Цвет перламутра
Die Perlmutterfarbe
7
6.2
2009, драма, семейный
Германия, 1 ч 43 мин
В ролях: Маркус Кроер, Доминик Новак, Зоэ Маннхардт, Бенедикт Хёсл, Томас Виттманн
и другие
Германия начала 30-ых годов. 13-летний Александр случайно оказывается замешанным в исчезновении изобретения его друга. В школе все пытаются найти вора, однако Александр не решается рассказать правду. Его молчанием пользуется Грубер — новый ученик в классе, знающий истинного виновника произошедшего, но направляющий подозрения ребят в сторону ученика из другого класса. Попадая в зависимость от Грубера, который решает сколотить свою банду, Александр все больше и больше отдаляется от своих друзей…

Актеры

Дополнительные данные
оригинальное название:

Цвет перламутра

английское название:

Die Perlmutterfarbe

год: 2009
страна:
Германия
слоган: «Eine Geschichte über Freundschaft, Lüge und Wahrheit (A story about friendship, lie and truth)»
режиссер:
сценаристы: , ,
продюсеры: , , , , ,
видеооператор: Торстен Бройер
композитор:
художники: Дёрте Комник, Йоханнес Штернагель, Наташа Куртиус-Носс
монтаж: ,
жанры: драма, семейный
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 8 января 2009 г.
Дополнительная информация
Возраст: не указано
Длительность: 1 ч 43 мин
Другие фильмы этих жанров
драма, семейный

Постер фильма «Цвет перламутра», 2009

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Цвет перламутра», 2009

Школьные узы

Германия, 1930-е годы. За железным занавесом набирающего обороты гитлеровского режима в стране обостряется непримиримая классовая борьба. Свержение буржуазно-демократических методов управления страной становятся единственным решением в условиях экономического кризиса. Начинается, пожалуй, самый тяжелый период 20-го века — не только для Германии, но и для целого мира.

Пока страна непримиримо движется навстречу катастрофе, где-то разворачиваются маленькие человеческие драмы. Там правила не выведены в устав национал-социализма, они писаны в потертых учебниках и вырезаны на стареньких школьных партах. И все же, у каждого в душе свое поле боя — кто-то пытается идти вперед, а кто-то — сыграть на две стороны. Победителей и проигравших не будет. И трибунал для каждого будет свой. Личный. Где-то глубоко внутри.

За украденным кем-то школьным изобретением друга главного героя — 13-летнего Александра, кроется сюжет, полный не только всевозможных аллюзий, но и крайнего сарказма. Первая попытка снять картину по одноименной рукописи Анны Марии Йокль провалилась, а сама автор была выслана из Восточной Германии без объяснения причин. Слава Богу, попытка N2 была куда более удачной.

Ловко кидая своих героев в череду «скандалов, интриг и расследований» в местном масштабе, автор, а заодно и сценаристы фильма, умудряются в конечном итоге очень ловко распутать этот клубочек. Вот начинается интрига с исчезновением изобретения и душевными терзаниями главного героя. Вот в классе появляется новенький — паренек с до боли узнаваемой внешностью, в буквальном смысле подминая под себя всех окружающих. Вот раскрываются трагические подробности судьбы отца главного героя, Александра, еще больше накаляющие и без того горячую остановку в холодном заснеженном городе.

Действие развивается достаточно стремительно, но, в то же время, никуда не торопясь и не «опаздывая». Фильм снят в холодных, мрачноватых, густых темно-синих тонах, которые совершенно не присущи большинству семейных, и, тем более, откровенно детских, лент. Детским, однако-же, это кино можно назвать с огромной натяжкой. Очень искренне и проникновенно показывая жизнь ребят и их поведение в крайне непростых житейских ситуациях, автор, тем не менее, сковывает их одними узами, а, попутно, грамотно покрывает тонким слоем вуали все происходящее вокруг, способствуя градусу сопереживания основным действующим персонажам.

