Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.8 |
IMDb | 6.5 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Профессор в законе |
год: | 2006 |
страна: |
Украина
|
режиссер: | Алексей Лисовец |
сценаристы: | Владимир Зеленский, Борис Шефир, Сергей Шефир |
продюсеры: | Влад Ряшин, Алексей Гончаренко, Александр Боднар, Дмитрий Оленич |
видеооператор: | Вячеслав Лазарев |
композитор: | Андрей Стадницкий |
художники: | Анатолий Пидопригора, Мария Дьяченко, Иван Загурский |
монтаж: | Владимир Запрягалов |
жанры: | комедия, криминал |
Поделиться
|
|
Дополнительная информация | |
Возраст: | 16+ |
Длительность: | 1 ч 56 мин |
Почтенного возраста профессор, с мужественным именем Андрей и угрюмым изотчеством Павлович, всю свою никчёмную жизнишку трепетно любит «крылатую» науку филологию. Всей душой он обожает всяческие стилистические тропы и речевые фигуры: млеет от эвфемизмов, высоко ценит синекдоху, не гнушается палиндрома и чтит каламбур, в общем, падок на словесные красивости. Нищие студенты с шиком одаривают его «Липтоном» по случаю очередной сессии, но Андрей Павлович не ропщет: он слишком застенчив, неуверен в себе и привык довольствоваться малым. Только раз в дождливый, тёплый вечер, когда так тоже хочется любить, случилась в упорядоченном существовании Андрея Павловича престранная встреча, которая и послужила лёгким, но уверенным пинком, по своей траектории вряд ли сулящим судьбоносный поворот на сто восемьдесят, но рекордный прыжок вперёд навстречу переменам — наверняка. То была дебелая проститутка Катя, бессовестно забурившаяся в кряхтящие профессорские «жигули»…
Непритязательная история, за которой стоит украинский режиссёр Алексей Лисовец, відомий тем, что снимает картины в Украине, черпает своё вдохновение у француза Алена Рейно Фуртона, сочинившего пьесу «Мсьё Амадей», полную, sans doute, французского водевильного юмора. Комедия с успехом дебютировала в начале девяностых под парижский аплодисмент, а потом уж как-то на перекладных без особых помех и шутя добралась до подмостков России, Украины и прочих прежних союзных республик. Отличаясь моложавостью, прытью и, в некотором смысле, «свежестью сюжета» (в самом деле, на фоне классических постановок, проститутки и бандиты — шо ваша nouvelle vague!), пьеса крепко засела в театральных репертуарах, претерпевая безобидные метаморфозы, касаемые фабулы и оригинального названия. Недаром спустя несколько лет «Мсьё Амадей» таки пробрался на ТВ, превратившись в более близкого и понятного местному населению «Профессора в законе».
Очутившись на экране, комедия почувствовала себя тоже вполне фривольно, и, в первую очередь, благодаря актёрской составляющей. Бессменный обладатель жидкого хвоста и шляпы, скептический ментовской «Казанова» — в быту Лыков, здесь просто превзошёл самого себя. Сменив небрежную прическу на интеллигентные усики и бородку (шляпа, как и скелет, и арбалет, имеется где-то в шкафу), и проникшись филологическим душком, Александр Лыков вдумчиво и с большой любовью подошёл к роли Андрея Павловича, за что его хочется исключительно хвалить. Но он пришёл не один: шлейф улиц разбитых фонарей убойной силой дотянулся и до Украины. Федорцов-Стругачёв-Тютрюмов в роли сутенёра-священника-соседа оказались словно тут и были и никуда не уходили. Отдельно дякую и выношу прилежное мерси исполнительнице роли путаны Кати — украинской актрисе Олесе Жураковской. Вот вам и жаргон, и манеры, и попагрудь.
Стремительное развитие действия сковано разве что рамками интерьера, но от этого не становится хуже. Череда немыслимых событий раскрывает тайны изменения личности в кризисной ситуации, отдаёт весёлым суетным бредом и наводит на мысли о скором мезальянсе и нескучной морали. Персоны, попадающие в стены квартиры профессора — озорные проститутки в диком макияже, боа и шлёпках, обрамлённых страусиным мехом, священник, ошибочно сунувший свой длинный нос в кокс, жулики почище Филле и Рулле, сутенёр в пилотке, усеянной пайетками и горы случайных мертвяков — определенно не оставят зрителя равнодушным и критически нехорошо настроенным. Весь фильм, собственно, являет собой оголтелый буф и совершеннейше не претендует на звание «высококультурного» произведения. Юмор не искрит дорогим французским (китайским) фейерверком, но выстреливает меткой, добротной, украинской (китайской) петардой, притом не единажды. «Профессор в законе» — история для незатейливого отдыха: подойдёт праздный просмотр в одиночку лёжа на диване или там на софе в растянутой хлопчатобумажной майке с пультом, котом и пивом, когда заняться особо нечем, заморачиваться нежелательно, а по телеку, как обычно, ничего хорошего нет. Допустимо и с дамой, и после «дай сигарету». Как говорит мой циничный приятель, завидев миловидное женское личико: «Разок можно.» Собственно, хорошо сказано. Подходяще.
9 апреля 2013
От всего фильма, промелькнувшего когда-то по ТВ, в памяти осталась только эта фраза в произнесении Лыкова. Но именно она и заставила по прошествии лет найти фильм и пересмотреть его.
Честно говоря, был удивлён, узнав после просмотра, что фильм 2006 года. По самому фильму такого не скажешь — его эстетика полностью выдержана в духе 90-х. И дело даже не в минималистских декорациях, работе камеры или минимальном количестве героев (проще говоря, нехватке средств). Дело во взгляде на мир. Мы вновь, как и тогда, открываем для себя, что кроме беспомощного добра (в лице профессора) есть ещё и всепобеждающее зло (в лице бандитов и проституток).
Сюжет насыщен весёлыми поворотами, но как завершить его, создатели не придумали. И финал выглядит всего-лишь как перефраз Нофелета, но, в отличие от оригинала, никак не связан со всем произошедшим в фильме.
Все герои, кроме профессора, не проработаны совершенно. Удивительно, но именно это спасает фильм. Единственный герой — человек удивительно светлый, и заполняет светом весь фильм, не давая ему превратиться в чёрную комедию.
Семён Стругачёв великолепен, но здесь ему играть было просто нечего, увы.
Только за блестящую игру Александра Лыкова
4 из 10
19 января 2010
Диву даёшься от российского кино маркетинга. Широкому зрителю с пеной у рта втюхивают «самые лучшие фильмы»,«очень русский детектив», «невесту любой ценой» и тому подобную шелуху от семечек. Желающим отделить зёрна от плевел рекомендую комедию «Профессор в законе».
Сюжет не замысловат, но оригинален, насыщен неожиданными поворотами. И хоть тема касается древнейшей профессии, фильм совершенно не пошлый, а наоборот светлый и лиричный местами.
Блестящая игра Александра Лыкова, Андрея Федорцова, Семёна Стругачёва не идёт ни в какое сравнение с бездарными потугами и гримасами на экране Воли или Харламова.
Жаль, что такая КОМЕДИЯ, датированная 2007 годом, прошла незаметно.
СМЕШНО,ПОЗИТИВНО, МИЛО!
10 из 10
13 октября 2009