Рейтинг сериала | |
Кинопоиск | 8 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Турецкий гамбит |
год: | 2006 |
страны: |
Россия,
Болгария
|
режиссер: | Джаник Файзиев |
сценаристы: | Борис Акунин, Джаник Файзиев |
продюсеры: | Анатолий Максимов, Константин Эрнст, Леонид Верещагин |
видеооператор: | Андрей Жегалов |
композиторы: | Всеволод Саксонов, Андрей Феофанов, Руслан Муратов |
художник: | Владимир Светозаров |
жанры: | боевик, триллер, приключения, детектив, военный |
Поделиться
|
|
Дополнительная информация | |
Возраст: | 12+ |
Длительность: | 51 мин |
Вчера вечером мной был завершен просмотр полной версии фильма «Турецкий гамбит». За первый фильм трилогии — «Азазель» могу сказать, что он мне в общем понравился, но при этом было ощущение, что можно сделать лучше и эпичнее. А значит, нужно следовать дальше намеченным маршрутом. И конечно же я не смог удержаться и пересмотреть фильм «Турецкий Гамбит», но теперь уже полную версию в виде сериала, которая меня снова зацепила и не отпустила до самого конца. Далее буду делиться своими впечатлениями от фильма и некоторыми соображениями относительно данной ленты.
Повествовательный критерий или нарратив. Сюжет фильма разворачивается через несколько лет после дела Азазеля и мы обнаруживаем Эраста Фандорина в роли сербского волонтёра, скрывающегося от турецких войск в подсолнечных полях, таковы вступительные сцены фильма, предваряющие дальнейшие события. Историческая эпоха — 1877-1878 года. Русско-турецкая война. Фандорин добывает в тылу врага наиценнейшие сведения, способные изменить ход войны, тем временем в военное расположение пребывает Суворова Варвара Андреевна, дабы навестить своего возлюбленного Петеньку Яблокова, со своими шестью диоптриями никак не сочетающегося с полем боя, а потому его работа — шифровка и пересылка сообщений большой важности. Уже с первых кадров фильма стало ясно что создатели и продюсеры подошли к работе со всей серьёзностью, сделав фильм чуть более смотрибельным чем предыдущий и более интригующим. Разительные измерения претерпел Фандорин, если в предыдущем фильме он был слишком прост и наивен ввиду своей молодости, то теперь ко всем характеристикам Эраста Петровича добавилось ещё и заикание плюс ко всему видно что персонаж повзрослел, но при этом осталась в нём какая-то детская непоследовательность и маленькая ленца. Варвара Андреевна же — типичная девушка того времени, когда благородство человеческого сердца были как никогда актуальны и если ты увидишь обнажённую ножку, тебе уже за это дадут нехилую оплеуху. Приятно что даже на войне есть место миру и жизни, даже детективная линия не кажется надуманной потому что удачно вплетена в основную канву повествования, что не может не радовать.
Визуальный критерий или техническое сопровождение ленты. Фильм выглядит как заправский исторический блокбастер, есть место и погоням, и перестрелкам и за время просмотра тебе не становится скучно а от серии к серии интерес растёт и растёт и этих четырёх серий достаточно чтобы влиться, вжиться и пронести сквозь себя всё то что нам предлагает данный фильм. Нет смысла говорить о том что я не читал книг, но после просмотра всех фильмов обязательно это сделаю, прочту хотя бы те по которым сняли фильмы, уверен что будет интересно сравнивать. Оператор и композитор прекрасно поработали в тандеме. Песня «Идём на восток» группы «Ногу свело» была в течение того года точно большим хитом радиостанций. Каждая мелодия идеально работает на атмосферу и достойны посещения ваших музыкальных коллекций, особенно драматические моменты и сложный выбор качественно звучат
Актерская игра способна приятно удивить. Больше всех хочу похвалить Егора Бероева, воплотившего именно того самого Фандорина, который виделся многим зрителям, ещё более удивительно почему его изначально не взяли на эту роль, возможно по тем причинам что я упоминал выше: первый фильм был про юношу-максималиста, стоявшего только в начале своего сыскного пути, а здесь он уже опытный но всё ещё молодой человек. Удивлялся я как ему идёт образ Джентльмена и мне кажется что Бероев может сыграть одинаково хорошо, как русского так и узбека. И ещё всё-таки поделюсь своим наблюдением, что он мне чем-то напоминает Антонио Бандераса в молодости, есть у них нечто общее. Ольга Красько. Редко наблюдаю эту актрису в кино, но если что-то и вижу, то её роли мне непременно нравятся, понравилась в «Есенине», запомнилась в «Учителях» и здесь она тоже хорошо играет, благо её персонаж соотносится с образом романтической особы конца восемнадцатого — начала девятнадцатого веков. Ей приходится частенько играть подобные роли, потому в ней я даже не сомневался. Дмитрий Певцов исполнил роль обаятельного сердцееда и галантного кавалера Зурова, до этого просмотра не понимал какую роль Зуров играет в судьбе Фандорина, пока не посмотрел предыдущий фильм. На мой взгляд подловил все детали характера персонажа что мне тоже очень нравится. Алексей Гуськов отлично сыграл Казанзаки, хотя и производит поначалу не очень приятное впечатление, но тоже судьба его незавидна. Александр Лыков — человек, который создан для того чтобы играть неожиданных персонажей, ему лишний раз удалось показать что он умеет перевоплощаться и до последнего не веришь исходу дела.
