Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.1 |
IMDb | 5.9 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Земля Ван-Димена |
английское название: |
Van Diemen's Land |
год: | 2009 |
страна: |
Австралия
|
слоган: | «Hunger is a strange silence.» |
режиссер: | Джонатан Ауф Дер Хайди |
сценаристы: | Джонатан Ауф Дер Хайди, Оскар Реддинг |
продюсеры: | Мэгги Майлз, Джонатан Ауф Дер Хайди, Рэйчел Деллер-Пинкотт, Оскар Реддинг |
видеооператор: | Эллери Райан |
композитор: | Джетро Вудворд |
художник: | Лиэнн Каруана |
монтаж: | Синди Кларксон |
жанры: | триллер, драма, биография, история |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 26 февраля 2009 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 44 мин |
Их было восемь. Восемь смельчаков, дерзнувших сыграть партию с самым прожженным, матерым и беспощадным игроком на свете — дикой природой. Восемь авантюристов, не смирившихся со сроком и задумавших рисковый побег. Все было против них, они не знали друг друга и не были готовы действовать сообща, однако продолжали идти, переплывать реки, продираться сквозь заросли дождливых лесов и смотреть с надеждой на небо. Солнце и звезды должны были указать беглецам верную дорогу, но то ли бывший моряк оказался никудышным навигатором, то ли миссия изначально была невыполнимой. Почти по-тарантиновски «омерзительная восьмерка» на глазах начала превращаться в стадо шакалов, а для этих хвостатых ребят — голод точно не тетка, зато жить и выживать захочется хоть с отгрызанными ногами.
В каждой стране есть знаменитый преступник, о чьей жуткой, но необычной судьбе можно снимать фильмы и писать психологические трактаты. Для Зеленого континента Александр Пирс — почти как для России его тезка Спесивцев, чья фамилия также стала символом шокирующих гастрономических пристрастий. Выходец с Ирландии, севший в тюрьму по пустяшному обвинению, оказался в фокусе внимания фильма, увековечившего прежнее название острова Тасмания. По суровым и прекрасным лесам девственной земли Пирс бежал вместе с такими же отщепенцами судьбы навстречу главной дикости, на которую только способен человек. Перешагнуть роковую черту оказалось совсем не сложно, если в рюкзаке пусто, а напротив тебя центнер ходячего мяса. Поговаривают, что вкус человечины не исчезнет с языка уже никогда, но разве об этом думается, когда голод лишает рассудка, а впереди бесчисленные километры леса? Страшное колесо фортуны время от времени определяет, чья очередь отправиться следующим на обед или ужин, и с каждым сожранным собратом по несчастью звериная сущность уверенно побеждает человеческую. Инстинкт выживания, унавоженный обретенной беспринципностью — впечатляющее дополнение к портрету каждого из этих полу-дикарей, и, безусловно, им всем было бы что рассказать о долгом странствии, не только Пирсу.
Бескрайние лесные просторы Тасмании решили многие задачи за постановщика, но оставили в неприкосновенности раскрутку психологического аспекта, а с ним вышло сложнее. Джонатан Ауф дер Хайди снял монотонное кино, внешнее оформление которого серьезно уступает начинке. Скупая цветовая гамма удачно подошла к предштормовой сущности фильма, но толкового продолжения вслед за эффектами не последовало. Взяв за основу реальные факты, режиссер не нашел необходимой опоры, которая позволила бы передать то состояние, в котором оказались заключенные. Робкие попытки добавить кому-то из беглецов нравственности оказались разбиты необходимостью сделать акцент на теме каннибализма. Шокирующие события обставлены в деликатной манере, а самому Пирсу удается выйти на передний план далеко не сразу, и оттого он не выглядит определяющей фигурой. Над постановщиком, очевидно, довлело сильное желание не отходить от задокументированных фактов и при этом как-то художественно их облагородить. Персонажи «Земли Ван Дьемена» схожи в единстве своих желаний добраться до поселения, но среди них не находится личности, которая вызывала бы особое сочувствие или ярость. «Там, позади», они все были кем-то и сели за разные вещи, но отказ Ауф дер Хайди от флешбэков не дал возможности лучше узнать героев, и потому шакалье обличие подходит сразу всем. И в этом смысле кое-какое природное равновесие оказалось достигнуто. Недаром Тасмания и сейчас славится своими дьяволами.
