Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.6 |
IMDb | 6.9 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Патрик 1,5 |
английское название: |
Patrik 1,5 |
год: | 2008 |
страна: |
Швеция
|
слоган: | «No family could be happier!» |
режиссер: | Элла Лемхаген |
сценаристы: | Элла Лемхаген, Микхаэль Друкер |
продюсеры: | Матиас Берггрен, Ларс Бломгрен, Гуннар Карлссон, Анн Колленберг, Томас Эскильссон, Шарлотта Денвард, Петер Поссне, Томас Микхаэльссон |
видеооператор: | Марек Визер |
композитор: | Фредрик Эмилсон |
художники: | Лене Виллумсен, Анджелика Тибблин Чен |
монтаж: | Томас Лагерман |
жанры: | комедия, мелодрама, драма |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Сборы в США: | $57 468 |
Мировые сборы: | $57 468 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 6 сентября 2008 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 18+ |
Длительность: | 1 ч 38 мин |
«Возьми, Боже, что нам не гоже» — если такой подход кажется кому-то смешным, то фильм «Патрик 1,5» вполне можно назвать комедией. Хотя эта лента, скорее, претендует на звание лирической мелодрамы с элементами гротеска, в мягкой форме задающей зрителю болезненные вопросы на социальные темы.
Как бы с улыбкой
Весь сюжет фильма изначально выстроен на гротеске: гей-пара пытается усыновить ребенка. Но подвох в том, что малыш Патрик полутора лет, согласно официальным бумагам, оказывается в реальности пятнадцатилетним подростком с криминальным прошлым. У него нет родителей, его отвергли родственники. Он пьет, курит и гуляет. Нет-нет, он не распутный, просто так зрителя успокаивают — у пацана все нормально с ориентацией, ему не грозит «перевоспитание».
Гротескно изображены и сами приемные родители — их образ взят из обывательского представления о гей-парах. «Папа» Свен здесь, конечно же, брутален, имеет проблемы с алкоголем, не раз сидел на зоне, бросил жену и дочь. А «мама» Ёран — ранимый, слегка манерный романтик, мечтающий о семье и ребенке, млеющий от кроваток, пеленок, пинеток, распашонок и цветника на лужайке перед домом.
Папа и попа
«Ничего у вас не выйдет с ребенком. Как он будет вас называть? Папа и попа?» — огрызается Патрик в одной из сцен. И правда, надежд на счастливый исход маловато. Патрик не принимает приемных папаш, а те, в свою очередь, просто в ужасе от мысли, что в их доме поселится малолетний уголовник. «На сегодняшний день нет такой страны, которая согласилась бы передать ребенка на усыновление гомосексуальным родителям, — прямым текстом говорит Свену и Ёрану социальный работник. — Вы бы не стали у нас первыми кандидатами, если бы нашлись другие семьи». Так что рассчитывать на усыновление другого ребенка паре не приходится, в результате она распадается.
Ну, как? Смешно?
О, вы, все-таки, дочитали до этого абзаца? Спасибо, я вам благодарен, правда. Можно маленький вопрос? Из всего, что написано выше, фильм кажется вам смешным? А теперь добавьте еще сюда соседских детей, изводящих всю троицу оскорбительными выходками, за которые их родители извиняться вовсе не спешат. Да и сами соседи, у которых в семьях тоже черт знает, что творится, от импотенции до измен, то врываются к Ёрану на работу с угрозами покалечить, то чуть ли не прямым текстом намекают, что понимают, для чего тот пристроил у себя дома симпатичного малолетку…
Впрочем, как я уже говорил, гротеск помогает смягчить острые углы, позволяя фильму оставаться в рамках добродушного мелодраматизма. И, в конце концов, все по-своему будет хорошо. Когда побегут финальные титры, настроение у вас будет светлое — гарантировано.
PS…
«Досадно, ведь вы такой симпатичный!», — игриво, но искренне сетует соседка, обращаясь к Ёрану. Поддержу ее. Красивый мужик. Смотришь фильм и реально любуешься этим актером. Одно досадно, что в реале он не гей. Зато он из знаменитой шведской актерской семьи, где папа прославился на весь мир ролью в «Пиратах Карибского моря», а один из братьев — исполнением центрального персонажа в ужастике «Оно». Сам Ёран — актер Густаф Скарсгорд — стал известен массовому зрителю благодаря фильму «Зло», номинированному на «Оскара», и, конечно же, сериалу «Викинги».
