Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.7 |
IMDb | 6.1 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Возлюбленные |
английское название: |
Les bien-aimés |
год: | 2011 |
страны: |
Франция,
Великобритания,
Чехия
|
слоган: | «Не вместе навсегда» |
режиссер: | Кристоф Оноре |
сценарий: | Кристоф Оноре |
продюсер: | Паскаль Кошето |
видеооператор: | Реми Шеврен |
композитор: | Алекс Бопен |
художники: | Самюэль Деор, Паскалин Шаванн |
монтаж: | Шанталь Иман |
жанры: | комедия, мелодрама, драма, мюзикл |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Бюджет: | 9980000 |
Сборы в США: | $124 405 |
Мировые сборы: | $1 662 013 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 22 мая 2011 г. |
на DVD: | 17 декабря 2012 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 18+ |
Длительность: | 2 ч 25 мин |
Париж 60-х. Мадлен продает обувь, которую сама же, тайком от хозяйки магазина, носит на своих вечерних вылазках по улицам столицы, пока однажды случайный прохожий не предлагает ей деньги за ночь. Так Мадлен решает свои финансовые проблемы и становится проституткой, а чуть позже знакомится с обаятельным чешским врачом Яромилом, которому суждено стать отцом ее дочери Веры и главной любовью всей ее жизни.
Кино начинается воздушно и легко. Беспечные песенки, летящая походка Людивин Санье, непринужденное любование стилем шестидесятых, легкомысленная романтичная любовная история любви француженки и чеха. Все это напоминает «Шербурские зонтики» Жака Деми и картинки глянцевых журналов. Сам Кристоф Оноре, режиссер фильма, в интервью говорил о том, что первая часть фильма — это взгляд Веры на отношения родителей. Действительно, в начале ленты все иллюзорно — настроение легкого водевиля и стилизации под «новую волну» не покидает зрителя. Кажется, что сейчас из-за угла выйдет Катрин Денев и запоет знаменитую песню Мишеля Леграна про любовь и разлуку с несостоявшимся женихом. Но зрительским ожиданиям придется обмануться. Нет, Катрин Денев, конечно, выйдет и споет, но совсем про другое.
Если даже не совсем внимательно вглядываться в фильм, то легко заметить, что история Мадлен и Яромила омрачена разве что вводом советских войск в Прагу в 1968 году. В остальном же это изящный светлый мюзикл. Вторая часть фильма резко контрастирует с первой — взаимная любовь и яркость красок уступают место драме неразделенной любви и темным тонам, радужный Париж сменяется тусклым Лондоном, счастье оборачивается трагедией. Вера, дочь Мадлен и Яромила, влюбляется в барабанщика Хендерсона, который оказывается геем. Несмотря на любовь Клемана, много больше подходящего для той жизни, к которой Вера привыкла, героиня отчаянно стремится соединиться с возлюбленным и пресекает все попытки Клемана убедить ее в абсурдности своей страсти. В это время родители возобновляют свои бурные отношения, невзирая на то, что Мадлен все еще замужем за жандармом по имени Франсуа, которому остается лишь смиренно ждать, пока жене не надоест ее бывший. Вся эта ситуация только усугубляет состояние Веры, поскольку та испытывает зависть к родительской истории, ей кажется, что отец и мать живут по-прежнему, словно паря над условностями, и действуют вопреки обстоятельствам. Однако Мадлен страдает ничуть не меньше своей дочери и вся та глянцевая мишура, видящаяся Вере в минуты отчаяния, не имеет ничего общего с реальной историей ее родителей.
Кристоф Оноре играет временами и городами — история начинается в 60-е, продолжается в 70-е и заканчивается в наше время, разворачиваясь в декорациях Праги, Парижа, Лондона, Монреаля и Реймса. В фильме использованы две ключевые исторические вехи — ввод советских войск в Чехословакию 1968 года и теракт башен-близнецов в Нью-Йорке в 2001 году. Таким образом, Оноре словно ссылается на Алана Рене, показавшего в одном из первых фильмов новой волны «Хиросима, моя любовь» катастрофу личного счастья через крушение фундаментальных основ миропорядка, каким был первый сброс атомной бомбы в истории. Если подумать, то мир Мадлен рушится в Праге, когда она понимает, что их с Яромилом история приносит ей больше боли, нежели счастья, а последняя надежда Веры испаряется в Монреале, потому что из-за крушения небоскребов она так и не попала в Америку, страну, где сбываются все на свете мечты. Поскольку у Веры по-прежнему сохраняется сознание ребенка, то для нее это становится тревожным знаком, предзнаменовавшим трагедию.
«Возлюбленные» — драматичное кино о двух женщинах, матери и дочери. Особый вкус фильму придает тот факт, что главные роли играют Катрин Денев и Кьяра Мастроянни, мать и дочь не только на экране, но и в жизни. Музыкальное сопровождение фильма неизменно создавал Алекс Бопен, друг режиссера. И, если во «Всех песнях» музыка была создана до сценария, то в «Возлюбленных» первоначально появился сценарий, а только потом сами песни, что чувствуется, поскольку некоторые мотивы выглядят чересчур вымученными, но это не влияет на общее впечатление от фильма, который заканчивается печальными словами Мадлен: «Я могу жить без тебя, но не могу жить, не любя тебя», а встречает ее не возлюбленный, а нелюбимый, оставшийся верным ей, несмотря ни на что. Вопрос что лучше — любить или быть любимым неловко повисает в воздухе, а, между тем, «Возлюбленные» — кино о том, что без любви мы исчезаем, а исчезать никак нельзя.
