Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.6 |
IMDb | 7 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Священный летучий цирк |
английское название: |
Holy Flying Circus |
год: | 2011 |
страна: |
Великобритания
|
режиссер: | Оуэн Харрис |
сценарий: | Тони Рош |
продюсеры: | Полли Лейс, Кейт Норриш, Джули Кларк, Мэттью Рид, Джэми Лоренсон |
видеооператор: | Ричард Мотт |
композитор: | Джек С. Арнольд |
художники: | Лиза Холл, Расселл Дэйли, Джо Берглунд, Эдвард К. Гиббон |
монтаж: | Билли Снеддон |
жанры: | комедия, драма |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 19 октября 2011 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 29 мин |
Дух «Пайтонов»? — да пожалуйста! Стёб на «Пайтонами»? — да бога ради! Стёб над теми, кто обожает/ненавидит и т. п. «Пайтонов»? — плиз велкам! Троллинг и тех, и других, включая вообще к сему не имеющих отношение «троллей» и Лукаса в «ЗВ» заодно? — да вот всё это, вот! Постмодернизм? — как и обещано. Но это ещё и просто смешно. И это — очень проникновенный и местами даже трагический фильм.
Итак, «Пайтоны». Какими мы их знаем по «Цирку» и какими мы их не знаем по «личной жизни».
Ну, Эрик Айдл с его меркантилизмом и стратью к монологам на темы вообще. Ну, Джон Клиз с его постоянными спорами и взаимоисключающими параграфищами. Ну, Майкл Пэйлин с его ми-ми-ми и природной пытливостью. Ну, Грэм Чепмен с его трубкой, отстранённостью и редкими, но весомыми фразами. Ну, Терри Джонс с его носатыми тётками… (или вы хотите спойлер?) Ну, Терри Гильям с его комиксами и комиксами, ну, он — американец тогда ещё.
Плюс к тому совершенно:
дикие епископы, безумные теле-ведущие, чокнутые продюсеры, фанаты, фанатики и просто кошмарная публика, взятая напрокат — такое впечатление, что откуда-то из «Цирка», где очень сильно вкурили Бегбедера, Томпсона и нашего всенародного любимого Горина-Кауфмана…
Но. Если вы не-в-теме — увы. Ничего вы там не поймёте. И смешно вам будет лишь отчасти, если вообще будет. И вообще — этот фильм снимался для тех 8—9 Настоящих Поклонников Пайтонов, а не для тех остолопов, которые даже не знают как правильно произносить «spam»!
Кстати, особо приятно, что главный герой фильма — именно Пэйлин. Самый милый и самый неопределённо тихий участник труппы. У него не было никогда скандальной славы, он не гей, он не снимает фильмы, от которых продюсеры приходят в ужас, он просто — вот такой теле-актёр и бухгалтер на выпасе, может, и не самый выдающийся. а тут — он — с Внутренним Миром (и даже с женой), причём настолько жутким и мощным, что взрывы его, пэйлиновсокго сознания могут захватить сознание даже съёмочной группы на ТВ.
10 из 10
20 марта 2015
Они искали священный Грааль и смысл жизни. Они продавали альбатроса в Голливуде и смешили котов. Они увольняли тех, кто уволил сделавших неправильные титры. Они уверяли, что игрушечный попугай — живой попугай. Они придумали самую смешную шутку и использовали её на войне как опаснейшее оружие. Они изобрели спам, веб-камеры и венгерский разговорник. Они… распались. Вроде бы ничего не изменилось: трава зеленая, небо голубое, вода мокрая, но все же чего-то стало не хватать. Но вот общество как-то сразу застыло, ведь некому было взбодрить его аккуратно брошенной Священной Гранатой.
Некому. Пока канал ВВС4 и несколько отчаянных безумцев не решили вспомнить о делах давно минувших дней, а именно о дебатах, прошедших 9 ноября 1979 года на ТВ-шоу «Пятничный вечер, субботнее утро» по поводу скандального фильма Пайтонов «Жизнь Брайна». Спор между противниками фильма — церковь в лице епископа Мервина Стоквуда, журналист и писатель Малкольм Меггиредж — и его защитниками (Пэлин, Клиз) вышел довольно жарким. Оппоненты не раз обменивались интеллигентными и приемлемыми, но от того не менее оскорбительными упреками. В основном, претензии одних заключались в том, что Пайтоны надругались над неприкосновенным и святым, а Клиз и Пэлин в свою защиту пытались достучаться сквозь толстый слой католичества головного мозга, что весь фильм — сатира и юмор, принимать или не принимать который — личное дело каждого.
Создатели «Священного летающего цирка» не просто пересняли дебаты (им уделено буквально 20 минут в конце фильма), они показали то, что творилось «за кадром»: споры, диалоги, семейная жизнь, подготовка к самому шоу. И именно в этом ценность фильма.
ИСПАНСКАЯ ИНКВИЗИЦИЯ! (ВЫ ВЕДЬ НЕ ОЖИДАЛИ, ДА? ПОТОМУ ЧТО НИКТО НЕ ОЖИДАЕТ ИСПАНСКУЮ ИНКВИЗИЦИЮ)
Главное достоинство — великолепное попадание в образы всех без исключения актеров. Вся шестерка Пайтонов легко узнаваема, как по внешности, так и по характерам. В центр повествования выведены Джон Клиз и Майкл Пэлин, так как именно они представляли защиту своего фильма на шоу. Создатели очень точно уловили абсолютную противоположность этих людей: Клиз заносчив, высокомерен (не до такой степени, но как же не возвести человеческие пороки в абсолют?), а Пэйлин, напротив, мягок и добр. На этом несоответствии характеров и строится основная сюжетная линия.
