Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.4 |
IMDb | 6.8 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Эпизод из жизни сборщика железа |
английское название: |
Epizoda u zivotu beraca zeljeza |
год: | 2012 |
страны: |
Босния-Герцеговина,
Франция,
Словения,
Италия
|
режиссер: | Данис Танович |
сценарий: | Данис Танович |
продюсеры: | Амри Бакшич Чамо, Аднан Бесирович, Адис Дьяпо, Даниел Хочевар |
видеооператор: | Эрол Зубцевич |
монтаж: | Тимур Макаревич |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Бюджет: | 30000 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 13 февраля 2013 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 15 мин |
Социальные фильмы очень тонки по своей структуре. В одних режиссёр сожалеет своим героям, в других — призывает общество им помочь, в третьих — кипит от негодования за низменность происходящего, в четвёртых — ищет причины, останавливаясь на безмолвном созерцании. Данис Танович в своей практически документальной ленте «Эпизод из жизни сборщика железа» стремится показать, что несмотря на все проблемы, случающиеся с людьми, о которых общество предпочитает забыть, они могут сохранять своё счастье, даже получая минимум от своей жизни.
Назиф и Сенада — реальные люди, отсюда и такая фестивальная любовь этого фильма, хорошо зарекомендовавшего себя несколько лет назад в Берлине. Цыгане, давно живущие в Боснии, но не относящиеся к самим боснийцам, в послевоенное время до сих пор не могут найти себя в мире, отгородившись в маленькие деревни, живя общиной, не высовывающей свой нос вглубь самой страны. Медицина — не единственная проблема, с которой они могу столкнуться — по сути, у них нет ничего, есть уголок в жизни, но нет полноценного места. Есть только иллюзия жизни — дом, подобие работы. Старая ржавая машина, удел которой пропасть, чтобы можно было поддерживать своё существование.
И хоть эти люди — не профессиональные актёры, хоть они просто дали добро, чтобы режиссёр вместе со своими зрителями влез в их жизнь, разрушив элемент личного потаённого, они держатся очень уверенно и с вызовом. С одной стороны, им не нужно вживаться в персонажей, с другой — их большое достоинство, что они не боятся себя раскрыть, придавая ленте настоящее погружение в жизнь.
С художественной точки зрения, фильм не поразит. Эпизод так и останется эпизодом, очередной трудностью, которую героям придётся преодолеть, оставаясь счастливыми к первичному человеческому благу. За окнами будут мелькать трубы заводов, мимо которых будет протекать жизнь этих людей, маленьких и незаметных по отношению к производственным гигантам.
Но от того не менее счастливых.
14 февраля 2018
При просмотре этой полудокументальной картины вовсе и не задумываешься над тем, к какой национальности принадлежат её главные герои — семейная пара с двумя маленькими детьми. Да и само название отсылает просто к тем людям, которые находятся за чертой бедности и вынуждены перебиваться случайными заработками. Назиф и Сенада живут в цыганской деревне в одной из беднейших стран Европы. Это, по большому счёту, социальное дно, куда никто не желает войти даже в гости на пару часов, во многом подобное известной «Шахте N8».
Данис Танович признался, что побывав в гостях у такой бедной семьи, испытал стыд за те мифы, по которым всю жизнь выстраивал своё отношение к цыганам. Здесь важны вовсе не цыгане, а то, что посещение подобного «депрессивного» места почему-то вызывает стыд у более благополучного человека. Оказывается, что сторониться «невидимок» общества можно, только внутренне отгородившись от них представлениями о преступниках, наркоманах или, не дай Бог, нацистскими идеями. Но когда перед тобой просто влачащая жалкое существование семья с двумя детьми, то глаза уже открыты и отвести их в сторону непросто.
«Эпизод из жизни сборщика железа» как раз и приковывает глаза — неторопливым погружением в мир, где эпизод кажется целой жизнью, прожитой в наказание за былые грехи. Беспросветные будни, которые можно объяснить каким-нибудь кризисом, режиссёр не отделяет от преступного равнодушия тех институтов, которым доверена забота о жизни других. Сенаде требуется простая операция стоимостью в несколько сотен долларов — или она может погибнуть. Слова «нет оплаты — нет операции» звучат как диагноз — но не женщине, а обществу, однажды выбравшему европейский путь. И в этих словах нет преувеличения. «Это не проблема Боснии, это проблема Европы», — считает Танович, говоря об отчаянии и тактике ежедневного выживания. Показательно, что общественная организация «Лучшее будущее», в которую обращается Назиф, не способна ему помочь. Тем самым демонстрируется слабость гражданского общества именно там, где оно обязано проявить силу — в местах социального неблагополучия.
Последний оплот надежды в фильме — это доброта и взаимопомощь соседей и родственников. Горькой усмешкой судьбы звучат слова Назифа, уже оставившего всякую надежду на «лучшее будущее» для страны: «Клянусь, Амир, даже во время войны было лучше».
7 из 10
28 марта 2015