины, оплата больницы племянницы, помощь брату попавшему в аварию. Ничего не надо — просто помоги материально. Печальный образ одинокой женщины которая не нужна даже собственной дочери и сестре снимает «последнее» с карточки в надежде продлить этот — РАЙ любви. Все мы хотим что бы нас любили ни за что — то, а вопреки. Вот и одинокие дамы приехавшие отдохнуть в Кению этого ждут. фильм полон сцен любованием контраста тел: юного и старого, спортивного и полного, темного и светлого. Режиссер затронул вечную тему и снял это все на фоне красивейшего пляжа.
Всю трилогию я не смотрела, но продолжу. Сюжетная линия трех фильмов соединена родственными связями.
4 из 10
4 июня 2014
Бывший документалист в игровом кино все равно остается документалистом. Там, где нужно создать фантазию, он создаст инструмент, изобличающий реальность из-под груды фантазмов. Таков Ульрих Зайдль, который открывает «райскую трилогию» глубокими размышлениями о телесности, расизме и одиночестве в жаркой Кении.
Безжалостный Зайдль отправляет в кенийский секс-тур пятидесятилетнюю Терезу. Она едва-едва смирилась с собственным телесным разложением, как вдруг выясняется, что небольшая инъекция расизма может вернуть ей радость «любви». Горячие негры с большими членами сулят «сахарной мамочке» романтику, и Тереза в это старается даже верить, а потом, когда ее кидают, обкрадывают и разрушают, мамочка вспоминает, кто здесь хозяин, а кто раб, и что Африка, вообще-то, Третий мир.
Скандальная популярность этого произведения, кажется, проистекает не столько из пикантной темы, легитимизирующей межрасовый секс за пределами сайтов для взрослых, сколько сильной степенью идентификации зрителя с героем, который, если еще не набрал лишний вес и не подурнел, то, скорее всего, готовится к этому в будущем. А там ад невостребованности, каждодневный ужас зеркала и дыхание старости за плечом. Зайдль даже не погружает свою героиню в эту ситуацию, она уже живет в ней. Достаточно раздеть полненькую актрису Тизель и положить ее рядом с мускулистым негром, чтобы она устыдилась себя по-настоящему, без актерских воплощений, и режиссер этим ресурсом беспринципно пользуется, но скорее как добрый, но хирург, намеревающийся поставить обществу диагноз.
У Терезы есть подруги, такие же старые клуши, которые, однако, не тешат себя иллюзиями, что горячие молодые парни могут всерьез ими заинтересоваться. Умело играя на разнице валют и повальной проституции в нищей стране, они спешат получить максимум удовольствия за свой короткий отпуск. Боровшаяся долгие годы за независимость Африка вроде и проиграла экономическую битву, но Зайдль, кажется, намекает, что на фронте фертильности ей нет равных. Не надо даже завозить с Черного континента черных мужчин в Европу, белые женщины сами поедут за ними на черный континент.
Зайдль словно говорит, что единственный способ принять себя — это уверовать, что «другой» — животное, а тело — товар. И вообще-то, ничего кроме жалости это не вызывает. Хотя нет, еще массу вопросов к себе. Режиссер тем и безжалостен, что реализм его далеко не фильмический, а такой, который имеет непосредственное отношение к нам, к нашей самооценке, реакциям, комплексам, надеждам и страхам.
30 мая 2014
Африканские мальчики зреют для бледных красавиц, танцоры по найму без устали и печали. Спокойные спины хранят стволы и патроны, на дерзости не отвечают (с)
Как же ещё завершать год, если не просмотром столь безнадежно-реалистично-упаднических картин Ульриха Зайдля. Его трилогия словно три великана, на которых держится мир каждого отдельного человека — имя им Вера, Надежда, Любовь. И то, как видит эти светлые добродетели Зайдель, то какими он представляет их — в виде документального кино, способно шокировать даже самого стрессоустойчивого зрителя.
Любви хотят в любом возрасте, в любой расе, в каждой стране и на каждой улице. И получить её можно любым способом, а за деньги даже ещё проще. Зайдель убрал из фильма весь романтизм и теплоту, что связывают со словом «любовь», представив наш мир таким, будто никакой любви здесь не водится. Полная безысходности и мерзости картина, она не вписывается ни в какие моральные рамки и тем самым пугает. Ты понимаешь, что так ненормально, не должно быть, но тем не менее это происходит, пусть на другом конце света и не с тобой, но это реальность. Есть такие моменты в фильме, в которые хочется ослепнуть — слишком остро чувствуется самоунижение главной героини.
Тереза приехала из прагматичной, сдержанной Австрии в жаркую и «горячую» Кению за отдыхом, солнцем и морем, а пылкие африканские юноши оказались приятным бонусом к отпуску. По началу и для Терезы эта связь кажется дикой, невозможной, но глядя на развратную, смелую подругу, она словно послушное дитя вторит её, идёт на поводу, что в итоге приведёт её только к разочарованиям и бесконечному унижению. Тереза сама делает выбор. Она могла в любой момент сойти с этого пути и не поддаться искушению, но делает кардинально другой выбор и шагает к запретному плоду. Пока неуверенно и маленькими шажочками, но чем «глубже в лес», тем раскованнее становиться главная героиня, и дальше она уже знает правила игры, поэтому больше не допускает ошибок. Весь фильм ты разрываешься между жалость к главной героине, отвращением к ней и раздражением. Вот именно этими контрастами играет режиссер: от заметных и очевидных (сцены с толстыми австрийками и грациозным негритянским юношей), до чуть интуитивно-понятных (когда Тереза осознаёт, что её просто использовали).
Это не рай любви, это самый настоящий ад господства, самоуничижения, похотливости и вседозволенности. Сначала пожилые австрийки играют чернокожими юношами, как куклами, дергая их за все возможные ниточки. Потом уже черёд юношей отыграться на богатеньких дамочках. Вот и получается, что Любовь в этом райском месте не живёт.
Отдельно хотелось бы отметить Маргарет Тизель, которая сыграла Терезу. Такая преданность свой профессии не может не восхитить. Ведь этой актрисе ещё жить с грузом такой роли, где ты выставляешь себя в самом омерзительном свете. Мало кто согласился бы показать свою непривлекательную наготу перед камерами.
«Рай: Любовь» — это та часть трилогии, в которой Зайдель даёт возможность каждому зрителю оценить свои чувства к героине, осмыслить их, осознать. Ведь сам он к ней по сути безжалостен и концовка не несёт облегчения — искупав героиню в волнах унижения, разврата и пошлости, он вернёт её к обычной жизни.
7 из 10
30 декабря 2013
Беззастенчивая реалистичность зайдлевских картин (а до этого он снимал документальные и основанные на подлинном материале игровые фильмы) как бы трансформирует реальность в фантазию при помощи приемов контраста при переходе со сцены на сцену, показывающих всю противоречивость человеческой натуры, тщательным и даже метафорическим подходом к выстраиванию композиции кадра и интересными ходами в драматургии.
