Время Евы
Eve no jikan
7.6
7.2
2010, фантастика, мелодрама, мультфильм
Япония, 1 ч 46 мин
В ролях: Дзюн Фукуяма, Мики Ито, Кэндзи Нодзима, Риэ Танака, Рина Сато
и другие
В недалёком будущем использование андроидов стало широко распространённым. Рикуо однажды обнаруживает, что Сами, его домашний андроид, начала действовать независимо, без его указаний. В её журнале событий он обнаруживает странную фразу: «Наслаждаешься ли ты Временем Евы?». Вместе со своим другом Масаки он прослеживает путь Сами и находит необычное кафе под названием «Время Евы». Наги, официантка, объясняет им, что главное правило этого кафе — в нём нет различий между людьми и андроидами.

Актеры

Дополнительные данные
оригинальное название:

Время Евы

английское название:

Eve no jikan

год: 2010
страна:
Япония
режиссер:
сценарий:
продюсеры: ,
видеооператор: Ясухиро Ёсиура
композитор:
монтаж:
жанры: фантастика, мелодрама, мультфильм, аниме
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 6 марта 2010 г.
Дополнительная информация
Возраст: не указано
Длительность: 1 ч 46 мин
Другие фильмы этих жанров
фантастика, мелодрама, мультфильм, аниме

Видео к мультфильму «Время Евы», 2010

Видео: Трейлер (Время Евы, 2010) - вся информация о мультфильме на FilmNavi.ru
Трейлер

Постер мультфильма «Время Евы», 2010

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о мультфильме «Время Евы», 2010

Аниме «на подумать»

В фильме вместо продолжения сериала 2008 года просто склеили все шесть серий и разбавили несколькими новыми сценами.

Собственно, копать вопрос взаимоотношений человека и техники меня заставило недавнее сравнение девушки на кухне с овощерезкой — как к ней относиться? Есть ли у нее эмоции, желания, чувства? Она вообще машина, кусок железа, или таки живое существо? Оказывается, есть.

Вначале аниме показалось блеклым и скучным — никакого экшена, тусклая графика. Но потом, когда начинаешь вникать, мишура отходит на второй план, начинаешь присматриваться к характерам персонажей и интерьерам.

Несмотря на небольшую длительность фильма по меркам сериалов характеры персонажей показаны ярко и надолго запоминаются.

В аниме показаны эмоциональные превращения андроидов: на службе они неизменно грустные, отстраненные, выполняющие простейшие команды. А вне ее, тайно, очень даже похожи на людей, и прекрасно общаются как с ними, так и между собой.

Вспомнилась картинка-перевертыш «жена дома/жена на работе».

В аниме нет главного персонажа или их пары — показано несколько параллельных равноправных сюжетных линий, каждую стоит прочувствовать.

Тут мой предмет изучения — домашний андроид Самми и ее хозяин Рикуо. Очень своими грустными глазами напомнила ту, которую сравнивали с овощерезкой. Неужели она тоже живет по трем законам робототехники?

Ну и саундтрек из конца фильма — огонь!

8 из 10

25 августа 2021

Аниме — это тот жанр, который вгоняет меня в состояние ступора, потому что я не понимаю и не воспринимаю его всерьез. Его нельзя оценивать, как обычный мультфильм, поскольку тут зачастую затрагивают более взрослые и сложные темы. Но при этом сама подача материала в виде анимации остается для меня исключительно детской. И тут в моей голове возникает когнитивный диссонанс. Ну, это, например, если 6-летний ребенок на полном серьезе начнет анализировать проблемы социального неравенства и межличностных отношений. По этой же причине я никогда не любил фантастику, потому что по содержанию она, в принципе, подходит для взрослых, но по подаче материала остается всё равно сказкой. Наверное, меня цепляет что-то более приземленное в силу слаборазвитого воображения.

Вот и здесь я не могу ответить утвердительно на повторяющийся вопрос: «Наслаждаешься ли ты временем Евы?». Футуристическая зарисовка о тесном взаимодействии роботов-андроидов и обычных людей кажется весьма неплохой, на первый взгляд. Хотя я не питаю особой симпатии к киберпанковому направлению в кинематографе. Сначала было любопытно узнавать в посетителях необычного кафе реальных людей и машин, созданных по их образу и подобию. Здесь несколько героев, у каждого из которых своя личная история, заставившая их переступить порог закрытого заведения, где нет различий между искусственным интеллектом и человеческим разумом. Но все эти линии слишком поверхностны, поэтому на протяжении всего аниме меня преследовало чувство недосказанности. Я так и не узнал историю владелицы кафе, хотя в сюжете были какие-то отсылки на сей счет. Я толком не понял роль немногословного мужчины, читающего в сторонке какую-то книгу. Да даже историю самого старого робота толком не рассказали, кроме того, что он воспитывал какого-то ребенка и получил рисунок на память.

