Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.7 |
IMDb | 6.9 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Реквием |
английское название: |
Requiem |
год: | 2005 |
страна: |
Германия
|
слоган: | «Подлинная история экзорциста» |
режиссер: | Ханс-Кристиан Шмид |
сценарий: | Бернд Ланге |
продюсеры: | Вольф-Дитрих Брюкер, Сабина Хольтгреве, Аня Клемент, Беттина Рейц, Аня-Карина Рихтер, Георг Штейнерт, Ульрика Пуц, Ханс-Кристиан Шмид |
видеооператор: | Богумил Годфрейов |
художники: | Беттина Маркс, Кристиан М. Гольдбек, Ева Штиблер |
монтаж: | Бернд Шлегель, Хансйорг Вайссбрих |
жанры: | ужасы, драма |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Сборы в России: | $18 500 |
Сборы в США: | $9 600 |
Мировые сборы: | $99 963 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 17 февраля 2006 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 16+ |
Длительность: | 1 ч 33 мин |
Германия, 70-е годы ХХ века. Девушка по имени Михаэла решает поступить в Тюбингенский университет, но родители опасаются за ее здоровье, поскольку дочь страдает от эпилепсии. На самом деле, ее близкие боятся другого — люди они очень набожные и проживание в студенческой общаге может толкнуть их дочь на «путь разврата». В самом деле, оказавшись вдали от родителей, Михаэла начинает понимать, что все время находилась в религиозной клетке и теперь хочет наслаждаться полноценной жизнью. Но внезапно случается страшное — девушка начинает слышать голоса и испытывать крайне негативную реакцию на церковную атрибутику, что приводит ее к мысли, что она одержима.
В основу фильма положена реальная история печально известной Аннелизы Михель, скончавшейся в 1976 году в Германии в результате экзорцизма, поскольку девушка отказывалась от еды и воды, не получая никакой медицинской помощи. На эту тему в США была поставлена очень качественная судебно-мистическая хоррор-драма «Шесть демонов Эмили Роуз», удачно сплетающая как реалистичную, так и «демоническую» подоплеку состояния несчастной девушки. Авторы «Реквиема» решили остановиться на сугубо научном, психологическом подходе к феномену одержимости, соблюдая все формальности фестивального кино: максимум бытовых сцен, только ручная камера, бледные цвета, никаких спецэффектов, жутких голосов, зеленой рвоты и поворотов головы на 180 градусов. Состояние героини трактуется очень просто — воспитанная в набожной среде девушка захотела вырваться из связывавших ее оков, но забитая властной мамашей в подкорку мантра о грехе всего и вся породила неосознанный конфликт и чувство вины, которое, помноженное на заболевание и непроработанные психологические проблемы, вылилось в истерию и острую психологическую аллергию на любые религиозные предметы. Весьма интересный, казалось бы, ход, вот только режиссер фильма Ханс-Кристиан Шмид выбрал слишком сухую и пресную манеру повествования, а сценарий Бернда Ланге недостаточно глубоко копает в плане исследования психологических трудностей героини. Также сложно понять, критикуют ли авторы религиозные догмы, заставляющие человека уверовать в одержимость, отказываясь от помощи науки, либо оправдывают человеческое смирение и принятие страданий как некое благо на пути к чему-то высшему и непознанному. Все эти идеи в картины весьма туманны, также за кадром остаются и, собственно, обряд изгнания, и его результаты, скупо информирующие зрителя о последствиях уже на финальных титрах. Несмотря на затянутое действо, пресноватую, скупую манеру повествования и недоразвитость идей, кино завоевало две премии на кинофестивале в Берлине — приз ФИПРЕССИ и Серебряного медведя за лучшую женскую роль Сандре Хюллер, естественная и органичная игра которой действительно лучшее, что было в картине.
6 из 10
20 января 2017
Главная идея фильма, не экзорцизм и даже не религия, а влияние на детскую неокрепшую психику властной авторитарной матери. Через весь фильм идет красной линией проблема подавления личности. Манипулируя болезнью дочери мать пытается подмять ее под себя, сделать послушную во всем марионетку.
Мать — это олицетворение бога и религии в голове дочери, мать дарит четки, которые выводят из душевного равновесия, потому что в голове есть четкая ассоциация четки — мать.
Дети, воспитывающиеся деспотичными матерями, пытаются во всем им угождать, сделать хоть что-то, чтобы мама выразила одобрение, которое очень сложно заслужить. Все будет не тем и не то: одежда, друзья. Даже вырвавшись во взрослую жизнь, Михаэла сохраняет этот комплекс, хочет угодить матери, подарив ей дорогую сумку.