Одиночество героини фильма «Рай. Любовь» остро чувствуется в сценах, где её маленькая фигурка идёт вдоль пляжа на фоне сумеречной панорамы моря, штиля, тонких хлипких лодок и нависающих кучевых облаков, где она звонит дочери, которая не поздравила её с днём рождения, когда курит в раздумьях в баре и плачет, когда в конце остаётся абсолютно одна.
Тотальное одиночество женщин, перешедших рубеж в 50 лет, и в то же время человеческое желание любви и тепла, заставляет многих пускаться во все тяжкие. С приездом в райскую Кению они будто заново обретают молодость и сексуальность, бегают на свидания, разговаривают в компании о «парнях». «Рай. Любовь» — это история о женщине, которая ищет любви. Тереза прекрасно понимает, что уже не молода для поджарых чернокожих мальчиков, что повышенному к ней вниманию она обязана образу жизни местных «мачо», подразумевающему обогащение за счёт европейских туристов. Ей и не близки такие товарно-денежные отношения, ей бы хотелось восприниматься человеком «целиком, как личность, а не только тело с отвисшими сиськами, морщинами и толстым задом. Хочется, чтобы заглядывали прямо в душу, зрачки в зрачки».
Мужчина, не вторгающийся в её личное пространство, не спешащий с порога что-то требовать и, что главное, не стесняющийся гулять с ней по улице под руку у всех на виду, моментально очаровывает разведённую женщину преклонных лет. «Любовь не имеет границ. Любовь бессмертна», — отвечает Терезе Мунго, когда та высказывает свои сомнения по поводу возможности его любви к ней. Ведь «в Африке любовь вечная». И это в какой-то степени правда: райский уголок всегда будет ждать тех, кому нужна любовь, и каждый её получит. Не за просто так, естественно. «Таким, как вам, нужен любовь, а я могу дать вам любовь. Я вам дам хороший, добрий, я могу ухаживать. Я забочусь тебя, ты забоишься меня».
Скоро корабль любви Терезы, уже успевшей принять эти отношения всерьёз и пойти на некоторые жертвы ради них, как говорится, разбивается о быт, когда она понимает, что её использовали. Показателен эпизод, когда Тереза находит Мунго в компании его жены и набрасывается на него, а жена без проявления малейшей эмоции отходит в сторону. Потому что это хлеб здешних людей, единственное, чем они зарабатывают себе на жизнь, и потому неудивительно. Тереза же, ощутив некоторую власть над жрецами любви, не преминула ею воспользоваться. Она такая же ранимая, просто предай женщину, и она как можно глубже затолкнёт свои чувства и начнет казаться сухой и жесткой, но боль никуда не денется. В этом фильме Зайдль исследовал такое явление, как секс-туризм, и жизнь так называемых «пляжных парней», но при этом ещё и затронул причины подобного явления, уходящие корнями в чувственное. Туристы приезжают и выбирают себе рабов, однако потом сами становятся рабами.
27 декабря 2013
Смотреть такое кино о вот такой вот жизни: очень сложно и противно, и мерзко, и вообще, как то не хочется.
Ульрих Зайдль снимает не просто кино, он показывает пороки. Эта мысль прослеживается лейтмотивом во всех 3-х частях Рая. И вряд ли можно остаться равнодушным. А после просмотра, эмоции будут отрицательные, не потому что фильм плохой, потому что в таком мире жить не хочется.
Как и в любом хорошем арт-хаусе жизнь героев слишком утрирована, но тем ярче показана грань. Каждый хочет любви, каждый хочет верить, что она взаимна. Но этот фильм не про любовь, здесь она даже рядом не стояла, название не в счет. Секс? Здесь даже как такого секса нет, одни инстинкты. Зато отлично показаны «люди-инвалиды» со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Хочешь постичь высшее чувство доступное человеку? Тогда не превращайся в животное.
За ощущение холодного душа, среди всеобщей засухи:
10 из 10
12 ноября 2013
Драма Ульриха Зайдля посвящена «тёмным и светлым» сторонам человека, которая во всей красе показывает различные подходы к жизни. Можно иметь любое мировоззрение и ценности в жизни, понимать поступки героини или их не одобрять, но равнодушным к истории остаться не получится, как бы вы ни постарались.
Главная героиня, (МаргаретеТизель) 50-и летняя женщина пышных форм, затевает поездку в Кению, с одной единственной целью — сбежать от повседневной суеты, отдохнуть и расслабиться. По приезду за границу, Тереза встречается со своей подругой, которая ездит в Африку для получения немного другого вида отдыха — сексуального и раскрепощенного. И Тереза решает избавиться от комплексов и шагнуть на тропу столь заманчивого разгульного образа жизни. Сказывается и опыт одиночества, осточертевшего за 40 лет, и отсутствие спутника жизни, готового тебя, хотя бы выслушать, и желание жить и радоваться молодости в душе.
В Кении очень развита практика секса за деньги, о которой без устали рассказывает Терезина подруга. Проникшись ее идеями отдыха и набравшись смелости, главная героиня отправляется на поиски ребят для утех. Помимо утоления своего сексуального желания, Тереза не теряет надежды найти истинное чувство там, где давно все измеряется хрустящими купюрами.
Фильм Зайдля (мастера документального жанра) снят очень реалистично, и во время просмотра кино, возникает ощущение присутствия при съемке происходящих событий. Это отражается в каждой детали кадра. В пределах своего временного.. . места проживания, отлично акцентировано внимание на навязчивости местных торговцев. Ведь и в нашей обычной жизни, они умеют «достать» настолько, что уже хочется сбежать и с пляжа, и с любого другого места отдыха, что бы просто иметь возможность спокойно поговорить или помечтать наедине. В драме показана не только туристическая часть города, в которой все обставлено по высшему классу и весь интерьер «кричит» о богатстве курорта, но и та, «серая» жизнь, сотканная из стандартных проблем: как заработать и где взять деньги, что бы выжить.
Зайдль затрагивает и тему привязанности к детям, которые вырастают и начинают свою жизнь, а мать, только осознает, что у нее отсутствует своя. Касается и понятия женской дружбы, в основном сводящегося к обычной болтовне и совместным посиделкам.
За развитием сюжета искренне интересно наблюдать. На примере Терезы, мы сталкиваемся с тем, как каждый сексуальный опыт вселяет ей уверенность в своих силах и красоте, как человек окрыленный желаниями стремиться сделать шаги для получения своих целей. И пусть даже за деньги, и пусть без чувств — но она обретает намного большее — веру в себя. Поистине правду говорят, надежда умирает последней. Так и героиня, не раз сталкивающаяся за весь сюжет с непониманием и несоответствиям качеств в мужчинах, с ее желанным идеалом, находит в себе силы для новых этапов поисков.
И как в других картинах Зайдля, концовка весьма логичная, хоть и не привычна для зрителя, привыкшего к западным фильмам. Присутствует и своеобразная ирония, и немецкая скрупулёзность в вперемешку с немалым количеством комедийных моментов. Рекомендуется смотреть тем, кто не боится увидеть людские пороки и пристрастия во всей красе, какими бы они не были правильными или не правильными с точки зрения морали.
