Мононокэ
Mononoke
8.2
8.2
2007, ужасы, триллер, драма
Япония, 25 мин
В ролях: Риэ Танака, Тосико Фудзита, Кодзо Сиоя, Эидзи Такэмото, Юсукэ Нумата
и другие
По древней Японии странствует таинственный Аптекарь — торговец снадобьями и оккультист, который выслеживает и уничтожает злых духов мононокэ. Чтобы одолеть мононокэ, Аптекарю нужно сначала узнать его форму, сущность и желание.
Дополнительные данные
оригинальное название:

Мононокэ

английское название:

Mononoke

год: 2007
страна:
Япония
режиссеры: , , , , , , ,
сценаристы: , , , , ,
продюсеры: , , , , , , , , ,
композитор:
художники: Юми Хосака, Такаси Хасимото, Такаси Курахаси
монтаж:
жанры: ужасы, триллер, драма, мультфильм, детектив, аниме
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 12 июля 2007 г.
Дополнительная информация
Возраст: не указано
Длительность: 25 мин
Другие фильмы этих жанров
ужасы, триллер, драма, мультфильм, детектив, аниме

Постеры мультсериала «Мононокэ», 2007

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о мультсериале «Мононокэ», 2007

Пестрое полотно за гранью реальности

Загадочная личность, которая называет себя просто «Аптекарь», приходит туда, где стечение обстоятельств наиболее благоприятно для появления Мононоке. Сложно разобраться в богатом мире японских духов, но одно можем сказать точно — Мононоке рождается из пороков людей, сочетая в себе потустороннее начало и вполне земное зло.

Аптекарь беспристрастен, мы не знаем человек ли он, откуда приходит, почему преследует Мононоке, каковы его собственные мотивы. Такой вот идеальный двигатель сюжета — проводник. С ним мы странствует сквозь пространство и время, чтобы распутать клубок событий, и наконец очистить и освободить Мононоке.

Визуальный стиль полностью соответствует содержанию — национальные японские мотивы в современной обработке с вкраплениями модерна. Духовный и реальный миры, одинаково насыщенные, наслаиваются и образуют изменчивые сюрреалистичные узоры на фоне которых разворачивается повествование.

Причудливая композиция кадра, неожиданные ракурсы, живая мимика персонажей вовлекают, заманивают зрителя и не отпускают до самого конца.

Если вы ценитель авторской анимации, или хотите просто посмотреть что-то неожиданное и идеальное по своей форме, то «Мононоке» именно для вас.

10 из 10

21 сентября 2020

По Японии странствует некий Аптекарь. Таинственный странник без имени. Он не продаёт лекарства и не лечит от простуды. Он ищет «Мононокэ» — злых духов. Но духи это всего лишь духи. Они появляются там, где сами люди поддались низменным инстинктам, осквернили душу гневом, завистью или иными чёрными замыслами. Сериал состоит из 12 серий и нескольких историй. Каждые две или три серии — отдельная сюжетная арка. «Мононокэ» насквозь пропитан японской культурой и традициями, он использует стилистику традиционных гравюр, берёт для сюжетной основы японские мифы и смешивает это вместе. В результате мы получаем потрясающее произведение. Медленное, погружающее зрителя внутрь себя, с прекрасной детективной интригой и мистической составляющей. Плюс — в каждой истории модно заметить и социальные, и философские подтексты. Визуальная составляющая также на высшем уровне. «Мононокэ» — это роскошное произведение искусства! Смотреть всем, кто любит Японию и культуру этой страны.

15 мая 2020

Темная материя души

В этот раз постараюсь сделать для вас достаточно сухую выжимку без размазывания своих глубокомысленных восторгов о клавиатуру. Во-первых, из того, что можно увидеть и услышать (или не услышать) — в сериале почти нет музыкального сопровождения, за исключением опенинга и эндинга. Ничего не отвлекает, все внимание на картинку и героев. Студия Toei Animation постаралась на славу, поэтому помимо прочего мы имеем необычную рисовку анимэ-сериала, в стиле японской гравюры, что лично меня, как поклонника необычной стилистики мультфильмов, привлекло одним из первых. Тем более, что вся визуализация крайне напоминает театральную постановку Кабуки. Здесь и акты, и одежда, и грим подходящие. Интересен выбор одного из жанров — ужасы. На самом деле, есть все атрибуты качественного ужастика, но пугает он очень специфически, почти с хирургической точностью метя в наши пороки, обличая их во всем неприглядном виде. Что касается ощущений от просмотра — вас как будто гипнотизируют, вовлекают в происходящее — в первой серии все так и движется, вращается, словно вводя в подобие транса. Сначала все кажется странным, непонятным и каким-то замедленным, но подождите, и уже на третьей серии вы будете ловить каждое слово, боясь пропустить малейшие детали сюжета, а время полетит непростительно быстро.

