Молчание Лорны
Le silence de Lorna
6.7
7.1
2008, драма
Бельгия, Франция, Италия, 1 ч 45 мин
18+

В ролях: Жереми Ренье, Фабрицио Ронджоне, Альбан Укай, Оливье Гурме, Антон Яковлев
и другие
Молодая албанская женщина Лорна заключает брак по расчету с наркоманом, чтобы получить бельгийское гражданство. Ее намерения далеки от невинных: в случае передозировки она обретет ту свободу, о которой грезила всю свою жизнь. В основе конфликта два противоположных устремления: мечта Лорны стать независимой и желание ее мужа отказаться от своих вредных привычек и остаться живым.
Дополнительные данные
оригинальное название:

Молчание Лорны

английское название:

Le silence de Lorna

год: 2008
страны:
Бельгия, Франция, Италия, Германия
режиссеры: ,
сценаристы: ,
продюсеры: , , , , , , ,
видеооператор: Ален Маркоэн
художники: Игорь Гэбриел, Моник Парелл
монтаж:
жанр: драма
Поделиться
Финансы
Сборы в России: $22 259
Сборы в США: $338 795
Мировые сборы: $5 123 676
Дата выхода
Мировая премьера: 19 мая 2008 г.
на DVD: 30 июля 2009 г.
Дополнительная информация
Возраст: 18+
Длительность: 1 ч 45 мин
Другие фильмы этих жанров
драма

Видео к фильму «Молчание Лорны», 2008

Видео: Трейлер (Молчание Лорны, 2008) - вся информация о фильме на FilmNavi.ru
Трейлер

Постеры фильма «Молчание Лорны», 2008

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Молчание Лорны», 2008

Братья Дарденн, последние гуманисты мирового кино (часть 5)

«Молчание Лорны», следующая после «Дитя» картина братьев Дарденн, не стала художественным откровением ни для маститых критиков, ни для рядовых зрителей, хотя все признаки кинематографа Дарденн здесь присутствуют: и нравственная проблематика в социальной оболочке, и пробуждение совести у главной героини как двигатель сюжета и источник саспенса, и персонажи-перевертыши, среди которых отрицательный оказывается положительным, а те, кто вроде бы заботятся о будущем Лорны, - настоящими злодеями. При этом данный фильм после первого просмотра полностью выветрился у меня из головы, так что я даже не помню, был ли он, этот первый просмотр (хотя помню, что диск с фильмом покупал). Зрителям, видимо, не понравилось, что обычно простые в содержании братья Дарденн здесь накрутили сюжета на целый сериал, оттого фильм отдает мелодраматизмом, «мылом», как сказали бы злые критики.

Более того, в данной ленте с первых кадров ощущается обреченность планов Лорны на светлое будущее, ибо, как говорит замечательная русская пословица: «На чужом несчастье счастья не построишь». Эта довольно безыскусная, но мудрая сентенция собственно и лежит в основе данной ленты Дарденн, в которой все персонажи не те, кем кажутся: здесь наркоман в блестяще пластически отточенном (чего стоит одна сутулость и неуверенная походка) исполнении Жереми Ренье оказывается едва ли не главным положительным героем картины (по крайней мере, наиболее честным, ведь его зависимость очевидна в отличие от других, вроде бы «ненаркоманов», но зависимых от денег злодеев). Здесь албанская иммигрантка проходит долгий путь от жестокосердия почти до юродства и готовности пострадать за верность мужу.

«Молчание Лорны» - наиболее мрачный фильм братьев Дарденн, ибо нравственная изменчивость, способность стать лучше оказывается здесь зажата стенами человеческого равнодушия и злодейства. Здесь пробуждение совести и перемены человека к лучшему становятся для него источником неисчислимых бедствий и проблем, здесь судьба расставляет капканы, загоняя человека в ловушку, из которой нет выхода. Преображающая сила внутренних перемен в человеке впервые у Дарденн остается достоянием одного лишь человека, не освещая путь другим, как было в «Обещании» или «Дитя». Быть может, именно из-за своей беспросветности данная лента Дарденн и была обойдена вниманием критиков и почти всех фестивалей, хотя и получила в Канне приз за сценарий. Сценарная основа здесь действительно блистательная – способность братьев Дарденн создавать настоящие житейские головоломки, а потом указывать из них выход, достойна самого серьезного вознаграждения (прежде всего зрительской любовью).

Однако, в «Молчании Лорны» просвета нет, здесь даже камера Алена Маркона не так мобильна как обычно: на смену динамике приходит визуальная статика, герои замирают, как скульптуры (как в одной из сцен Лорна приходит к мужу и на цыпочках обходит его кровать в больнице), а пробуждение совести, которое собственно только и может стать светом в окружающей тьме, так и не получает своего выхода и дальнейшего развития. Так образ Лорны двоится, рассыпается для того, чтобы создать ощущение неустойчивости человека, его разорванности между моральными компромиссами и жаждой духовного обновления. Героиня Арты Доброши мечется между неправильно понятым долгом перед злодеями и долгом перед своей совестью и ближним, которого она не может бросить в беде. Победила ли героиня? Для чего режиссеры оставляют открытый финал?

Возможно, для того, чтобы стало очевидно, что добрые поступки зачастую не облегчают, а усложняют жизнь, что пробужденная совесть становится для человека тяжким бременем до такой степени, что он начинает задыхаться в чаду окружающих его злодейств, многие из которых он сделал сам. Однако, это не означает, что в «Молчании Лорны» нет нравственного вывода, или что он не гуманистичен: перед нами – по-прежнему картина Дарденн, а значит при всей сложности житейской ситуации, которую они моделируют, вывод может быть только один: жить по совести, как бы не было тяжело, – наша обязанность. Пусть мы окажемся в неразрешимой ситуации и фактически сойдем с ума, главное – не изменять себе и общечеловеческим нравственным законам взаимопомощи и взаимовыручки. Для этого, скорее всего, придется пожертвовать комфортом и даже жизнью, но Лорну это не пугает, почему это должно испугать нас?

