Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.9 |
IMDb | 7.6 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Погранзастава |
английское название: |
Karaula |
год: | 2006 |
страны: |
Югославия,
Хорватия,
Словения,
Босния-Герцеговина,
Сербия и Черногория,
Великобритания,
Венгрия,
Австрия
|
слоган: | «Komedija o ljudima na rubu tragedije...» |
режиссер: | Райко Грлич |
сценаристы: | Анте Томич, Райко Грлич |
продюсеры: | Владимир Анастасов, Адемир Кенович, Борис Т. Матич, Мирко Галич, Даниел Хочевар, Милко Йосифов, Тьерри Ленувель, Франц Новотны, Исмет Бегтосевич, Бесим Хасини, Ильдико Кемень, Майк Дауни, Зоран Цвиянович, Сэм Тейлор, Зорана Пигготт |
видеооператор: | Слободан Трнинич |
композитор: | Санья Илич |
художники: | Кемаль Хрустанович, Горан Йоксимович, Кирилл Спасеский, Тияна Марич, Радован Маркович, Сабина Буздон |
монтаж: | Андрия Зафранович |
жанры: | боевик, комедия, драма |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Бюджет: | 1200000 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 20 марта 2006 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 18+ |
Длительность: | 1 ч 34 мин |
Лесная застава… Приземистый дом.
Высокие сосны за темным окном…
В тот дом ненадолго спускаются сны,
В том доме винтовки стоят у стены.
Здесь рядом граница, чужая земля.
Здесь рядом не наши леса и поля.
Агния Барто, «На заставе»
Стих моего детства.
На живописном берегу Охридского озера, опоясанном острыми скалами, на охране социалистического строя республики Югославия стоит застава. А рядом — граница: чужая Албания, которая лишает сна гарнизон. Ведь албанцы в понимании местных — боратовские евреи, воплощающие пороки и мифическое зло, они даже «в кино с девушками не ходят, а вместо этого стягивают к границе войска». Время неспокойное: в воздухе витает дух грядущих перемен — младенец Иисус родился 1987 лет назад…
Лейтенант Пашич в ходе неслужебных физических нагрузок награждается сифилисом, и чтобы не возвращаться к жене с воспаленным доказательством супружеской измены объявляет на территории части повышенную боеготовность ровно на 21 день — то, что доктор прописал. А доктор — тот еще Гиппократ, санинструктор, у которого теперь карт-бланш на ежедневные увольнения за медикаментами. Надо же товарищу лейтенанту уколы ставить, а может, еще и рога. Ведь ничто так не кружит головы, как воздух свободы и изгибы офицерской жены.
Время на заставе течет медленно, солдаты вылизывают территорию, полируют «взлетку», выкуривают дары солнечного Афганистана, пьют чай из эмалированных кружек. Но даже в ходе размеренной и спокойной службы в каждой секунде ощущается напряжение — ведь по другую сторону не наша земля — снайпер держит на прицеле албанских пограничников, кинолог натаскивает овчарку, к команде ТРЕВОГА должны быть готовы все. От казарменных игр на баяне до состояния войны один щелчок.
«Komedija o ljudima na rubu tragedije» — не требующий перевода слоган без фальши передает тональность фильма. В мультинациональной «Погранзаставе» в комок сплелись разные жанры. И идейно фильм при всей, на первый взгляд, комичности ближе не к «ДМБ», сборнику армейских анекдотов для тех, кто в цирке не смеется, а к «Блокпосту», который по одну сторону себя возвел комедийные редуты, а с другой — сильную драму, личную для каждого персонажа. Лейтенант мечтает о переводе из дыры на македоно-албанской границе, красавица-жена и вовсе моря не видела. Горе-рядовой затаил на командира смертельную обиду. Красной нитью сквозь сюжет тянется пацифистский посыл картины. Он не столь громогласен, как в американском антивоенном жанре. Если в «Цельнометаллической оболочке» и «Апокалипсисе сегодня» был выраженный протест против ненужной войны, то в «Погранзаставе» войны и нет, пока что. На самом деле враг — в самих нас, во внутреннем демоне, вырывающимся наружу с первым выстрелом из табельного пистолета. Ведь убить можно и словом, невинной шуткой, которая притянет трагедию. И правильно замечает неведомый рассказчик в конечных титрах, Албания никогда не нападала на Югославию, республика развалилась изнутри и славное южное государство исчезло с современных атласов.
В силу исторической близости братской Югославии «Погранзастава» не воспринимается чуждой культурной единицей. Если не вслушиваться в фонетически схожую сербо-хорватскую речь, фильм вполне можно принять за отечественный продукт, снятый где-нибудь в Геленджике или, простите, в Крыму. В глаза бросается знакомый армейский быт и сходство южных ландшафтов, до боли знакомые кириллические вывески над витринами, разве что улицы аккуратнее. И музыка другая — чарующие этнические мелодии балканских народов гармонично укладываются в визуальный ряд, позволяя сюжету делать пит-стопы. «Погранзастава» — кино ностальгическое: о стране, которой уже нет, которая впоследствии много натерпится, о народах, поглощенных национальными распрями. Государство распадется и снова объединится в 2006 году, пусть и на время съемок «Погранзаставы», короткий миг в истории. Но, слава Богу, что в этом случае искусство не требует никаких жертв.
8 октября 2015
Фильм переносит нас в Югославию 1987 года, во времена, когда страна была единой, когда свято почиталось наследие недавнего социалистического прошлого и в течение десяти лет повсеместно отмечалась минутой молчания очередная дата со дня кончины великого Тито. Это были пока ещё спокойные довоенные времена.
Маленькая застава у албанской границы, где очередное поколение солдат скучает в ожидании конца срока службы, когда они навсегда снимут военную форму. Но размеренное течение солдатских будней нарушается объявлением военной угрозы со стороны албанской армии. На самом деле, на границе всё спокойно, а военную истерию придумал начальник заставы из стремления скрыть свою срамную болезнь. Начавшись расслабленно-комически, фильм приобретает драматическую окраску и трагический финал.
Замечательная игра актеров, запоминающиеся образы главных героев. Особый колорит создает прекрасная музыка композитора Александра Саньи Илича, сочетающая в себе элементы традиционной и духовной музыки Балкан и необычайно дополняющая красоту Балканских пейзажей (действие происходит на живописном берегу Охридского озера — одного из красивейших озер Европы).
Отличный фильм, очень рекомендую.
10 из 10
27 февраля 2010