В качестве вывода. Фильм отличный и отличным его делает именно сериальная версия, в которой чуть крупнее показаны основные персонажи, чуть больше драмы и нет ощущения недосказанности, всё что можно было сказать было уже сказано. Хороший фильм, отличный сериал, мне понравился. Оценю его в девять баллов, рекомендую к ознакомлению именно в версии сериала. Всем здоровья, мира и хорошего кино.
23 сентября 2023
Давно хотела посмотреть это кино, и когда до него наконец-то дошли руки, то мои ожидания от него полностью оправдались!
Очень яркий, интересный, динамичный фильм, сюжет которого захватывает с головой. Интригующая детективная история увлекает и заставляет также все время удивляться происходящему и искать ответ на вопрос, кто же такой этот таинственный и опасный Анвар-эфенди? Каждый раз подозреваются новые люди, и казалось бы ответ найден, но русские то и дело снова попадают в ловушку, а неуловимый Анвар остается на свободе.
И только в самом конце фильма нас ждет неожиданная и крутая развязка!
Все действие пропитано ярким историческим военным колоритом - армейские лагеря, жестокие (иногда даже гротескно-жестокие!) сцены боев, болгарские деревни, турки в синих мундирах и красных фесках, живописная природа Балкан, жизнь российской армии в лице генералов, капитанов, лейтенантов и затесавшихся в высшие круги иностранных журналистов. Так и чувствуется запах полей и степей, свежей травы, пороха, лошадей, пота и вычищенных мундиров. Вся картина в каких-то рыже-желтых солнечных тонах, сменяемых глубокой чернотой лунных ночей. Предательство, любовь, отвага, честь, мужество, острый ум, обман, преданность и хитрость - все в наилучших традициях приключенческих романов!
Ну и отдельно стоит сказать про главных героев, к которым проникаешься огромной симпатией и которым искренне сопереживаешь. Особенно Эрасту Фандорину, которого играет обаятельный Егор Бероев. Здесь он не показан идеальной машиной по разоблачению преступлений, а вполне себе живой человек, который также может ошибаться, которому нужно время для раздумий и принятия решений и даже обыкновенный сон. Спокойный, мудрый, отважный, наблюдательный и харизматичный титулярный советник, в которого невольно влюбляешься.
Невольно завидуешь барышне, которая ему помогала в расследовании - Варваре Суворовой (в исполнении Ольги Красько). Оказалась она в армии практически случайно, сильно и даже немного нелепо выделялась на общем мужском фоне, но в итоге сыграла там чуть ли не самую важную роль. Иногда ее поведение бесило - несдержанная, взбалмошная, наивная и нервная барышня. Столько бед она доставила мужикам, столько дров наломала...Так и просится иногда выпалить 'что все беды от женщин'. Но зато как она очаровательно вертела мужчинами! Почти все герои мужского пола были от нее без ума. Так что почти ни разу никто и не думал упрекнуть ее в очередном косяке. Ну и ее смелости и непосредственности надо отдать должное и часто, пока мужчины занимались своими важными делами, именно ее действия меняли ход сюжета и раскрывали новые подробности истории.
Другие герои также радовали своей яркостью образов и отличной актерской игрой.
