Днепровский рубеж
6.6
6.5
2009, мелодрама, военный, история
Беларусь, 2 ч 20 мин
18+

В ролях: Игорь Сигов, Ксения Князева, Анатолий Кот, Анна Горшкова, Виктор Молчан
и другие
Впервые основой для фильма стала героическая оборона Могилева, так называемый Днепровский рубеж – реальное историческое событие. В самом начале Великой Отечественной войны, когда войска немецко-фашистских захватчиков стремительно продвигались по территории Советского союза, город Могилев, Днепр, Буйницкое поле надолго задержали вражеский натиск… Как говорят многие историки, там – истоки нашей победы! Война обрывает множество жизней, судьбы героев переплетаются неожиданными встречами и трагическими расставаниями… Комдив, понимающий всю обреченность ситуации, в которую попали защитники Днепровского рубежа, прикладывает все усилия, чтобы сдержать наступление. Отчаянно влюблена в него медсестра Зоя Синцова, а любовь и война – разве они совместимы?

Актеры

Дополнительные данные
оригинальное название:

Днепровский рубеж

год: 2009
страна:
Беларусь
режиссер:
сценарий:
видеооператор: Виктор Бондарович
композитор:
жанры: мелодрама, военный, история
Поделиться
Финансы
Бюджет: 1000000
Дата выхода
Мировая премьера: 19 июня 2009 г.
на DVD: 29 апреля 2010 г.
Дополнительная информация
Возраст: 18+
Длительность: 2 ч 20 мин
Другие фильмы этих жанров
мелодрама, военный, история

Видео к фильму «Днепровский рубеж», 2009

Видео: Трейлер (Днепровский рубеж, 2009) - вся информация о фильме на FilmNavi.ru
Трейлер

Отзывы критиков о фильме «Днепровский рубеж», 2009

Абсурд в каждой сцене

Режиссёр с самого начала берёт быка за рога — всего 2 минуты фильма, а впечатление, что в театр абсурда попал. Итак, в первые 2 минуты фильма мы видим:

1. «Удар» следователя — эффектен! Реально так можно только руку себе сломать, но не зубы выбить. И вообще — куда ж в современном кино без нелепых и никому не нужных пыток с выбиванием никому не нужной подписи в НКВД?! Хорошо, хоть следователь вспотел.

2. Подследственный избит так, что зубов нет, всё лицо в крови, но руки у следователя, аки у младенца — либо перед нами Терминатор, либо подследственный мягкий попался. А, ведь, «все знают», что пытали в НКВД с утра до ночи. Кстати, костяшки на кистях оказываются сбиты не у следователя, а у арестанта (что нам крупным планом показывают в кабинете стоматолога).

3. Одежда у обоих только что из прачечной и видимо обработана спец раствором, отталкивающим кровь и грязь — следов крови на ней не видно (впрочем, нет её ни на полу, ни на мебели… вообще — нигде). Руки тоже абсолютно чистые. Аккуратно товарищи пытают.

4. Гримёры, конечно, на высоте. На недосягаемой. Хоть бы посмотрели, что такое рана и кровь (которая, как и обычно — ещё секунды назад лилась, а теперь уже сухая).

5. Игра актёров и их действия — нелепы и непоследовательны. Вот только что, гебешник нещадно бил, а вот ему в кисть (с театральным размахом) вонзили ручку! Нормальный кровавый гебешник бы подверг пыткам с ещё большим пристрастием, но наш садист, поражённый случившимся (ещё б слезу пустил!), спокойно бинтует платочком кисть. Да и вообще — то он напуган, то обижен, то надменен, то зол и всё из-за того, что на него напал подследственный. И всё это в одном эпизоде, просто с разных ракурсов разные эмоции.

6. Я могу понять — Доктор Ливси в Острове Сокровищ фехтовал, понюхивая незабудку. Но тут-то серьёзное кино! Вот, едет бронетехника… Вот, попадает под обстрел: по идее нужно немедля рассредоточиться, занять боевые позиции, начать отвечать на огонь. Но, наши фрицы — они не такие. Едут себе не торопясь, как ни в чём не бывало. Солдаты, даже если в паре метров взрывается снаряд — флегматично озираются по сторонам даже не думая применять своё оружие. Никакой суеты — подумаешь, ведут по тебе прицельный огонь из пулемётов и пушек — самое время расслабиться! Взрывы ложатся плотно. Ещё бы — ведь наши ведут огонь по пристрелянным целям из хорошего укрытия! Однако, по непонятным причинам, доблестные артиллеристы ни разу ни по одной цели так и не попали. Появляется подозрение, что немцы притворились, будто их подбили. Техника выглядит целой (кроме сбитой гусеницы). Непонятно, что с ней произошло, особенно если учесть, что от взрывов никто не страдает, даже в непосредственной близости. Даже козёл, прямо под которым взрывается граната (!) резво убегает (конечно, его можно понять — не каждый день под тобой граната взрывается). Вдруг, холостые гранаты заканчиваются и всю антиштурмовую группу одной гранатой убивают, а вражеский огнемётчик, ничего не стесняясь, подходит к амбразуре из которой ведут огонь (почему-то мимо него) и жжёт напалмом!

