Господа Головлевы
6.4
2010, драма
Россия, 1 ч 31 мин
16+

В ролях: Денис Суханов, Людмила Полякова, Сергей Гирин, Полина Агуреева, Надежда Бахтина
и другие
Семья Головлевых - это собирательный художественный образ, обобщивший черты быта, психологии, всего уклада жизни помещиков накануне и после отмены крепостного права в 1861 году.

Актеры

Дополнительные данные
оригинальное название:

Господа Головлевы

год: 2010
страна:
Россия
режиссер:
сценаристы: , ,
продюсеры: , ,
видеооператор: Никита Семенов
композитор:
художники: Валерий Семенов, Гуля Бейшенова, Тамара Гаранч
монтаж: ,
жанр: драма
Поделиться
Дата выхода
на DVD: 13 октября 2011 г.
Дополнительная информация
Возраст: 16+
Длительность: 1 ч 31 мин
Другие фильмы этих жанров
драма

Постер фильма «Господа Головлевы», 2010

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Господа Головлевы», 2010

Не повезло

Просмотрел фильм, прочёл две замечательные предыдущие рецензии. Как будто обе сам и писал. Поэтому лучше процитирую пару тезисов (из каждой — по одному):

1. «При просмотре первой серии возникло стойкое ощущение, что это сериал и я смотрю его где-то посередине. Причём мне не повезло, и я включила именно ту серию, на которой у создателей закончились деньги».

2. «Господа Головлёвы» — это одна из самых страшных книг из всех, что когда-либо были написаны, страшнее, чем «Волчок», «Груз 200» и «Счастье мое» вместе взятые. Разбавлять этот тихий ужас ностальгией, разворачивая его на фоне красивых уютов — тяжкий грех перед автором и легкомысленным, разучившимся, увы, читать, видеть и прозревать за глянцем зрителем».

Под всем этим подписываюсь. И ещё, от себя: мир, изображённый в картине, производит впечатление молодёжного. 99 процентов персонажей — молодёжь пионерского и комсомольского возраста. Может быть, так оно тогда и было, время было такое?

19 января 2016

Так себе попытка…

У меня двойственное чувство от просмотра этого фильма. Я часто и с большим удовольствием смотрю экранизации классики, а «Господа Головлевы» — одно из моих любимейших произведений. Я надеялась вновь погрузиться в неторопливый сладостно-душный головлёвский уклад, в семейный быт, в котором сон разума последовательно и бесперебойно рождает чудовищ… Но здесь меня ожидало разочарование.

При просмотре первой серии возникло стойкое ощущение, что это сериал и я смотрю его где-то посередине. Причём мне не повезло, и я включила именно ту серию, на которой у создателей закончились деньги. Суетно, скомканно, с пятого на десятое, игнорируя внутреннюю логику произведения, мне рассказали, что вот, дескать, жили какие-то такие люди и было у них всё вот примерно как-то так… Вы не увидите в фильме ничего, что объяснило бы вам, как эти граждане дошли до жизни такой. В фильме отсутствуют многие значимые персонажи, в частности, муж Арины Петровны, её старший сын, с лёгкой руки которого Порфирий Головлёв, собственно, и стал зваться Иудушкой. Да и сама Арина Петровна, несмотря на очень точную работу Людмилы Поляковой, выглядит «проходной», невнятной. А это, пожалуй, самая важная для раскрытия смысла произведения фигура.

Формирование личности Порфиши, его взлёт и драматичное падение проходят под влиянием матери почти по-фрейдовски, что позволяет роману сохранять остро современное звучание. Иудушка — это лучшее, что могла родить и воспитать женщина, подобная Арине Петровне. Судьбы других её детей — не просто фон (как это выглядит в фильме), но детали, дающие возможность понять причины того, что происходило и продолжает происходить со многими и многими неглупыми, в принципе, и образованными русскими людьми. В экранизации же персонажи существуют как будто бы сами по себе, без всякой внутренней связи.

За поверхностное прочтение первоисточника я поставила бы фильму «двойку», однако досмотрев картину до конца, всё же передумала. Дело в том, что ко второй серии фильма, во многом благодаря Денису Суханову, исполнителю главной роли, появилось нечто, что в хорошем кино называется атмосферой и что после просмотра заставляет думать, переживать и писать рецензии. Я увидела вдруг (и для меня это стало приятной неожиданностью) не Иудушку-персонаж, а Судьбу, которая нашла в моей душе живой отклик и сочувствие. Только ради этого фильм стоило смотреть.

Итог. Для экранизации Салтыкова-Щедрина необходим либо эпический размах, либо проникновенная психологическая глубина. Ни тем ни другим создатели фильма, по-видимому, не располагали. Не советую смотреть фильм школьникам, которые захотят таким образом избегнуть чтения романа. А тем, кто роман знает хорошо — почему бы и нет?