Книгу Акунина пока не читала, но теперь обязательно хочется ее прочесть.
10 из 10
12 октября 2022
В начале нулевых годов в России обрели такой полукультовый, полубульварный статус произведение Бориса Акунина, посвящённые приключениям и расследованиям Эраста Фандорина. Даже телевизионщики не смогли пройти мимо этой моды и экранизировали «Азазель» для малых экранов. Однако в ту же первую половину нулевых российский кинематограф находился в постоянных поисках и ожидании «русского блокбастера», то есть не просто крепкого жанрового фильма с фестивальным успехом и массовой популярностью на кассетах, а большой дорогой картины, которая сможет отлично показать себя уже с одного проката. Тем более возросшее к тому моменту количество кинозалов вызывало приступы оптимизма. И вот в 2005 году две эти тенденции сошлись и плодом их союза стал «Турецкий гамбит», который помимо финансового успеха пользовался любовью критиков и зрителей и закрепил тенденцию на создание успешных крупнобюджетных картин, закрепив достижения «Ночного дозора». И пусть потом русский кинематограф на долгие годы потеряет хрупкое доверие заработанное в те годы, пусть «Гамбит» станет родоначальником странной идеи по выпуску в прокат перемонтированных телесериалов, хоть и из 4 серий, пусть в итоге будет порядком позабыт публикой, а экранизации фандорианы выпадут из моды, но в тот момент «Турецкий гамбит» оказался как никогда к месту.
Когда-то приблизительно в год выхода мне уже довелось посмотреть этот фильм в театральной версии и он оставил у меня достаточно смешанное впечатление. Сейчас посмотрев уже расширенную телеверсию я вполне могу понять самого себя из прошлого. Ей богу, даже в четырёхсерийном формате пытаться полностью уследить за интригой, удержать в памяти все ниточки сюжета и понять весь смысл происходящего может быть не очень просто, в урезанной же версии скорее всего кино могло сваливаться в сумбур и спешить вперёд таким галопом, что невнимательных зрителей просто бы вышвыривало из сёдел истории. Но в расширенном формате смотреть Гамбит было очень даже приятно и сие зрелище доставило мне немалое удовольствие на самом деле.
Прежде всего мне очень понравился местный набор актёров, при чём в отличии от «Азазеля» в этот раз никто не проваливается, не выделяется странной манерой и тот же Бероев обыгрывает Носкова как Фандорина даже особо не напрягаясь. Да и все остальные актёры оказались подобраны просто один к одному, те же заслуженный «Казанова всея Фонарей» Лыков или Вержбицкий просто восхитительны, да и Певцов в роли Зурова ничем не уступает Чонишвили — прошлому исполнителю роли. Есть конечно Ольга Красько, но как мне кажется её героиня была сделана такой раздражающей намеренно, а отыгрывать бесящего персонажа далеко не так просто как всем кажется. Так же фильму пошла на пользу война, ведь не происходи события на фоне очередного русско-турецкого противостояния вряд ли бы фильм удалось вытянуть в роль блокбастера. А так возросший бюджет позволил не только добавить боевых сцен и спецэффектов, но и придать картинке дорогого лоска. Весь антураж, форма, декорации и построение кадра выглядят дорого-богато за счёт чего произведению удаётся сохранить единство стиля и не допускать перехлёста в театральщину или водевильность, вызываемого в том числе и отсутствием средств.
Ну и сам сюжет о поиске скрытого турецкого шпиона в лагере русской армии оказался довольно увлекательным и напряжённым, где хватало и сюжетных извивов и раскрытия тайн и интересных ситуаций. Единственно что мне показалось, что Фандорин то в итоге провалился: Анвар-эфенди выполнил всё что только хотел и мог, не его беда, что турецким военным не хватило сил победить в уже проигранной войне, Эраст же весь фильм гадал в своих чертогах разума на турка, но в итоге раскрыл шпиона попросту перебрав все варианты, да и в самом конце поймал Анвара на простейшую провокацию. То есть главным победителем фильма оказывается Анвар-эфенди. А ведь если подумать: кино про супершпиона, который буквально ужом изворачивается, чтобы спасти свою одряхлевшую империю и ослабшую армию, раз за разом добивается успеха, но попросту не может в одиночку победить в уже проигранной войне — если подумать вполне трагичная история.