18 января 2023

Бельгийский Гамлет

Молодая албанка Лорна абсолютно равнодушна к судьбе своего временного мужа (тот наркоман, но пытается завязать). Что, впрочем неудивительно, цель ее фиктивного брака — бельгийское гражданство, затем еще один фиктивный брак — деньги. На эти деньги она планирует вскладчину со своим возлюбленным Соколом приобрести дом и бар, занятся своим бизнесом, обрести свободу. Её промежуточные цели вполне материальны, это мелкие шажки-потребности к чему-то, что ей видится большим и белым. Ради денег, ради конечной цели она не брезгует ни чем: её мужа спланироваали убить, устроив ему передозировку. Все было бы прекрасно, но тут включается иррациональный человеческий фактор!.. Хрустальная мечта рушится — из девушки вырастает Личность! Она начинает осознавать, что все происходит независимо от ее воли. Окружающие Лорну люди используют её точно так же, как она использует Клоди: начиная от брачного агента и заканчивая её мужчиной, который, казалось бы, действительно её любит… Пытаясь разорвать порочный круг тотального «людоедства», в потребительском смысле, и найти свое «человеческое лицо», Лорна влипает в неприятности, оказываясь в чужой стране без дома, без денег, без документов! Об неё вытерли ноги все, в том числе и ее возлюбленный, — казалось бы, ситуация хуже некуда, но Лорна, наоборот, воспряла духом, потому что внутри неё начинает биться сердце…

Честно, не мог оторваться от фильма, хотя в папке для просмотра он пролежал никак не меньше месяца! Мне очень понравился!! 100% ощущение погружения!!! Я вот до сих пор не пойму кем себя ощутил: водолазом или главной героиней?)) Прикопаться не к чему, но это после первого просмотра, там поглядим…

onpumi писал(а):

«Фильм хороший, хоть и не шедевр. хотя бы не попса. фильм как и многие из Арт-Хауса понять можно по разному. например вариант1 — Лорна сошла с ума, и 2ой, наоборот образумела…»

Ага, такой вариант тоже приходил в голову. Но это классический прием — у того же Шекспира: 1. Гамлет один знает истину 2. Гамлет болен и вся интрига — плод его болной фантазии. Получается, что «Гамлет-1» и «Гамлет-2» — две совершенно разные истории, хотя слова в трагедии остаются в том же порядке, текст не меняется. Все зависит от точки отсчета…

31 января 2016

Человек это плод хитроумного просчёта, якобы простодушного творца

Фильм режиссёров из Бельгии, братьев, Жан-Пьера и Люка Дарденнов.

Непростая история албанской девушки Лорны, мечтающей о своём райском уголке. Да не так то просто двери в рай открываются, приоткрываются да, а дальше не так-то просто.

Чтоб получить бельгийское гражданство Лорна выходит замуж за конченого наркомана, Клоди. После смерти Клоди она должна выйти замуж за русского бандита, и лишь потом, заработав на этом, будет свободна, и откроет кафешку с Соколом, турком к которому испытывает нежные чувства. Но это планы, а жизнь диктует своё. Клоди не хочет умирать, он всеми силами пытается бросить пагубную привычку, и он собственно неплохой парень и Лорна ему симпатизирует. Симпатизирует, а потом и вовсе,…

И всё идёт наперекосяк. Беременность не вписывается в гениальный план аферистов использующих Лорну в своих целях.

А как ты думал, чистенькая Европа, закон, порядок, живи и радуйся. И в Европе жить и радоваться не так то и просто. И на своё место под солнцем здесь хватает желающих. Причём не все с чистой совестью.

Возможно в этом и главное. Респектабельная Европа делает деньги, и деньги диктуют правила игры, и человеческие отношения строятся согласно этих, простых правил.

Что такое жизнь человека, когда на кону деньги, пять штук — жизнь наркомана. И открывай на эти деньги кафешку, и живи, как настоящий европейский буржуа, води детей по выходным в церковь, радуйся жизни. Всё просто. Но что стоит в таком случае твоя жизнь. Во сколько ты можешь оценить свою жизнь, учитывая свой уровень ничтожества.

А ведь он, как я уже говорил, неплохой парень, этот Клоди, и она неплохая девушка, эта Лорна. Они явно не вписываются, в этот грязный мир, европейской респектабельности.

И получается и дома плохо, и не дома плохо и перспективы жизненные требуют отказа от принципов жизненных, от общечеловеческих норм морали. И вот возникает закономерный вопрос, а стоит ли свобода таких жертв, и свобода ли это.

С Лорной в этом случае всё ясно, её поиск смысла жизни ведёт к нравственному и не только, тупику. Но только ли Лорна пытается обрести своё счастье в мире, который живёт по своим животным правилам. Видимо это в какой-то мере касается всех.

Любой мало-мальски, нормальный человек по своей природе пытается одновременно жить по пути наименьшего сопротивления и по совести, в то время как правила жизни предполагают совсем другое. Возможно, счастливых людей в принципе не существует. Жизнь не рассчитана на счастье. На выживание да, а на счастье нет.

Такая она, наша правда жизни, сотворённая хитроумным творцом, наблюдающим за нашими бесполезными потугами поиска свободы, и обретения счастья.

Наша правда. Человеческая. Так и живём.

21 апреля 2015

Бунт Лорны

Помолчим вместе с Лорной. После ее бегства в скудный лес, никак не защищающий от грядущего внимания заинтересованных лиц (такое же ощущение физической тревоги и страха было при просмотре Фотоувеличения, сцена на поляне). Но как удалось режиссерам из ограниченной аферистки и торчка сделать героев, намертво приковавших внимание? Женщина с миловидным лицом, ослепительной кожей и нулевым размером лифчика, полностью погруженная в свои заботы, отстраненная и от камеры и от окружающего мира. Похожа на страдающую навязчивой идеей. На самом деле ее задача — получить престижное гражданство, вступив в фиктивный брак, а затем развить успех дальше, поделившись этим гражданством с очередным аферным партнером. Похоже, она в этой упряжке работает уверенно.