И это только первые 2 минуты фильма! Дальше было ещё много такого. Были и хорошие сцены, однако, они лишь разбавляли массу абсурда. Выводы неутешительны — фильм в лучшем случае — на тройку. Игра актёров (за редким исключением, как в случае со старшиной артиллеристом) — ни о чём, почти полное отсутствие сценария, но зато много эффектов. Погано, что такое снимают про такие события, как оборона Могилёва! Приятного просмотра школьникам.

22 мая 2019

Не трогайте «Беларусьфильм»!

Каким-то образом я этот фильм пропустил. И вот сегодня, на работе во время перерыва, увидел его фрагментарно по ТВ и, придя домой, уже спокойно просмотрел его онлайн в отличном качестве. И так впечатлился, что до сих пор как-то потрясывает… Разумеется, я прочитал и заценил здешние рецензии на картину (точнее сказать, настоящее батальное полотно!), а на основе увиденного и прочитанного составил своё мнение, несколько отличное от уже опубликованных. Изложу его ёмко, тезисно, конспективно.

Извините, но «Днепровский рубеж» никак не «какашка в шоколаде и красивой цветной обёртке», а очень серьёзный, прекрасно снятый (чувствуется школа Игоря Слабневича, оператора-постановщика озеровского «Освобождения», который, был бы жив, по-доброму отметил бы работу своего младшего коллеги Виктора Бондаровича) и болевой фильм о ВОВ. Более того, в современном российском кино я практически не вижу достойных аналогов столь «военно» правдивой ленты. Да, тут упоминались «киноляпы» с глажеными гимнастёрками. Да, таковые присутствуют- но в самом начале, когда ещё не началась Настоящая Война. А дальше-то, посмотрите хоть на красноармейцев, хоть на немцев!- Грязь, кровь, пот, оторванная рука, вцепившаяся в трёхлинейку… Полностью поддерживаю авторов рецензий, отметивших большую историческую, военно-техническую, тактическую достоверность «Днепровского рубежа». Факты остаются фактами! Действительно, немецкие танкисты ездили в летнюю жарищу с открытыми боковыми дверцами башен (пойди тут пойми, когда начнётся бой, если большевики затаились под каждым кустом- про всё забудешь, не только- дверь закрыть). Соблюдён в одном эпизоде и ещё один момент (на который вряд ли кто обратил внимание) из полевой тактики вермахта. В ходе быстрого наступления первый номер расчёта немецкого ручного пулемёта мог ставить «машинегевер» на плечо второго номера для устойчивой стрельбы, причём тот удерживал его руками за сошки (и как при этом не оглохал, остаётся удивляться!). Добавлю сюда явно «срисованную» с германской кинохроники «работу» шестиствольных реактивных миномётов (впоследствии прозванных «ванюшами»), от заряжания до выстрела, стрельбу немцев ружейными гранатами (вообще-то их и в Русской Армии применяли ещё в Первой Мировой войне, в частности, мой дед: граната надевалась на ствол винтовки, делался выстрел и она «доставлялась» пулей и одновременно детонатором до цели). Ну а по числу Реальной (может, частично и «нарисованной») советской и германской боевой техники наш фильм превосходит (!!!) многие лучшие голливудские фильмы (в том числе «Спасти рядового Райана»). А это очень и очень дорого! При том на странице фильма указан просто смехотворный бюджет в… 1 млн рублей (!!!). Это что, такая шутка Кинопоиска?

Игра актёров. Действительно, если, благодаря ей, какие-то персонажи получились где-то близко к уровню советских шедевров о ВОВ, то это бесспорно наш беззубый комдив и «девушка из поезда». Остальные- стандартные статичные статисты (оцените тройную аллитерацию на «ст»!). Иными словами, увлёкшись «экшном» и эпичностью, создатели фильма отдалились от собственно Людей на Войне. А вот великий Озеров этого никогда не допускал, и не только он! Потому в «Днепровском рубеже» нет ни одного эпизода, по драматичности и эмоциональности сопоставимого с классическим: «Заплачь, заплачь по мне…»

Здесь много рассуждали о некой заторможенности, замедленности и чуть ли не «наркотической» отстранённости действа фильма. Согласен, это и меня покоробило. Видно, режиссёр, намеренно используя эффект «замедления», перегнул палку… Хотя с динамикой боёв — всё в порядке: немецкий пулемётчик с бронетранспотрёра стреляет прямо в тебя!

