Рейтинг сериала | |
Кинопоиск | 7.4 |
IMDb | 6.3 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Отцы и дети |
год: | 2008 |
страна: |
Россия
|
режиссер: | Авдотья Смирнова |
сценаристы: | Иван Тургенев, Авдотья Смирнова, Александр Адабашьян |
продюсеры: | Илья Неретин, Анна Каминская, Валерий Тодоровский, Максим Коропцов |
видеооператор: | Юрий Райский |
композиторы: | Петр Климов, Алексей Стеблев |
художники: | Оксана Ярмольник, Александр Адабашьян |
монтаж: | Лидия Волохова |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
на DVD: | 16 октября 2008 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 16+ |
Редко мне нравятся сериальные экранизации отечественной классики в нынешнем ее исполнении. Все время какие-то жалкие замахи на «разумное, доброе и вечное» получаются, высосанная из пальца отсебятина, которую хотят выдать за авторское видение. Так и хочется сказать: господа, не надо вычитывать между строк то, чего там нет. И в результате у меня как зрителя — щемящая тоска от этих потуг. Рада была обнаружить, что фильм Авдотьи Смирновой — не тот случай.
Мне очень нравится, как снимал классику Никита Михалков. Она у него действительно живая получалась. Что есть, на мой взгляд, классика? Это нечто такое вне времени и пространства. То, что одинаково живо воспринимается и школьником, и пенсионером; и в 20 веке и в 21; и в России, и в Китае. Михалков умел подать так, что и рассматриваемые проблемы выглядели актуальными ныне, и язык героев был сохранен, но не отдавал нафталином, и общая атмосфера на экране не светила лубочностью сквозь декорации. Но самое главное — раскрытие образов, попадание в них. Важно не просто отобразить суть произведения на экране, не исказив при этом авторскую мысль, но и вызвать интерес зрителя. Я — за нескучную классику! Мне кажется, Авдотья приблизилась к такому моему видению.
Начну с того, что Устюгов — стопроцентное попадание в образ тургеневского героя! У меня аж мурашки пошли по коже. Видимо, мы с Авдотьей Андреевной, по одним учебникам учились в детстве и одни картинки впечатали в память. Причем, все без исключения актеры не просто воплощают героев «Отцов и детей» на экране, они проживают их жизнь. Конфликт поколений, юношеский максимализм, душевные метания, которые гораздо проще и поверхностнее, в своих причинах чем думалось когда-то. У меня ощущение, что мне, наконец, объяснили то, чего я недопоняла, когда читала это произведение в последний раз, какую-то сермяжную жизненную правду, объяснили легко и доступно.
Я вижу Евгения, который хочет казаться большим циником, чем есть на самом деле. Я вижу Аркадия, который ищет свой путь и находит его в нормальном компромиссе между вечными ценностями и новыми веяниями. Я вижу Одинцову, которая тянется к Базарову, но никогда не рискнет своей сытой жизнью и положением в обществе. Я вижу братьев Кирсановых — какие они разные в своей консервативности. Я вижу родителей Базарова, для которых сын — единственный свет в окошке… И все это так по-человечески близко и понятно. Спасибо режиссеру за эти ощущения! Думаю, эту экранизацию можно смело рекомендовать для просмотра школьникам, не боясь, что она испортит их вкус и исказит представления.
3 декабря 2012
Мне нравится, когда современные режиссёры берутся за классические произведения и экранизируют их. Вопрос только в том, как они это делают хорошо или не очень.
Что же насчёт экранизация романа «Отцы и дети»? Не считаю её плохой, но и отличной назвать также не могу — не дотягивает она до наивысшей оценки.
В этом сериале, по моему мнению, есть как свои недоработки, так и положительные моменты.
Начну с положительного: тема и идея раскрыты (что самого главное для любого фильма), нет расхождений с текстом Тургенева, Базаров, Аркадий и старички Кирсановы сыграны неплохо. Отлично отражена проблема «отцов и детей».