18 февраля 2019
Ну, вот. С отбором испанского кино покончено. Можно теперь посмотреть что-то другое. Покопался в своих фильмах и нашел там вот такую шведскую комедийную драму, которую мне давно рекомендовали посмотреть. Сейчас расскажу, что это такое.
Фильм относится к поджанру ЛГБТ-тематики об усыновлении детей однополыми семьями. Шведы всегда были довольно прогрессивными в этом плане. С 2009 года у них однополые браки признаются на государственном уровне. А сама Швеция стала седьмой страной, которая приняла закон о возможности заключения брака лицами одного пола. Но сам фильм был снят раньше, когда у них действовали еще однополые партнерства, которым с 2002 года было все-таки разрешено подавать заявки на усыновление детей.
Именно это хотят сделать Горан и Свен. У них хороший дом с садом в тихом местечке, стабильный доход, машина… Вот только ребенка не хватает для полного счастья. Однако, социальные службы не могут предоставить им подходящий вариант на усыновление. Но однажды им приходит извещение о том, что они могут взять 1,5-годовалого ребенка на испытательный срок. Пара обустроила детскую комнату и подготовилась к приему сына. Вот только в документе была опечатка. Вместо малыша приехал 15-летний парень с кучей правонарушений и гомофобными замашками. Патрик стал проблемой, которая ставит под сомнение любовь Горана и Свена.
Приятный сюжет. Очень тесно переплетается драма с комедией. Вроде и забавно в некоторых моментах, но при этом грустно. Жалко Горана, который ради отцовства готов пожертвовать даже своими отношениями. Жалко Патрика, которого перевозят из одного специального учреждения в другое. Только Свена абсолютно не жалко. Он абсолютно не готов принять на себя ответственность за другого человека и постоянно убегает от проблемы. В его любовь я не поверил. Интересно было наблюдать, как озлобленный Патрик стал немного открываться. Но больше всего понравился светлый и добрый образ Горана. Неужели такой отец будет хуже какого-то пьяницы?! Неужели жить в таких условиях хуже, чем в интернате?!
Вообще это очень сложная тема. Одни хотят иметь детей, но не могут. А другие плодятся, как кошки, а потом бросают, потому что не хотят. Вот, наверное, те, кто не может иметь детей, ценят их намного больше, чем другие, которые делают аборты и оставляют в роддомах, не задумываясь. Причем странно, что осуждают как раз первых. Ну, не знаю… На мой взгляд, ребенку лучше расти в любви и заботе однополых родителей, чем жить в стрессовой обстановке с постоянно грызущимися матерью и отцом, если еще будет отец, поскольку в последнее время матерей-одиночек значительно больше.
В целом, мне фильм понравился своим светлым посылом. Очень хочется, чтоб для каждого ребенка нашлась своя любящая семья и чтоб дети никогда не становились причиной разводов. За это ставлю…
8 из 10
22 ноября 2012
Устроив себе ретроспективу шведского кино в масштабе одной квартиры, я настолько привыкла к глубокомысленным сюжетам, зачастую завершающимся катарсисом (типа счастье — это вам не в тапки гадить, его заслужить надо), что фильм «Патрик 1,5» стал бальзамом для моей измученной души. Нет, здесь все тоже очень серьезно, и проблемы героям придется хлебать, что вам щи, но даже негатив в фильме отдает не черной фон-триеровской меланхолией, а светлой печалью или даже, можно сказать, печалькой. Проблемы вроде бы и есть, но не здесь и не сейчас, а значит, это было давно и неправда.
Итак, главные герои фильма Йоран и Свен — недавно поженившаяся пара безумно влюбленных геев, купившая коттедж в благополучном пригороде одного из больших шведских городов и успешно влившаяся в жизнь других не менее счастливых обладателей собственных домиков в деревне. Только вот у соседей не только любовь, а еще дети, собаки, ухоженные садики, а у наших героев только ты да я, да мы с тобой. Да еще проблемы с дискриминацией сексуальных меньшинств. Соседи, конечно, тактично помалкивают, но на общие празднества не зовут, да еще и детишек своих натравливают, чтобы те бегали под окна к «этим, тьфу, сказать противно» и кричали им всякие гадости. Ну, вы понимаете, какие именно.