НКВДшная «жуть». Можно сказать, что «модно», а можно сказать, что- было… А скорее всего и так, и так. Генерал в последний момент спас солдатика-белоруса от расстрела. Мило, да верится с трудом…

И последнее. При сопоставлении «плюсов» и «минусов» данной картины я всё-таки поставил ей «8». Ещё и за то, что её сняла великая киностудия «Беларусьфильм» (в советские годы по-доброму прозывавшаяся «Партизанфильм»!). И ещё за то, что она рассказывает о малоизвестной войне на многострадальной белорусской земле, о болевом, выстраданном братским нашим народом! Поэтому- не трогайте «Беларусьфильм»! Снимите лучше, тогда и будет, с чем сравнивать!

8 из 10

3 февраля 2016

Зато про войну

Я, честно признаться, не очень люблю комментировать фильмы про Великую Отечественную Войну. Уж сколько лет минуло с тех пор, а на параде Победы слезы все равно сдержать очень и очень сложно. Тема эта очень животрепещущая, хоть и герои тех тяжелых дней уже упокоились с миром. И очень хорошо, что мы помним гордимся и скорбим о всех тех, кого затронула эта война.

Но сколько же можно эксплуатировать эту тему? Я, безусловно, понимаю, что фильмы про ВОВ как выходили, так и будут выходить, но ведь и делать их надо очень и очень качественно, а не бросать на листы сценарий за три дня, где несвязанные между собой сцены связаны лишь умелыми руками монтажеров и графическими редакторами. Я посмотрел весь фильм от начала и до конца, но так толком и не понял, что в нем происходило. Персонажи оказались настолько однообразны, что я с трудом их идентифицировал.

Здесь актерская игра оказалась на каком-то удивительно низком уровне. Видимо, все ушло на реконструкцию и восстановление событий прошлого, что герои картины оказались напрочь заштампованныими и непонятными. Просто очередная роль. Просто очередной съемочный день. Просто очередное кино. Просто.

Но постойте, ведь это фильм про Великую Отечественную! Так нет же. Отработали, сделали свое дело, а как оно там получилось, уже не столь важно. Ведь монтажеры и компьютерные мастера знают свое дело и сделают как надо. Видимо, у картины не было режиссера. Был просто постановщик батальных сцен, а остальное решалось в вялотекущем режиме. Главное, чтобы пафос несоизмеримый был, а так остальное прокатит, что называется.

Честно, не прокатило. Если бы засыпавшая супруга не потребовала бы досмотреть, то и не стал бы. Но она обвела меня вокруг пальца. Картина неинтересная. Увы…

3 из 10

20 августа 2015

Жёванное кино о войне, хоть и единственное на тему защиты Могилёва в первые дни войны.

Я люблю военные фильмы и особенно снятые на студии «Беларусьфильм», т. к. сама белоруска и за кино наше болею душой. Поэтому я с удовольствием приступила к просмотру «Днепровского рубежа». Но, к сожалению, досмотрела его через силу.

Сценарий: сюжет основан на реальных событиях. Это единственный фильм, затрагивающий защиту Могилёва в первые дни Великой Отечественной войны. К военным действиям вопросов не имею. Герои гибнут один за одним — на то фильм и военный. Но вот любовная линия… Сжевали просто напросто. Я догадываюсь, что комдиву нравилась Зоя Синцова, и поэтому он поехал за ней в бой. Но из-за войны он не мог показать свои чувства. Если это так, то почему я должна об этом догадываться, а не понимать из развития событий по ходу действия фильма?!

Вообще, глянув, кто сценарист, я очень удивилась. Алексей Дударев — отличный драматург! Видела его пьесы в минском театре, смотрела другие фильмы по его сценариям. Чего стоят хотя бы «Белые росы» и «Осенние сны» (по пьесе «Вечер», которая даже в школьной программе есть) или та же современная «Брестская крепость»! Не верю, что Дударев мог написать плохой сценарий!

Скорее, я обвиню со своей точки зрения зрителя режиссёра Дениса Скворцова и монтажников — может, сцен было больше, но за счёт длительности кино решили подсократить таким образом, что только ухудшили дело. Из работ этого режиссёра я смотрела «Щит отечества» (2008) и осталась довольна. «Днепровский рубеж» вышел в следующем, 2009 году, но по техническим характеристикам куда сильнее. Чего стоят одни сцены боёв, особенно компьютерные! Наверное, Скворцову после нормального кино захотелось экшена, в Голливуд поиграть, почувствовать себя крутым режиссёром — поэтому кино таким некачественным в смысле сюжета, зато в смысле съёмок наоборот, получилось? Правда, нарисованные самолёты неоднократно бросались в глаза. Может, на их доработку денег не хватило?