Есть у Лорны красивый заурядный любовник, но, впрочем, его характер особенно не раскрыт. Живет же Лорна с другим — со своим мужем по паспорту. Это наркоман, вынутый из ближайшей помойки, которому пророчат близкий конец все, а он неуклонно к тому следует. Во время ломки ему ставят на пол миску с водой, как собаке, потому что удержать ее он не может. Супруги живут в разных комнатах, на ночь разбирая кровать пополам. Все, кажется, ясно. Но вот — можно и нужно искать повод для развода. Оказывается, по законам достаточно синяков на теле, документально зафиксированных. Однако герой не может ударить героиню, будучи как-никак мужчиной. В это же время у него начинается период просвета, он хочет лечиться.

Но брачные дела не ждут и для верности с ним решают поступить как задумано. Ведь полиция отслеживает скоропалительные браки с быстрым разводом, и хозяева говорят Лорне, что лучше ей овдоветь. Лорна впервые пытается помочь другому, она цепляется за мирный вариант. Но она — всего лишь винтик в машине, работающей на полные обороты. И тогда происходит бунт. Вы замечали, что когда что-то сделаешь для другого человека, даже пустяк, начинаешь испытывать к нему симпатию и понимание. Но Лорне не до таких тонкостей, она ослушалась хозяев и выход у нее только один — бежать. Волею великих режиссеров, вся новизна которых — в полном отсутствии новизны, в предельной лаконичности и классичности, судьба героини остается на усмотрение зрителей, которые ждут чуда и не надеются на него…

10 из 10

28 августа 2014

Албанка Лорна фиктивно выходит замуж за бельгийского наркомана, после ожидаемой смерти которого от передоза, она останется с бельгийским гражданством, и сможет заработать на этом. Это комбинация многоходовая и в ней участвует несколько человек.

Участниками этой аферы передозировка у наркомана прогнозируется, но при сложившихся обстоятельствах (наркоман решил завязать) эти люди организуют ее сами. Бизнес получается уже «убийственным», Лорна к устранению наркомана напрямую не причастна (более того, она помогала ему вылечиться), но в курсе того, что его ожидает. И в связи с этим ее молчаливым согласием она становится участницей преступления — смерти человека. В какой-то момент она понимает, что делает зло, что в ее окружении только этот наркоман нуждался в ней искренне, а остальные участники событий рассматривали Лорну, как средство заработка. Она отказывается от заработанных денег, и теперь уже её жизни угрожает опасность.

Очередная история раскаяния, но выполненная в максимально реалистичном социальном ключе. Без крика, плача, выбрасывания рук к небу, без гипертрофированной актерской игры. Все жестко, буднично, это такой особенный взгляд на жизнь и кино авторов фильма. Рассказ одной и той же истории даже с одинаковым смыслом и моралью предполагает множество стилей повествования… от трагедии до комедии. Братья Дарденн выбрали путь в кино с желанием отобразить жизнь документально, без лишнего багажа развлекательного кино, базируясь лишь на бытовых моментах. Это сильнейший прием, которым надо уметь пользоваться, совершенная магия, и мастерство режиссеров, которые затягивают зрителя в фильм, и чем дальше, тем волнительнее кажется происходящее. Как это может получаться в кино, состоящем из бледных нарезок бытовой хроники не понятно, видимо это высокий профессионализм режиссеров.

Я увидел в Лорне черты присущие героям русской классической литературы и христианской морали. Видимо поэтому Лорна во время просмотра у меня четко ассоциировалась с русской девушкой. Не очень ее поведение поддается логике, а это уже «наше национальное», что уже превратилось в расхожий стереотип, под воздействие которого я и попал.

Как не парадоксально фильм для меня оказался интересен именно своей смотрибельностью, я был поглощен действием и ждал развития событий. В то же время смысловая составляющая «прошла мимо». Молчание, раскаяние и расплата Лорны, преподнесенные без слезного драматизма, но с тонким вкусом авторов меня не задели. Почему? Может быть потому что при таком реалистичном повествовании я не могу просто принять на веру то что произошло с девушкой. Мне не хватило киноаргументов, для того чтобы увидеть причину ее поступков. Раскаяние это божественное чудо, с точки зрения логики, и науки плохо объяснимое, но в таком фильме в чудеса как-то не верится. Но это субъективно и может быть предметом обсуждения.

16 августа 2012

От ненависти до любви

Мое знакомство с творчеством братьев Дарденн продолжается. Бельгийские режиссеры с конца 70-х занимаются кинематографом. Но успех к ним пришел только в конце 90-х, когда их драма впервые попала в основную конкурсную программу Каннского кинофестиваля. С тех пор они получили уже 6 наград. Талантливые братья выступает в роли не только режиссеров, но и сценаристов, и продюсеров своих фильмов.

Драма «Молчание Лорны» также получила Золотую пальмовую ветвь за «Лучший сценарий». Вполне заслуженная награда, на мой взгляд, потому что сюжет фильма мне понравился. Говорят, что от любви до ненависти один шаг. И главная героиня Лорна шагнула, но в противоположную сторону. Албанка заключила фиктивный брак с наркоманом, чтобы получить бельгийское гражданство. Сначала кажется, что она не может дождаться, когда избавится от неказистого супруга.

Но со временем Клоди принимает решение отказаться от наркотиков и лечь в реабилитационную клинику. Он просит Лорну помочь ему избавиться от героиновой зависимости, поддержать его. И вроде бы ей это совсем не на руку. По плану она должна остаться вдовой, потому что вскоре ее ждет другой фиктивный брак с русским, который принесет ей немало денег. Но все-таки человечность берет свое. Лорна понимает, что только она одна в силах спасти этого парня. Но механизм уже запущен…

Мне понравилось само построение сюжетной линии и ее развитие. Сначала главная героиня не вызывала симпатии, но потом было видно, что она хотела спасти парня, хотя и понимала, что для нее это лишняя обуза. Вообще фильм на тему «Стоит ли овчинка выделки?», о том, что не следует идти по головам ради своей цели, что каждый еще может исправиться и жить не только для себя, но и ради других. Бывают в жизни ситуации, когда ты можешь спасти человека, но это чертовски тяжело. Я не смог. Наверное, мой эгоизм все-таки перевесил в какой-то момент.