27 октября 2013
Замечательное яркое красивое кино о низких чувствах. Вернее о иллюзиях и мечте, которые разбиваются о суровую и грязноватую правду жизни. Причём люди-то всё не плохие, просто все что-то друг от друга нужно и хочется что бы за это ничего не было. Ну или что-то такое, что не ущемляло бы свои права или чувства. А вот когда люди понимают, что платят за свои желания не тем, что они напридумывали, то происходит какой-то самоуничижающий коллапс. И всё. Рай сразу куда-то улетучивается и настаёт грязноватая действительность. А человек уже, не то что бы не может без этой грязноватости, но как-то уже и смиряется. И всем, в том числе и зрителям, становится тоскливо, мерзковато и грусновато.
Хотя, конечно есть и особые уникумы, которые выше всего этого копошения. Тогда, значит для них фильм не про это. А про межэтнические субпассионарные связи, которые как ни крути, опять приводят к чему-то не слишком высокому.
К сожалению, не могу похвастаться, что очень хорошо знаком с творчеством Ульриха Зайдлья, до этого смотрел всего один фильм «Собачья жара», который до сих пор забыть не могу. Но ясно одно, что Зайдль умеет попасть в точку. Причём настолько, что теперь придётся пересмотреть и Собачью Жару и по возможности остальные фильмы этого мастерского кино-творца. Чего и вам желаю.
Пока не смотрел другие фильмы из трилогии про Рай, которые хочется поставить в кавычки. Очевидно желание кавычек не пропадёт и при их просмотре.
Естественно, как и в любом уважающем себя арт-хаусе присутствуют откровенные сцены без тени напускной пошлости. С долей иронии, конечно говорю.
11 октября 2013
Фильм очень печальный.
Жалко белозубых кенийцев, наперебой ублажающих австрийских дам под хруст тысячных купюр. От того, что вокруг ужасающая нищета, а кроме разноцветных стекляшек и собственного тела им больше нечего продать.
Жалко толстых и некрасивых тетушек, бегущих от одиночества в далекие райские дали, надеясь забыться в объятиях африканских мальчиков. В некоторые моменты от мерзости и реалистичности происходящего на экране хочется зажмуриться, отвернуться, обособиться. Как спешишь проскользнуть мимо зеркала, поймавшего неудачный ракурс. Но камера крепко держит взгляд зрителя, проводя его через обилие не слишком эстетичных постельных и около постельных сцен за грань нравственного падения, к тому животному страху одиночества, что таится внутри каждого. Кому-то, как одной из подруг героини, удается весело глушить этот страх алкоголем и оргиями, а кто-то, как героиня, глохнет сам, и на самом дне не находит уже ничего кроме обманутых надежд и пустоты.
Однако пусть вас не пугает мрачность отзыва, это подоплека, подтекст, это кино ни в коем случае не заумный затянутый арт-хаус. Напротив — фильм очень жизненный, с остроумными диалогами и яркими персонажами. Очень рекомендую всем, кто любит кино цепляющее и переворачивающее, заставляющее думать во время и после просмотра.
10 сентября 2013
Ух — ты, какая красота. Неожиданно, ожидая скучный маршрут австрийского интеллектуала по цитатам европейских фильмов о любви, я получил весьма пикантный во всех отношениях вызов.
Это касается прежде всего формы. Зайдль не стремится фиксировать наше внимание на сатиричности и гротескности повествования. Он опирается на триединство: сухого лаконичного стиля, выборе актрисы и гениальном сюжете.
Зайдль ставит на точность и детальность в повествовании истории. При этом, он не стремится обличать и делать выводы. Он даже не искрит юморными врезками. Мы получаем простое и незатейливое описание одной туристической поездки в Кению.
Не менее интересен и выбор актрисы. Вы только посмотрите на Маргарет Тизель — и, точно Вам говорю, улыбнетесь не один раз. Уже сам выбор актрисы, которой придется не раз демонстрировать зрителю свои обвислые формы и заслуживающее скорейшей липосакции туловище, говорит о многом.
Ну и конечно же сюжет. Сколько раз в истории кинематографа мы оказывались в ситуации, когда богатый и комичный богатый джентльмен «проплачивает любовь» с красивой элегантной молодой девушкой? Достаточно просто вспомнить «Сестру Кэрри». Но, тут нам предлагают качественно обратную ситуацию. Заказчиком сексуальных услуг будет не просто комичная пожилая особа. это ведь тоже уже было. Вспомните римские похождения миссис Стоун от Теннессси Уильямса и Вивьен Ли. Зайдль еще больше обостряет и мы получаем картинку, при которой странная белая женщина будет выступать фактическим агрессором для афро-американских мужчин.
В сущности, этим можно было бы уже и ограничиться. Но, создатели ленты уделяют особое внимание вопросам секса. Кадры будут не просто откровенны, они будут точны и недвусмысленны. Но при этом, каждый откровенный эпизод, в данном случае будет художественно оправдан.
Можно ли лучше показать сущность отношений, складывающихся при активном пикапе пожилой австриячке красивых молодых кенийских мужчин, как не через то, как несуразно толстая женщина фотографирует мужское достоинство спящего мужчины?
Так что, просмотрев почти всю программу Каннского фестиваля, я весьма удивлен, что призы за сценарий и главную женскую роль достались картине Мунджиу «За холмами». Во всех отношениях фильм Зайдля куда более смелый и откровенный. Он не побоялся рискнуть и снять весьма едкий фильм обличающий современное «просвещенное» общество потребления.
И еще эта легкость, с которой нам все рассказывалось. Как будто полковник Ланда в бесподобном исполнении Кристофа Вальца, таинственным образом оказался на режиссерском мостике и стал рассказывать, что к чему в современном туризме. Удалось!
Когда-то давным давно, мы получали резкие выпады от Луиса Бунюэля (Этот скромный объект желания) и Марко Феррери (Большая жратва), которые весьма провокационно обличали скрытую пошлость и эмоциональную незрелость представителей среднего класса и аристократии. В наши же дни, серьезную заявку на то, чтобы занять эту нишу занял фильм Зайдля «Рай: Любовь». И мне этот фильм весьма и весьма пришелся по душе.
8 из 10
5 августа 2013
Пока Ларс Фон Триер терзает всех киноманов долгой прелюдией перед релизом своей «Нимфоманки», почти аналогичную тему поиска и обретения любви путем многочисленных половых экскурсий в свою сексуальность затронул австрийский режиссер Ульрих Зайдль в первой части своей «райской» трилогии под названием «Рай: Любовь» 2012 года, которая в прокате была принята крайне прохладно ввиду специфичности киноязыка, попутно вызвав неистовый восторг кинокритиков.
