Спираль
Engrenages
7.3
8.5
2005, драма, криминал, детектив
Франция, 52 мин
18+

В ролях: Фред Бьянкони, Кэролайн Пруст, Одри Флёро, Стефан Войтович, Элизабет Макокко
и другие
Сериал рассказывает о буднях шести работников юридической системы: трех полицейских, судьи, прокурора и адвоката. На свалке, в мусорном контейнере найдено тело жестоко изувеченной девушки-эмигрантки из Восточной Европы. Нити расследования приводят к самым верхушкам коррумпированной власти...

Актеры

Дополнительные данные
оригинальное название:

Спираль

английское название:

Engrenages

год: 2005
страна:
Франция
слоган: «French police drama with a twist.»
режиссеры: , , , , , , , , , , , ,
сценаристы: , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , ,
продюсеры: , , , , , , , , ,
видеооператоры: Николас Гишто, Тьерри Жольт, Роджер Симонс, Кевин Джуисон, Томассо Фиорилли, Эммануэль Де Флёри, Антуан Эберле, Лоран Брюне, Стефан Масси, Доминик Фоссе, Ив Лафайе
композиторы: ,
художники: Кристоф Тиолье, Мари-Ноэлль Ван Меербек, Ванесса Клерт, Арно Путман, Дафна Дебуэн
монтаж: , , , , , , , , , , , , , , , , ,
жанры: драма, криминал, детектив
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 2 октября 2005 г.
Дополнительная информация
Возраст: 18+
Длительность: 52 мин
Другие фильмы этих жанров
драма, криминал, детектив

Постер сериала «Спираль», 2005

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о сериале «Спираль», 2005

Сериал, который по уровню я бы определил в компанию к шведско-датскому «Мосту» и датско-шведскому «Убийству» (список неполный). Фильм поднимается над чисто местечковым уровнем, хотя и показывает механизм работы именно французской судебной и полицейской системы. Дело в том, что, помимо системы, показаны и люди, обеспечивающие её работу. Их немного, всего шесть, переходящих из сезона в сезон: трое полицейских, один судейский следователь, адвокат и прокурор. Точнее, это главные действующие лица, а переходящих из сезона в сезон будет побольше, потому что место действия остаётся одним и тем же: тот же полицейский участок, тот же суд и тот же город, где совершаются преступления одно ужаснее другого. Как это часто бывает, перевод названия (Спираль) не отражает сути, которую лучше передаст другой перевод — Шестерёнки, потому что зрителю представляется возможность заглянуть внутрь рабочего механизма огромной машины, обеспечивающий правопорядок во Франции. И, надо сказать, что нравы там такие, что небезызвестный Глеб Жеглов считался бы у них великим гуманистом, а Володе Шарапову, пожалуй, коллеги после первого же дела поставили бы ультиматум — или снимай белые перчатки, или сиди в отделе, принимай звонки и носи настоящим полицейским кофе к обеду.

В сериале используется схема, постепенно ставшей канонической в жанре полицейских детективов: главным героем и, соответственно, главным расследователем является женщина. Женщина-работоголик, которой не только некогда устроить личную жизнь, но которая этого просто не может сделать, поскольку семья не входит в круг значимых для неё ценностей. Поскольку же природа, всё-таки, не служебный пистолет, и её в кобуру не засунешь, то спонтанно возникающая сексуальная потребность удовлетворяется без лишних реверансов. У капитана Лоры Берто это происходит не так роботообразно, как у Саги Норен из полиции Мальмё, но тоже достаточно просто. Особенно в первых сезонах.

Я, для оценки продукта, начал сразу с шестого сезона и теперь, вернувшись к первому, потихоньку, вместе с героями, взрослею и двигаюсь по времени. Теперь немного расскажу о действующих лицах, но это будет интересно, наверное, тем, кто смотрел фильм.

Начну с небольшого подразделения полиции из трёх сотрудников. Лора Берто не только главная в этом подразделении, но и вообще главный герой сериала. Признаки социопатии у неё выражены не так явно, как у Саги Норен, но временами просматриваются. Фанатик своего дела, подстёгивающая своих не всегда радивых помощников. И есть за что. Толстячок Жилю своими постоянными косяками ставил в трудное положение не только её, но и вызывал раздражение у меня как зрителя. Второй подчинённый, Тинтин/Тантан, получился какой-то безликий. Хотя и часто возмущался безответственным поведением напарника, но тоже умудрился запачкать в пуху своё рыльце. Судейский следователь Робан все сезоны проходил в одном плаще (а это больше десяти лет), — наверное, за своё занудство был лишён половины жалованья (впрочем, у Лоры тоже ботинки редко менялись). Ладно, Робана обижать не буду, в этой роли раскрыт характер — честного и бесстрастного служителя закона, которых, видимо, во Франции мало. Но больше всех мне понравилась криминальный адвокат Жозефина Карлссон. Этот персонаж выглядит ярко, эмоционально, убедительно. Ожидал её появления в кадре. О других ничего говорить не буду, потому что ролей много и все сыграны хорошо, а в результате получился ансамбль, согласованно выводящий одну мелодию. Или шесть мелодий. По числу сезонов. В заключение — один штришок. Как правило, первый сезон получается самым сильным, а потом начинают выжимать сухую тряпку, натужно выдавливая продолжение. Здесь же первый, пожалуй, самый слабый (по сравнению с остальными). Хотя вполне смотрибелен, да и для знакомства с началом истории посмотреть не мешает. Шестым сезоном, похоже, поставили точку. Правда, точка не очень жирная, которую, если будет потребность, можно будет поправить на запятую. Но я не думаю, что это произойдёт. И шести сезонов предостаточно.

