Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.1 |
IMDb | 6.3 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Зеркало загадок |
английское название: |
I et speil i en gåte |
год: | 2008 |
страны: |
Дания,
Норвегия
|
режиссер: | Йеспер В. Нильсен |
сценаристы: | Йеспер В. Нильсен, Юстейн Гордер |
продюсеры: | Турид Ёверсвеен, Мариус Хольст, Петер Ольбек Йенсен, Карин Юлсруд, Линн Киркенар, Aagot Skjeldal, Кнуд Бьорне-Ларсен, Нина Б. Андерссон, Петтер Скавлан, Магнус Туллин, Поль Слетауне, Хокон Эверос |
видеооператор: | Филип Огаард |
композитор: | Аслак Хартберг |
художники: | Харольд Эгеде-Ниссен, Ханне Ливе Андерсен, Оливье Маркуилье, Карен Сёндроль, Элин Лэнгофф, Hanne Live Andersen |
монтаж: | Кристоффер Хейе |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Бюджет: | 21000000 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 17 октября 2008 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 40 мин |
«Любовь всё покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится». (Первое послание коринфянам. 13:4)
Холодная заснеженная Норвегия, тусклая опротивевшая комната. Сесилия полулежит на кровати и пишет в дневник, вспоминая летний отдых в Испании, Себастьяна, свою первую и единственную любовь, томные вечера на укромном берегу, первые невинные поцелуи, взволнованный шёпот признаний. Облысевшая, слабая, неизлечимо больная, она взрослеет удивительно быстро, ломая голову над вопросами, неведомыми большинству сверстников. «Зачем жизнь? Зачем смерть? Что будет там — кем, или чем, я стану?» В одну из бессонных ночей к ней является Ариэль — ангел в образе подвижного подростка с лучистыми глазами, безволосого, как и Сесилия, в свитере, похожем на её, но белого цвета. Они быстро становятся друзьями. Кротость и спокойствие Ариэля смягчают волнение девочки, усмиряют бушующий в ней экзистенциальный поиск. Ангел рассказывает о небесном мире, но далеко не всё и полунамёками. «Люди приходят и уходят, Сесилия. Каждую секунду Бог вытряхивает из своего рукава новых детей. И каждую секунду кто-то исчезает. Фокус-покус!»
Название фильма (снятого по одноимённому роману Юстейна Гордера) позаимствовано из Библии, 1-го послания апостола Павла к коринфянам: «Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицом к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан». «Зеркало загадок» — это и есть «тусклое стекло», сквозь которое человек смотрит на Бога, видя лишь неясные очертания и «гадая», т. е. неизбежно пророчествуя о полной картине. Всецело она открывается лишь после смерти, в царствии небесном: граница исчезает, и душа познаёт Бога в той же мере, в которой Бог познаёт её. Фильм полностью следует этой важнейшей христианской концепции. Ангел не может рассказать Сесилии слишком многое. Приходится говорить туманно: «Мы не приходим в мир. Мир приходит к нам. Рождаясь, мы получаем весь мир, как дар. Когда ты находишься на Земле, ты уже на небесах». В то же время Ариэль является девочке в качестве поощрения за непорочность, за любовь, открывшуюся ей и заполнившую её душу. Подобно пастухам, которым — в другом библейском отрывке, вслух прочитанном бабушкой Сесилии — явился архангел, чтобы возвестить о рождении Христа, Ариэль приходит, чтобы сказать страдающему подростку, что он не одинок. Чтобы поддержать умирающую девочку. Всему остальному — своё время. Которое для юной героини очень скоро нагрянет.
Несмотря на библейские цитаты, исходящие из уст мудрой бабушки (её играет известная бергмановская актриса Лив Ульман), фильм нельзя назвать навязчиво христианским или открыто проповедническим. Ариэль далёк от каноничного ангела: у него нет крыльев за спиной, от него не исходит ослепительного сияния, он непоседлив, любознателен, любит поразвлечься и пошутить, а апостола Павла называет не иначе как «старым болтуном». Сесилия не преисполнена особого благоговения перед посланником Бога, может обидеться на него и даже нагрубить: «убирайся отсюда, глупый ангел!» Это за то, что ничего толком не объясняет. Настоящий облик этой картины — экзистенциальная драма, адресованная детям, достаточно суровая, невесёлая и даже доводящая до слёз, но вполне однозначная. Не так важно быть религиозным, не столь важны эти нелепые обряды, якобы священные места, якобы священные книги, которые на деле не более чем сборники афоризмов и легенд разной занятности. И даже не важно верить в Бога. Веришь ты или нет, он есть. И чтобы предстать перед ним, чтобы к тебе пришёл твой Ариэль, необходимо помнить лишь одно слово. Всего одно.
«Сквозь тусклое стекло» — так называется один из самых знаменитых фильмов Ингмара Бергмана, в котором герои также ищут Бога, также страдают от неполноты картины, но бергмановский Бог разрушителен, он предстаёт гигантским пауком, намеревающимся изнасиловать главную героиню. В «Зеркале загадок», при всём влиянии шведского мэтра, Бог абсолютно другой — он спасителен. И для детского фильма иначе просто нельзя. Мучительные поиски смысла жизни у юных зрителей ещё впереди. Провалы, решения, снова провалы… Но сейчас это не должно беспокоить. Как говорил Ариэль, «все ангелы — как дети. Жизнь — это быть ребёнком. Люди взрослеют только потому, что Бог не хочет, чтобы дети умирали». Значит, именно дети наиболее близки к нему. Всё потому, что их любовь — самая чистая. Не испохабленная, затасканная и притворная, но истинная, всепрощающая и всё переносящая Любовь — вот то единственное слово, то, вокруг чего и для чего стоит жить.