Бюджет — 1 млн р. Я так понимаю, это русскими рублями указано, потому что нашими, белорусскими, было бы смешно и невозможно вообще. Хотя всё равно этих денег мало для такого фильма: хронометраж 2:11 (на самом деле, а не 2:20), массовки а и актёров очень много — гонорары же всем платить надо. Впрочем, не мне о бюджете фильма думать, пускай цифра и очень заниженная названа, на мой взгляд.

Знаю, что сценарий выиграл конкурс сценариев, проводимых киностудией в 2007 году. Значит, тут ещё и государственная поддержка была. От этого становится ещё печальней — на что уходят дотации?.. Да и кроме этого: это подтверждает факт того, что сценарий был не так плох, каким он кажется зрителям, судя по другим рецензиям, раз он выиграл конкурс, да и тема сюжета тоже сыграла свою роль наверняка. Как никак, у Беларуси богатое военное прошлое.

Доберёмся наконец и до актёров: к ним претензий нет. Ключевые персонажи комдив и Зоя (Игорь Сигов и Ксения Князева) действительно жёсткие, проявляют характер. А как иначе на войне?.. Анатолий Кот — вообще мой любимый актёр. Ряд актёров знаю по минским театрам. Про остальных ничего не скажу — не так много у них экранного времени. Но игра всей команды фильм не спасает, к великому моему сожалению…

Итого: +: актёры хорошие, битвы в поле тоже. -: компьютерная графика раздражает своей неуместностью, особенно самолёты ненатуральные. Сюжет смазали, не всегда успеваешь следить за ходом наступления немцев. Да и любовную линию пожевали основательно, как коровы сено. А про хронометраж и говорить не приходится. Получилась какая-то пародия на блокбастер, только по-белорусски. Вывод: не смотрите этот кошмар! Разочаруетесь и время потратите зря.

4 из 10

P.S.: обидно за мастера Алексея Дударева (все пеняют на сценарий, но я считаю иначе) и за белорусское кино в частности.

9 марта 2014

Суровые будни войны

Впервые основой для сюжета фильма стала героическая оборона Могилёва, так называемый Днепровский рубеж — реальное историческое событие. В самом начале Великой Отечественной войны, когда немецко-фашистские войска стремительно продвигались по территории Советского Союза, этот рубеж надолго задержал вражеский натиск. Как считают многие историки, в этом военном эпизоде истоки победы. Силами мирных жителей города и бойцами Красной Армии вражеское наступление здесь было остановлено на три недели.

Война обрывает множество жизней, судьбы героев переплетаются неожиданными встречами и трагическими расставаниями… Комдив Алексей Зубов, понимающий всю обречённость ситуации, в которую попали защитники Днепровского рубежа, прикладывает все усилия, чтобы сдержать наступление. Отчаянно влюблена в него медсестра Зоя Синцова, а любовь и война — разве они совместимы? Каковой же была реальность войны — без прикрас, с ежеминутным риском расстаться с жизнью, потерять тебе близкого и родного. Война, где человеческая жизнь не значит ничто, где в любой момент можно погибнуть так ничего и не совершив, так и не успев даже вскрикнуть «За Родину!», просто был и не стало… В этом и есть достоверность и заслуга фильма — показ войны не как геройства или доблести, а её повседневной рутины. Съёмки фильма, кстати проходили в Быхове и Бобруйске, а эпизод обороны самого Могилёва был отснят в Гродно.

В фильме есть практически всё, что выражало общее настроение эпохи первого месяца войны: авиабомбёжки отчаянно контратакующих частей, всё ещё неугасающая надежда на скорое изменение на фронтах, беспомощность и безвыходность положения, многочисленные мелкие вылазки разрозненных частей Красной Армии, победы которых тонут в общей массе отступления. Можно долго критиковать фильм за отдельные моменты: как гладко выглаженная, например, и вечно чистая форма солдат и командиров, или открытые люки танков во время наступления. Достаточно просто посмотреть кадры немецкой кинохроники, и вы увидите, как было в действительности. Можно отчаянно спорить насколько это резонно, но это не отменяет того факта, что именно так и было. В фильме действительно хватает прототипов реально существовавших персонажей. На 49-й минуте картины (13 июля 1941 г.) в кадре видим корреспондента Константина Симонова, даже мелкий герой вроде старшины-белоруса, подбивший во время сражения на Буйничском поле 20 танков — существовал в действительности. И отряд юных истребителей танков, и бутылки с горючей смесью в таре из-под ликёра, что выливали прямо на платформу; «самурай», награждённый самим Сталиным за отличие под Халхин-Голом — всё это реальные факты истории.

