Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.6 |
IMDb | 7.3 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Чешская мечта |
английское название: |
Český sen |
год: | 2004 |
страна: |
Чехия
|
режиссеры: | Вит Клусак, Филип Ремунда |
сценаристы: | Вит Клусак, Филип Ремунда |
продюсеры: | Irena Taskovski, Филип Цермак, Иван Гронец, Морган Сперлок |
видеооператоры: | Вит Клусак, Филип Ремунда |
композитор: | Дэн Бауэр |
монтаж: | Зденек Марек |
жанры: | комедия, документальный |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Сборы в США: | $21 603 |
Мировые сборы: | $54 946 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 30 марта 2004 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 30 мин |
Говоря о документальных фильмах, всегда следует различать фильмы, в которых автор берется рассказать о волнующей его теме и фильмы, которые повествуют о происходивших событиях. В первом случае сюжет, как правило, подается через интервью, кадры хроники, научные изыскания и так далее. Вторые обычно являются логическим продолжением акций, демонстраций, выступлений, где вышеупомянутые события запечатлены от этапа задумки до реакции общества на произошедшее.
В данном случае мы имеем дело со вторым типом фильмов. Фильм «Чешская мечта» неотделим от предшествовавшей ему грандиозной акции, которой создатели хотели заставить зрителя задуматься о силе рекламы и о внушаемости людей. Однако это не единственный «слой» подтекста, заложенный авторами фильма в ленту.
Фильм начинается с того, что создатели и главные герои фильма Вит Клусак и Филип Ремунда, стоя посреди огромного пустыря, рассказывают о том, что собираются сделать. А собираются они открыть гипермаркет, новый, большой, комфортабельный, с низкими ценами и всевозможными ухищрениями для привлечения будущих клиентов. Планируется заказать у профессионального рекламного агентства масштабную компанию по привлечению потребителей, включающей в себя создание логотипа и фирменной упаковки для товаров, планирование искрометной неординарной рекламной акции, и многое-многое другое, включая написание гимна для будущего магазина. Но главной идеей создателей было то, что никакой гипермаркет они открывать не собирались. В центре пустыря планировалось поставить лишь баннер, имитирующий лицевую стену магазина, за которым не было ничего, кроме бескрайнего чешского поля.
Всё задуманное было создателями с блеском выполнено. Логотип привлекал внимание, реклама буквально «затягивала» клиентов, гимн трогал за душу и призывал исполнить свою «Чешскую мечту».
В назначенный день огромная толпа покупателей собралась в обозначенном месте, чтобы первыми ступить на порог нового магазина. Там их встречали создатели магазина, огромное количество рекламной продукции, ведущий, развлекающий толпу до назначенного часа, когда мнимые менеджеры перерезали красную ленточку, и толпа ринулась к пустой вывеске.
Обманутые потребители вели себя по-разному. В основном, конечно, они были недовольны, что их обманули, заставив в воскресенье ехать с утра, как оказалось, на пустырь. Авторы фильма, те самые мнимые менеджеры, подверглись жесточайшей обструкции толпы, но все же попытались объяснить людям, ради чего все это происходило.
Кроме того, что фильм рассказал о внушаемости людей, о силе рекламы, в нем заключен еще более глубокий смысл. Чтобы понять его, нужно вспомнить, что на момент съемок фильма (2004 год) Чехия лишь вступала в Еропейский Союз. Накануне референдума правительство Чехии активно агитировало своих граждан голосовать за вступление страны в ЕС. На рекламу правительством было потрачено огромное количество денег (точное их количество неизвестно, однако по разным оценкам сумма составляла около 200 миллионов чешских крон). Создатели фильма задались вопросом: «а что, если нас заставляют голосовать за такую же пустую вывеску, за которой нет ничего?» Ведь если можно разрекламировать несуществующий магазин, то и приманить народ благами будущего национального счастья тоже проще простого. И не важно, придет ли это всенациональное счастье, или же ничего ровным счетом не изменится.
Главные достоинства фильма — это его сюжет, сама идея, которую отважились реализовать чешские кинематографисты. Видно, что на реализацию проекта и была потрачена наибольшая часть бюджета. Что же касается технического исполнения картины — в целом оно достаточно среднее. Качество картинки оставляет желать лучшего. И если это можно списать на то, что фильм снят достаточно давно, то работа оператора, как минимум, оставляет в замешательстве. Да, довольно популярен прием съемки «с рук», когда зрителя пытаются глубже погрузить в атмосферу происходящего, но в данном случае это не работает совершенно. В ходе интервью с директором магазина камера может безо всякой на то причины перевестись на ноги, а потом обратно. В ходе потребительских исследований камера настолько близко приближается к лицам опрашиваемых семей, что становится даже как-то немного не по себе.