Разумеется, огромная в этом заслуга хорошего немецкого постановщика Маркуса Розенмюллера и исполнителя главной роли — юного Маркуса Кроера, с которым режиссер уже работал над предыдущей своей картиной — драмой «Кто раньше умер, тот дольше мертв». Как и там, в «Цвете перламутра» Кроер замечателен во всех отношениях. Этот мальчик с благородными чертами лица и чувственным, глубоким и выразительным взглядом, стал, пожалуй, идеальным исполнителем роли Александра. Он не только по максимуму достоверно изобразил его переживания и определенную (впрочем, весьма забавную) нерешительность, но и придал его образу нотки этакой неуклюжести, что разбавило общую палитру весьма строго прописанных характеров остальных персонажей.

Тут за одним расколом следует другой и третий. Первый нам показан во всех красках и подробностях — это раскол внутри одного отдельно взятого человека. Второй — в рамках целой группы отдельно взятых людей (в данном случае, класса, где учится Александр). Третий же авторы фильма совершенно правильно оставили за кадром, таким образом предоставив зрителю самому порассуждать не только о природе человеческих конфликтов, но и о самой сущности морально-нравственного выбора, который, как и тот самый цвет перламутра, всегда имеет несколько оттенков.

14 февраля 2014

Правда сильнее

Был приятно удивлен тем, что в наше время возможно делать такие фильмы. Удивительно сильный, несмотря на прозрачность намеков, фильм не оставит равнодушными тех, кто еще верит в то, что добро может победить зло. Но сможет ли человек преодолеть зло, которое завладело им не только изнутри, но и снаружи, в лице шантажиста? А если этот человек — всего-навсего ребенок, которого тоже обманывали близкие люди? А если вступить в команду зла оказывается так просто, надо только отказаться от «глупых вопросов» — «а чем ОНИ хуже НАС?» Захватывающая иллюстрация внутренних метаний мальчишки удержит вас у экрана до конца фильма, надо только перетерпеть слегка вялое начало. Но и в нем есть смысл — старое доброе правило о «ружье, висящем на стене в первой сцене» сработает…

Потрясающе воссоздан быт тридцатых годов, великолепная музыка и просто художественные зарисовки на снегу (съемка сверху) — все это добавляет желание пересмотреть фильм еще раз, с семьей.

А за фразу «что же это будет, если все начнут говорить правду» фильм надо премировать особо…

10 из 10

11 января 2010

Цвет и тени

Уже в начале фильма всплывают очевидные параллели с Die Welle (Эксперимент 2: Волна) Денниса Ганзеля: близко сходятся устав и атрибуты организации кучкующихся мальчишек, напоминая об опасных свойствах нехороших стран.

В руки режиссёра Маркуса Розенмюллера попал не столь экспрессивный материал — политизированный детский роман Анны Марии Йокль. Впрочем, не имея представления о содержимом книжки, трудно судить о том насколько режиссёр был последователен в переносе художественного слова на большой экран, поэтому отвечать придётся сценаристам: исторический подтекст они смешали с поучительной историей.

Неосторожность толкает растерянного Александра в лапы хитроумного пройдохи, окружающего себя доверчивыми и испуганными людьми: строгий новичок устанавливает жесткие порядки и дисциплинирует своих друзей, быстро обращая их в товарищей по партии, готовых гнобить и преследовать тех, с кем недавно были неразлучны до дрожи в ногах.

Мелкая ложь, опутывающая паутиной обмана, подчинение тёмной воле и новые правила: на контрасте идиллии недавней беззаботности и суровости теперешних отрядных связей. Резвую беготню и «детские шалости» юных школяров сменяют строевой порядок и преследование изгоев. Как у взрослых. Находятся невинные жертвы и зреют плоды предательства, поступками всё меньше напоминая детскую игру.

Пусть главаря зовут иначе, Грубер, без догадок — обрезок Шикльгрубера. Адольфа. Чтобы условное «плохо», стало абсолютно плохим, а за красивыми фасадами декорационных построек просматривались, для сведущих, руины, пока ещё целых, но беззащитных городов.

В суровых аналогиях недалеко до крайних мер. На удачу — лопухнувшемуся Александру вместе с бюргерскими короткими штанами досталась, как предполагается, отсутствующая у взрослых, совесть, своими угрызениями разрушающая податливое безволие, разряжая нагнетавшееся напряжение неожиданно легковесным финалом, сводящим всё не к слабости духа и безволию, а к невинной детской склонности к вранью.