Теперь о недоработках. Во-первым мне не понравились декорации: поместье Кирсановых, дом Базарова, усадьба Одинцовой. Во-вторых, характеры Одинцовой и её сестры, были не достаточно раскрыты. И, наконец. мне не понравились, как были поставлены некоторые сцены: например. дуэль Базарова и Павла Кирсанова, сцена признания в любви Базарова Одинцовой и некоторые другие сцены.
Долго думала, что поставить. И решила — ставлю
6 из 10
17 января 2012
Я ничьих мнений не разделяю; я имею свои.
Базаров
Собственно, мы все знаем, что значит «классический» — в переводе с латыни это значит «образцовый». Русская литература 19 века на то и шедевр мирового искусства, оттого что классическая, поскольку проблемы в ней затрагиваются вечные, непреходящие, близкие каждому человеку на Земле. Отчего мы, народ с такой литературой, перед которой преклоняется весь мир, признаны самой нечитающей страной — это печальный, но совсем другой вопрос. Как говорится, «нет пророка в своём отечестве», все мы не ценим то, что имеем, в то время как другие континенты экранизируют, а главное, перечитывают снова и снова Достоевского, Пушкина, Лермонтова, Тургенева, Толстого…
Но всё это вступление, и, дабы не утомлять читателей, далее идём к основной части.
Произведение Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети» вышло в своё время, что называется, на злобу дня; в романе одна из тем, поднимаемых Базаровым в спорах с извечным своим противником Павлом Петровичем Кирсановым, касалась нынешней и дальнейшей судьбы крестьян, несправедливости самого факта их закрепощения. Русского мужика вообще Базаров склонен видеть и «будущностью» России: «Ведь в вас, говорят, вся сила и будущность России, от вас начнется новая эпоха в истории, вы нам дадите и язык настоящий и законы,' — говорит он в романе крестьянину. Молодое поколение того времени, выросшее и в иной эпохе, чем их «отцы», поколение старшее, осуждали «стариков» за консерватизм, неохотное принятие реформ, оно даже придумало такое направление — «нигилизм», помогавшее массово и открыто отрицать все их взгляды на жизнь и государственный уклад. «Детям» хотелось действия, они хотели «ломать» застоявшееся государство, освобождать крестьян, пропагандировать свободу — и всё это шло вразрез с желаниями «отцов», которые отстаивали свою точку зрения, как могли.
Тургенев понимал, что подобные рассуждения не очень хорошо впишутся в бурлящую предреформенную Россию (напомню, что выход романа пришёлся прямо-таки вровень с реформой Александра Второго об освобождении крестьян), но издатель, получивший его рукопись, рассудил иначе. Роман увидел свет в самый разгар правительственных гонений на молодое поколение, в февральском издании «Русского вестника» за 1862 год.
Вообще сама проблематика романа довольно обширна. Оттого это произведение Тургенева и прошло сквозь века и пройдёт дальше, и будет идти. Само название «Отцы и дети» имеет в себе как общественно-политический, так и узкосемейный подтекст. «Отцы» и «дети» — как представители политически враждующих поколений, консерваторов и назревающих революционных демократов, и собственно отцы и дети — семейные узы и вечно повторяющиеся в каждой семе конфликты непонимания старой жизнью новой. Но и на этом круг проблем, обозреваемых в произведении, не заканчивается.
Что меня интересовало прежде всего в данной экранизации — это то, как представят роман непосредственно наши современники. Проще говоря — современное прочтение романа, то, какими увидят героев актёры сейчас, какими донесут их до зрителя!
Базаров — любимый мой персонаж, который при первом прочтении сначала откровенно раздражал и казался неотёсанным мужланом, но после… после привёл в полный восторг и вызвал невероятное уважение. К нему было приковано моё внимание больше всего в картине, я с любопытством следила, каким тут его «подадут»?