Из актеров приятно было увидеть снова Жереми Ренье. Здесь он даже лучше смог себя проявить, но драма «Дитя» мне все-таки понравилась больше. Хотя и этот фильм хороший. Братья уже не раз доказали, что умеют делать жизненные драмы.

7 из 10

21 февраля 2012

Деньги против жизни

В политическом срезе — это рассказ о кукушкиных детях, выбрасывающих детей своей доброй приемной матери из теплого гнездышка. Психологическая драма, нарисованная очень лаконичными и емкими художественными средствами, дополненная прекрасной актерской игрой. Нешуточные страсти передаются без какой бы то ни было аффектированной достоевщины. Сдержанные, порой даже почти скупые краски этой мастерски выполненной картины завораживают необычайной выразительностью и концентрированным психологизмом.

Также налицо в фильме конфликт феминных и маскулинных ценностей (в их традиционном понимании). Изначально вся ситуация моделируется в соответствии с маскулинными принципами: схема, сроки и последовательность действий — все просчитано четко, рационально, по-деловому, без учета каких-либо человеческих или эмоциональных факторов. С логической точки зрения механизм исполнения плана — безупречен.

Однако весь этот блестящий замысел тут же оказывается под угрозой, как только вступают в действие феминные ценности и явления, такие как: сочувствие, сострадание, отказ от агрессии, борьба за спасение жизни, симпатия, беременность. И хотя никаких внешних препятствий по-прежнему нет, но эта внезапно проявившая себя феминность в конечном итоге взрывает изнутри всю эту жесткую маскулинную структуру, разрушает все на корню. Женское предстает здесь как инстинктивная природа, как витальное, остро живое — почти животное, буквально-телесное.

Фильм породил очень много разных мыслей и наблюдений, но здесь, к сожалению, все не помещается…

9 сентября 2011

О чем молчит Лорна…

Иногда молчание равносильно лжи.

Эта картина о молодой женщине албанского происхождения Лорне, которая состоит в фиктивном браке с наркоманом Клоди. Для чего ей это нужно? Ее цель — бельгийское гражданство и начальный капитал для открытия маленького кафе. Лорна прагматично и последовательно идет к своей цели, не задумываясь о цене, которую при этом ей придется заплатить — ее фиктивный муж, «торчок» Клоди, с ее помощью должен умереть от передоза. Лорна получает заветный паспорт и … нет-нет. Впереди ее ждет еще один брак по расчету — открыть свое дело в Европе стоит недешево. Это бизнес, и тут не место эмоциям.

Но в какой-то момент что-то в Лорне ломается, что-то заставляет ее отказаться от заранее обговоренных условий — может это совесть? Этот внутренний голос справедливости начинает терзать Лорну. Она понимает, что ее используют — и ее дружок Сокол и покровитель, таксист Фабио. И только несчастный наркоман Клоди проявляет к Лорне внимание и заботу. И Лорна пытается выпутаться из этих сетей махинаций, преступлений и обмана. Но уже слишком поздно, она зашла слишком далеко и обратного пути нет. За все надо платить. Какую цену заплатит Лорна, бегущая по опавшим листьям в страшном осеннем лесу? Это останется загадкой.

Смотреть этот фильм очень тяжело, возможно кто-то и не осилит его до конца. Зритель, привыкший к фильму-действию, экшену, отвык думать над сюжетом и размышлять над причинно-следственными связями. Молчание Лорны как раз такое кино. Лорна очень немногословна, сюжет растянут, персонажей всего четыре, место действия — безликий европейский городок. Режиссеры картины, братья Дарденны не заигрывают со зрителем, а предлагают свои условия игры.

Эта социальная драма больше похожа на специальный репортаж, чем на художественное кино. Камера просто следит за героиней, безразлично фиксируя ее жизнь, как будто кто-то собирает улики для уголовного дела. Эту отстраненность и холодность усиливает и почти полное отсутствие музыки. Все очень буднично и слишком жизненно-натуралистично.

Никаких симпатий к героем, никаких слез в платочек и никаких иллюзий — это суровая действительность, правда жизни, и порой об этом красноречивей всего говорит молчание…

8 августа 2011

Драма

Албанская девушка Лорна (Арта Доброши) живёт в браке с бельгийцем Клоди Моро (Жереми Ренье), чтобы получить гражданство. Клоди наркоман практически на последней стадии, и Лорна живёт с ним в мучениях, ожидая его скорейшей передозировки. Однако со временем ситуация меняется.

Жан-Пьер и Люк Дарденны практически олицетворяют направление соцреализма с современном кино, срывая в Канне призы практически каждый показ. В 1999м году они взяли Золотую пальмовую ветвь с картиной «Розетта», а в 2005м году повторили успех фильмом «Дитя». В 2008 году братья привезли в Канн фильм «Молчание Лорны» и взяли приз за лучший сценарий. Влияние Дарденнов распространялось и на других победителей. Так, например, в 2007 году главный приз забрала очень похожая по стилю картина «4 месяца, 3 недели и 2 дня» румынского постановщика Кристиана Мунджиу.

«Молчание Лорны» смотрится достаточно тяжело, особенно для зрителей, неподготовленных другими фильмами Дарденнов. Я же через муки отсмотрел вообще несмотрибельную «Розетту», поэтому «Молчание Лорны» прошёл практически на ура. Более того, само содержание картины держало в напряжении и интересе, фильм к финалу разгонялся всё больше и больше, а эмоции становились всё сильнее и сильнее. К концу картина оставила действительно мощное эмоциональное впечатление, и я был рад, что после двух неудачных попыток («Розетта» и не особо впечатлившая картина «Сын») не поставил крест на «Каннских любимчиках». Такое кино, как «Молчание Лорны» не стоит воспринимать как что-то заумное либо нравоучительное. Напротив, мне показалось, что бельгийские братья просто показывают случаи из современной жизни.

