Рейтинг фильма | |
IMDb | 6.1 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Зимнее безмолвие |
английское название: |
Winterstilte |
год: | 2008 |
страна: |
Нидерланды
|
режиссер: | Соня Уайсс |
сценарий: | Соня Уайсс |
продюсер: | Дигна Зинке |
видеооператор: | Питер Брагман |
композиторы: | Мерлейн Энгэд Гаур, Wobbe Kuiper |
художники: | Доминик Штайнер-Штудинка, Тереза Трабер, Катрин Шнайдер |
монтаж: | Катарина Турлер |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 27 сентября 2008 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 10 мин |
В зимнюю горную ночь девушки вышивают рисунок оленей, люди в длинных плащах и с оленьими рогами как стая волков тихо и таинственно подкрадываются к их дому…
Это не триллер, это — сказка, после которой хочется взметнуться ввысь, после которой поднимается настроение.
Режиссёр из Нидерландов Соня Уайс создала нечто среднее между реальностью и фэнтези. Получилась картина, в которой органично переплетаются ритуал и вера в Бога, любовь и скорбь, застой и возрождение. При этом автор избегает всяких убийств, расчленений и прочей черноты.
Если говорить о цвете фильма, то он не однотонный: это палитра, сочетающая в себе небесный, тёмно-синий, белый и коричневый цвета. Причём всё это так ярко, так сочно, что даже чувствуется вкус, как бы смешно не звучало. Это вкус перечной мяты, это морозная свежесть. Артхаус ли это? Пожалуй. Это — авторское кино, это кино со смыслом, с сюжетной линией, это история, которая дарует свободу. На фоне реально существующих гор, снега, комнат бродят мифические существа, идёт своим ходом жизнь, наполненная обрядами. Это не современная жизнь, но в ней существует проблема, актуальная для современности. Проблема отпущения старых ран, проблема отпущения страха перед новым и неизведанным.
Девушки вышивают рисунок как по команде, движения их одинаковы. Что-то схожее в этом есть с балладой Жуковского «Светлана». Девушки словно гадают на суженых таким образом. Сняв ночью чёрный платок с зеркала, одна из сестёр видит в нём лицо мужчины. Новая жизнь ощутимо пробивается сквозь старую, которая давит, которая сгибает и не даёт свободно дышать.
Может быть от того, что съёмки проходили в горной снежной долине, — от фильма веет свежестью, необычностью, хочется оказаться по ту сторону экрана и, раскинув руки, наполниться этой свободой.
«Олени» оказываются теми желанными сужеными, за которых впоследствии сёстры выходят замуж. Встречи словно угадываются, сёстры словно призывают их, истосковавшись в одиночестве.
Мать, похоронившая любимого мужа, не желает освобождаться от горя, мысли о муже постоянно с ней. Стремления дочерей выйти замуж ей совсем не по сердцу.
В фильме героиня-дочь произносит молитву, очень похожую на Псалом 90, и героиня-мать берёт с собой распятие Христа, чтобы кошмары не одолевали во сне. Ритуальность пронизывает сюжет от начала до конца, ритуальность как языческая, так и та, что связана с Богом. А в результате побеждает свет, вера и любовь.
Огромную роль сыграл приём съёмки, её качество: камера плавно скользит, а иногда и дрожит, в результате чего создаётся ощущение землетрясения. Эта дрожь появляется тогда, когда начинается действие необъяснимое, непривычное, тогда возникает чувство, что случится что-то ужасное. Однако всё обходится и даже счастливо завершается.
Несмотря на необычность, здесь присутствует атмосфера тепла, дружбы, сплочённости: поддержка сёстрами друг друга, их единое решение быть рядом со своими возлюбленными. Слов совсем немного, но если бы их совсем не было, всё было бы ясно по-прежнему.
Разряжает обстановку сцена с приготовлением сёстрами куличей: как живо они месят тесто, бросают на стол, в муку со всего маху, будто освобождаются от гнетущей тяжести. Это добавляет даже некую комичность, отчего героини становятся ещё милее сердцу.
Плач матери в конюшне — один из самых ярких моментов. Здесь надрыв, здесь бессилие, здесь так всё понятно, что самому становится больно на душе. Ясно, как тяготит саму женщину атмосфера, которую она поддерживает.
Это реальность с элементами выдумки, это зима жизни, сменяющаяся весной, которая, ударяя по снегу кнутом, заявляет о своих правах. Это, безусловно, замечательное авторское кино, которое имеет право быть оцененным по достоинству.
7 сентября 2013