И должна сказать, что Александр Устюгов просто отлично справился! Его Базаров получился несколько менее мрачным, чем в книге (серии 1—2), саркастичным, сильным, словом, оправдавшим мои ожидания на все сто процентов. Отдельное спасибо за последние сцены болезни, прощаний, смерти… Базаров в те моменты, подобно как и во время прочтения, привёл меня в восторг… и вызвал острую жалость к себе…
Вообще подбор актёров в данной киноленте — это что-то необыкновенное. С такой точностью выбрать каждого героя, отточить его так, словно он сошёл из книги, это просто поразительно для меня. Александр Скотников — просто удивительный Аркадий, точно такой, каким был для меня в книге. Братья Кирсановы в исполнении Анатолия Васильева и Андрея Смирнова тоже просто потрясающие. Наталья Рогожкина, сыгравшая Анну Одинцову, сначала вызвала у меня сомнение по поводу своей личности — она первая, кто не сошёлся со своим героем в моём представлении, меня вообще сильно покоробило то, что она оказалась рыжеволосой (мне-то Одинцова виделась только роковой брюнеткой!). Но все сомнения пропали во время просмотра — она справилась со своей задачей на высоком уровне.
Словом, я осталась очень довольна современным прочтением романа, или же прочтением его Авдотьи Смирновой (чья личность изначально привлекла меня к этому проекту) и её команды. Боже, такая, наверное, длинная рецензия получилась… Но мне кажется, фильм стоит длинных подробных рецензий, да и не таких, а куда более профессиональных.
Если ознаменовать свой итог короче, для тех, кто не любит читать много текста, заключаю:
любителям хорошего кино и русской классики смотреть обязательно!
9 из 10
(за рыжие волосы сестёр Одинцовых)
19 декабря 2011
К счастью, к великому моему счастью, на уроках литературы меня вынудили прочитать этот всем известный шедевр Тургенева «Отцы и дети». Не буду много говорить о книге, не о ней сейчас речь. Я была в восторге от прочитанного, подпитала, так сказать, свой душевный мир, чем-то по-настоящему гениальным.
А потом спустя какое-то время чисто случайно увидела эту картину. Почувствовала, что это что-то знакомое и посмотрела. Было очень любопытно смогли ли «изуродовать» очередное гениальное произведение известнейшего классика. Смогли.
Может, чтобы оценить все прелести картины, нужно не читать книгу… ну или просто не сравнивать с ней, или хотя бы прочитать после просмотра… я не знаю, и увы, с книгой это сравнивать даже неуважительно по отношению к Тургеневу.
Я так хотела, я на протяжении всей картины хотела увидеть, мечтала увидеть те глубокие переживания, которые я испытывала при прочтении книги. Я просто молилась, чтобы в глазах хоть какого-нибудь героя можно было разглядеть что-то, помимо пустоты. Не дождалась, не увидела.
Как-то неумело попытались воссоздать картину того времени, ту обстановку. Не чувствуется, что нас переносят в то далекое время, кажется, что нас просто водят по каким-то незавершенным декорациям готовящегося фильма.
Образы. Ну не такие образы представляешь, когда читаешь книгу, не такие… Эти кажутся непродуманными, опять-таки незавершенными какими-то.
А на концовке лучше вообще глаза закрыть, будет восприниматься лучше.
0 из 10
28 марта 2011
Какая неожиданная радость — встретиться с героями романа Ивана Сергеевича Тургенева, столь ненавистного в школьной программе и столь свежо и искренне поставленного в наше время! «Ошибка Базарова» — так назвала свой четырехсерийный фильм — экранизацию романа «Отцы и дети» режиссер Авдотья Смирнова, хорошо всем нам знакомая, как ведущая телепередачи «Школа злословия».
Уже на титрах, где в качестве соавтора сценария и главного художника значится имя Александра Адобашьяна, я насторожился в приятном предвкушении. Еще бы, ведь именно он виновник успехов всех фильмов раннего Никиты Михалкова! Ведь именно он создатель той удивительной милой ауры, сотканной из слов, красок и предметов былого, дней давно минувших. И здесь в полной мере он оправдал свой былой авторитет.
