Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7 |
IMDb | 6.2 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Цвет перламутра |
английское название: |
Die Perlmutterfarbe |
год: | 2009 |
страна: |
Германия
|
слоган: | «Eine Geschichte über Freundschaft, Lüge und Wahrheit (A story about friendship, lie and truth)» |
режиссер: | Маркус Розенмюллер |
сценаристы: | Маркус Розенмюллер, Кристиан Лерх, Анна Мария Йокль |
продюсеры: | Софи Альденховен, Дитер Ульрих Азельман, Мартин Мошкович, Стефани Райтингер, Андреас Х. Тённессен, Роберт Марчиняк |
видеооператор: | Торстен Бройер |
композитор: | Герд Бауманн |
художники: | Дёрте Комник, Йоханнес Штернагель, Наташа Куртиус-Носс |
монтаж: | Гритт Мейер, Георг Зёринг |
жанры: | драма, семейный |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 8 января 2009 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 43 мин |
Германия, 1930-е годы. За железным занавесом набирающего обороты гитлеровского режима в стране обостряется непримиримая классовая борьба. Свержение буржуазно-демократических методов управления страной становятся единственным решением в условиях экономического кризиса. Начинается, пожалуй, самый тяжелый период 20-го века — не только для Германии, но и для целого мира.
Пока страна непримиримо движется навстречу катастрофе, где-то разворачиваются маленькие человеческие драмы. Там правила не выведены в устав национал-социализма, они писаны в потертых учебниках и вырезаны на стареньких школьных партах. И все же, у каждого в душе свое поле боя — кто-то пытается идти вперед, а кто-то — сыграть на две стороны. Победителей и проигравших не будет. И трибунал для каждого будет свой. Личный. Где-то глубоко внутри.
За украденным кем-то школьным изобретением друга главного героя — 13-летнего Александра, кроется сюжет, полный не только всевозможных аллюзий, но и крайнего сарказма. Первая попытка снять картину по одноименной рукописи Анны Марии Йокль провалилась, а сама автор была выслана из Восточной Германии без объяснения причин. Слава Богу, попытка N2 была куда более удачной.
Ловко кидая своих героев в череду «скандалов, интриг и расследований» в местном масштабе, автор, а заодно и сценаристы фильма, умудряются в конечном итоге очень ловко распутать этот клубочек. Вот начинается интрига с исчезновением изобретения и душевными терзаниями главного героя. Вот в классе появляется новенький — паренек с до боли узнаваемой внешностью, в буквальном смысле подминая под себя всех окружающих. Вот раскрываются трагические подробности судьбы отца главного героя, Александра, еще больше накаляющие и без того горячую остановку в холодном заснеженном городе.
Действие развивается достаточно стремительно, но, в то же время, никуда не торопясь и не «опаздывая». Фильм снят в холодных, мрачноватых, густых темно-синих тонах, которые совершенно не присущи большинству семейных, и, тем более, откровенно детских, лент. Детским, однако-же, это кино можно назвать с огромной натяжкой. Очень искренне и проникновенно показывая жизнь ребят и их поведение в крайне непростых житейских ситуациях, автор, тем не менее, сковывает их одними узами, а, попутно, грамотно покрывает тонким слоем вуали все происходящее вокруг, способствуя градусу сопереживания основным действующим персонажам.
Разумеется, огромная в этом заслуга хорошего немецкого постановщика Маркуса Розенмюллера и исполнителя главной роли — юного Маркуса Кроера, с которым режиссер уже работал над предыдущей своей картиной — драмой «Кто раньше умер, тот дольше мертв». Как и там, в «Цвете перламутра» Кроер замечателен во всех отношениях. Этот мальчик с благородными чертами лица и чувственным, глубоким и выразительным взглядом, стал, пожалуй, идеальным исполнителем роли Александра. Он не только по максимуму достоверно изобразил его переживания и определенную (впрочем, весьма забавную) нерешительность, но и придал его образу нотки этакой неуклюжести, что разбавило общую палитру весьма строго прописанных характеров остальных персонажей.
Тут за одним расколом следует другой и третий. Первый нам показан во всех красках и подробностях — это раскол внутри одного отдельно взятого человека. Второй — в рамках целой группы отдельно взятых людей (в данном случае, класса, где учится Александр). Третий же авторы фильма совершенно правильно оставили за кадром, таким образом предоставив зрителю самому порассуждать не только о природе человеческих конфликтов, но и о самой сущности морально-нравственного выбора, который, как и тот самый цвет перламутра, всегда имеет несколько оттенков.
14 февраля 2014
Был приятно удивлен тем, что в наше время возможно делать такие фильмы. Удивительно сильный, несмотря на прозрачность намеков, фильм не оставит равнодушными тех, кто еще верит в то, что добро может победить зло. Но сможет ли человек преодолеть зло, которое завладело им не только изнутри, но и снаружи, в лице шантажиста? А если этот человек — всего-навсего ребенок, которого тоже обманывали близкие люди? А если вступить в команду зла оказывается так просто, надо только отказаться от «глупых вопросов» — «а чем ОНИ хуже НАС?» Захватывающая иллюстрация внутренних метаний мальчишки удержит вас у экрана до конца фильма, надо только перетерпеть слегка вялое начало. Но и в нем есть смысл — старое доброе правило о «ружье, висящем на стене в первой сцене» сработает…
Потрясающе воссоздан быт тридцатых годов, великолепная музыка и просто художественные зарисовки на снегу (съемка сверху) — все это добавляет желание пересмотреть фильм еще раз, с семьей.
