Рейтинг фильма | |
IMDb | 6.7 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
A Higher Agency |
год: | 2005 |
страна: |
Великобритания
|
режиссер: | Оливер Читэм |
сценарий: | Оливер Читэм |
продюсеры: | Тара Дин, Дин О’Тул |
видеооператор: | Питер Руби |
композитор: | Расмус Билли Бьянке |
художники: | Джон Ревелл, Эндрю Джослин, Кьяра Амбросио |
монтаж: | Dagmar Tatarczyk |
жанр: | короткометражка |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Бюджет: | 100000 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 2 апреля 2005 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 28 мин |
Дебютный фильм Оливера Читэма, попавший в программу известного скорее профессионалам, но не широкой публике, фестиваля First Run, был хорошо встречен критиками, которые прочили Читэму блестящее будущее в полнометражном кино. Однако, Оливер впоследствии лишь периодически продюсировал и ставил документальные серии фильмов для CTVC и BBC, а «Высшее начальство» так и осталось главным его достижением в области художественных кинолент.
Начинается «Высшее начальство» с зачастую непозволительной для формата короткометражного фильма роскоши в виде предваряющих, а не ищущих фоном, титров. Но это единственный атрибут, который в истории о молодом человеке по имени Джек, можно назвать излишним, в остальном весь производственный бюджет, составивший сто тысяч долларов, был израсходован исключительно прагматично — в «Высшем начальстве» нет ни одного кадра, ни одной сцены, что представляли бы собой лишь визуальную виньетку, и не служили раскрытию общего замысла.
Эта черная комедия с философским подтекстом основа на одноименном рассказе Тоби Литта, обладающего эффектной манерой письма в сочетании с необычайной фантазией. К примеру, есть у него произведения с названиями «On the Etiquette of Eye-Contact During Oral Sex», «Mimi (Both of Her) and Me (Hardly There At All)'. В «Высшем начальстве» речь идет о писателе, вынужденном устроиться на работу в ресторан посудомойщиком. Однако, с первой же смены все идет не так как надо: коллектив состоит из личностей несдержанных и властных (от грубого шеф-повара, до управляющего, которого надо «чтить»), а слово «увольнение» лучше не произносить.
Главный герой буквально мечется между раковиной с немытыми столовыми приборами и своими литературными черновиками. И здесь в дело вмешивается то самое, Высшее начальство в лице двух загадочных пожилых мужчин в бежевых плащах, требующих от Джека не оставлять свои испачканные чернилами мечты, даже когда тяжелая работа заставляет его уходить с кухни последним. Оливер Читэм точно и верно интерпретирует рассказ Литта, начиная свой фильм как комедию, затем переводя ее в детективный жанр, и заканчивая игрой образов и смыслов, что останутся понятны далеко не каждому зрителю. Именно в этом заключается главная особенность (или же недостаток, в зависимости от культуры смотрящего) «Высшего начальства», дефиниция между реальным и тем, что происходит в новеллах главного героя, не проведена.
Но следует отметить, что «Высшее начальство» не принадлежит к категории безобразного сюрреализма (каким, например, является «Пена дней» Мишеля Гондри, также основанная на литературном первоисточнике), проявляющегося как в мерзких образах, так и в обделенности их смыслом. В данном случае режиссер точно определяет свою целевую аудиторию, которая без сомнений поймет, что вся картина о посудомойщике это лишь метафора, призывающая никогда не отказываться от своих устремлений, продиктованных Высшим начальством, но при этом и не забывать о важности социальной жизни.
О вопросах социальной принадлежности и экономической целесообразности, затрагиваемых в фильме, стоит сказать отдельно. Читэм отдельно подчеркивает важность и значимость любой работы. Наш Джек остается таким же прекрасным и красивым, как сидя за письменным столом, так и надевая резиновые перчатки и беря в руки моющее средство. Любой честный труд это благородно, а тяжелая работа благородна вдвойне. «Высшее начальство» при всей возвышенности не прекраснодушно, и ключевая фраза здесь гласит, что «You don’t need job but job needs you!».
Для Джека Давенпорта «Высшее начальство» стало четвертым короткометражным фильмом в карьере. Для массового зрителя, в основном знающего лишь избранные строки резюме Давенпорта, начинающиеся со слов «Пираты Карибского моря…», актер предстанет в неожиданном амплуа, абсолютно противоположном сдержанному и величественному командору Джеймсу Норрингтону. Кроме Давенпорта, способного сыграть персонажа абсолютно любого темперамента, в каст-листе имеется еще одно знакомое поклонникам английского кинематографа («Кингдом», «Загадка сонетов Шекспира», «Докто Кто») имя — Николас Роу.
Под музыку Джона Лича и Джузеппе Солера, на экране развернется веселое и захватывающее действо, содержащее в себе при этом больше смысла и поучительности, чем многие популярные полнометражные голливудские фильмы. Судьба Джека из «Высшего начальства» это своеобразная вариация произошедшего с зеленоглазой Юпитер Джонс. Героиня Энди и Ланы Вачовски владела всем миром, а в рабочие часы занималась уборкой домов и была безмерно этим довольна. Стал ли Джек писателем или всю свою жизнь так и провел в полумраке цокольного этажа, где располагалась кухня ресторана — решать лишь зрителю. Но точно известно, что он всегда находился в согласии с собой, а посему — был счастлив.
14 июля 2015