В последнее время у нас на телевидении обозначилась положительная тенденция — экранизации русской классики и создано немало сериалов разного уровня качества. Лучшие из них породили новый феномен — после их выхода в свет с полок библиотек и книжных магазинов разбираются книги Достоевского, Чехова, Гоголя, Булгакова и Солженицына.
Ивану Сергеевичу Тургеневу тоже не очень везло на киновоплощения. Из удавшихся, кроме «Дворянского гнезда» Андрея Кончаловского и «Муму» Юрия Грымова я ничего вспомнить не мог. Впрочем, те же «Отцы и дети» экранизировались даже дважды — в 1958 и в 1983 годах.
И, вдруг, затертые по школьным учебникам образы этих уездных помещиков-крепостников и разночинцев-нигилистов оживают в сочных, полнокровных образах, воплощенных прекрасными современными артистами. Анатолий Васильев и Андрей Смирнов в ролях братьев Кирсановых, Сергей Юрский и Наталья Тенякова — старики Базаровы. И главная находка — актер на роль Евгения Базарова. Это Александр Устюгов, сыгравший до этого роль Романа Шилова в милицейском сериале с неудачным названием «Ментовские войны». По моему мнению, ему удалось там создать образ работника правопорядка, который можно поставить на равных с Глебом Жегловым Владимира Высоцкого и Давидом Гоцманом Владимира Машкова.
И здесь этот приехавший из Санкт-Петербурга в средне-русскую провинцию длинноволосый и длинноносый блондин привнес что-то из современности, из своей мрачноватой харизмы, и недаром он становится центром всеобщего внимания. Я думаю, что выбор этого актера на роль Базарова связан еще и с тем, что Александр Устюгов блистательно сыграл роль самого Ивана Сергеевича Тургенева в спектакле Московского молодежного театра «БЕРЕG УТОПIИ» — театрального сериала-марафона по пьесе Тома Стоппарда.
Тургенев писал свой роман в последний год перед реформой 1861 года. В свет он вышел в 1862 году. Кстати, господа, а как-нибудь было отмечено официально это эпохальное событие — 150-летие со дня отмены крепостного рабства в Российской империи?! Был ли месячник или хотя бы неделя юбилейных торжеств на государственных каналах телевидения?! Лично я этого не заметил. Поэтому приветствую появление этого телефильма на нашей свободной Кинокопилке и будем считать его просмотр нашим вкладом в осмысление и осознание, что на полвека, хотя бы, рабство в России было отменено…
Авторам удалось полностью воплотить все сюжетные линии небольшого по объему романа в столь же непродолжительном по хронометражу телефильме. При желании его можно посмотреть без перерыва — все четыре части, всего за три часа. Вместе с отцами и их детьми пережить знаменательные для всех героев романа летние каникулы петербургских студентов в родных пенаты в предшествующие реформе годы середины XIX века. Именьица средней руки и дворцы аристократов, неказистая местность, патриархальные обычаи и неуклюжие попытки тогдашней «перестройки». У Кирсановых крестьяне уже освобождены от барщины, а оброк платить не хотят, подворовывают в лесу и все никак не могут починить подгнивший мостик через речку.
Ох! Как же мало изменилось в России даже полтораста лет спустя после создания романа! Проблемы те же, разговоры те же. Слуги, дворовые, баре, начальство — отцы родные. Разве что господа тогда более культурно выражались и даже играли по вечерам на виолончелях. Помнится, в советской школе образ Базарова однозначно трактовался как образ демократа и прогрессиста. Но только послушайте, с каким презрением он говорит о русском народе и русском характере — просто законченный русофоб! Даже уездный англоман Павел Петрович Кирсанов вынужден защищать Родину от этого сына полкового лекаря и внука сельского дьячка. Принципиальный спор доведет даже до кровавой дуэли. Но если аристократ Кирсанов терпеть не может, но уважает Базарова, то пуще всех ненавидит и презирает этого «волосатого шелапута» лакей из дворовых — Прокофьич.
