Рейтинг фильма | |
IMDb | 6.2 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Эрик Ницше |
английское название: |
De unge år: Erik Nietzsche sagaen del 1 |
год: | 2007 |
страны: |
Дания,
Италия,
Швеция,
Австрия,
Франция
|
режиссер: | Якоб Тюсен |
сценарий: | Ларс фон Триер |
продюсеры: | Мария Гаде Денессен, Михаэль Флейшер, Лена Ханссон, Петер Ольбек Йенсен, Метте Уолтер, Сиссе Граум Йоргенсен, Карен Бентзон, Петер Гарде |
видеооператор: | Себастьян Бленков |
композитор: | Винсент Д’Хондт |
художники: | Сёрен Гам, Манон Расмуссен, Якоб Вирт Карлсен |
монтаж: | Пер К. Кьеркегор |
жанры: | комедия, драма, биография |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 8 сентября 2007 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 31 мин |
Фильм — автобиография Ларса фон Триера, который берет здесь псевдоним Эрика Ницше. Надо отдать должное, что мэтр не прячет свои скелеты в шкафу, а совершенно откровенно рассказывает о своей жизни, иногда обрушивая на зрителя совершенно лишние натуралистические детали. Сценаристу удалось в сжатой, лаконичной форме изложить основные моменты его ранней биографии, учебы в киношколе, снабдив всё это элементами комедии. Поэтому фильм смотрится легко и непринужденно.
Однако совершенно не отражена роль учителей киношколы в становлении Ларса фон Триера как режиссера. Они якобы то и дело вставляют палки в колеса и не принимают его одаренность. В своем оппозиционном пыле главный герой совершенно не замечает, что его учителя-режиссеры только помогают ему, отвергая некоторые бездарные работы, изобилующие гиперсексуальностью. «Это не эротика», — заявил педагог Эрику Ницше, представившему порнографический сценарий по известному произведению маркиза де Сада. И педагог по-моему оказался прав, уничтожив все копии скандального сценария, реализация которого могла тяжело ударить по киношколе.
Конечно, цель реалистического отображения биографии не преследовалась в данном фильме, главное было — отразить духовный мир главного героя. И надо сказать, это удалось и сценаристу, и режиссеру. Мироощущение Эрика Ницше, балансирующее на тонкой грани гениальности и безумства, представляет большой интерес.
К сожалению, актерская игра Джонатана Спанга, играющего главного героя, оставляет желать лучшего, в отличие от игры других актеров — его оппонентов.
Всё же этот фильм явно можно посмотреть не один раз, поэтому общая оценка:
7 из 10
4 июля 2013
Не всем, судя по всему, известный байопик о Ларсе фон Триере с много, но в действительности ничего не обещающим порядковым номером в названии. Сценарий — Эрика Ницше (он же — главный герой) — каков, однако, слог! — режиссёр — датский подёнщик и ответственный за монтаж «Королевства» по совместительству. От фон Триера тут закадровый текст, детальная биография, сортирный юмор и препарация на потеху публике — самого себя на этот раз. А также целый паноптикум типажей — от Кубрика, скрывающегося под славянским (по матери) псевдонимом Зелко до половины актёров, ранее засветившихся в датских проектах Триера. То есть, на самом деле, всё.
Формально — это типичная история о «пути к успеху» на ниве кинопроизводства, пытающаяся быть или только притворяться чёрной комедией. Фактически — набор бережно собранных, отрефлексированных и разукрашенных в вульгарные цвета эпизодов из школьной жизни «Эрика Ницше». Поначалу даже кажется, что фон Триер это всерьёз. Но дальше — нагромождение иногда удачных, чаще пошлых каламбуров, гэгов и с искренней детской обидой приукрашенных анекдотов о недотёпе и неудачнике, гения которого не видят ни карикатурные преподаватели, ни, кажется, сам герой. Интерес это, как и весь фильм в целом, представляет только для фанатов — сначала отряхивать шелуху с биографических подробностей, рассказанных в многочисленных интервью, примерно понимая, как оно было на самом деле, а теперь сравнивать с художественным образом, явно искренне созданным и глубоко инфантильным.
Есть и несколько по-настоящему отличных эпизодов. Например, эротическая сцена, в которой ощупывая прелести девушки, Ницше мечтает о «долли» Элемак. Снято как положено — с параллельным монтажом, сияющим ореолом (вокруг тележки, разумеется, а не девушки) и придыханиями. Потом тот же фетиш вызовет интересный интерес к технику Сэмми. Честная метафора — для фон Триера секс и кино практически одно и то же, с одной стороны, а с другой — ещё яснее становится его отношение к женщине: можно любоваться, щупать, нажимать, кусать, колотить, но в конечном итоге — как и все его эти операторские краны и монтажные столы — бесконечно обожать и перед преклоняться.
В остальном — тут почти нет Бергмана и Тарковского, зато царит диарея (буквально), мания неприличия и беззлобные плевки в сторону сразу всех. Да и без старых (для кого-то внезапно новых, правда) саморазоблачений о нацизме не обошлось. Вся эта давно знакомая и трогательная вульгарщина только под конец немножко поднимается выше себя. И удачной метафорой совпадает со сценой на съёмках дипломного фильма «Картины Освобождения», когда фон Триер, из всех фобий не страдающий только страхом высоты, уверяет актёра, что на кране придётся подняться не выше, чем на 2 метра, и логично поднимается вместе с ним на все 35. Катарсиса не случается, но обновлённый герой — с теперь уже привычно зачёсанными назад волосами и лисьей рожей — завершает эволюцию неуклюжего датского гнома, копающегося в 8-миллиметровой плёнке и любящего снимать листочки, в талантливого ненавистного тролля, про которого если и снимать вторую часть, то разве что post mortem.
5 из 10
20 июня 2011