Михаэла инстинктивно чувствует откуда исходит «зло», пытается сбежать от родительского давления, расправить крылья и начать дышать полной грудью, но, каждая встреча с матерью ломает ее, каждый новый приступ отнимает силы и веру в себя, с каждым разом ей все тяжелее понять, что же с ней происходит. Обессиленная она сдается на волю «любящих» родителей и всевышнего…
1 сентября 2016
Всё-таки насколько культуры разных народов могут быть далеки друг от друга и абсолютно непохожи. История реально существовавшей Аннелизы Михель была взята за основу в этом немецком фильме. История якобы вселения демонов в тело девушки, история изгнания. И всё это без единого спецэффекта, без страшного грима, без пугающей музыки. Фактически, это получилась европейская драма в самом классическом её понимании. То есть, этот фильм можно было бы легко перенести, скажем, на театральную сцену, так как он состоит сплошь из диалогов и актёрской игры. И никаких спецэффектов.
Специально или нет, но героиню назвали Михаэла, что созвучно с фамилией прототипа — Михель. И ей ставят диагноз «эпилепсия». По словам самой героини, диагноз поставлен методом исключения, перепробованы куча лекарств, но полноценного выздоровления вроде как нет. И в дальнейшем психическое заболевание прогрессирует, принимая облик демонопатии, бесноватости, судорог во время молитв и прочих как-то связанных с религией проявлений. И вот всё это показывается так, словно Михаэла наша знакомая. Мы не увидим демонов, которых видит она, мы не услышим голоса, которые слышит она, мы лишь можем сморщившись наблюдать за её судорогами и приступами, и услышать мы сможем лишь её гневные крики.
Я не знаю, возможно, в кинематографической среде это считается высшим пилотажем, но лично для меня в такой теме очень не хватило хоть каких-то иллюстраций. Пусть не спецэффект, пусть какие-то голоса, шумы, звуки. Но я, как зритель, хотел бы, чтобы мне тоже дали послушать то, что слышит Михаэла. По-моему, это было бы честнее. С другой стороны, понимаю, что в реальности ни врачи, ни родные пациента не слышат и не видят того, что видит больной, а это в какой-те степени делает ситуацию страшнее. Они лишь видят человека, которому по-настоящему плохо, у которого в сознании творится что-то невообразимое. И если это нельзя себе вообразить, а можно лишь только догадываться, то это пугает.
В целом, это скорее драма о жизни психически нездоровой девушки. И о том, как она, будучи воспитанной в набожной семье, решила лечиться присутствием священников. Помню, в криминальных новостях показывали, как набожная мать вместо вызова врачей молитвами пыталась воскресить своего умершего ребёнка. Вот и в «Реквиеме» бороться с болезнью пришли священники. Но с другой стороны, когда ты отчаян, то ты готов и клоунов вызвать из цирка, лишь бы это помогло родному человеку.
Если рассматривать фильм как просто драму, то он хорош и убедителен. Если же его смотреть, потому что это фильм об изгнании демонов, то скорее всего вы разочаруетесь неспешностью повествования и отсутствием хоть каких-нибудь спецэффектов.
5 из 10
29 сентября 2013
Жила-была немецкая девочка по имени Аннелиза Михель. И случилась с ней беда, страшная беда. То ли суровейшее психическое заболевание, то ли бесы одолели — никто точно не скажет, ни теперь ни тогда. Сначали пытались лечить врачи — безрезультатно, потом пришло время священников — итог известен… Аннелиза умерла, пережив нечеловеческие физические и психологические муки. И на основе этой печальной истории сняли два фильма, голливудский вариант «Шесть демонов Эмили Роуз» и немецкий арт-хаус «Реквием». Эти фильмы об одном, но при этом совсем разные.
«Шесть демонов Эмили Роуз» — качественный, действительно пугающий хоррор, но с попыткой пофилософствовать там к сожалению скатились до пафоса, а «Реквием» чистейшей воды психологическая драма, берущая свое игрой актеров (в первую очередь главной героини, Сандры Хюллер) и диалогами.
В «Реквиеме» в основном повествуется о начале мучений Аннелизы, не считая нужным доходить до жести, которая будет ближе к смерти. Верный ход от режиссера, ведь его целью очевидно было не напугать зрителя, а заставить прочувствовать душевную боль несчастной девочки и ее близких. Это ему удалось, но вот мои ожидания от фильма не оправдались, ведь мне хотелось побольше подумать о вечном, о добре и зле, о Боге… Реальная история позволяла, но режиссер, Ханс-Кристиан Шмид, видел ее в другом ракурсе.
Итого, перед нами по-европейски неспешное и образное, по-немецки педантичное и приземленное, но имеющее право на существование кинопроизведение, которое может затронуть нужные струны Вашей души. И напоследок, отдельное спасибо хочется сказать создателям фильма за саундтрек. «Реквием» стоит посмотреть только за то, чтобы увидеть как танцует Сандра Хюллер под психоделической рок 70х. Вот это было на десяточку!
