Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.8 |
IMDb | 6.2 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Дети полуночи |
английское название: |
Midnight's Children |
год: | 2012 |
страны: |
Канада,
Великобритания,
США,
Индия
|
слоган: | «A child and country were born at midnight once upon a time» |
режиссер: | Дипа Мехта |
сценаристы: | Дипа Мехта, Салман Рушди |
продюсеры: | Роберт Вертхеймер, Стивен Вулли, Элизабет Карлсен, Даг Манкофф, Дилип Мехта, Стивен Сильвер, Эндрю Сполдинг, Нил Табацник, Стефен Трэйнор, Джейсон Гарретт, Алок Капур, Дипа Мехта, Дэвид Роджерс, Дэвид Хэмилтон, Салман Рушди |
видеооператор: | Джиллз Натгенс |
композитор: | Нитин Соунэй |
художники: | Эррол Келли, Дилип Мехта, Кабир Чоудхри, Athula Sulthanagoda, Долли Ахлувалиа, Риту Кумар, Тхукрал Шиули, Tahir Mahmood |
монтаж: | Колин Мони |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Сборы в США: | $190 022 |
Мировые сборы: | $190 022 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 31 августа 2012 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 2 ч 26 мин |
Фильм Дипы Мехты по одноименному роману Салмана Рушди «Дети полуночи».
Начну с того, что фильм совсем не то, что книга, слишком куцо, что ли. Поскольку история эта многопланова, /авантюрно-мистическая драма/, отражающая главные политические события современной Индии, также затрагивающая почти все вопросы человеческого бытия отдельно взятого человека, /интересный микс, не правда ли/. Замечу и то, что читается книга нелегко. Потому как, и сам стиль письма непрост. Перегруженность образами, действующими героями, /имена, родственные связи, фольклор. Добавим ещё политику, экзотику, образ жизни, направление мысли. А ещё разветвления сюжета, и прочее и прочее. Книга очень большого объёма, /почти как «Война и мир»/, да ещё и написана в стиле магического реализма.
Если попытаться найти что-либо хотя бы отдалённо подобное, возможно в памяти всплывёт Булгаков, Маркес, Фаулз, Зюскинд, /вот только, да не обижу я этой оценкой их поклонников, Рушди на порядок выше/.
В полночь 15 августа 1947 года родился Салем Синай, /он был первый, кто родился в свободной стране/.
Говорят, если звёзды зажигают, значит, это кому-то нужно. Если человек рождается, значит, в том должен быть смысл.
«Больше всего на свете я страшусь бессмыслицы»
Салман Рушди «Дети полуночи»
Родился Салем Синай и жизнь сразу же его сделала крутой вираж, его заменили на индуса Шиву, мать которого умерла при родах, /в то время, как родители Салема Синая мусульмане/. Зачем? А чтоб богатые стали бедными, а бедные богатыми, /это по книге, фильму и жизни/, не с иронией ли?
В тот же день родились ещё 1000 детей, как позже оказалось, обладающих, как и Салем Синай паранормальными, /магическими/, способностями. Только не подумай, что это очередная история про суперменов, это очень и очень серьёзно.
Я немного сейчас приоткрою завесу сюжета. Магия в этой истории будет, но, не показная, магия как внутренний компас, как путь к себе, как инструмент духовной трансформации, как попытка понимания непреложности жизни.
Так вот жил себе в Индии Салем Синай, ну как все живут, мелкие радости, мелкие неурядицы, смысл жизни потихоньку прорисовываться начал, и тут бац — война, Индия и Пакистан и Салем Синай посредине. Посредине бойни. Да, забыл сказать, там был и Шива, тот самый, /как отражение, как ин и янь, как Индия и Пакистан, как любовь и ненависть/, дабы не расслабится, дабы не потерять жизненный тонус, смысл жизни, наконец.
Я тоже страшусь бессмыслицы.
