Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 8 |
IMDb | 7.6 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Школа «Саммерхилл» |
английское название: |
Summerhill |
год: | 2008 |
страна: |
Великобритания
|
режиссер: | Джон Ист |
сценарий: | Элисон Хьюм |
продюсеры: | Стивен Смоллвуд, Кен Бэйкер, Грег Бренмен, Джон Ист |
видеооператор: | Дэвид Марш |
композитор: | Шеридан Тонг |
художники: | Кэтрин Мередидд, Ник Пэллас, Клер Андерсон |
монтаж: | Хелен Чэпман |
жанры: | драма, семейный |
Поделиться
|
|
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 2 ч |
- Неужели вы хотели стать таким, когда были ребенком?
А каким бы стало общество, где дети имеют право голоса? Рекомендация посмотреть фильм появилась через знакомых знакомых, у которых ребенок учится в такой вот школе «с личным мнением», с такими же собраниями и общими обсуждениями.
Школа Саммерхилл кажется утопичной, но что если. Люблю этот вопрос «Что если?». Что если попробовать. Рассматривая систему образования в наших школах, видна одна общая тенденция — подавить. Попытки творчества, личное мнение, отход от системы. Саммерхилл дает возможность выйти за рамки и донести свое мнение. Свой собственный голос.
Детская демократия имеет ли место быть? Да! Все имеют права голоса и слова. Стоит отметить, что тут нет призыва в какую-то плохую сторону. Фильм показывает, что дети попадая в определенные условия, приобретая определенную свободу, способны мыслить абсолютно адекватно и рационально. Принятие коллективных решений при общем обсуждение идеальный вариант рассмотрения возникающих проблем.
Момент выбора детьми занятий может показаться не совсем правильным со стороны системы образования, ведь все должны получить базовые навыки и знания. И тут можно привести в пример простую ситуацию: «А вам школа дала то, что помогло бы жить, что-то помимо математики?». Очень понравилась фраза одного из учителей о том каким образом происходит заинтересованность тем или иным занятием/предметом.
Картина легкая и приятная для восприятия, позитивные моменты, несколько небольших драм для реальности и развития сюжета, но мне было мало, хоть и понравилось на какой ноте все завершилось. Фильм заинтересовывает и подогревает на размышления, стоит посмотреть хотя бы разок.
Так, когда вы были ребенком, каким взрослым хотели стать?
7 марта 2020
Фильм важен и актуален, даже в такой недокументальной, романтически настроенной картине. Воспитание свободой — это очень актуально для нашей страны, где свободные и демократические школы (школа «Нос», школа-парк «Бирюзовая», «У. Дача», «Конверт» и уже довольно много других) еще только делают первые шаги.
Запад уже «переболел» свободой и заново переосмысливает идею свободных школ (в принципе именно для этого создан фильм об одной из первых западных демократических школ).
Но для зашоренной российской ментальности полезен даже такой упрощенные фильм о таком важном свойстве, как самоуправление детей, самонаправленное образование, со-управление своей жизнью, своим сообществом.
Жаль с 2008 года в к5ино нет продолжения этой тематики. Нет фильма про школы типа Садберри (которых в мире уже больше сотни). Нет сравнения, нет аналитики этого процесса. Поэтому этот фильм как первенец на эту тематику интересен для тех кто в теме.
Интересным будет сравнение впечатлений с советским фильмом «Республика Шкид». (1920г). А ведь это первые «ласточки» таких школ и из одной эпохи создания (Самерхилл создана в 1921 году).
11 января 2020
Фильм «Саммерхилл» рассказывает о самой знаменитой демократической школе мира, которой в этом году исполняется 97 лет. Расположена она в Великобритании и работает как пансион, что вполне вписывается в английские традиции, в отличие от педагогического подхода школы.
Я узнала о Саммерхилле и посмотрела этот фильм, конечно, задолго до основания школы НОС (Новой образовательной среды, небольшой демократической школы в Подмосковье), где теперь не только мои мысли, чаяния, стремления, но и мое сердце… и даже задолго до возникновения мысли о создании собственной демократической школы в России.
Основатель Александр С. Нилл описал работу школы в книге «Саммерхилл — воспитание свободой», книга эта стала библией для практиков свободного образования и родителей всего мира. С нее и началось мое знакомство с темой демократического образования.
