Жить
7.3
7
2010, триллер, драма, криминал
Россия, 1 ч 12 мин
18+

В ролях: Денис Шведов, Владислав Толдыков, Константин Стрельников, Сергей Сосновский, Сергей Беляев
и другие
Дикие места. Трое преследуют пожилого охотника и молодого парня. Один – проводник, второй – боец. Незнакомые, чуждые друг другу люди должны вместе выжить и добраться до города. Какова цена жизни? На этот вопрос каждый ответит по-своему.
Дополнительные данные
оригинальное название:

Жить

год: 2010
страна:
Россия
слоган: «Какой ценой ты готов... Жить...»
режиссер:
сценарий:
продюсеры: , , ,
видеооператор: Иван Бурлаков
композитор:
художники: Андрей Васин, Гелена Мартемьянова, Вадим Фроленков
монтаж:
жанры: триллер, драма, криминал
Поделиться
Финансы
Мировые сборы: $11 661
Дата выхода
Мировая премьера: 3 ноября 2010 г.
на DVD: 7 июля 2011 г.
Дополнительная информация
Возраст: 18+
Длительность: 1 ч 12 мин
Другие фильмы этих жанров
триллер, драма, криминал

Постеры фильма «Жить», 2010

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Жить», 2010

Первый полнометражный фильм Юрия Быкова получился ощутимо лучше дебютной короткометражки. Именно здесь началось его плодотворное сотрудничество с актёром Денисом Шведовым, который исполнил в 'Жить' одну из главных ролей.

Не обладая ещё ни узнаваемым именем, ни большими бюджетами, Быков постарался выжать максимум из того, что у него имелось: актёров и истории. И, в целом, получилось. Шведов и Толдыков органично смотрятся: первый - в образе мутного мужика с тёмным прошлым и ещё более тёмным настоящим, второй - в виде простого и добродушного охотника. Это, конечно, не лучшая экранная пара, но тандем получился довольно любопытный. К тому же, образы довольно узнаваемые: на месте персонажа Толдыкова легко представить мужика из соседнего гаража или приятеля, с которым твой отец или ты сам выбираетесь время от времени на охоту, ну а не узнать в Шведове бандюгана из лихих 90-х невозможно даже для тех, кто в этих 90-х только родился.

Что касается истории, то она тут проста и незатейлива: этакое бюджетное роуд-муви/бадди-муви, основная интрига которого заключается в том, удастся ли протагонистам добраться из точки А в точку Б. Наверное, в отсутствие ярких персонажей и событий 'Жить' мог бы навевать скуку, но Быков разумно не стал раздувать хронометраж: фильм идёт немногим более часа.

Об операторской работе и о саундтреке сказать особенно нечего. Музыку я, честно говоря, вообще не могу вспомнить: значит, либо её не было, либо звучала она редко и не то чтобы как-то влияла на восприятие.

Конечно, это не лучший фильм Быкова. Он уступает и 'Майору', и особенно 'Дураку'. Но если лучшие картины режиссёра уже просмотрены, то вполне можно ознакомиться и с данной лентой: как было сказано выше, она не попросит много времени, а взамен расскажет незамысловатую историю, которая, вполне возможно, затронет какие-то струны в вашей душе.

7 из 10

4 января 2024

Юрий Быков для самых маленьких

Дебют всеми любимого хтониста всея Руси!

Несмотря на свой короткий хронометраж (фильм идёт всего 1:14) лента умудряется вызвать только тоску...

Зрителю предлагается простая, но интригующая история про обычного охотника, который оказался не в том месте, не в то время, ведь ему приходится спасаться от бандитов вместе с каким-то мужиком, которого эти бандиты преследуют.

Звучит реально прикольно, но под этой завязкой нам продают максимально унылые диалоги о смысле жизни и подобной лабуде. Все персонажи произносят настолько базовые слова, что хочется взглянуть на возрастной рейтинг ленты и убедиться что он не 7+!

Более того почти каждый герой отыгран максимально убого. Я уж не знаю чья это вина, но то Денис Шведов переиграет, то Владислав Толдыков не доигрывает. И так весь фильм, что дико выбивает из погружения, ведь никому из персонажей ты не веришь...

Ну и какие-то действия максимально не логичны и созданы, чтобы просто вызвать эмоции у зрителя, потому что проблему можно было бы легко решить иным способом.

Из хорошего я отметил приятный визуал и атмосферу моего любимого 'Сталкера', где челы идут по полям и базарят о великом. Фильм действительно приятно смотреть (в отличие от 'Entergalactic'), за что Быкову респект!

Так что, если рассматривать картину как дебют или даже как полноценное произведение, то кроме скуки она ничего вызвать не может, ведь даже идеи в нем довольно примитивные.

2 из 10

14 августа 2023

Детские травмы Юрия Быкова

Я действительно думаю, что режиссёра что-то подкосило в юности, чисто математически можно прикинуть, что Быков вырос в девяностые, ещё и в маленьком городе. Бандизм неизбежно касался всех, твердо отпечатавшись на целом поколении. Это безусловно грустно и печально, но я не в первый раз замечаю людей, которые всеми силами пытаются показать, как они осуждают всю эту несправедливость, при этом невооруженным взглядом можно заметить, как образы авторитетов и разборок остались идеализированными на подкорке их сознания. Они настолько ненавидят эти пацанские разборки, что сами безустанно их романтизируют. Я понимаю, детские травмы самые сладкие, но таким способом ты не осуждаешь пережитые трудности, ты их возводишь в абсолют. В конечном счете тот образ бандитов на гелике с блатными номерами должен был остаться где-то там, давно, но благодаря таким борцам за свободу он продолжает существовать как что-то неизбежное или даже нормальное. Остаётся ли это понимаемым автором или нет, но в любом случае это лицемерия чистой воды.

По задумке Быкова путь главного героя толстячка должен показать, как резко нахлынувшая опасность и борьба за жизнь меняют и ломают человека, заставляют отказаться от моральных принципов. Для этого за каркас был взят классический тандем для жанрового фильма о погоне, простой добрячок и приблатнённый верзила. Вполне естественно по ходу сюжета они должны чему-то научить друг друга дабы вместе выбраться из западни. Только вот для толстячка выгоды в этом ну совсем нет, он вполне может самостоятельно выбраться из леса, да и бандитам как окажется он и не нужен толком. В свою очередь вынужденный товарищ его будет бить и пытаться бросить, так зачем толстячок-добрячок идёт с таким плохим человеком? Потому что жалко? Тоже не вяжется, своя жизнь для него важнее. А может просто потому, что без этого не получится двигать сюжет? Да, скорее всего.

Финал должен шокировать зрителя, с чем он вроде в какой-то мере и справляется, но от этого ломается последовательность в выборе героев. Для того чтобы изначально запланированное развитие персонажа было целостным, следовало бы либо сделать персонажей более зависимыми друг от друга, либо изменить финал. Ну или вообще переписать персонажей, я тут не советник, тем не менее уже становится заметно, что напыщенный фатализм для Быкова важнее целостной истории.

Давненько что-то на постсоветском пространстве не появлялось по-настоящему гениальных режиссеров. Кого вот знают во всём мире? Эйзенштейн был техническим новатором и двигал собой всё немое кино. Тарковского любят лучшие режиссеры современности, а его образы и манера съёмки одни из самых цитируемых. Да даже стиль Балабанова, которого так любит Быков, всегда можно распознать по паре сцен. Вы можете сказать, что сравнивать Быкова с такими великими режиссёрами нечестно, но ведь это один из самых популярных режиссёров на данный момент, его имя в интернете звучит очень часто, при этом его стиль заурядный, простой, как пять копеек, ещё и грешит плохим монтажом. Его диалоги - смесь пацанских цитат, как же можно так злоупотреблять понятием совести, несовестно как-то. Его сюжеты часто эмоционально эксплуатируют зрителя, при этом сами по себе могут быть шаблонными, не проработанными или просто скучными. Быков не может изменить свой стиль, потому что нет у него никакого стиля, ведь если он попытается сменить тему, то от него ничего не останется. Если бы не популистские высказывания, то Быков бы уже давно исписался и был никому не нужен, больше ничего предложить зрителю он не может.

Не является исключением и фильм «жить». Заурядный и блеклый. Депрессивный, пропитанный тоской по девяностым со соответствующей философией. Пытающийся эпатажно заявить о себе, но разбивающийся об самого себя если капнуть чуть глубже. Собственно, теми же словами можно описать и саму персону Юрия Быкова.

4 из 10

28 мая 2023

Родился с зубами — живи хищником

«Бога овцы придумали – волков стыдить, чтобы поменьше кусали».

Андрей.

