Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.8 |
IMDb | 7.5 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Голубой Китай |
английское название: |
China Blue |
год: | 2005 |
страна: |
США
|
режиссер: | Миша И. Пелед |
продюсер: | Миша И. Пелед |
видеооператор: | Миша И. Пелед |
композитор: | Мириам Катлер |
монтаж: | Manuel Tsingaris |
жанр: | документальный |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Сборы в США: | $12 185 |
Мировые сборы: | $12 185 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 12 сентября 2005 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 26 мин |
Тот факт, что экономика Китая развивается стремительными темпами, неоспорим. Но что стоит за этим невероятным прогрессом? Ответить на этот вопрос пытается создатель фильма «Голубой Китай» 2005 года выпуска. На примере индивидуальных историй режиссёр Миша И. Пелед показывает трагедию целого народа. Она значима как для отдельно взятой личности, так и для мира в целом. Всё же Китай носит звание именно «мировой фабрики».
Успех китайской экономики во многом зависит от следования малозатратной бизнес-модели, предполагающей низкое качество. Проблемы не были следствием недостатка знаний. Просто местные фирмы сознательно практиковали обманные деловые практики, дабы экономить на расходах. Эта экономия коснулась и работников предприятий, о чём говорится в фильме. Сюжет повествует о трёх молодых работницах джинсовой фабрики: Ясмин, Липинг и Орчид. Героини работают сутками напролёт, но получают за свой труд жалкие шесть центов в час. Рабочих штрафуют и удерживают зарплату без оглядки на возраст (девушкам всего от 14 до 18 лет). При этом иностранные импортёры покупают одни штаны всего за 5 долларов.
За пределами трудового дня у героинь жизни тоже нет, свободного времени хватает на несколько часов сна. Причём ночевать им всё на той же фабрике вместе с ещё десятью сожительницами. Именно эти детали показывают весь масштаб трагедии. В противоположность популярным азиатским ромкомам о «Золушке», в которой всегда страдает только главная героиня, в подобных фильмах без прикрас показана жалкая жизнь, на которую обречены миллионы людей. Во всём мире их называют «самым трудолюбивым народом», но забывают рассмотреть это трудолюбие не как самоцель, а как вынужденный образ жизни.
Фильм «Голубой Китай» привлекает тем, что вместо привычного культурного разнообразия и красивых традиций сосредотачивается на истории «маленького человека» из провинциального Китая. На примере одной единственной фабрики продемонстрирована серьёзная проблема всего государства, а именно регулирование трудового законодательства. Ещё больше иронии добавляет то, что страной-производителем фильма являются США. Три героини картины – это обобщённый образ миллионов эксплуатируемых китайцев, которые своим непосильным трудом обеспечили не только «экономическое чудо», но и процветание крупных иностранных корпораций. Большинство из них находятся именно в Соединённых Штатах.
Я не знаю, на что действительно хотел указать создатель фильма, но после просмотра сделала свой вывод. Можно сколько угодно говорить о нарушениях прав человека, но для больших западных корпораций нет ничего более выгодного, чем нажива на трагедии «маленького китайского человека».
9 из 10
30 сентября 2021
Представьте себе человека, жизнь которого день и ночь проходит в одном и том же месте, работающего не 8 часов в сутки, как это принято во многих странах, а в два раза больше с учётом обязательных сверхурочных, которые не оплачиваются, иногда и целые сутки, а оставшегося время хватает лишь для непродолжительного сна в недрах далёкой от комфорта комнаты, где живут ещё 8—10 граждан. Возраст здесь почти не играет роли, со всех спрашивают в одинаковой степени строго, за каждое нарушение — денежный штраф. Питание за счёт заведения, но оплачивают его сами работники, равно как и воду для умывания. Попасть в этот мир легко и просто — достаточно сказать что-то вроде «я ищу работу» на проходной. Так сделала главная героиня картины «Голубой Китай» в лице четырнадцатилетней Ясмин, с невинных уст которой и слетает горькая правда жизни миллионов своих соотечественников.
«Голубой Китай» может с полным правом записать себя в десятку самых значимых произведений документального жанра за прошедшее десятилетие. Во-первых, подобных работ с иллюстрацией не внешней, культурологической, а внутренней, бытовой стороны общества ведущих азиатских держав крайне мало. Во-вторых, где ещё можно встретить столь редкое в своей откровенности повествование о жизни китайских рабочих, составляющих крупнейший резерв дешёвой рабочей силы и производителей по всему миру, у себя на родине. Совершенно простой и неприглядный с виду рассказ об одной из сотен местных фабрик по пошиву джинсов на деле приобретает эффект разорвавшейся бомбы, опрокидывая с ног на голову, казалось бы, незыблемые представления и теории в области трудового законодательства. И это несмотря на то, что автором фильма приводится вполне чёткое обоснование причин столь жёсткой трудовой политики местных коммерсантов, согласующейся с условиями мирового рынка.
Об этом и говорит хозяин фабрики в Li Feng в Шакси, которого зовут мистер Лам. Кроме того, у него есть личный взгляд на то, как нужно обращаться с подчинёнными. По его мнению, нет смысла в том, чтобы тратить время на подготовку обслуживающего персонала, так как большая часть работников — крестьяне, у которых понятие «трудовая этика» располагается где-то за пределами понимания. C последним тезисом можно поспорить, да и сам факт, что трудовой стаж многих его работников исчисляется уже несколькими годами, а терпению и самоотдаче новичков вроде Ясмин можно только удивляться, говорит сам за себя.