А если смотреть на картину в целом, то «Турецкий гамбит» получился неплохим фильмом в 2005 году, а сейчас смотрится как неплохой телесериал. По крайней мере в отличии от «Азазеля» в ходе просмотра не возникает ощущения провала во времени. И если первая попытка экранизации Акунина по своей форме и содержании застряла где-то в 90-х, то Гамбит оказался более вневременной вещью. Может он уже и не тянет на роль большого блокбастера, но вот в качестве исторического приключенческого детектива на военном фоне, действительно качественного сериала он всё ещё срабатывает на все сто.
28 июля 2021
Детектив. Экранизация самого известного романа Бориса Акунина с тем же названием. Опять же посмотрел именно сериал, поскольку именно он раскрывает и дополняет кинотеатральную версию. Ну вот, и закончились приключения Эраста Петровича Фандорина, и новых у нас уже не будет, поскольку права были проданы англичанам, радует то, что Фандорин красиво ушел в финале «Статского Советника». И почему же я вторую часть оставил напоследок? Да потому что она — моя самая любимая. Я помню, как по Первому каналу рекламировали данную картину, интервью с создателями, актерами и прочее и прочее. Это меня очень заинтересовало, и я решил посмотреть, как обычную версию, так и спустя год — сериал — и это было не зря. Вот вам краткое мнение — затягивающие зрелищный и напряженный детектив. Несмотря на мою любовь к этой картине, тут есть и недостатки, о которых я так же упомяну. Так давай те же приступим.
Итак, достоинства:
1. Заставка — я понимаю, что хвалить заставки может слегка глупо, но мне пофиг. Она стильная, под напряженную музыку, и увлекает зрителя. А самое главное в ней то, что она аутентично погружает нас в описываемую эпоху.
2. Музыка — тем, кто работал над музыкой в данном сериале, я готов пожать руку, вот честно. Она выше голливудской работы, что делают Ганс Циммер или Денни Эльфман (а эти ребята умеют). Тут нет ни одной лишней мелодии. Есть и грустные, трогательные, напряженные, ну и конечно же — мелодии для боевых эпизодов, чего тут просто навалом.
3. История — в центре у нас противостояние титулярного советника Фандорина и османского агента, проникшего в расположение русских войск, которые ведут кровопролитную войну за освобождение славян от османского ига. И это противостояние довольно интересное, ведь тут сталкиваются не просто два человека, расположенные по обе стороны фронта, но два солдата, от решения которых судьбы их стран, и это схватка не на жизнь, а насмерть. Это два умнейших и расчетливых человека.
4. Русско-турецкая война 1877—1878 гг. — все действия происходят на фоне данной войны, которая не заезжена кинематографом, как например Великая Отечественная, и это хорошо. Может эта война и была короткой, и потери были несравненны, но сражения, которые кипели, герои, которые рождались, погибшие на этой войне — заслуживают того, что бы о них помнили, и что бы их чтили и гордились. Сериал, кстати снимали совместно с Болгарией, что очень хорошо. Ведь болгары наши славянские братья, и не забывают русских солдат, отдавших за нее свои жизни как тогда, так и в последующие годы.
5. Декорации и костюмы — особенно мне понравилась русская армия освободительница, которая укрепилась, благодаря военной реформе Александра Второго (по французскому образцу, что неплохо), турецкая форма так же хорошо сделана, и даже для Варвары Андревны смогли сделать несколько шикарных платьев.
6. Боевые эпизоды — поскольку идет война, то без сражений тут не обойтись, и они сделаны просто отлично. Ну и сцены драк и мелких схваток так же не ударили в грязь лицом. Видна действительно профессиональная работа.
7. Звездный актерский состав — тут вам и Александр Балуев в роли генерала Соболева (Скобелева) отважного рыцаря на белом коне, Виктор Вержбицкий в роли полковника румынской армии со своей фирменной циничностью, Дмитрий Певцов в роли лихого графа Зурова, Алексей Гуськов в роли подполковника Казанзаки, мерзкого типа и еще множество других, достойных не только упоминания, но и рассказа, но не буду вас долго утомлять.
8. Юмор — как это не удивительно, но в сериале нашлось место юмору, очень даже забавному, и он работает как надо. Я сам ловил себя на мысли от поступков некоторых личностей. В общем классно.