Фильм очень сильный, но я бы не стал рекомендовать его к просмотру всем.

8,5 из 10

29 июля 2010

Мы теперь с тобой просто обязаны выжить

Никогда не следила за творчеством братьев Дарденн, но рада, что посмотрела именно фильм. Буду кратка, очень понравилось жизненное настоящее реальное и живое кино, в котором показаны несколько важных дней из жизни Лорны и нет лишних размышленний и пояснений. Её отношения с фиктивным мужем перерастающие из раздражения в заботу, реализация легального способа ускорить развод, отказ Клоди ударить фиктивную жену по её же просьбе, деньги, которые хранила у себя Лорна по просьбе самого Клоди, секс как способ остановить наркомана — такие моменты придают фильму особый шарм человеческих отношений. А вот отношения с любимым Соколом напрочь этого лишены — чисто деловой подход и делёжка денег в конце — лишнее тому доказательство!

Открытая концовка тоже порадовала.

9 из 10

21 марта 2010

А она молчала-молчала, и домолчалась

Одна из нашумевших европейских лент 2008 года, братья Дарденны получили приз за лучший сценарий на Каннском фестивале.

Смотрел в кинотеатре с подругой и билетершей, втроем в зале. Один из самых мучительных киносеансов в моей жизни.

Интересно, что многие критики назвали ленту выполненной в классическом стиле братьев Дарденн и незнакомому с их творчеством зрителю поясняли, что вот они Дарденны как они есть и надо с ними познакомиться. Я скажу, что судя по этому фильму лучше сразу и попрощаться с их творчеством…

Молодая албанка Лорна только что стала гражданкой Бельгии, заключив фиктивный брак с местным наркоманом. Теперь организаторы брака — албанские преступники — хотят для получения все того же гражданства выдать Лорну за русского бандита. Для этого они хотят убить наркомана. Все, что требуется от Лорны — молчать.

Таков сценарий, достаточно острый и актуальный. Но преподнесен он с ужасающей муторностью и все острые моменты заретушированы какой-то философской сдержанностью. Вначале чернуха, потом как бы триллер, а в конце, !о да! нам не иначе как философско-библейскую притчу расскажут, где албанка в лесу, то ли Ева, то ли Магдалина.

О чем там эта Лорна молчит, о чем думает — ??? (никак это не показано).

Поэтому основные впечатления сводятся к нескольким деталям:

- серость из серости в показе однокомнатной квартирки эмигрантки. Заблюешь от этой серости;

- наркоман Клоди, фиктивный муж главной героини (постоянный актер Дарденнов Жереми Ренье) разбавит скуку неплохим наркоманским поведением, ему даже сочувствуешь, в отличии от Лорны в малиновых джинсах;

- Албанская актриса Арта Доброши, номинированная на Европейскую академию, от игры которой ничего не ясно, у нее милое лицо и одно и тоже его выражение;

- оператор снимает обнаженку так, что хочется отвернуться, там нет извращений, но просто так непрезентабельно;

- в фильме снялся сын знаменитого русского актера Юрия Яковлева Антон Яковлев+Григорий Мануков;

- финал, да… финалище…

6 марта 2010

История о беженке из Албании, старающейся получить Белгийское гражданство, из брака с местным наркоманом, который по плану ее «друзей» должен передозироваться и скончаться, сделав ее вдовой, и дав возможность проворачивать фиктивные браки подобного же плана. Она хочет получить 10 тысяч за фиктивный брак с русским и уехать с любимым турком в Италию. Но вот незадача — наркоман мало того что перестает ширяться, более того, он влюбляется в Лорну и изо всех возможных сил пытается бросить наркоту.

Лорна не старается ему помочь, наоборот, делает новые поводы, чтобы он снова начал колоться, а он все равно гнет свою линию. И каким-то непонятным (лично мне) образом, получается, что он стал ей дорог, а тут ее «друзья» его и добивают. Когда она уже почти получила развод мирным путем. Плюс ко всему она еще становится беременна (верней, ей так кажется, врачи опровергают эту догадку, но кажется. им было проплачено за это), срывая сделку с русским «мужем». Ее готовятся убить.

Мрачное кино с хорошей игрой актеров, особенно наркомана, которого подбирали в тематических районах, видимо. Снято очень дешево и буднично — то есть ни одного лишнего цента не потрачено, а в итоге похоже на нашу жизнь — опознание, показывают ее, показывают, как она уходит. Я пришел на работу, и ухожу с нее. Очень похоже, если бы снимали кино по жизни.

Естественно фильм на титрах.

В сухом остатке: крепкий, очень циничный, но я бы не сказал, что впечатляющий локальный фильм. Оценка с надеждой на «хорошую» подоплеку режиссера.

14 января 2010

ещё одно мнение

Не понимаю, как можно смотреть этот шедевр в кинотеатре… давно мне не было так искренне, сердцем жаль героя… так жалеют обречённую собаку. Он худой, сутулый, трогательно белокурый, держится у себя дома как провинившийся пёс. Она спокойная, очень молодая, ровным голосом на всё отвечающая «нет». И в какой момент она перестаёт быть равнодушной? Он чувствует, что зависит от неё, но даже не подозревает, насколько. Фильм построен так, что в действие не включено как раз само действие, всё то, на что всегда опирается видеоряд — за кадром…

3 декабря 2009

Работа весьма неплохая, но далеко не блестящая.

Можно ли ради счастья здорового человека пожертвовать жизнью убогого? Является ли грехом молчаливое терпение зла? Может ли путь к святости лежать через раскаяние в совершенном проступке?