Так называемая любовная линия главного героя Рикуо к своему андроиду Сами тоже очень слабо раскрыта. Вроде понятна его нарастающая симпатия, но дальше покраснений и неловких пауз дело не пошло. Опять же не понял, почему именно они стали центральными персонажами? Вообще сюжет мне показался довольно нудным и монотонным. Если в фильме можно было бы оценить еще актерскую игру, то тут нет такой возможности. Из всего сумбурного клубка мне понравилась только одна ниточка про Масаки и его домашнего робота. Здесь действительно интересно обыграли момент с кодексом андроидов, которые выполняют поручения хозяев по приоритетам, напрямую зависящим от семейной иерархии. Пожалуй, это был самый эмоциональный момент, когда робот впервые нарушает прямой приказ и проявляет человеческие чувства. А вообще на схожую тему для меня всегда останется фаворитом старенькая драма Криса Коламбуса «Двухсотлетний человек». А среди аниме в моих фаворитах по-прежнему останется детская любовь к Sailor Moon. Видимо, только она попала ко мне на глаза в нужное время и в нужном возрасте.

3 из 10

9 июня 2015

Nature Morte

У Ёсиуры каждая предыдущая работа как бы зарисовка для последующей. Вот и здесь лишь расширенная версия «Языка воды», где андроидная тематика была лишь затронута мельком. Мэседж авторов в принципе ясен — аллегория на социальное отчуждение в отношениях, неспособность к эмпатии поданная в таких реалиях, чтоб собственные проблемы виделись со стороны. Но что азиату — хорошо то европейцу — странно!

Эксцентричная сентиментальная развязка в стиле уся-драмы, в конец отталкивает зрителя от и без того неактуальной тематики. Конечно можно читать меж строк: дескать это, как и о меж расовых, так и о межполовых отношениях — попытка понять оппонента с иным субъективным опытом и т. д. и т. п. Но похоже это тот случай, когда эскиз лучше картины, особенно если усиленны не те тона, так что смотрите «Язык воды»!

7 сентября 2014

Комплекс Пигмалиона: японские роботы

Восточные страны издревле славились своим отношением к традициям. Потому нет ничего удивительного, что в Японии, где производство рисованной анимации давным-давно поставлено на поточный конвейер, кукольные ленты редки, как майские жуки в сентябре. Однако это вовсе не означает, что вопросы о душе, чувствах, разуме куклы сняты сами собой. Наоборот, в Стране Восходящего Солнца, кажется, каждый ребенок рождается с «Тамагочи» в руках. Что скрывается за этим кусочком пластика и метала? Для чего ты был создан? Снятся ли тебе электроовцы? С возрастом эти вопросы становятся только глубже, а поиски ответов приобретают солидные размеры и интересные экзистенциальные формы. Куда уж там американскому «Девятому» или европейским «Нитям».

Полнометражная работа Ясухиро Ёсиуры «Время Евы» открывает перед нами двери полулегального кафе. Это серая зона, где люди и человекоподобные роботы могут находиться на равных, без уставных отношений «хозяин-вещь». И чтобы окончательно стереть границы между искусственными созданиями и детьми из плоти и крови, андроидам разрешено здесь появляться без электронных нимбов, своеобразного клейма, указывающего на наличие сервоприводов под мягкой оболочкой кожи. А за окном с новой силой разгорается пламя споров о месте электронных помощников в повседневной жизни своих создателей. То, что пылесосу придали форму миловидной девушки, еще не делает его живым. Или делает? В этом вопросе и предстоит разобраться двум школьникам Рикуо и Масаки, страдающим распространенным недугом — «роботолюбием».

Лента «Время Евы» строится на азимовских законах робототехники. Возведенные в ранг абсолютной истины, они управляют поведением андроидов, которые все больше и больше стремятся скопировать поведение людей. И вот уже в электронных импульсах возникает ожидаемый вопрос о собственном месте под солнцем. Нет, им еще далеко до идей о независимом государстве 01 «Второго Ренессанса» или желаний о захвате власти. Они всего лишь хотят человеческого бережного отношения к себе. Ведь наделенные способностью логически мыслить, роботы Ясухиро Ёсиуры уже готовы сесть за пианино, а там совсем недалеко до таких простых и одновременно сложных человеческих чувств. Когда в механизме появляются эмоции, когда чувство раболепной привязанности перекрываются осознанием собственной индивидуальности, когда самопожертвование продиктовано желанием, а не законом, навязанным хозяином, в электрических цепях происходит короткое замыкание, означающее качественный скачок. Точка невозврата пройдена, границы сломаны, путь к вочеловечению начат.