Салем Синай родился в непростое время в непростом месте, да и я родился в непростое время в непростом месте, и ты читатель этой рецензии родился в непростое время в непростом месте. Мы родились в разное время, в разных точках земли и мы связаны с землёй, своей землёй. Это связь духовная, её не так просто разорвать. У нас с нашей землёй общая боль и общая радость. Наша жизнь, это важно, /если конечно мы сумеем прожить её правильно/.
А теперь самое главное. Самое главное не только в этом фильме, но и в жизни.
Я всегда думал главное любовь. Ан не совсем. Есть ещё кое-что. Глубже смотреть надо. Главное первоосновы, главное память. Без памяти не будет любви. Полноценной любви. Потому, что ты, кроме того, что человек, ты человек определённой нации, принадлежность к нации это и культура, и миропонимание, и смысл существования.
Эта книга, /фильм/, это не только размышления о роли человека в истории. О влиянии личности на дальнейший ход истории. О вольном и невольном влиянии. Эта книга, /фильм/, о памяти, о памяти человека, о памяти нации и о глубинной памяти человечества.
Это я к тому, что история любит повторяться, любит Господь испытывать нас на прочность. У каждого своя война, или ещё предстоит, или уже пройдена.
Вот живёшь и ты на свете, обычный человек, и не всё у тебя гладко, не всё правильно, не всё так, как того б хотелось, но втянулся в жизнь и вроде ничего. И не очень ты в политике подкован, но однажды, и вроде бы не должно бы этого быть в принципе, начинается война. Самая настоящая война, и страна твоя не готова, и ты не готов, но. Ты бросаешь всё, всё, что у тебя есть, то самое не гладко и идёшь на войну. Ты идёшь на войну и одна из самых больших армий мира, терпит поражение. И дом твой не бомбят, не грабят, твою жену не насилуют, твоих детей не убивают зверски при зачистке. Возможно, твой труп привезут домой, чтоб торжественно похоронить, и твои потомки будут помнить. Чтоб в своё время, если до того дойдёт отдать жизнь за самое дорогое, за свободу…
Эта история слишком запутана, слишком многопланова, слишком реальна, выстрадана, эта история и есть жизнь, квинтэссенция жизни. В этой истории очень сложно найти истинное, то, что истинно в любое время и в любом месте. То к чему должна подвести тебя жизнь, если конечно ты будешь двигаться в правильном направлении.
Так вот, эта история началась ещё до рождения Салема Синая. И охватывает эта история несколько десятилетий.
Дед Салема Синая, Адам Азиз был очевидцем расстрела мирной демонстрации в Амритсаре 13 апреля 1919 года, колониальными войсками Британской империи, /там, на востоке история не менее кровава, чем наша/. Так вот, он был не просто очевидцем, а находился прямо в центре бойни и чудом уцелел. Кровь запеклась в память, в генетическую память.
Не верь, что мы, /люди/, сильно отличаемся друг от друга. Мы все жаждем благополучия и свободы, и у всех нас есть история, история собственной жизни, история семьи, история страны. Нам есть, что помнить, и есть чем гордиться. Потому как у нас есть человеческое достоинство.
Смотрю новости. Теракты. Всё кровь, кровь, кровь. Страшно, говоришь? Привыкай, этот мир живёт по своим неписаным законам и не намерен брать тебя во внимание, но это не значит, что это не твой мир, другого у тебя не будет, никогда, именно в этом мире тебе жить. В этом мире жили твои предки и в этом мире жить твоим потомкам.
И жить, и быть счастливым.
Вот только чтобы жить, достаточно выжить, а чтоб стать счастливым надо победить. Победить на войне, победить себя, победить бессмыслицу и победить время.
Победить, это и есть магия жизни.
24 января 2018
Писать рецензии на фильмы с кучей рецензий не имеет смысла, ведь и без меня уже много и по разному сказано, а вот про этот фильм будет думаю не лишним. Предыдущий автор уже многое сказал про фильм и с ним я во многом согласен и мой отзыв скорее всего будет дополнением с моей точки зрения на фильм.