Знакомо ли это? Да это же «Преступление и наказание» Достоевского. Отличие лишь в том, что Раскольников мочил старушку ради ВЕЛИКИХ целей, а герои фильма — ради обыденных. Так что новизной идей картина похвастать не может.

Но ее достоинство именно в этой обыденности, в какой-то трогательности. Потрясающий образ греха и раскаяния — беременность Лорны. Этот нежный образ во 100 крат сильнее попсового «Острова» Лунгина.

Каких-то новых визуальных эффектов в картине нет. Смотреть картину сложновато из-за постоянно сбивающегося ритма. Да и достойную игру демонстрирует только Арта Доброши, остальные же выглядят несколько схематично. Но, на мой взгляд, работа Арты Домброши достойна того, чтобы ее увидеть.

7 из 10

27 сентября 2009

Когда молчать невозможно

Судьбы многих эмигрантов полны драматизма и поэтому не могут не привлекать режиссеров, работающих в этом жанре. Вспомните «Головой о стену» Фатиха Акина и «Незнакомку» Джузеппе Торнаторе. И вот теперь «Молчание Лорны» — картина не более оптимистичная, чем предыдущие.

В центре его внимания опять судьба молодой привлекательной женщины, на этот раз — албанки, стремящейся обосноваться в Бельгии. Но эта история не похожа на две предыдущие практически ничем, кроме той же беззащитности женщины, зависящей от поведения и порядочности мужчин. Здесь речь идет о махинациях ради получения гражданства и их последствиях, которые не способны предвидеть даже искушенные мошенники, не говоря уже о втянутых в них людях. И о том, что иногда молчать невозможно…

Здесь иной ракурс, но не меньшая глубина, заставляющая сопереживать и осмысливать увиденное и по окончании этого довольно мрачного, но динамичного и содержательного фильма.

Несмотря на то, что Жан-Пьер Дарденн и Люк Дарденн — не мои кумиры в режиссуре, я советую любителям кино фестивального уровня не пропустить этот фильм.

9 из 10

4 июля 2009

Кино про жизнь

Это очень непростое кино, и многим оно покажется пустым, бездейственным и не интересным. Но за статичной картинкой — целый мир человеческих отношений.

«Я заплатила тебе за свадьбу, но еще больше я заплачу за развод». Казалось бы, все просто. Албанка Лорна выходит замуж по расчету за бельгийского наркомана, получает гражданство, затем разводится и живет себе счастливо. Он ей безразличен и больше всего ей хочется поскорее развестись: вскоре планируется другой брак по расчету, за который она получит немалую сумму денег. Но вот беда — наркоман решает встать на путь истинный и ему нужна помощь. При чем здесь Лорна? По началу я никак не могла понять, почему он так ее бесит, почему она не может помочь ему, ведь это так просто и он не просит от нее ничего невозможного… Дальше все меняется.

Здесь мы видим два очень тяжелых психологически момента — с одной стороны, Лорне все равно на этого человека, у нее есть бойфренд, мечты о будущем, и муж-накроман только мешает. С другой стороны выступает человеческий фактор: Лорне действительно жаль его, и она понимает, что нужно помочь…

Я не буду пересказывать сюжет, но скажу, что это кино — одно из самых живых, что я видела. Братья Дадернн очень правильно показывают сначала любовь женщины к мужчине во имя спасения, а потом — любовь женщины к мужчине через любовь к ребенку. «Я не уберегла твоего отца, но ты будешь жить», и это наверное будет понятно только женщине.

Это нужно смотреть. Просто смотреть, а не разглагольствовать на тему того, скучно, статично это, или как-то еще. Смотреть и понимать людей. Очень жизненное кино.

9 из 10

16 апреля 2009

Le Silence de Lorna.

«Молчание Лорны» — очередная социальная драма с мотивами христианства «наизнанку» и «достоевщины».

Албанка Лорна состоит в фиктивном браке с бельгийским наркоманом Клоди, пожалуй, единственным персонажем, вызывающим симпатию в этой картине. Цель Лорны — бельгийское гражданство, а также собственная закусочная, которую она планирует открыть на пару с Соколом — эпизодически появляющимся в кадре молодым человеком, хищность которого вполне оправдывает его имя. Деньги на закусочную планируется получить от следующего фиктивного брака.

Но хитрый план оказывается под угрозой срыва из-за внезапно проснувшейся совести Лорны, к концу фильма превратившейся едва ли не в Деву Марию, совершающей своё последнее бегство по осенним листьям лесного массива. Христианство по Дарденнам… Что-то вроде: все, конечно, умрут, но некоторые еще изменятся.

При помощи полюбившейся Дарденнам «достоевщины» раскрывается психология человека (албанки Лорны), собравшегося на убийство: ее молчание, проходящее лейтмотивом через весь фильм, редкие контакты с окружающими и вечный бег…

Несмотря на несколько нестыковок и маленьких абсурдов (намерение Фабио легализовать брак в полиции, слабая история знакомства с русским, 15 евро за пачку сигарет в Москве, изображение «сурового» русского с неизменным «На здоровье!»)… всё же картина удалась.

Радует игра актеров, особенно главной героини Лорны, Фабио и Клоди и сама картинка, которую приятно смотреть, хотя там и есть натяжки и местами вялость действия.

Критики восприняли несколько холодно эту работу Дарденнов. Скорее всего под влиянием их прошлых шедевров.

Несомненно, это не самая лучшая их работа…

Однако фильм достоин просмотра… Поэтому рекомендую не читать «умных» рецензий, а посмотреть его.

11 апреля 2009

Скажу, что фильм я досмотрел с большим трудом.

Это кино — типично французское, но к сожалению взяло только самое худшее в нем: очень нудный сюжет, тягомотина, довольно своеобразные отношения людей, диалоги, которые составлены из «вопрос-ответ». Все это и многое другое заставляло периодически посматривать на время и со скукой внимать сюжет ни о чем.

Сразу оговорюсь, в фильме понравилась только игра актеров, придраться не к чему, единственное, что раздражало — вялость игры.