В центре повествования данного фильма находится Тереза — австрийка возрастом «за пятьдесят», которая вместе с подругами того же возраста отправляется в отпуск из унылой Австрии в жаркую Кению для удовлетворения своей сексуальной неудовлетворенности. Если начать рассматривать фильм Ульриха Зайдля под синефильски-философским углом, то можно увидеть, что «Рай: Любовь» это:
1. Эксплуатационная драма. Переместив действие в Кению, Зайдль весьма витиевато првератил свой фильм в своеобразный авторский оммаж blaxploitation, в котором все белые представлены в сугубо сатирической и резкой форме, тогда как все чернокожие герои фильма, от которым нашим героиням необходимо исключительно одно и то же, показаны гораздо более обьемно и интересно, хотя Зайдль и им добавил окраски сарказма и сатиры. К тому же в данном фильме нарочито и откровенно эксплуатируется тема секса, свободных сексуальных отношений и любовь как таковая, как сердечное чувство, а не сиюминутный порыв либидо, предстает вещью второстепенной, особенно в глазах жарких африканских самцов.
2. Любовная драма. Фильм «Рай: Любовь» является еще и примером довольно откровенной любовной драмы с той лишь разницей, что Рай, по Зайдлю, предстает местом почти десадовского либертинажа, не столько духовного, сколько телесного, а любовные страдания главных героинь, особенно Терезы, прекрасно воплощенной в фильме актрисой Маргарете Тизель, априори обречены на моральное фиаско. Долгое время посвящая хронометраж поискам главных героинь подходящих партнеров из великого множества сексуальной орды, на миг кажется, что Зайдль чересчур увлекается именно сексуальным акцентом, но вскоре лирическо-трагическая составляющая в фильме начинает довлеть и сатира превращается в трагедию одиночества.
3. Социальная драма. «Рай: Любовь», как и большинство картин современного европейского артхауса, четко держится и социальной линии, показывая удручающий депрессивный быт Австрии и проецируя его на современную Европу. Главные героини стремятся убежать от этого удушающего и лишенного надежд мирка, но их эскапизм лишен четких целей, кроме эротических, во всяком случае поначалу, ибо и Кения в фильме предстает отнюдь не сказочной страной. Побего героинь из одной страны в другую, на иной континент, где проблемы еще хуже и жить еще тяжелее, становится побегом от самих себя, в некую вымышленную страну, в некий Рай, коего на Земле и нет и искать не стоит.
Операторская работа Эдварда Лакмена и Вольфганга Талера отличается в ленте чрезвычайной реалистичностью и визуально фильм смотрится довольно непросто, ибо во всей стилистике ленты довлеет статика и насыщенный, мрачный психологизм. Отсутствие же явного саундтрека лишь усиливает фиксированную иследовательскую документальность режиссерской манеры Зайдля, вся сатира которого в «Рай: Любовь» кажется виньеточной и обманчивой.
Итак, «Рай: Любовь» — это окрашенная саркастично-сатирическими нотками социальная драма о поиске любви и подчас невозможности ее обретения. Всем поклонникам европейского авторского кино я настоятельно рекомендую этот несколько тяжеловатый, а местами очень провокационный фильм.
10 из 10
22 июля 2013
Независимые кинофестивали очень часто дарят миру кинематографа неординарные и подчас скандальные ленты, вроде этой. Режиссер Ульрих Зайдль прославился тем, что не скрывает в своих работах ничего. Как говорится, только голые факты (частенько, в прямом смысле этого слова) и ничего более. Одна из последних его картин «Рай. Любовь», входит в цикл, рассказывающей о различных выражениях женской любви. Вариации на эту тему уже рассматривали многие известные авторы, но то, как это делает австрийский постановщик, выделяет его на общем фоне. Дамы бальзаковского возраста, которые во всей своей красе, наслаждаются жизнью, пользуясь своей финансовой мощью — это, как минимум, неординарно и провокационно. Но привлекла мое внимание эта лента прежде всего своими положительными отзывами с кинофестивалей и опять же, известной фамилией постановщика.
Чтобы лучше подготовиться к просмотру, я прочел множество отзывов и посмотрел несколько ранних работ автора. Так что, была полная моральная готовность к тому, что предстояло увидеть за два часа. В целом, фильм не то, чтобы шокировал, но оставил после себя крайне неутешительное чувство грусти и безысходности. Не из-за вида обнаженных женщин, которым слегка за пятьдесят. Все из-за мрачного сценария, который в очередной раз продемонстрировал, что настоящей любви после определенного возраста не бывает и рассчитывать приходиться на низость мужчин, готовых за дешевую цену ублажить хоть труп с кладбища. Ничего позитивного или весело, я от «Рая» и не ждал, но что будет все настолько бесперспективно, даже и не предполагал.
Даже сцены, где приезжие дамы устраивают вечеринку, приглашая чернокожего паренька, трясущего перед всеми своим специально украшенным по случаю торжества прибором, вызывают даже не мрак, а жалость. Жалость от того, что все происходящее на экране, вполне возможно происходит и в реальной жизни. И дело тут не только в богатеньких «почти бабушках», жаждущих плотских утех на старости лет, но и в черных работягах, согласных на любую жесть (иначе я этого назвать не могу), лишь бы им за это было заплачено. Согласитесь, ничего жизнеутверждающего в этом нет, как и в финале, показывающим что в конце нас всех ждет пустота, да и только.
Вообще, основной сюжет повествует о Терезе — весьма обеспеченной женщине, которая отправилась из родной Австрии в экзотическую Кению. Если в домашней стране, найти себе мужчину или даже снять себе кого-нибудь на ночь, не видится возможным, то на африканской бедной земле желающих ублажить героиню будет огромное множество. Найти мужика с большим пенисом и желанием заработать по быстрому — не проблема. Но что стоит за нескончаемыми постельными встречами за деньги? Ведь в таком то возрасте хочется не просто обычного секса, а любви и нежности. Жизненный экватор уже преодолен и так уж сложилось, что люди смертны также, как и одиноки. Это все относится и к Терезе, которая даже в объятиях кучи негров не чувствует того, за чем приехала на отдых.
Сценарий неправомерно тяжелый, хотя от независимого проекта со столь тонкой темой, ожидать иного не стоило. Смотрится все происходящее ну очень тяжко, и дело не только в грузной сюжетной линии, но и в неспешности происходящего. Все двигается так, как будто проходит медитация у монахов — никуда не торопясь, погружаясь все глубже и глубже. Это все позволяет прочувствовать и понять творящееся на экране настолько хорошо, насколько это возможно. Но параллельно, погружает зрителя в бездну меланхолии, а в некоторых сценах и вовсе действует как снотворное. Все это — детали постановки Зайдля, но как раз из-за этого, фильм не для всех. И не для меня.
Столь сложная по строению и идее лента, мною больше не будет пересмотрена ни разу. Единичного обращения к «Любви» вполне достаточно, чтобы понять ее основную мысль и домыслы режиссера. К просмотру советовать не буду никому, так как зрелище не для каждого. Да и кому захочется смотреть на сексуальные проблемы старух, к тому же когда снято все в жестком арт-хаусном стиле. Впечатления весьма двоякие, поэтому и оценка такая:
6 из 10
15 июля 2013
Случайно узнала про данный фильм и заинтересовалась, посмотрела.