«Саммерхилл сегодня в своих главных чертах — тот же, что был при его основании в 1921 г. Самоуправление для учеников и персонала, свобода ходить на уроки или не ходить, свобода играть целыми днями, неделями или даже годами, если необходимо, свобода от навязывания какой-либо идеологии — религиозной, моральной или политической, свобода от целенаправленного формирования характера.»
- Александр С. Нилл, вступление к книге «Саммерхилл — воспитание свободой»
Сюжет фильма, снятого в 2008 году, основан на истории о попытке закрытия школы, предпринятой министерством образования, и о движении, поднятом учениками и учителями школы за сохранение школы и ее традиций. Однако мало кто из зрителей именно эту историю выносит из просмотра. Фильм поражает прежде всего рассказом о том, как живет и работает Саммерхилл, как выглядит образование без принуждения, что стоит за красивыми словами «воспитание свободой».
Зрителю-педагогу фильм покажется упрощенным и идиллическим. Там за пару недель сложный ребенок превращается в душу компании, раскрываются самые закрытые ученики, дети находят себя и свой путь буквально на первом же семестре учебы. На мой взгляд практика демократического обучения очень важные и сложные моменты нашего подхода остаются в тени. Снимай я этот фильм для профессионалов и для практикующих, я рассказала бы о том, что путь поиска себя — это пожизненный путь, что самоопределение не дается человеку легко, что ученики постоянно находятся в волнообразном процессе, где периоды погружения и увлеченности сменяются периодами апатии и раздумий о смыслах, что сообщество, где единственным ограничением является не нарушить права другого, оказывается сложно организованным и жестко структурированным, что самый сложный вызов для родителей учеников — это безграничная вера в то, что ребенок сам знает, что для него лучше.
И в то же время фильм на самом деле приоткрывает суть происходящего в свободной школе. Много сказано о функционировании общего собрания, о законах и их исполнении, есть кадры с занятий, показана важность игры в образовательной среде. Передана роль взрослых, роль не ведущих, а помогающих. Взрослые в таком пространстве — это ресурс для решения стоящих перед детьми задач.
Сам дух товарищества, уважения к личности, стремления к деятельности и познанию нашел полное отражение на экране. Забавный и трогательный микро-сюжет, как в школу влюбляется одна из инспекторов министерства и остается в ней работать, демонстрирует, что Саммерхилл — место для людей, открытых сердцем, людей, которые слышат и любят своего внутреннего ребенка.
Пожалуй, самое важное для меня как для основателя демократической школы — это любовь, которую мы все, создатели и участники этой маленькой «страны» школы, находим в ней. Любовь, которая возникает не в отношениях, а в понимании сути человека, в стороннем наблюдении за его развитием. Через наших детей мы видим каждый день, как глубок внутренний мир человека, как неотъемлемо стремление личности к познанию себя и мира.
24 июля 2018
Забавное, неплохо снятое и доброе кино о детской демократии в школе.
Особенно последний момент интересен, когда на заседании спрашивают совета у взрослых.
То есть, даже сценарист не смог довести идею школьной демократии до полного абсурда и вынужден был ввести в систему принятия решения — взрослого как очень важное звено и обособленный авторитет.
В Реальной жизни, к сожалению, такие ситуации бывают гораздо чаще и в этом фильм утопичен.
Как и в том, что полная свобода лишает ребенка важнейшего навыка преодоления трудностей, в том числе и решения внутренних конфликтов желаний с возможностями или с внешними условиями.
А в жизни подобные конфликты к сожалению бывают, и именно школа — важнейший институт воспитания, где ребенок впервые ощущает на себе, эти аспекты взрослой жизни, и учится преодолевать.
Но с другой стороны, идея свободы, вносит больше творчества в процесс учебы, и без нее тоже не обойтись.
Как всегда истина где-то посередине. И вот за то, что сценарист подошел к процессу несколько однобоко, не показав эту дихотомическую систему, можно его слегка заминусить.
Ведь видно, что человек не вдумавшийся в проблематику глубоко, хотя бы в силу своей отвлеченности и другой области деятельности, будет воспринимать именно такую утопию сугубо положительно.