Если всерьез приглядеться к содержанию фильма «Жить», то мы сможем увидеть сравнение жизни с дорогой. У Юрия Быкова два героя бегут от бандитов по пересеченной местности, подворачивая ноги то в оврагах, то на каменоломнях, а то и вовсе на железнодорожных переездах. И всюду у них на хвосте маячит старуха с косой, которой вообще не важно, кто прав в этой истории, а кто нет. Эта метафора довольно проста и прозаична, когда весь смысл сводится к одному лишь выживанию, где нет места жалости, горьким причитаниям и сантиментам. По сути, нам предоставлена та жестокая грань, после которой острое лезвие судьбы ставит персонажей в крайне неудобное положение.

«Жить» только на первый взгляд выглядит простовато и неказисто, но в сердцевине этого фильма его автором упрятан глубокий смысл и житейская философия. Юрий Быков не любит лишних речей, он ставит диалоги таким образом, чтобы зритель подспудно угадывал своей интуицией особый тембр того или иного опасного момента. Сюжет лишь намеками говорит нам про то, что случилось, но это и не так уж важно, так как завязка здесь крутится вокруг друзей, которые встали на темную дорожку зла и криминала, и вдруг внезапно на ней что-то не поделивших. Древний как мир прием, однако, герой Дениса Шведова с этим явно поспорил бы.

Предание старо, но до сих пор остается на редкость правдивым, когда молодой режиссер начинает глубоко копать в плане тематики жизни и смерти. Краеугольным фундаментом его дебюта является проблема ежеминутной расправы и отсутствия хоть какой-либо воровской романтики. Мы видим, как в разборки местных мафиози попадает несчастный охотник, решивший подстрелить на ужин небольшую дичь. Ирония состоит в том, что кино начинается с охоты на животных, а кончается уже охотой на людей. Юрий Быков ставит перед героями всякие трудности, причем именно такие, где трудно остаться настоящим человеком.

Показателен главный герой Андрей, живущий даже в городской среде по волчьим законам, даже в момент спасения его от смерти он не перестает быть грубым, жестоким и опасным. Его взгляды на жизнь нигилистичны и радикальны. Мужчина верит лишь в грубую силу, насилие, фарт и вороненый ствол пистолета. Это и приводит режиссера к противоборству двух сторон – беглого бандита, доселе не думающего о спасении своей души, и простого охотника, желающего жить мирно и без вражды. Юрий Быков играет контрастами, словно калейдоскоп мириадами огней. В его сценарии остается место для веры в людей, но вот только обстоятельства не располагают к этому.

«Жить» - это большой вопрос на тему самого страшного грехопадения. Не даром в ней столько дум и речей по поводу того, что люди готовы убивать друг друга из-за денег и власти, а также в картине затронута ужасающая теория, гласящая о том, что человек становится хищником и готов учинить расправу над другим только ради своего спасения. С этим можно не согласится, но Юрий Быков очень сильно и уверенно убеждает нас в обратном, давая понять простыми примерами в фильме, что это действительно так. И горький эпизод с собакой, и перестрелка на переезде, и трагичный по форме финал, все это и многое другое склоняют чашу весов в отрицательную сторону.

Деформация души и личности волнуют режиссера больше всего на свете, по крайней мере, на момент съемок этого фильма уж точно. А иначе чем объяснить столько гнева и насилия в кадре? Весь фильм герои мечутся, прячутся и бояться угодить за флажки, потому что за ними могут убить кого-то из них, чья-то кровь обагрит сухостойные степи. Скорее всего, логично сравнить их бегство с тем, что в жизни каждый из нас старается укрыться от некоторых своих страхов и опасений. Не надо быть прорицателем, чтобы не понять основного посыла в фильме. «Жить» предлагает нам свою тропу, по которой необходимо пройти и примерить на себя образ странника, которого влекут за собой ветра судьбы.

И даже если тебе смотрит в лицо черный зрачок дула, то нужно уметь принимать свою долю с честью и достоинством. Конечно, это далеко не все, что говорит Юрий Быков в своей картине, но он предлагает даже на пороге смерти оставаться стойким и мужественным. «Жить» предлагает своему зрителю сделать выбор самому; либо ты бьешься в истерике и жмешь на курок в надежде, что тебя это спасет, либо закрываешь своей грудью кого-то другого, кто в этом непременно нуждается. И надо сказать, что третьего варианта попросту не существует, так как жизнь очень редка на везение или сказочное чудо. Юрий Быков тверд в этом плане, оттого и концовка режет по живому.

Режиссер говорит в этой киноленте обо всем, и о вере в бога, и о слабости, и о каре за грехи. Очень по-русски, знаете ли, трагично и без обмана. Есть в данной картине какая-то особая сила, этакая отрешенная эстетика, где в спокойную дымку тумана умело вкраплены искры от костров или факелов. Это лишь отдельно взятый эпизод, но как же интересно за ним наблюдать и делать выводы. Юрий Быков смог достойно поставить дебютный фильм и понять для себя ту тенденцию, которая в других его проектах станет еще мощнее и опаснее. Опыт автора не пройдет бесследно, его отчаянные попытки распознать русскую сущность так и будут задавать аудитории один единственный вопрос – а что бы вы сделали на месте героя?

8 из 10

24 ноября 2022

Жить или не жить

Кинокартина «Жить» 2010 года стала полнометражным дебютом Юрия Быкова в качестве режиссёра. Того самого Юрия Быкова, который является амбассадором российской грусти. Сейчас, правда, это оптимист, верящий в лучшее. Будто в своих фильмах он выплеснул всё, что много лет держал в себе, и сейчас ему стало легче дышать. А «Жить», напомню, его первая работа. Тогда Юрию многое хотелось сказать через кинематограф. Даже, скорее, прокричать.

Сейчас кажется поразительным, но, оказывается, фильм может создаваться и без миллионного бюджета, а его целью может быть не заработок. Да, бывает и такое. Два основных героя, две камеры и заброшенное поле — ровно столько понадобилось Быкову, чтобы создать данный кинофильм. Если коротко, то Андрей скрывается в поле от друзей-бандитов, которые, как мы можем догадаться, уже ему не друзья. Он встречает Михаила, который просто вышел на охоту со своей собакой. Теперь уже они оба скрываются от бандитов. Но сам сюжет не так важен, он весьма прост. Важны художественные приёмы, через призму которых и создаётся нужный эффект.

Антитеза, аллегория и атмосфера. В симбиозе это даёт колоссальный результат. В качестве антитезы — характеры главных персонажей. Мягкий Михаил, который верит в Бога и живёт «по совести» и грубый Андрей, который обесценивает все принципы своего спутника. А одеты они аллегорично в белое и чёрное. Нам явно показывают, кто «хороший», а кто «плохой». Но это художественная уловка. Почти как в фильме «Престиж». Мы хотим быть обманутыми и верим, что Михаил является исключительно положительным персонажем, а Андрей преступник, чья грешная душа просто втянула в криминальные перипетии простого семьянина. Андрей говорит: «Жить захочешь — на всё пойдешь». Михаил это отрицает, ведь он, как порядочный человек, не пойдёт на то, что противоречит его совести. Атмосфера только пуще сеет в нас гроздья соболезнования Михаилу. Сильнее и сильнее. Сеет для того, чтобы потом разрушить.

«Мы живем как свиньи и дохнем как свиньи только потому, что мы друг другу никто.» Это гимн фильма «Дурак» — другой работы Быкова. Флюидами этой цитаты пропитаны все фильмы режиссёра. Слова не стоят ничего, пока не настал момент выбора. Однажды и каждого из нас может застать этот выбор: жить монстром или умереть Человеком.

10 из 10

23 августа 2022

Жить! Жить! Жить!

На днях я в очередной раз пересмотрел фильм 'Жить' Юрия Быкова, снятый как дебютная полнометражная работа этого режиссёра в 2010 году. Пожалуй, я могу поделиться с вами парой мыслишек по существу.

'Жить' — это очень откровенный, тяжёлый фильм, который вряд ли оставит равнодушным каждого зрителя. По сюжету нам показывают, как простой рязанский мужик, такой прям до боли родной дядя Миша, приехал со своей собакой на охоту — в бескрайние осенние поля, украшенные золотом берёз.

Охота в тот день у дяди Миши не задалась, и он уже собирался ехать домой, как из леса выскочил непростой мужик — с дикими глазами убегающий от преследователей. Оказывается, судьба свела охотника (дядю Мишу) с бандитом, которого преследуют другие бандиты (его заклятые друзья). Бандит прыгает в машину охотника, и они оторвались было от погони, но машина застряла и пришлось им идти пешком.

Далее охотник и бандит разговорились, и мы видим, насколько это разные люди: охотник — обычный человек, он верит в Бога, любит семью, свою собаку, любит незатейливый быт рядового пост-советского гражданина. А бандит — человек новой формации, волк, живущий по волчьим законам дикого капитализма девяностых и нулевых. Бандит видит жизнь исключительно как борьбу, для него правда жизни — в силе, оружии и деньгах. А если ты лишён этого — ты проиграл, и тебя убьют.