Итак, недостатки:
1. Невыразительная графика — это придирка, но все же — в нескольких сценах видна небольшая халтурка. И чудовищно заметна графика. Так уж вышло, что я это заметил.
2. Сюжетные дырочки — их всего несколько, и они ни в коем случае не влияют на оценку, но очень выделяются при внимательном просмотре.
Ну и конечно же исторические ошибки, которые всегда были, есть, и будут.
Немного о главных героях:
1. Фандорин в исполнении Егора Бероева — снова опасное расследование, снова интриги, скандалы, предательство. Бероев воплотил роль повзрослевшего Фандорина, после «Азазели», но до «Статского советника». Кстати, после просмотра «Азазели» мне стали ясны некоторые отсылки и мотивация как Фандорина, так и его противника. Бероев мне очень тут нравиться, ведь он благороден, воспитан и предан Отечеству.
2. Шарль д’Эвре в исполнении Дидье Бьенемэ — французский корреспондент и смелый человек. Очень жаль, что Дидье умер незадолго до показа картины, что меня очень расстроило. Он буквально живет своим героев, я вижу, что он отдал все силы. Царствие ему Небесное.
3. Варвара Андревна Суворова в исполнении Ольги Красько — смелая девушка, отправившаяся на войну ради своего жениха, а попутно, помогла Фандорину, и вообще та, без которой приключений вообще бы не было. Ольга просто чудо! А какое у нее платье, конфетка!
В итоге имеем просто шедевральный детективный сериал о приключениях Фандорина на турецкой войне, в великолепной (лучше голливудской) постановке, с замечательной и напряженной музыкой и блестящим составом актеров.
10 из 10
14 марта 2019
Фильм Турецкий гамбит я посмотрела сразу, как вышел. Надо сказать, что он мне в целом понравился, но оставил какое-то рваное впечатление. Было в нем что-то недоделанное, недосказанное и хаотичное и это портило картину, мешало целостности восприятия. И только когда появился мини-сериал все встало на свои места. Работу команды можно только похвалить, настолько все слажено и отточено, за эволюцией героев приятно наблюдать, они естественны, вот словно так и родились, а не просто переоделись в исторические костюмы. Единственный, кто действовал на нервы, это Варя Суворова. В книге она все-таки была мягче, хоть и такая же упрямая. Героине же Красько временами хотелось врезать тяжелым по башке, чтобы не мешала/не пищала/не совала нос куда не слудует. Остальные персонажи колоритны каждый по-своему, каждый хоть и гротескно, но представляет расхожий образ своей нации. Лично мне симпатичнее всех оказались Фандорин и Мизинов, оба умные, осторожные, оба профессионалы. На их фоне генерал Соболев выглядит мягко говоря невыигрышно — слишком уж падок на лесть и охоч до славы.
В общем, если смотреть, то сериал. Это тот случай, когда больше — лучше!
27 апреля 2018
В 1877 году началась очередная, и на данный момент последняя, Русско-Турецкая война (если не брать в расчёт Первую Мировую войну). Модернизированная Русская армия жаждала реванша, после провала в Крымской войне. Блистательные генералы: Гурко, Скобелев; гнались за военной славой и триумфом. Правительство надеялось, что хоть в этот-то раз в Черноморском и Балканском вопросе удастся поставить жирный восклицательный знак. Кампания начинается сверх удачно: Дунай остался позади, наступление Криденера и Гурко, который уже вышел на Шипку, Турки остановить не в состоянии. Кажется, что армия султана проиграла, не успев даже толком начать войну, именно в таком, критическом для Турок, состоянии, корпус Османа-паши делает свой знаменитый манёвр и почти на полгода сковывает силы Русских у города Плевна.
Вообще история Русско-Турецкой войны (1877—1878) достаточно полно отражена в художественной литературе. Здесь вам и знаменитый роман Пикуля «Баязет» (к слову тоже экранизированный), Борис Васильев и его «Были и небыли». Эти люди всегда работали в жанре исторический роман, охватывая абсолютно разные периоды. Роман Акунина стоит несколько особняком, прежде всего из-за формы сюжета — это не чисто исторический роман, это исторический детектив, что уже звучит странно. В принципе все произведения Акунина обладают данной стилистикой, и если быть честным, то перед нами далеко не самая серьёзная литература, так, бульварное чтиво. Историческую направленность произведений критикуют, критикуют сильно, так крупный российский историк называет «Историю государства» (Акунина): «folk-history, — это когда дилетант пишет для дилетанта, излагая свою личную точку зрения на прошлое»; но о его научном труде, художественные романы, это несколько другая стезя. Цикл произведений о «Приключениях Эраста Фандорина» охватывает период второй половины XIX века, период, который вместил в себя великое множество событий, которые практически не нашли отражения в романах Акунина. «Турецкий гамбит» и «Статский советник» стоят несколько особняком.