Свена это, конечно, подбешивает — еще бы, совсем недавно он был женат, у него даже дочь шестнадцатилетняя имеется, а тут любовь приключилась — нечистый попутал и на кривую дорожку свел, — Йоран же все воспринимает легко и лишь снисходительно посмеивается над невинными детскими шалостями. И только одно способно испортить ему настроение — невозможность иметь детей. Однако в либеральной Швеции на однополые браки смотрят снисходительно, поэтому шанс на обретение собственного дитяти для героев все-таки замаячил. После череды отказов почтальон принес — нет, не заметку — послание из попечительского центра, мол, готовьтесь, будет вам сын, звать Патрик, возраст 1,5 лет. И не успели на глазах героев высохнуть слезы радости, как вот он на пороге. Зовут Патриком, правда, с возрастом промашка вышла: запятой бюрократы проклятые ошиблись, и Патрику совсем не памперсы нужны, а бутылка пива и пачка сигарет, что для пятнадцати годов не так уж необычно. Свен с Йораном сначала, конечно, побегали-покричали, где, дескать, наш Патрик, мы для него кроватку с кружевами приготовили и медведЕй плюшевых накупили, а потом даже привыкли и расставаться с новоявленным сынком не захотели. Не сразу, конечно. Да и как к такому привыкнуть, когда парень волком смотрит, «педдефилами» обзывает и угрожает отлупить? Но гей ты или натурал, а любовь все победит, даже сорняки на заднем дворе главных героев, ведь Патрик нешуточно разбирается в садоводстве и кусты подстригает не хуже какого-нибудь Эдварда с ножницами вместо рук.
И это ни разу не спойлер. Потому что история, рассказанная в антураже красивых домиков, цветущих садов и освещенных солнцем зеленых лужаек под саундтрек столь любимой Свеном музыки кантри, просто не может закончиться плохо. И даже если все сложится не так, как мечталось вначале, это все равно окажется хэппи-эндом, который заставит даже самых циничных из нас смахнуть ненароком набежавшую слезу.
Не смотря на политкорректную тему, типичную скорее для американского кинематографа, данный фильм выгодно отличается от своих заокеанских собратьев. Подобное кино можно смело смотреть всей семьей, не краснея перед ее младшими членами (да простят мне сей каламбур), потому что поцелуи и объятия, конечно, будут (куда ж без этого в фильме про молодоженов?), но показано это так же тактично, как в фильме «Филадельфия», а временами даже забавно, как в фильме «Рок-н-ролльщик».
Но не только сюжетом красен фильм про Патрика, хороши и исполнители главных ролей. Играющему Йорана Густафу Скарсгарду прекрасно удалось передать жесты и манеры слабой половины однополого брака. Не надевая женскую одежду, не кривляясь и не говоря противным голосом, он действительно кажется женщиной в мужском теле. Играющий его сильную половину Торкель Петерссон красив и брутален даже в те моменты, когда в пьяном виде засыпает под кустом герани, а юное дарование Томас Льюнгман не только не теряется на фоне более опытных коллег, но временами даже их переигрывает, что, впрочем, объясняется сюжетом фильма и отведенной ему ролью. И, конечно, любителям шведского кино, стоит обратить внимание на бывшую жену Свена, которую играет Анника Халлин — именно ее героиня защищала Лисбет Саландер и помогала своему брату Микаэлю Блумквисту в фильмах про девушку с татуировкой дракона.
В общем, если вас еще не тошнит от толерантности и политкорректоности, фильм «Патрик 1,5» может стать прекрасным способом не только убить вечер, но и поднять себе настроение, что, согласитесь, уже не мало. К тому же, это одна из редких возможностей посмотреть действительно оптимистичное скандинавское кино, не отягощенное размышлениями о смысле жизни, коррумпированности властей и дождливыми пейзажами.
10 из 10
30 мая 2012
«Патрик 1,5» из тех милых душевных фильмов о семейных ценностях, которые показывают воскресным утром по центральным каналам, пока у школьников выходные и они отлеживаются до десяти утра, смотря как милый песик Бетховен спасает своих хозяев. Только в фильме шведки Эллы Лёмхаген никаких собак нет, и фильм о семье нетрадиционной, настолько, что любой здравомыслящий родитель тут же выключит телевизор, пока их чадо не нахваталось нездоровых толерантных ценностей.
