Рейтинг фильма | |
![]() |
4.1 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Сны? |
год: | 2009 |
страна: |
Россия
|
слоган: | «Сон – это маленькая смерть. Жизнь – это большой сон» |
режиссер: | Владимир Ракша |
сценарий: | Владимир Ракша |
продюсер: | Владимир Ракша |
композитор: | Марат Файзуллин |
Поделиться
|
|
Дополнительная информация | |
![]() |
не указано |
![]() |
1 ч 16 мин |
1. Смелый. Совсем не каждый режиссер решится поставить вопрос действительности. Для двадцатилетнего Владимира Ракши именно такой вопрос стал причиной создания фильма. Он предлагает задуматься зрителям над тем, где заканчивается сон и начинается реальность. Главный герой фильма «Сны?» каждый раз просыпается так же, как все люди: с желанием продолжить свою реальную жизнь, которая сменилась на несколько часов сном. Но, просыпаясь, он каждый раз начинает сомневаться: происходящее с ним — очередной сон или его реальная жизнь? Окружающий нас мир — плод нашего воображения. Настолько же смелым было представление Канта, у которого в основе всякого восприятия лежало воображение. Режиссер показывает, к чему может привести неспособность каждый раз, проснувшись, понять, сон это или реальность: от небольшого переживания через отчаяние к самоубийству. Ценой поставленного вопроса становится жизнь.
2. Запутанный. Владимир Ракша не только режиссер и оператор, но еще и сценарист. Ему хотелось запутать зрителя этим бесконечным чередованием снов главного героя — и ему это удалось. Как только начинает казаться, что вот сейчас-то он вроде бы точно проснулся совсем, в реальности, как с ним происходит что-то такое, что могло бы произойти только во сне.
3. Открытый финал. Из-за запутанности сюжета, непонятно, начало и конец фильма — реальность ли? Или это тоже сон? В конце фильма режиссер приводит зрителя на кладбище, к могиле главного героя. Казалось бы, все ясно — последняя сцена самоубийства была реальностью и вот теперь главный герой мертв и похоронен. Но здесь Владимиру удалось совершенно замечательно продлить жизнь главного героя на зрителей: весь фильм мучился он, не зная, сон это или реальность, а теперь это предлагается зрителям, теперь зрителям задается вопрос, так реальность ли это или сон. И понятно, что у режиссера ответа нет. Это фильм-вопрос.
4. Личный. Мне, например, тоже совершенно ясно, что на этот вопрос ответить нельзя. Но — и это еще одно достоинство этого фильма — здесь каждый сам решает, где концовка у этого фильма и как ответить на этот вопрос. Множество разных мнений, высказанных на обсуждении фильма после его премьерного показа — тому доказательство. Более того, показывая зрителю в каждой сцене, что именно вопрос о различении сна и реальности — ключевой в фильме, режиссер также дает возможность задуматься, важен ли вообще сам вопрос. Например, даже определив для себя, что все происходящее — лишь сон, имеет ли право человек творить все, что ему вздумается, даже убивать? Каждый сможет найти что-то для себя в этом фильме.
5. Настроенческий. Под этим словом я лишь имею ввиду, что режиссеру удается создать настроение в своем фильме. Зритель на час с небольшим попадает в мир, который отличен от реальности (в сон?), в котором он переживает то же, что и главный герой. Он с ним просыпается каждый раз, каждый раз вместе с ним начинает сомневаться, вместе с ним начинает сходить с ума и вместе с ним, усталый, приходит на крышу дома, зная, что теперь уже все равно — просто надо прыгнуть. Этого во многом удалось достичь при помощи музыки, за что отдельное спасибо, видимо, надо сказать Марату Файзуллину. Когда после показа включают свет, нужно время, чтобы понять, что есть реальность, в которой надо освободить зал, выйти из кинотеатра, сесть в метро, приехать домой и лечь спать, чтобы завтра проснуться и начать новый день в реальном мире.
20 декабря 2009
Создателями фильма выбран очень необычный способ продвижения фильма — его прокат состоится только в в интернете. Бесплатно. В то время как некоторые музыканты (Б. Б. Гребенщиков, например) уже продают свои свежие альбомы в сети на условиях «заплатите если хотите, а если не хотите, то качайте даром» — подобные шаги с продвижением фильма выглядят очень свежо и современно.
Сам фильм показался мне почти артхаусом. Очевидно, Ракша вдохновлялся Линчем и Фрейдом. Как писал Фрейд, «сновидение — это искажённый заместитель чего-то другого, бессознательного». В снах происходит замещение мыслей зрительными образами, причем внутренняя цензура замещает образы символами, искажая их.
Удалось ли Ракше разобраться в символах и ловушках, расставляемых подсознанием — решать вам.
Проблема не нова. В том, кто кому снится, пытался разобраться еще Чжуан-цзы в IV веке до н. э. Впрочем, с тех проблема не перестала быть актуальной.
2 декабря 2009