Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.7 |
IMDb | 5.6 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
BBC: Конец света |
английское название: |
End Day |
год: | 2005 |
страна: |
Великобритания
|
режиссер: | Гарет Эдвардс |
сценарий: | Гарет Эдвардс |
продюсеры: | Дебора Кэдбери, Рут Дрюэтт, Саймон Уинчкомб |
композитор: | Гэвин Скиннер |
монтаж: | Дуглас Моксон, Мартин Сэйдж |
жанры: | триллер, драма |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 16 марта 2005 г. |
на DVD: | 6 апреля 2006 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 12+ |
Длительность: | 50 мин |
На первый взгляд этот фильм может показаться невнятным художественным (научно-фантастическим), но точнее было бы назвать его документальной драмой (docudrama).
Первое и очевидное его достоинство — неожиданная, но очень уместная форма подачи. Тему конца света можно было бы преподнести типично документально, с максимумом научных вставок и закадровым текстом. Авторы поступили гораздо интереснее. Документальность здесь граничит с художественным кино, отчего наблюдается сходство с фильмом-катастрофой. Необычна и структура: авторы показывают 4 варианта конца света от разных причин — но по одному сценарию.
7 утра; мужчина собирает чемодан, едет в аэропорт и пытается улететь в Нью-Йорк. Он ученый, направляющийся туда для запуска экспериментального ускорителя частиц. Повсюду на протяжении его пути (в номере, лифте, холле, аэропорте, на улицах) мы видим ТВ-репортажи об угрозе надвигающейся катастрофы. Это цунами, движущееся к Нью-Йорку, или неостановимый метеорит, несущийся к Берлину, или смертельный вирус, привезенный из Азии в Лондон, или опасения о возникновении черной дыры из-за неудавшегося эксперимента. В считанные минуты угроза становится реальностью, и на глазах телезрителей-очевидцев разворачивается необратимая трагедия.
Фильм отличает динамичный темп повествования, позволяющий без потерь уложить каждый сценарий катастрофы всего в 12 минут. Сопутствующие спецэффекты весьма достойны — не настолько роскошны, каковых следует ожидать от голливудских блокбастеров подобного типа (2012, Послезавтра), но свою задачу выполняют.
Еще один удачный ход — максимально выражен эффект присутствия для большей реалистичности. Он достигается и обилием телерепортажей, и введением дополнительных точек зрения. В каждой части затрагивается судьба конкретных людей, показывается их реакция и поведение. Однако, как положено документалистике, здесь нет ярко выраженной оценочности, нет и стремления выжать из зрителя сочувствие. В телерепортажах органично чередуются новости «прямого эфира» и актуальные вставки научно-познавательных передач. Выбор ракурсов также не случаен: срабатывают и съемки с воздуха, и вид из магазинчика, как по улице убегают люди, их настигает мощная волна и, выбивая двери, захлестывает магазин.
Этот фильм, подобно многим художественным, показывает, как произойдет катастрофа, предполагает ход событий и обстоятельства, но потом обрывает повествование на фразе «Это произойдет и с нами. Это вопрос только времени». Таким образом, он предостерегает, дает повод для размышления, оставляя зрителю возможность домыслить последствия.
***
Видимо, самому автору сценария и режиссеру Гарету Эдвардсу тема жизни после катастрофы долгое время не давала покоя. Как бы то ни было, он позже развил эту идею в своем фильме Monsters — на этот раз художественном, но явно не лишенном элементов документальности, заменив при этом разрушительные природный и человеческий факторы на гигантских пришельцев из космоса.
Думаю, можно считать End Day лакмусовой бумажкой в плане знакомства с Эдвардсом: он во многом проясняет позицию автора и подготавливает зрителя к просмотру Monsters, показывающему «последствия катастрофы». Тем более, как показал опыт, не всем пришлось по душе разгадывание, что же хотел сказать «Монстрами» автор, — как и созерцание очевидных и незрелищных последствий.
6 апреля 2011
Каждый из нас по-разному представляет апокалипсис. Кто-то рисует в своем воображении страшный вирус, убивающий все живое, некоторые верят в крупномасштабный метеоритный дождь, обрушившийся на планету или в гигантские волны, которые накроют собой большую часть Земли. Многие делают ставку на ускоритель заряженных частиц, воссоздающий в лабораторных условиях черную дыру, ссылаясь на опасения специалистов, неоднократно высказывающихся о вероятности выхода из-под контроля экспериментов в коллайдере и развитии цепной реакции, которая теоретически может уничтожить мир. Лишь некоторые остаются невозмутимыми, надеясь на светлое будущее.
Документальный фильм «Конец света» заставляет пофантазировать на тему «Если бы да кабы». Четверка самых страшных гипотез воплощается в жизнь очень красочно и драматично, хоть и не в полной мере. Ученые весьма оптимистичны и в каждой истории материализуют свои домыслы лишь на отдельных городах, не погребая целиком всю планету и человечество.
Картина вполне подходит для разового просмотра, дабы ознакомиться с научными теориями и мнением специалистов разных областей. В конечном счете, мы можем только предполагать, ведь никто не знает точно, как закончится (и закончится ли) жизнь Земле.
7 из 10
18 ноября 2009