Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.2 |
IMDb | 7.3 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Офсайд |
английское название: |
Afsaid |
год: | 2006 |
страна: |
Иран
|
слоган: | «In Iran, All Women Are Banned From Men's Sporting Events» |
режиссер: | Джафар Панахи |
сценаристы: | Джафар Панахи, Shadmehr Rastin |
продюсеры: | Джафар Панахи, Йосеф Панахи |
видеооператоры: | Rami Agami, Махмуд Калари |
композиторы: | Yuval Barazani, Korosh Bozorgpour |
художник: | Ирай Раминфар |
монтаж: | Джафар Панахи |
жанры: | комедия, драма, спорт |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Бюджет: | 2500 |
Сборы в США: | $180 530 |
Мировые сборы: | $426 532 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 1 февраля 2006 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 33 мин |
Женщины и футбол в арабских странах — история хорошо известная, часто обозреваемая и фигурант всяческих миазмов о вреде религии в свободе человека. Отношение к этому отчасти справедливое, нормы и традиции кажутся устаревшими, а спорт, как средство примирения всех слоёв населения по всем ключевым параметрам их разнонаправленности суждений, от этого только страдает.
В центре фильма — полудокументальная локальная история женщин, попытавшихся прорваться на заключительный отборочный матч к Чемпионату Мира 2006 года по футболу, в котором сборная команда Ирана противостояла сборной Бахрейна, и охранников, вставших у них на пути. За каждым героем стоит любовь к спорту, понимание нарушений устоев своего мира, но желание приблизиться к маленькому заветному чуду.
Фильмы Джафара Панахи всегда ставят во главе угла критическое отношение к подобным традициям, влияющим на свободу и независимость человека. При этом режиссёр не кидается в бой, сломя голову, и не говорит лозунгами, забравшись на баррикады — его ленты всегда отдают романтикой и насмешками. Позиция чувств человека — вот, что является основой его произведений. В «Офсайде» происходит те же самые излияния — иранские девушки не могут устоять перед чарами футбола, решаясь на ухищрения все возможного рода, при этом нельзя сказать, что такое желание продиктовано исключительно запретом. Любовь к спорту у них конкретная, открытая, и иногда даже более сильная, чем у мужчин.
В то же время охранники, оставшиеся с ними наедине, внутри себя понимают всё безрассудство и всю бессознательность происходящего, понимают, что пусть даже с иными ограничениями, но женщины имеют точно такое же право смотреть на футбол, как и они. Что радость или горечь от результата будет едина для всех. С одной стороны, нужно исполнять должностные обязанности, с другой — как не пойти на уступки? Здесь же покоится и самая комичная сцена ленты, когда девушку приходится вести в туалет в маске, сотканной из картонного изображения футболиста.
По итогу, фильм выглядит полудокументальным, а съёмки финальной сцены проводились и вовсе после самой победы — актёрский состав ехал по столице Ирана, празднуя достижение своей сборной наряду со вышедшими на улицы жителями. И у этого достижения не было определённого лица — ни мужского, ни женского.
Панахи же, наряду с остальными иранскими режиссёрами, формирует не только иранский кинематограф, уже давно вышедший на большую сцену киноискусства, но и формирует общественные отношения — не протестным движением, а наблюдением за самими собой и поиском единства среди зрителей в простой, обыденной жизни.
25.4.2019
25 апреля 2019
Отборочный матч мирового чемпионата 2006 года Иран — Бахрейн. «Офсайд» рассказывает историю нескольких иранских болельщиц, которые пытаются проникнуть на стадион, чтобы посмотреть матч. В Иране женщинам запрещено посещать стадионы с мужчинами, чтобы посмотреть спортивные соревнования. С одной стороны «Офсайд» — комедия, с другой является блестящим комментарием общества, в данном случае — иранского общества. И является достойным продолжением «Круга» (2000). С этой работой Панахи вновь обретает свой уверенный шаг от некоторых промахов в «Багровом золоте» (2003) и здесь его талант раскрывается в полной мере. Основываясь на принципах неореализма, он зарекомендовал себя как выдающийся практик.