Нет смысла пересказывать сюжетные коллизии романа, не потому, что опасаюсь выпустить спойлер, все, надеюсь, изучали роман в средней школе. Кроме всем известных и действительно заслуженных артистов, играющих старшее поколение, не могу не отметить актеров новых для меня, но очень достойно воплотивших образы центральных героев романа. Роковую для нигилиста Базарова даму, Анну Одинцову, играет ведущая актриса МХТ Наталья Рогожкина. Строго и со вкусом она являет нам этот цельный и вполне достойный женский образ, который вполне мог бы составить прекрасную пару Евгению Базарову, если бы строптивый доктор не был столь резок в заявлениях по поводу своих сословных принципов. Во всяком случае, веришь, что она пробудила в нем не только плотское, но и сердечное чувство. Ее младшая сестра Катя, типичная «тургеневская» девушка, станет невестой молодого Аркадия Кирсанова. Дарья Белоусова — в роли Кати. Аркадия Николаевича с тонким чувством и пониманием играет Александр Скотников — актер из знаменитой «Табакерки».
Не забудем очаровательную Фенечку (Екатерина Вилкова) и забавную дамочку — «эмансипе» Евдоксию Кукшину (актриса из труппы Петра Фоменко, Наталья Курдюбова). Что касается последней, мне кажется, что режиссер, отточившая свое жало на субъектах из шоу «Школа злословия», несколько перестаралась. Слишком уж карикатурный получился образ этой интеллектуалки из русской провинции.
Кстати, натурные съемки проходили в имении Тургенева, Спасском — Лутовинове и в усадьбе Тютчева — Овстуг. О роли художника Адобашьяна я уже писал, оператор Юрий Райский отлично снимает портреты на пленере и в интерьере, не пытаясь создавать открыточно-красивую картинку. Да и сам Иван Сергеевич Тургенев, известный, как великий литературный пейзажист, именно в «Отцах и детях» всячески избегал каких-либо описаний природы, наоборот, подчеркивал заурядность и неказистость природы средней полосы и усадебных построек.
Лично у меня просмотр этого сериала возбудил острое желание перечитать тургеневский роман, который я не открывал со времен 9-го класса. Какая проза! Какой кристально чистый русский язык! И сколько там мудрых мыслей, критических выводов, юмора и сатиры с избытком! Словом, всего того, мимо чего в средней школе мы равнодушно «проходили».
9 из 10
18 марта 2011
От фильма почему-то получила огромное удовольствие, несмотря на очевидные его недостатки.
Проблематика фильма показалась невыразительной. Зная тургеневский текст, конечно, сам дополнишь и расставишь акценты, но если о нем забыть, то все размягчится, расплывется. Во многом это от не раскрытого образа Базарова: внутренние его конфликты прошли как-то вскользь, незаметно, отчего не состоялась главная проблема вещи.
И от Александра Устюгова ожидалось большего в самые пиковые моменты, особенно в любовной линии (хотя в остальном хорош и органичен).
В итоге самое сильное впечатление не от произведения в целом, не от основных его конфликтов (затеряны), а от мощности отдельных персонажей, а именно Юрского и Теняковой. Благодаря их невероятной игре, линия их героев перевешивает все остальные и в итоге принимает груз чуть ли не всего фильма. Самое искреннее восхищение и низкий поклон.
Среди безусловных достоинств — атмосферная музыка, тургеневский текст в устах персонажей, хороший актерский состав в целом и, самое главное, безупречно, в десятку подобранные типажи. Внешность и фактура актеров очень красноречивы, самодостаточны в формировании образов, а к тому же поддерживаются все без исключения хорошей игрой. Поэтому вдвойне обидно, что фильм все равно получился неполноценным. Впрочем, главную свою функцию — заставить зрителя тут же сесть и перечитать роман — он выполняет с блеском.
