Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.5 |
IMDb | 6.7 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Джонни – Бешеный Пес |
английское название: |
Johnny Mad Dog |
год: | 2008 |
страны: |
Франция,
Бельгия,
Либерия
|
режиссер: | Жан-Стефан Совер |
сценаристы: | Жан-Стефан Совер, Эммануэль Донгала |
продюсеры: | Матьё Кассовиц, Элиза Ларрие, Александр Липпенс, Жан-Стефан Совер, Ален-Жиль Вьельвуа, Фабрис Дельвиль, Бенуа Жобер, Женевьева Лемаль |
видеооператор: | Марк Конинкс |
композитор: | Джексон Теннесси Фурго |
художник: | Алекс Виве |
монтаж: | Стефани Эльмаджьян |
жанры: | драма, военный |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 20 мая 2008 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 37 мин |
Бывают фильмы художественно почти никакие, но правильно выдержанные идеологически. Зрители постарше вспомнят не одну такую картину, у которой невооруженным взглядом были видны «уши» «партгосзаказа», и которые были довольно скучны.
А вот оказывается подобные фильмы бывают и в наше время и вовсе не только у нас. За внимание к политической и гуманитарной ситуации в Африке Жан-Стефан Совер отхватил даже спецпремию в Каннах. Но кинодостоинства «Бешеного пса» откровенно скудны, видимо жюри просто сжалилось над дебютантом, да учло ту самую идеологическую составляющую — идола политкорректности никто пока не отменял. Так «Бешеный пес» стал относительно известен в мире на короткий, впрочем, срок.
Я посмотрел впервые этот фильм лет девять назад, на волне мимолетного увлечения Африкой. Почти час сорок нам повествуют о приключениях банды 15-летнего Бешеного пса, одной из банд детей-солдат повстанческой армии непонятной страны Черного континента. «Изрубили эти детки очень многих на котлетки», фраза барда идеально подходит к описанию сего фильма. Дети-мерзавцы старательно пьют, увлеченно убивают, со вкусом насилуют и просто мародерствуют.
При этом в фильме абсолютно не показываются причины таких зверств: ни внешних (социально-политических или экономических), ни внутренних. Предельно общий смысловой подтекст рассказывает о том, что дети-убийцы вовлечены в войну политических группировок. Все.
Более всего из-за такой «общести» фильм напоминает кровавое псевдо-роуд-муви в жанре видеоблога. Скрыв глубинные причины показываемой катастрофы, автор сделал свой труд слишком прямолинейным и «ломаным». Желая показать «зло этого мира», он делает это слишком уж натуралистично, полагая, что сама картина того, что делают дети с автоматами в руках, способна что-то объяснить зрителю и, тем более, заинтересовать. Фильм попросту лишен реальной интриги, а та, что в нем есть, предсказуема и гроша ломаного не стоит. Отсутствие глубины придает происходящему на экране налет абсурдности и не дает толком понять героев.
Выйти из тупика «видеоотчета» было довольно просто. Надо было на событийную основу нанизать «внешний» и «внутренний» смысловые объемы. «Внешний» о том кто виноват в таком крахе страны и развязанной войне (интриги или равнодушие политиканов и корпораций, наркомафий, история и проч., можно просто мазком, без лишнего пафоса); внутренний — личные истории, трагедии, переживания, надежды и мечты, мотивы и отношения. Но почему-то режиссер делать всерьез этого не стал. Зря. А может просто не хватило бюджета или масштабности замысла.
Также при желании фильм можно было бы превратить в неплохую короткометражку минут на 55 с врезками документальных кадров о зверствах в Либерии (прототипом африканской страны стала именно она), где прошли две кровопролитные гражданские войны.
Ценных вещей в фильме две. Попытка привлечь внимание к проблемам Африки — первая. Нескоро еще Черный континент со своими бедами по-настоящему попадет в повестку дня, а сильным мира сего похоже просто наплевать на него. Вторая — съемки в самой Либерии. Они придают картине дух «хардкора и андеграунда». Но кинознакомство даже с темной стороной Африки лучше все же начинать с «Отеля «Руанда» или «Кровавого алмаза».
5 из 10
15 августа 2018
Фильм Жана-Стефана Совера «Джонни — бешеный пёс». Снятый по книге Эммануэля Донгалы, написанной по воспоминаниям детей, волею судьбы ставшими свидетелями революции, /а проще свидетелями военных действий/, в одной из стран Западной Африки.