Тем не менее, образ бандита всё-таки приоткрывается для зрителя. Мы узнаём, что его зовут Андрей, у него есть жена и три дочки, он умеет улыбаться и ему в целом не чужды общечеловеческие ценности. Но в целом, конечно, он — загнанный в угол волк, готовый практически на всё. Однако вся соль — в этом 'практически': бандит Андрей не исполнил своих угроз охотнику Михаилу, и поступил даже наоборот своим словам, что показывает его с человеческой стороны.

Дебютный фильм Быкова получился очень страшным за счёт своей правдивости. Прекращаю про сюжет, и напоследок ограничусь лишь таким замечанием: 'Жить' Быкова явно полемизирует с повестью Толстого; фильм намекает зрителю на следующее: если человека, кто бы он ни был, поставят перед выбором 'или ты — или тебя', с человеком произойдут сильные, но обратимые изменения, и ответ каждого из нас (скорей всего) будет однозначным.

Очень уж мне запала заложенная Быковым в фильм идея: жить захочешь — всё сделаешь. А не сделаешь — ты и жить недостоин тогда... Звучит просто, не так ли? И банально как-то — ну сколько раз мы уже видели и читали, что человек — всё то же животное, и человеческое в человеке — это лишь надстройка над базисом первобытного дикаря? Тысячи раз. Однако есть в фильме Юрия Быкова что-то необычное, какая-то русская тоска, может?..

Основная идея фильма — концентрированная, чудовищная философия первобытности, с которой я никому из вас не желаю сталкиваться — разве что только на экране телевизора или на страницах книг. Однако как быть с реальностью, где эта философия растёт и пускает смертельные метастазы? Бороться? Да, это высокая цель, достойная человека. Но помните и про дуализм: борьба со злом может выйти герою боком — ведь тот, кто сражается с чудовищами, рискует сам превратиться в чудовище (и совсем этого не заметить). И как же быть?..

Оставим эту философию в стороне, и снова обратимся к фильму. От многих сцен кинокартины (моменты с собакой, с пьяным дедушкой, с одним патроном для ружья) я плакал по юности — несправедливость, жестокость, реальность показанных сцен выворачивала меня наизнанку. Потом, годами позже меня брала какая-то мелкая дрожь — от мысли 'а как бы поступил я на их месте?'. А теперь вот мне кажется, что кричавший 'Жить!' герой — это всё тот же Иван Ильич (простите, всё никак не могу избавиться от ассоциаций с повестью Толстого), которому мил его быт, и он не хочет его рушить и терять — и тем самым уподобляется уже не дикому волку, а сытому глупому барану... А оно так и есть.

И тот герой — он держит строй, не лезет на рожон. И мне он как-то противен, но в то же время его жалко, и я могу его понять — я и сам такой же скучный мещанин, и я давно уж ставлю фикус на окне и опасаюсь степных волков. И мне от этого мерзотно так, кто бы знал. Но а как иначе? Быть волком среди волков? Или блеять, как оруэлловскому барану, дескать: волки — наши братья, наши братья любят нас...

Как ещё остаётся поступить в ситуации 'или — или', когда мы сами далеко не самураи, и потому уж точно не выберем смерть?.. А дома — жена драники жарит, шестой разряд дадут на той неделе, и завтра к тёще ехать — крышу крыть...

31 марта 2022

Хороший дебют

Жить - это первый фильм Юрия Быкова, работы которого уже получили достаточную известность и признание. В своих картинах Быков неизменно обращается к различным спорным, неоднозначным и больным темам русской действительности. В его фильмах нет хороших или плохих - есть только люди со всеми их пороками и слабостями и у каждого своя правда и каждого можно понять.

Первый фильм Быкова 'Жить' стал своеобразным фундаментом, на котором режиссер создавал и продолжает создавать последующие фильмы. Серый, осенний русский пейзаж, люди, связанные с криминалом и простые работяги, моральные дилеммы и вопросы кто же прав, а кто виноват - все это есть во всех фильмах, снятых этим автором. Но так как в первом фильме все это еще смотрится свежо и в первый раз, то и впечатления от просмотра ярче. Фильм короткий и во многом видна неопытность Быкова, а также малый бюджет, особенно в сравнении с его последующими работами.

Но, тем приятнее видеть прогресс режиссера и возрастающий к нему интерес. Первый фильм можно считать экспериментом и после просмотра других картин Быкова он уже может не так сильно впечатлить, но это не умаляет его достоинства как первой и пробной работы.

Есть мнение, что Быков снимает про одно и то же, часто повторяется и зациклен на одних темах. Может и так, но тем важнее ознакомиться с его первым фильмом, где режиссер только вырабатывал свой стиль.

7 из 10

16 декабря 2021

Картина «Жить» произвела на меня неоднозначное впечатление и это один из тех фильмов, который долго не отпускает тебя после просмотра. Фильм даёт одну, очень простую, но в то же время, очень серьёзную мысль, об «животной» натуре каждой человеческой души. С помощью двух диаметрально противоположных героев, Быков показал нам одновременно различность характеров главных героев и то, на что каждый из них способен: Как злодей способен на добро и как добрый способен на зло. Вывод один: «Герой остаётся там, в коровнике» — сказал режиссёр фильма о героизме.

Цветовая насыщенность фильма, точнее выразиться «тусклость» показала нам о мертвом состоянии душ обоих героев. Наши сегодняшние моральные устои, ценности, которые оставались святыми, непорочными, сегодня мертвы, как и природа в картине режиссёра.

Музыка в картине, написанная самим режиссёром, играет не маловажную роль, она передаёт внутреннее состояние самих героев, откликаясь на каждое проявление ими эмоций, переживаний, чувств. В конце картины играет та же самая мелодия, что и в начале картины, говоря нам о том, что по- итогу после всех бандитских разборок, ни к какому результату мы не пришли, лишь к смертям.

11 декабря 2020

ЖИТЬ?!

Наверное самый «захейченный» и неоднозначный фильм Быкова для многих. Честно признаюсь, мне тоже по началу он не понравился, бессмыслица какая-то, подумал я, какой противный «герой» бандит и какой бедный мужик-работяга охотник. Сюжетная линия, в том числе смертей, с одной стороны и по другую сторону баррикад четко переплетаются, если заметить. Противопоставление человечности у тех кто догоняет и жестокости у главного «героя»-бандита. Только через некоторое время вот выясняется, что те люди оказались такими же жестокими. Главный герой не пытается убежать, увидев фору, а намеренно идет на жестокость и бой. Мужик-охотник пытается настроиться на дружелюбный лад, но наш главный герой показывает свое безразличие и хладнокровие, вперемешку с жестокостью, но оказывается, что это не так. Под конец фильма он для меня окончательно раскрылся, очень умные мысли в нем сказаны. И конечно же концовка, которая как маленькие иголочки укалывает сердце болью. Такой непростой вопрос, предать, убить или Жить, как сложно принять решение, когда прошел такую длинную дорогу, предательство человека, который казался весь фильм предателем, но повел себя не как предатель. Но выбор повисает в воздухе. Жить! И тишина. Сильный фильм. Кто бы что не говорил.

21 ноября 2020

Я хочу Жить.

Не так давно я начала знакомиться с творчеством замечательного российского режиссера Юрия Быкова. Практически все его фильмы самобытны, их сюжет захватывает. Атмосфера русской тоски мне как зрителю близка, в нее хочется погружаться вновь и вновь. Жить же по духу хоть и схож с работами режиссера, но сильно отличается стилистически и по динамике повествования.

Лично мне «Жить» напоминает артхаузный роадмуви. Никакого вступление, никаких разъяснений. Вот тебе факт, а затем последующие действия.

Фильм радует окружающими пейзажами. Осенний лес, с перекопанным ландшафтом в пригороде заводского города — эта картина, полагаю, привычна многим. Но все же, что-то в этом есть, визуал цепляет, картинка приятна для глаза.

Сразу скажу, персонажей в фильме немного. Большинство из них гиперболизированы по части своей бескомпромиссности. Если говорить образно, то в фильме идет противостояния добра, веры в светлое, веры в спасение души и зла, корысти, жесткости, практичности. Все это передается через образ героев.

В общем и целом это отличная картина для просмотра. В ней прослеживается глубокая мысль через простую подачу. Фильм больше напоминает короткометражку. нежели полнометражный фильм, однако, это не так. Неплохая работа для дебюта режиссера, вполне смотрибельно.

7 из 10

16 ноября 2020

Фильм сырой, как и погода в нем

Никогда рецензий не писал, но в конце данного фильма не смог удержаться и не предупредить людей не тратить свое время на него 72 минуты своей жизни.

Уважаемые зрители, создатели этого фильма сняли этот на скорую руку и сэкономили свое время, призываю вас так же экономить свое время и посмотреть что-то действительно стоящее.