Собственно Первый канал не зря решился на экранизацию именно этого произведения, на мой взгляд, это лучшее, что написал Акунин, и если брать чисто исторически и если брать за основу сюжета шпионский детектив, получился отличный синтез. Шахматная партия Фандорин — Анвар-эфенди тесно переплетается с партией Скобелев — Осман-паша в частности, и с партией Российская империя — Османская империя, в общем. Недаром говорят: «Шахматы — это война».
Этот роман стал богатым потенциалом для режиссера и съемочной группы, здесь и шпионские игры, здесь и любовь, здесь и батальные сцены. То, как создатели проработали визуальные, художественные и звуковые эффекты, это просто нечто. Файзиеву, и его команде, хочется поставить прижизненный памятник, думаю, я не ошибусь, если скажу — в визуальном плане фильм стала прорывом отечественного кинематографа. Это 2005(6) год, бюджет 4 000 000 $, и перед нами нечто нереальное, вот, что значит деньги, вложены куда надо, это вам не «Уланская баллада», с бутафорскими декорациями и батальной сценой, которая даже до уровня реконструкций не дотянула. Интересной особенность картины стала карта (красиво нарисованная и анимированная), сыгравшая роль исторического проводника для зрителей, ведь данная война это не только стояние под Плевной.
Конечно, успех картины это не только визуальная часть, добрым словом нельзя не обмолвиться о звуке. Саундтрек: здесь Премия «MTV-Россия» получила композиция «Идём на восток», однако мне больше понравилась партия главной героини «Дождик осенний», также хочется особо выделить музыку в исполнении Государственного симфонического оркестра, которая звучит во время батальной сцены, потрясающие оркестровые мотивы, отражающие, ярко отражающие, происходящие на экране. Ну и конечно сами звуковые эффекты, сделанные на высоком уровне.
Говорить что-то об игре актеров, наверное, будет лишним. Здесь сработал принцип, когда имя говорит само за себя. Особенно хочется выделить Александра Балуева — взгляните на портреты Скобелева, сходство поразительное; великолепно сыграла Ольга Красько, даром, что ни до, ни после «Турецкого гамбита» я не видел не одного фильма с её участием.
В итоге перед нами блестящий фильм, который лучше смотреть именно в мини-сериальном формате, который показал, что у Российского кинематографа есть ещё порох в пороховницах, и что бы мы про него не говорили, он продолжает развиваться и радовать нас своими шедеврами, жаль только, что не часто.
«Турецкий гамбит» не единственное произведение Акунина, которое было экранизировано. В 2005 Филипп Янковский представит на суд зрителя фильм «Статский советник», для меня это бесспорно ещё один шедевр современного отечественного кинематографа. Впрочем, как часто в своих ранних произведениях писали братья Стругацкие, и как любит повторять Леонид Каневский: «Это уже совсем другая история».
10 из 10
10 января 2015
ПЕРВый канал если уж берется за что-то масштабное, то делает это ПЕРВоклассно! Если рассматривать сериалы, снятые при непосредственном участии Константина Львовича, то практически все они связаны с историей: будь то «Есенин» или «Высоцкий» во главе с Безруковым, или же «Адмирал» с Хабенским, или «Диверсант» с Галкиным, или «Турецкий гамбит» с Бероевым. У всех этих сериалов есть немало общего: куда ни глянь, везде известные глазу личности, даже в эпизодах, там они тоже есть; фильмы сами по себе масштабны, а съемки, как правило, происходят за рубежом; такие сериалы не для одного раза, их можно и даже нужно пересматривать в любое время и любому зрителю. Эти сериалы заметно отличаются уровнем, от тех же ментовских саг по «НТВ» или мыльных опер по «России». В этих сериалах великолепный подбор среди известных актеров, присутствует компьютерная графика, а созданием занимаются весьма уважаемые люди, в том числе и из-за рубежа. И пускай эти сериалы назвать великолепием, несмотря на все желание не повернется язык, тем не менее это СВОЕ, НАШЕ, и в них отображена НАША история.
