Визит старой дамы
Der Besuch der alten Dame
6.6
6
2008, драма
Германия, Австрия, 1 ч 28 мин
В ролях: Кристиана Хёрбигер, Михаэль Мендль, Мюриэль Баумейстер, Лиза Кройцер, Дитрих Холлиндербаумер
и другие
Небольшой немецкий городок Гюллен из-за экономического кризиса находится на грани разорения. Высшие чины и простые жители теряются в догадках, как и чем можно спасти город. И тут в Гюллен приезжает одна из богатейших женщин мира — Клара Цаханассян, много десятилетий тому назад жившая тут. Она предлагает городу фантастическую сделку. Клара готова выплатить Гюллену два миллиарда евро, если один из жителей города, её давний знакомый, Альфред Илл... умрёт. Настоящая буря поднимается в Гюллене сразу после заявления Клары...
Дополнительные данные
оригинальное название:

Визит старой дамы

английское название:

Der Besuch der alten Dame

год: 2008
страны:
Германия, Австрия
режиссер:
сценаристы: , ,
продюсеры: ,
видеооператор: Херман Дунцендорфер
композитор:
художники: Катерина Цепек, Томас Фогель
монтаж:
жанр: драма
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 13 октября 2008 г.
Дополнительная информация
Возраст: не указано
Длительность: 1 ч 28 мин
Другие фильмы этих жанров
драма

Постер фильма «Визит старой дамы», 2008

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Визит старой дамы», 2008

К каждому рано или поздно явится своя дама

«Визит старой дамы» — пожалуй, одно из самых известных произведений Фридриха Дюрренматта, в свое время сделавшее его финансово независимым. Оно чаще других идет на театральных сценах и экранизировалось больше всех его произведений. На самом деле, пьеса была актуальна не только в конце 50 -х, когда впервые была поставлена. Все экранизации — 1964, 1989, 2008 гг — все смотрятся актуально и сейчас. В тоже время — это три абсолютно разных прочтения одной и той же пьесы о миллиардерше Клэр Цаханассьян, через много лет вернувшейся в родной город с желанием восстановить справедливость. Постановка Михаила Козакова 1989 года — это жесткая сатира, в которой нет красок, нет черно-белых оттенков — одно лишь «черно — черное» кино, фарс, наполненный «шварцевско-горинскими» нотами. Фильм 1964 года — это театр Ингрид Бергман, выступающей здесь настоящей дьяволицей, Воландом в юбке, в бриллиантах и мехах.

Фильм «Визит старой дамы» 2008 года — глубокая психологическая драма, в которой даны ответы на многие вопросы, не затронутые в предыдущих постановках, в которой образы героев — многогранные и неоднозначные. Сама Клэр в фильме представлена в образе бога, вершащего свой суд. Не случайно в начале фильма она буквально «сходит с небес» — приземляется на вертолете, а в конце — «возносится» опять на том же вертолете. И слова «отмщение», «искушение», «прощение» весь фильм звучат лейтмотивом. Она искушает горожан, но в исполнении Христианы Хербигер, не получает от этого ни малейшего удовольствия (в отличие от Клэр — Бергман и Васильевой). Она уже действительно очень стара, уже прожила свою жизнь и переживает свою личную трагедию с горьким достоинством. Героини Бергман — Васильевой еще молоды, глядя на них видишь только разъяренных фурий. Героиня фильма «Визит старой дамы» — изболевшаяся душой, глубоко несчастная и, на самом деле, потерявшая себя женщина, которую не сделали счастливой ее несметные богатства.

Удивительно, но в этом фильме акценты расставлены по-иному, и зритель сочувствует Клэр, презирает Альфреда Илла — каждый оценивается по своим поступкам. Я не понимаю, почему Михаил Козаков в фильме 1989 года буквально принуждает зрителя сочувствовать своему Иллу. Ведь он же — подонок и негодяй. Подлость не имеет сроков давности. В «Визите старой дамы» подонки остаются подонками до конца своих дней, и ничто не может их оправдать.

Главный же вывод Дюрренматта — никто не может принимать на себя роль судьи. «Мне отмщение и аз воздам» — это не для простых смертных. Рано или поздно к каждому явится своя дама и у каждого найдется — за что она спросит. И даже если у простого смертного чуть больше денег, чем у других, если он имеет возможность вершить суд по своим представлениям о справедливости — счастливее это его вряд ли сделает. Тоска и отчаяние читаются в глазах Клэр, «возносящейся» на вертолете после свершившегося возмездия.

