Рейтинг мультфильма | |
Кинопоиск | 7.7 |
IMDb | 7.6 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Морщинки |
английское название: |
Arrugas |
год: | 2011 |
страны: |
Испания,
США
|
слоган: | «Иногда дружба приходит, когда её совсем не ждёшь» |
режиссер: | Игнасио Феррерас |
сценаристы: | Анхель де ла Крус, Игнасио Феррерас, Пако Рока, Патрик Маллен, Стефани Ше, Розанна Чеккини |
продюсеры: | Мария Арочена, Анхель де ла Крус, Эрик Бекман, Дэвид Джестидт, Тони Марин Вила, Майкл Синтерниклаас, Мануэль Р. Кристобаль, Тоно Фольгера, Энрике Агирресабала, Ориол Иверн, Дэни Мартинез |
видеооператор: | Давид Куберо |
композитор: | Нани Гарсия |
монтаж: | Gemma Gass |
жанры: | драма, мультфильм |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Бюджет: | 2000000 |
Сборы в России: | $4 620 |
Мировые сборы: | $169 058 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 19 сентября 2011 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 12+ |
Длительность: | 1 ч 29 мин |
Как часто вы думаете о том, какой будет ваша старость? Наверняка, даже если вас и посещают такие мысли, вы не представляете себя слабоумным стариком или старухой. Никто не представляет, но между тем в России людей с деменцией около 2 млн. Всего же в мире на 2018 год насчитывалось чуть менее 50 млн. человек.
Герой мультфильма - Эмилио - когда-то возглавлял районное отделение банка, имел семью, занимался собой. Но ничто не вечно. Эмилио постарел, стал забываться, сыну и снохе становилось с ним всё сложнее. Наконец они решают устроить его в пансион, где за дедом будет хороший уход и он сможет общаться со своими ровесниками.
Эмилио везёт: его соседом по комнате оказывается жизнелюбивый Мигель, который за два года успел изучить не только все порядки в доме престарелых, но и его обитателей.
А какие порядки? Завтрак, пребывание в 'аквариуме' (общем зале), приём пищи да прогулки вокруг здания.
Хочешь посмотреть телевизор? Пожалуйста, но только передачи про животных. Не прочь заняться спортом? Легко, но только сидя. Желаешь поплавать в бассейне? Извини, но он для красоты.
Общение? Кто-то из постояльцев после долгой работы диктором на радио теперь может повторят лишь чужие слова; другой прячется от марсиан, которые его преследуют; третья весь день сидит у окна и представляет, что она едет в Восточном экспрессе и курит сигарету... и у каждого из стариков есть какая-то особенность.
Но хуже всего не бессмысленная, скучная жизнь, а то, что Эмилио однажды узнает свой диагноз - болезнь Альцгеймера.
А чем это грозит, наш герой знает не понаслышке. Перед его глазами Модесто, которого жена кормит из ложечки. Эдакий овощ, не способный ничего чувствовать. Что если и Эмилио уготовано то же?..
Можно ли замедлить течение болезни, можно ли от неё вообще хоть как-то спастиcь? Эмилио пытается. Большую помощь ему оказывает Мигель.
Фильм очень трогательный. Он о тех, с кем мы не привыкли считаться, кого не воспринимаем всерьёз. Но ведь и мы будем старыми.
И, кто знает, удастся ли нам сохранить светлый рассудок...
P.S. После просмотра мульфильма я побежала читать о профилактике деменции. Болезнь неизлечима, но можно приостановить ее развитие. Советы традиционны: правильное питание, физическая активность, отсутствие вредных привычек.
Задумалась, почему в Европе о стариках и их жизни кино снимают чаще. Нас это не касается? Потом поняла, в чём дело. Если опустить отношение к человеку в целом, вероятно, ещё и от того, что наши люди зачастую просто не доживают до тех лет, когда болезнь Альцгеймера даёт о себе знать.
9 января 2023
Альцгеймер. Звучит, как приговор, да и является им. Но каково это оказаться в мире приговоренных, когда понимаешь, что ждет тебя в недалеком будущем, но не в силах что-либо предпринять. Такова эта печальная история.
Эмилио оказывается в застенках заведения, где его теперешний сосед встречает того фразой «сколько дали?», но что Эмилио, что зритель понимает — никакая эта не шутка. Дом престарелых переполнен странными людьми: человек-попугай, пассажирка поезда, мадам, с минуты на минуту ожидающая интервенции марсиан — у всех этих личностей есть явные проблемы, хотя совсем без юмора все же не обходится.