11 июля 2016
На книгу «Саммерхил» я наткнулась совсем не случайно. Самой лучшей рекомендацией к прочтению стали примеры, приведенные из книги моим другом, в разговоре о воспитании детей. В книге говориться, об образовательном учреждении, наверное, единственном в своем роде, где у детей есть возможность быть самими собой, воспитываться и получать образование в условиях самой настоящей свободы и самоорганизации. Прочитав эту книгу я была просто поражена, на столько рушились мои представления о воспитании, навязанные авторитарным обществом.
В этой школе, основанной Александром Ниллом в 1921 году в Англии, воспитанниками которой раньше были преимущественно так называемые «трудные» дети, самые отъявленные хулиганы, воры и поджигатели, не желающие учиться становились в итоге, во всех отношениях, психически здоровыми, интересными и по-настоящему любознательными ребятишками. Здесь приводятся конкретные примеры, конкретных детей, их психологические травмы и неврозы, которые на протяжении достаточно долгого времени излечились в «Саммерхиле».
Все взаимоотношения в этой чудесной школе построены на равенстве детей и взрослых, взаимном уважении и самоуправлении. Самоуправление в школе (я имею ввиду настоящее самоуправление) — это когда дети решают вопросы наравне со взрослыми и каждый голос важен. Нилл приводит массу примеров, когда его предложения не проходили на голосовании тк ученики были против. Дети сами решают на какие уроки они будут ходить, что им одевать и как проводить свободное время. Персонал школы и дети общаются исключительно на «ты».
Многие родители думают, что если дать детям полную свободу, то они не смогут получить хорошее образование, и не смогут устроиться в жизни. Но практика «Саммерхила» доказывает обратное. Наоборот, свобода и конкурентная среда между воспитанниками побуждает их обучаться самостоятельно, без пинков и наставлений. Автор советует родителям, в первую очередь не путать свободу со вседозволенностью. Разница обычной школы и «Саммерхилом» в том, что «Саммерхил» выпускает людей, уверенных в себе, добрых и по-настоящему искренних, с определенным багажом знаний, которые им действительно были интересны, и которых они не забудут, когда после звонка пойдут на перемену. Такого мнение автора.
Сам Нилл говорит в своей книге «Не бывает трудных подростков, бывают трудные родители». Он много пишет о детской психологии, и о том, как в период от самого рождения ребенок, получая неправильное воспитание, в условиях страха и подчинения взрослым, зарабатывает множество комплексов, сопровождающих его на протяжении всей жизни. Также Автор считает, что современное образование скорее направлено на подавление индивидуальности ребенка, а жесткая муштра убивает в маленьких людях любознательность, и превращает их в агрессивных, непослушных, неуправляемых «бесят» или наоборот забитых и тихих аутсайдеров.
Также в книге очень много внимания уделяется вопросу о детской сексуальности, разнообразных табу, запретам и унижениям, связанным с этой темой, которым подвергается ребенок во время взросления. Психолог считает, что из-за подавления сексуальности и недостатка сексуального образования в детстве у людей возникает множество неврозов, что приводит к различным дисфункциям. От комплекса кастрации, приводящем к импотенции в раннем возрасте до садистских наклонностей, связанных с сексом у мужчин, и фригидности и ненависти к собственному телу у женщин.
За 95 лет существования школы, не было ни одного случая драки между учениками, ни одного случая смерти или серьезного травматизма у детей. Скептически настроенная инспекция, после неоднократных проверок оставляла достаточно лестные отзывы. Инспектора были поражены искренностью, добротой и хорошими манерами учеников, что и отражалось в их докладах. Школа никогда не прекращала свое существования. Дети выходили с довольно приличными показателями и только один ребенок так и не посетил ни одного занятия, а это очень хорошая статистика.
Александр Сазерленд Нилл до 80 лет был директором в этой школе, после смерти автора школой заведует его дочь Зои. В книге описано много интересного о психологии детей, о том какие ошибки допускают родители и педагоги и как их можно избежать. Его взгляд на обучение и воспитание является поистине новаторским и прогрессивным и на сегодняшний день. Многие вещи из его практики шокируют консервативных родителей и учителей, и порицаются общественным мнением. Сам же Нилл считает, что консервативное образование является жизнеотрицающим, что несчастные закомплексованные дети не способны сделать наш мир гуманнее и лучше, когда станут взрослыми. Он возлагает надежды на новое поколение, более свободных детей и родителей, счастливых и добрых. Так как по-настоящему счастливым может быть только свободный человек. Рекомендую прочесть всем родителям.