29 июля 2015
«Возлюбленные» — европейский мюзикл с привкусом мелодрамы и драмы 2011 года режиссера и сценариста Кристофа Оноре. Фильм сразу же притягивает к себе внимание из-за звездного, замечательного дуэта. Главные роли мамы и дочки играют мама и дочка Катрин Денев и Кьяра Мастроянни. Фильм же получился ироничной трагикомедией с красивой музыкой и ее постановкой.
Мы видим всю долгую жизнь одной мамы и ее дочки. Девочка рассказывает, что ее мама проститутка, и этим она зарабатывала всю жизнь. Ее мама всегда пользовалась успехом у мужчин, а вот дочери здесь не очень везет, и она пытается найти свою любовь. Героиня влюбилась в человека, который никогда не ответит ей взаимностью, ведь он гей…
Фильм получился красивым и снят атмосферном и со вкусом, французским вкусом. Конечно все внимание на Денев и Мастроянни. Что касается Катрин Денев, то она потрясающая, французская актриса и шикарная женщина. Я полюбил Денев с детства и всегда с удовольствием смотрю фильмы с ее участием. Что-то есть в ней интеллигентное, женственное, притягивающее к себе внимание. Она восхитительная актриса! Ею дочь я для себя открыл ни так давно, но Кьяре есть чем привлечь к себе внимание зрителя. Она не старается быть похожей на мать, и в ней есть некоторая изюминка. Также в этом мюзикле мне запомнилась Людивин Санье. Ее я узнал с фильма «8 женщин». Она не заурядная, интересная, чисто французская актриса во всех смыслах этого слова. «Les bien-aimes» — кино о желании любви, о одиночестве, о том, как хочется стать счастливым и ощутить вкус счастья.
P.S. «Моя мама шлюха»
7 из 10
29 ноября 2014
Who do you love? Qui aimes-tu?
Cette chanson que j’ai retenue, veux-tu la jouer?
Who do you love? Qui aimes-tu?
Ne reponds pas, tout ca me tue. Fini de jouer.
Этот фильм — творение французского режиссера Кристофа Оноре, создателя «Все песни только о любви» и «Прекрасной смоковницы». Об этом, впрочем, несложно догадаться — состав актеров, как всегда у Оноре, так или иначе повторяется — здесь и Людивин Санье со своим чистым голоском, и Кьяра Мастроянни, и традиционный страдающий Гаррель, блуждающий по парижским улицам в приступе меланхолии.
Впрочем, «Возлюбленные» сняты позже «Всех песен», и настроение у них более темное и взрослое, что ли. Если в «Песнях» явно слышно дыхание весны, молодости вопреки всем жизненным драмам и безотчетной упрямой надежды несмотря ни на что, в этом фильме перед глазами зрителя поочередно проходят все времена года и все краски спектра (эмоционального тоже). Ко всему прочему восприятие преломляется глазами двух главных героинь — и мы видим прошлое матери не только подсвеченным ностальгией в ее воспоминаниях, но даже скорее некой воображаемой ретро-версией происходящего в представлении дочери. И я долго думала, что мне напоминает эта пражская история о неверном муже, а потом поняла — «Невыносимая легкость бытия» же, Кундеровские настроения с французским привкусом. Впрочем, Кундера многие произведения писал на французском, поэтому особого диссонанса тут нет.
Начинаясь эдаким полуфривольным ярким мюзиклом, история постепенно серьезнеет и грустнеет по мере взросления героини Мастроянни: от модных туфель и красивых любовных романов к серости и привычной запутанности взрослой жизни, из полумифической Праги 68го в реальный дождливый Лондон, в тупик, из которого не выйти, если не знаешь запах своей любви. История дочери мне, кстати, нравится даже больше — за прекрасные песни и острые вопросы, которые пытается решать героиня, за тонкость настроения и Кьяру. Три города, две женщины, одна жизнь — и в конце, как ни старайся, с нами остаются не те, кого любили мы, а те, кто любил нас.
И пусть он не станет любимым, как «Все песни», но запомнится точно — хотя бы тем ощущением на грани потерянности, когда в конце остаются лишь грусть и музыка.
22 марта 2014
И вновь лирическая картина от Кристофа Оноре, который все превращает в мелодраму. Не скрою, мне симпатичен стиль этого французского режиссера, как и симпатичен его любимчик Луи Гаррель, но из его фильмов безоговорочно понравился только один и это «Все песни только о любви». Все, что до, и все, что после во многом повторяется, но не может превзойти по эмоциональному накалу да и по самой истории. «Возлюбленные» из того числа.