Пробегусь немного по сюжету. Итак, главный персонаж — Аптекарь (яп. Кусури:ури, продавец лекарств), — борется с мононокэ при помощи своего странного и необычного меча, который имеет особое воплощение (юноша с длинными светлыми волосами и загорелой кожей с золотистыми узорами), сражающееся с мононокэ. Воплощение появляется, когда известны Форма, Суть и Первопричина возникновения мононокэ.

Аптекарь существо интересное, необычное и, очевидно, бессмертное — в сериале показаны разные промежутки времени, (в основном Древняя Япония, но есть и современность), а он не меняется. Исходя из этого можно сделать еще один вывод — Аптекарь не человек в привычном понимании, но напрямую о его происхождении и о том, как и когда он получил свой меч, не говорится — здесь открывается большой простор для фантазии зрителя. Несмотря на свою отстраненность и, как многие считают, отсутствие чувств, ему не чуждо вполне человеческое сострадание и даже страх, это явственно видно в истории об Умибодзу. Аптекарь, несмотря на отличные аналитические способности, которые ему на протяжении сериала здорово помогают, способен с ловкостью психолога разобраться в тонкостях человеческой души, хотя в своих суждениях бывает ошибается и потому всегда ждет подтверждения своих догадок, чтобы начать действовать. На мой взгляд — он настолько человек, насколько это помогает решать поставленную задачу — лечить человеческие души, избавляя их от накопленного негатива и дурных помыслов (изгонять мононокэ), а в остальном же Аптекарь где-то на уровне мифологического существа, живущего вне времени и пространства, которое всегда появляется там, где кому-то нужна помощь. И хотя перед нами открывается действо, являющееся больше театральной постановкой, Аптекарь из-за кулис напоминает нам, что мононокэ существуют и в реальности. Пока на свете есть люди, идущие за руку с пороком, будут живы и мононокэ, которые являются порождением темной части человеческой души, а значит у Аптекаря всегда будет полно работы.

P.S. Очень рекомендую ознакомиться с азами японского фольклора. Поэтому для облегчения восприятия, я вам приготовила небольшой справочный блок.

Дзасики-вараси (1—2 серии). Дзасики-вараси или дзасики-бокко — в японском фольклоре — домовой дух, ёкай, происходящий из префектуры Иватэ. По функциям близок русскому домовому.

Умибодзу (3—5 серии). Умибодзу — дух в японском фольклоре, который, как говорится в легендах, обитает в океане и опрокидывает судно любого, кто смеет говорить с ним.

Ноппэра-бо (6—7 серии). Ноппэрапон, также известен как Ноппэра-бо, или Зумбера-бо — сверхъестественное существо в японской мифологии, разновидность ёкай. Днём оно очень похоже на человека. Ночью видно, что вместо лица у Ноппэрапона гладкий лиловый шар, а по некоторым источникам — на икрах его ног расположена сотня глаз.

Нуэ (8—9 серии). Нуэ — мифическое существо из японского фольклора. Имеет голову обезьяны, тело тануки, ноги тигра и змею вместо хвоста. Нуэ может превращаться в чёрное облако и летать. Из-за внешнего вида его иногда называют японская химера.

Бакэнэко (10—12 серии). Бакэнэко — кошка в японском фольклоре, обладающая магическими способностями. Для кошки существует несколько способов стать бакэнэко: достигнуть определённого возраста, вырасти до определённого размера или же иметь длинный хвост.

Мононокэ — (досл. «Воплощённый злой дух»), являющийся не призраком, а вполне материальным существом, упоминается в японской литературе как целый класс существ, обладающих значительной силой, превзойти которую может только Аякаси — (досл. «Сверхъестественное создание»), являющийся в теории хозяином или властелином мононокэ. Целью мононокэ, зачастую, является банальное убийство людей, являющихся объектом сильных негативных эмоций, пробудивших духа. Иногда мононокэ играют с людьми, обманывая их всяческими образами.

