Рейтинг сериала | |
Кинопоиск | 6.1 |
IMDb | 5.2 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Немец |
год: | 2011 |
страна: |
Беларусь
|
режиссер: | Александр Ефремов |
сценарий: | Глеб Шпригов |
продюсер: | Глеб Шпригов |
видеооператор: | Александр Рудь |
композитор: | Валерий Падуков |
художник: | Александр Чертович |
жанры: | приключения, военный |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 22 июня 2012 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 16+ |
Длительность: | 43 мин |
Мало кто из белорусов не знает историю таинственного исчезновения Креста, сделанного по заказу преподобной Ефросиньи Полоцкой — национального достояния и одной из величайших православных реликвий восточных славян. Инкрустированный золотыми пластинами и редчайшими алмазами — он уже с момента своего создания в 1161 году полоцким ювелиром Лазарем Богшей стал объектом пристального внимания недругов. Это притом, что на самом кресте было написано предупреждение: «да не изнесётся из моностыря никогда…, а кто же ослушается — да будет он проклят, и будет ему участь с Иудою». Сначала смоленские князья вывезли его из Полоцка, затем он оказался в Москве. Правда Иван IV Грозный всё же побоялся проклятия и вернул реликвию полочанам. А во время Великой Отечественной — крест Ефросиньи вновь исчезает… бесследно.
Фильм в общем-то не только про эту реликвию. Тогда, в 1941-ом, бесследно исчезли многие бесценные культурные достояния белорусов. Некоторые из них удалось вернуть, другие — ищут до сих пор. Среди них — тот самый Крест. Много загадочного и непонятного в этой истории и сегодня. Одни утверждают, что реликвию всё же удалось эвакуировать на Восток (и он до сих пор находится в запасниках одного из многочисленных российских музеев), другие — будто немецкой специальной команде удалось перехватить реликвию и вывести в Германию. Есть даже свидетельства, что видели Ефросиньевский крест в одной из частных коллекций на Западе. Правды, возможно, уже не узнает никто. Поэтому история, рассказанная в картине — лишь одно из предположений.
Фильм делится на два временные пласта, действия в которых попеременно разворачивается то в наши дни, то в то жаркое лето 41-го. И если последний рассказывает нам об отчаянной попытке спасения обоза с ценностями командованием Красной Армии, похищением его немецкой группой; то в наши дни — прямые потомки героев пытаются отыскать след пропавших ценностей. Сюжет построен настолько, что не даёт зрителю заскучать и с каждой из восьми серий сериала интерес подогревается всё больше. К этому нужно добавить отменную игру Даниила Страхова (его появление в фильме стало для меня приятным сюрпризом) и немецкого актёра Маркуса Кунце. Последний, кстати, сыграл сразу две роли — немецкого солдата Ральфа Мюллера и его тёзку-внучатого племянника. И в обоих случаях его игра оставалась на высоте: скромный, немного наивный, целеустремлённый и преданный своей мечте отыскать родственника — всё это придавало ему образ романтика. Острый детективный сюжет, любовная линия, романтика окружающей природы, вкус захватывающих приключений — всё это можно встретить в этом фильме. Поэтому неудивительно, что картина за достаточно короткое время обрела популярность, и по официальным данным «Беларусьфильма» возглавила десятку самых прибыльных за последнее пятилетие, окупив свой немалый бюджет в 2,5 раза.
Теперь о наградах:
- В августе 2011 г. на XII Международном телекинофоруме «Вместе» в Ялте фильм «Немец» был удостоен специального приза киноконцерна «Мосфильм»
На VIII Республиканском фестивале белорусских фильмов (Брест, Беларусь 2012):
- приз за лучшую режиссуру
- диплом за лучшую мужскую роль второго плана — Сергею Журавлю
- диплом за лучшую работу художника-гримера — Григорию Храпуцкому.
Копию креста преподобной Ефросиньи Полоцкой сегодня может увидеть каждый желающий — благодаря многочисленным рисункам и фотографиям, а также подробному описанию оригинала — реликвию стало возможно восстановить. Вернётся же настоящий крест когда-либо на свою Родину и существует ли он ещё вовсе — остаётся загадкой, решением которой займутся уже наши потомки.
Кстати, фильм, кому интересно, поставлен по одноимённому роману Юрия Костина, и имеет продолжение — новый четырёхсерийный сериал «Немец» вышел в феврале 2013 года. Тем же, кто заинтересовался реальной историей поисков бесследно исчезнувшего креста могу посоветовать прочесть книгу известного полоцкого историка Владимира Орлова «Таямніцы полацкай гісторыі» («Тайны полоцкой истории») и его обширной статье в альманахе «Адраджэнне».
8 из 10
20 апреля 2013
«Белорусьфильм», справедливо и по-доброму прозванная в советские времена «Партизанфильмом» студия всегда производила добротные и интересные фильмы, и не только на военную тематику. Высокую планку она держала и в постсоветские годы. Но, наверное, устала держать… Или с ней случилось что-то нехорошее. Иными причинами выпуск на телеэкраны сериала «Немец» её производства просто не объяснить.
Ах, какое было интригующее и многообещающее начало: летом 41-го энкаведешники скрытно эвакуировали некую ценность; одни фашисты её отбили, «замочив» потом своих же, а другие начали охоту за ними. И следы прошлого привели в будущее, точнее, в современные Германию, Россию и, разумеется, в Белоруссию. Вот и начались всякие-разные приключения. И всё бы ничего, да только сериал естественной и непреодолимой пропастью разделился на две части- военную и послевоенную. И если первая показана вполне правдоподобно и достаточно серьёзно (сказались традиции «Партизанфильма»), то вторая просто ужасает «джентльменским набором» нынешней сериальной (и не только) телекинодешёвки. Тут вам и «успешный бизнесмен» с филантропскими наклонностями (помогает с дуба упавшему немцу и влезает в авантюру, раскидывая направо-налево дорогущие иномарки, даже не узнав толком, «за что воюем»), и неугомонный бывший кагебешник с пистолетом на бронированном ЗИМе, лет на 30 моложе настоящего ветерана ВОВ, и неизменные бандюганы двух сортов, и многое другое… Все эти персонажи и их действия насквозь фальшивы, нереальны, ходульны. Если германскую часть современности в фильме ещё как-то можно счесть за настоящую, то российско-белорусскую- только за дурное фэнези с нынешней атрибутикой. Вообще, складывается впечатление, что сериал снимали не один, а два режиссёра, которых потом «смонтировали», не взирая на отторжение чужеродных тканей. А также два оператора и камерамена (последних действительно два), один из которых снимает качественно и профессионально, а другой делает бессмысленные проезды и не в состоянии ровно держать камеру… Добавим сюда малобюджетные сериальные ляпы вроде «неуязвимых» иномарок или разбивания в кадре ящика как бы с вином, а на деле пустых бутылок. После всего этого желание смотреть дальше эту явную неудачу «Белорусьфильма» пропадает. Лично меня с трудом хватило на три серии из 8.
На момент написания этой рецензии рейтинг сайта ещё не был графически оформлен, поэтому ставлю оценку здесь:
5 из 10
(военной части- 7 из 10).
17 ноября 2011