Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.1 |
IMDb | 7 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Стандер |
английское название: |
Stander |
год: | 2003 |
страны: |
Канада,
Германия,
ЮАР,
Великобритания,
США
|
слоган: | «South Africa's most wanted man» |
режиссер: | Бронуэн Хьюз |
сценарий: | Бима Стэгг |
продюсеры: | Хиллард Элкинс, Джулия Верден, Эрик Сендис, Изидоре Кодрон, Ян Фантл, Фрэнк Хюбнер, Chris Roland, Стив Маркофф, Дэвид Э. Аллен, Брюс МакНалл, Пол Ралей, Мартин Кац |
видеооператор: | Джесс Холл |
композитор: | The Free Association |
художники: | Эмилия Ру, Дарион Хин, Саймон Риис, Лестер Коэн |
монтаж: | Роберт Ивисон |
жанры: | боевик, драма, криминал, биография |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Бюджет: | 15000000 |
Сборы в США: | $31 651 |
Мировые сборы: | $31 651 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 6 сентября 2003 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 18+ |
Длительность: | 1 ч 51 мин |
Ограблениям банков посвящено в настоящее время множество фильмов. Достаточно вспомнить «Схватку», «На гребне волны», «Собачий полдень» и другие. Но этот фильм кардинально отличается. Ведь в нем грабителем является не преступник, а полицейский. И это я вам скажу просто гениально. Изменение такого простого элемента мог бы вывести жанр «фильм-ограбление» на новый уровень.
Итак, сюжет рассказывает нам про Андрэ Сандера — полицейского и грабителя банков. Во время бунта чернокожего населения в Йоханнесбурге он убивает безоружного человека. Начальство назвало его героем, совесть — убийцей. Не в силах этого вынести, он спонтанно грабит свой первый банк, а награбленное отдает первому попавшемуся чернокожему ребенку. Это не сняло камень с души, но сделало его гораздо легче. И Андрэ это понравилось. Даже очень. Ведь для него это не просто ограбления, а плевок в душу системе государства, приказывающей расстреливать безоружное население. И он будет плевать в нее, пока есть возможность. К сожалению, он слишком поздно осознает цену, которую ему придется заплатить за возможность заниматься данным делом.
К сожалению, даже у такого великолепного сюжета есть один недостаток, который хоть и не сильно, но определенным образом портит сюжет. Первоначально Сандер совершает ограбление пользуясь своим положением капитана полиции, но затем он это положение теряет и становится обычным преступником. И для меня это есть главный недостаток. Если бы ему удалось сохранить эту должность, фильм бы стал совершенно другим. Использовать свое положение чтобы отсылать своих коллег в другие места, самому участвовать в расследованиях, выявлять и исправлять ошибки которые он допустил. Но я не говорю, что когда он стал простым преступником совсем уж испортило фильм. Просто для меня он стал более обычным.
Актерский состав меня несколько удивил. Я считал, что в таком малоизвестном фильме, кроме Томаса Джейна (блестящего исполнившего роль Стандера) я больше никого не узнаю. Но тут есть Декстер Флетчер известный благодаря культовому «Карты, деньги, два ствола» и Дебора Кара Ангер сыгравшая в моем самом любимом фильме «Игра». И меня это обрадовало, потому что я не очень люблю видеть в главных ролях незнакомые лица.
Также я хотел бы отметить что в фильме очень неплохо передана атмосфера середины семидесятых и политическая обстановка ЮАР тех годов. По крайней мере в начале фильма она была жизненно необходима для дальнейшего развития сюжета, но затем ей просто перестаешь интересоваться, весь интерес будет прикован уже непосредственно к главному герою. Но этого более чем достаточно для этого фильма.
Вердикт. Всеми забытый шедевр который стоит видеть. Особенно если учесть, что все лучшие фильмы-ограбления уже пересмотрены и для пополнения этого списка не хватает только «Стандера».
6 декабря 2015
Картина пытается передать нам атмосферу эпохи апартеида через личную драму конкретного человека. Данная концепция далеко не нова, сразу приходит на ум «Последний король Шотландии», во многом мое представление о схожести этих двух картин диктуется затронутой в них африканской тематикой.
Драматизм ситуации и переживаний главного героя лично мне показались слегка натянутым, однако фильм снят на основе биографии реального человека, возможно режиссер и сценарист не до конца смогли раскрыть мотивы поступков главного героя.
«Стандер» представляется достаточно драйвовой картиной, это выражается отнюдь не в большом количестве экшена, зрителя скорее гонят по сюжету, нет затянутых сцен и диалогов, все проходит достаточно быстро и органично смотрится, помогает и музыкальное сопровождение, фильм просто не успевает надоесть! Возможно, режиссер Бронуэн Хьюз ставила перед собой задачу повторить стилистику ранних картин Гая Ричи!? В целом можно сказать, что эта попытка вышла удачной, добавив драматическую составляющую в сюжет, на выходе мы имеем неплохо поставленную атмосферную работу.
Томас Джейн хорошо вписался в данный образ, даже его внешность ассоциируется с белой южноафриканской верхушкой, я бы сказал — типичный африканер!
Кому-то данная рецензия может показаться обрывочной, но таковы мои впечатления от увиденного, однозначно могу сказать одно — фильм достоин просмотра! Конечно, концовка была довольно предсказуемой, но все равно выглядела достаточно неожиданной, в ней была некая высшая справедливость и философский уклон. Возможно, итоговая оценка выглядит несколько завышенной, просто хочется похвалить что-то нестандартное.