1 сентября 2014
Тема смертельного диагноза, и предсмертного периода жизни не раз обыгрывалась в кинематографе. Как правило всё сводится к бредовому выводу: «Значит нужно попробовать то, что ещё не успел». А в самом деле, что ещё делать если смерть, — это конец? На эту тему есть два, относительно серьёзных фильма: «Моя жизнь без меня» (в котором, при всех плюсах, есть очень серьёзный ляп) и «Жизнь, как смертельная болезнь, передающаяся половым путём» (который я считаю самым серьёзным, на данную тему). И вот «Зеркало загадок». Первый фильм, основной мыслью которого, является донести христианское понимание смерти, как перехода к другой форме бытия. Не скажу что фильм, в полноте, говорит о жизни как подготовке к вечности, но для современного, западного кинематографа (о Голливуде вообще молчу) и это уже много. По крайней мере, кино даёт пищу для размышлений.
Интересное получилось смешение жанров. В первую очередь, это безусловно драма, трагедия семьи где умирает ребёнок. Родители стараются, но не могут ничего сделать. Ситуация внутри семьи очень реалистична. Мать более эмоциональна, старается верить, исполнять предписания и т. д. Мужчина более практичен, понимая реалии рассудочно, старается внешне создать обнадёживающую атмосферу. Бабушка религиозна, стремиться направить мысли внучки к Богу и вечности. Младший брат, по детски, завидует и обижается что его обделяют вниманием. Сама 13-летняя Сесилия, которая, как и положено больной, часто бывает резкой, рубит сплеча, живёт мыслями о юноше-Испанце, с которым познакомилась летом. И…
Ангел. Пожалуй, это самый реалистичный фильм, где персонаж из потустороннего мира, введённый в сюжет, не изменил общей атмосферы фильма, а гармонично влился в неё. Драма остаётся драмой, но наполняется новым содержанием, и за потолком открывается небо. Конец фильма светлый.
Могу лишь вспомнить слова из Панихиды «Идеже несть, ни болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь бесконечная.»
Остаётся только сожалеть, что именно такие фильмы почти не знакомы нашему зрителю.
Игра Мари Хаагенруд понравилась, она хорошо вжилась в образ своей героини. Аксель Хенни тоже неплох в роли ангела. Непривычно было видеть Лив Ульман, в незначительной роли.
Хорошее, светлое кино, рекомендуется к просмотру.
8 из 10
25 августа 2013
13-летняя Сесилия (Хаагенруд) больна неизлечимой и неоперабельной формой рака. Это значит, она скоро умрёт. Ещё до конца не осознавая этот факт, Сесилия проводит дни и ночи в постели, делая записи в свой дневник и вспоминая отпуск в Испании, где она влюбилась в местного мальчишку Себастьяна (Батллори). Однажды ночью в комнате у Сесилии оказывается странный лысый мужчина. Это Ариэль — ангел. Разговоры с ним помогут Сесилии, дадут ей спокойствие и надежду.
После выхода остросюжетного триллера «Охотники за головами» всё киносообщество долго пело дифирамбы как самому фильму, так и исполнителю главной роли Акселю Хенни. Но время идёт и поток восхвалений постепенно схлынул, а Аксель стал редким объектом отзывов и рецензий. Но ещё тогда, во время того бума, я решил посмотреть, что там у него ещё хорошего в фильмографии значится. И наткнулся вот на этот фильм, в котором Хенни исполнил роль ангела Ариэля.
Фильм в России далеко не самый известный. 6 оценок на Кинопоиске — эта цифра говорит сама за себя. Однако, удалось найти эту картину и посмотреть её с русскими субтитрами. Фильм «Зеркало загадок» мне понравился. Я люблю вот такие сказочные, грустные истории с предсказуемым, но трогательным сюжетом. И будь эта картина снята в Голливуде, но в том же духе, стоять ей в одном ряду с «50/50» и «Внутри себя я танцую…». Этим вещам «Зеркало загадок», если и проигрывает, то только в некоторой основательности, которая не присуща некассовым фильмам.
Аксель Хенни не разочаровал — ангел получился милый, хоть и наивный. Но кто их знает, этих ангелов — может быть они такие и есть. Но главная звезда фильма, разумеется, неизвестная актриса Хаагенруд. Она очень хороша. Она жива, мила, естественна, как в радости, так и в печали. Очень сильная и взрослая роль. Жаль, что вряд ли я увижу эту актрису ещё где-нибудь.
В фильме много сказано фраз и мыслей, которые заставляют подумать, или хотя бы постараться запомнить сказанное. Впрочем, через час после просмотра, всё забывается. Но это моя проблема, а не картины.
Посмотреть стоит. Просто ради широты познания. Когда ещё вам доведётся увидеть неизвестный, но при этом хороший фильм? Только если посоветует кто-нибудь. Так вот, я советую.
8 из 10
30 апреля 2012
Мне очень понравился фильм. Сюжет фильма грустный, тяжелый, тема больных детей очень неоднозначна — грустно и жалко ребенка, но очень часто дети борются за жизнь с бОльшим достоинством, чем взрослые.
Так же в фильме хорошо показано отношение второго ребенка (здорового) — его потребности и манеры поведения, когда он понимает, что ему достается меньше внимания.
Чтобы зритель совсем уж не загрустил, добавлена история девочки до того, как она узнала, что она больна.
21 марта 2012