Открытость милых детских мордашек сливается в чистосердечное признание, отпуская грехи незрелой молодости, чтобы враждовавшие друзья с беззаботной удалью могли вернуться к романтике перекрёстных взглядов и соперничеству за первую любовь, а сам фильм, погрузившийся из разноцветной радости приключений в коричневый мрак незрелого авторитаризма, всплывает в тихой гавани смущённых улыбок и извиняющихся лиц.

Как на эти переливы сюжета посмотрит настоящая ребятня? Вспомнит о школьных уроках истории или просто отдохнёт в приключениях, элементарно отличая то, что хорошо, от того, что плохо? Коснутся ли юных зрителей нравственные терзания главного героя и явное обращение к зрителям, призывающее жить не по лжи, в светлой правде и искренности? Может быть. Родителям тоже может быть полезно. В Германии. И не только.

21 ноября 2009

Ложь цвета перламутра

«Кто раз соврал, тот неизбежно будет врать. Одну ведь ложь семью другими нужно поддержать…»

Фридрих Рюккерт, немецкий поэт

Возникало ли у вас когда-нибудь искушение обмануть?

Причин для лжи может быть множество — одним ложь помогает легко выходить из затруднительного положения, другие лгут с целью повредить чьей-то репутации, или избежать трудностей, иные с целью оправдать предыдущую ложь. Часто ложь оправдывают тем, что это делается в целях предохранения кого-нибудь другого — «ложь во спасение». Со временем ложь может войти в привычку.

История, рассказанная в картине «Цвет перламутра» наглядно иллюстрирует то, к каким горьким последствиям может привести одна невинная ложь. Александру — главному герою фильма, на собственном опыте пришлось убедиться в том, что, позволяя себе произнести ложь лишь однажды, ее гораздо легче сказать и во второй и в третий раз, пока, наконец, лживость не станет частью твоей личности. Возможно ли восстановить свое доброе имя в глазах своих школьных друзей, и на какие жертвы придется ради этого пойти?

Ценность фильма в том, что он показал все цвета лжи, все его многообразие. Без всяких нравоучений и настолько тонко, что сам понимаешь «что такое хорошо и что такое плохо». Это очень ценный опыт, который пригодится как взрослым, так и детям.

Первый плюс, безусловно, заслужил режиссер перламутра Маркус Розенмюллер — при всей своей детской сказочно — красочной картинке это очень глубокое, сильное и интересное новое немецкое кино! Множество характеров, захватывающий сюжет и отличный финал — делает перламутр сияюще безупречным!

Второй плюс я бы отдал художникам, декораторам, костюмерам и операторам — небольшой немецкий городок 30-х годов получился на славу! Все проработано до мелочей — и школьные принадлежности и костюмы и интерьеры просто с головой погружают зрителя в ту, еще безмятежную эпоху.

Третий плюс — актерский составу. Александр в исполнении Маркуса Кроера получился очень живым и выразительным героем — вместе с ним и радуешься и плачешь. Кротик — очкарик и неутомимый естествоиспытатель, лукавая барышня Лотта, толстяки братья, Карик из Б-класса и подозрительный Груббер — к концу фильма они становятся настолько близкими, что кажется учился с ними в одном классе, сидел за одной партой.

Очень любопытной показалась и параллель между Груббером и его тайной организацией с гитлеровской партией — тут и коричневые повязки и приветствия и идеология, которая и в том и в другом случае оказалась построенной на лжи. Для детского кино очень сильный ход — талантливо и показательно.

К чему мы приходим в итоге?

Цвет перламутра — самобытное, умное, интересное, очень красивое кино с крепкой режиссурой, отличной операторской и актерскими работами встает в один ряд с похожими по стилистике французскими «Хористами» и по праву заслуживает самой высокой оценки!

P.S. Возникало ли у вас когда-нибудь искушение обмануть? Не поддавайтесь ему!

8 ноября 2009

Часто выходят в свет довольно интересные, хоть и детские фильмы, которые могут научить, показать и рассказать юному зрителю о жизни простыми словами. Отчасти, такие фильмы рассчитаны на школьников младших классов, но будут интересны и более взрослому человеку.

