Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.2 |
IMDb | 7 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Ты мой герой |
английское название: |
Eres mi héroe |
год: | 2003 |
страна: |
Испания
|
режиссер: | Антонио Куадри |
сценаристы: | Карлос Асорей, Антонио Куадри |
продюсеры: | Антонио Куадри, Хуан Карлос Ориуэла, Хосе Луис Хименес, Хоксе Портела |
видеооператор: | Алекс Каталан |
композитор: | Карита Боронска |
монтаж: | Мерседес Кантеро |
жанры: | комедия, драма |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Бюджет: | 2000000 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 30 мая 2003 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 42 мин |
Как выясняется, не только англичане преуспели, рассказывая истории отдельных людей, происходящие на фоне масштабных исторических и социально-политических событий в своей стране и мире. Испанцы тоже могут. И вот вам наглядный пример.
Тринадцатилетний Рамон переживает переходный возраст. Заканчивается детство, на смену которому идет что-то другое, новое, ломающее сложившийся в сознании порядок вещей. Это было неизбежно, а переезд в другой город, к новому месту работы отца, лишь приблизил неминуемое время перемен.
Из опыта прошлого Мончо усвоил несколько простых принципов, на которых привык строить свою неспокойную жизнь: не бей — ибо бит будешь, не плачь — станешь объектом насмешек, не «стучи» — за это презирают.
В новой школе, как водится, все пошло наперекосяк: местные заводилы своими издевательствами превратили жизнь новичка в сплошной ад, конца и края которому не было видно.
Но вместо покорности в Мончо заговорил внутренний голос, который, являясь в облике полюбившегося мальчику индейского вождя из старинного вестерна, стал спорить с его жизненными установками, подталкивая к тому, чтобы силой постоять за свое человеческое достоинство.
Парень и представить себе не мог, что это только начало, за которым последует полный крах старых устоев, переворачивающий все его прежние представления о жизни, наполняя её новыми мыслями и чувствами, болью слёз и разочарованием, обогащая его опытом новых человеческих отношений.
К истории взросления подростка подвёрстана внезапная смерть диктатора Франко, робкая поступь перемен и возрождение, казалось бы, уже забытой в Испании демократии. События снаружи, проникая с помощью вольно думающего учителя за школьный забор, меняют личную жизнь Мончо, которому, наоборот, кажется, что это он, ударив обидчика, «убил Франко». Юмор? А может тонкий намек на то, что в каждом из нас до поры до времени сидит свой диктатор?
Чистоту и искренность этой картине обеспечивает совершенная работа Мануэля Лозаньо, из живых чувств и эмоций которого соткан образ трансформирующейся личности растущего подростка. Аутентичность эпохи — от декорированных стенными надписями городских улиц, гитарных рифов уличного рока и свободной, не приглаженной подростковой лексики, откровенных фраз и словечек, создающих при просмотре ощущение возрастной правды действующих лиц.
Цельность и завершенность этой истории придают образы одноклассников и преподавателей главного героя, встречи и конфликты с которыми подталкивают его к переоценке жизненных ценностей, дарят первое чувство и открывают великодушие настоящей мужской дружбы.
Конечно, не многие застали смерть диктатора, не все жили в эпоху перемен, но каждый из нас пережил счастливый возраст Мончо, когда, со страхом и настороженностью узнал новые, неизвестные чувства, которые, как и ушедшее детство, уже никогда и ни за что не забыть.
29 августа 2008
Тема юности и взросления в сложный период истории или просто в эпоху перемен далеко не нова в мировом кинематографе, и, казалось бы, с первого взгляда лента испанского режиссёра Антонио Куадри не предлагает искушённому зрителю ничего нового в добавление к хорошо знакомой формуле. Однако с самых первых кадров и сцен начинаешь понимать, что перед тобой не обыденное произведение ремесленника жанра, а нечто много большее.
Необыкновенно искренняя и яркая история вступающего на порог юности Рамона ни в один момент не оставляет равнодушным, его открытия и радости, печали и разочарования дают возможность переживать вместе с героем самые разнообразные эмоции, стать непосредственным участников его триумфов и трагедий. Временами забавное, временами немного грустное повествование захватывает и притягивает, но в то же время свои потрясения переживает и страна, а до взрослеющих мальчишек начинают докатываются отголоски происходящих событий.
Испания, середина 70-х, на дворе последние дни фашистского режима Франко и всё больше и больше людей начинают выходить на улицы, требуя перемен и того, что они были лишены многие годы. Для тринадцатилетнего Рамона это время очередного переезда и очередной новой школы, что по старому опыту никогда не сулит ничего хорошего. Солнечная столица Андалусии Севилья становится очередным этапом в жизни подростка и очередной проверкой его трёх незыблемых жизненных правил, до этого помогавших обходиться без серьёзных потерь все предыдущие годы бесконечных странствий из одного уголка страны в другой, где каждый раз находились любители поиздеваться над новичком.