«Голубой Китай» относится к разряду тех лент, просмотр которых равноценен путешествию в другой мир, далёкий от центра притяжения не только по количеству времени, но и особому отношению местных к нему и всему остальному. Известно, что китайцы являются самым трудолюбивым народом мира, но вряд ли для них это самоцель, скорее, это способ жизни, её признание, если хотите. Безусловно, показанные в фильме капиталистические тенденции по всем параметрам далеки от совершенства, но именно благодаря таким ударным темпам развития в сфере товаров массового потребления, эта страна сейчас первая в мире по объёмам производства. В заочном экономическом споре с Западом Китай однозначно вышел победителем, и его новейшая история — это трагическая история победителей. Которых, как известно, не судят.
Трудолюбивый отважный китаец, славно вступающий в Новую Эру
19 мая 2015
Проверьте свою новую пару джинсов. Возможно, при покупке вы не заметили, что в заднем кармане лежит записка с китайскими иероглифами:
«Здравствуй друг, привет из Китая. Мои друзья говорят, что я милая. Они называют меня Маленькая Ясмин. Я оставила свой дом 4 месяца назад. Теперь я живу на фабрике. Я скучаю по моим родителям, сестре, бабушке и по моему котенку. Я бы хотела показать тебе мою красивую провинцию Сычуань. Ты любишь сычуаньскую еду? Мои друзья и я сделали эти джинсы для тебя. Я надеюсь, тебе понравятся штаны. Ли Пинг сделала задние карманы. Орчид пришила молнию. А я обрезала лишние нитки. Они говорят, что нам повезло, что у нас есть эта работа. Я рада, что могу помочь своей семье. Ты можешь написать мне на фабрику «Ли Фенг», спальная комната N402. P.S. Мои друзья интересуются, почему вы такие большие и толстые?»
Маленькая Ясмин забыла упомянуть, что за один час она зарабатывает 6 центов. Еще она не сказала, что работает по 15 часов в сутки и сверхурочные часы не оплачиваются. Также Маленькая Ясмин не увидит родителей года два. А маленькая она, потому что ей всего 14 лет. «Голубой Китай» Миши И. Пеледа рассказывает о трех девушках, которые вынуждены шить за гроши джинсы всему миру, обобщая опыт сотен миллионов людей, чьими жизнями оплачивается благополучие не столько китайского правительства и начальников фабрик, сколько международных корпораций, охотно пользующихся дешевой рабочей силой Китая. Насколько эта сила дешевая, и дает представление этот фильм.
В то время пока вы смотрели этот фильм, Ясмин и ее 15 сотрудников подготовили 150 пар джинсов для отправки. Все вместе, они заработали 1,45$.
Коммунистическая Партия Китая гордо заявляет, что главный фактор роста их экономики — это богатейшие в мире запасы трудовых ресурсов. Более того, правительство делает все, чтобы обеспечить людей рабочими местами, создавая привлекательный инвестиционный климат. Знаете ли вы, что в распоряжении Китая 7% пахотных земель, и с их помощью страна кормит 22% населения Земли? Вообще, китайское экономическое чудо — отдельная тема разговора, и вы можете ознакомиться с ней в книге Джеймса Кинджа «Китай, который потряс мир». Но какова цена этого чуда?
Важно то, что страна производитель «Голубого Китая» — США. На протяжении двадцати с лишним лет две сверхдержавы обмениваются взаимными упреками в сфере нарушения прав человека. Белый дом регулярно выпускает резолюции по правонарушениям Китая, Китай обвиняет США в нарушении прав человека по всему миру, приводя в пример гуманитарные интервенции и заводы в слаборазвитых странах, загрязняющие окружающую среду. Миша Пелед, конечно стоит на проамериканских позициях, и после «Голубого Китая» буквально хочется стянуть с себя джинсы и идти по улице в трусах в знак протеста против издевательств над китайскими рабочими. Однако, режиссер винит во всех бедах скорее такие корпорации как Levi’s, ведь с китайских фабрик эти злосчастные джинсы уходят за пять баксов. И тогда со всей очевидностью вырастает безжалостная система эксплуатации труда, в которой заинтересованы все, кроме несовершеннолетних девочек, чья молодость проходит на вот таких заводах как Li Feng. И тут уж хоть голым идти, но если Li Feng обеспечит своим работникам человеческие условия труда в соответствии с международным законодательством, то он разорится за два месяца.
Ясное дело, что снимать Пеледу свой документальный фильм было ой как трудно. Но оно того стоило. «Голубой Китай» — одна из самых эмоциональных и человечных кинофресок, которые мне доводилось видеть. Режиссеру удается не только познакомить зрителя со своими героинями, но и через их простые монологи передать всю тяжесть их положения, оттеняемую мечтами о таких элементарных вещах как сон и еда. О проблеме китайских рабочих в том или ином издании трубят каждый день, но пока это рассматривается как юридический прецедент, едва ли кого тронет судьба одного из несметной толпы. А ведь почти за каждый парой джинсов может скрываться обыкновенная человеческая трагедия.
8 ноября 2011