Описания существ взяты с wikipedia.org

10 из 10

5 сентября 2016

Вы боитесь собственной души. Страхи все растут и скоро они станут тенью. Темнотой за гранью человеческого понимания. Аптекарь

Недуги бывают разные. Но труднее прочих излечить скрытые раны души. Червоточины пагубных пристрастий, искаженное восприятие неприглядной действительности. Справиться с ними своими силами практически невозможно. И невозможно предугадать, кто станет нашим целителем… И придет ли он вообще.

Наверное, не зря говорят, что человеческая, даже нет, наверное, все-таки всякая живая душа — тот ещё тихий омут, который, рано или поздно, может и перестать быть таким уж тихим. Ведь неизвестно, что же там, в этих дебрях, может заселиться и как, в конечном итоге, может себя проявить. Это может происходить постепенно и целенаправленно. А может и мгновенно. Что может случиться с душой в моменты каких-нибудь основательных эмоциональных потрясений? Что-то там, втихую может уйти точить свой злой топор, ну или конструировать звезду смерти (кому что ближе). А может случиться и так, что в душе, или же в зародившемся сгустке этой, уже теперь, живой энергии поселяется тяжкий груз, заключающийся в обиде, сильной ненависти, собственной беспомощности перед обстоятельствами, паразитирующей эмоции, самой банальной несправедливости жизни. Не каждый с грузом этим может справиться и бороться, в этом случае душа становится беззащитна перед ним. И начинает груз этот расти, врастать корнями в саму суть Человека/живого существа, незаметно его поглощая и подчиняя полностью. Обидно конечно, но от Человека/живого существа в таком случае, часто остается только лишь этот груз, мутировавший в нечто иное, нечто ужасающее своей сущностью и природой. Что на порядок страшнее какого-нибудь среднестатистического голливудского ужастика или трэшевой анимешки с кавайными девчушками. Это ужас иного уровня.

Через выражение в сугубо фольклорной форме представленная вещь очень смело окунает с головой в те глубины души, в которые сам человек, по доброй воле, да без веской причины, не сунется. Кислотная ненависть, кипящая злость, неумолимое намерение отмщения и разрушения, жуткая бездна истерического отчаяния. Изуродованные, измученные души и неисправимо погубленные жизни. Весь этот истошный, разъедающий набор эмоций и вариться в котле «Мононоке».

Главный герой, представляющийся как Аптекарь, для меня стал одним из самых обожаемых персонажей мира аниме. Невероятно собранный, уравновешенный и наблюдательный, на редкость не замороченный, чуть-чуть эпичный, чуть-чуть циничный, уверенный, в меру серьезный, с вычерченной осанкой и отточенными движениями, не многословный, но обращающий, безусловно, на себя внимание, его личность воспринимается чудо как выразительно. Намеренно становясь частью такого небезопасного действа, в Аптекаре не ощущается абсолютно холодного безразличия, но многие пугающие вещи он действительно воспринимает, как данность. На его мимике приятно уследить моменты иронии и еле уловимого сарказма, моменты неожиданного удивления и обоснованного беспокойства в экстремальной ситуации, что делает его ещё и живым, приятным героем. И вполне расположенным к беседе с любопытным ему человеком, например, дважды охотно контактировал с Каю. Соблюдена тонкая грань между пафосом и харизмой, что придает образу Аптекаря совершенно не типичную величественность и товарищескую простоту одновременно.

Странствующий торговец лекарствами на словах, на деле же особый вид лекаря. Целитель для отравленных и болезненных душ, сломленных и потерявших себя, волею судьбы получивших мощную мистическую силу, став мононоке. Чтобы разобраться с возникшими последствиями губительных эмоций, ему необходимо проникнуть в саму суть первопричины их зарождения. Узнать их форму, сущность и желание. На деле, это услышать и понять историю их душевной «болезни» и только так, в конечном итоге, Аптекарь уже сможет освободить их. Совершить это можно когда мононоке пройдет, своего рода, «инкубационный период», и все заинтересованные лица будут собраны в одном необходимом месте. Картина совершает не частое явление, выбрав подобное направление в столь диком и красноречивом перфомансе.