Что понравилось:

В фильме несколько раскрыто настроение русской глубинки, и игра актеров была искренней по крайне мере у меня не вызвало отторжения.

И до самого конца фильма я надеялся на интересную развязку (её нет), но ожидание было интересным.

А теперь все остальное:

1. Главным героям не сопереживаешь. Т. к. эти герои не имеют предыстории. мы не знаем их ни в начале фильма и не узнаем их к концу фильма.

2. Они хотят выжить, но не очень! Классика любого дешевого кино, в сюжете полно дыр которые бросаются в глаза:

— Главным героям идти до города 40 километров по дикой природе, но бандиты несколько раз за день приезжали к ним в упор не замечая их.

- Главным героям надо прятаться чтобы спасти свои жизни, но они выходят в поля и обедают на вершине холма, т. к. с утра ничего не ели…

— Встретив рыбака они придумали отличный план как забрать его машину, и уехать подальше, но перед тем как его осуществить они предупредили рыбака «Сейчас мы машину твою будем забирать, не убегай».

- и это то что запомнилось больше всего, несостыковок там еще на целую статью хватит

3. Сюжета нет. Главные герои действительно случайным образом попадают в сложную ситуацию, и ты смотришь и надеешься на интересную концовку. Но нет, из-за череды их неоправданных глупых поступков все заканчивается банально.

В целом впечатление от картины такое будто бы сняли все за один день, не удивлюсь если так оно и есть: покатались по полям, погуляли по лесу, стройке, поснимали это все и домой к ужину вернулись.

2 ноября 2020

«Родился с зубами — живи хищником»

Это сейчас имя Юрия Быкова у всех на устах, но еще 10 лет назад о нем практически никто не знал. В 2010 году это кино случайно попалось мне на глаза, и меня заинтересовало описание. Отвел для него время, а после уже и душу. Уж очень сильно оно меня поразило.

Фильм «Жить» является режиссерским дебютом Быкова в большом кино, до этого он срежиссировал и сам же снялся в короткометражке «Начальник», если посмотреть короткометражку, то можно сложить свое первое мнение о манере съемки Юрия: серость, мрачность, безысходность, а главное — атмосферность.

Видно, что Быков снимая ленту решил поставить буквально всё, как раньше это сделал Балабанов с фильмом Брат. Быков выступил в картине в качестве режиссера, сценариста и даже композитора. Чувствовалось, что бюджета нет, что у съемочной группы горели сроки, что надо было снять быстро, но качественно, иначе окно в большое кино будет закрыто. Быков рискнул, и сделал себе имя…

Жить не стал прорывом в мире драм, но это пример того, когда можно снять стоящую и атмосферную драму за счет голого энтузиазма

«- А Бога не боишься?

- А он есть?

- А как же!

- Это на иконах, что ли? Так это люди нарисовали. Боль есть, смерть есть, а Бога я не видел.»

Как режиссерским дебютом стал фильм Жить для Быкова, так и дебютом в главной роли фильм стал для Дениса Шведова. До этого актера держали на задворках, максимум подпуская ко вторым ролям. Но у Быкова талант находить таланты (простите за каламбур). Герои у Шведова всегда получались неоднозначные, буквально у каждого есть второе дно, каждый в одинаковой мере мог вызывать как симпатию, так и напротив неприязнь, но в любом случае — они притягивают к экрану. В этом фильме он играет роль Андрея, бандита скрывающегося от своих братков в сельской глуши, который случайно натыкается на обычного охотника, с которым его плотно сплела судьба. Герой отнюдь не положительный, но ему в какой-то мере сопереживаешь, хоть и понимаешь к чему все идет.

Сценарная работа в фильме хороша, но не за счет сюжета, он обычный, а вот диалоги тут прекрасны. Охотник, который старался честно прожить жизнь в тени и бандит, который в тени скорее существовал. Именно за счет диалогов, раскрывающих суть персонажей приходишь к простой но грустной истине — в этом фильме нет положительных героев. Быков раскрывает в ленте суть выражения из комедии Плавта «Homo homini lupus est» («Человек человеку волк»), чтобы выжить в этом мире, каждому приходиться быть эгоистом.

Я не хочу судить тут картинку, операторскую работу и техническую часть. Понятно, что фильм снимался с минимальным бюджетом. Об этом говорят и локации, и эффекты, и антураж. Но за счет созданной атмосферы — на это просто закрыть глаза.

Итог: Это очень депрессивная и мрачная криминальная драма. Фильм тяжело советовать за счет того, на какие мысли после просмотра он наталкивает. Но именно с него и нужно начинать своё знакомство с творчеством Быкова (хотя, лучше сразу короткометражку Начальник изучить). «Жить» — не зря так называется, картина задаёт этот вопрос зрителю после просмотра. «А на что ты способен, чтобы жить?!». И от этого как-то не по себе.

8 из 10

24 октября 2020

Фильм, после которого ты уйдёшь в депрессию

«Жить» — фильм про нелёгкий выбор и человеческую сущность в целом. Простое и спонтанное начало сюжета даёт ложную уверенность в простоте повествования — это далеко не так.

Картина Быкова уже традиционно для режиссёра погружает зрителя в тёмную, мрачную, но в то же время реалистичную атмосферу. В фильме всё происходит будто по-настоящему: персонажи, которых ты понимаешь, пейзажи, которые уже видел, диалоги, в реальность которых веришь. Юрий Быков буквально отражает нашу с вами действительность под своим уже привычным тёмным фильтром.

«Жить» — достаточно короткий фильм, но каждую сцену, каждый диалог авторы используют по максимуму, добавляя туда множество деталей. Практически каждое слово, произнесенное героем, является важным для раскрытия его характера. Также фильм демонстрирует отличную работу с главными персонажами: у обоих видна разница, какими они были в начале своего пути и какими стали в конце.

Действие картины происходит за короткий срок, а вкупе с малым хронометражем фильм не даёт передохнуть и минуты, постоянно занимая зрителя интересными сценами. Хорошая операторская работа, грамотная режиссура, отличный актёрский состав, который справился со своей работой на ура, и хоть и небольшой, но захватывающий и имеющий свою мораль сюжет.

Для меня «Жить» — это «маленький фильм», который хорошо работает для массового зрителя, не провоцируя на какие-либо претензии в свою сторону и, что самое главное, вызывая эмоции на лице у каждого, кто смотрит фильм. У этого произведения Юрия Быкова не останется равнодушных зрителей.

9 из 10

2 февраля 2020

Стоит Жить, чтобы написать рецензию на «Жить»

Обожаю всей душой этот фильм. По собственным ощущениям в нём сошлись именно те вещи, которые способны зацепить меня и вызвать эмоциональную отдачу. Во-первых, тревожная и напряжённая атмосфера осени с характерным для неё пасмурным небом, во-вторых, музыка, написанная самим режиссёром Юрием Быковым, которая дополняет эту атмосферу, вкладывая чувства, в-третьих, уже полюбившийся мной Денис Шведов, а в-четвёртых, финал, обеспечивающий сильное послевкусие и размышления о показанном.

Но помимо этих самых личных компонентов в фильме есть и многое другое. Например, символизм, мелкие детали и чётко прописанные диалоги, позволяющие раскрыть характеры персонажей. Не обошлось, конечно, и без минусов. Они не портят фильм, а слегка пошатывают. Первый минус заключается в небольшом сценарном, как мне показалось, ляпе, который мы слышим из уст героя Шведова. Сказанное им про бандитов немного противоречит его отрицательному отношению к Богу. Второй минус заключается в том, как один из преследователей главных героев обращается к своему товарищу. А точнее, как называет по имени. И, наконец, не минус, а, скорее, придирка, один довольно странный и даже глупый поступок одного из персонажей в одной из сцен.

Итак, могу с твёрдой уверенностью заявить: «Жить» — мой самый любимый фильм великого режиссёра Юрия Быкова, являющийся отличным его дебютом. Да, безусловно, я разделяю мнение о том, что «Дурак» — это один из лучших последних русских фильмов, но всё же люблю больше именно картину «Жить».

9 из 10

9 ноября 2019

Родился с клыками — живи как хищник.

Когда садишься смотреть очередное творение таких режиссеров, как Юрий Быков, надо понимать, что ты примерно увидишь и хочешь ли ты это увидеть. У меня такое понимание было, а потому я с самого начала смотрел с интересом, и не разочаровался.

Главные герои представлены двумя людьми, обитающими на разных полюсах российского бытия. С одной стороны, это жесткий и беспринципный бандит, чьи «хищнические» качества обострены тем, что он изо всех сил борется за жизнь. С другой — типичный обыватель, заводчанин, которого дома ждет жена с детьми, а на выходные у них запланирована поездка к теще. И как водится, при их столкновении возникают разные противоречия. Правда, очень скоро выясняется, что и у них есть кое-что общее.