Ну и конечно как водится у Оноре, все герои поют, где-то даже шепчут. Это мне безусловно нравится. Тем более что до самого конца не знала, запоет ли любимый Луи Гаррель (а поет он воистину душевно и удивительно прекрасно). Было бы также странно, если бы у Оноре в фильме не было темы нетрадиционной сексуальной ориентации. Один из героев гей, и как бывает только у Оноре, периодически меняет свою ориентацию (чего я понять не могу): он якобы влюблен в женщину. Также встречается сюжетный ход чисто в стиле Оноре — отношения втроем, пусть и недолгосрочные. И это еще не упоминается актерский состав, который как всегда узнаваем, ведь режиссер, как видно, просто без ума от Кьяры Мастроянни, Луи Гарреля и Людивин Санье.
Все было бы просто чудесно, легко и с меланхоличной грустинкой, как во «Всех песнях…», если бы Оноре страстно не любил посмешивать несмешиваемое, что и вызвало недоумение вкупе с раздражением. Так уже было и с «Прекрасной смоковницей», в сюжете которого было до нелепости много драмы и ненужных смертей для такого жанра. Здесь то же самое: трагедия 11 сентября, ВИЧ, 2 смерти, и одна из них вообще нелепа.
Кроме того фильм получился затянутым, даже несмотря на несколько стремительно развивающихся сюжетных линии. О линиях не стоит говорить, важно лишь сделать акцент на том, какая идея была заложена в показе этих отношений. А именно главная дилемма героев «Что важнее — любить или быть любимым». Ведь так получилось, что у каких-то героев было одно, у каких-то другое, и ни у кого не было обоих вещей. Так что им было актуально разобраться, что же для них важнее. Скажу, что довольно неплохо тема раскрыта, ведь в конце концов тема-то вечная.
Актерские работы легендарной Катрин Денёв и Луи Гарреля просто как всегда на высоте. Несмотря на то, что оба они сыграли не главную роль, именно ими стои восхищаться. А вот главная роль досталась дочери Денёв Кьяре Мастроянни (которая сыграла также дочь героини Денёв), действительно похожую на свою красивейшую мать. Не скажу, что Мастроянни меня чем-то впечатлила. Я до сих пор не понимаю, почему Кристоф Оноре с таким упорством снимает её, за что ценит. Как всегда отлично отыграла Людивин Санье. В этот раз ей досталась куда более колоритная роль, чем во «Всех песнях…».
В целом же, «Возлюбленных» можно хвалить за настроение, которое они создают. Это не смотря ни на что легкое творение, опять же грустное, во многом красивое, но все такое же эклектичное и содержащее неуместные куски, целиком противоречащие жанру и настроению, которое задалось в начале картины.
7 из 10
28 января 2014
И еще один музыкальный фильм Кристофа Оноре я отобрал для рубрики. Эта кинолента закрывала Каннский кинфестиваль 2011 года и в прошлом году закрыла Московский международный кинофестиваль. В общем, относительно свежая работа Кристофа с хорошо знакомыми лицами. Гланвые роли исполняют мать и дочь, Катрин Денев и Кьяра Мастроянни. Также Оноре снова работает с Людивин Санье и Луи Гаррелем. Наличие последнего в фильмах Кристофа уже вряд ли кого-то удивляет, как и необычные сюжеты его работ.
Фильм состоит из двух линий: любовная история матери и дочери. Все начиналось, как легкая комедия с фразы: «Если бы Роже Вивье не создал туфли-лодочки для Кристиана Диора, моя мама не стала бы шлюхой». А если бы молодая Мадлен не занималась «кратковременными встречами», то не познакомилась бы с чешским врачом Яромилом, отцом Веры, которого любила всю свою жизнь. Линия дочери еще более драматична. Вера знакомится в Лондоне с американским барабанщиком Хендерсоном. У них есть нечто общее — им обоим нравятся парни. Суть фильма заключена в вопросе Мадлен: «Что лучше: любить или быть любимым?» Одна из них любила, но не того. Другая — была любима, но не тем…
История неплохая. Драматичных моментов хватает. Но все-таки Кристоф слишком перегрузил сюжет во второй половине: несчастный случай, ВИЧ, трагедия 11 сентября и т. д. Это вызывает дисонанс с игривым началом, когда Людивин Санье дефилировала в лодочках по улице. Как будто совершенно разные фильмы. А вот саундтрек от Алекса Бопена хороший. Приятные и мелодичные песни. Правда, OST к «Les chansons d`amour» мне все же нравится больше. И фильм я бы все-таки укоротил немного. Но в целом осталось нормальное впечатление, поэтому рекомендую к просмотру. Французский шарм был передан отлично, а элегантность Катрин Денев способна украсить любой фильм, как и харизма Луи Гарреля (даже если ему досталась роль всего лишь второго плана).
5 из 10
17 июня 2013
Первый фильм Оноре, который я посмотрела, — «Все песни только о любви». И так меня покорила эта прекрасная картина, что мне захотелось посмотреть и другие творения Оноре. Но чем больше я их смотрела, тем сильнее разочаровывалась в режиссере, приходя к мысли, что во «Всех песнях» Оноре удалось прыгнуть выше головы (хотя, конечно, без композитора, сценариста и актеров у него ничего не получилось бы).
И вот, «Возлюбленные» — это, кажется, четвертый или пятый фильм Оноре, который я увидела. После предыдущих всё давала шанс ему «исправиться», но теперь уже не хочется даже таких шансов давать. А почему?
