Рейтинг мультфильма | |
Кинопоиск | 6.6 |
IMDb | 6.4 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
На чердаке |
английское название: |
Na pude aneb Kdo má dneska narozeniny? |
год: | 2009 |
страны: |
Франция,
Чехия,
Словакия,
Япония
|
режиссеры: | Иржи Барта, Вивиан Шиллинг |
сценаристы: | Edgar Dutka, Иржи Барта, Вивиан Шиллинг |
продюсеры: | Милош Смидмайер, Дэниэл Лесер, Иржи Холан, Вивиан Шиллинг |
видеооператоры: | Зденек Поспишил, Иван Пит |
композитор: | Михал Павличек |
художник: | Иржи Барта |
монтаж: | Lucie Haladova |
жанры: | триллер, фэнтези, семейный, мультфильм |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Сборы в США: | $64 918 |
Мировые сборы: | $126 469 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 5 марта 2009 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 14 мин |
Мир старых игрушек — ностальгически-благодатный источник для многих кинематографистов. Наиболее очевидным конфликтом для развития этой темы в кино является противостояние между игрушками «старыми» и «новыми», но в анимационной картине «На чердаке, или у кого сегодня день рождения?»(2009) чешский режиссер Иржи Барта, сталкивает мир старых игрушек с иррациональным и сюрреалистическим миром пыльного чердака. Именно там хранится сундук — дом, в котором живут кукольные герои мультфильма. Чердак таит множество ветхого и причудливого хлама, из которого у режиссера вырастает целое тоталитарное государство (Империя Зла).
Правитель Империи — Голова, похищает куклу Помненьку, после чего добрые и миролюбивые игрушки объединяются и отправляются на поиски своей любимицы по чердаку, сулящему множество опасностей для маленьких, но отважных героев.
«На чердаке…» — первый детский фильм Иржи Барты, вышел на экраны после 20-летнего простоя и объединил в себе многие успешные и переосмысленные режиссером наработки, сделанные за всю его кинематографическую карьеру. В последней работе Барта демонстрирует фантазию и мастерство, достигнутое им в технике комбинированной анимации. Кукольные персонажи выполнены из разных материалов, объекты реальности перевоплощаются в кукольных персонажей и явления, все это дополняется рисованными акцентами. Пессимизм и мистицизм режиссера, порожденный недоверием к цивилизации, свойственный его предыдущим сюрреалистическим работам, сменяется традиционной для детской аудитории верой в победу Добра над Злом. Многие герои и акценты, использованные режиссером ранее, в связи с этим, трактуются по-новому.
Похищение куклы Помненьки прерывает ежедневно повторяющиеся действия героев, день которых начинается с одного и того же праздничного торта. Помненка каждое утро печет его для остальных жителей сундука, которые, кидая кость, решают, кто же из них сегодня празднует день рождения. Ежедневная рутина у режиссера предстает как праздник и тихая гавань спокойствия и уверенности в завтрашнем дне, которая еще в прошлой работе «Клуб брошенных»(1989), где болезненно проживали одни и те же события старые манекены, была призвана напугать и шокировать зрителя. Из «Крысолова»(1986) в картину попадает персонаж крысы. Но теперь кукольная пани Складовска — главный техник и мудрая радиоведущая, которая из старого пылесоса сооружает целый самолет для спасательной экспедиции. Есть в мультфильме и персонажи реального мира — это сам дом, предметы его интерьера и его человеческие обитатели — бабушка и внучка, которые, традиционно для Барты, заявляются в картине, но не соприкасаются с миром кукол. Черный кот — единственный персонаж, который сосуществует между всеми тремя мирами. Принимая вид кукольного деда, он с удовольствием шкодит, помогая в похищении Помненьки. Правитель Империи Зла Голова — яркий отрицательный герой, чья реализация заимствована Бартой у Яна Шванкмайера, впервые задействовавшего имитацию реальной человеческой головы из пластилина в «Возможностях диалога»(1982) и продолжившего эксперименты с этой формой в работе «Тьма, свет, тьма» (1989). Голове Барты, помимо кота, прислуживают кукольные уховертки и злобные игрушки, перешедшие на сторону Зла. С помощью своих кукол Барта воплощает и персонажей других мультфильмов, например, Рокстеди и Бибопа, мутантов свиньи и носорога — из мультсериала «Черепашки — Ниндзя». Тотальный контроль Головы обеспечивается благодаря работе шпионов — глаз-шлангов, которые способны проникнуть в любое место и передать информацию о нем на экраны, которыми окружен Голова.
Лидером тоталитарного чердачного государства оказывается пылящийся на чердаке старый бюст. Куклам удается разбить его и освободить Помненьку. Впрочем, погибнуть в финале суждено и всей сюрреальности — весь чердачный хлам, бывшую Империю Зла, засасывает в себя символический атрибут сюрреалистов — разбившийся циферблат карманных часов, чей механизм вдруг сходит с ума.
Означает ли подобная концовка окончательный и категорический разрыв Иржи Барты с его сюрреалистическим прошлым? Кто знает. Покажет лишь следующая работа мастера.
7 из 10
23 декабря 2014