Сюжет, впрочем, не пестрит большим количеством неожиданных поворотов. Герои убегают от преследователей, изредка все же пересекаясь с ними, а в моменты затишья выдавая друг другу обрывки своих биографий и рассуждая о жизни. Все это — в обрамлении красивой, видимо осенней, увядающей дикой природы, и в довольно приятном атмосферном музыкальном сопровождении.

Несмотря на всю бесхитростность сюжета и возможность даже неискушенному зрителю сосчитать возможные развязки по пальцам одной руки, до последних минут фильма однозначно сложно предугадать финал. Собственно, там же и раскрываются психологизм и один из лейтмотивов фильма. Он, на мой взгляд, в том, как быстро и легко, под влиянием определенных обстоятельств, человек правильный и благочестивый может свой человеческий облик потерять; а завзятый хищник — напротив, превратиться в человека.

8 из 10

2 июля 2019

Человек человеку волк

«Жить» — режиссёрский дебют Юрия Быкова в полном метре. После будут «Майор», «Дурак» и «Завод», объединённые всё той же идеей: человек и система и тщетные попытки человека бороться с ней. Каждый раз эта тема будет подаваться по-новому, поэтому у зрителя не возникнет ощущения, что автор, подобно заезженной пластинке, из года в год снимает одно и то же.

Снимает Быков хорошо, режет по живому, выбирая в качестве объекта самое злободневное, самое нелицеприятное. Оптимистичными его картины сложно назвать, но и упрекнуть в выдуманной «чернушности» язык не повернётся. Пусть персонажи его слишком тщательно подобраны по типажу, а сюжет порой кажется излишне гиперболизированным, всё-таки мы чувствуем, что это про нас, про нашу страну, про наболевшее и непроходящее.

В фильмах Быкова нет плохих и хороших — есть обыкновенные люди со своими достоинствами и недостатками. Постепенно раскрывая характеры своих персонажей, режиссёр то демонстрирует их добродетель, то выворачивает наружу самые тёмные стороны. Главные действующие лица его картин — то, что в литературоведении принято называть термином «не герой»: персонаж, лишённый традиционных героических черт. И вправду: даже те, кто по-началу вызывает симпатию, впоследствии могут вызвать отторжение. И наоборот. У всех — плохих, хороших — есть свои мотивы, свои оправдания, все они лишь винтики в огромной системе, которую побороть из-за её масштабности просто невозможно. Скорее винтик выпадет, чем система изменится.

Поэтому, несмотря на обилие в фильмах Быкова личностей неприятных, — эгоистов, лицемеров, коррупционеров и лжецов — в какой-то момент почти каждого из них хочется понять и простить. Это, конечно, не совсем живые люди — скорее, типажи (оттого картины Быкова кажутся не историями о судьбах людей необычных, исключительных, а скорее историями-притчами, историями-размышлениями), и перед нами всегда некий город N, олицетворяющий собой среднестатистический российский населённый пункт.

Из всех картин Быкова эта, пожалуй, больше всего радует глаз с эстетической точки зрения. Возможно, потому что она единственная, где действие происходит не в городе, не в замкнутом пространстве, а на фоне лесных пейзажей. Нет в других фильмах Быкова синего неба над головой и бескрайних степей под ногами.

«Жить», пожалуй, самая философская и самая абстрактная картина режиссёра. Про героев мы почти ничего не знаем, судьбы и характеры их рисуются скупо, их биографии почти лишены конкретики и каких-либо подробностей. Оттого, наверное, их гораздо легче соотнести с собой. «Жить» — это не повесть о Михаиле и Андрее, это повесть о двух случайно встретившихся людях, которые борятся за своё право на существование. «Какой ценой ты готов… Жить…» — гласит слоган фильма.

Морщится и противится убийству собаки охотник, которая лаем может выдать беглецов; ссорятся и размышляют о судьбе раненого товарища бандиты, ведь он становится обузой в их погоне за добычей… Жестокость это или необходимость? Не случайно эти сцены у Быкова идут параллельно: жизнь человека, жизнь собаки — кажется, нет меры, нет предела, которые человек способен переступить ради собственного выживания. Об этом же и финал картины. Быков нарочно раз за разом помещает своих героев в такие тиски, в такие обстоятельства, что их равно сложно и осудить, и оправдать.

Смотришь и в горле щемит, нервы оголены, хочется распять всех этих нелюдей за их преступления… но судить за что? За желание жить?

20 февраля 2019

Презри же! Изо всех сил презри труса!

В фильме переплетаются две, казалось бы, совершенно разные истории: мирного жителя и бандита. Что же их объединяет? Лишь то, чему посвящена картина: искренняя любовь к жизни.

Поначалу мы так презрительно относимся к рвению бандита выжить любой ценой, подобно тому, как мы делали это тысячи раз, смотря различное геройское кино, в адрес тех, кто поступал «неблагородно». А ведь вы не задумывались о том, что подавляющее большинство кинолент определенного содержания талдычит нам из раза в раз одно и то же: «Будь всегда готов умереть за что-то возвышенное»? Ах да… Как иначе воспитать оловянного «патриота», готового отдать жизнь просто потому что надо?..

«Жить» ведет зрителя по другому пути, предлагая нам альтернативную концовку.

И после просмотра не возникает презрения к действующим лицам. И самое главное, ты принимаешь, что позиция героев имеет такое же право на жизнь, как и позиция умереть благородно.

Спасибо фильму за предоставленную возможность переосмыслить важнейшие вещи бытия.

8 из 10

7 января 2019

Ворвавшись в индустрию в начале «десятых» картиной с ёмким и философским названием «Жить», Юрий Анатольевич твёрдым и размашистым почерком утвердил своё место в российской режиссерской нише, как главного социального реалиста. Реалиста беспощадного и чуть циничного, унаследовавшего дух 90-х и перенеся его в современное общество (и при том, показавшего себя в роли хорошего композитора).

Выглядит все это несколько напущено, но при детальном просмотре картины проявляется полное осознание реальности — те самые «лихие» никуда не делись. Они просто застрялись в тех глубинках с покосившимися домами и полях, откуда родом дядька Михаил (герой Владислава Толдыкова).

С виду, это каноничный сюжет с элементами стокгольмского синдрома, где две совершенно разные личности сталкиваются с общей проблемой, и, в следствии, ищут пути её решения. Но уникальность подхода Быкова заключается именно в том, что подготавливая зрителя почти весь хронометраж к стандартизированной развязке, он кардинально меняет ход событий, заставляя рассуждать, размышлять и ставить себя на место персонажа.

Да, присутствие некого пафоса и типичный бандит, постоянно апеллирующий афоризмами о важности жизни вызывают небольшое смущение (на фоне то такой «суровости»), но все минусы окупаются прекрасной и жизненной игрой актёров. А на фоне грамотной операторской работы, где даже цветокоррекция диктует картине собственное настроение, всецело лента смотрится более, чем атмосферно.

«Жить», как точка отправления по маршруту фильмографии режиссера. Она закладывает основные принципы и детали, которые будут использоваться в последующих работах Быкова, в том числе и само ментальное наполнение, которое умещается в короткое словосочетание: «а овцы кто?».

Прекрасный дебют.

7 из 10

22 декабря 2018

Родился с зубами — живи хищником

Есть истории, которые могут быть рассказаны только русским человеком. Особенности, превращающиеся в руках американца или европейца в так называемую «клюкву». Сила хорошего русского кино неповторима. Дышит колоритом. Впечатляет душевным размахом.

«Жить» — остросюжетная психологическая драма о холодящей жилы, суровой правде человеческого существа. Фильм, приукрашенный цветом увядающей травы и запахом гниющих сердец.

Городской бандит и охотник из близлежащей деревни оказываются в ситуации, связывающей их в общей борьбе. Они оба в опасности, каждый из них хочет жить. По-разному ли поступит человек, видевший смерть, убивавший и сельский мужик, который привык к братскому отношению? Я приглашаю вас понаблюдать за балом монстров на Земле.

После просмотра в тебе начинают бороться инстинкт хищника, данный при рождении и сформировавшееся поведенческое понятие — «быть человеком». Так же, как и Юрий Быков в своем фильме, ты начинаешь размышлять о себе, своих качествах, своем пределе человеческого.

Пожухлое поле, блеклая трава, слегка колышущаяся ветром. Тишина, которую нарушают резкие оружейные выстрелы, лаконичный, часто жесткий диалог или одинокое звучание фортепиано — все это фильм «Жить».

«Все мы гниды, если жить хочется» А ты как считаешь?

25 сентября 2018

Ох уж эти русские драмы…

Ох уж эти русские драмы. Ох уж это авторское кино. Не совсем уверена, что этот именно тот фильм, который мне на днях посоветовали посмотреть, поскольку есть ещё один с таким же названием, тоже российский, но совершенно другого режиссёра, тем не менее внимания он определённо стоит, хоть и снова я в замешательстве.

