Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.8 |
IMDb | 7.6 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Роза |
английское название: |
Róza |
год: | 2011 |
страна: |
Польша
|
режиссер: | Войчех Смажовски |
сценарий: | Михал Щербиц |
продюсеры: | Влодзимеж Нидерхаус, Тадеуш Хмелевский, Кшиштоф Занусси, Януш Моргенштерн, Dorota Ostrowska Orlinska, Войцех Палис, Ирена Стржалковска, Януш Вахала, Ян Влодарчик, Даниэль Маркович |
видеооператор: | Пётр Собоциньский мл. |
композитор: | Миколай Тжаска |
художники: | Марек Заверуха, Магдалена Руткиевич, Анджей Горнисевич, Эва Хельман-Щербик |
монтаж: | Павел Ласковски |
жанры: | драма, военный, история |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Бюджет: | 5302677 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 9 июня 2011 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 37 мин |
Тот, кто нашел нечто общее между более поздним фильмом Петра Домалевского «Тихая ночь» и творчеством Войчеха Смажовского катастрофических ошибается. При сравнении в предполагаемом ракурсе очевидно, что фильм Домалевского можно счесть обычным рождественским. Чтоб понять что кроется за словом «смажофшчизна»(smarzowszczyzna) как раз «Розу» и стоит посмотреть. Такого угнетающе мощного, бьющего в барабаны прошлого, мрачно реалистичного фильма давно я не видела. Когда думаешь, что худшее уже случилось с героями и страшнее быть не может, события пробивают очередное дно в их жизнях.
Тадеуш — ветеран армии Крайовой, у которого война отняла семью при жутких обстоятельствах, оказывается в Варминско-Мазурском воеводстве, исполняя последнюю волю умирающего товарища, возвращает вещи мужа его вдове Розе. Идти мужчине некуда и он решает остаться здесь, жить мирной жизнью, заботится о женщине, открыв новую страницу бытия разминированием поля. Вот только на дворе 1945. И поселился он на территории, которая ещё вчера была немецкой, а сегодня с советской поддержкой превращается в польскую насильственно. Коренные немцы выселяются, в их дома заселяются поляки с крэсув. Но более всего страдают люди нации, которая находится посередине, мазурами их тут называют, те, которые не чувствуют себя поляками на тот момент, а лет семьдесят назад не ощущали еще себя немцами. Неприкаянные.
Роза получает убийственных ударов втрое. Ей достается и за происхождение от всех, за дочь от немецкого отца — от советско-польских нквдешников и, в свою очередь, за то, что жила с советскими солдатами — от тех, кто считает себя немцами. Но ведь у беззащитной женщины не было никакого выбора, не было сил противостоять насилию.
Самое страшное, что в мирные времена жизнь Розы становится только тягостнее. Тягостнее она становится и у Тадеуша, решившего разделить жизнь с ней. О желании просто жить приходится забыть обим. Вокруг этой маленькой семьи собирается отребье рода человеческого, не оставляя им выхода, добивая. Тем светлее кажется единственный теплый красками и эмоциями фрагмент прогулки мужчины, женщины и ее дочери в лодке и пикника. Момент тихой радости и широких улыбок перед самым страшным…
Время позднее, уже час как посмотрела, а сна ни в одном глазу. Тяжело мириться с существованием такой жуткой правды где-то совсем рядом. А ещё эта музыка Тжаски — молотом бьющая по нервам, набатом отдается в голове. Интересно, что приблизительно в одно время с «Розой» выходят «Счастье мое» Лозницы в Украине и «Жила-была одна баба» Смирнова в России. Все три фильма пересматривают историю и жуткую судьбу обычной женщины в далеко не мирной истории. Одновременно три творческих человека из трех стран обратились в прошлое. Возможно назрел настоящий момент переоценки. Прямой связи нет между тремя картинами, но есть нечто большее — некое единое информационное поле, наполненное страданиями, болью и надеждой для стойких.
12 декабря 2018