6 апреля 2018

Депрессивно, но мощно

«Шестеренки» — так правильно называется этот сериал и он действительно о шестеренках — тех, кто приводит в действие механизм органов охраны правопорядка. Не первый и не последний проект такого рода, но «Шестеренки» определенно имеют свои серьезные козыри.

Первый из них — это максимальный уровень реалистичности. Полиция, система правосудия, да и криминальные элементы показаны такими, каковы они и есть. И мы видим, что сами служители закона употребляют слово «правосудие» с циничной усмешкой. Его просто нет, на самом деле. Если вы обладаете властью, богатством и нужными связями, вам не стоит париться по поводу закона. Он не для вас, он для всяких мелких людишек, а вы всегда сможете избежать расплаты. Ведь телефонное право — оно и во Франции телефонное право и нам дадут этому массу доказательств. Но и сомнительным сочувствием к рядовым преступникам сериал не страдает. Нам недвусмысленно продемонстрируют, какие это выродки и насколько же они опасны. «Шестеренки» определенно не страдают политкорректностью и мультикультурностью. Собственно коренные французы оказываются преступниками крайне редко, зато всевозможные иммигранты являются ими в массовом порядке. Негры, арабы, румыны, цыгане… И ведь так оно и есть. Сериал многократно показывает, что полиция просто боится появляться в криминогенных кварталах Парижа, а кто в них живет, вы уже догадались. Наглядное пример, к чему приводит политика «все едут к нам на ПМЖ». Да мы и на примере своей страны уже догадываемся…

Второй козырь — это комплексный подход. Мы видим, как делаются дела на всех уровнях. Нам покажут и самих преступников и работу полиции, и суд, и прокуратуру и адвокатов, а также тех, кто руководит этим с самого верха. И нам ясно дадут понять, что на закон практически всем, кто сверху, наплевать, они лишь решают свои частные проблемы. Кто-то делает карьеру, кто-то идет в политику, кто-то оказывает услуги, кто-то просто набивает карман. И судьба рядовых шестеренок весьма незавидна.

Лейтенант и должен работать. Он как предохранитель. Работает, а потом отправляется в мусор.

В центре повествования шестеро главных героев. Трое полицейских, адвокат, прокурор (позже тоже ставший адвокатом), судья. И все они выглядят объемными, противоречивыми и оттого жизненными персонажами. Никто из них не идеален, все они ошибаются, совершают дурные поступки, имеют большие проблемы и порой ведут себя не слишком логично. Но это живые люди, не ходульные типажи и хотя они и не вызывают особых восторгов, но ты им сопереживаешь, потому как знаешь — жизнь и вправду очень сложная штука. Все актеры в главных ролях работают отлично, но особо отмечу Кэролайн Пруст. Её персонаж — сильная и волевая женщина, но зачастую упрямая, истеричная, сильно пьющая и чуток шлюховатая. И она остается женщиной, а не придуманной супергероиней боевика и попав под прицел преступника она способна испугаться и жалобно закричать:

Пощадите! Я беременна, у меня будет ребенок!

И эти реалистичные герои есть третий козырь «Шестеренок».

Четвертым я бы назвал правдоподобность самих расследований. Каждый сезон посвящен одному сквозному делу, но помимо этого у героев полно и другой работы. Все мы знаем, что никакие полицейские, судьи и прокуроры не имеют возможности вести лишь одно дело. В расследованиях вы не увидите никакой особой дедукции и гениальных наитий. Холмсов, пуаро и даже мегрэ тут нет. А есть обычные флики, которые ведут полицейскую работу. Опрашивают свидетелей, изучают улики, допрашивают подозреваемых и конечно пользуются наводками стукачей. При этом они регулярно ошибаются, хватают не тех, упускают преступников, да и всякие случайности вроде пробок на дорогах нередко срывают их планы. Ну, все как в жизни! Обычные люди пытаются делать свое дело. Зато расследования сплошь и рядом запутанные и мы никогда не знаем, какой будет развязка. Тем более, что авторы сериала совсем не прочь пожертвовать «хорошими».

И пятый козырь. Обычно даже успешные сериалы начинают сдавать после первого сезона. И дальше, все хуже и хуже. Здесь ситуация пока обратная. Отличный первый сезон, несколько послабее второй, зато дальше, все лучше и лучше! Пятый сезон так просто блеск!