На мой взгляд, фильму удалось главное — передать весь ужас войны и отчаянное положение частей Красной Армии в тот самый первый месяц войны. Через отдельные судьбы хорошо показан общий трагизм и одновременно героизм защитников. Картина построена по принципу знаменитого цикла «Освобождение» — такая же хроникально-документальная постановка. Отсюда и отсутствие, в сущности, единого сюжета с множеством «главных» героев. Возможно поэтому «Днепровский рубеж» и вызвал непонимание у некоторых. Трагическая и одновременно героическая 21-дневная оборона Могилёва, сорвавшая планы немецкого молниеносного «Блицкрига» описана буквально по дням. Оттого в действительность происходящего веришь ещё больше. В фильме множество фраз, которые практически сразу разлетелись на цитаты:

«Кто не знает языка врага — рискует забыть собственный».

«Умный ты — такие выше капитана не поднимаются».

«Первый поздравил. Первый — на то и первый, чтобы быть первым».

«Когда бинтуют голову — это благородно, а когда шею — это всё равно что ангину подхватил».

«- Ещё бы чуть выше — и в сонную артерию попало.

- И что, уснул бы?»

Немного об игре актёров. Игорь Сигов неплохо смотрелся в роли комдива Алексея Зубова. Порадовал Анатолий Кот, который в последнее время почему-то играет лишь отрицательных героев. Очень жаль, ведь у него неплохо выходят и положительные персонажи: «Я помню», «Ещё о войне», «Поводырь» и др. От Ксении Князевой не ожидал такой игры, поскольку в остальных своих фильмах она не была на высоте.

Теперь о наградах:

Сценарий «Днепровского рубежа» — победитель конкурса сценариев 2007 года, который проводила киностудия «Беларусьфильм».

На фестивале «Брест 2010» картина получила приз за лучшую операторскую работу (оператор-постановщик Виктор Бондарович).

8 из 10

14 июля 2012

Одним штампом меньше!

Просмотрел фильм на досуге по телеканалу «Звезда». Эмоции как и тип рецензии нейтрален. Если взять историческую сторону, то фильм опять набит штампами. Не обошлось без нынче модного штампа — злобные комиссары и НКВД уничтожают Красную армию почище немцев. И лишь вмешательство благородного героя спасает красноармейцев. Избито и уже не смешно. Особенно порадовала проблема нахождения в тюрьме врагов народа. Нижний чин НКВД в шоке от предложения расстрелять врагов народа — «Как? без решения тройки?» На дворе вообще-то 41 год, а тройки НКВД почили в бозе уже как три года (в 1938 году упразднили). Видать этот НКВДшник спал эти годы и аккурат проснулся только летом 1941 года. Тут можно продолжать до бесконечности.

Плюс фильма — действительно проработана техническая составляющая того времени. Немецкие танки вполне адекватны тому времени. Нет танков с длинноствольными орудиями, большой жирный +, тем более, что Т-3 и Т-4 узнаваемы для любителей бронетехники. Также плюс за появление в кадрах наших тяжелых бронемашин (тут уже говорилось о них). Очень понравилось сравнение ведение огня немецкими пехотинцами из своих затворных винтовок и карабинов и ведения огня нашими бойцами из самозарядных винтовок СВТ-40. Кстати, у немцев заполучить в качестве трофея СВТ-40 считалось удачей. Больше того, немцы ее приняли на вооружение под обозначением Selbstladegewer 258/259, так как у них самих не имелось удачной серийной полуавтоматической винтовки, которые были просто невозможно было использовать в боевых условиях. Хоть в этом фильме показано превосходство в стрелковом вооружении Красной армии в начальный период войны.

Форма и знаки различия в фильме не вызывают отторжения. Нету идиотского (для всех современных российских фильмов) обращения — товарищи офицеры! Так как тогда были только командиры РККА, командный состав РККА, офицерство ввели только с 1943 года уже после Сталинграда.

По поводу открытых люков у немецких танков. Почитайте бывшего немецкого танкиста Отто Кариуса «Тигры в грязи» он всю свою книгу сетует об ошибке советских танкистов — они идут в бой с наглухо закрытыми люками. Во-первых, командиры немецких танков обычно смотрели на поле боя открыв люк, хотя у них имелась командирская башенка (кстати у Т-34 образца 41 года она как класс отсутствовала), голову высовывали лишь чтоб глазам было видно поле боя. Касательно открытых боковых люков, то легче выбрасывать стреляные гильзы. И самый главный бич танков того времени — загазованность в замкнутом пространстве от пороховых газов. Довольно таки легко задохнуться. Вот и боролись так, открыв люки и сразу выбрасывая стреляные гильзы. Конечно при вхождении в населенный пункт или боях в лесистой местности люки закрывались.