Главным образом потому, что совершенно не раскрыты характеры героев, посему работе с актерами хочется поставить 2 балла. Вроде и актеры стараются, но в них чего-то не хватает, и, размышляя, я понимаю, что не хватает им какой-то определенности, внутренней очерченности, жизни. Единственная актриса, которая меня не разочаровала — это Катрин Денёв. Вот она постаралась, чтобы понять свою героиню, наполнить роль, прочувствовать ее. Луи Гаррель оказался в непривычном для себя амплуа — не красавец-герой-любовник, а бедный парень, страдающий от неразделенной любви. И эта роль у него не получилась. Не его. Гаррелю бы немного юмора, мимики (у него ох какая богатая мимика!) — но в этом фильме наиболее сильные стороны актера не задействованы. И персонаж получается серым, безликим.
Кьяра Мастроянни тоже, вроде, старается, пытается что-то изобразить… но она как будто не понимает свою героиню. От этого разрушается образ. И, как и в случае с Гаррелем, это в основном режиссерский промах.
Композитор меня тоже разочаровал — песни в фильме не такие красочные и запоминающиеся, как во «Всех песнях…». Ни сценарная, ни операторская работа восторгов не вызывают. А уж без гомосексуалистов Оноре обходится в редких фильмах.
В целом даже отметить нечего. Пожалуй, только Катрин Денев и — с меньшими аплодисментами — Милоша Формана, которому, тем не менее, лучше удаются режиссерские работы, нежели актерские.
5 из 10
27 марта 2013
«- Мы видим происходящее глазами Веры, героини Кьяры Мастроянни. Она примерно моя ровесница, 60-х не застала, 70-е помнит плохо, поэтому они изображены не очень реалистично. У всех у нас есть идеализированная картина эпохи, в которую мы не жили. Фотографии того времени освещены особым светом. Ребенок смотрит на них и представляет, какими были родители до того, как на свет появился он. И ранние эпизоды фильма похожи на такой семейный альбом. Вера не помнит Прагу, но представляет себя на месте своей матери — тогдашней. Постепенно, по мере развития истории, в ностальгическую картинку начинает проникать реальность». Рассказывает режиссер картины Кристофф Оноре. Реальность, которая начинается для нас с уходящей из этой бравурной стилизации в меланхолию освещенного ночного города уже взрослой Веры. Реальность, что окажется куда более драматичной, причем как для Мадлен, так и для самой Веры.
«Передается ли несчастье по наследству?»- Этот, казалось бы, ироничный своим простодушием вопрос, ставится Оноре во главу угла, при этом, он совершенно не навязывает нам своей позиции. А вот мы, собственно, оказываемся перед лицом вопросов. Действительно ли дети вынуждены повторить ошибки своих родителей? Упадок ли нравов современного западного общества? Или просто любовь, которая никого особо не пожалеет.
Любовь — лейтмотив этой истории двух женщин: Мадлен и Веры — матери и дочери, воплощенный, главным образом, в связующей весь фильм музыкальной составляющей. Как всегда у Оноре «все песни только о любви», но на этот раз с более минорным оттенком, что с каждой сценой все более погружают тебя в эту безысходность героев.
Что же такое любовь? Порыв, сметающее все на своем пути? Смелость идти до конца не смотря ни на что: ни на семью, ни на гордость, во имя этой любви. По тому, что это одно лишь — живое. Или же любовь совсем не про это?
Оноре снимает очень живое кино. Живое, это когда сидишь, и в совершенно не сентиментальный момент (по кинематографическому, если угодно, канону), без патетического взрыда оркестра и душещипательной мизансцены, но просто от ощущения этого избытка и недостатка любви, этой неприкаянности героев в их чаяниях и заблуждениях, живописуемых Оноре в обычной реалистической форме, начинают течь слезы, мне кажется, это хороший критерий.
«Это не любовь, это — мелодрама», говорит Мадлен уже в самом конце. Понимание, к которому приходят лишь постфактум. Но можно ли обрести это понимание по другому, возможно, спрашивает нас Оноре?
13 марта 2013
Наконец-то мне удалось посмотреть новую картину мастера музыкальных мелодрам Кристофа Оноре о любви, семье и смерти, и теперь можно поделиться своими впечатлениями от увиденного.
На мой взгляд, ничего особенно нового в новом фильме Кристофа Оноре зритель не увидит. Сюжет как всегда закручен вокруг нескольких историй, каждая из которых посвящена любви — неправильной, болезненной и безответной. Сначала мы видим историю проститутки Мадлен и влюбившегося в нее клиента Яромила, затем мы проживаем вместе с ними всю их жизнь и теперь уже наблюдаем за несчастной судьбой их дочери Веры.
В картине вновь сыграли любимые актеры Оноре — Людвин Санье, Луи Гаррель, Кьяра Мастроянни, нестареющая Катрин Денев, а музыку к фильму опять создавал Алекс Бопен. Вообще, в фильмах Оноре, как известно, музыке всегда отведено особое место — герои поют о своих чувствах и своей любви. Потому можно сказать, что «Возлюбленные» — это обновленная версия «Всех песен о любви» 2007 года, в котором зритель видел тех же актеров, и переживал, в общем-то, туже самую драму.