Картинная графика воспринимается достаточно незаурядным решением. Я могу сравнить её с рассказами в книжных иллюстрациях, расписанных в разноцветные матовые тона. Как будто бы с полки достали старинную книгу, страницы которой чуть измяты, и, кажется, слегка потрепаны временем, раскрас уже начал выцветать, а герои будто бы оживают на её страницах. Создается ощущение, словно берешь в руки нечто такое раритетное. Что не удивительно, ведь стилизация графики, по задумке, судя по всему, и должна была иметь вид гравюрного оттиска. В любом случае оформление выполнено исключительно индивидуально под характер сего произведения.

Манера повествования чередуется между статичной и стремительной. Подкрадывается медленно, как хищный зверь, и резко выбрасывается, чем не слабо так ошарашивает действующих лиц, чьи, и без того перепуганные физиономии, исказит ещё более дикий, на уровне животного, ужас и раздирающий вопль будет неизбежен. Способы нагнетания жути отработаны на весьма изящном уровне, при котором были задействованы различные доступные приемы. Игра звуковым сопровождением, специфическими вариантами панорамного воспроизведения, визуальный ряд отыгрывает своеобразную картинно-театральную постановку или же пускает в пляс череду из хаотичного комплекта пестрых фантасмагорических иллюстраций, искажаемых рьяным воздействием мононоке. И та самая жуть непременно вылезет откудого-нибудь.

Содержание выдерживает серьезную долю размышлений, однако не нудит высокопарными рассуждениями и морализаторством. Так что душераздирающими, пафосными и нравоучительными речами картина, подобно своему главному герою, не испорчена, благодаря чему не ощущается фальши и неуместности. Зато она передает конкретное, осмысленное понимание неизбежности «диагноза мононоке» в человеческом мире. Хрупкость одних душ, желчь других. Искалеченная душа у одних, дикость нравов, отсутствие чувства вины, сожаления и какого-либо осознания своего деяния у других. И столкновение их неизбежно. Устройство человеческого общества по-другому ещё не научилось «складываться» и уживаться. В связи с чем и видится мне здесь своя актуальность. В мире, где правила трактуют люди сильного склада характера, способные, не шибко заморачиваясь, обстоятельно так пройтись по нескольким головам, возможно, необратимо переломав у некоторых из них все косточки скелета душевной организации, быть может, не любого, но широкого диапазона сложности. А этим слабеньким головушкам только и остается, что жить с грузом, с обидой и, часто, смирением. Роль мононоке на манер реального мира берут на себя запущенные версии вот этих вот чувств.

«Mononoke» — это уникальная порода японской анимации, задевающая то, что задевать для неё, в выбранном исполнении, достаточно не характерно. Оно обличает человеческую суть и без различных смягчающих обстоятельств или преуменьшений швыряет в последствия на высших нотах панического страха и ужаса, агонии и гнева, в условиях отсутствия какой-либо жалости с чьей-либо стороны вообще. Достигнуто самое важное из того, что требовалось. Передача происходящего на эмоциональный лад зрителя. Затронутые в историях проблемы иной раз способны обратить свои вопросы и к зрителю тоже. Потому, доступное на каком-то подсознательном уровне, велика вероятность того, что произведение заденет для кого-то и животрепещущие темы…

…ведь мононоке существуют и в этом мире.

25 апреля 2015

Форма, сущность, желание… 1 сезон. 11 серий. 5 историй.

На все про все отводится 300 минут экранного времени. Казалось бы, что может выйти из этой задумки, когда многие аниме-сериалы, да и вообще сериалы, не могут раскрыть историю, не то что за сезон, за несколько сезонов. Но Мононокэ это удается с лихвой, при этом не забывая о морали и нравоучениях.

Мононокэ — это дух, призрак терроризирующий людей за их грехи и проступки. Он не появляется просто так, его может создать лишь сам человек, что нередко остается незамеченным. Главным героем является Аптекарь, который путешествует по Японии без каких-либо целей и причин. Его личность нам не раскрывается, просто говорится, что он умеет сражаться с Мононокэ. И вот так, на протяжение 5 историй он ищет, а потом сражает своих врагов. Да, все так незатейливо, но это лишь на первый взгляд. Сюжет этого сериала тыкает нас в лицо, при помощи Мононокэ, в проблемы современного общество. Оно рассказывает в доступной форме о вещах, которые многие просто позабыли или отказались верить. После каждой рассказанной истории, зритель получает пищу для ума, а так же полнейшее наслаждение от картинки и музыки.