Жан-Стефан Совер французский режиссёр. Начинал ассистентом, снимал документальное кино, потом короткометражки. «Джонни бешеный пёс» его первый полнометражный фильм, /перед тем, как снять этот фильм режиссёр пятнадцать лет прожил в Либерии/.
Эммануэль Догнгала конголезский писатель и учёный химик. Живёт в США, преподаёт африканскую франкоязычную литературу в Нью-Йорке.
Фильм снимался в Либерии, но страна, в которой происходит действие не указана, /видимо имелось в виду, что это может произойти в любой стране/.
Это не просто фильм о детях, и о войне. И даже не о детях на войне. Он о том, что в любой стране в политических целях могут быть использованы дети. Точнее, дети на войне это не случайность, это хорошо продуманные решения военного руководства, это всего лишь стратегия и тактика современной войны.
Им от двенадцати до пятнадцати лет. Они называют себя «Продавцы смерти». Командир у них пятнадцатилетний Джонни, тот самый бешеный пёс. Они мародёрствуют, насилуют, убивают. Вроде бы как несерьёзно, вроде бы как играя, не задумываясь, просто нажимая спусковой крючок автомата.
Фильм не то, чтоб страшный, хуже, поскольку в фильме поднята тема из тех, о которых не то чтоб не задумывался, а просто это как то эстетически что ли неприятно. Но,…
Но и это зло присутствует в этом мире, /возможно не столь уж далеко от нас/.
Итак, банда малолетних головорезов движется по объятой войной стране. Совершают нападение на селение. Грабят, убивают, /говорят о чём-то, столько нецензурных слов в разговоре детей ты наверное ещё не слышал/. Потом нападают на город, где Дурной Совет, /это имя одного из малолетних бойцов отряда/ украл свинью, а Джонни — бешеный пёс, встретил девушку Лаоколе, в которую влюбился, но предварительно перед этим убил…
Впрочем хватит пока о фильме, поговорим о том, чего в фильме вроде бы как нет.
Согласимся, мы мало знаем об Африке, ясное дело и далеко, и культура другая, да и просто опасно туда ехать.
Но продолжим, есть в Африке такая организация «Армия сопротивления Бога». В активе её бойцов похищения людей, зверские убийства, продажа людей в рабство, каннибализм, /кстати Жан-Стефан Совер не захотел включить в фильм сцены каннибализма, пощадил психику европейского зрителя/, не включил ещё кое что, я даже не буду даже говорить что, чтоб в свою очередь не оттолкнуть зрителя. Возникла эта организация в Уганде, в 1987 году, /не так уж давно/ их базы находятся почти по всей Африке, Конго, Судан и т. д. Адепты этой организации хотят установить свой режим, основанный на десяти заповедях. Но главное, они считают, что только дети нетронуты грехом, потому просто убивают всех взрослых, а детей похищают, /статистику смертей приводить не буду, скажу только что цифры ужасающие/. Далее из детей делают в прямом смысле «машины смерти», идеальных воинов, в любой момент готовых на смерть ради своего предводителя. Скажешь, немного не то, о чём кино, не тот Федот. А ты не спеши с выводами.
Просто сейчас снова вернёмся к фильму. Отряд Джонни — бешеного пса подчиняется некому полковнику. Полковнику, внушающему своим подчинённым, кроме трепета и ужаса и то, что от них отскакивают пули, и что убивая они делают благое дело, и что,… не надо думать, надо стрелять.
Поскольку это не мешает его собственным меркантильным интересам. Ведь мутной водичке военного времени так хорошо «золотая» рыбка ловится.
19 апреля 2016
Всегда интересовали материалы с фрагментами про гражданскую войну в Африке. Ибо такое дикое явление бытует в современном и развитом мире.
В этом фильме передалась идея несовершенства мира из-за человеческих недостатков (негуманности из-за политики в частности)… политика это только предлог, чтобы грабить, убивать, насиловать и так далее,- якобы оправдывая моральное уродство различных повстанцев, которые действуют почти на половине территории Африки. В этом фильме отображена бесполезность каких либо идей, ради которых первоначально действуют повстанцы,- все сводится к личной выгоде. Проблема африканцев кроется в отсутствии патриотизма и чувства народного единства, что связано, в свою очередь, с бедностью.
9 января 2010
Действия происходит предположительно на территории Африки. Весь фильм — это насилие и жестокость, инструментом которых стал отряд вооруженных подростков.
Нет замысловатого сценария. Нет известных актёров и актрис. Есть война и хаос. Это альтернативная реальность или лучше сказать существующая параллельно.
Заключение: не для развлечения и на любителя. «Документальный фильм» про другую жизнь людей.