Но не смотря на то, что новый фильм Оноре не отличается особой оригинальностью, в нем все же есть свой шарм и эстетика. В первую очередь это касается картинки — Прага и Париж 60-х годов, костюмы героев, весь послевоенный антураж — все это заслуживает особого внимания. Во-вторых, интересно посмотреть на Катрин Денев в паре с известным режиссером Милошем Форманом, который, видимо решил переделаться в актеры и у него это неплохо получилось. Да и трагичный финал картины оставляет приятный осадок меланхолии. В общем, «Возлюбленные», конечно не шедевр, но фильм достойный и красивый, как впрочем, все картины Кристофа Оноре. Фильм для тех, кто неравнодушен к творчеству этого французского режиссера и сценариста, остальным, думаю, будет немножко скучно.
8 из 10
5 января 2013
Герои фильмов Кристофа Оноре из фильма в фильм мечутся в поисках любви. В «Парижской истории» это были два брата-акробата с неудачными попытками найти семейное счастье, в «Прекрасной смоковнице» школьники с проблемами первой любви, а «Все песни только о любви» и вовсе красивая история мenage a trois.
Будучи большой поклонницей фильмов Оноре и «Все песни только о любви» в частности, от «Возлюбленных» ждала похожей истории, ибо предпосылки были: за музыку вновь в ответе Алекс Бопен; мюзикл в качестве основного жанра и любимые Оноре актеры во главе с Кьярой Мастроянни и Луи Гаррелем. Но на деле вышла иная история.
Фильм повествует о практически полувековой истории о женщинах по имени Мадлен и ее дочери Веры. Помимо кровного родства обеих дам объединяет поиск любви, ибо героини отчаянно ее ищут. Оноре вырядил Санье, играющую Мадлен, в платье в полоску и пальто в горошек и поставил на панель, там она и встречает молодого врача чеха, который увозит ее на свою родину. На дворе 1969 год, время неспокойное и Вера, устав от измен мужа и неспокойной политической обстановки в стране, возвращается в Париж, где снова выходит замуж за французского жандарма. Вера тем временем растет и постепенно режиссер знакомит нас и с ее историей, которая окажется такой же бурной, как у матери. Закон жизни: как это часто бывает, дочери повторяют ошибки своих матерей. Изменяется время, появляются новые современные технологии, новые средства знакомства, но отношения, их развитие, расцвет и конец, во все времена одинаковые. Героини предпочли любить, нежели быть любимыми. Мадлен так и не забыла своего чеха Яромила, а Вера не ценила Клемана (Луи Гаррель), поскольку все ее мысли занимал американец Хендерсон (Пол Шнайдер), который в силу некоторых обстоятельств ничего не мог ей дать.
Оноре показал нам двух привлекательных женщин разного поколения со своими плюсами и недостатками, они не матери Терезы, не скромницы, они пробуют, ошибаются и живут дальше. Но, что не типично для Кристофа, что в других его работах, герои боролись только со своими внутренними демонами, во «Влюбленных» же Оноре затронул и внешние факторы, это и коммунизм, и теракт в США, и СПИД, затронул поверхностно, но эти события непосредственно влияют на наших героев.
С технической стороны фильм прекрасен, это и визуальная картинка, яркие, сочные краски придают картине особенную атмосферу нежности, легкости и грусти. Музыка также на высоте, но во «Влюбленных» она не несет большой смысловой нагрузки, как в «Песнях», она как бы помогает выразить чувства героев. Наверное, тут свою роль сыграл тот факт, что песни были написаны Бопеном после сценария. В «Песнях» же изначально были сами песни, потом появился сценарий. Но, что имеем, то имеем. Особенно отмечу дуэт Мастроянни и Пола Шнайдера и вообще понравилась их пара и история, чувствовалась связь, химия между актерами. Всегда приятно видеть Катрин Денев на экране, гранд-дама французского кинематографа, здесь она выступает в паре с легендарным, не побоюсь этого слова режиссером/актером Милошом Форманом, исполнившими роль Яромила в преклонном возрасте. Ну и штатные актеры Оноре, Луи Гаррель и Людивин Санье справились отлично.
В целом, красивая и грустная история о поиске и смысле такой штуки как любовь.
8 из 10
22 декабря 2012
Qui aimes-tu? Любовь бывает одна всю жизнь, или же нам дано испытать это великое чувство несколько раз? Важнее любить или быть любимым, если и то, и другое зачастую оказывается несбыточной мечтой? Кристоф Оноре, в совершенстве освоивший мифологию французского романтизма Новой волны, закрыл Каннский кинофестиваль своим самым визуально совершенным фильмом — мюзиклом «Возлюбленные», который по утверждению самого режиссера, правильнее было бы называть «Нелюбимые».
Перед нами за два с половиной часа разворачивается сорокалетняя история, полная светлых надежд, легкости и трагизма, в центре которой мать и дочь, которых разделяет целое поколение, но объединяет одно — любовь к непутевым мужчинам. Мадлен (Катрин Денев) всю жизнь мается с бывшим мужем, регулярно возвращающимся, чтобы разрушить ее благополучный второй брак невыполнимыми обещаниям. Воздушная Мадлен, которую потоки эфира переносят из страны в страну, с панели в благополучные буржуазные кварталы, эту же слабость передает и дочери.