При просмотре фильма ощущение полного присутствия рядом с героиней. Тут нет закадровой музыки, постановочных кадров с летящими лепестками роз и прочих операторских изысков. Просто сухое беспристрастное повествование. Как в жизни. И зрителю уже самому решать что хорошо, а что плохо. Подсказок тут нет. Опять же как в жизни.
Фильм мне очень понравился по двум причинам.
Во-первых, это потрясающая реалистичность. Правдоподобней уже некуда. Все действия, поступки, разговоры героини настолько приближены к реальности, так, пожалуй, повела себя бы большая часть людей.
Во-вторых, смысл. Бывают фильмы, о существовании которых ты забываешь уже во время титров. Это другой случай. После просмотра есть много о чем подумать, самому найти ответы на вопросы. А это уже много стоит в наше время.
Смотрите, думайте, переживайте
10 из 10
22 марта 2013
Фильм вызвал у меня очень много эмоций, да и смотрится он с огромным интересом — даже не понимаю, отчего рейтинг у него не такой уж и большой. Видимо проблемы женщин определенного возраста мало волнуют большинство кинозрителей.
В центре повествования уже немолодая, но все еще желающая любовных утех мадам из Австрии, которая прибывает на курорт в солнечной Кении встретить, я бы даже не сказал, любовь — может быть вернее будет сказать — средство от одиночества в виде чернокожего молодого аборигена, коими заполнен весь район проживания отдыхающих.
На любовь, как видно из фильма, данная мадам не способна — она для этого слишком эгоистична, т. е. она хочет только получать — а отдавать ничего, кроме денег, не готова. Отсюда ее все проблемы и проистекают. Ложась с очередным экзотическим аборигеном в кровать она в первую очередь обучает его, как надо сделать, чтобы ей было приятно — она, заметьте, ничего не делает, чтобы сделать, или хотя бы попытаться сделать то, что будет приятно ее напарнику по ложе.
Она прекрасно понимает, и здесь я не соглашусь с многочисленными заявлениями — типа — она дурочка, нет — она прекрасно понимает, что в молодых чернокожих ребятах интерес прослеживается лишь к ее деньгам и она готова платить за отношения, которые смогли бы скрасить ее одиночество. И когда она узнает, что парень, с которым она была вчера и давала деньги на лечение ребенка сестры, а также дала деньги школе женат — она сочла это за предательство и поэтому так неистово на берегу океана буквально изливает на нем всю свою злость к миру, который сделал ее такой несчастной.
Очень показателен в этом плане последний эпизод из секспохождений гл. героини — она призывает своего нового друга поцеловать ее посередине в святая святых и недоуменно смотрит на него, не понимая — что происходит, когда парень говорит, что он не такой, он не может это сделать. Она просто в шоке — оказывается и деньги не всегда могут заставить молодого самца преодолеть себя и делать то, что ему кажется отвратительным, учитывая необычайную бесформенность фигуры богатенькой австриянки. И вот она идет поныро по берегу моря, вокруг кувыркаются молодые парни — но это ее уже не задевает, она несчастлива и сломлена и видно, что счастья ей со своим ЭГО увидать скорее всего уже не придется. Грустный финал, поучительный.
В конце хотел бы попросить, нет, не попросить, а призвать всех представительниц слабого пола — запрячьте свое ЭГО куда-нибудь в самое потаенное место, чтобы никто не смог, даже Вы сами достать его оттуда. А еще — смотрите за собой, не превращайтесь со временем в бесформенную груду жира и мяса, занимайтесь спортом, плавайте в бассейна, крутите обруч — в общем делайте то, чтобы на Вас было приятно смотреть в любом возрасте — и Вы будете непременно счастливы.
9 из 10
4 марта 2013
До трилогии «Рай» Ульрих Зайдль говорил в своих картинах о более «приземленный» вещах. Здесь, как уже можно догадаться о более высоких чувствах — любовь; вера; надежда. В данном случае любовь. Но опять же, Зайдль показывает реалистичную любовь, не такую, как в Голливуде романтичную, причем такими выборочными моментами, самые красивые из них, а всё и включая интимную часть отношений. Да и вообще картина совсем не о любви. Правильней было назвать фильм как раз «Ад: Одиночество». Здесь название звучит больше как некий «рецепт». Что нам нужно для блюда «Рай»: 1)любовь.
Вообще, фильмы о любви, неважно какой, по своей сути и содержанию просты. В них нет глубокого смысла, философии, рассуждений, просто показываются чувства героев. Если это фильм о счастливой, взаимной любви то в таких фильмах и книгах существует некий барьер, например как в «Ромео и Джульетта» принципиальная вражда между семьями. Если сценарист включает фантазию, то это может быть что-нибудь интереснее, например временной барьер, как в «Доме у озера» или однополость, как в «Горбатой горе». Если это фильм о несчастной любви, то здесь немного проще: любовь невзаимная, предательство, ложь и т. д.
В «Рай: Любовь» показано, как женщина Тереза уезжает на отдых в Кению, вместе со своими подругами-австрийками. И как «подобает» Тереза хочет устроить курортный роман, который, как она предполагает, должен перейти в более серьёзные отношения. Её подруги пользуются услугами местного чернокожего мужского населения, которые являются превосходными любовниками в постели. Но Терезе не нужен просто секс. Ей нужна любовь. Да, женщине, которой за 50, которая, как она говорит, имеет толстый зад и обвисшую грудь, тоже нужна любовь. Ей нужно, чтобы мужчина смотрел в глаза, зрачки в зрачки и любил её как личность, а не её тело. Однако, Тереза понимает, что кенийцы не способны её полюбить. Они лишь могут дать любовь. «Ты хотеть любовь. Я тебе её дать». Такая перспектива не устраивает Терезу, она страдает от такого отношения мужчин. И для зрителя, который «выращен» на голливудских фильмах и мейнстриме, будет некоторое удивление, что в итоге героиня так и не нашла своего чёрного принца на белом коне. Но такая концовка мне по душе. Во-первых, это очень жизненный и правдивый итог данной ситуации. А во-вторых, я сам одинок и как нельзя лучше понимаю суть картины и главную героиню.
Я ставлю
10 из 10
11 февраля 2013
Главная героиня фильма Ульриха Зайдля «Рай: Любовь», немолодая Тереза, одинока, на работе ее окружают дауны мужского пола, ей очень хочется любви, даже если ради этого придется ехать на край света. В Австрии, к даунам относятся толерантно, а где-то в далекой Кении молодые родители не могут прокормить здоровых детей. От выродившихся даунов, и своих выродившихся потомков, в лице дочери, которая не может вспомнить про день рождения мамы, она уезжает на африканский континент. Вдохнув африканского воздуха, она сразу начинает подкармливать маленьких обезьянок прыгающих по балконным перилам гостиницы, а затем принимается кормить больших местных аборигенов, шеренгами выстраивающихся, перед немолодыми европейками, в надежде выгодно продать свою горячую любовь. Вот только настоящую любовь не купишь, можно, по примеру подруг, лишь удачно инвестировать во взаимовыгодные отношения, и чем раньше немолодая женщина это поймет, тем скорее все будет у нее в шоколаде.