Рисовка здесь необычна, что создает свою, уникальную атмосферу. Очень сложно отличить вымысел от реальности из-за чего создается новый мир — мир этого сериала. Музыка же только сопутствует этому. Её слышишь редко, но появляется она, как никогда, вовремя.

Ненавязчивые мотивы сыгранные на традиционных инструментах и прекрасная рисовка создают удивительный мир, который обволакивает зрителя с головы до пят, а после, нагло лезит в вашу голову, чтобы заставить её размышлять и работать.

24 апреля 2015

Происходящее на экране действо, может пояснить игра «Генджи-ко», в которую играют герои одной из серий. Правила просты: нюхаешь запах и у тебя возникают ассоциации в зависимости от твоей искушённости, потом все запахи сравниваются и эти сравнения являются ссылками на эпос «Генджи».

Так и с этим глубоким аниме, здесь можно воспринимать, как каждый кадр в отдельности, так и сюжет в целом, лишь исходя из анимешно-ориентальной эрудиции. Если у тебя мало ассоциаций ты — «деревенщина», так говорит один из героев.

Выглядит это творение так, как если бы «Куб» снимал Гринуэй, такой элитарный продукт внутреннего пользования, очередное упражнение в стиле дзёсей, а никакое ни откровение. Что характерно, почти все мононокэ — женские, очевидно единственная отдушина для угнетённых женщин патриархальной Японии, была в чтении рассказов, где призраки мстили за девичье горе. (А в эпизоде про корабль и далее можно увидеть картину стилизованную под работы Густава Климта, наверное дань уважения отцу всех дизайнеров.)

В свете выше написанного, диалог самурая и мастера «Генджи» (героев всё той же серии) видится как спор двух анимефилов: неофита и, просмотревшего 600 аниме, мастера. А создатель сериала, наверно, представлен в лице Аптекаря, сознающего всю тщетность бытия, но продолжающего своё дело.

11 июня 2014

Потрясающе.

Поистине потрясающее и неординарное аниме с огромной долей смысла. После просмотра остается много вопросов и пищи для размышлений.

Не могу не отметить интереснейшую и необычную рисовку, которая сразу бросается в глаза. Она выполнена в стиле японских гравюр и придает сюжету особой мистичности.

Главных персонажей здесь практически нет, если не считать самого Аптекаря. Хотя, живым можно еще посчитать его меч и воплощение, таящееся в нем, хотя это скорее еще одна составляющая самого аптекаря. Интересно, что у главного героя нет имени: он зовет себя по своей профессии — Аптекарь. Это очень интересный и харизматичный персонаж, удививший меня еще в Аякаси: Классика японских ужасов.

Из четырех историй моими любимыми стала история про девушку, убившую всю свою семью, и про кота сбитого поездом. Эти истории заставили меня особенно задуматься и поразмыслить. Но остальные истории не менее хороши.

Музыка в сериале также очень хороша: это и заставка в начале каждой серии, которую я правда расслушала не сразу, и потрясающая музыка в самом сериале, особенно грустная мелодия в развязке 2 и 3 истории.

В общем, данное аниме является настоящим шедевром и заслуживает лучшего места на моей полке. Если вы до сих пор раздумываете: смотреть или не смотреть, то мой ответ — Смотреть обязательно!

И конечно, не могу поставить меньше, чем —

10 из 10

10 мая 2013

Зло внутри нас

Было бы очень неплохо, а точнее очень даже хорошо, если бы вы перед просмотром «Мононокэ» освежили свои знания по японской мифологии. Если подобных знаний у вас нет, стоит потратить немного времени, чтобы узнать основы. Чуть-чуть о верованиях, чуть-чуть о духах, ещё немного усилий, чтобы запомнить мудрёные для русского уха названия и всё в порядке.

Разумеется, это совершенно не обязательно. Но даже начальные знания облегчат вам просмотр сериала. Когда вы смотрите шедевр, вам следует наслаждаться его просмотром, а не лихорадочно пытаться понять что такое аякаши и чем оно отличается от мононоке.