Les сhiens ne font pas des chats. Вера (Кьяра Мастроянни) лет с четырнадцати усваивает мамину модель поведения, ее женскую судьбу. Однако она человек совершенно другой эпохи, когда свобода сменилась показной нравственностью, а революционное единодушие 1968-го одиночеством «девяностых». Ее безответная любовь к американскому барабанщику-гею окажется не в меру трагичней. Совершенно очевидно, что однажды мы изобретем лекарство от СПИДа, но медикаментов, спасающих от разъедающей невостребованной страсти, скорее всего, не появится никогда.
После «Всех песен только о любви» Кристоф Оноре заслуженно снискал славу главного по музыкальным фильмам «а-ля шербурские зонтики», и «Возлюбленные» — это то, что зрители от него ждали уже несколько лет, но Кристоф все дальше уходил в тягучий реализм и терял свою грациозность, пока не снял и вовсе почти что документальную драму «Мужчина в ванной», призванную зафиксировать всю боль расставания, которую человек тихо и мужественно переносит. В последнем фильме режиссер немного реабилитируется, но все же вектор на пессимизм, припудренные парижским флером остается. Любовь ценна сама по себе, а то, что происходит с людьми, живы ли они или умирают, второстепенно. Жизнь уже сделал им свой главный подарок, и то, как они им распоряжаются, зависит только от них. И иногда истинная свобода заключается в том, чтобы принять этот подарок, даже когда он неуместен.
«Возлюбленные», ко всему прочему, это еще и первый настоящий большой фильм Оноре, отснятый в четырех странах и включающий не маленький эпизод из жизни героев, но всю их жизнь на фоне глобальных исторических перемен. Конечно, связь истории Веры с терактом 11 сентября, на первый взгляд кажется притянутой за уши, но Кристоф элегантно выходит из положения: танец безумной пьяной влюбленной женщины под звуки CNN, вещающей из Нью-Йорка, свидетелям представляется максимально непристойной, но когда, простите, любовь была пристойна и целомудренна? Она сама по себе, порой, самый настоящий теракт локального масштаба. И жизнь со своим подарком может быть похлеще Аль-Каиды.
Остается добавить, что Оноре, ориентированный на импрессионистский подход, когда камера движется туда, куда ей вздумается, в «Возлюбленных» показал все, на что способен в плане постановки кадра. Смотреть «Les Bien-Aimes» — настоящее удовольствие. Оператор Реми Чеврин уже работал с Оноре над фильмами «Рядом с Лео» и «Все песни только о любви», и в этот раз его съемка стала по-настоящему классической, изысканной, восхищающей. Конечно, как всегда, фильм Кристофа Оноре оставит после надолго себя меланхолическое послевкусие, но, как говорил его герой из «Парижской истории» мы все рождаемся с печалью внутри, и лучше бы она и впрямь была такой красивой как у Кристофа Оноре.
12 декабря 2012
Первое впечатление от «Возлюбленных» — милая французская мелодрама, которая очень весело начинается и грустно заканчивается. Смотрится она легко, и на первый взгляд, оставляет такое же впечатление. Но это только на первый взгляд: приготовьтесь к тому, что этот фильм крепко засядет у вас в голове, и вы еще не раз мысленно к нему вернетесь.
Сначала никакого родства с героями, а особенно с героинями, не чувствуется. Реакция на все их поступки — либо «Боже, вот дура!», либо сводится к «падение нравов, тяжелая жизнь, что с них взять». И, конечно же, никто и не подумает, что мог бы оказаться в таких же ситуациях. Между тем, все мы влюблялись безответно, всех безответно же любили, все влюблялись с оговорками — и поступали подчас еще глупее, еще аморальнее. Вместо того, чтобы вешать на героев ярлыки, в них стоит поискать себя — и не отмахивайтесь, каждый найдет.
Потом начинаешь размышлять над художественными приемами, благо фильм на них богат. Например, зачем нужны песни? Их слишком мало для полноценного мюзикла (фильм где-то даже ошибочно проходит под таким жанром), вокруг них не строится сюжет. Песни никогда не связаны с каким-то действием, они только обозначают состояние героев (это как если бы в «Кошках» все арии были похожи на Memory). Они появляются тогда, когда становится слишком много чувств и слишком мало слов. Появляются — и остаются: Les chiens ne font pas des chats преследует меня везде.
Интересно и то, как меняется картинка от начала повествования к концу. Шестидесятые нарисованы глянцевыми, чистыми цветами, наше же время (когда действие уже концентрируется на Вере) изображено преимущественно в серых тонах. На время молодости Мадлен нам предлагают смотреть ее же глазами, и становится понятно, кто тут главный герой.