Еще один плюс за неизбитость темы — оборонительные бои за Могилев. Кстати, тема приграничных сражений вообще скупо освещена в отечественном кинематографе, за исключением темы о Брестской крепости. А так много примеров было героизма и самопожертвования в тот период.

Собственно игра актеров не поразила, но и не убила наповал. Средне-сдельно.

Итоговая оценка 7 из 10

10 марта 2012

не смотреть

Откровенное издевательство. Достойное логическое дополнение к современным кинопомоям о Великой Отечественной Войне.

Кто создал этот эпос? Недоумок-студент подготовительного курса или откровенный вредитель? А может просто лабух-бомбила, которому посчастливилось сорвать жирный заказ.

Актеры — малоподвижные, приторможенные зомби, как будто все съемки дружно сидели на морфии. Солдаты, заряжающие орудия, напоминают трансвеститов-автомехаников, боящихся испачкать руки. Идут кровавые, бессонные первые дни войны, а военные отутюжены, чистенькие, упитанны, бодры и главное — тщательно выбриты.

Артисты не то чтобы бездарны — они попросту адекватны сегодняшним меркам. Кажется, их одолжили из мыльных сериалов на время. Вроде и не фронт на экране, а привычные сердцу менты, гламурные домохозяйки, пацанчики, модели и прочие.

Вставные зубы комдива и его примитивная лаконичность, бессовестное изобилие приевшейся за 20 лет одной и той же чернушной брехни, тысячи ляпов, одному создателю фильма понятные бредовые метафоры, сотворенные по подобию третьесортной голливудской стряпни и спасенный вагон коньяка — визитная карточка этого кино.

К слову сказать, очевиден труд костюмеров, консультантов по технике — неплохо. Но от этого более обидно. Денег вбухано немало, а толку…

Какашка в шоколаде и красивой цветной обертке.

18 ноября 2011

Нации становятся великими, когда переживают такие моменты…

Фильм про войну отличается своей сложностью прежде в постановке батальных сцен. И как в любом случае, возникает разрыв между действительностью и искусством. В данном случае этот барьер преодолен успешно. Да, мы можем найти несколько (а может и больше) несоответствий, но они простительны, поскольку они не ломают общей картины великой войны.

Из этой вечной борьбы между вымыслом и действительностью многие уже заметили открытые люки немецких танков, а то, что эти танки полностью соответствуют реальным немецким Pz III и Pz IV, никто не приметил. Да, люки открыты, но люк командира открыт, потому что из него выглядывает командир и смотрит в бинокль (в жизни так и было), боковые люки открыты для большего взаимодействия с цепью пехоты — что ж в этом странного? В фильме нет приславутых т-34 и тигров, которых вставляют ни к селу, ни к городу. А заместо них забытые БА-20, те самые ветераны, которые составляли добрую часть советского бронепарка. И за это режиссеру спасибо. Нет никаких «переодетых» т-34—85, как это было в расхваленных советских фильмах, уже ставших классикой.

В предыдущей критике было сказано, что у солдат форма не помятая. А то, что в любой армии прежде всего требуют от военнослужащих поддержания внешнего вида, нехарактерно для РККА? Наша армия и у нас и за рубежом и так имеет образ небритого солдата в грязной телогрейке и замызганной ушанке. Из советских фильмов мы привыкли видеть немецких «чистюль» и советских «аскетов». Давайте поддерживать образ война доблестной РККА. Любой кадровый офицер содержит свое обмундирование в образцовом порядке и заставляет поддерживать в таком же порядке обмундирование своих подчиненных. Хватит показывать «сопливых лейтенантов», только окончивших училище. Что у нас не было настоящих кадровых офицеров? И такие командиры и показаны в этом фильме, начиная от эпизодических персонажей, заканчивая комдивом. Образ комдива — собирателен. Так он имеет на груди отличие за Халхин-Гол и еще в Бресте с немцами шнапс пил (что в реальности не могло быть, т. к. Бои на Халхин-Голе завершились 16.09.1939, а переход границы с Польшей произошел 17.09.1939, он бы просто не успел перейти более 6 000 км за один день), да еще и знает про Финскую кампанию, да еще и за это время под следствие успел попасть. И все это для того, чтобы показать историю нашей страны на тот исторический момент. Да, он выпил за вождей с немецким комрадом, но так же он молча пил за Сталина со своим политруком сквозь железные зубы, которые ему выбили по приказу одного из этих вождей. В фильме нет прямой критику культу личности, как у «маэстро» Михалкова, есть только лишь такая косвенная, и прочитать ее сможет только чуткий зритель.