Дни не проходят, а летят. Люди слабеют на глазах, а в их бородах каждый волос точно пропитан ненавистью к природе, сладить с которой не получается. При всех сценарных несовершенствах, фильм вышел хорошей демонстрацией «подвига» знаменитого преступника, но считать из-за этого «Землю Ван Дьемена» байопиком — слишком большая роскошь. В сыром воздухе ощущался особый запах, и не от груды человеческого мяса, нет. Это запах напрасной надежды, которую по завещанию Данте действительно стоит оставить при попадании в соответствующее место. Люди, что решились на побег, совсем не выглядели обреченными или замученными каторжным трудом, и потому бунтарский дух, воспевать который актуально всегда, не подошел этой картине. Упорное стремление сквозь тяготы к свободе несильно отличается от привычного бега по замкнутому кругу, и неслучайно отряд зэков поредел еще до того, как каннибализм стал мейнстримом. Каждому преступнику пришлось сдаться, куда дальше ни двигайся — вперед или назад. И это чувство капитуляции неотступно следовало за восемью авантюристами с самого начала, коварно не давая возможности осознать его присутствие. Один из тех, чье имя без труда отыщется рядом с меткой «Преступники Австралии», получил свой весомый кусок славы, порадовался бы он тому или нет. «Земля Ван Дьемена» годится в качестве интересной иллюстрации из книги по криминальной истории Зеленого континента, но чего-то большего зрителю не предложит.
Посвящается Ришаду
26 апреля 2016
«Земля Ван Дьемьена» — фильм в каком то смысле, не смог перешагнуть через узкий поток информационного канала, оставшись исключительно биографией и историей. Художественность картины заражена обыденностью некоторых документалок, поэтому и ни смогла перерасти во что то большее, а не только в пару строк о легендарном Александре Пирсе. Картина может предложить пару дней из жизни Пирса, причем не только в отрывистом виде, но и с обычной съемкой, ни несущей в себе каких либо преимуществ, с технической точки зрения. Чем собственно и объясняется средний рейтинг.
Местами, ни хватает крупных планов и более выразительной игры актеров. Все как один, проходят одни и те же стадии: волчий голод, сумасшествие, подчинение животным инстинктам. Вот я например, ожидал большего раскрытия героев этой картины и в первую очередь, это относиться Александра Пирса. Ведь если вымышленный Лектор из «Молчания ягнят», был так хорош, чем хуже реально существовавший Пирс? Чем он ни удостоился?
До этого фильма, я видел триллер «Вымерающая порода», который так же связан с историей Александра «Пирожника» Пирса. В этом триллере есть краткое описание побега Пирса, служащее в качестве «зерна», которое помогает разветвлению другого сюжета про каннибалов. Конечно же, это в большинстве своем, выдумка. Да и мотивы картины «Земля Ван Дьемена», обоснованы на словах самого Пирса и на историческом факте побега из штрафной колонии. Так что, думаю, проблемы сюжета и персонажей, начинаются с этого фактора, а жирную точку ставит бюджетное ограничение.
Поступки действующих лиц, порой кажутся ни логичными. Конечно же, кто то будет тыкать в меня тем, что у заключенных, которые остались без еды в большом лесу, всего на всего «съехала крыша» и не надо ждать какой либо адекватности. Но ведь это происходит и до окончательного безумия. Что для меня было интересно, так это то, что в «обед» превращались те, кто выбивался из «стада»: 1) Из за физической слабости или каких то ранений; 2) Психологической не стойкости; 3) Замкнутости и без принадлежности к одному из лагерей, на которые разделились эти 8 беглецов. По этой логике, выходит что Александр неплохо подходит на кандидатуру. Да и кем он являлся среди семерых преступников, воришкой 6-и пар сапог? Мне ни понятно то, почему более менее человечные из этих заключенных, пытаются подружиться с Пирсом, а Гринхилл, который казалось бы решал все за всех, советуется с тем же самым Пирсом. Вот есть же предвзятость и «фанатизм» австралийских создателей, по отношению к этому человеку-легенде. Молчаливый и немного замкнутый человек, ни имеющий особого авторитета среди других товарищей, умудряется остаться в живых, ни повредив и ногтя. По сути, создатели даже ни пытаются описать реального Александра Пирса, а всего лишь ставят в центр внимания и выражают своеобразное восхищение (что отражается на сценарии и персонажах).