Что бросается сразу: 2,5 часа продолжительность, в кинотеатре не каждому под силу неподвижность в таком объеме, мне на диване и то помогала «пауза». Снято, смонтировано, отыграно актерами прекрасно. Но, и оно здесь конечно присутствует: включение временного промежутка до рождения Салема ни исторической, ни художественной ценности не представляет, ничего важного не объясняет. И вообще добрая половина (30% точно) это пересказ исторических событий сопутствующих времени повествования. Другие 30 % времени мистический мир Салема, мне эта сторона медали неинтересна, и она больше оттолкнула. Так как фильм берет очень большой временной период на более глубокое раскрытие личностей героев здесь не стоит. Да, актеры играют хорошо, но это крохотные сюжеты в ленте времени. Хорошо, что еще успеваешь запоминать кто кому и кем приходится, про политические взгляды уже извините.
Для сериала этот материал прекрасен, для фильма перегружен. Мое мнение: фильм не для рядового зрителя.
5 из 10
20 февраля 2017
Первоисточник опять не читал — книга понравилась жене, и она захотела посмотреть экранизацию. Но, в принципе, с творчеством Рушди знаком и чего ждать — знал: политики и магического реализма. Так и вышло?
Ну, прежде всего, стоит отметить, что фильм представляет собой гибрид американского кинематографа с индийским. Правда, я не знаю, на что похож современный индийский кинематограф, может он как-то так и выглядит… Во всяком случае здесь есть даже обязательная программа по песням и танцам — но строго в меру.
Фильм о необычных детях, рожденных в ночь провозглашения независимости Пакистана. Точнее, об одном из этих «детей полуночи», Салеме Синае, который обладает самой необычной способностью — он может мысленно общаться с остальными, организовывая мистические «конференции». Прочие же чего только не умеют — кто непобедим в драке, кто владеет магией и т. д. Собственно, эти дети и становятся олицетворением судьбы народа Пакистана, недаром впоследствии на них начинается охота.
Вторым смысловым пластом фильма является попытка показать судьбу страны через судьбу одного человека, пусть и крайне нетипичного — так даже интереснее. Биография Синая запутана с самого его рождения: его подменяют в роддоме, и, что символично, подменяют мальчиком-индусом, а родители Салема — мусульмане. Спутанные судьбы Синая и Шивы, невольных побратимов, ставших с возрастом заклятыми врагами, становится метафорой отношений Индии и Пакистана, исламского и индийского населения.
Окружающие считают Салема сумасшедшим, так как в детстве он, еще не зная своих возможностей, разболтал, что слышит «голоса». Из-за его странного статуса, фактически изгоя, в собственной семье, его жизненный путь причудлив и непредсказуем, что придает истории трагикомический оттенок. Можно сказать, что Синай становится этаким индо-пакистанским Форрестом Гампом, только, увы, не таким удачливым.
В чем не везет экранизациям произведений «магического реализма» — так это в отображении «магического». Вспомнить хотя бы «Дом духов» по роману Изабель Альенде — похожая история о семье в годы исторических потрясений — из которого выкинули всю присущую латиноамериканской литературе фантасмагоричность, оставив лишь легкий налет мистики. Судя по отзывам (роман я не читал), «Дети полуночи» пострадали меньше, но фантастическая составляющая таки была урезана. Похоже, режиссеры таких фильмов то ли боятся, что их по ошибке отнесут к «низкому» жанру фантастики, то ли экономят на спецэффектах — в любом случае зря.
А в остальном — актеры играют отлично (особенно стоит выделить исполнителей ролей Шивы, Парвати и дядюшки-военного), операторская работа на высоте, история интересна, денег на съемки не жалели — отличная трагикомедия на материалах новейшей истории. Единственный момент — предельно политизированная, Индиру Ганди тут, например, выставляют в крайне негативном свете; но это уже вопрос убеждений. Лично я ничего тут сказать не возьмусь — история Индии и Пакистана мне известна только в самых общих чертах. Но кого-то субъективный взгляд Рушди может отпугнуть.
Итог: метафорическая история Индии и Пакистана XX века в форме семейной саги.
8 из 10
10 ноября 2013