Разве не показаны образы красноармейцев? А что нужно их внутренний мир раскрывать как у «луча света в темном царстве»? То, что солдаты говорят на диалектах живого великорусского, больше всего раскрывает их характеры. И полковник, знающий немецкий и читавший Гудериана, чисто русский характер, и немецкое чудо тактической мысли — уместно: закончились танки, вот и пошли со знаменами, и бои поставлены грамотна (разве только плотность слишком большая), и то, что любовная линия не развернута, правильно: это ж не про любовь фильм, а про войну, а то, что такая линия есть — дань великому чувству, без которого, как известно, никуда, и то, что комдив, забыв обо всем, спешит к своей любимой — красивый рыцарский поступок, да, вряд ли этот поступок произошел бы в жизни, но и девушка необстреленная вряд ли бы осталась на передовой (хотя бы живой) — но все это кино, красивая (или не очень) история, по которой потомки героев должны помнить ее — историю… такой, (а не то. что англичане в Африке войну выиграли).

9 из 10

19 июня 2010

Киношка про войнушку

В СССР кино снимать умели. Тем более про войну. И именно это умение — то из советского наследия, что можно оценить самыми добрыми словами. К счастью, оно не было утеряно в лихие 90-е и позднее. Подтверждение тому — целый ряд замечательных военных фильмов, снятых за последние 20 лет…

Но есть и другие примеры. Один из них имел неудовольствие лицезреть намедни — «Днепровский рубеж», снятый родной киностудией «Беларусьфильм». Итак, что я увидел (и чего, соответственно, не увидел):

1. Сюжета практически нет вовсе. Просто сваленный в кучу набор батальных сцен не самого высшего качества, никак не отражающий масштабность происходящего. Еще есть что-то наподобие любовной линии — именно «что-то», жутко невнятное, не говоря уже о банальности…

2. Сценария качественного, соответственно, тоже нет. Характеры не раскрыты и не создают ту симпатию, которая застявляла бы сопережевать героям…

3… . Что усугубляется актерской игрой, если это можно так назвать. Актеры играют, будто полгода без зарплаты. Движения вялые, искусственные, на лицах так и написано: «Ну когда все это кончится…» Исключение — разве что Игорь Сигов, который как мог тянул слабо прописанную роль…

4. Видеоряд — нелепость на нелепости. Тут можно говорить долго, ограничусь только парой моментов. Умилился от вида немецких танков, которые в разгар боя едут… с открытыми боковыми люками на башнях. Видно, залетающие пули и гранаты (или которые, по крайней мере, должны залетать в такие удобные отверстия) особо не мешают немецким танкистам рулить и стрелять…

Толпа немцев, ощетинившись оружием, идет по улице. Но вот неизвестный герой вскакивает на грузовик, легким движением разворачивает совсем не легкую, кстати, спарку из четырех «Максимов» и жизнерадостно отправляет всех врагов в расхорд. Почему бы и нет, ведь враги покорно стоят и ждут, пока их туда отправят. Видимо, приказ стрелять в неприятеля забыли в штабе, а прятаться от пуль им вообще как-то влом…

Сцена, как советский военначальник чуть ли не в разгар кровавой битвы стакан за стаканом наворачивает коньячок с вражеским офицером, чокается и выпивает «За вождей!» (за Адольфа Алоизыча тоже, получается?), а потом солдаты довольно похабно издеваются над пьяным офицером, хоть и вражеским, заслуживает особого восхищения… Такую глупость даже смотреть стыдно, а уж снимать…

5. Спецэфекты убогие и в половине случаев вообще не к месту… Компьютерные самолетики режут глаз. Летящий снаряд не обыгрывал только ленивый. Ну и так далее, и тому подобное. Зато обилие «мяса» — ну как же, модный тренд…

6. Операторская работа — отвратительная. О, эти ленивые движения камеры, от которых хочется спать и которые подчеркивают что угодно, только не динамичность происходящего…

Фильм — одно большое разочарование. Тем более обидно за родную белорусскую киностудию. Поэтому лишь благодаря серьезной теме и честной игре Игоря Сигова —

4 из 10

9 мая 2010

Еще один фильм о войне

Казалось бы тема Великой Отечественной войны в кинематографе (да и вообще везде) себе изжила практически полностью и лишь редким, очень редким картинам удается перевалить за грань вторичности, за которой — признание. И «Днепровский рубеж» в числе этих картин.

Во-первых, за основу сюжету тут взята тема до сели нигде, никем и никогда не использованная — героическая оборона города Могилева, за которую этот белорусский областной центр чуть не получил даже звание города-героя. И не стоит недооценивать подобную смену локации — в показанная новая страница той самой Войны в «Днепровском рубеже» действительно смотрится очень свежо и ярко, полностью передовая атмосферу тех дней, когда считанные недели отделяли мир в уже прошлом от войны в настоящем.