А за фразу «что же это будет, если все начнут говорить правду» фильм надо премировать особо…
10 из 10
11 января 2010
Уже в начале фильма всплывают очевидные параллели с Die Welle (Эксперимент 2: Волна) Денниса Ганзеля: близко сходятся устав и атрибуты организации кучкующихся мальчишек, напоминая об опасных свойствах нехороших стран.
В руки режиссёра Маркуса Розенмюллера попал не столь экспрессивный материал — политизированный детский роман Анны Марии Йокль. Впрочем, не имея представления о содержимом книжки, трудно судить о том насколько режиссёр был последователен в переносе художественного слова на большой экран, поэтому отвечать придётся сценаристам: исторический подтекст они смешали с поучительной историей.
Неосторожность толкает растерянного Александра в лапы хитроумного пройдохи, окружающего себя доверчивыми и испуганными людьми: строгий новичок устанавливает жесткие порядки и дисциплинирует своих друзей, быстро обращая их в товарищей по партии, готовых гнобить и преследовать тех, с кем недавно были неразлучны до дрожи в ногах.
Мелкая ложь, опутывающая паутиной обмана, подчинение тёмной воле и новые правила: на контрасте идиллии недавней беззаботности и суровости теперешних отрядных связей. Резвую беготню и «детские шалости» юных школяров сменяют строевой порядок и преследование изгоев. Как у взрослых. Находятся невинные жертвы и зреют плоды предательства, поступками всё меньше напоминая детскую игру.
Пусть главаря зовут иначе, Грубер, без догадок — обрезок Шикльгрубера. Адольфа. Чтобы условное «плохо», стало абсолютно плохим, а за красивыми фасадами декорационных построек просматривались, для сведущих, руины, пока ещё целых, но беззащитных городов.
В суровых аналогиях недалеко до крайних мер. На удачу — лопухнувшемуся Александру вместе с бюргерскими короткими штанами досталась, как предполагается, отсутствующая у взрослых, совесть, своими угрызениями разрушающая податливое безволие, разряжая нагнетавшееся напряжение неожиданно легковесным финалом, сводящим всё не к слабости духа и безволию, а к невинной детской склонности к вранью.
Открытость милых детских мордашек сливается в чистосердечное признание, отпуская грехи незрелой молодости, чтобы враждовавшие друзья с беззаботной удалью могли вернуться к романтике перекрёстных взглядов и соперничеству за первую любовь, а сам фильм, погрузившийся из разноцветной радости приключений в коричневый мрак незрелого авторитаризма, всплывает в тихой гавани смущённых улыбок и извиняющихся лиц.
Как на эти переливы сюжета посмотрит настоящая ребятня? Вспомнит о школьных уроках истории или просто отдохнёт в приключениях, элементарно отличая то, что хорошо, от того, что плохо? Коснутся ли юных зрителей нравственные терзания главного героя и явное обращение к зрителям, призывающее жить не по лжи, в светлой правде и искренности? Может быть. Родителям тоже может быть полезно. В Германии. И не только.
21 ноября 2009
«Кто раз соврал, тот неизбежно будет врать. Одну ведь ложь семью другими нужно поддержать…»
Фридрих Рюккерт, немецкий поэт
Возникало ли у вас когда-нибудь искушение обмануть?
Причин для лжи может быть множество — одним ложь помогает легко выходить из затруднительного положения, другие лгут с целью повредить чьей-то репутации, или избежать трудностей, иные с целью оправдать предыдущую ложь. Часто ложь оправдывают тем, что это делается в целях предохранения кого-нибудь другого — «ложь во спасение». Со временем ложь может войти в привычку.
История, рассказанная в картине «Цвет перламутра» наглядно иллюстрирует то, к каким горьким последствиям может привести одна невинная ложь. Александру — главному герою фильма, на собственном опыте пришлось убедиться в том, что, позволяя себе произнести ложь лишь однажды, ее гораздо легче сказать и во второй и в третий раз, пока, наконец, лживость не станет частью твоей личности. Возможно ли восстановить свое доброе имя в глазах своих школьных друзей, и на какие жертвы придется ради этого пойти?
Ценность фильма в том, что он показал все цвета лжи, все его многообразие. Без всяких нравоучений и настолько тонко, что сам понимаешь «что такое хорошо и что такое плохо». Это очень ценный опыт, который пригодится как взрослым, так и детям.
Первый плюс, безусловно, заслужил режиссер перламутра Маркус Розенмюллер — при всей своей детской сказочно — красочной картинке это очень глубокое, сильное и интересное новое немецкое кино! Множество характеров, захватывающий сюжет и отличный финал — делает перламутр сияюще безупречным!