Теперь о приятном. Мне понравились пейзажи, которые очень хорошо подходят для этого фильма. Композиция на заднем фоне и постоянно коментирующий голос с акцентом, так хорошо передают атмосферу фильма, что даже при отсутствии каких либо диалогов между обреченными отбросами общества, можно было бы вникнуть в фильм. Особо запоминающихся фраз нету, но зато есть четкое определение собственного поражения: «Я увидел Бога, танцующего с топором в руке». Борьба эгоизма, животного инстинкта с цивилизованностью и гуманизмом. И в этой борьбе, как ни прискорбно, выявляется ужасающая сущность человека. По сути, все они (хоть и грешники) братья, пусть и разных национальностей, которые пару дней назад делились хлебом — а ныне, смотрят на друг-друга совсем другими взглядами.
В итоге: в целом, фильм мне понравился. Это очень тяжелый фильм и не каждый сможет вынести такое погружение. Если вам когда то понравилась картина «Людоед» (1999 год) режиссера Антония Берда, то «Земля Ван Дьемена» вполне может вас удовлетворить. Эти два фильма, как родственные души. Вот только картина «Людоед» очень динамична, а «Земля Ван Дьемена» сильно мрачна и напоминает капсулу, внутри которой депрессивность, тоска и ели-ели уловимый импульс.
7 из 10
22 мая 2015
Картина основана на реальных событиях, происходивших на острове Тасмания в 1822 г. Каторжники, количеством восемь человек, совершают побег из колонии, находящейся на западе острова, с целью достичь его восточного побережья, где расположены ближайшие населённые пункты. Остров немаленький и путь им предстоит долгий. Так как Тасмания — изолированный остров вблизи изолированного континента, то фауной он похвастаться не может — попросту говоря, охотиться там не на кого, а натуралистами, знающими, какие корешки есть можно, а какие нельзя, бежавшие, судя по всему, не были. Запасы еды заканчиваются довольно быстро и на восьмой день продвижения сквозь густые, но совершенно пустые от живности леса, путники начинают буквально сатанеть от голода. Таким образом они приходят, как было сказано в одной из статей на тему, «к идее каннибализма». Двое несогласных отсоединяются от них и собираются вернуться обратно, а пятеро оставшихся (одного уже съели) продолжают свой путь…
Не буду говорить, чем заканчивается фильм, но реальная история имела продолжение — одного из беглецов, Александра Пирса, ловят и возвращают обратно в колонию, откуда через год он снова сбегает — вместе с молодым попутчиком. Несмотря на то, что еды у них с собой было предостаточно, молодого попутчика находят через несколько дней погони расчленённым и обглоданным. Пирса ловят и приговаривают к казни через повешение. По версии Википедии последние слова отморозка были: «Человеческое мясо очень вкусное — гораздо вкуснее, чем рыба или свинина»… Здесь сразу же вспоминается фильм «Людоед» («Ravenous») и индейская легенда о духе Вендиго, который вселяется в того, кто переступил черту и отныне может утолить свой голод только человеческим мясом.