Что понравилось?

Прежде всего эстетика: я далека от профессиональной оценки операторской работы, но на фоне большей части криминальных драм о современной российской действительности, мне, как простому зрителю без спецподготовки показалось, что фильм «Жить» снят невероятно красиво: сначала какие-то уж очень глубокие осенние пейзажи, затем разруха и упадок российской деревни сквозь призму авторского видения, и всё это снято в тех самых красках, которые приковывают взгляд, заставляя буквально пропускать всё происходящее через себя. Пожалуй, это основная причина, по которой лично мне фильм захотелось досмотреть.

Захотелось, главным образом, вопреки одному невыносимому для меня обстоятельству. На протяжении всей картины единственной ощутимой эмоцией, которую вызвало у меня происходящее на экране, была жалость. Перманентная, непроходящая, невыносимая, удушающая жалость. Сначала к бедному охотнику — жертве обстоятельств, потом к собаке особенно остро, но тут вообще без комментариев, потом к охотнику снова, потом к алкашу из заброшенного села, потом к персонажу Дениса Шведова (впрочем, тут я просто вспомнила про собаку, и меня отпустило). Печально, но эта жалость бесконечная затмила для меня всю основную идею фильма. Герои, мечутся и страдают и физически и духовно — зритель в моем лице страдает ещё сильнее… какая уж тут философия?

Думаю, не совсем это Юрий Быков хотел донести. Точнее совсем не это, но ничего с собой поделать не могу. Тема выживания, борьбы за жизнь, способности остаться человеком в этой борьбе для меня сакральна, но в этот раз всё же мимо. И пусть это будет только моё субъективное восприятие.

20 июля 2018

Жить или гнить — вот в чем вопрос

Почему фильмы Быкова можно считать уникальным творческим явлением в современном российском кинематографе? Что именно столь привлекательного, удивительного и своеобразного можно в них наблюдать? В связи с чем он обрел культовый статус и стал настоящим флагманом свободного киноискусскуства, который к сожалению, доплыл не слишком далеко?

Ответ прост — главное свойство его картин не в художественной насыщенности и виртуозной киносъемке, не в гениальном раскрытии характеров, а в простоте и ослепительной ясности общечеловеческих, глобальных проблем нашего нравственного существования. Разве при просмотре его картин ни у кого не возникает четкого понимания того факта, что он подхватил практически утраченную и стертую в современной русской культуре традицию Достоевского? Нетрудно заметить общие черты между двумя этими художниками — оба правдивы и радикально реалистичны, оба не слишком успешно тяготеют к формам массовой культуры, пытаясь контрабандой под видом детектива, вестерна или блокбастера выйти к широкому зрителю с великой и ужасающе простой мыслью — как надо «Жить»?

Моральные диссонансы персонажей обоих художников также имеют явные параллели — за личиной убийц, насильников, воров ясно проглядывается какая-то глубинная святость, которой попросту не дают выбраться наружу и, наоборот, святые и праведные зачастую оказываются большими грешниками, чем само-осужденные преступники. Можно всего на секунду остановиться в восхищении перед этой неисчерпаемой темой столкновения добра со злом в душе человека, которая почти с энциклопедической точностью была выражена у двух наших творцов.

Уже одного взгляда на происходящее, лишенного всякой рефлексии и глубоких познаний в области психоанализа, достаточно, чтобы совершенно точно уловить грань плохого и хорошего. Никакие устоявшиеся моральные и церковные догматы, никакая проверенная веками народная мудрость, ни, тем более всем известные понятия о правилах поведения не отвратят Вас от зла, на которое вам придется пойти в определенных ситуациях. Мы видим, что мир у Быкова и Достоевского немногим отличается от царства Мордора, любого попадающего в его цепкие лапы он принимает к себе не службу. К сожалению, это не пустые слова или напыщенные гиперболы, сила творчество дуэта этих борцов именно в том, что они не пускаются в приукрашивание действительности фальшивыми и мертвыми приемами пацифизма и гуманизма, не строят оптимистичных прогнозов на ближайшее будущее, но показывают наш внутренний мир во всей его откровенно-ужасающей наготе. Если так называемая реальность не поглотила Вас окончательно, Вы почувствуете тяжелую, почти невыносимую боль от бремени быть человеком и ясно разглядите всю леность нашего духа, консервацию и паралич моральной чувственности, страшную слабость и неспособность борьбы, оттого, что духовные мышцы уже давно атрофировались от непомерной изнеженности духа развлечениями, возлияниями, продажным смехом и иллюзорным отчаянием. Пока мы, оглушенные окружающей нас «реальностью» повседневных забот — оплатой счетов, отпусками, покупками со скидкой, обеспечении старости, лицемерными и фальшивыми разговорами, укреплением навязанных понятий, моральных сентенций и прочее — счастливо и дружно маршируем в пустоту, настоящая жизнь с искаженной от гнева и ужаса гримасой следует за нами в одном-единственном шаге. Кто не хочет повернуться к ней лицом, тех она заставляет это сделать, и кто-то плача и стеная, кто-то гордо и надменно, но рано или поздно (пусть даже как Иван Ильич у Толстого прямо перед смертью, ведь и «умирание» — часть жизни) все начинают следовать за ней. Но это путь индивидуальный, наперекор коллективу, идущему в другую сторону. По нему идут только «Идиоты» и «Дураки».

Еще одно, и, пожалуй, самое паказательное сходство в творчестве обоих художников состоит в изображении злодеев, подонков и негодяев. У Быкова и Достоевского это не просто плоские образы-схемы, играющие роль противовеса или наглядного примера для каких-то моральных сентенций, нет…это ходячее диалектическое противоречие, резонирующий диссонанс человеческой натуры, способной преступить самые высшие законы, которые ею же и были поставлены. Преступники из «Мертвого дома», бандиты с большой дороги из рассматриваемого фильма, князь Валконский и заммэра из Дурака, друг майора в исполнении Быкова, попирающий все Божьи заповеди ради благой цели спасения друга-товарища и коммунистофашист Раскольников, занявшийся тем же, но ради целого человечества. Все это персонажи-скалы, недвижно стоящие под натиском критики и любых психоаналитичсеких или этических интерпретаций, ведь они много живее большинства живущих людей, вынужденных постоянно лицемерить, играть на публику и подделываться под общий тон. И в то же время сколь несчастны, слабы и немощны все добрые персонажи и даже элементарные начинания у главных героев, но в то же время сколь мощны, величественны их жертвы и состоявшиеся благие поступки. Но ради чего? Где тот высший идеал, ради которого стоит бороться и даже умирать? Всем своим творчеством Быков и Достоевский пытаются ответить на этот главные вопрос и сохранить блекнущий лучик надежды в светлое начало нашего погребенного заживо духа.

Отклоняясь от темы сравнений двух грандиозных художников, следует обратиться непосредственно к данному фильму Быкова, являющемуся его полнометражным дебютом. Идеологическая подоплека здесь скрыта под смешанной формой боевика-преследования из девяностых (типа «Трудной мишени») и вестерна шестидесятых. Как это обычно и бывает в дебютной работе, режиссер решил представить на суд публики весь свой стилистический потенциал и при самых скромных бюджетам выдал действительно добротную с визуальной точки зрения картину, с которой по современным меркам мало кто смог бы конкурировать. Правда актерская игра, может быть и не самая выдающаяся, зато пролеты камеры, сцены перестрелок, погонь, крупные планы в стиле Сержио Леоне — все это присутствует и доставляется немалое эстетическое удовольствие.

С дискурсивной же стороны, «Жить» именно переходный фильм Быкова, в котором гениально выстроена экзистенциальная ситуация и ребром поставлен вопрос этического выбора между своей и чужой жизнью, а также проведена проба «расхожей» пуританской добродетели обычного человека, которая, к сожалению, не выдерживает проверки. В то же время, колоритность отрицательных персонажей (т. е. бандитов с человеческим лицом) тут только набирает вес, чтобы по полной развернуться в чисто ницшеанском имморализме «Майора» и по-философски оправданной политике чиновников из «Дурака».

Резюмируя, можно сказать, что «Жить» один из нескольких десяток постсоветских фильмов которые не только можно, но и нужно посмотреть. По сути это канат, который удерживает нашу российскую культуру в целом, и ее традиции в частности, на плаву, и в то же время не дает ей сгинуть в хаосе повального гедонистического отрицания и капиталистического киношторма, что с недавнего времени стал активно поддерживаться самим министерством культуры. В форме экшена, вестерна и детектива, казалось бы наиболее далеких от великой русской мысли кроется та нить, которая связывает поколения русских людей, что выживают при любой формации. А пока художники уровня Быкова несут сквозь пелену времени нашу внутреннюю правду будет теплиться жизнь и в великой русской душе.