В начале фильма девушка, одетая как мальчик, пытается проскользнуть мимо охранников и попасть на стадион. Она вскоре задержана и отправлена за пределы стадиона, где собраны другие девушки в подобных обстоятельствах. За короткое время есть шесть футбольных фанаток. Их охраняют трое молодых солдат, выполняющих свой национальный долг. Так как двое солдат Мешхед и Тебриз из провинции, а девушки из продвинутого Тегерана, мы наблюдаем определённое количество социальной игры. Игра в ближайшее время развивается между девочками и мужчинами. Интересно, что эти городские девушки не только более осмотрительны, чем их конвоиры, они также, кажется, знают больше о футболе. «Почему для девушек запретили футбольные матчи?» — спрашивает одна фанатка охранника. Он отвечает, как будто произнося из формулы, что это для защиты женщин от сквернословия неотёсанных мужчин. «Но когда японская команда приехала играть в Иран, японские женщины были допущены на стадион» — продолжает нахальная девочка. Возвратно-поступательный аргумент продолжается некоторое время в том же духе и становится ясно, что эти молодые люди на самом деле мало что знают об этом запрете. Как и в более ранних фильмах Панахи, солдаты опираются на закон, они просто пытаются делать свою работу в соответствии с правилами этой системы, которая сама по себе — бездействует. В интервью после «Офсайда» Панахи отметил, что религиозные власти сегодня утверждают, что есть ещё одна причина закрыть стадион для женщин. Это чтобы защитить их от наблюдения за голыми руками и ногами мужчин. Каковы же реальные причины этих ограничений? Мы все можем придумать наши собственные ответы, но конечно, Панахи видит социальную проблему здесь глубже, чем просто вопрос о просмотре спортивных мероприятий.
«Офсайд» разделяет некоторые характеристики с предыдущими фильмами Панахи «Белый шар», «Зеркало», «Круг» и «Багровое золото», а также и с последующим «Такси». Опять же его фильм происходит в основном на улице, иногда в автобусе, в течение одного дня и более или менее в режиме реального времени. Опять же его актёры непрофессионалы. Опять же женщины или девочки — главные героини. И опять же, главные герои борются с общими социальными ограничениями. Как и большинство фильмов Панахи, «Офсайд» был запрещён в Иране. История имеет вид документального фильма. Основная часть его была снята на стадионе во время фактического матча. Используя компактную цифровую камеру в первый раз, Панахи и его команда смогли вписаться в толпе незаметно и поймать спонтанность реальной ситуации. Благодаря мастерству Панахи в составлении редактируемых снимков на лету, как развивается ситуация, визуальная непрерывность ленты — удивительна и органично правдоподобна, с точкой-обзора кадра возникающих естественным образом в потоке образов. Важность этого технического мастерства не может быть преувеличена. Приспосабливая свой фильм к тому, как его неподготовленные актёры работают в переполненных уличных ситуациях, Панахи способен поддерживать его убедительный рассказ и в то же время, поддерживать ощущение спонтанности и подлинности.
Режиссёр имеет изысканный набор эстетических предпочтений, которые определяют его стиль кинопроизводства. Он предпочитает, чтобы последовательность событий в его фильмах была представлена более или менее в режиме реального времени, чтобы захватить повествовательную непосредственность действительности. Хотя «Офсайд» и имеет такой вид, как будто снят за один день, на самом деле, производство заняло 39 дней. Мастерство работы камеры и редактирования настолько соблазнительно, что мы чувствуем, что участвуем в режиме реального времени, в документальном событии. Панахи не любит искусственность, которая есть у некоторых иранских кинорежиссёров, когда они снимают женщин во внутренних интерьерах. Кинематографисты вынуждены показывать женщин, носящих чадру в своих домах, даже в компании ближайших членов их семей. Панахи утверждает, что это подделка и не является обычной практикой, даже среди консервативных семей. Это одна из причин, почему Панахи предпочитает снимать свои фильмы на улицах. Хотя фильм имеет свои юмористические моменты, полезно помнить, что футбол это спорт с потенциально серьёзными политическими обертонами в Иране. Власти Ирана прилагают все усилия по поддержанию строгого контроля и вводят жёсткие ограничения на свободу собраний физических лиц. Это предотвращает потенциально неконтролируемые сборы от возникновения. Понятие флэшмоб — это что-то новое для Ирана и это явление, которое может создать трудности для системы в будущем. В настоящее время, однако, есть один флэшмоб, который происходит спонтанно. Когда Иран выигрывает футбольный матч, улицы стихийно заполняются людьми — начинается праздник. И не существует ничего, что может это остановить. Именно это явление в конце фильма, после того, как Иран обыграл Бахрейн и заработал путёвку в Германию, Джафар Панахи захватывает на плёнку и празднует. Это спонтанное извержение иранцев, празднующих что-то своё, победу родной футбольной команды. В «Офсайде» этот праздник прерывает полицейский автобус, который везёт фанаток в отделение полиции нравов.
Рассказывая и показывая правду жизни непримиримый Панахи становится ведущим голосом не только в иранском кинематографе, но в постоянном культурном диалоге мира. Может быть, когда-нибудь в будущем, с помощью продолжающихся усилий таких людей, как Джафар Панахи, иранцы смогут отмечать вольно, с размахом и другие доморощенные элементы своей уникальной культуры.
25 августа 2016