Фильм, понятное дело, о любви — не какой-то заоблачной, а очень человеческой, с большим количеством неудач и ошибок, иногда фатальных. Вариант для верующих — о карме, о том, как дети повторяют судьбу родителей, изо всех сил пытаясь от нее убежать. Ведь Вера, насмотревшись на своих мать и отца, которые все делали без оглядки, в своих чувствах выверяет каждый шаг — и даже влюбляется будто специально в того, с кем никакого будущего быть не может. В итоге она так же несчастна. Подать такую горькую историю в такой легкой форме, и еще и сдобрить песнями, и чтобы все смотрелось не нелепо — для этого нуден большой талант. И он у «Возлюбленных» есть.
9 из 10
2 декабря 2012
«Смелость — это когда делаешь то, что хочешь, даже если заранее знаешь, что проиграешь»
Звучит прекрасно! Так и хочется плюнуть на все условности и кинуться в омут любви, свободной от всяких границ, быть дерзким, смелым, наглым. И делать то, что действительно велит сердце. Как это, например, делала Мадлен: хочется ей Яромила, который ее уже однажды бросил, так плевать на доброго честного мужа, а значит можно отдаться своему прошлому, пришедшему восполнить потерянное. И всем хорошо. Хочется Вере быть вместе с геем-американцем — так плевать, что он гей, что он ВИЧ-инфицированный и что он, в конце концов, ее просто не любит! Хочется террористам взорвать небоскребы в США и самим погибнуть? Так почему бы нет! Однако, я думаю, было бы слишком глупо выводить из этого всего мораль нравственности и благопристойности… Нет, смелость, конечно, нужна. Но вторая добродетель, про которую говорит герой Милоша Формана, — это осторожность. Смелость и осторожность — казалось бы, две противоположные вещи, но одно без другого превращается в крайность. Однако, сам Яромил, описывая себя и Мадлен, говорит также про легкомыслие. Легкомыслие иногда приносит счастье и легкость жизни, однако очень часто приводит к тому, что человек просто остается ни с чем, с пустыми руками…Что в итоге стало с Яромилом? (пусть и не по его вине…но разве не заслуженно? хоть и жестоко). Что стало с Мадлен в финале? С Верой? Но с другой стороны, разве не делали они того, чего хотят? Но видимо, просто делать то, чего хочешь вопреки всем обстоятельствам недостаточно для достижения счастья.
«Яблоня от яблони недалеко падает»
- Поют Мадлен и Яромил в одном из диалогов. Да, по сути перед нами две параллельные, но очень схожие истории жизни матери и дочки. Увы, такое ощущение, что несчастная и странная судьба матери передалась дочке Вере по наследству. Да и то, Мадлен вроде была даже счастливее, чем ее дочь, она вкусила плоды любви и даже продолжала их вкушать в преклонном возрасте (эта ее порочная любовная связь, даже несмотря на то, что Мадлен в возрасте играет Катрин Денев, выглядит немного нелепо. Однако, лишний раз понимаешь, что любви, даже такой любви, все возрасты покорны. Главное…главное все то же — смелость, осторожность, легкомыслие…ну и немного наглости) Вере кажется, что любовная жизнь ее мамы прекрасна, она пытается повторить ее по той же формуле, однако все оборачивается полным крахом. Нет, невзаимная любовь, а тем более любовь к существу, которое не может полноценно воспринимать тебя как представительницу прекрасного пола, заранее обречена.
Увы, это сказка, но не с таким светлым концом, как хотелось бы. Но все-таки сказка. С туфельками, принцессами и демонами-искусителями.
9 из 10
1 декабря 2012
С первых кадров фильма хочется поудобнее устроиться в кресле в предвкушении легкой, красивой, воздушной, непринужденной романтической французской мелодрамы. Однако, не тут-то было. Нет, несмотря на все происходящее на экране — картина действительно очень воздушная, и по-французски атмосферная, и пропитанная весенним свежим ароматом. Однако главная тема — тема любви, (что впрочем и так ясно по незамысловатому названию) далека от идеальной и светлой. За этой самой любовью, за страстью, желанием, очарованием скрывается грусть, трагедия, отчаяние…Или же наоборот? За хаотичном мраком отношений иногда просвечивают лучи счастья? Увы, одно просто неотделимо от другого. Как бы всем хотелось, чтобы герои, которые умеют любить, просто и искренне, а я думаю все герои этого фильма на это способны, чтобы они нашли тех, с кем могут быть по-настоящему счастливы…
Однако, никогда ничего просто не бывает. Француа любит Мадлен, Мадлен стремится к Яромилу, Яромил, к ней, конечно, то же стремится, но постоянно провоцирует на низкие поступок по разрушению священных семейных уз. Клеман любит Веру, но Вера бежит к Хендерсону, который вполне счастлив и без нее со своими мальчиками-геями. Что ж такое-то. Хочется сказать, очнитесь! Любите тех, кто рядом, не бегите за тем, кто вами не дорожит. Почему Мадлен никак не может полюбить по-настоящему верного ей, как она сама его назвала «идеального» мужа Француа, который прощает ей все, потому что любит всей душой? Яромил — это прошлое, которое все время врывается в настоящее и разрушает в итоге будущее. Зачем Вере сдался этот хоть честный и симпатичный, но гомосексуальный американец? Который все-таки никак не может переключиться со своих партнеров на несчастную Веру. Рядом с ней есть Клеман, который хоть больше друг, чем любовник, но все-таки также любит ее, своей юношеской, но зрелой любовью. Эх, а все потому что сердце не обманешь. И наше собственное сердце на пару с горькой иронией жизни способно сыграть с нами злую шутку и герои этого фильма — прямое тому доказательство.