А так,
7 из 10
18 июля 2012
Сколько вопросов вызывает фильм! Но на большую их часть ответа не найти даже после десятка просмотров. Есть некоторое сходство с картиной «6 Демонов Эмили Роуз», но не во всём, этот фильм драматичнее, да и какой контраст по сравнению с другими фильмами об экзорцизме и одержимости!
Большинство современных фильмов держится на безумных спецэффектах, но здесь такое сказать нельзя. «Реквием» трогает своей простотой и незамысловатостью во всём, но из всей этой простоты получились такие терзания в душе главной героини!
В общем, с чистой совестью скажу, что в фильме нет ничего лишнего.
Наконец-то девушка из простой религиозной семьи вырывается на свободу, где столько всего необычного для неё! Но всю сладость неограниченности действий портят приступы внезапно обострившейся «эпилепсии», лечимой с самого детства несчастной. И в дальнейшем Михаэль понимает, что одержима.
Друзья действительно хотели ей помочь: Ханна предлагала отвезти её в лечебницу, но Стефан отвёз её к родителям, «лечение» которых ни к чему хорошему не привело. Но они были рядом с ней все время, поддерживали её. Их нельзя винить.
Также нельзя ни в чем винить её родителей и представителей церкви, все хотели как лучше. А выходит… в прочем, вы знаете как.
Игра актёров потрясающая. Не могу не согласиться с предыдущими рецензиями в том, что Сандра Хюллер действительно талантлива, и Михаэль в конце фильма действительно жалко. На мой взгляд посторались все, и фильм достоин похвалы.
Стоит посмотреть; также предоставляет пищу для размышлений…
30 декабря 2011
Довольно-таки необычный взгляд на тему экзорцизма демонстрирует перспективный и почитаемый в Германии режиссер Ханс-Кристиан Шмидт, потративший много времени на съемки картины «Реквием», он добился неплохого итогового результата.
В фильме «Реквием» вычеркнута жанровая принадлежность к ужасам, и хоть фильм местами настораживает, данный момент я считаю абсолютно правильным. В первую очередь, сама стилистика повествования истории не предусматривает собой развлекательную цель, в большей степени, режиссер хотел показать зрителю историю о молодой девушке, в которую он сам непоколебимо верит.
И режиссерское восприятие этой истории невооруженным глазом заметно на самой работе под названием «Реквием», данный фильм максимально точно пытается сконцентрировать внимание зрителя перед экраном, искренность и серьезной актерского состава еще раз подчеркивают конечную цель авторов фильма.
И фильм «Ревкием» не то чтобы снят для того чтобы в него поверить, наоборот, авторы демонстрируют многогранность проблемы эпилептического заболевания главной героини, где каждый сам в меру расширенного своего кругозора, делает свои собственные выводы. В большей степени, акцент поставлен не на самом факте «гипотетической» одержимости, а на том, как часто люди в состоянии неведения и страха распыляют любые моральные, семейные и духовные ценности.
Интересная и умная работа немецкого режиссера, достижение просмотра которой можно только в соискании любопытства главной проблемы фильма. Также отмечу филигранную игру актрисы Сандры Хюллер, уж мощнее кино дебюта в карьере любого актера не придумаешь.
8 из 10
13 сентября 2011
Фильм «Реквием» один из тех немногих фильмов, смотря которые, задумываешься:«А что, собственно, делать, оказавшись в подобной ситуации?» Ведь этот фильм очень реалистичный, в отличие от других фильмов, снятых на эту тему.
Я лично, долго не могла прийти в себя, я задавала себе вопрос:«Как у такой правильной и набожной девушки могла возникнуть подобная проблема?» Ответ так и не нашла, хотя вообще то, в жизни всегда много несправедливости. Мне фильм очень понравился, всей его искренностью и простотой. Была удивлена какие девушке попались друзья, которые были с ней до самого конца. В общем фильм смотреть стоит.
10 из 10
14 августа 2010
Глубокий, пронзительный фильм, к которому невозможно остаться равнодушным… Сандра Хюллер — необыкновенно талантливая актриса. Ее безукоризненная игра заставляет зрителя остро почувствовать боль и ужас главной героини. Так хочется утешить и защитить эту бесконечно одинокую перед неумолимой болезнью девочку. У нее есть семья, подруга, любимый мужчина, но она отделена от них непроницаемой стеной, и не хватает душевных сил и мужества, чтобы разбить вдребезги эту преграду.