8 из 10
7 января 2010
«Джонни — Бешеный пес» — дебют в большом кино Жана-Стефана Совэра. Фильм изначально позиционировался как экспериментальный авторский проект малоизвестного режиссера-документалиста, а к съемкам были привлечены абсолютно не профессиональные исполнители — обычные либерийские дети с улицы. И в силу своего явного фестивального характера картина смогла заинтересовать разве что ценителей, поэтому и была встречена широкой европейской аудиторией довольно прохладно, а в России запланированная премьера вообще оказалась смещенной на неопределенный срок. Отдавая дань гуманитарной проблематике, заложенной в основу работы Совэра, кинокритики политкорректно одарили ее второстепенным призом на престижном Каннском кинофестивале и даже вручили Гран-при на Международном фестивале современного кино «2morrow», проходившем в октябре 2008 года в Москве. Подобную сверхлояльность к ленте Совэра со стороны критиков ничем другим, кроме как проявлением той самой политкорректности, я объяснить не могу.
Неся в своей идейной основе социально-значимую миссию работы, призванной в очередной раз обратить внимание мировой общественности на нестабильную политическую обстановку, сложившуюся в ряде развивающихся африканских стран, «Джонни — Бешеный Пес» банально не справляется с основной задачей игрового кинопроизведения — заинтересовать зрительское внимание развитием составляющих картину сюжетных компонентов. Режиссер показывает нам опустошенную гражданской войной и фактически уже пребывающую в предсмертной агонии африканскую республику, не раскрывая ее географического названия (в данном случае, четко придерживаясь буквы литературного первоисточника Эммануила Донгалы). Тем самым, Совэр как бы обращает внимание зрителя на то, что подобное могло произойти в любой стране на континенте, государства которого исторически не отличались стабильно развивающимися политическими режимами.
Но, к сожалению, подобное умышленное стремление постановщика уйти в сторону, отстраниться от конкретных историко-географических условностей, в совокупности с желанием исключительно бесстрастно в привычной документальной манере воссоздать некую хронологии событий нескольких дней из жизни отряда юных повстанцев, руководит которым безжалостный малолетний лидер по имени Джонни, не приносят должных результатов. Многочисленные примеры демонстрации актов насилия и жестокости со стороны вооруженных детей по отношению к своим же согражданам Совэр пытается использовать в качестве инструмента воздействия на сознание зрителя, однако, подобные сцены выглядят совершенно беззубыми, лишенными драматической окраски, а узнаваемый с первых кадров почерк документалиста кажется слишком прямолинейным, неприятно бесстрастным и, как итог — совершенно не искушенным для игрового кино.
История отряда молодых карателей в царящей атмосфере хаоса и всеобщей революционной истерии подается Совэром слишком уж примитивно и тенденциозно, без всякого стремления более полно обыграть мотивацию совершаемых ими поступков и раскрыть для зрительской аудитории индивидуально-личностные характеристики героев, превращая главных действующих персонажей в обезличенную шайку мародеров и убийц. На протяжении всего фильма дети насилуют, грабят, убивают, издеваются над мирным людом, и режиссер акцентирует свое внимание исключительно на разноракурсном показе подобных деяний. Камера оператора безучастно отслеживает каждую из совершаемых бесчеловечных выходок, словно констатируя факт: «Да — вот так африканские дети, получив из рук старших братьев по оружию в свои руки власть и АК-47, могут безжалостно чинить расправу над другими людьми».
Но, видимо, по причине отсутствия достаточного опыта, постановщик забывает, что в настоящее время использование подобных демонстрационных приемов уже не может являться надежной гарантией достижения успеха на пути к сердцу зрителя. Cюжет фильма с каждой минутой по форме все больше начинает напоминать пустой каркас, не содержащий глубокой смысловой нагрузки, а исполнители, в силу своих посредственных актерских данных и бездарно поставленных диалогов, оказываются совершенно не способными вызвать даже долю реального сопереживания. Смотреть только лишь на то, как дикая чернокожая молодежь дружно размахивает на городских улицах автоматами и неубедительно выкрикивает транспарантные лозунги, попутно расстреливая мирное население, мне лично, было не особенно интересно. Схематическое построение сюжетных линий в фильме принесено в жертву репортажности, а сама история в ущерб целостному ее восприятию оказывается раздробленной на десятки невнятно связанных между собой фрагментов. Картина Совэра начинается без всяких прелюдий и завершается открытым финалом. Камера — cтоп!
5 из 10
28 июня 2009