Однако, несмотря на грустное настроение, после фильма остается приятное послевкусие и куча мыслей в голове…А главное хочется любить. По-настоящему. Любить и быть любимым.
10 из 10
30 ноября 2012
Фильм «Возлюбленные» (фр. Les bien-aimes) не имеет никакого отношения к Возлюбленным Людям, Людям испытывающим Любовь. Это «история» одержимости, страсти, т. е. похоти — суть причины прелюбодеяния.
Любящий Человек преумножает Благо, создает Благо для Любимого, и всегда это возможно только своими собственными силами, своим Трудом (душевным, физическим, нравственным), своим усилием. И никогда в ущерб кого бы то ни было еще. Это Истинная Любовь.
Что же мы видим в этом «кино»? Люди, находящиеся на своей низшей животной стадии, постоянно разжигая в друг друге похоть, совершают прелюбодеяния практически с любыми такими же «животными», встречающимися на их жизненном пути. Немаловажную роль в таком поведении играет их практически постоянное состояние опьянения (никотин, этиловый спирт), являющееся уже даже не скрытой пропагандой курения и употребления алкоголя.
Центральный персонаж — молодая женщина, постоянно курящая и очень часто употребляющая алкоголь, под их одурманивающем воздействием на протяжении всего фильма совершает поступки, которые у не развращенного «достижениями» западного общества человека вряд ли вызовут сочувствие. Фильм отметился и толерантностью к содомитам — они сыграют не маловажную «роковую» роль в развитии ее экранной судьбы. Показательна так же сюжетная линия взаимоотношений «родителей» «героини».
Последняя сцена с «героиней» является вполне естественным концом ее сюжетной линии. Что может дать окружающим или своему возможному ребенку такая «женщина», в душе которой уже не осталось места для чего бы то ни было светлого и доброго. Самостоятельно она не может стать Любящей Матерью, Женой, Дочерью, а рядом с ней нет никого, кто бы Любил ее и мог вернуть к Жизни.
И не удивительно, что страной производства этого «продукта» стала Франция. Именно в этой стране появился тот литературный жанр, «любовный роман», который и породил такое представление о Любви — похоть (страсть), разжигающая похоть, через низведение Женщины до удовлетворительницы половых желаний, и как следствие, она сама уже ничего другого не желает, как удовлетворять свои сексуальные похоти.
Тем, кого заинтересовало высказанное здесь мнение, уверен, имеет смысл прочитать как минимум такие произведения Льва Николаевича Толстого: «Предисловие к сочинениям Гюи Де Мопассана» («французский роман»), «О безумии» (о самоубийствах), «Крейцерова соната» (об отношениях Мужчины и Женщины), «О ЖИЗНИ».
1 из 10
25 ноября 2012
Нелинейная история, гуляющая по Европе, а конкретно по самым значимым столицам, — Лондону, Праге и, конечно, Парижу, — радует уже тем, что подтверждает: да, «Мужчина в ванной» был помешательством и помутнением. И хотя «Возлюбленные» тоже несколько отличаются от более ранних работ Оноре, в принципе Кристоф возвращается как к своим излюбленным темам, так и к излюбленным актерам. Но вместе с Кьярой, Гаррелем, Санье мы видим пожилую, но все еще прекрасную Катрин Денев, очень пожилого, но обаятельного Милоша Формана.
Вообще, кажется, что Оноре всеми возможными способами добивается цели сделать картину как можно более зрелой, подводящей итоги. И актеры, и постоянный мотив воспоминаний, и меланхоличная сожалеющая мелодика всего фильма, и проблемы, приходящие вместе со зрелосью и уходящие только вместе с жизнью…Но несмотря на все это, видимо Оноре еще не готов к подведению итогов. И его зрелость, и сугубая серьезность итогов кажутся чем-то столь же неправильным, как Луи Гаррель с сальными прямыми волосами. Может все дело в том, что режиссер с головой погрузился в стилизацию, в цитацию, в рефлексию и побоялся испортить всю глубину и значительность излишней эмоциональностью или слишком буйными кудрями.
Короче говоря, Оноре в этой картине становится глобальным режиссером, художником вне времени и пространства, способным совместить в одной картине и прустовские искания (время — любовь — смерть), и прекрасную эстетски выверенную картинку, и социально-мировые проблемы от русских в Чехии до нью-йоркских башен-близнецов. Он успевает пробежать через 50 лет туда и обратно, поговорить об отцах и детях, СПИДе, гомосексуальности, естественно не отходя от главной нетленной темы — темы любви. Далее — облачить все это в форму мюзикла и красивым жестом с красными туфельками замкнуть фильм кольцевой композицией (с чем снова кивнуть Прусту и его временным поискам). То бишь Оноре делает множество прекрасным вещей, но, к сожалению, будто бы перестает быть Оноре. Тем Оноре, который всегда умудрялся даже самые глубинные фильмы делать легкими и парящими.
8 из 10
25 сентября 2012