Во-вторых, фильм пропитан хорошим таким трагизмом с легким налетом пафоса. Причем в этом плане ничуть не уступает тому же распиаренному «Мы из будущего». Трагедию, обрисованную в фильме буквально чувствуешь на своей коже, сопереживаешь героям (благо, актерская игра на высоте). Сюда же отнесем и подчеркнуто реалистичную жесть а-ля «Спасти рядового Райана» — бойцы с обеих сторон гибнут реалистично, не скрывая от зрителя особо жестокие кадры призрачной вуалью цензуры. А учитывая масштаб фильма и отличные спецэффекты, то и вовсе создается впечатление, что зрителя переносят в тот самый 41-ый под Могилев.

К сожалению, у «Днепровского рубежа» есть и минусы. Точнее один минус: любовная линия уж слишком поверхостна и банальна. Поэтому, только из-за избитой темы и невнятной лишней лавстори:

8/10

17 апреля 2010

Ярко, но уже не то…

Говорят, белорусы куда лучше относятся к памяти о прошедшей войне, чем другие народы бывшего СССР. Скорее всего, это так — недаром у них внесены в государственный реестр все воинские захоронения, за ними следят и ухаживают. Говорят также, что белорусы лучше всех снимают картины о войне. И вот тут уже возникают вопросы.

«Днепровский рубеж» — фильм довольно трагический, не спорю. Да и трудно не сделать фильм-трагедию на событиях лета 41-го, смеяться там особо не над чем. Но… Первое, что удивило — зачем делать из войны (грязного, по сути, дела) красочный спектакль? Форма чистенькая, на позициях ни грязи, ни луж, разве что бутафорской крови не пожалели. Да проведи солдаты хоть неделю в окопах, тем более, отражая непрерывные атаки, откуда бы взялась эта необмятая форма без малейших следов штопки?! Или реквизит повредить боялись? Так на то он и реквизит, чтобы создавать антураж. Не война, а какой-то праздник.

Второе — на военных консультантах создатели явно сэкономили. Танки, идущие в атаку с открытыми люками — это новое слово в методике боевых действий вермахта. Гудериан-то и не знал… И если немецкие гренадеры во время взятия русских окопов правильно установили пулемет ВДОЛЬ них, чтобы увеличить сектор обстрела, то самолеты штурмуют те же самые окопы ПОПЕРЕК. Конечно, зритель таких нюансов знать не обязан, но не все же незнакомы с азами тактики? После того, как немцы провели разведку боем, выявили количество орудий, пулеметных точек, степень подготовленности позиций (с первой попытки не взять) и т. п. — они идут В ПСИХИЧЕСКУЮ АТАКУ. Они идиоты? Или все же режиссер погорячился? При этом схватки врукопашную показаны красиво, не придерешься… как в хорошем американском боевике. Да и руки-ноги отлетают при взрывах тоже наглядно.

Третье — зрителю показывают окруженный город, где повсюду враги, диверсанты — и тут же гражданская барышня преспокойно входит себе в штаб, а часовой от нее (!!!) отворачивается. Да даже знай он ее в лицо (а что, там всегда один и тот же воин стоит?), все равно — за такое трибунал… Дальше — больше, спасая ту самую барышню, командир дивизии (!) оставляет войска, не оставив заместителя (!!), за несколько часов до решающего контрнаступления (!!!) и с небольшим отрядом кидается на помощь, и никто его не тянет в особый отдел, хотя это вполне реальный расстрел, на минуточку. Бред. С одной стороны, постоянное угрожающее присутствие в кадре особистов, НКВД-шников, а с другой — вот это.

Ну и самое главное — при достаточно динамичном и зрелищном сюжете нет все же такого ощущения ужаса и безысходности Большого Разгрома, как при просмотре старых фильмов о войне. Не страшно. Вот вроде бы ясно, чем закончится картина — а не верю. Как будто за кадром режиссер оставил хеппи-энд, которого в реальности не было и не могло быть. Так что как абстрактному «фильму про войну» с примесью «полевой романтики» — можно поставить

6 из 10

Как историческому и о действительных событиях Могилевского «котла» — двоечка максимум.

28 декабря 2009

Мелодрама Днепровский рубеж в прокате с 2009 года, премьерный показ состоялся более 15 лет назад, его режиссером является Денис Скворцов. Кто учавствовал в съемках (актерский состав): Игорь Сигов, Ксения Князева, Анатолий Кот, Анна Горшкова, Виктор Молчан, Сергей Власов, Александр Ефремов, Святослав Астрамович, Михаил Есьман, Денис Тарасенко, Александр Гиренок, Алексей Сенчило, Евгений Ивкович, Валерий Зеленский, Василий Гречухин.

Расходы на кино составляют примерно 1000000. Страна производства - Беларусь. Днепровский рубеж — получит рейтинг по Кинопоиску равный примерно 6,6 из 10. Среднее значение, которое удается получить далеко не каждому фильму. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 18 лет.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.