Фильм располагает своей документальностью. Глядя его, словно проживаешь вторую жизнь. Нет конечно это функция всех фильмов — дать зрителю непродолжительное время прожить альтернативную жизнь, но согласитесь, когда мы смотрим кино на основе комиксов, компьютерных игр, кино про вампиров и суперменов, или же вполне реалистичные комедии, но отчищенные от шероховатостей окружающей нас обыденности, дабы не потерять свою актуальность к моменту релиза на двд, мы всегда понимаем, что это все не настоящее, и такого не может быть не только с нами, но и с кем бы то ни было. Здесь же все очень реально показано, снято как документальный фильм, мне даже показалось, что при монтажной срезке исчезали люди на заднем фоне — возможно это специально было задумано. Африканских героев играли парни с улицы, которых режиссер учил на месте, пышнотелые автрийские фрау, тоже почти любительницы, ведь перед Зайдльем встала проблема — где найти немолодых актрис, полной комплекции, готовых выставить изъяны своего тела на откровенный показ. Реалистичность картины от этого только выигрывает.
Отдельно хочется похвалить живописные сцены сравнимые с полотнами Гогена. Получилось очень красиво.
Фильм немного затянут, где-то балансирует на грани порно, но за вышеперечисленные достоинства это можно вполне простить. Единственное, что смущает, это еще две части намеченной трилогии. Нет конечно их можно снять не хуже, также живописно, и документально-монументально, но зачем? Несмотря на то, что мне фильм понравился, и я настоятельно рекомендую его посмотреть всем, продолжения я смотреть вряд ли буду.
9 из 10
6 января 2013
Очередной фильм о том, что нам женщинам нужна любовь. И что не возраст, и никакие другие аспекты не могут этому помешать. Возможно сама идея избита, и не отличается особой оригинальностью, но способ ее подачи довольно-таки интересен. И действительно первые минут 25 мне было занимательно смотреть на кенийские пейзажи и на начинающиеся отношения между людьми. Но потом все становится слишком предсказуемо, никакой загадки, никакой интриги. Все так, как должно быть. Никаких сказок про любовь. Старые и уже лишенные привлекательности внешней женщины могут рассчитывать лишь на секс, естественно за деньги, а уж чувствами и нежностью тут и не пахнет. Хотя каждая, в глубине души надеется, что ее полюбят, что увидят ее сущность и духовный мир, а не дряблую толстую телесную оболочку. И сначала вроде бы так оно и происходит, но… нет, естественный порядок вещей не меняется. За молодость и красоту приходится платить.
Для меня фильм — игра контрастов, лавирование на границе красоты и уродства, но временами не самое удачное. Поверхностно. И как то уж печально и безнадежно. Фильм не то чтобы оставил негативные эмоции, или оставил равнодушным, но не впечатлили. Поэтому
6 из 10
2 декабря 2012
К сожалению, до сих пор не ознакомился с самой знаменитой работой Ульриха Зайдля в кинематографе — «Собачьей жарой», которую многие из авторитетных для меня кинокритиков называли чуть ли не лучшим фильмом 2001 года, но его последний на данный момент фильм «Рай: Любовь», открывающий собой целую трилогию, судя по имеющимся у нас сведениям, эдакое австрийское «Шапито-Шоу» о толстушках, меня не сказать, чтобы впечатлил.
Главная героиня, возраст которой потихоньку приближается к 50 приезжает в Африку в поисках то ли новых ощущений, то ли просто отдыха, но потом узнает от таких же, как она австриек бальзаковского возраста, что приезжать сюда нужно исключительно в поисках доступного секса. Что местные аборигены «большие во всех местах» и с радостью отдаются немолодым немкам, готовым подарить им большие, светлые чувства и, собственно, физическое удовольствие (хотя, на мой взгляд, удовольствие сомнительное). И вот наша протагонистка сперва осторожно, а затем все с большим рвением пытается найти здесь, в экзотической Африке, настоящую любовь.
Этим своим поведением Тереза (так зовут нашу героиню) производит впечатление совсем ещё маленькой девоньки, оказавшейся в старом и неприглядном (хотя, что уж греха таить) отвратительном теле. Какая, к чёрту, любовь между 50-летней далеко уже не девушкой и молодыми, здоровыми, крепкими, но не очень богатыми горячими африканскими парнями? Тереза этого искренне не понимает и с готовностью материально вкладывается в своих «поклонников» — тут и папа больной, и у сестры проблемы, и дочку в школу устроить надо. Самое смешное, так это то, что, когда обман раскрывается, оказывается, что героиня и понятия не имела о том, что аборигенам от нее нужны только деньги. Осознав это, она, между тем, продолжает нанимать таких своеобразных проституток — уже осознанно.
Вот, собственно, о чем повествует фильм. И после просмотра хочется задать вопрос: И что? В чем, собственно, соль данного произведения? В том, что в пятьдесят все еще хочется плотских удовольствий? Тоже мне, удивили. В том, что в отношениях молодой он — старая она он всегда выступает в роли дорогой проститутки? Так это тоже всем давно известно. В том, что толстые немолодые австрийки, занимающиеся сексом — это омерзительно? Да уж, спасибо за эти ценные сведения, но мы могли бы и обойтись.
Самое страшное, так это то, что фильм очень талантливо сделан — тут и операторская работа красивая, и стиль «Догмы» виден, и работа с актёрами неплохая произведена была, и сценарий хорош. Но сценарий это не о чем, а красивая картинка, модный европейский стиль и хорошие актеры, увы, в подобного рода фильмах такой сценарий не спасают. Видно, что Зайдль старался сделать отличное кино, и очень обидно, что ему это почти удалось. Ведь фильм забавен (первая половина смотрится, как чистая комедия), содержит в себе провокационные мотивы, но при отсутствии здравой мысли это все уходит куда-то на второй план. И остается вопрос: «И чё?»
Кино хорошее. Но не больше.
6 из 10
30 ноября 2012
Возраст Терезы приковылял к отметке пятьдесят. Ее внешность переживает декадентство, ее фигура поставила на себе крест. Тереза устала и хочет есть. Оставив свою дочь и кошку не то сестре, не то подруге, не то цыганам, Тереза покидает Австрию и улетает в Кению. Якобы в рай (ха-ха). Искать любовь (хе-хе).
Старый европейский провокатор Ульрих Зайдль решил поглумиться над своим зрителем, вынесши в название два столь громких слова, значащие так много для простых смертных. На деле существует лишь иллюзия любви, иллюзия рая, банальный секс-туризм в пределах отеля и нескольких кенийских деревушек. Разумеется в рамках фильма, не в рамках жизни вообще.