А «Мононокэ» это шедевр. Я могу пересматривать это необычное по стилистике творение бесчисленное количество раз. Похождения Аптекаря берут своё начало с сериале «Аякаши: классика японских ужасов», где он появляется в самой последней истории, чтобы расследовать загадочную смерть невесты в день бракосочетания.

Аптекарь — экзорцист. Он появляется из ниоткуда и уходит в никуда. Он борется со злыми духами, но он не супермен. Он не всегда решает загадку с первого раза, не всегда поступает правильно. Он может растеряться или удивиться. Обычно это случается, когда он в очередной раз сталкивается с монстрами, которых рождает человеческая душа. Нет, он удивляется не злым духам, которых породили поступки людей, он поражается самим людям.

Любой поступок порождает последствия. За причинённое когда-то давно зло придётся расплатиться в будущем. Сколько мононокэ вы успели породить? У Аптекаря хватит работы.

10 из 10

16 марта 2012

Бродячий Аптекарь легко переступает в своих гэта через эпохи, судьбы и расстояния: средневековый дом, корабль, сбившийся с курса, вагон метро, в котором собрались связанные прошлым люди… Он ищет то, чего не должно быть в нашем мире, но что появилось в нем из человеческих страхов, желаний и обид. Магический детектив, к которому есть три ключа: форма, сущность и желание Мононокэ. Ни дух, ни демон, ни забытый бог, родившись из страданий, он больше не может остановиться и будет убивать, пока его тайна не будет раскрыта.

Аниме — особый жанр: умники любят самоутверждаться, высмеивая писклявых сейлормунов, эскаписты бегут туда от серой действительности, а дети просто вырастают. Но, если попробовать устоять — балансировать на краю сказки перед ямой двадцать первого века, появится мутное зеркало.

Первая история расследований странного Аптекаря появилась среди классических японских ужасов «Аякаши» и быстро выросла в отдельный квест из пяти несвязанных сюжетов: кровавое месиво, смех и плач нерожденных детей, живые и мертвые, не замечая различий, играют в старинную игру запахов…

Никакой спешки — только спокойное созерцание человеческой трагедии, ведь, чтобы разгадать секреты, нужно хладнокровие. Подчеркнутая медлительность событий, скупые фразы и психоделический язык намека: японские гравюры, многослойные перспективы, неожиданный Климт, смутный Пикассо и живой меч в сундуке Аптекаря.

Весы измеряют расстояние, смешанные краски бледны, шероховатый фон напоминает рисовую бумагу. Мы еще не знаем… но вот слышен звон колокольчиков и стук раздвижных фусума — так с нами говорят духи.

Мононокэ покажет, как красным полотном развернется пуповина, идущая из постели влюбленных — ребенок не станет человеком.

Мы увидим, во что превращается ненависть к себе, в какие клетки прячется несвобода и как со смертью соревнуется жадность. Простое убийство или заточение, в прошлом или в будущем, если равновесие было нарушено, расплаты не избежать.

Сюжет выстраивается постепенно, недосказанность и тишина создают особое напряжение — это закрытое пространство комнаты с чертями в табакерке, и у каждого есть свой. В этом огромном мире мы вольны до тех пор, пока не захлопнется дверца, тогда декорации оживают, и наши страсти начинают игру.

Помните, как в детстве придумывали страшилки и боялись вечером идти на кухню? Уже тогда мы знали — жуткое рядом: в подозрительном пятне на обоях, в складках штор, всегда запертом ящике стола, в зовущих снах…

Мононокэ пугает не клыкастыми монстрами, а тем, что они прячутся в нас, а значит — всегда вместе.

Дети становятся взрослыми, сказки перебираются в большой мир, а люди продолжают жить в стенах своей культуры, где в темных уголках, как болезнь, заводится нечисть. И со стороны не понять, почему происходят ужасные вещи, как странно обманывает то, что мы называем цивилизацией: тысячи лет живет человек, строит мегаполисы, осваивает звезды, но в каждой капле нового лекарства содержится яд.

Эти расплывчатые, сложные рисунки искажают обыденность, предлагая выйти за границы привычной логики, чтобы узнать себя… не сразу.

25 августа 2011

БРАВО! Авторская анимация в контексте мистико-философского триллера. Рисунок строится на японской гравюре. 5 историй (со 2-й по 6-ю) по 2—3 серии каждая. Еще одна история (1-я) находится в сериале-приквеле «Ayakashi — Japanese Classic Horror» (не стоит путать с Ayakashi 2007 и Ayakashiayashi).