А быть может, близким людям просто стоило быть более мудрыми и любящими? Мать, которой абстрактная идея неведомого Бога дороже собственного ребенка… Отец, любящий дочь, но не способный бороться за ее счастье… Возлюбленный, открывший Михаэле счастье близости, искренне о ней заботящийся, но все же оставивший ее в лапах религиозных фанатиков… Священник, сжигаемый огнем неудовлетворенных амбиций, для которого больная девушка была всего-навсего подопытным кроликом… Замкнутый круг, выбраться из которого нет никакой надежды.
Но в глазах Михаэле столько надежды, ей так хочется нехитрого земного счастья… И до конца остается иллюзия, что все еще может быть хорошо, что девушке помогут справиться с недугом и она насладится жизнью, которую так любила. А потом, когда умирает надежда, остается тупая боль и отчаянный протест.
Это один из тех фильмов, которые оставляют на сердце крошечный, но неизгладимый шрам.
10 из 10
18 ноября 2009
Очень реалистичный, не надуманный, искренний фильм.
Самая сильная сторона его в том, что он не дает окончательного ответа на вопросы
Кто прав? что надо было делать? что вообще реально? и для кого. Нет как таковой основной сюжетной диспозиции с отрицательными и положительными героями. Хотя, возможно, я пытаюсь быть излишне объективным. Но мне так показалось.
Мы все в той или иной степени боремся каждый день с собой, но здесь ставками оказались жизнь и душа. Что осталось в итоге и кто выиграл судить вам.
Актриса действительно замечательная.
Концовка на все 10 (несколько строк на черном экране).
Ответов в фильме нет. Но есть очень хорошие вопросы.
Поразмыслите на досуге.
9 из 10
22 сентября 2009
В основу этой истории, положены те же события, что и в «Шести демонах Эмили Роуз». Только здесь вы никаких монстров и разнообразных ужасов не увидите.
Все демоны мучают Михаэлу изнутри, а нам просто остается наблюдать за ее мучениями.
Героиню действительно жалко.
Доведенная собственными родителями и служителями Церкви до безумия она пытается отвлечься в обычных развлечениях для девушки ее возраста, но запущенная психическая болезнь которая не лечилась надлежащим образом все таки дает о себе знать.
И здесь, когда самое правильное, это отвезти ее в больницу, молодой священник уговаривает родителей провести обряд экзорцизма…
Пересказывать этот фильм- дело не благодарное. Надо просто смотреть.
А саундтрек просто бесподобный, прекрасно передает атмосферу того времени.
19 марта 2009
Фильм безусловно заслуживает внимания любителей «непростого» кино. Здесь нет лишнего пафоса и чрезмерного мистицизма, трагически-сопливых монологов и показных жестов.
Игра актёров настолько натуральна, что кажется, режессёр на пару с оператором подсматривают за жизнью немецкой провинциальной семьи. Сандра Хюллер в роли Михаэлы чем-то необъяснимо напоминает Милу Иовович в «Жанне д`Арк». Главная героиня, по сути, ещё не начала жить по-настоящему, до 21 года она прожила под крылом родителей, опекающих и наставляющих Михаэлу в вопросах религии.
Идеал жизненного пути для героини -святая мученица Катарина, умершая в 33 года. Создаётся впечатление, что Михаэла сознательно берёт на себя «мученичество», лишь бы найти» свой путь» — прийти к жизни без диктатуры матери, без бесконечных больниц и докторов, которые ничем не могут помочь, без собственной беспомощности…
Фильм о вере, о выборе, немного о дружбе, любви, но в первую очередь — о жизни и о душе, которые у каждого свои, но оказываются не меньшими потёмками, чем душа чужая…
10 из 10
18 марта 2009
В целом фильм как раз не об экзорцизме, главная идея — это роль священника и отношение к религии в этой семье.
Никто не понимает, что на самом деле происходит с девушкой, только подруга, которая до конца не верит в зловещее живущее в душе Михаэлы.
Фильм очень понравился, понравилась музыка, понравилось, что нет этого типичного голливудского музыкального сопровождения, он не пугает, он наводит на размышления.
Высокую оценку стоит поставить за многое, также и за 10 лет, потраченных режиссёром на создание фильма.
10 из 10
2 февраля 2009
Еще один фильм в ряду ему подобных — об экзорцистах, изгоняющих дьявола, галлюцинациях. Слегка пресно и затянуто. Видно, что режиссер ставил не на сюжетную линию, а на безупречную игру Сандры Хюллер («Серебряный медведь» как лучшей актрисе Берлинале-2006 и Bavarian Film Award-2006 лучшей актрисе-дебютантке). Ни единого намека на фальшь, никакой наигранности. Все чисто и психологично.
В остальном — лучше картины «Изгоняющего дьявола» пока не создали…
7 из 10
18 августа 2007