«Турецкий гамбит» приятно удивил не просто звездным составом, а именно точечным великолепным подбор актеров на роли. Кричать «Браво!» здесь нужно КАЖДОМУ! И Алексею Гуськову, которому блестяще удаются мерзкие типы, и Стасу Дужникову, сыгравшему в пару эпизодах, и Виктору Вержбицкому, и Леониду Куравлеву, появившемуся однажды, и Анатолию Кузнецову, и Дмитрию Певцову, сыгравшему лихого офицера… перечислять можно долго, но похвала будет истинно верной. Еще до самого разоблачения турецкого шпиона, уже отдавал должное превосходной игре «вечному Казанове с улицы разбитых фонарей» Александру Лыкову. Видеть его в образе недотепы, причем настолько настоящего, доставляло неописуемое удовольствие. И так же, как господин Фандорин отмечал виртуозную игру турецкого шпиона, мы с вами можем неоспоримо отмечать виртуозную игру актера Александра Лыкова. Браво! Александр Балуев в образе генерала — это само собой разумеющееся, Владимир Ильин и Марат Башаров приятно удивили своими актерскими данными. Первому от всей души веришь как умнейшему русскому военноначальнику, служителю земли русской, второму как открытому и честному изобретателю-самоучке. Героиня Ольги Красько. «Все беду наши, от баб наших!» Вначале она умиляла, затем жутко раздражала своей наивностью, нососованием и созданием дополнительных проблем Фандорину, но ближе к финалу женский ум и красота возобладали и персонаж Ольги покорил в конце концов сердце не одного Фандорина… Жених ее, еще не лощеный Александр Олешко — зрелище, конечно, жуткое. Этого в принципе и добавились режиссеры. Отмечу участие в фильме Валдиса Пельша и отмечу как абсолютно ненужное. При первом же взгляде на галантного латыша, так и вспоминались ноты, мелодии, интересная игра Пельша на публику, все что угодно, но никак не олицетворялся он с журналистом XIX века. Был явно лишним. Кто угодно в том моменте, но только не Пельш. И наконец Егор Бероев! Статус у Бероева явно не «безруковский», «мироновский» и даже не «козловский». Но этого и не нужно талантливому актеру. В его Фандарина веришь, ему доверяешь и в нем не сомневаешься. Лучшая киноработа Бероева в его карьере. Представить того же Безрукова или Миронова в роли Фандарина уже проблематично, ведь со своей ролью на все 100 справился Бероев.
Сюжет незамысловат. Есть русско-турецкая война. Турки уступают, и дабы склонить чашу весов в свою пользу засылают шпиона к руководству русской армии. И это приносит свои плоды. Но разузнать турецкого шпиона непросто, ведь он прекрасно знает русский язык, хороший актер и кто-то из своих. Рассекречивание турецкого иноземца в русских рядах поручено небезызвестному Эрасту Петровичу Фандорину. Сюжет незамысловат-то, но разгадка еще та задачка. Режиссеру Джанику Файзиеву удалось до самого разоблачения сохранять интригу, кто же этот шпион. Файзиев мастерски перекладывал интригу на плечи разных людей, появлявшихся в кадре. То это персонаж Вержбицкого, то Гуськова, то это англичанин Макмафлен (актер, знакомый нам по «Легенде N17), то журналист Дюбре, то еще кто-нибудь. И вот тут мы снова вспоминаем про удачный подбор актеров! Ведь российский зритель, мало мальски знакомый с российскими звездами конечно же знает, что в различных фильмах как Гуськов, так и Вержбицкий являются 95 процентными злодеями и посему на подсознании этот факт нас еще больше уверяет в подозрении, что виртуозный турок кто-то из них. Ан-нет!