Несмотря на банальный, по описанию, сюжет, фильм имеет очень интересные мысли, показанные на примере: что лучше — горькая правда или сладкая ложь — это основной сюжет всего кино.

Кроме того, в фильме показаны взаимоотношения школьников как взаимоотношения враждующих стран, ведь надо не забывать, что это Германия начала 30-ых годов — начало зарождения нацистской идеологии.

Довольно тяжело играть в фильмах юным актерам, но они с этим справились на отлично: внутренние переживания, радость, страх… Все это в совокупности с интригующим и интересным сюжетом создает полное ощущение настоящей жизни. В некоторые моменты забываешь, что это не фильм и как будто все происходит наяву.

Спасибо создателям фильма — проникся сюжетом на все 100%, отчего и оценил его на

9 из 10

19 октября 2009

А и Б сидели на школьной скамье. Что пропало?

Новичок в школе — подросток-акселератор с внешностью фюрера быстро становится лидером класса и, ловко манипулируя своими одноклассниками, разжигает межклассную (межклассовую?) вражду. В ход идут все известные нацистские штучки, включая шантаж и запугивание непокорных. В центре этих событий оказывается юный розовощекий Александр, по причине своей неуклюжести и мнительности, нехотя явившийся главным зачинщиком ребяческой возни. Промолчав в одной ситуации, солгав в другой, поддавшись шантажу в третьей, мальчик сеет вокруг себя ложь, двусмысленность и ненависть. Неуверенность в себе и страх разоблачения делают его прекрасной марионеткой в руках новоявленного «поборца справедливости».

Александру не раз предоставляется шанс все исправить, но он не предпринимает ровным счетом ничего. Мальчик оказывается не способным сделать правильный выбор в сложной ситуации и легко поддается чужому влиянию и собственным соблазнам. Кажется, что Александр так до конца и не понимает, во что ввязался. Но удачный режиссерский ход заставляет мальчика в полной мере осознать, к чему привела его мнительность и пассивность. И тогда сладкое пирожное становится ему поперек горла, а почетный галстук на шее — удавкой, душащей его истинное «Я».

Совершенные грехи не дают Александру покоя и в конце-концов взывают в нем героя. Рискуя жизнью, он пытается вырвать друга из лап мучителей, своих же товарищей по партии… извиняюсь, компании, которые давно перешли грань между безобидной игрой и жестокой реальностью.

Не меньший интерес вызывает и один из второстепенных персонажей — невольная жертва Александра, выставленная стараниями «фюрера» в глазах окружающих врагом номер один. Карик — мальчик из параллельного класса, в отличие от Александра, хоть в кадре и появляется редко, но удивляет своей напористостью, смелостью и дружелюбием. Именно он самым первым улыбнется в финале фильма, когда абсурд сложившейся ситуации начнет постепенно доходить до ее участников.

Можно сказать, что фильм безупречен, как с точки зрения режиссуры, так и исполнительства главных ролей. Сюжет, кажущийся в начале фильма банальным и напоминающим историю из какой-нибудь советской поучительной книги для пионеров, очень скоро обрастает новыми интригами и хитросплетениями случайных событий, которые приводят к непредсказуемым для их участников последствиям. Идея фильма хоть и не нова, но воплощена авторами со вкусом и достойным профессионализмом. История, по которой снят фильм, насквозь символична, особенно для того времени, когда она писалась.

8 октября 2009

Драма Цвет перламутра в прокате с 2009 года, премьерный показ состоялся более 15 лет назад, его режиссером является Маркус Розенмюллер. Кто учавствовал в съемках (актерский состав): Маркус Кроер, Доминик Новак, Зоэ Маннхардт, Бенедикт Хёсл, Томас Виттманн, Самуэль Какан, Фердинанд Хофер, Франциска Шюбер, Пауль Бек, Зеппи Хайммерер, Кристиан Кастл, Мориц Виршинг, Йонас Голлинг, Jakob Grünberger, Лукас Шольц.

Страна производства - Германия. Цвет перламутра — получил среднюю зрительскую оценку от 6,9 до 7,1 балла из 10, что является вполне хорошим результатом.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.