В плане ЛГБТ-политики Швеция придерживается наиболее последовательного курса, но и здесь жители спальных районов смотрят с подозрением на счастливые гей-семьи, а службы социальной опеки не готовы предоставить им на воспитание детей. «Патрик 1,5» снят в лучших традициях шведских социальных фильмов, направленных на интеграцию открытых гомосексуалов в общество и развенчание мифов, связанных с этой скользкой темой, не спекулируя на скандальности и стереотипах. Конечно, такой подход хитом «Патрика 1,5» не сделает, но определенно поможет в понимании сексуально-гендерных изменений в обществе.
Свен и Горан одна из таких семей, обживающая новый дом в замечательном спальном районе и мечтающая усыновить ребенка. Когда все документы готовы, на их пороге вместо полуторагодовалого малыша Патрика появляется 15-летний хулиган, которого так же зовут Патрик, вконец руша надежды двух мужчин на полноценную семью, ведь нет патрика 1,5. Есть Патрик 15, мальчишка-сирота, чья мать умерла, и который провел всю жизнь в патронатных семьях и приютах. Озлобленный и запуганный, боящийся спать в доме Свена и Горана, чтобы эти «педдефилы» его не изнасиловали. Порой кажется, что и участь Свена ничуть не лучше. К нему еженедельно приезжает бывшая жена со взрослой дочерью, и в отличии от Горана он сделал более-менее добровольный выбор быть с мужчиной, отчего тяжелее переживает последствия камин-аута и неизбежную дискриминацию. К взаимопониманию лежит долгий путь, и с первого взгляда фильм пропагандирующий толерантность, становится сильной драмой с забавными моментами о таком простом слове «человечность», и о том, что для воспитания ребенка не так важны социальные роли, как искренняя любовь и забота. И непонимание взрослых и детей — проблема более глобальная, присущая любым семьям, независимо от гендерного статуса родителей
Элла Лемхаген чудом избегает ангажированности и фальши, создавая один из самых честных фильмов на модную тематику гомосексуальности, а главное сама тематика здесь отступает на второй план, и все кажется предельно нормальным. «Патрик 1,5» оставляет после себя очень теплое ощущение, которого зачастую лишены голливудские аналоги, где и проблемы не так велики, и не требуется в сценариях напряженный психологизм, без которого подобную ситуацию разрулить довольно трудно. Хотим мы того или нет, но в будущем нас ждет еще одна модель семьи, которая на поверку не так уж и отличается от традиционной. Ведь на самом деле самая счастливая семья не та, в которой соблюдены традиционные нормы, а та, где эти нормы не задушили любовь.
9 из 10
4 сентября 2010
В домотканой одноэтажной Швеции люди живут по-семейному тихо и спокойно, устраивая общие праздники и скромные домашние торжества, собирая соседей, как добрых и старых друзей. Но даже здесь мужская пара вызывает немое удивление, а не бурный восторг отгораживающихся от странностей сограждан, подвергающих остракизму однополый брачный союз.
Куда там влюблённым мужикам, когда в обычной семье нелегко найти согласие, а в приходящих невзгодах определить правильный курс, оставаясь терпеливо бороться с собственным бессилием и лукавством коварных людей. Кому нынче легко? Вот и «молодожёны» хотят, чтобы всё в их семье было по-настоящему. И дети тоже.
Восторги счастья от разрешения власти сменяет оторопь от встречи с великовозрастным «дитём», имеющим послужной список с приводами и покушением на насилие с применением отточенных стальных средств, вместо долгожданного умилительного сюсюканья грозящего перевернуть вверх тормашками их насиженное романтическое гнездо.
Это, конечно смешно, но и немного грустно, как с появлением «ребенка» начинает сыпаться, кажется, уже устоявшаяся совместная жизнь, испытывая правильность выбора и прочность супружеских уз. Но, слава Богу, никто не собирается заводить это дело в чёрный тупик, оставляя фильму свободу действий и лёгкость откровенных слов.