Теперь о самом фильме. В нём нет какой-либо динамики, затяжных сцен погони, каких-либо активных действий. Но он натурально жуткий, местами даже до отвращения (благо тематика какая) и оставляет довольно тягостное впечатление от просмотра. Фильм определённо очень атмосферный, за работу оператора я бы поставил отдельные 10 баллов, так как виды здесь просто фантастические — особенно учитывая то, что до этого я никогда не видел природы Тасмании и мог её себе только представлять. Атмосфере фильма также способствует очень грамотно подобранный саундтрэк, состоящий из Dark Ambient/Neoclassic музыки и звучащий практически на протяжении всего фильма фоном, что усиливает и без того гнетущее впечатление. Актёрская игра вполне удовлетворительна, но без особого мастерства, знаменитостей здесь нет. Диалогов тоже очень мало, да они здесь особо и не нужны.
Подводя итог, могу сказать, что получилось довольно своеобразное кино, определённо не рассчитанное на широкую аудиторию и потому практически неизвестное. Потрясающие виды Тасмании в приглушённой цветовой гамме, мрачный фоновый саундтрэк и восемь беглецов на краю мира. Восемь, семь, шесть… При созерцании некоторых сцен даже я рефлекторно отвернулся от экрана. Их здесь не так много, но все они выполнены более чем реалистично. Как говорится, редко — но метко.
Интересное кино.
8 из 10
25 января 2013
Напряженнейшая психологическая драма. 8 мужчин попадают в условия, в которых с них слетает налет цивилизованности, и в тоже время происходит что-то большее — они теряют себя, перестают осознавать свое прошлое, впадают в какое-то забытье. Голод сыграл с ними в странную игру — в итоге он не всех убивает физически и не всех духовно. Им дается выбор — большинство (самые здоровые, в которых сильнее всего пульсирует желание жить) выбирает смертельный поединок, чтобы спасти свое тело. В этом поединке победит самый сильный и самый подлый, с точки зрения человеческих ценностей. Но на этом и играет режиссер: он создает новую реальность, реальность пустоты, реальность вакуума безразличной холодной Тасмании, реальность каменного века, в которой у человека остается только инстинкт. Отсюда вытекает множество религиозных ассоциаций — гуманное христианство и зверское язычество в котором главенствует культ силы (тут важно видение Пирсу «Бога с топором» в конце фильма). Из этого можно перейти на философию отношений Бога и человека, связать социально-культурно-экономические факторы и духовные запросы и потребности. В общем, при глубоком рассмотрении, «Земля Ван Дьимена» навевает много интересных мыслей.
Ну и конечно, есть какие-то вещи, которые нельзя разложить по полочкам — они рассчитаны на чувственное восприятие человека. Это — превосходное и неординарное звуковое оформление, красивые съемки, отличная игра актеров, мелодика ирландской речи…
К стати про Ирландию — в фильме затрагиваются некоторые политические аспекты. Во первых, интересны взаимоотношения ирландцев и англичан (правда герои сохраняют эти этнические различия только, опять же, до определенного момента). Во вторых, идет намек на несовершенство общественной системы, построенной человеком. Александра Пирса, например, сослали в Австралию на 7 лет за кражу 6-и пар обуви.
Правда есть над чем подумать!
8 из 10
25 апреля 2012
Фильм «Земля Ван-Димена» (первоначальное европейское название Тасмании) начинается как историческое реалити-шоу с участием восьми мужчин, которые сбежали с каторги и пытаются выжить на негостеприимном острове. Уголовники радуются весне и свободе, поют песни у костра, рассказывают байки о своих любовных похождениях и отпускают в адрес друг друга скабрезные шуточки. Однако атмосфера похода туристов-экстремалов в фильме постепенно истощается вместе с запасами еды беглецов, и начинается совсем другое кино — с окровавленными топорами, расчленёнкой, напряженной «игрой» всех против всех.
Всё это происходит на фоне суровых островных пейзажей. Природа Тасмании остаётся безучастной к страданиям героев и, как ни странно, очень привлекательной для зрителей своими непролазными лесами, топкими болотами, бурными холодными реками. Она цепляет своей дремучей красотой, которую человек ещё не испортил своим присутствием.
«Земля Ван-Димена» — это психологический фильм ужасов, который пугает зрителей вовсе не внезапными поворотами сюжета (он как раз предсказуем и понятен) или выпрыгивающими из зарослей хищниками. Как режиссёр мастерки показал в своей ленте, для создания соответствующего эффекта вовсе не нужны никакие реальные или вымышленные чудовища. Достаточно компании взрослых мужчин, которые от голода и холода постепенно сходят с ума.