11 февраля 2011
Тургенев — мой любимый писатель, но фильм я смотрела не только из — за этого. боялась, что исковеркали его философские идеи, его чудный язык и идеалистичное видение мира. Зря боялась.
Фильм удался. Когда смотришь какое — то кино, главное, чтобы цепляло. Это зацепило, и ещё как! Дух Тургенева, может, и не совсем передан, но если сравнивать с версией 1983 года, где была одна тягомотина, выигрывает определённо.
Что за нападки в стиле «поглумились над Тургеневым»? По — моему, здесь сюжет как раз не сильно отличается от оригинала, а Иван Сергеевич в гробу точно переворачиваться не будет. Тем более в диалогах героев очень много прямых цитат из книги.
Актерский состав неплохой, особенно понравились Базаров и Одинцова, хоть я их и другими представляла. Правда, старшее поколение старовато, но хорошая игра компенсирует этот недостаток. Базаров вообще сказочный получился, не такой зануда и сухарь, как в книге.
8 из 10
9 февраля 2011
Я только в этом году проходила это величайшее произведение по литературе. Мне оно безумно понравилось, прочитала на одном дыхании. Но фильм откровенно говоря разочаровал, абсолютно разочаровал.
Базаров
Наш дорогой и любимый Евгений Васильевич. В романе он мне сначала не нравился, но после его к любви к Одинцовой я начала его даже уважать. В фильме же, как мне кажется, Устюгов совершенно не передал глубоко образа Базарова. Я не вижу тех красок с которыми писал Тургенев, я не вижу эволюции, которая происходит с героем, я не вижу той силы, которая была присуща Базарову, я не вижу мучений, внутреннего конфликта: любовь к женщине и свои принципы. Короче, я ничего не вижу!
Павел Петрович Кирсанов
И дорого Павла Петровича я не вижу. Где аристократизм, щегольство и всё прочее, я не буду говорить, что Смирнов сыграл плохо, но всё же чего-то мне не хватило.
Кукшина
Я была просто в шоке, когда впервые увидела её. Это что был стёб? Ну она не мисс мира, но и ведь не такой уж и уродиной была.
Вот кто меня порадовал, так это Фенечка. Это именно то, что и должно быть. Прекрасная и очаровательная.
Что ещё мне не понравилось, так это сцена смерти Базарова, сцена, которая завершает его образ. Когда я читала, почти рыдала, в фильме даже намёка на сожаление не было. Во первых он даже не выглядел больным. Нет, ну честно, больных тифом я представляла себе по-другому. Где эти монологи Базарова, которые доказывают, что он сильный человек, он не сломает своих принципов. Где эти горькие рассуждения: Нужен ли я России? Нет, не нужен.
Вывод: Явно не лучшая экранизация, не передали всю глубины образов, того времени, Базарова.
5 из 10
21 ноября 2009
Благо, Иван Сергеевич не дожил до этого позора! Это одна из худших современных экранизаций великих произведений великих классиков. Такой проигрыш в постановке не просто не простителен; он вызывает сомнения в режиссере как профессионале и абсолютно очевидно не приятие чувственности классика и бесчувственность к его роману «Отцы и дети».
Буквально с первых сцен стало ясным, что от Тургенева в этом фильме осталось лишь название. Где глубина образов? Где художественная красота, так тонко передаваемая Тургеневым в своих романах? Где краски природы??? Неужели Павел Петрович именно так описывался классиком? Неужели так представил Тургенев его аристократичность, изысканность в его поведении, безупречные манеры? А Анна Сергеевна Одинцова? 40 ли ей лет, как Рогожкиной, играющей её? Кукшина не походила на всех тех прекрасных женщин, как Одинцова или Фенечка, и персонажем являлась далеко не положительным — эмансипанка с налетом философских идей в своих речах, но все же она женщина, не хороша, но не безобразна.
Моё предвзятое отношение к Базарову, которое сложилось после прочтения романа, усугубила игра Устюгова, не отличившаяся особенной схожестью с образом главного героя Базарова и раскрытием характера это персонажа.