Впрочем, Азимов далеко не единственный автор, послуживший источником вдохновения для японского режиссера. Здесь отчетливо просматриваются отсылки и к Филипу Кинреду Дику и к Станиславу Лему. Параноидальные нотки «Бегущего по лезвию» и «Дознаний пилота Пиркса» явственно слышатся в интонациях посетителей кафе. И все это щедро завернуто в искрящуюся обертку джармушевских рефлексивных посиделок за кофе и сигаретами. Разговоры о душе и правилах, свободе и привязанностях складываются в своеобразную комбинацию, для тех, кто в теме. Интересная артхаусная анимация пестрящая вопросами бытия? Не совсем. Так было бы в идеальном мире. Увы, реальность немножко прозаичнее. «Время Евы» становится заложницей многих негативных факторов, имеющих место быть. Это и сериальное прошлое картины, тянущее за собой кусочность многих сюжетных ходов и чудовищные черноэкранные переходы между сценами. Это и ориентированность на подростково-юношескую аудиторию, с минимальными намеками на секс и обязательными слезами на юном лице. Там, где Рудгер Хауэр отчаянно цепляется за жизнь, мыслящие машины из кафе с меланхоличной покорностью ожидают очередного приказа. Там, где Пиркс пытается безуспешно выстроить дедуктивную цепочку, интрига Ясухиро Ёсиуры рассыпается набором анимэ-штампов. Да и музыкальные переборы, исполняемые на пианино, слабая замена Игги Попу и Тому Уэйтсу.

В результате «Время Евы» оставляет двойственное впечатление. С одной стороны, это интересные задумки, загубленные сюжетной подачей и поверхностностью многих характеров. Ни одной фальшивой ноты, но и без откровений, заставляющих снова и снова пересматривать тот или иной эпизод. С другой стороны, нам дали возможность прикоснуться к зарождающейся душе куклы. Ей еще так далеко до общечеловеческих дилемм, но уже сегодня она готова играть простенькие музыкальные вариации. Любовь к музыке, к искусству, к себе, к другим, к жизни. А там не далеко до снов об электроовцах.

11 ноября 2012

Лучше собаки

Недалёкое и ожидаемое будущее. Андроиды теперь — повсеместное и очень полезное явление, к которому всё ещё пытаются привыкнуть. Как к неграм в 17-м веке. И относятся к ним примерно так же. С поправкой на современное общество. По телеканалам и на афишах призывают не относиться к этим человекоподным роботам, как к людям, стыдливо прикрываясь Этикой Андроидов, а всех сочувствующих обзывая дори-кеями (андроидоголиками, если на твердорусском). Андроиды полезны физически, а их максимальная схожесть с человеком добавляет обществу эстетической красоты и учёной сумасбродности. Слуга главного героя нагло отрицает, что в свободное время посещает серую зону, где разрешено скрывать свою принадлежность к детям Азимова. И шпионя за своим слугой герой попадает в странное заведение, где у андроида и человека равные права. Свет, камера, мотор, начали!

Отношения к робототехнике у Востока и Запада внешне почти не отличимы. Андроид — это совершенство и механическое продолжение эволюции человека. Но как думает западный человек: андроид — это такой человек, стреляющий лазером из глаз, чья рука может трансформироваться в миниган с бесконечными патронами, а ещё он умеет летать, ибо в ноги встроен ракетный двигатель. А как думает восточный житель: c андроидом можно поговорить. В первом случае — машина, запрограммированная быть человеком, когда как во втором случае — скорей человек, запрограммированный быть машиной. И это различие менталитета поставило крест на развитии многих фантастических жанров в Японии, ибо что бы увлекательное, красочное и футуристическое они ни пытались придумать, получается всё равно слёзная социалка о круговороте души, которая по справедливой слепоте может нечаянно вселиться и в танк, и в кошку, и даже [иногда] в человека.

А Ёсиура Ясухиро, автор «Времени Евы» — футурист ещё более медитативный, чем среднестатистический восточный мыслитель. И влияние главного затворника Японии Макото Синкая на него очевидно. В его глазах фантастика — это не взрывы, огромные шагающие роботы с пилотами и гудящие световые мечи, а неоновый нимб-паспорт над головой, нечаянно выглянувший из под платья повреждённый провод и глаза-объективы, способные вызывать жалость без пиксаровских бровей «домиком». Миролюбие этой картины балансирует на грани между перемудренным экзистенциализмом и банальной, но милой повседневностью. В кафешке «Время Евы», расположенной в серой зоне, подают и кофе и сигареты. Там могут отдохнуть Т-800 с Джоном Коннором и обсудить, наконец, спокойно значение слова «друг». На втором этаже Рутгер Хауэр сможет увидеть во сне электроовцу, а Электронику не нужно будет прикидываться Сыроежкиным.