Ближе к концу фильма, суть сюжета начал раскрываться, но по правде, я до конца так его и не понял, если бы не прочитал сюжет. Конец фильма неоднозначный, причем совсем неоднозначный. И что дальше? Нехорошо заканчивать фильм, так скажем, на самом главном.

Итого, получился нудный, затянутый фильм с медленно развивающимся сюжетом. Советовать к просмотру, наверное не буду, хотя, конечно, найдутся любители такого типа развития сюжета.

5 из 10

6 апреля 2009

Трагедия жизни

Когда молчание становится равносильно лжи, обязательно случается что-то страшное. Лорна могла сказать. Она могла помочь Клоди. Она могла спасти Клоди. Однако он наркоман, только-только прошедший реабилитацию, но, как и другие наркоманы, рискующий вернуться «на иглу». Будь это голливудское творение, так бы оно и случилось, она бы помогла ему. Они бы вместе сняли его «с иглы» и убежали. От её подельников, от мафии, от Сокола. В конце концов, они бы полюбили друг друга, жили долго и счастливо, пока титры не закончатся. Но «Молчание Лорны» реалистичное кино, снятое братьями Дарденн, в любимом ими жанре социального кино. В фильме, обнажающем проблемы, и не пользующемся обычными художественными приёмами. Они сработали в своём стиле.

Картина поднимает темы наркомании, нарушения семейного законодательства и даже нежелательной беременности. Однако, главная же приманка для жуликов и эмигрантов — гражданство государства члена Евросоюза. Эта корочка открывает перед вами любые двери, будь вы албанцы, чеченцы или даже северные корейцы. Это бумажка даёт свободу. Почти всем. Для Лорны свободы не хватило. Она, будучи одной из участниц этой аферы оказалась заложницей ситуации, она всё ещё должна выполнить свои условия договора между жуликами. Она должна выйти за русского мужика, мечтающего о бельгийском гражданстве, и не изъясняющегося ни на одном из известных в Евросоюзе диалектов. А ведь так легко получить гражданство, достаточно просто заключить брак, не создавая семью.

У Лорны с Клоди так и было, они спали в разных уголках квартиры, он принимал наркотики, она работала. У каждого из них были свои деньги, каждый из них жил своей жизнью. У них не было близких, Лорна почти одна в далекой Бельгии (всё время ждёт своего «принца» Сокола), а Клоди наркоман, что априори означает одиночество, с того момента, как семья отворачивается. Они могли раньше пойти друг к другу на встречу, раз уж судьба сложилась так, что связала их узами брака. Не смогли. Лорна живёт теша себя надеждами закончить эти аферы с браками и открыть кафе, Клоди хочет снова начать жить. А рядом бандиты, которым так по нраву гражданство Клоди, ни его квартира, ни сбережения, а единственное, что ещё есть у наркомана из престижной страны. Ну и плеер ещё.

Весь ужас фильма в способах достижения грязных целей. Место действия — чистый европейский город выбран неслучайно, нет в мире места застрахованного от преступности. Особенно в том государстве, где права человека, включая право на гражданство, и справедливый суд защищаются законом. Что станет с аферистами понятно, если попадутся — их места займут другие. Что станет с Лорной тоже не загадка, финал предельно ясен и прост.

Братья Дарденн не усложнили фильм, картина спокойна, трагична, но все проблемы ей поднимаемые очевидны. Режиссёры не ищут способы их решения, они рассказывают, как устроен процесс «добычи» гражданства. Их мало интересует судьба героев, даже Лорны, герои фильма не вызывают положительных эмоций, так и есть, если самым симпатичным персонажем оказывается наркоман Клоди в исполнении уже 28 летнего Жереми Ренье. Также и зрителя судьба Лорны не заинтересует, молчала, можно сказать лгала, виновата. Да кому ты теперь нужна? Она и выбирает путь закрыться от внешнего мира, так сказать уйти в себя. Подальше от проблем, оказавшись в них по уши.

3 апреля 2009

Дарденны снова не разочаровали

Я боялся одного: что Дарденны меня разочаруют (боялся с того момента, когда прочитал отзыв одной снобствующей особы в интернете, что на 44 минуте она вышла из зала; внимательные читатели сейчас запомнят эту цифру, и при просмотре увидят, во время какой сцена миссис Умница покинула кинозал). Не разочаровали. Нисколько. Не почувствовал я сценарной притянутости за уши, каковая бывает порой в социально ориентированных фильмах («Миллионер из трущоб» яркий тому недавний пример), не почувствовал фальши игры актёров. Жереми Ренье, кочующий у Дарденнов из фильма в фильм (лишь в «Розетте», и в «Сыне» его не было), и по сути вскормленный ими с актёрских пелёнок (а сниматься он у них начал в 15 лет), как всегда сыграл так, как и должен был сыграть. Так и хочется добавить: как и должен был сыграть у Дарденнов. Ему я поверил сразу и безоговорочно. Арта Доброши, впервые снимающаяся у дважды отмеченных главным призом Канн, Золотой Пальмовой ветвью, режиссёров, смогла ещё большее: затянуть меня, как зрителя, в мир, созданный Дарденнами, в выдуманную житейскую ситуацию, в которой она оказалась, настолько, что я к концу фильма почувствовал вместе с ней её страх, такой страх, когда сосёт под ложечкой и немеет кожа, как у пленного перед расстрелом. Дарденнам снова удалось заставить (добровольно, кнопку ВЫКЛ ещё никто не отменял) находиться в напряжении во время просмотра.

Каждый фильм Дарденнов, и этот не исключение, фильм о встревоженной совести, которая внезапно, как вспышка света, посещает героев их фильмов, и мешает им жить так, как они хотели жить раньше, мешает продолжить безумный бег вместе с остальными участниками действа, постоянно заглушающими своим топотом голос этой самой совести. Но извечный вопрос человечества «камо грядеши?» всё чаще норовит попасться им под ноги, для того, чтобы они наконец споткнулись, расшибли себе коленки, сели и подумали, провожая взглядом спины бегущих с ними, душой подумали, неосязаемо, о Жизни, об Ответственности, и об Искуплении, которое, как известно, не даётся бесплатно, и о Спасении себя.