Но лента все-таки не является подробной биографической драмой и включает в себя абсолютно необходимые для Пайтонов вещи: сатира, наглость, сарказм, богохульство. Послушайте! Ведь если Стивен Фрай играет Бога, а создатели с такой трепетной любовью к оригиналу высмеивают религию, общество, ВВС, то значит ещё не всё потеряно. Жизнь продолжается со значительным зарядом искрометного бессовестного юмора, которого так не хватало. По фильму разбросано неимоверное количество цитат и отсылок к оригинальным фильмам. Например, Бюро жалоб — «Смысл жизни»; разговор о том, что нам дали христиане — переделка диалога о пользе римлян из «Жизни Брайана». Это и многое другое — специально для любителей этих безумных комиков.
И на фоне всей это абсурдной бессовестности, нотка сентиментальности в финале только добавляет фильму определенного шарма, открыто говоря, что этот фильм снят не Пайтонами. Он снят о них. О простых, но совсем не простых людях.
С искренней благодарностью к prokuratorpp, настоящему ценителю настоящего юмора
6 июня 2012
Лирическое отступление. Мой путь к Монти Пайтону был, надо сказать, довольно долгим: посмотрев когда-то давно первые два сезона «Доктора Хауса» (а больше тогда и не было), я начала рыскать по фильмографии Хью Лори в поисках чего-нибудь такого — и так состоялось мое знакомство с «Кусочком Фрая и Лори», а потом, совершенно очарованная этим дуэтом, я дошла и до «Дживса и Вустера». Погружаясь в мир старого (относительно) и нового британского телевидения, я посмотрела ещё много всего, и то и дело тут и там всплывали упоминания о каком-то Монти Пайтоне и Летающем Цирке Монти Пайтона — название уж совсем неясное. Я посмотрела первый попавшийся ролик — из выступления в Голливуде, кажется, «бедный и ещё беднее», — потом ещё, потом посмотрела все сезоны «Цирка», потом дело дошло и до фильмов…
Весь этот массив текста преследует одну единственную цель: сказать, что я очень люблю Монти Пайтонов, знаю, конечно, их по именам, знакома с чем-то из их сольного творчества, кое-что знаю о них и, вероятно, узнаю еще. А этот фильм сделан одними ярыми фанатами Пайтонов для других, таких же увлеченных, Holy Flying Circus — это байопик, перевернутый с ног на голову, и сделан он блестяще. Очень вас прошу: не воспринимайте юмор в этом фильме как попытку авторов написать что-то такое же, как делали Грэм Чепмен, Джон Клиз, Эрик Айдл, Терри Джонс, Майкл Пэлин и Терри Гиллиам — совсем нет, юмор здесь скорее о том, что делали эти поразительные комики и как они это делали. Количество «внутряковых» шуток, ссылок и «пасхалочек» в фильме зашкаливает, да он, в общем-то, весь из них и состоит — правда, чтобы их уловить, надо быть знакомым с оригиналом. Актеры, исполняющие роли Пайтонов, потрясающе схватили отличительные черты каждого из них (хотя Марк Хип, который играет религиозного фанатика, чисто внешне, по-моему, больше похож на Терри Гиллиама) и с некоторым гротеском их подали. Но кто сказал, что гротеск — это плохо? Если кто вдруг считает, что «Монти Пайтон — святое, кто вы такие, чтобы нагло смеяться над Пайтонами», то он попал в ту же ловушку, что и некоторые представители христианских общин с «Житием Брайана».
Еще немного о здорово обыгранных «внутряках». Честно скажу, не думаю, что уловила их все с первого раза, не хватает знания матчасти: после просмотра полезла в Википедию и выяснила, что Пэлин, оказывается, активно писал дневники и даже издал в 2006 «Diaries 1969—1979: The Python Years.», и заключительная сцена сразу стала понятнее. Обыграно еще много всего: например, тесная связь Джонса и Пэлина, «Майкл — Самый Приятный Человек В Мире», всюду саркастичный Клиз, экстраординарный гомосексуалист Чепмен, стереотип «Эрик Айдл — жадный ублюдок» (примечание: Эрик поставил два мюзикла по мотивам созданных Пайтонами историй, «Спамалот» по «Святому Граалю» и «Он не мессия, он очень непослушный мальчишка» по «Житию Брайана»), хитрец-на-вырезках-из-бумаги-игрец и придумывающие неимоверные и непонятные вещи Гиллиам. Плюс есть и обширная пародия (по идее это сатира, но слово «сатира» уж очень серьезное) на BBC, зрителей и, само собой, на умных и преданных фанатов творчества Монти Пайтон.
Поклонникам легендарной группы и любителям покопаться в каждом диалоге для вылавливания отсылки к творчеству/истории/отсылки-нет-она-вам-только-видится к просмотру рекомендуется.
А лично моя оценка —
10 из 10
6 февраля 2012