Фильм «Визит старой дамы» — это великолепная работа режиссера, художника-постановщика и оператора. Перенося историю шестидесятилетней давности в наше время, создатели фильма точно передали всю психологию именно сегодняшнего времени, делая фильм близким и понятным зрителю.

9 из 10

23 октября 2014

Город сделал из меня проститутку. Теперь я хочу сделать из него бордель. (с)

Сюжеты Достоевского или, скажем, Ларса Триера отличаются не интригой, подробностями и динамикой, а психологизмом, и глубиной погружения, и возможностью разных смысловых срезов… А сюжет может быть простой, часто концентрирующийся вокруг одной проблемы. В нескольких фразах перескажешь. При просмотре мне именно эти имена пришли на ум.

Истории Фридриха Дюрренматта любимы и советским кинематографом, и забугорным. Мне кажется, это показательно, хотя экранизации, разумеется, выходят очень разные. Вот и у «Визита старой дамы» уже есть несколько кино-воплощений, не все из них доступны, на сегодняшний день я знакома с этим фильмом и советской экранизацией 89 года. Оба сняты для телевидения, оба достаточно интересны, но все-таки наше кино больше похоже на театральную постановку и, может быть, этим ближе к авторскому сценарию, а этот фильм отнесся к своей задаче серьезно и драматично. У нас смех, чтобы не плакать, у них тоска невыносимая и медленное накручивание неизбежного до тех пор, пока планка опускается так, что конец становится неважен, отсюда и отсутствие ударения на него. У нас — попытка анализа эмоций человека-жертвы, здесь скорее интереснее горожане и их реакция.

Но я не сравнивать их собиралась, а скорее радоваться сюжету, такой простоты и силы мне давно в кино не попадалось. История, которую можно прокручивать много раз с разными вариантами. Сказ о природе человеческой, о наносном тонком слое всех гуманистических и альтруистических учений — до тех пор, пока не будет задето свое самолюбие, пока не закрутит своя обида. Старая дама неумолима как судьба («Однажды за каждым из нас придет такая дама — и все мы окажемся в твоем положении…», цитата из русского фильма), но в ней странным образом почти нет злости. Она знает, как будет, и просто ждет, даже с сочувствием наблюдая за ходом событий. А все вокруг меняется, распадается, из-за приукрашенного и показного начинают скалиться те, кто звался друзьями. Взгляд останавливается на отдельных лицах из толпы… священник, учитель, бургомистр… И мы вместе с ними движемся от ситуации, когда все хотят, чтобы это свершилось, но не своими руками до ситуации, когда каждый прикладывает руку… От шока и отказа до постепенного уверения себя в виновности жертвы и попытки все-таки как-нибудь не брать на себя ответственность за ее участь. Ах, эти поганые маленькие городишки «где-то в Европе», где все знают всех и готовы сложить эту ответсвенность за свою участь, за судьбу города, за принципиальные решения на кого угодно, лишь бы оправдаться.

В обеих фильмах есть линия, мне малоинтересная и отвлекающая от главного. Здесь это история с дочерью Ила, она делает фильм чуть более затянутым и мелодраматичным, чем хотелось бы. К недостаткам можно отнести и отсутствие юмора, жестоко подчеркивающего трагизм происходящего.

Я считаю, оба фильмы любопытными для просмотра. Но и какой-нибудь один в состоянии дать вам представление о том, что нужно с собой сделать, чтобы дама выписала чек.

30 ноября 2012

По чем нынче правосудие?..

Гюллен в упадке. В маленьком городке царят бедность и мрачные настроения. Фабрика, обеспечивавшая когда-то благополучие Гюллена, закрылась, как и многие предприятия в округе. Единственная надежда городка — Клара Цаханассян, одна из богатейших женщин в мире, состояние которой оценивается примерно в восемь миллиардов евро, и уроженка Гюллена.

К её приезду готовятся всем народом, спешно наводя порядок на улицах, как если бы город посетила особа королевских кровей. Люди из кожи вон лезут, стараясь произвести должное впечатление на Клару, и подсылают к ней Альфреда Ила, бывшего возлюбленного миллиардерши.

… и почему-то за всеми этими приготовлениями, мишурой и парадами с песнями и плясками никто даже не пытается вспомнить, что когда-то Клара покинула Гюллен вынужденно, оклеветанная, опозоренная и брошенная самыми близкими людьми. Никто не смеет заговорить о том, что здесь Клара стала жертвой страшной аварии, из-за которой потеряла слишком много, все самое дорогое, что у неё было.