2 июля 2018

Я люблю Юрия Быкова! Просто обожаю его фильмы. Как же обидно, думается, что их так мало. С другой стороны, может, и к лучшему? Конвеер, конвеер… Почему все так боятся конвеерности фильмов? Ведь если режиссер творит, он ведь не отрывает от себя по куску каждый раз, а наоборот, да? Хотя, если творческий процесс копает в тебя очень глубоко и задействует все силы головы, души и тела одновременно, может быть, непросто решиться на такое, да и здоровье утратить не долго! А, неважно. Быков не может (не мог (не может) снимать чаще, потому что денег нет, вот досада. Поэтому и титры к фильму идут недолго, и в хронометраже записаны не солидные час двадцать три, а всего лишь час одиннадцать. Короткий, получается, фильм!

Да, короткий. И слава богу. Спокойно, я это субъективно. Это не значит, что короткий фильм точно лучше, чем длинный, это значит, что этот фильм длится столько, сколько нужно (было мне, чтобы прямо сейчас им проникнуться). Ну и как не проникнуться-то! Посмотрите: картинка настоящая, лес со степью, кожанки бандитские черные, страшные, а мужичок-то наоборот — бежевый, коричневый, сероватый. Ляжет на землю — не заметишь, со степью сольется, ну, или с лесом, смотря где ляжет. А он ляжет. Он ведь не боец, не стрелок, ага, сэй.

Мне не нравится актер, который играет главного героя. Нет, он крутой, даже очень, и ему веришь. Такой взглядом к земле буквально пригнуть может, а если говорит этим своим суровым голосом, что он — Хищник в этом мире, таким уж его мать родила, — веришь. Хищник. Проходите, можно без документов. Только вот я «Майора» до этого смотрел. Он там, зараза, почти такой же. Нет, конечно, с одной стороны, персонажи по темпераменту там очень схожи, так что эта одинаковость очень оправдана; с другой стороны, внутренние различия есть, и развитие персонажа по-другому построено (ну, орать он начинает в разных местах, то есть). Но смотрит одинаково, говорит одинаково, и вообще, это тот же самый человек! А в «Майоре» его настолько плотно вписали, что не выкраевается новый образ, ну никак. Ладно, это так, личные придирки.

Из более объективного (и мне это тоже не понравилось, хоть и объективно) — ребятки-бандиты из машины. Они вообще никакие. Совсем. И им не то чтобы линии своей не хватает, не знаю, это бы общую картину могло поломать — они какие-то недостаточно абстрактные, что ли. Ведь не просто так не прописывается, кто, что и у кого украл, дается общий настрой — вот, они с детства были вместе, потом ЖИЗНЬ заставила встать друг против друга. Ок. Вот и оставались бы условными близнецами главного героя. А так у каждого актера на лице написано такое искреннее желание быть личностью, что все скатывается в сериальные перепалки. Ты не личность, если ты не убер-харизматичный чувак, или же если твой персонаж не раскрыт. Тут не то и не другое. Поэтому провал.

Не умею говорить про хорошие стороны так, чтобы этому верилось. Но как можно говорить про что-то цельное описательно? Красиво снято, картинка хороша, сюжет примитивен, но довольно неплох, финал достаточно депрессивен, чтобы удивлять, а хитрые ходы не слишком избиты, чтобы испортить впечатление… Да какая разница! Искусство это все-таки что-то неуловимое, но то, к чему подключаешься. Тут подключаешься. Когда машина останавливается в поле, из нее мужик выходит с собакой, начинает ружье собирать — уже видно, что это красиво, с душой и для тебя. А вот что будет дальше? Не выпустит режиссер душу из пальцев? Не выпустит. Ура.

Простите за сумбурные мысли — ну нельзя писать хорошие рецензии сразу после просмотра с неспокойной головой — но только с неспокойной головой их и получается писать.

Просто услышьте мысль, которую я для себя фиксирую этой рецензией: это — хороший фильм. Очень. Черт, я начинаю любить русское искусство больше, чем все иностранное вместе взятое, почему так. Это же самоограничение. Ладно. Хорошего мало, нужно больше хорошего.

8 из 10

26 июня 2018

Какой ценой ты готов… Жить…

«Жить» — это первая полнометражная работа Юрия Быкова. Интерес к этой работе проснулся после просмотра фильма «Майор». Колоритные персонажи, пронзительная музыка и сильный сценарий имели место быть в обоих фильмах.

Главная тема фильма заложена в самом названии. Жить во имя жизни, семьи, себя. Грамотно проработанные характеры героев заставляют зрителя сопереживать им всё больше и больше. К финалу картины они эти 2 человека стали для меня чем-то большим, нежели просто герои фильма. В этом сила грамотно проработанного сценария Быкова.

Игра актеров не вызывает никаких вопросов. Шведов в образе замкнутого человека, который хочет жить, как и его попутчик, получился очень достойно. Пейзаж и местность отчужденности от всего мира ярко вписывался в настроение фильма.

Эта картина не для всех. Не каждый сможет полтора часа смотреть мучения главных героев, которые, словно, мыши бегут от голодного кота. Современному обществу хочется смотреть комедии про пьяных, невменяемых гопников, и тому подобное. Для ценителей искусства кино обязательно к просмотру. Будьте готовы думать и, возможно, пустить слезу в каком-то моменте.

8 из 10

19 июня 2018

«Годное» русское кино.

Современное независимое российское кино отличается от западных полным отсутствием предыстории. Все происходящее понятно без предварительных рассказов, длительных монологов, воспоминаний. Основным элементом выступает внешний вид героев, манера речи, мимика, поведение. Главные герои — Михаил и Андрей, абсолютные противоположности. Семьянин против бандита, которые втянуты в одну беду.

Кинолента Быкова рассказывает о сложности выбора между своей и чужой жизнью. Главным минусом считаю однообразность картин режиссера — почти похожая ситуация была в фильме «Майор», даже концовка очень схожа, лишь обстоятельства сменились. И отсутствие роста сильно печалит. Не смотря на это, фильм очень и очень хорош.

9 из 10.

18 февраля 2018

Родился с зубами — живи хищником

Во многих фильмах Юрия Быкова на фоне духовного разложения и нищеты России прослеживается ряд философских вопросов. Может ли человек стать «гнидой» ради спасения? Готов ли он предавать и убивать, чтобы вернуться домой целым и невредимым? Иными словами, на что способен пойти каждый из нас ради собственной жизни?

И «Жить» здесь не исключение. Казалось бы, сюжет незамысловат, концовка предсказуема, да и герои достаточно примитивны. Однако все это становится неважным и отходит на второй план из-за внутренней полноты и завершенности картины. Быков как никто другой в очередной раз доказывает зрителям и критикам, что качественные фильмы можно снимать просто, дешево и со вкусом. Отдельного внимания достоин окружающий героев мир — поздняя осень, пожухлая трава на бескрайних полях, серые холмы и овраги. И, конечно же, финальный образ заброшенной деревни. Все это создает особую атмосферу, безысходность которой подкрепляется трогательным музыкальным сопровождением.

В общем и целом, «Жить» можно признать достойным фильмом, ведь он действительно заставляет задуматься о многом. Трудно сказать, что будет важнее для каждого из нас, окажись мы в подобной ситуации. Нельзя забывать о том, что человек слаб и ничтожен по своей натуре, а жизнь — это единственное, чем он может распоряжаться. Единственное, чем он обладает. Однако после таких картин, несмотря на все, хочется поступать правильно. И именно после таких фильмов хочется ЖИТЬ и ценить жизнь.

9 из 10

16 февраля 2018

Сходил на охоту…

Если честно, то я фанат Юрия Быкова. Это человек, который вопреки современным российским реалиям снимает качественное кино, не пытается выпендриваться, да, его картины не будут рекламировать по федеральным каналам, да, он не так знаменит как другие известные режиссеры (в большинстве своя имхо не заслуживающие своей известности), наверное потому что не снимает уже окончательно приевшийся ширпотреб. Фильмы Быкова имеют под собой мысли, кому-то они могут показаться не глубокими, кому-то глубокими, но они однозначно есть.

В фильме нам показывают двух мужиков, судьбы которых по воле случае пересекаются в местах, где вокруг только леса да поля усеянные рожью. И так уж произошло, что оба они должны как можно скорее добраться до города, ведь за ними гоняться люди, желающие им смерти. Фильм «Жить» ставит перед нами вопрос — на что человек готов пойти ради того чтобы жить? Я если честно и сам задавался таким вопросом, ответ на него кроется в человеческой сущности, которую нам и пытаются вывернуть наружу в фильме через разные ситуации, в которые попадают главные герои. Актеры, их игравшие — Толдыков и Шведов сыграли правдоподобно, характеры персонажей раскрыты, не смотря на то, что кино длится 70 минут. Первый — деревенский простак, второй — прохаванный жизнью и похожий на типичного отморозка из 90-ых мужик, образы не шаблонные. Взгляды на жизнь героев очень расхожие, что позволило создать между ними конфликт. Простая схема — Интересные персонажи + Конфликт = Вкусное взаимодействие. Очень сложно найти в этом кино минусы, потому что смотря на него чувствуется, что бюджет у картины был не так велик, так что как по мне, то он отбил все по качеству продакшена. Но минусы у картины все же есть, в ней мало музыкального сопровождения, всего одна грустная мелодия на клавишах, да, она прибавляет атмосферы, но все же музыкальное повествование играет важную роль в кино и может создавать саспенс и обострять чувства, этого время от времени не хватало.