В плане музыкального и звукового оформления к картине нет никаких претензий, так как звук в данной ленте носит скорее иллюстративный характер и никакой самостоятельной художественной цели не преследовал.
Картина оказалась сильна идеей, ее воплощением. Как документальный фильм о совершенной акции — он очень и очень хорош, все необходимые для отображения цельной картины происходящего элементы показаны, фильм не затянут, но и оставляет место для рассуждений и размышлений. За что ему огромное спасибо. А техническое воплощение — это не всегда самый важный элемент фильма. В данном случае, например, на него можно смело закрыть глаза.
25 мая 2014
По-моему, это гениально. Практическое пособие для начинающих рекламщиков. Кто эти люди, в чем заключается их работа, так называемая этика рекламщиков и многое другое. Всё коротко и ясно показано и рассказано, живые люди, живой эксперимент, живое действие — всё по-настоящему. Больше всего запомнился эпизод с двумя исследователями и их разговор с оператором о том, что он делает нечестную работу. И глупая попытка оправдаться тем, что «это наша работа» и «это ваша идея, а мы только помогаем» и так далее. Было смешно.
В целом фильм для раздумываний о повседневно-грустно-правдивом. Думаю, дело давно уже не в Чехии и не в их мечте, а в целом обо всех нас, людях, живущих в настоящем и имеющих потребительские мечты и желания. Многие сознают это и продолжают жить так же, многие — нет, и я не уверена в том, что лучше: сознавать безвыходность положения или же оставаться в прекрасном неведении. Лично я пока не вижу более-менее действенного решения этой потребительской проблемы. Её же ведь ещё и осознать надо, а фильм показал, что это довольно нелегко.
5 мая 2012
Мы живет в одном большом мире потребления, где реклама эффективно управляет нами. В этом прекрасном документальном фильме показано, как на психологическом уровне человек делает осознанный выбор в пользу того или иного товара. Человеком можно легко манипулировать, нужно лишь знать, что ему нравится. Уже доказано, какие цвета расслабляют, а какие возбуждают потребителя, этим рекламщики и ориентируются, выбирая дизайн упаковки или супермаркета. В магазинах задним фоном играет расслабляющая музыка, товары расставлены так, что вы никогда не увидите, к примеру, молоко, хлеб и яйца в одном месте, вам придется изрядно побегать по огромному гипермаркету, прихватив при этом с десяток незапланированных покупок. И выход тут один — писать список и следовать строго ему.
Фильм явился для меня приятным открытием. Снято все естественно, с большой долей иронии. Это документальное кино про нас с вами и касается всех нас. Правильно и доступным языком показано зрителю, как работает человеческое любопытство на благо рекламодателей. «Не приезжайте», «не приходите», «не ищите», «не ждите», «не спешите», «не тратьте» — а потом не говорите, что мы вас не предупреждали. Как оказалось, рекламные слоганы сработали, людям свойственно нарушать запреты. Все эти стимулирующие акции, 3 по цене 2, последний день скидки, дисконтные карты и так далее — манипуляции основанные на человеческой жадности, но согласитесь, как бывает тяжело перед этим устоять. Система работает. Нет такого товара, чтобы нельзя его было продать, нужно лишь найти правильный подход к покупателю.
Считаю, что фильм будет полезным пособием для рекламщиков, психологов или просто людям, интересующимся этой сферой деятельности. Главное, что он открывает глаза простым обывателям на мир в котором мы живем, снимает розовые очки, если они есть. Важно представить себя на месте тех людей, как бы мы сами себя повели в той ситуации, кто-то ведь серьёзно обиделся, а некоторые восприняли это событие с чувством юмора — что, в принципе, и нужно делать в нашей жизни.
«Мне интересно работать в рекламе. Каждый раз, когда иду с работы и вижусь с друзьями в баре, то на полном серьезе думаю, что я, блин, управляю миром.»
Гениальная работа.
10 из 10
21 апреля 2012
Я ожидала гораздо большего.