5 из 10

2 октября 2015

Последнее десятилетие, стоит отметить, оказалось богато на экранизации национальной классики, причем не забытого за долгие годы молчания и вновь обретенного Серебряного века (как десятилетие прошлое), а самого забубенного, школьной плесенью покрытого критического реализма революционно-демократического, народнического периода. Более того, смело можно утверждать, что на этом направлении уже сложилась и своя школа, некая общая для всех работ жанра стилистика, разительно отличающая новые интрепретации от хрестоматийных советских. Главным образом это касается изображения помещичьего быта — неизменно ярко, красочно, с любовной доскональностью воссозданного, вне зависимости от содержания взывающего к ностальгии по былому барству, ощущению своих с тем сословием генетических как бы связей у подавляющего большинства (вот парадокс-то!) зрителей. Поистине, что прошло — то стало мило (если пройти успело до семнадцатого года, конечно). И отклики на эти фильмы (будь то «Идиот», «Отцы и дети» или «Герой нашего времени») обычно соответствующие: редко какой из них не вызывает криков душ о красоте утерянной, растоптанной вонючей кирзой восставшего быдла вкупе с гэбнею кровавой…

Так вот, на мой взгляд, наступает момент, когда подобное (пусть и на чисто эстетическом уровне) видение прошедшего — небесные просторы, золотые овсы, церковные благовесты, сусальные мужики в смазных добротных сапогах — перестает выдерживать какую бы то ни было критику. По крайней мере тогда, когда речь заходит об экранизациях Салтыкова-Щедрина — этого Балабанова девятнадцатого века, недоброго до безжалостности обличителя свинцовых мерзостей и всеобщего общественного распада, автора нескончаемой, как бы сейчас сказали, чернухи, которого Розанов характеризовал следующим нелестным образом: «Как матерый волк, напился он русской крови и сытым отвалился в могилу». «Господа Головлевы» — это одна из самых страшных книг из всех, что когда-либо были написаны, страшнее, чем «Волчок», «Груз 200» и «Счастье мое» вместе взятые. Разбавлять этот тихий ужас ностальгией, разворачивая его на фоне красивых уютов — тяжкий грех перед автором и легкомысленным, разучившимся, увы, читать, видеть и прозревать за глянцем зрителем. «Воистину болото родит чертей, а не черти созидают болото», — считал Салтыков-Щедрин, как никто другой умевший живописать это болото, эту «страшную, потрясающую паутину мелочей, опутавшую всю нашу жизнь», паутину, превращающуюся, незаметно накапливаясь, в невыносимое бремя, в нестерпимый гнет. В его Головлеве «все глядело сумрачно, сонно, все говорило об угнетении», «мертвая тишина ползла из комнаты в комнату», пахло «отчуждением, выморочностью», «отовсюду, из всех углов постылого дома, казалось, выползали умертвия». Головлевский черт Иудушка — не более чем порождение головлевского болота, которое, по-моему, играет в романе не менее важную роль, чем океан Солярис в соответствующем опусе. Очень жаль, что Александра Ерофеева и ее художники-постановщики предпочли проторенную стезю традиции кинематографической и не послушались автора — их фильм многое, очень многое из-за этого потерял…

Разумеется, как портретная галерея фильм силен, и весьма. Денис Суханов великолепен в образе Иудушки, эволюционирующего от сладенького наушника, медоточием своим как петельку накидывающего, до бьющегося в запое празднословья домашнего тирана и — позже — до внутренним тленом и прахом пошедшего живого мертвеца. Людмила Полякова, как всегда, блистательна, успевая за считанные минуты своего появления на экране показать свою героиню сначала — холодной и властной скопидомкой, затем — оскорбленной в своих чувствах, обворованной сыном родным матерью, и наконец — жалкой, впавшей в детство старухой. Убедительны и по-женски хороши (каждая по-своему) обе Полины — Агуреева и Нечитайло. Событийная канва романа в общем сохранена и почти не скомкана. В фильме практически нет проходных сцен и есть — очень мощные (последнее чаепитие Иудушки с маменькой и сыном Петенькой, игра Иудушки в дурачки с покойной маменькой, последняя песня Анниньки в чуланчике у Евпраксеюшки, стремительное движение по нисходящей сестер-актерок, пошедших по рукам). Конечно, фильм заслужил свое право на существование. Но верно и то, что последняя точка кинообращений к «Господам Головлевым» им не поставлена. С романа все еще сняты лишь пенки. Он все еще ждет-пождет серьезных и добросовестных исследователей, которые — уверена — появятся.

13 февраля 2011

Драма Господа Головлевы в кинотеатрах c 2010 года, дебютный показ состоялся более 14 лет назад, его режиссером является Александра Ерофеева. Главные роли в фильме исполняют: Денис Суханов, Людмила Полякова, Сергей Гирин, Полина Агуреева, Надежда Бахтина, Полина Нечитайло, Евгений Вальц, Вячеслав Ганенко, Иван Мамонов, Георгий Тополага, Николай Денисов, Алина Цибизова, Владимир Федоров, Виталий Бобров, Владимир Бельдиян.

Страна производства - Россия. Господа Головлевы — получит рейтинг по Кинопоиску равный примерно 6,4 из 10. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 16 лет.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.