Только хочется отметить «мякенького либерального барича» Кирсанова и само очарование Фенечку. Достойно сыграл Сергей Юрской, актёр Станиславской закалки.
Осовремененный дух картины потерялся среди пошлой пародии на Российскую империю того времени и сухой режиссурой. Речь, костюмы, обиход…не натуральны. Видимо это достаточно сложная работа не только для Авдотьи, но и для всего русского кинематографа в целом.
Я думаю трудно найти человека, который не был бы знаком с известным произведением И. С. Тургенева «Отцы и дети». И рада за истинных ценителей прекрасного, которым посчастливилось познакомиться с работой Тургенева прежде, чем они ознакомились с работой Смирновой.
Так много ярких красок на лицах героев и так мало их в душах оных. 1 балл Авдотье. Грех осквернять классиков подобным образом.
21 ноября 2009
Фильм Авдотьи Смирновой. Экранизация сами знаете какого романа сами знаете какого автора. Вообще, номинально, это сериал, но идёт он всего три часа, поэтому статус его лишь угода телевидению.
Главное — удалось. Первоначальный материал не испортили. Но и особого шика передачи не чувствуется. Немногочисленные массовые сцены показаны скудно, видимо, от недостатка финансирования. Хотя природа время от времени и мелькает на экране, достойные пейзажи почти не встречаются. Фильм много больше напоминает телеспектакль, нежели киноработу.
И вот здесь самое интересное. Дело в том, что спектакль уже есть (и как полгода был к премьере фильма), а его телеверсию даже показывали по каналу «Культура».
Получается банальное сравнение — а что же лучше?
Плюсы фильма Авдотьи Смирновой относительно спектакля Константина Богомолова: прекрасные и разнообразные костюмы героев, Сергей Юрский в роли отца Базарова (выдающаяся актёрская игра), отлично-показанная концовка (в спектакле она несколько смазана), красивые крупные планы персонажей, неплохая музыка, практически дословный пересказ оригинала (это полезно в общеобразовательных целях для людей не читавших роман Тургенева (если такие есть, конечно).
И vice versa. Плюсы телеспектакля относительно фильма: большая «живость» персонажей, частично экспериментальный ход повествования (ориентация на людей, уже читавших роман, или имеющих о нём довольно внятное представление), Евгений Миллер в роли Базарова (возможно, он и не столь похож внешне, но его персонажу больше веришь, нежели персонажу Александра Устюгова из фильма), небольшая доля юмора втиснутая в рамки композиции.
И ещё, на диске (официальном) широко рекламируется участие чуть ли не на первых ролях Леонида Ярмольника. Так вот, это обман. Ярмольник появляется в кадре минуты на две, и роль его крайне не значительна. Сергей Юрский, которого тоже неплохо «прорекламировали», появляется лишь к середине фильма. Вообще, забавная ситуация получилась — на обложке лицензионного ДВД крупным планом показаны четыре персонажа, но среди них нет главных героев: ни Евгения Базарова (Александра Устюгова), ни Аркадия Кирсанова (Александра Скотникова). Такая вот метаморфоза.
В заключение. Лучше — спектакль, но с концовкой (примерно 40 минут) из фильма.
8 из 10
16 февраля 2009
«Кто же Отцов и детей не читал?!», — спросите Вы? Не далее, как вчера, выяснилось, что, как минимум, я. Самое интересное, что выяснилось это не сразу. Нет, безусловно, чтобы написать (или, чего уж там греха таить, — списать) в свое время сочинение по И. С. Тургеневу, мне довелось осилить первые страниц 20, ну и несколько последних его знаменитого романа. Но вот чтобы иметь представление хотя бы об основных вехах сюжета — нет, до этого не дошло. Но как же от этого выиграл фильм!