Мигель — тот самый сосед — прямо скажем, выбивается из представленного окружения. У него нет никаких психических отклонений, кажется что пребывание здесь — это простой способ заработать деньжат да свалить, когда представиться такая возможность. Вот только планы похоже придется пересмотреть по вине бедного Эмилио.
Морщинки заставляют взглянуть на больных страшной болезнью немного по-иному, как бы посмотреть на действительность их глазами. Картина оставляет сильное впечатление, и даже непонятно больше грусти или надежды дарит нам произведение.
8 из 10
6 июня 2013
Как правило, фильмы из ограниченного проката редко привлекают внимания обычного зрителя. Одним они не интересны вообще, а другие просто не знаю об их существовании. Картина «Морщинки», испанского режиссера Игнасио Феррераса из той же серии. Если говорить о цифрах сборов в России, то ссылаясь на «КиноПоиск», «Морщинки» посмотрело 889 зрителей по всей стране, принеся в кассовые сборы 138 тыс. рублей.
Но не стоит считать это показателем качества. Нужно хотя бы взглянуть на достижения этой картины у себя на родине, да и за рубежом. Номинант на премию «Annie Awards 2012» как лучший анимационный фильм. Победитель «Premios Goya 2012» в номинациях «Лучший адаптированный сценарий» и «Лучший анимационный фильм». Победитель и номинант на более чем 30 европейских фестивалях.
«Морщинки» стал собирать награды ещё несколькими годами ранее. Ведь в основе его лежит одноименная графическая новелла Пако Рокко, впервые опубликованная во французском издательстве комиксов «Delcourt», одном из крупнейших в Европе. В 2008 году испанское издательство «Astiberri» публикует «Морщинки» под своими знаменами и распространят по миру более 30 тыс. копий. Критики французской Ассоциации комиксов включили работу Пако Рокко в список двадцати лучших комиксов 2007 года.
В январе 2010 года, режиссер Игнасио Феррерас берется за постановку этого комикса в виде полнометражного анимационного фильма. Рассчитан он на возрастной ценз 12+, но вряд ли найдется юный зритель до 18, которого этот мультфильм сполна заинтересует.
Фильм «Морщинки» рассказывает нам о пожилом мужчине Эмилио, которого собственный сын отправляет в дом престарелых. Там он знакомится со своим соседом по комнате, Мигелем, охарактеризовать которого одной фразой невозможно. Настолько противоположно его поведение по ходу всего фильма. Жизнь в «пансионе» утомляет Эмилио день ото дня. К тому же выясняется, что у него развивается болезнь Альцгеймера, и два пожилых товарища начинаю бороться как с болезнью, так и с устоявшимся образом жизни, который им навязывают в доме престарелых.
В качестве справки стоит сказать, что болезнь Альцгеймера характеризуется расстройством памяти, проявляются такие симптомы, как спутанность, раздражительность и агрессивность, колебания настроения, нарушается способность говорить и понимать сказанное, постепенная потеря функций организма ведёт к смерти.
Ознакомившись с сюжетом, можно сделать вывод, что это трагическая анимационная драма, на которую без слез не взглянешь. Однако именно анимация делает все проблемы в этой картине менее значимыми. Нарисованные персонажи не вызывают такого сочувствия, которое могло бы возникнуть при участии живых людей. Взять хотя бы в пример недавний фильм «Любовь» Михаэль Ханеке, где переживание за героиню Анну, обреченную параличом всего тела, не покидают весь фильм.
Возможно, отсутствие сочувствия появляется лишь потому, что в голове прочно засела мысль, что я смотрю мультфильм. А они, как правило, не должны особо «грузить» зрителя нравоучениями.
Несмотря на все это, фильм «Морщинки» поднимают «больные» темы для всего общества. Болезнь Альцгеймера и невозможность его лечения, старики и их дети, жизнь в спец. пансионатах. Темы, которые не просто нагнетают драматизма, а заставляют философствовать, так как решения этих проблем не существует.
В связи с этим, в довольно не продолжительном мультфильме (85 минут), очень много сюжетного времени затрачивается на некое подобие стоп-кадров и замедленных сцен, где герои сидят в мысленных раздумьях, или когда демонстрируется местный ландшафт. Хотя возможно, это особая задумка режиссера.
Отдельно стоит отметить музыкальное сопровождение фильма. Композитор Нани Гарсия сделал «Морщинки» ещё более серьезной картиной, которую можно характеризовать как правильное арт-хаусное европейское кино. Но ещё раз скажу, что будь оно «живым», с настоящими актерами, что снять вполне возможно, выглядело бы все куда интересно.
15 апреля 2013