Второй плюс я бы отдал художникам, декораторам, костюмерам и операторам — небольшой немецкий городок 30-х годов получился на славу! Все проработано до мелочей — и школьные принадлежности и костюмы и интерьеры просто с головой погружают зрителя в ту, еще безмятежную эпоху.
Третий плюс — актерский составу. Александр в исполнении Маркуса Кроера получился очень живым и выразительным героем — вместе с ним и радуешься и плачешь. Кротик — очкарик и неутомимый естествоиспытатель, лукавая барышня Лотта, толстяки братья, Карик из Б-класса и подозрительный Груббер — к концу фильма они становятся настолько близкими, что кажется учился с ними в одном классе, сидел за одной партой.
Очень любопытной показалась и параллель между Груббером и его тайной организацией с гитлеровской партией — тут и коричневые повязки и приветствия и идеология, которая и в том и в другом случае оказалась построенной на лжи. Для детского кино очень сильный ход — талантливо и показательно.
К чему мы приходим в итоге?
Цвет перламутра — самобытное, умное, интересное, очень красивое кино с крепкой режиссурой, отличной операторской и актерскими работами встает в один ряд с похожими по стилистике французскими «Хористами» и по праву заслуживает самой высокой оценки!
P.S. Возникало ли у вас когда-нибудь искушение обмануть? Не поддавайтесь ему!
8 ноября 2009
Часто выходят в свет довольно интересные, хоть и детские фильмы, которые могут научить, показать и рассказать юному зрителю о жизни простыми словами. Отчасти, такие фильмы рассчитаны на школьников младших классов, но будут интересны и более взрослому человеку.
Несмотря на банальный, по описанию, сюжет, фильм имеет очень интересные мысли, показанные на примере: что лучше — горькая правда или сладкая ложь — это основной сюжет всего кино.
Кроме того, в фильме показаны взаимоотношения школьников как взаимоотношения враждующих стран, ведь надо не забывать, что это Германия начала 30-ых годов — начало зарождения нацистской идеологии.
Довольно тяжело играть в фильмах юным актерам, но они с этим справились на отлично: внутренние переживания, радость, страх… Все это в совокупности с интригующим и интересным сюжетом создает полное ощущение настоящей жизни. В некоторые моменты забываешь, что это не фильм и как будто все происходит наяву.
Спасибо создателям фильма — проникся сюжетом на все 100%, отчего и оценил его на
9 из 10
19 октября 2009
Новичок в школе — подросток-акселератор с внешностью фюрера быстро становится лидером класса и, ловко манипулируя своими одноклассниками, разжигает межклассную (межклассовую?) вражду. В ход идут все известные нацистские штучки, включая шантаж и запугивание непокорных. В центре этих событий оказывается юный розовощекий Александр, по причине своей неуклюжести и мнительности, нехотя явившийся главным зачинщиком ребяческой возни. Промолчав в одной ситуации, солгав в другой, поддавшись шантажу в третьей, мальчик сеет вокруг себя ложь, двусмысленность и ненависть. Неуверенность в себе и страх разоблачения делают его прекрасной марионеткой в руках новоявленного «поборца справедливости».
Александру не раз предоставляется шанс все исправить, но он не предпринимает ровным счетом ничего. Мальчик оказывается не способным сделать правильный выбор в сложной ситуации и легко поддается чужому влиянию и собственным соблазнам. Кажется, что Александр так до конца и не понимает, во что ввязался. Но удачный режиссерский ход заставляет мальчика в полной мере осознать, к чему привела его мнительность и пассивность. И тогда сладкое пирожное становится ему поперек горла, а почетный галстук на шее — удавкой, душащей его истинное «Я».
Совершенные грехи не дают Александру покоя и в конце-концов взывают в нем героя. Рискуя жизнью, он пытается вырвать друга из лап мучителей, своих же товарищей по партии… извиняюсь, компании, которые давно перешли грань между безобидной игрой и жестокой реальностью.
Не меньший интерес вызывает и один из второстепенных персонажей — невольная жертва Александра, выставленная стараниями «фюрера» в глазах окружающих врагом номер один. Карик — мальчик из параллельного класса, в отличие от Александра, хоть в кадре и появляется редко, но удивляет своей напористостью, смелостью и дружелюбием. Именно он самым первым улыбнется в финале фильма, когда абсурд сложившейся ситуации начнет постепенно доходить до ее участников.
Можно сказать, что фильм безупречен, как с точки зрения режиссуры, так и исполнительства главных ролей. Сюжет, кажущийся в начале фильма банальным и напоминающим историю из какой-нибудь советской поучительной книги для пионеров, очень скоро обрастает новыми интригами и хитросплетениями случайных событий, которые приводят к непредсказуемым для их участников последствиям. Идея фильма хоть и не нова, но воплощена авторами со вкусом и достойным профессионализмом. История, по которой снят фильм, насквозь символична, особенно для того времени, когда она писалась.
8 октября 2009