Принцип оценки картины у меня самый, что ни на есть простой: если цепляет, если заставляет задуматься, значит, сработано на совесть. «Отцы и дети», на мой взгляд, получились весьма качественной экранизацией. Во-первых, хорошо подобраны актеры. В роли «отцов» и впрямь выступили отцы нашего кинематографа. Особенно впечатлил С. Юрский. Давно не видел его в деле, но тем приятнее было убедиться, что «старый конь борозды не испортит» — еще и ориентиром всем остальным будет служить. Блестящая работа! Сцены болезни и смерти Базарова — просто урок актерского мастерства.
И, напротив, сколь правильно было пригласить на главные «детские» роли относительно новых, неизвестных широкому кругу зрителей актеров. Риск, безусловно, присутствовал, но в данном конкретном случае, всё получилось так, как нужно. Базаров удался! Давно не испытывал таких противоречивых ощущений: от полного неприятия в начале до «почти жалости» в конце. Убедил! Поздравляю.
Что еще хочется отметить, так это спектр затронутых проблем. Другими словами: нет одного четкого ответа на вопрос: в чем главная идея фильма? Потому что после просмотра начинаешь думать то об одном аспекте увиденного, то о другом — каждое направление интересно по-своему, каждое актуально. И я бы не стал при этом говорить, что это было немудрено — классика, мол, главное — не запороть и т. д. На мой взгляд, тут очень деликатная работа нужна — акценты расставить, интонации показать, словом, целина непаханная. Сколько уже попыток неудачных было «беспроигрышную» классику поставить! А тут получилось, я считаю. Не заинтересовал меня в юности этот роман, а сейчас — как знать. Кино, во всяком случае, — очень даже.
Ну а почему 9, а не 10 — назовем это личным неприятием. Нет в фильме ни одного персонажа, который бы вызывал симпатию. Реализм? Может быть. Но не располагает.
13 октября 2008
Экранизация романа Тургенева как раз такая, чтоб дети посмотрели, так как очень много взято из книги, точнее почти все. Понятное дело — это не полнометражный фильм, а сериал. Но такой сериал уже был снят в 83 году. Интереснее было бы посмотреть на более короткий вариант. Видно в России люди скорее пойдут на какой-нибудь блокбастер, чем на фильм по классическому произведению.
Поминуя недавнее «Преступление и наказание» и сериал 2005г «Мастер и Маргарита», можно сделать вывод, что телевизионные фильмы в России идут на ура.
Все актеры играют потрясающе. И подобраны очень хорошо. Особенно понравились Александр Скотников (Аркадий) и Сергей Юрский (отец Базарова).. ну и конечно Александр Устюгов в роли Евгения.
В работе оператора очень понравились два момента: когда камера снимает из-под кровати, показывая ноги, а потом ее убирают и там котенок; последний кадр перед эпилогом, когда родители Базарова, плача, обнимают друг друга, и камера поднимается вверх — две черные одинокие в своем горе фигуры…
Мне понравилось.
12 октября 2008
Слабенькая экранизация. Куража нет.
Просто ребята решили что-нибудь экранизировать… Что-нибудь. Что — не имеет большого значения. Но лучше — классику. Тогда бабок на рекламу меньше тратить надо будет: кто ж не читал «Отцов и детей»!
Из перосонажей запомнились отец Базарова, Фенечка. Остальные посредственны. Образы братьев Кирсановых крайне слабы. В особенности — Павла Петровича. Создателям фильма так и не удалось передать сложный характер этого героя. А ведь по сложности он сравним с характером самого Базарова!
Но снимала-то картину сама Авдотья Смирнова, скажет кто-то! А кто, собственно она такая? Человек, который любит покритиковать других в «Школе злословия», человек, волей судьбы ставший участником нескольких гениальных проектов Учителя… Однако когда дело дошло до собственной режиссёрской работы, то тут дамочка оплошала: она смастерила длиннющий сериал, хотя вполне хватило бы двух часов (в крайнем случае, трех), чтобы передать на экране проблему отцов и детей…
Тема не раскрыта.
7 из 10
И это с большой натяжкой.
12 октября 2008