Тереза не одна в фильме женщина бальзаковского возраста. Рядом с ней обитает еще несколько европейских бегемотов, что покусились на африканское мясо. Разница между ними и Терезой в том, что они смирились с положением вещей (со старостью и упадком) и проводят время в свое удовольствие. Они знают, что богаты, знают, что кенийцы нуждаются в деньгах и готовы угождать тем, кто эти деньги даст. Вселенная переворачивается: не молодые и горячие парни приударяют за жгучими молодыми девушками. Старые и некрасивые покупают молодых, ограничиваясь критериями: длина и запах.
Тереза же ищет любовь. Поиски любви, последнее, за что она может ухватиться, последнее, что хоть как-то раскрасит ее тусклую, тухлую жизнь, становятся важнее всего. Найдется привлекательный кениец, что будет говорить, что любит Терезу, что хочет Терезу, и что деньги ему не нужны. И Тереза поверит, что вот оно счастье, что вот она любовь, и что вот он рай. С виду глупые африканцы окажутся умнее и просто попросят деньги на лечение больных сестер, братьев и домашних гиббонов, каждый раз добавляя: «Мало денег! Больше денег». Осознание бегбедеровской истины, что все покупается и все продается — является переломным моментом в фильме. Наивные поиски любви, сменяются на эксплуатацию в духе самых легких рассказов Захер-Мазоха.
В чем-то старина Зайдль может и не прав, изобразив все в таком мрачном свете (хотя героям романа Мишеля Уэльбека «Платформа», где секс-туризм описывается еще ярче, повезло меньше — фанатики-исламисты постарались). Где-то перегнул планку (изобразив оргию в духе серии порно-роликов dancing bear). Хуже всего вышло, пожалуй, с визуальной составляющей — на фоне сменяющихся общих планов и статических кадров, намеки на панарамирование становятся праздником. Звуковая составляющая пострадала не меньше — для того, чтобы достичь эффекта реалистичности, Зайдль посчитал нужным обойтись без музыки, использовав лишь то, что звучит в самом фильме (привет Триер, и манифест Догма-95). Отсутствие хоть какой-то динамики и музыки очень портит фильм. В сочетании с хронометражем эта сухость вызывает скуку.
Что мы имеем? Старую Терезу в поисках любви, голую Терезу занимающуюся любовью, голых подруг Терезы… много голых толстых старых женщин, слишком уж невыносимое зрелище для молодого и ранимого человека вроде меня. Даже с поднятой режиссером проблемой одиночества и отчуждения.
14 ноября 2012
Зайдль откровенно перешел через себя, раз я остался разочарованным его отправным пунктом Райской трилогии. Первая повествует об зажравшихся германках в климаксном возрасте, который пытаются… не падайте в обморок… найти любовь!
У меня нет предрассудков. Любви все возрасты покорны и все такое. Но то, что Зайдль показал здесь нельзя назвать любовью или чем-то подобное этому высшему чувству, нежели элементарной женской глупостью и даже маразмом, раз они пытаются устроить свою личную жизнь во время отпуска в Кенни, где негры прут отовсюду, пытаясь тупо их развести. Пользуясь их женским одиночеством.
Для такого провокатора как Ульриха Зайдли это до нервного тика примитивно и банально. Хотя, обернуть настолько иссохшую идею об любви, при чем неудачно развернутую в сем творении, в обвисшую грудь и жировые складки главных героинь, то можно поверить во всю арт-хаусность, оригинальность и даже уникальность Рая.
Но смотреть, как эти немки тупят, не пытаясь без этих курортных романов устроить свою жизнь и при этом валяться на жезлонге и мечтать, что бы мужчина находил в них что-то кроме внешности — бррр! Даже тот момент, когда дочь одной из героинь, находящаяся от нее на большом расстоянии, даже не поздравила ее с днем рождения, убедила меня в том, что проблема не в том как мир принимает этих, гм, дам, а как они смотрят на мир и людей. На все пофиг, хочу liebe — вот как это называется.
Хотя… может в этом и заключается вся мысль Рая и даже той же провокации Зайдли? Показать морально и умственно деградировавших феминисток германского происхождения?
Выбор за вами.
Для меня Рай: Любовь — примитивный и никчемный по провокации отрезок кино-ленты о сексе и секундных увлечениях, оканчивающийся так же, как и начинающийся — ничем.
6,5 из 10
24 октября 2012
Фильмы Ульриха Зайдля сложно сравнить с чем-либо. Общим местом стало указывать на его мизантропию, но по манере постановки, стремлению к почти документальной объективности, минимализации карнавального начала режиссер очень отличается, например, от Триера и Ханеке(тоже не оптимисты).
«Любовь» представляет собой скурпулезное, добросовестное размышление на тему одиночества и невостребованности в старости, иллюзорности возможностей преодоления этого. Прекрасный сценарий, абсолютно жизненные реплики между туземцами и туристами на суржике разных языков(кто с этим не сталкивался), эффект погружения в материал полный. Сцена женской коллективной оргии в номере не уступает лучшим сценам «Идиотов» Триера. Раскованность и отсутствие женской закомплексованности Маргарет Тизель позволили ей исполнить труднейшую и очень хорошую работу. Наши актрисы — Усатова или покойная Голуб согласились бы сняться в работе, предполагающей наряду с психологическим рисунком полную демонстрацию старого обвислого тела?
Фильм по-немецки обстоятелен, скурпулезен, лишен иллюзорности, мог быть покороче минут на десять. Есть в нем ирония и жалось, но все же крен от иронии к сарказму в ущерб жалости от режиссера очень ощутим — в сценах, когда героиня выходит из себя и демонстрирует агрессивное нутро в стремлении к эрзацу.
8 из 10
22 октября 2012
Когда буквально за минуту до начала рекламного блока передо мной продефилировала девушка анорексичных форм с ведёрком попкорна, и, хотя зал был скорее пуст, чем полон, села рядом, я понял, что надо быть готовым ко всему. Лично я перед Зайдлем всегда стараюсь не есть, хотя бы часа три, но лучше — четыре-пять. Девушка делала всё наоборот. Уже к концу рекламы ведёрко было опустошено наполовину, притом что роликов было не так уж и много…
Фирменный Зайдль не заставил себя долго ждать, в первом же кадре бросив зрителей в эпицентр гоночных баталий. Ребята и девчата — с синдромом Дауна и аутисты — гоняли, как сумасшедшие, на электрических гоночных машинках под наблюдением женщины-воспитателя, которой и предстояло стать главной героиней данного фильма.
Дождавшись заслуженного летнего отпуска, и пристроив кота и неповоротливую, как тюлень, дочь-тинейджерицу в руки родственницы, Тереза — бюргерша рубенсовской комплекции и пост-бальзаковского возраста с доверчиво-вопрошающим взглядом тургеневской барышни — отправилась в свой первый «афро-тур» на берега Кении. Чтобы «отдохнуть» там в том эвфемистическом смысле, который вкладывала в это понятие одна из проходных героинь довлатовского «Заповедника».
Введенная в курс дела ушлой подружкой, Тереза быстро сориентировалась в экзотической местности, и начала использовать в свое благо нехитрые услуги местной секс-индустрии. Правда, всякий раз наступала на одни и те же грабли: «влюбляясь» в очередного шоколадного «вьюношу», она снова и снова опустошала свой кошелек до последнего цента. Так, теша себя иллюзией, что листья ещё не опали, она наивно искала чувств и внимания там, где всё давно уже обратилось в бизнес.