А вот фильм так себе если честно… ожидала большего
9 июля 2016
Изучая историю педагогики, я, можно сказать, случайно наткнулся на статью об английской школе Саммерхилл, которую основал Александр Нилл. В этом замечательном учебном заведении, как по мне, дети по-настоящему свободны. Они не обременены обязательным посещением уроков, школьной формой, домашними заданиями. Нецензурные выражения, шумное поведение не порицаются. Школьное самоуправление действительно имеет силу, на собрании школы все имеют равный голос и взрослый учитель, и ребенок. Дети и подростки контролируют свою жизнь, развиваются самостоятельно, а учителя лишь готовы помочь им в этом. Будучи восхищенным этой школой, я решил посмотреть этот небольшой телесериал.
Честно говоря, очень жаль, что его создатели решили выбрать формат именно детско-семейного кино, а не, например документальный. Конечно, ребятам может будет интересно посмотреть на то, как можно учится иначе, но, как по мне, этот фильм более полезен взрослым, ведь именно они определяют как воспитывать детей и чему их учить. А из-за своей инфантильности телесериал потерял и в информативности о философии выдающегося педагога, и в своей убедительности. Ну что же, смиримся с этим, перейдем непосредственно к сериалу.
Сюжет основан на реальных событиях, связанных с судебным процессом школы свободы против Министерства Образования Великобритании. Это уже радует.
В центре внимания два ребенка: девочка Мэдди и мальчик Райан. Обоих можно назвать «сложными» детьми, у Мэдди проблемы со психикой из-за властной матери, а у Райана не умеет вести себя в обществе и был несколько раз исключен из других учебных заведений. Они резко выделяются на фоне счастливых детей Саммерхилла. Спустя некоторое время в школе приходит инспекция, с целью проверки соответствия школы образовательным стандартам. Все происходящие в сериале будет крутится вокруг этого.
В истории используется невероятное количество надоевших многим клише: показушным судебный процесс, хороший-плохой адвокат, опоздание на суд, когда он идет уже на полную, дети, неожиданно «помогающие» глупым взрослым, исправляющийся «злодей», аляповато строгие «плохие» взрослые и т. д.. Не знаю, что из этого было в реальной истории этой школы, но в телесериале это выглядит крайне наивно. Да и сама логика суда мне не понятна. Но тут я не буду спойлерить — посмотрите сами не поймете.
Из положительного могу отметить, что в фильме видно развитие персонажей. Какими они становятся и почему ясно и логично. Мне кажется, что дети будут действительно переживать за главных героев. Да и мне было немного интересно за ними наблюдать.
Ничья актерская игра мне не запомнилась. Нет откровенно плохой игры, как и откровенно хорошей. Ничего особенного.
Большой плюс фильма в том, что он продемонстрировал как работают отдельные элементы Саммерхилла: Школьное Собрание, обучение, некоторые традиции.
В общем, телесериал получился немного выше среднего. Будь он не об настоящей школе, а полностью выдуманным, он был бы прямо скажу не очень. Фильм на один раз. Рекомендую всем тем, кто хочет познакомиться с альтернативными школами или хочет посмотреть простенький фильм со своей семьей. Но все же, зритель, читай книги Александра Нилла! Куда более впечатляюще.
6 из 10
+1 балл за то, что благодаря этому фильма об этой школе узнали многие.
P.S. Все же, кто-нибудь догадается снять хороший документальный фильм об Саммерхилле? Это было бы замечательно!
27 ноября 2015
Скольких космонавтов, лётчиков, автогонщиков, балерин, и других замечательных людей лишился мир? Как много надежд, возложенных нами на самих себя, но только взрослых, остались неоправданными и висят камнем на шее?
Этот фильм рассказывает потрясающую историю о реальной попытке дать детям шанс оправдать свою веру в себя и не выращивать очередную порцию несчастных людей. Потрясающая картина, которая действительно поучает. Не стану писать чему, ведь каждому свой урок.
Реальная история о месте, где детям (таким же, как мы в детстве) дают шанс стать Собой.
1 апреля 2011