Пока между Гораном (Густаф Скарсгард) и Свеном (Торкель Петерссон) разгораются противоречия, у их соседей зреет немало острых семейных проблем, роднящих однополую ячейку с несчастьями разнополых пар, выделяя не сексуальные ориентиры, а личный характер человеческого существа, вовлекая в действие бывшую жену (женщина) Свена и его готически обряженную инфернальную дочь, расставляющих акценты в череде спорных отношений и обманчивых чувств.
Куда клонят? К тому, что в любом виде семья — это одни и те же отношения людей, в чем, собственно, и приходится разбираться пятнадцатилетнему Патрику, впадающему в агрессивную бессонницу от страха быть изнасилованным парой осчастливленных «педрил», не знающих, как избавиться от угрожающего «подарка» и заполучить обещанного им социальщиками младенца полутора лет.
Волнения поднимаются нешуточные, но авторы картины не намерены нагонять страстей, не ударяются в крайности и, не впадая в пропагандистский пыл, локализуют события вокруг личного дела нескольких человек, которым пришло время выбирать, решать и думать: жить вместе или отдельно, в приюте или … одной семьёй.
Кошмарный выбор для мальчика, который ничуть не похож на кошмар, поскольку текущее настроение фильма заключается не в том, что «Всё пропало!», а в вопросе «Как дальше жить?», позволяя Скарсгарду и Петерсону понемногу заигрываться и капельку чудить, мастерски очаровывая юного Томаса Льюнгмана (говорят, он чуть не потеснил Дэвида Кросса в дуэте с Кейт Уинслет в оскароносном «Чтеце»), который, глядя на их смелость, теряет всяческий страх, забывая о разнице в годах, думая, что может быть вовсе не третьим, и даже не вторым, открывая в загнанном Патрике мужское достоинство, убедительную решительность и скрытую от других доброту.
Как Горан и Свен выбирают уйти им или остаться, вернуться, или не приходить, так и Патрик решает надо ли ему искать обыкновенного дома или это и есть его настоящий семейный очаг. Он, разумеется, знает, чего хочет, но ведь, как говорят, со стороны видней?
23 августа 2010
Что можно сказать об этом фильме?
Первое, что это не комедия. Хоть описание, и даже трейлер акцентирует внимание зрителя на то, что это вроде бы комедия а-ля трудный ребенок, но это сделано с целью заманить зрителя, ведь давно не секрет, что наиболее популярны жанры комедия и экшн.
А драма, тем более, что центровыми героями являются гей-пара — скорее всего отпугнет потенциального зрителя. Ну что же, причины понятны, но все же это дезинформация. Забавные моменты конечно есть, но они разве что приближают жанр к мелодраме, чем к комедии.
Сценарий конечно нельзя назвать оригинальным, но он практически безупречен, полностью моделирует реально возможную ситуацию без украшательств. Пара показана среднестатистическая — они не топ-модели, они имеют свои недостатки, что акцентирует на натуральность происходящего. Развинчиваются всевозможные стереотипы относительно геев(манерность, стиль одежды, тождество гей=педофил). За этот социальный ликбез фильму большой плюс. Что же насчет Патрика — «ребенка» которого они взяли на усыновление — он не «сахар», что подчеркнула служащая по опеке — «если бы он не был бы таким трудным ребенком — вам бы не дали его воспитывать» — еще один стереотип, до сих пор геев считают извращенцами, пусть ребенок гниет в детском лагере, чем у обеспеченной пары геев, и это в Швеции…
Сложный характер Патрика объясняется его сложным детством — сын проститутки, которая покончила жизнь самоубийством на глазах у своего ребенка, тяжелые будни детских домов, и как следствие проблемы с законом, во время побегов из того ада. Реальнее некуда, не правда ли? Сколько у нас живут/выживают/существуют детей в детдомах? И все же Горану и Свену удалось достучаться до Патрика, показать, что мир не только сплошная черная полоса, и что есть свет в конце туннеля.
Все актеры справились со своими ролями. Все правдоподобно и смело можно наложить штамп «верю!»
И удивительно, что сценаристом и режиссером была женщина — Элла Лемхаген, так тонко и откровенно показать проблемы геев в обществе, трудности воспитания детей сирот с целым багажом психологических проблем, одним словом — блестящая работа.
Музыка подобрана замечательно — она не затмевает действие в картине, а лишь добавляет оттенки. Претензий нет.
Объективная оценка фильму — 9, но как социально значимое кино — бесспорно 10 из 10
12 августа 2009