Среди турков, кстати, заметен и небезызвестный Гоша Куценко. Все бы ничего, допустим, что он и похож на турка, и текст с турецкими речами выучил, но русское произношение, сквозившее со всех сторон от Куценко заставляло вновь отмахнуться от распиаренного «антикиллера нашего времени». Дюбре приковывал внимание, свое неказистой, но схожестью с Роберотом Дауни-младшим, через несколько лет сыгравшим Шерлока Холмса. Кстати, поведение Фандорина, его флешбеки памяти, рисунки, драки, смекалка, переодевания, ум — все так и напоминает того самого Шерлока Холмса, сыгранного Дауни-младшим. Но вопрос ведь в чем, американский Холмс вышел позже русского Фандорина на несколько лет. Уж не заимствование образа нового Холмса американцами мы наблюдаем…
Весь фильм напичкан спецэффектами и трюками. Компьютерная графика да, слаба и заметна, но она несомненно украшает фильм и является его плюсом. Как и являются плюсом многочисленные трюки в баталиях между войсками. Игра актеров безукоризненна. Начало фильма и концовка словно отрывки, словно «Турецкий гамбит» вырван из некого большего текста. А ведь так оно и есть, ведь Фандорин у Акунина не турком лишь единый. Из Фандорина Эрнсту, Максимову и Файзиеву удалось создать образ русского героя, в чем-то сказочного и приукрашенного. Слишком много если сопутствует удаче Эрасту Петровичу. Но за это создателей не виню, а наоборот «спасибо»! Почему американцам можно насмехаясь над историей выдумывать бравых рядовых Райанов, несуществующих Рэмбо, восхвалять военных, сеющих хаос в Ираке, Афганистане и по всему миру, а нам нельзя?! К тому же ненамного-то мы приукрашиваем. Наша история про Эраста Фандорина куда реалистичнее заокеанских фантазеров. И ближе НАМ с ВАМИ.
Ваше здоровье, Эраст Петрович!
9 из 10
24 августа 2014
Садясь смотреть «Турецкий гамбит» режиссера Джаника Файзиева, я не надеялся увидеть чего-то особенного, ожидал неплохую, но проходную картину. Оказалось, что в России иногда все-таки снимают отличные фильмы.
К сожалению, я до сих пор не познакомился с творчеством Бориса Акунина, но, думаю, это оказалось к лучшему. Обычно я критически оцениваю экранизации книг, а незнание оригинала позволило посмотреть «Гамбит» как самостоятельное произведение. Весьма, к собственному удивлению, меня впечатлившее.
Первое, что хотелось бы отметить, — достойную режиссерскую и операторскую работу. Живописные виды, отличные планы, красивые декорации и костюмы — картинка в фильме хороша. Динамичный экшн, ставя который, не забыли о реализме, батальные сцены, приправленные красивыми спецэффектами и уместной и, главное, умеренной компьютерной графикой. И на этом фоне — радующая глаз игра актерского состава. Такое количество именитых отечественных актеров — и каждый не подкачал, создал свой яркий образ.
Эраст Петрович Фандорин в исполнении Егора Бароева — умный, галантный, очаровательно заикающийся и чуть странноватый сыщик — образ получился превосходный! Варя в исполнении Ольги Краско — бесшабашная наивная девица, ожидавшая оказаться в романе Майн Рида, а попавшая на войну. Но все равно искавшая (и находившая) приключений, порой путая планы серьезным мужчинам-военным, а порой и оказывая им неоценимую помощь. И частенько попадала Варя в переделки с подачи Эраста Петровича, взаимная симпатия с которым росла по ходу фильма. Эта романтическая линия между главными героями правильно не вылезает на первый план, но очень уместна. Генерал Соболев в исполнении Александра Балуева — честный командир и «истинный рыцарь», настоящий гусар Зуров Дмитрия Певцова, удивительно сыгравший в конце метаморфозу своего персонажа Александр Лыков — можно отметить каждую роль, каждый характер.
В картине соединилось все, что для меня должен иметь классный зрелищный фильм: закрученный детективный сюжет, красивая картинка, напряженный экшн, любовная линия и — самое главное — юмор!
«Турецкий гамбит» наполнен хорошим, ненадуманным юмором, приправой, которая не испортит самый серьезный сюжет. И юмора здесь побольше, чем в ином фильме, у которого «комедия» значится в графе жанра.
И я заявлю, что «Турецкий гамбит» — один из лучших российских фильмов, не побоюсь сказать, голливудского уровня. Все четыре серии смотришь на одном дыхании от начала до самого конца, и в конце, как и Варе с Фандориным, крепкое русское словцо в опустившийся тишине покажется милее самого изысканного сонета.
9 из 10
6 февраля 2014