Короче, целых пять козырей за просмотр! А есть аргументы против? Да, пожалуй. Сериал откровенно тяжелый, жестокий и способен нагнать депрессию. Так что если вы хотите увидеть легкое зрелище с блистательными детективами и искрометным юмором, вам явно не сюда.

9 из 10

24 июля 2015

Шестеренки

Полицейским сериалом в последние десятилетия не удивишь никого и нигде. Особенно во Франции, где полиция как институт власти наиболее всего поставлена под удар в столкновении культур и где с экранов рассказывают о тяжелых буднях криминальной полиции, а из окон спальных районов и тонированных авто несутся речитативы четких афропацанчиков о том, как их в гетто достают копы.

Создатели французской криминальной драмы «Спираль» (в оригинале «Engrenages» — «Шестеренки»), собственно, эксплуатируют и ту, и другую точки зрения, но было бы банально, если бы они только этим и ограничились. Их же интересует парадоксальная анатомия правосудия, которую они раскрывают беспристрастно и емко, как в полицейском протоколе.

Чем оригинально это шоу по сравнению с другими процедуралами? Если правдивость и натурализм — дело обычное (в пример можно взять практически любой европейский детективный сериал последнего десятилетия), то здесь создатели оперируют полнотой картины как главным козырем. Если раньше расследование как таковое было в центре сюжета, а офицеры — главными героями, и только вскользь упоминались судьи, прокуроры и адвокаты, то теперь мы увидим, как раскручивается гигантский маховик, в котором все действующие лица просматриваются, но они не более чем шестеренки. И в этом свете мифы и клише обретут реальные очертания: мы увидим, почему копы становятся грязными, адвокаты и чиновники — продажными, и какими средствами пользуются одиночки для борьбы с системой. Нет хороших и плохих — все делают ошибки, все оперируют законом в своих интересах. Но опять-таки главенствующая роль отводится не людям, а самому механизму следствия и правосудия: создателей интересует не частная жизнь, а то, как она встает в единый механизм, как под воздействием друг друга поворачиваются винтики и падают костяшки домино.

Поэтому история не рассказывается, а препарируется. Движение камеры позволяет нам вглядываться в изменение мимики, в мельчайшие жесты, не углубляясь слишком ни в чью индивидуальность, не переступая границы, за которой к герою привязываешься. Все главные лица в той или иной мере вызывают сопереживание, но это не та степень сочувствия, которая заставит рыдать над расстрелянным комиссаром Катани или болеть о вызволении Володи Шарапова из бандитского логова. Команда «Спирали» — обычные, лишенные романтизации менты, настолько реалистичные, что с ними не хочется гульнуть и побрататься, как с теми же милиционерами из «Улиц разбитых фонарей». Разве что инспектор Лора Берто, образ, созданный за два года до завоевавшей уже всемирную популярность датчанки Сары Лунд, — компромисс женщины сильной и уязвимой, пугающей в той же мере, в какой и обаятельной. А что не женственная — так это оперативная служба, которая и опасна, и трудна, и любую неженку превратит в цепную собаку.

Сериал получился очень ладно скроенный, злободневный и — в угоду моде на правдоподобность — на диво чернушный. Его стоит посмотреть хотя бы даже для того, чтобы успокоиться о красивой европейской жизни. В романтичной Франции все в точности как в «криминальной России»: спальные районы, банды, убийства с расчлененкой и прочие блага цивилизации. Для того, чтобы приоткрыть завесу тайны над тем, как работает система правосудия и опять-таки, убедиться, что в обезличенном и, казалось бы, безупречном механизме велика вероятность ошибки, а ее последствия зачастую определяют исход событий. А тем, кто не озадачен сравнением, но наделен крепкими нервами, придется по вкусу динамичное развитие событий, захватывающая интрига и переплетение сюжетных линий. Ведь если в наши дни скандинавской мрачностью и натуралистичностью никого не удивишь, то почти «жюльверновское» путешествие внутрь механизма, увлекательность расследования и интрига по-прежнему в цене.

15 марта 2014

Драма Спираль в широком прокате с 2005 года, релиз вышел более 19 лет назад, его режиссерами являются Жан-Марк Брондоло, Мануэль Бурсиньяк, Филипп Трибуа, Паскаль Шомель, Жиль Банньер, Вирджиния Совёр, Филипп Винаут, Фредерик Жарден, Жан-Филипп Амар, Николас Гишто, Фредерик Мерму, Фредерик Балекджян, Жан-Тедди Филипп. Актерский состав, кто снимался в кино: Фред Бьянкони, Кэролайн Пруст, Одри Флёро, Стефан Войтович, Элизабет Макокко, Шемсс Ода, Доминик Дагье, Анка Радичи, Миша Ариас Де Ла Кантолья, Арбен Байрактарай, Самир Буатар, Женти Каме, Гийом Крамуасен, Венсан Винтеральтер, Ксавье Робик.

Страна производства - Франция. Спираль — получил среднюю зрительскую оценку (7,1-7,3 балла), что является вполне отличным результатом. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 18 лет.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.