Правила первое: не драться — будет только хуже, правило второе: не стучать — этого никогда не простят и правило третье: не плакать — этого твои обидчики только и ждут. С самого первого дня в новой школе и игривого вопроса директора «какая из двух местных футбольных команд тебе больше по душе» начинается отчаянная битва за выживание, которая приобретает новый оборот, когда рушится первое из до этого непоколебимых правил. Однако вместо неминуемой катастрофы благодаря счастливому вмешательству извне происходит обратное — умирает диктатор Франко, правивший до этого железной рукой на протяжении десятков лет.
Ожидаемого наказания удаётся избежать, а вынужденная пауза в школьных занятиях даёт возможность по-другому взглянуть на мир. Что ещё более неожиданно, недавние враги и задиры после одного причинившего столько последствий удара, вместо того, чтобы отомстить начинают здороваться и разговаривать с тобой, постепенно принимая в свою компанию. Отсутствие необходимости постоянно прятаться, быть невидимым и новая компания дают возможность пробудиться новым, до этого незнакомым чувствам и эмоциям вместе с интересом к противоположному полу. Что же, в конце концов, может интересовать мальчишек в таком возрасте, и вслед за рассматриванием доставшихся от старших братьев и товарищей контрабандных номеров журнала «Playboy» и скабрезными шуточками следует первый несмелый поцелуй и первая любовь. Меняется и застывшая на многие годы в летаргическом сне страна, где на протяжении всего этого периода подавлялись любые проявлении свободы, а всё, связанное с сексуальными отношениями, находилось под запретом со стороны как светских, так и религиозных блюстителей морали. Всё больше и больше людей выходит на улицы, а в и так переполняемый эмоциями внутренний мир юных героев начинают вторгаться такие не сразу понятные слова как «свобода», «демократия» и «фашизм», «свободные выборы» и «амнистия».
Что самое важное, происходящий общественный подъём, сама страна и те люди, кому не безразлично её будущее, становятся не просто задним планом локальной основной истории Рамона и его сверстников. Силами умело и аутентично захватившего и передавшего эти исторические моменты режиссёра они становятся полноценными героями картины, за которых переживаешь и испытываешь эмоции. Также как неизбежно испытываешь симпатию к искреннему и пронзительному Мануэлю Лозано в роли Рамона, было невозможно оставаться безучастным при виде плакатов и надписей на улицах, простых людей, выходящих на улицы с жаждой перемен или школьного учителя, бросающего вызов системе. То, что зритель при просмотре полностью проникается этой общей атмосферой вместе с переживаниями, сомнениями и чувствами главного героя это огромная заслуга режиссёра и актёров, благодаря стараниям которых фильм поднимается высоко над массой других творений в этом жанре. Качественный саундтрек и пара отлично вписавшихся песенных композиций удачно дополняют визуальный ряд.
Мне всегда было интересно наблюдать за появлением новых имён на экране и присутствие юного актёра, уже отметившегося до этого несколькими крупными ролями в испанском кинематографе, было одним из несомненных стимулов для просмотра картины. Проскальзывавшие отзывы как об одном из крупнейших молодых талантов европейского кино ещё больше подогревали интерес, но увиденное превзошло все самые оптимистичные ожидания и надежды. Искренняя и непосредственная, не по годам зрелая и эмоциональная игра юного исполнителя пронзила до глубины души, подарив немало незабываемых моментов. Получат свои моменты славы и полностью воспользуются предоставленной им возможностью и другие актёры, в первую очередь лидер компании мальчишек Давид (Феликс Лопес), блестяще справившийся с выпавшими на долю его персонажа ключевыми и глубоко эмоциональными сценами, и школьный учитель Матео (Тони Канто).
Нельзя не отметить и своеобразную лексику в картине, которая в Америке привела бы в ужас цензоров и, несомненно, перекрыла доступ значительной части аудитории, для которой фильм представляет наибольшую ценность. Здесь же она не вызывает ни ощущения пошлости, ни отторжения, добавляя своеобразной прямоты, колорита и ещё большей искренности происходящему. Не пытаясь подменить внешней гладкостью и лоском не всегда простые отношения между героями, фильм, несомненно, только выигрывает в глазах зрителя, способного подняться выше пуританской близорукости.
Здесь первые шаги к взрослой жизни приносят не столько потерю детской чистоты и невинности, сколько новое открытие и переосмысление политической свободы и своего рода сексуальной революции, от которых репрессивный режим годами сдерживал народ. Взрослая жизнь, к которой они приближаются, так же как и юность, сулит героям свои радости и разочарования, успехи и неудачи, но эти годы незабываемых чувств и открытий, триумфов и трагедий, дружбы и первой любви останутся в памяти навсегда.
Удивительно сильная кинолента, вызвавшая у меня колоссальный поток эмоций и массу позитивных ощущений. Скажу прямо, если поставить это целью, можно найти ряд шероховатостей и не самых удачных моментов, но ничего из этого не в состоянии хоть как-то омрачить моё общее впечатление от просмотра и последовавший после него эмоциональный подъём. Хотя я удостоил наивысшим баллом не так уж мало картин, в последний раз это произошло более года назад, и вот теперь я откровенно рад, что нашёлся ещё один фильм, которому могу с чистой совестью аплодировать и поставить максимально возможную оценку.
Просмотрено на DVD — 23. 07. 2008.
Язык — испанский с английскими субтитрами.
10 из 10
25 июля 2008