10 из 10

2 апреля 2009

Молчание Лорны — бездействие Лорны

Это произведение «артхаусного искусства», драма от, уже ставших классиками трансцендентального кино, Жан-Пьера и Люка Дарденнов стало ещё одним доказательством того, что эмоции могут быть сыграны молча.

«Трансцендентальный стиль»-это то, что все видят, но объяснить никто не может. Возникает неизбежная путаница в терминах. За понятием «трансцендентальный» стоит могучая философская, религиозная и теологическая традиция, которая интерпретирует «трансцендентальный стиль» с сугубо научной позиции. Эта традиция видит в «трансцендентальном стиле» воплощение своих представлений о жизни и искусстве. Но «трансцендентальный стиль» — не наука. Ни Брессон, ни Одзу, ни Дрейер не ставили перед собой цели в популярной форме проиллюстрировать некие научные, философские или религиозные догматы.

«Трансцендентальное» для них не являлось теоретическим понятием. Оно не нуждалось в доказательствах, а было имманентным их видению мира и включало в себя не только «духовное», но и «материальное», не только «божественное», но и (прежде всего) человеческое. Точнее,-всю реальность, такую, какая она есть-от начала и до конца.

Так же и в этом фильме: показана вся жизнь не богатых людей со всем их трудностями и проблемами, без «голливудского блеска». Фильм очень противоречивый и грустный, но тем не менее не смотреть его ни как нельзя.

7 из 10

26 марта 2009

Очень правильное социальное кино из Бельгии; Канн-08

Прошедший 61-й Каннский кинофестиваль, по всей видимости, войдет в историю как некая важная памятка о творческих неудачах почти всех главных самородков авторского кино, так или иначе, многие в том году дали петуха — от нещадно поругаемого Гарреля до пошляцкого Вендерса. Бельгийские же братья Дарденн, которые приверженцы жанра жесткого реализма, дважды каннские лауреаты и просто очень важные режиссеры на кинематографической карте мира, не то чтобы публично сели в лужу — так опустили планку пониже, сделали шаг назад. Тем не менее, их новая работа «Молчание Лорны» — приятная фестивальная картина, в которой особо нечего превозносить, но и вряд ли найдется, что обругать, — получила награду за лучший сценарий.

В основе правдивая история социальной работницы, рассказавшей режиссерам о тяжелой судьбе своего брата-наркомана, которого русская мафия хотела сделать мужем албанской беженки. Дарденны взяли ее за основу и нарастили сюжет: обладательница очаровательной мальчишеской прически, дивных глаз и старомодного имени, красивая барышня Лорна фиктивно вышла замуж за безработного льежского торчка Клоди и получила гражданство, теперь она ждет, когда крепкие парни в кожаных куртках организуют ему передозировку, чтобы второй раз — опять же фиктивно — вступить в брак, но уже с русским мафиозо. На вырученные деньги Лорна планирует открыть кафе-бар и обеспечить себе светлое будущее с бойфрендом по кличке Сокол, который, разумеется, в курсе всей круговерти. Авантюра осложняется тем, что наркоман Клоди потихоньку слезает с героиновой иглы, а в душе героини начинает что-то щелкать — нежность, жалость, любовь? Не важно; в разговорах с подельниками она, сама того не замечая, все чаще вставляет подозрительную фразу: «А может быть, русский подождет еще?»

Удивительно, но про новый фильм можно сказать ровно то же самое, что про «Дитя» или «Розетту»: это очень трудная социальная драма — раз; с выразительнейшей игрой актёров — два; в ней режиссеры поднимают самые проблемные темы общества — три; они более-менее дают совершенно независимый взгляд на них — пожалуй, четыре. Прошло почти пятнадцать лет с дебютного «Обещания», а ровным счетом ничего не изменилось: те же магистральные темы совести и фирменные метаморфозы, та же блочная хрущоба в качестве неизменного жизненного фона, та же деликатная в своей отстраненной манере камера. Любимая братьями сцена, как кто-то в кадре внимательно и методично пересчитывает пачку крупных купюр, повторяется за фильм не раз и не два.

Если и есть такое понятие «режиссерская эволюция», то на Дарденнов она загадочным образом не распространяется. Экспериментируя немного с формой (к героям эмигрантам тут добавились мошенники и мутные русские, произносящие за столом «на здоровье!») и нарративом (ключевые события, как ни странно, остаются за кадром), они остались верны сами себе. На экране — молодая албанка Арта Доброши, похожая чем-то на повзрослевшую Эллен Пэйдж, ну а в фокусе — привычно сырой кусок жизни, остывающее жесткое мясо на кости. Тот редкий случай, когда вообще не надо себя ни в чем убеждать — ясный и четкий сюжет, сыгранный на эмоциях, без лишних слов. За это, конечно, не дают в третий раз «ветку», но хлопают, хлопают точно минуты три.

25 марта 2009

Драма Молчание Лорны в прокате с 2008 года, дебют состоялся более 16 лет назад, его режиссерами являются Жан-Пьер Дарденн, Люк Дарденн. Кто снимался в кино, актерский состав: Жереми Ренье, Фабрицио Ронджоне, Альбан Укай, Оливье Гурме, Антон Яковлев, Григорий Мануков, Мирей Байли, Стефани Гоб, Лорен Карон, Батист Сомен, Александр Троски, Седрик Ленуар, Сесиль Болан, Серж Ларивьер, Филипп Жозетт.

В то время как во всем мире собрано 5,123,676 долларов. Производство стран Бельгия, Франция, Италия и Германия. Молчание Лорны — получит рейтинг по Кинопоиску равный примерно 6,6 из 10. Среднее значение, которое удается получить далеко не каждому фильму. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 18 лет.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.