Достаточно сложная мистическая «рамка» у фильма — но она стоит того чтобы её рассмотреть — она изумительно сложна. Мононокэ рождается когда происходит человеческое падение, реализованное в преступлении под которым понимается достаточно разносторонний набор: аборт, неблагодарность, убийство, насилие, потеря себя,… Мононокэ это род беса, злой дух который рождается от соединения просто духа (аякаши) с человеческой злой страстью. Cлово мононоке сочетает в себе 2 понятия: «божественный» и «болезнь». Т. е. мононокэ это болезнь божественного начала, рождённая тьмой в душах людей.

Когда в одном месте создаётся благоприятная ситуация и собирается несколько нужных людей, мононокэ в состоянии взять над ними власть. После этого он может играть пространством, цветом, материей, психикой людей. Превращать всё бытиё человека (и внешнее и внутреннее) в сюрреалистический хаос на грани и за гранью ужаса. Он кукловод. Часто убийца. Он страстное зло, обладающее чудовищной силой.

У мононоке есть воплощение, душа и её желание. Зная их, демона можно убить. Победить мононокэ и спасти всех в острой ситуации может только бродячий аптекарь-экзорсист. Но сделать это он может, только когда распутает подоплёку ситуации, которая завязана на душу беса. Аптекарю нужно узнать: кто из присутствующих людей связан с порождением мононокэ; в чём падение этого человека; разгадать что именно является воплощением мононокэ и наконец понять желание мононокэ. Тогда демон будет убит.

Интересная мысль — содержание души это её желания. Может показаться, что это банальность, но если представить что содержание души это ТОЛЬКО её желания, душа эквивалентна слагающим её желаниям, то это заставляет думать… ТЫ ТО, ЧТО ТЫ ХОЧЕШЬ.

На самом деле 70% времени идёт мистический сюр с перекошенными от страха лицами людей и чудовищными преобразованиями подмятого бесом пространства. Играют на анфиладах комнат, на рыбах плавающих по каютам, на стенах из печатей в которых стучится бес. Хотя фильм почти полностью состоит из экспозиций ужаса, но собственно ужаса и трэша по минимуму, а интрига просто дерёт. Истории и их антураж держат в предельном напряженнии не хуже фильмов Тарковского. Впадаешь в шок от «поступи» демона, ловишь сюр-состояния, гоняешься за художественными решениями и символами, пытаешься угадать очередной детектив. Философско-мистический tune тоже отличный. Интересное психологическое наполнение: если вы любите расслушивать причины поступков людей и их душевное устройство, то в некоторых сериях будет, чем поиграться.

Философская природа шока от всего Мононоке танцует вокруг страха смерти и беспомощности человека перед грехом, который приходит к человеку через преступление. БРАВО! БИС!

PS: Начавшись как забавная, пусть чуть тяжёлая, философская игрушка, Mononoke в одной из историй добрался до настоящего моего ужаса. Причём ужас не был смешан с отвращением к крови и рублёному человеческому мясу. Сыграли с философским ужасом. В результате послевкусие сравнимо не с ситуацией «наелся г… на» (бывает такое от артхаусного кино и какого-нибудь хорора), а с оглушительным резким звуком, свистком «выносящим» в шок: заставляет чувствовать что-то новое и думать.

10 из 10

17 января 2011

Ужасы Мононокэ на киноэкранах с 2007 года, дебют состоялся более 17 лет назад, его режиссерами являются Кэндзи Накамура, Кохэй Хатано, Сумио Ватанабэ, Ёсихиса Мацумото, Хидэхито Уэда, Юкихико Накао, Мана Утияма, Хироси Ямадзаки. Список актеров, которые снимались в кино: Риэ Танака, Тосико Фудзита, Кодзо Сиоя, Эидзи Такэмото, Юсукэ Нумата, Аико Хиби, Юкана, Даисукэ Намикава, Такахиро Сакурай, Сё Хаями, Хироси Ивасаки, Рюсэй Накао, Минору Инаба, Сэидзи Сасаки, Ясухиро Такато.

Страна производства - Япония. Мононокэ — имеет очень высокую оценку среди кинокритиков, более 8 баллов из 10, его просто необходимо увидеть.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.