Зайдль, до поры до времени щадящий зрителя, в конце всё-таки не выдерживает и выдаёт по полной. По случаю дня рождения Терезы, подружки приходят к ней в номер с вертлявым как обруч кенийским «мальчиком». Вечер, обещающий быть томным, перерастает сначала в диковатый мужской стриптиз, а потом в вакханалию свального бабьего греха, во время которой пьяные пузатые австриячки хватают испуганного афро-африканца за вялый член, в надежде, что он таки приободрится…
Поскольку в этот момент меня начинает слегка подташнивать, я невольно вспоминаю про свою соседку и с опаской поворачиваю голову вправо. Надо сказать, что, против ожиданий, мне с нею определённо повезло: мало того, что она не только ни разу не напомнила о себе, так ещё и явила собой пример абсолютной сдержанности, не выразив никаких эмоций, даже в такой, казалось бы, совсем уж экстремальный момент.
Я же ловлю себя на том, что первый раз в жизни вижу мужской стриптиз. И то, что я вижу, мне как-то нравится не очень. Вернее, очень не нравится. И поскольку Зайдль всегда снимает в условиях максимально приближенных к боевым, я догадываюсь, что в жизни оно примерно так всё и происходит. Судя по шальному взгляду стриптизёра — парень явно под наркотой, а по замедленным и неточным реакциям тёток — все они «под хорошим шофе». И поэтому не понятно: то ли сочувствовать тем, кто оказался перед камерой, то ли просто пойти и (простите) поблевать.
После премьеры Зайдль грамотно впаривал журналистам концептуальные умозаключения про неоколониализм, но сам вполне осознанно выступил тут как колонизатор, эксплуатируя услуги не только своих малоизвестных соотечественниц, которых понабирал на австрийском ТВ, но и дешёвый труд кенийских жиголо, тоже по большей части дебютирующих в «продвинутом кино».
Начинавший свою карьеру в 1990-е годы как документалист, он довольно скоро начал дрейфовать к берегу игрового кинематографа, но окончательно к нему так и не причалил. Категорически отказываясь от работы с известными профессиональными исполнителями, они всецело продолжает полагаться на достоверность поведения своих «натурщиков», которых погружает в естественную среду современной жизни, часто весьма экстремальной, а порой и весьма нехорошо пахнущей.
При этом его цепкий взгляд — кинодокументалиста-наблюдателя — фиксирует вещи, которые, как правило, ускользают от замыленных объективов телевизионных СМИ. Статичные кадры, необремененные действиями персонажей, сканируют более глубокий информационный слой — уже не быта, но (простите за пафос) бытия. И в этом основная сила Зайдля как режиссёра. Но чем интенсивней он пытается интерпретировать реальность, тем чаще соскальзывает в банальность. И в этом его слабость.
Однако стиль, получаемый в сухом остатке противостояния двух этих начал, с некоторых пор сделал австрийского режиссёра завсегдатаем Каннского фестиваля.
9 октября 2012
Природа наша, согрешая tota
В своём зерне, утратила, упав,
Свои дары и райские ворота.
Данте. «Божественная комедия», Рай, VII
Австрийские кинорежиссёры славятся своим крайне скептическим отношением к достижениям современной цивилизации. Без устали выносит приговоры человечеству Михаэль Ханеке. Вторит ему менее знаменитый земляк Ульрих Зайдль. Оба рисуют мир постиндустриального Запада как место торжества благополучного упорядоченного ада. Оба уже неоднократно шокировали публику своим настойчивым желанием откровенно говорить о том, о чём говорить не очень-то принято. Зайдль на редкость не занудно размышляет о глубоко укоренившемся лицемерии современного человека, о бездуховности порядочных буржуа, о тотальной власти денег, о порнографии, о гастарбайтерах, наконец, о необходимости борьбы с лишним весом. Если в двух словах, все картины Зайдля служат иллюстрацией того, что человечество достигло пика своего вырождения, и дальше пути у нас с Вами нет.
В новой картине с обманчиво обнадёживающим названием «Рай: Любовь» рай оборачивается адом, а любовью даже не пахнет. Одинокая австрийка, «мечта поэта», давно перешагнувшая рубеж «бальзаковского возраста», работает с аутистами и безуспешно воспитывает свою излишне крупную дочь. Выдавшийся отпуск она проводит в Кении, где наивно ищет любовь, понимание, человеческое отношение, призывает «смотреть ей прямо в глаза и видеть душу». Увы, узнав о таком явлении, как секс-туризм, она запросто подменяет все свои благие пожелания банальным развратом.
Как всегда, смотреть картины Зайдля — удовольствие не великое. Причём не столько из-за обилия откровенных сцен с не слишком атлетично сложенными героями, сколько из-за душной атмосферы какого-то вертепа. Любопытно, что периодически возникающее по ходу просмотра чувство тошноты, заметно сильнее, чем при каждодневном созерцании реальной действительности. Дело, надо полагать, в том, что мерзости нашего мира режиссёр подаёт на экране в концентрированном виде. В каждом жесте и в каждом слове персонажей он обнаруживает подавленные комплексы и скрытые желания, собирая из этого портрет современного человека.
Людские пороки Зайдль показывает словно патологоанатом: холодно, отстранённо, без примеси иронии, или даже сарказма, и уж тем более он не испытывает сочувствия к своим героям, даже к тем, кто действительно этого заслуживает. Таким образом, персонажи уподобляются винтикам гигантской бессмысленной машины, в которой движутся, под воздействием своих или чужих страстишек. Упорядоченно, по отлаженной системе, люди обращают свои жизни в пыль, неосознанно растрачивая себя на какую угодно ерунду, подменяя подлинные чувства их нелепой имитацией. Зайдль программно отрицает искренность современного человека, показывая, что безвозвратно ушли в старину простые человеческие отношения, и осталась лишь купля-продажа, обмен и торговля, импорт-экспорт. В действительности, хочется верить, всё не так. Но в действительности, как минимум, мы стремительно направляемся в этот концентрированный зайдлевский ад, вычёркивая всё человеческое, что в нас ещё осталось.
«Акуна матата!» — то и дело выкрикивают герои на местном наречии, что означает: «Нет проблем». Проблем действительно нет, есть катастрофа вселенского масштаба: человечество агонизирует, ища спасения в сладостных утехах, но лишь ускоряя тем самым движение к окончательному фиаско. Пустившаяся во все тяжкие героиня, лишний раз убеждается в том, что все мужики сволочи, счастья нет, а сама она со своими необъятными телесами давно никому не нужна, даже за деньги. Как это порой бывает, за чертой окончательного нравственного падения находится отчаяние. И хочется верить, что в этом отчаянии и есть спасение, так как человек потому и отчаивается, что видит весь ужас своего положения. Вопрос лишь в том, какие уроки он из этого извлекает.
8 из 10
19 августа 2012