Фильм «Жить» — яркий пример того, что можно сделать качественное визуальное повествование без огромного бюджета, в кинокартине это преимущественно темные оттенки желтого, то есть, в основном рожь и серое-серое небо, некоторые кадры получились очень атмосферными и сочными.

Чувствуется что в кино вложена душа, в нем есть свой оригинальный сценарий, он простенький, но преподнесен красиво, с режиссерским почерком. Концовка не выглядит заштампованной, однако, все же у нее имелся больший потенциал чем был реализован, могли бы сделать еще лучше, хотелось больше эмоционального накала и хотя бы малюсенький диалог между главными героями в конце. Но в целом это удачный режиссерский дебют, тут больше нечего добавить, кроме пожеланий хорошей карьеры Юрию Быкову.

7 из 10

6 февраля 2018

Жить… но стоит ли?

Первый фильм Юрия Быкова «Жить» вышел гораздо более жестким, нежели «Майор» и «Дурак».

Сюжет прост и лишь дает необходимую завязку. К охотнику на поляну выбегает мужик с криками о помощи, за ним гонятся трое неизвестных с оружием. Помочь или бросить? Убить или убежать? Как поступить в столь нетипичной ситуации?

Я нередко слышу сравнение Быков — Балабанов, мол оба снимали «чернуху» со всеми вытекающими, но, на мой взгляд, это нисколько не оправдано. Снимая кино, Балабанов показывал в первую очередь ту или иную эпоху и ее героев или обывателей. Быков же будто отрицает важность места и времени, настойчиво пытаясь доказать, что люди не меняются никогда.

Кино Юрия Быкова — это как ведро холодной воды на голову, оно и отрезвляет и пробуждает. Сильное кино на вечные темы.

26 ноября 2017

А Бога овцы придумали, чтобы волков стыдить — чтоб поменьше кусали.

Картинка — типично российского кино. Унылые осенние пейзажи, никакой красоты, тоска и безвыходность.

Бюджет — ультрамаленький. Актеров — человек семь, не считая собаки. Бескрайние просторы загорода, поля и леса. Один бандитский гелендваген и одна шестерка за 20 тыс. рублей, чтоб не жалко было разбить. Съемка настолько простая, что иногда кажется, что фильм снят на зеркалку, и может быть это так. Бюджета — ноль.

Вы наверно уже подумали, что отзыв негативный? Ан — нет!

Вот как раз в этой простоте и скрывается главное — смысл.

Для хорошего кино, которое заденет людей за живое, не нужен бюджет в сотню миллионов долларов, не нужны ультрапопулярные актеры и совсем не обязательно снимать его где-нибудь во флориде.

Достаточно просто снять фильм с откровенными и тяжелыми вопросами, на которые зрителям придется себе ответить и тихонько признать правду.

А вопросы? Вот они:

Есть ли Бог? Где он? Поможет ли он?

Есть ли совесть?

Есть ли непреклонная дружба и товарищество?

Все ли люди хорошие? А ты хороший(ая)?

Ну и самый главный:

А готов ли ты идти до конца и отстаивать свои принципы?

Готов ли ты умереть, но умереть хорошим, чистеньким человеком, с высокой моралью?

Или все это пустой базар и бравада?

Фильм за 1 час дает убедиться в том, что любой человек это прежде всего живое существо, которое во что бы то ни стало будет стремиться выжить. И выжить как можно более комфортно, вкусно и безпроблемно.

А все эти принципы про любовь, дружбу, совесть, патриотизм — ломаются при первом же неудобном случае.

А вы, уважаемые зрители, ответили себе на этот вопрос?

17 ноября 2017

Хотелось бы просто — жить… Но как всё это — непросто…(с) Галина Суховерх

Все мы люди. Существа из крови и плоти, и все люди, независимо от их социальных слоев, нации, или же моральных принципов хотят жить. Даже люди, которые обрекают себя на самоубийство, всё равно где-то в глубине души хотели жить. Но из-за каких то тяжелых обстоятельств обрезали жизнь. Но даже смотря на это, можно сделать вывод, что в человека вложено — жить и бороться за неё любой ценой. И если признаться честно, как и было сказано в этом фильме. Я цитирую «Все мы мрази, жить захочешь и не то сделаешь». А ведь правда. Человек — существо наполненное не только кровью и дыханием, а еще и эмоциями, какими-то своими то мечтами и идеями. Человек живой, поэтому жить в его понятии — просто необходимо. И он сделает всё, чтобы сохранить её. В некоторых случаях просто ради себя, в остальных же, ради близких, родных и друзей. Он хочет вернуться к ним, хочет обнять и сказать «Я вернулся».

Вот именно это и преподносит режиссёр Юрий Быков в своей картине. А затрагивает он такую мысль, что человек хочет жить. Даже само название «Жить» об этом говорит. Ну и начну я с того, что фильм мне понравился. По мне, прекрасная лента. Чернушная, жёсткая, с хорошей актерской игрой российских актеров, и конечно благодаря таким отличным актерам, живые, не шаблонные персонажи. Далее, это конечно атмосфера. Атмосфера безысходности и жестокости людей. Мысль такая во время просмотра: «Как же мы люди скатились, брат на брата идёт». Сценарий у фильма очень хороший, этим-то мне и нравятся фильмы Быкова, они о простых людях, о социальном обществе, ну и про «грязь», человеческие пороки Быков тоже любит снимать. Каждый герой, а их за весь фильм всего два, говорят то, что нужно и по существу.

Никаких ненужных диалогов или банальной болтовни в картине нет. Всё строго и грустно, я имею в виду и разговоры. Особенно герой актера Дениса Шведова очень хорош. Бандит, который общается дерзко и чрезмерно грубо. И герой актёра Владислава Толдыкова — добрый, честный семьянин, который волею случая оказался в не в простом положении. И вот эти два актёра отлично взаимодействуют, общаются и решают какие-то ставшие на их пути проблемы. Вот, смотреть на них, лично мне, было одно удовольствие. Потому что актеры очень хорошо справились со своими ролями. Как говорится «свой хлеб отрабатывают».

Множество неожиданных сцен и всего печального. Ну господа фильм-то Юрия Быкова, а у него только такие и есть, но «Жить» отличается еще большим трагизмом, и поэтому смотреть его — значит смотреть правде в глаза. Однако что ни говори, но до трагизма «Жить» Сигарева не дотягивает. После просмотра этого фильма у вас будет, словно, ком в душе. Ком отчаяния и грусти, понимания того, что мы ведь люди и вправду такие. И нам судить — как мы, род человеческий, будем жить. Мы решаем, как и что нам делать, и в каком направлении идти. Дай бог, чтобы не было у нас в жизни таких финалов, как тут.

15 октября 2017

Я хочу жить жить жить!

Почему это нельзя показывать по телевизору? Ну почему фильмы Юрия Быкова не показывают по ящику? Зато «Горько» пожалуйста! Один из лучших рус. режиссёров. Гениальный фильм. Как всегда Быков на высоте!

Смотреть данный фильм я советую всем и каждому. Увы таких фильмов снимают мало, а жаль. Фильм заставляет о многом задуматься. Как и все фильмы Быкова. Спастись самому или помочь совершенно незнакомому человеку? Жить гнидой или умереть человеком? Убить собаку (близкого друга), для того, что бы выжить самому? И так далее. Про этот фильм можно говорить много. Очень много. Но если вкратце, то это опять же шедевр Быкова, который должны посмотреть все, кто хочет осмыслить свою жизнь. Лично это мой самый любимый фильм Юрия Быкова. Уж очень он меня зацепил и заставил о многом задуматься.

Боль есть. Смерть есть. Бога я не видел.

10 из 10

11 июля 2017

Триллер Жить в кинотеатрах c 2010 года, дебютный показ состоялся более 14 лет назад, его режиссером является Юрий Быков. Главные роли в фильме исполняют: Денис Шведов, Владислав Толдыков, Константин Стрельников, Сергей Сосновский, Сергей Беляев, Алексей Комашко, Сергей Жарков.

В то время как во всем мире собрано 11,661 доллар. Страна производства - Россия. Жить — получил среднюю зрительскую оценку (7,1-7,3 балла), что является вполне отличным результатом. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 18 лет.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.