Авторы заказывают рекламному агентству проект по раскрутке несуществующего гипермаркета «Чешская мечта». Молодые режиссеры только «играют» в менеджеров и следят за развитием событий.
Все остальное делают ребята-рекламщики. Они придумывают концепцию, логотип, все-все-все из чего состоит рекламная кампания. И эта кампания имеет большой успех! Она заинтересовывает, интригует, она необычна. 2000 ей поверили. И пришли на открытие. А там «Чешская мечта» — огромное поле, залитое солнцем. И все.
У меня вопрос к режиссерам. Зачем было делать именно такой проект? Когда я смотрела как пожилые люди, дедушка с тростью, женщина с костылями долго идут по полю просто к макету, меня переполняло негодование. Эти люди пришли сюда за низкими ценами, обещанными в рекламном проспекте. И возможно им было сложно добраться сюда. Такая ситуация вызывает жалость, поэтому по отношению к этим людям я считаю проект жестоким.
Это бессмысленная глупость. Это выглядит как реальное издевательство. А чтобы показать остальным, как ими управляет реклама и как их дурят, режиссерам нужно было избрать другой способ. Вся заслуга и весь интерес фильма заключается лишь в команде рекламщиков. Это гениальные мистификаторы.
«Есть разница между двусмысленностью и ложью».
Тонкая, хитрая и циничная манипуляция сознанием. Браво.
4 из 10
26 ноября 2011
Хороша работа.
Идея двух студентов «Нагреть» сограждан, одновременно убивает двух зайцев. Показав людям их собственную жадность и глупость.
То, что все пришедшие — стадо, пляшущее под дудку зомбоящика.
То, что каждый пришел сюда за каким-либо привычным, в потребительском плане сценарием, и лишь немногие достойно ведут себя, радуясь розыгрышу под теплым мартовским солнцем Чехии.
И вторая по степени важности идея — любой товар или действо может оказаться таким же мыльным пузырем, на который сбегутся толпы, в предвкушении мечты.
Не случайная аналогия ЕС должна была заставить куда более обширные массы зрителей задуматься и о своей гражданской позиции.
Время же показало что всё на телевидении как в частности и реклама теряет свою актуальность и быстро забывается. Запрет фильма к показу на территории Чехии был мотивирован клеветой или уличением всех, связанных с PR деятельностью, во лжи.
Власти тоже возымели плюс в запрете, в этом же году Чехия всё же вступила в ЕС. И для СМИ это может значить только одно — что «Пипл хавает», а дудка «Ловца крыс» никогда не утратит своей силы водить толпы.
P.S. Аналогичный сюжет имеет лента «99F» Бегбедера, но эта картина взята из реальной жизни и это добавляет балл её создателям.
9 из 10
1 мая 2011
Супер. Ребята молодцы. И после этого многие люди умудряются считать, что живя в городах, переполненных рекламой, они имеют свое, ничем не навязанное мнение, что каждый из нас особенный и способен абсолютно самостоятельно принимать решения, основываясь лишь на своих умозаключениях…
«Думаю людям нравится когда их убеждают… Людям нужны ориентиры, а реклама их дает.»
Особенно умилили кадры в конце, где мужчина снимает рекламу «не приходите в наш супермаркет» и вешает вместо нее рекламу о вреде курения «люди, не курите».
На безобидном примере Vít Klusák и Filip Remunda смогли показать как люди склонны верить в убедительную ложь… и с этим ничего не поделать. Мы живем в таком мире и в одночасье ничего не измениться. Просто стоит иногда задумываться что мы делаем, почему и вырабатывать свои собственные ориентиры…
10 из 10
4 мая 2010
Отличная идея, как реклама работает на будущего посетителя.
Даже если сказать «Не Приходите» — люди прийдут.
Фильм можно посмотреть начинающим менеджерам, мерчейндайзерам и тем кто хочет открыть своё дело.
Сила не в товаре и не в его дешёвой цене, сила в раскрутке, рекламе и менеджменту.
Ну снято конечно не идеально, но здесь это не главное.
8 из 10
25 ноября 2009
Это фильм — имитация.
Рассказывает, о двух кинематографах, которые решили доказать, что реклама способна сделать очень много.
Фильм о том, как эти два режиссера, развернули шикарную рекламную кампанию несуществующего супермаркета под названием Чешская мечта.
Идея фильма интересная, но не доработан сценарий.
5 из 10
2 апреля 2009