Рейтинг фильма | |
![]() |
5.2 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Ницше в России |
год: | 2007 |
страна: |
Россия
|
режиссер: | Нина Шорина |
сценарий: | Нина Шорина |
продюсеры: | Нина Шорина, Юлия Богданович |
видеооператор: | Валерий Махнев |
жанры: | фэнтези, драма |
|
|
Дата выхода | |
![]() |
7 октября 2008 г. |
Дополнительная информация | |
![]() |
16+ |
![]() |
1 ч 46 мин |
Прочитав семь книг Философа, и несколько книг о нем, я принялся за фильмы. И первый же их них вызвал в голове тяжелый комок мыслей, который хочется выплюнуть каким-нибудь инсайтом/текстом.
«Ницше в России» — громогласное подтверждение моей вере в то, что существует много Ницше. Например, Ницше громкий и Ницше тихий. Беда вся в том, что находясь рядом с тихим Ницше, громкий его заглушает… И потому фильм, поставивший задачу кратко и интенсивно отобразить нам всего Ницше, ставит рядом громкое и тихое… И уничтожает тем самым тихое.
Есть Ницше, поддающийся мгновенной визуализации: он стенает, буянит, кричит, бежит, презирает, мучается и мучает, толкает падающих и падает сам. В фильме бледно существует и другой Ницше: он любит, дружит, чувствует прекрасное дыхание жизни, проповедует счастье и очищает благородным взглядом. Но его плохо видно: он оказался в тени своей собственной истерии/истории.
Фильм ставит Ницше в жутко неудобное положение: безжалостно окуная его в сердце безумной толпы, не давая выхода. Зритель наблюдает за большой бурей: джинн пытается вырваться из своей бутылки. Ницше, зачем ты здесь? Зачем ты не ушел в свои горы? Зачем ты не оказался там, откуда твои громогласные гимны не слепят уши? Зачем ты оказался в нашей толпе? Зачем оглушаешь наши головы? Зачем убиваешь нашего Бога?
Дрейфуя по знаменитым мотивам его философии («вечное возвращение», «сверхчеловек и ребенок», «Аполлон-Дионис», «Сократ и упадок Запада»), сюжет «вечно возвращается» к главному для себя вопросу: о Боге.
Зритель этого фильма видит мир, в котором Бог умер. Ужас в том, что это действительно наш мир. Надежда — в том, что наш мир — не только то, что мы видим в фильме. Выходит, где-то Бог все-таки жив? И если да, то кто спас его?
Мне сложно описывать этот воинствующе непоследовательный и нереалистичный фильм, я лишь стараюсь зарисовать его философски-психологический климат. Очень театрально и надрывно. Очень много Ницше, которого хочется вдруг обвинить в безответственной гордыне: как ты посмел разрешить человечеству убить Бога? Оно не должно было знать, что Бог умер!… Как посмел ты разрешить человеку быть атомной бомбой ничем не скованного духа?!…
Резюме: смотреть только подкованным в творчестве Ницше, остальные обретут только раздражение недоумения и мировоззренческую мигрень. Фильм не врет, но все же обманывает. Ницше как Солнце: на него нельзя смотреть слишком близко. Фильм показывает Солнце — возможно, как оно есть, но так, что мы не хотим его любить.
Не знаю, что ставить оригинальному, но не совсем понятному и совсем не приятному фильму. Пусть будет
8 из 10
21 апреля 2018
Самая авангардная постановка о Ницше. Клон (или дух) Ницше появляется в современной России и сразу берется в оборот никем иным как чортом. Нечистому нужно от «больного философа» отречение от его слов «бог умер», ибо «без бога и дьявола нет». Взамен обещает золотые горы и Лу впридачу. Далась всем киношникам эта Лу! Параллельно Фридриха ищет некий Иванов, пациент психиатрической больницы и верный ученик, который «перевел все труды Ницше и сошел с ума». Тут же бродят и некоторые из героев «Заратустры». Все бесконечно цитируют немецкого философа, галдят и мельтешат в кадре. Иногда это напоминает бледную копию Киры Муратовой.
Сам фильм — чистой воды театральная пьеса. Особенно если судить по тому, как пафосно и надрывно выпаливают свои фразы актеры. Только вместо театральных декораций пустые кирпичные здания с зияющими окнами и заброшенные трамвайные линии. Сюжет кажется слепленым из нескольких банальных и нарочитых парадоксов (чорт печется о боге, русский псих Иванов портит картину русского художника Иванова, «явление Ницше» то ли чудо, то ли побег из ближайшего желтого дома), которые серьезным и глубокомысленным фильм увы не делают. В целом, он смотрится как студенческая «дипломная работа», каковой он практически и является, ибо сделан «на заказ».
Резюме. Конгениально прочитать Ницше языком кино, так, как его читали Ясперс, Хайдеггер, Делез, крайне сложно и пока никому не удалось. Мировая Ницшеана еще ждет своего Тарковского или Джармуша. Из представленных же четырех фильмов небезынтересно будет ознакомиться с первыми двумя, и вряд ли стоит тратить время на два остальных.
3 сентября 2009