Пьеса «Визит старой дамы» изначально заявлена, как трагикомедия, но этот фильм держит в напряжении, как стопроцентная драма даже с некоторыми элементами триллера. Клара готова разделить с жителями города астрономическую сумму — два миллиарда евро, при условии, что человек, которого она когда-то любила больше жизни — Альфред Ил — умрет.

С этогот момента начинается самая зловещая часть истории. Каково чувствовать, что любой прохожий, твой самый лучший друг, твоя жена или даже неподкупный полицейский… может оказаться твоим убийцей? Стоит ли ехать на традиционную ежегодную охоту с друзьями, если знаешь, что у всех будут ружья, а от шальной пули никто не застрахован? Сможешь ли ты по-привычке непринужденно выпить пивка в баре и быть при этом на сто процентов уверенным, что оно не отравлено?

Все вокруг твердят — «человечность и гуманизм невозможно купить за деньги!», но с каждым разом эта фраза звучит все тише, неуверенней и в итоге её повторяет только пьяный и потерянный ректор, которого уже никто не слушает. Ото всюду уже звучат слова «правосудие» и «справедливость», Ил сломал жизнь достойной женщины, разве он достоин того, чтобы ходить по этой земле? Может, самое время вернуть смертную казнь?

Если и есть в этом фильме саундтрек, то он совершенно незаметен. И я не стану относить это к минусам картины, скорее, наоборот. Внимание моё удерживал, в первую очередь, сюжет и его подача.

Атмосфера накалялась медленно и очень осторожоно, не давая оторваться от экрана. Актеры справились так же очень хорошо, показывая зрителю целую гамму разным персонажей и образов. Но, конечно, три главных героя картины в исполнении Кристианы Хербигер (на редкость красивая, утонченная и талантливая дама), Михаэля Менделя и Мюриэл Баумейстер были особенно интересны.

Мой вывод: этот фильм не слишком динамичен, но этого и не требует. Данная история не столько рассказывает нам несчастную судьбу Клары и её жажды отмщения, сколько показывает человеческую алчность, лицемерие и продажность. Ил в полной мере ощутил на себе то, что по его вине обрушилось когда-то на Клару, и, как зритель, я в некоторой степени ощутила это вместе с ним.

За это «Визит старой дамы» получает от меня…

8 из 10

6 февраля 2011

Жизнь или Честь?

Эта немецкая драма с первых минут гипнотизирует зрителя. Главная героиня фильма — леди «железная рука» Клэр (Клара Цаханассян) жаждит мести. Когда-то ее предал человек, которого она любила, Альфред Илл. Теперь она готова на все, ее обесчестили и она стала играть в эти «грязные» игры.

Как оказалось, жители городка знают цену деньгам. Клэр запускает в газеты историю своей прежней жизни, как ее предал старый знакомый, как суд не поверил ей и как она была вынуждена бежать из прошлого. «Когда то этот город сделал из меня проститутку, а я сделаю из него бардель» — говорит Цаханассян.

С течением времени к ней начинают поступать предложения по убийству, но на самом деле женщине нужно не это…

Этот фильм может занять достойное место в вашей домашней видеотеке, мне не хватило чуть-чуть «надрыва» в сюжете. Кристина Хёрбигер играет велколепно, впринципе есть театры одного актера, а здесь фильм одного актера. Остальные действующие лица являются второстепенными. К плюсам драмы я отношу ее безусловную актуальность и хорошую режиссерскую работу. Развязка заметно уступает началу фильма — это минус, но в целом получилось приятное кино.

8 из 10

30 июня 2010

Драма Визит старой дамы в прокате с 2008 года, дебют состоялся более 16 лет назад, его режиссером является Николаус Лейтнер. Кто снимался в кино, актерский состав: Кристиана Хёрбигер, Михаэль Мендль, Мюриэль Баумейстер, Лиза Кройцер, Дитрих Холлиндербаумер, Дитрих Маттауш, Гельмут Бергер, Андре Пол, Вольфганг С. Цехмайер, Катрин Бек, Даниль Кеберле, Бернхард Майцен, Вероника Полли, Зигрид Шпёрк, Эрик Ян Риппманн.

Производство стран Германия и Австрия. Визит старой дамы — получит рейтинг по Кинопоиску равный примерно 6,6 из 10. Среднее значение, которое удается получить далеко не каждому фильму.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.