Не менее пугают мысли, на которые наводит зрителя картина. Ведь она повествует о сути человеческой природы, её дикости, прикрытой очень непрочной оболочкой «цивилизованности». Наблюдая за поведением героев, невольно задаешь себе вопрос: «Сколько голодных и холодных дней сможешь выдержать ты, перед тем как в голову придёт решение в духе «старого морского обычая», которым прикрываются герои ленты, когда решают убить одного из своих товарищей?».
Окончательно из душевного равновесия выводит финальный посыл фильма о «танцующем боге с топором», которого узрел последний оставшийся в живых герой картины. Фильм можно истолковать как полностью обнаженную в экстремальных условиях схему отношений в человеческом обществе. За столетия прогресса и развития она мало изменилась. Всё устроено так же, как и тысячи лет назад, по законам диких лесов Тасмании. У кого в руках оказывается условный «топор», тот и становится богом, который решает, кто будет съеден на обед.
13 марта 2012
Безмолвие и пустота. Тасмания. 1822 год. Холодный дождь, барабанящий по листьям. Бескрайний лес. Пустыня. Здесь нет признаков жизни, нет места ничему человеческому. Девственные тасманские джунгли навевают дичайшую меланхолию, но в них — весь фильм.
Побег в неизвестность. Статичная вековая тишина внезапно нарушается учащенным дыханием и запахом давно немытых тел. Восемь осужденных бегут. Бегут от неимоверно тяжелого рабского труда к светлому будущему, надеясь на милость судьбы… Но на деле оказывается, что бегут они в пасть к Дьяволу. Планы их рушатся, и им лишь остается брести навстречу неизвестности. Что лучше — жить как раб или умереть свободным? Восемь отъявленных негодяев изображены весьма достоверно, и никакого сочувствия к этим злодеям при просмотре не возникает. Лишь смутное любопытство — а чем же закончится побег?
Тоска и отчаяние. Воздержитесь от приема пищи в тот день, когда вы решитесь посмотреть этот фильм. Эта история — про Голод, так будьте же по-настоящему голодными, чтобы хоть немного приблизиться к осмыслению того, что происходит на экране.
Голод — не только в желудке. Во второй половине фильма вы увидите выживших из ума человекоподобных существ, цепляющихся за свою жизнь, трясущихся от страха и злобы. И уже нет никакой морали, философии или четкой логики. Жажда убийства подавляет разум, чтобы принести очередную жертву Голоду и хоть ненадолго оттянуть неизбежность. Что же делать, когда конец совсем близок?
Я увидел Бога, смотрящего на нас. Он танцует с топором в руке.
За потрясающе переданную атмосферу отчуждения, страха и полнейшей безнадеги я ставлю этому фильму
10 из 10
30 января 2012
Этот фильм обманчиво прост и слегка претенциозен. История восьмерых каторжников, волею судьбы оказавшихся в неприветливых лесах Тасмании (пищи нет, животных нет, одни змеи), и дошедших в отчаянии до «немыслимого», разворачивается неспешно, не блещет невероятными поворотами сюжета и, в конце концов, приводит к весьма ожидаемому финалу. Среди героев нет ни одного, кому хотелось бы сочувствовать: тут или трус, или головорез, или псих себе на уме. Оригинальной философии в фильме также особо не сыщешь, если не считать за таковую фразы типа: «Если бы у женщин не было вагин, в них бросали бы камни». Временами за кадром печальный голос произносит поэтически-глубокомысленные фразы, но черт меня побери, если я через полчаса после просмотра вспомню хоть одну. Так чем же цепляет «Земля Ван-Димена»?
Бесконечным лесом. Высоким небом. Злобой и страхом в глазах. Кровью на лезвии топора. Мясом в котле. Отчаянием. Дикостью. Жаждой выжить. Смертью, которая всегда уже внутри нас…
21 декабря 2010