«Время Евы» не даёт какие-либо моральные ответы. Скорей, задаёт вопросы. Помогает определиться персонажам со своим внутренним миром. Маленькое техногенное чистилище вмещает себя несколько короткометражек из оригинального мини-сериала, ловко связанных в единый полный метр, и поднимает нравственность даже выше механической логики. В мире не всё так просто, чтобы рассортировать его на true\false. Оно выглядит, как человек. Ведёт себя, как человек. Так почему же я не могу назвать его человеком? Сколько дырок в теле отличат человека от ф-зомби? Может ли андроид принять андроида за человека? Куклы Розена вышли из моды, а призрак под доспехами оказался маленьким ребёнком с карандашом в руках. Что он хочет сказать? Вероятно, что-то о вечной дружбе.

От Макото Синкая автор взял стиль (рефлексия по кипящему, но не свистящему, чайнику не даст соврать), а в диалогах много диковской ироничности, переплетённой со спилберговской ванилью. Вся хладнокровность первого растворяется в диснеевской тривиальности второго, когда выясняется, что в игре «Найди в кафе андроида» нет ни грамма цинизма. А несмотря на фоновый библейский подтекст «Время Евы» — это даже почти не рассуждение о будущем социума. Это — скорей камерная мелодрама о нескольких детях, каждый из которых имел собственного плюшевого мишку, разговаривающего с ним только наедине.

11 ноября 2012

Наслаждаешься ли ты Временем Евы?

Eve no Jikan Gekijouban — компиляция оригинального ONA-сериала в виде кинофильма, отсюда не совсем целостная подача сюжета. Хотя события развиваются постепенно, в правильном порядке и никаких проблем с темпом нет. Конечно, заметно, что поскольку изначально это были 6 отдельных серий, то сохранились все шесть кульминаций. Фильм отнюдь не развлекательный, из-за густоты и глубины идей, а также сражающих кульминационных залпов мне приходилось делать несколько перерывов.

Визуальный и звуковой ряд выполнены на высочайшем уровне. Эта трёхмерная картинка не раздражает, эта музыка не надоедает. («Трёхмерная» — это способ рисовки интерьера, а не какие-то технические приёмы.) Отсутствие экшена не заметно, фильм очень атмосферный.

Время Евы полно всяких проблем. И все они настолько человеческие, что роботы затерялись где-то на заднем плане.

Направление идей и бесцеремонность их представления напоминает арт-хаусные Ghost in the Shell. Это не заигрывание со зрителем и японской моралью. Затрагиваются ужасные проблемы, но в диалогах звучит масса человечности, любви и надежды на лучшее.

Часто, если «робот» заменить на «ребёнок» — мы получим явные иллюстрации к терапевтическим школам трансакционного и сценарного анализа. Поведение детей, их желания, их виденье жизни и целей, их отношение к другим, а также отношение уже к своим детям, к «своей собственности».

Андроиды это лишь образ. Кроме законов робототехники Айзека Азимова в фильме нет ничего чуждого людям. Применение этих законов существенно влияет на ситуацию, заставляет считаться с ними. Они изменяют жанр, привнося в социальную/психологическую драму немного фантастики. Они делают сюжет многоуровневым.

Каждый диалог заставляет задуматься над неожиданным трактованием законов, применять услышанное к самому сюжету, проецировать ситуацию на межчеловеческие отношения, вновь обдумывать все мельчайшие детали, все проявления чувств. Я постоянно сравнивал мысли фильма с понятием идеальной морали, с личным видением ситуаций. Не знаю, способен ли он изменить отношение к некоторым проблемам (это сложнейшая задача), но предоставить более широкий взгляд на ситуацию, глубже погрузить в переживания действующих лиц это произведение безусловно способно.

Основная проблема напрямую не обсуждается, но если задуматься, то вопрос «Наслаждаешься ли ты Временем Евы?» стоит в плоскости риторического «Зачем мы здесь?». И Наги даёт ответ как только вы заходите в кафе. «Не делайте различий между людьми», читаем мы между строк правила кафе. «Все люди имеют одинаковые права, если они не мешают вам жить» видится среди законов робототехники. И главное… Наслаждайтесь жизнью. «Может быть вы здесь недолго пробудете, но постарайтесь провести время весело», говорит Наги.

Наслаждайтесь.

28 апреля 2011

Фантастика Время Евы в кинотеатрах c 2010 года, дебютный показ состоялся более 14 лет назад, его режиссером является Ясухиро Ёсиура. Главные роли в фильме исполняют: Дзюн Фукуяма, Мики Ито, Кэндзи Нодзима, Риэ Танака, Рина Сато, Юкана, Митио Накао, Мотому Киёкава, Томокадзу Сугита, Юрико Ямагути, Юко Санпэй, Акио Нодзима, Юрий Ловенталь, Кэйси Монгилло, Лиза Ортис.

Страна производства - Япония. Время Евы — заслуживает зрительского внимания, его рейтинг более 7.5 баллов из десяти является довольно неплохим результатом.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.