7 из 10
26 июля 2015
Благословенная ЮАР 70 — х годов двадцатого века. Террорист Мандела сидит в тюрьме, уровень жизни негритянского населения самый высокий в Африке, белое меньшинство законодательно вводит ряд правил, призванных оградить их от притеснения со стороны чёрных. Неблагодарное чёрное большинство недовольно и пытается исправить ситуацию в свою пользу постоянно митингуя. Сын полицейского генерала Андре Стандер участвует в разгоне очередного митинга, и убивает чернокожего. Для того, чтобы преодолеть нахлынувшую депрессию требуются сильные средства, Андре грабит банки и чувствует себя намного лучше. Полиция разыскивает дерзкого грабителя. Как долго оборотню в погонах удастся дурачить своих коллег?
«Стандер» — отличный образец современного мифотворчества.«Тяжело переживающий депрессию полицейский, страдающий угрызениями совести после убийства безоружного чернокожего…» Жизнь Стандера в целом, и его карьера в полиции в частности, очень хорошо изучены. Он не принимал участия в разгоне негритянских демонстраций, всё -таки генеральский сынок, негоже пачкать ручки. Грабить банки он стал от скуки, он и сам говорит в фильме — это же весело! Никто не отменяет ценность нажитых непосильным трудом грабителя денег, но адреналиновый кайф, полученный в ходе ограблений, его ценность не измерить никакими купюрами.
Несмотря на внушительный хронометраж, фильм смотрится как очень быстрый, практически нет пауз и нудных мелодраматических диалогов. Очевидно, что Стандер наслаждался атмосферой игры — поймай меня, если сможешь. Возможность дурачить систему, ежедневно видеть тупые от напряжения лица коллег — всё это доставляло ему ощутимое удовольствие. За свою карьеру грабителя банков Андре совершил более 50 ограблений, большая часть из них произошла в тот момент, когда он работал в полиции.
Стандер не был ни Робин Гудом, ни борцом с системой наподобие Неда Келли, он — банальный мажор, который лечит свой сплин, развлекаясь грабежами и весело прогуливая полученные денежки. Но на фоне остальных граждан, мирно блеющих под разговоры о демократии, Стандер конечно же герой, дерзкий и незаурядный. По тому, с какой теплотой и любовью выведен в фильме его образ, можно сделать вывод, что Бронуэн Хьюз (тётенька -режиссер) очарована Стандером. Она намеренно романтизирует его, добавляя несвойственную ему совестливость (эпизод с его визитом в гетто). А может быть ей нравится не Стандер, а Томас Джейн исполняющий его роль? Грабитель банков был любителем цыпочек, и в фильме есть несколько эпизодов, в которых Стандер весело машет членом, амплитуда движений напоминает кадило. Сыграно талантливо, и миссис Хьюз была под впечатлением, поскольку решила продолжить сотрудничество с актёром в сериале под игривым и двусмысленным названием — «Шланг» (наверное о проблемах мелиорации).
P,S, После окончания эпохи «плохого» апартеида правителем ЮАР стал всеми любимый Мандела, и теперь ЮАР прочно занимает первое место в Африке по… уровню преступности, и количеству больных СПИДом.
Итог.
Бодренькая попытка создания легенды о герое современного, буржуазного общества.
7 из 10
24 августа 2014
«Шкура», то бишь внешний слой у этой истории здорово напоминает «Обыкновенного преступника» с Кевином Спейси: ловкая банда, наглость и вызов, умный лидер и определённый кодекс чести, то есть без отморозков и тупого мочилова. Смерть в этом фильме остаётся значимым событием, что само по себе отличает «Стэндера» от других родственников по жанру.
Время действия — 70-е, место — ЮАР (до того, как оттуда выгнали белых). Это уже интереснее: мобильных телефонов нет, зато на экране ещё можно курить без утайки, да и атмосфера иная: «до 11-го сентября». Кроме того, «фильм снят по реальным событиям», а значит, кроме самой истории можно ожидать её осмысления и каких-то выводов на основе жизни Андрэ Стэндера, вначале блестящего, как принято говорить, офицера полиции, а потом не менее заметного грабителя, который в итоге стал легендарной фигурой в ЮАР.
(Это оборотничество — «маска» сюжета, внутренний слой о других переменах. Между тем в фильме вообще нет «внутренней речи героев», и мотивы поступков проясняются только если следить за репликами, движениями, последовательностью действий. И это очень важный момент, потому что от понимания того, «зачем он так поступил», зависит восприятие всей картины. Отсутствие исповеди главного героя оставляет простор для трактовки, и при этом усиливает достоверность, приближает к тому, что происходит ан экране. В конце концов, в реальной жизни мы вынуждены угадывать мотивы, а порой и сами задним числом догадываемся о своих собственных).
Андрэ Стэндер и вправду блестящий — и внутри, и снаружи. Слишком хороший для того, кем он был. И как часто бывает с хорошими людьми, родившимися не в том месте и не в то время, однажды у него «открываются глаза». И тут начинается самое интересное, потому что, несмотря на всю криминальную начинку, драйв и цирк с переодеваниями, это фильм не о том, как человек становится преступником, а о том, как он пытается стать честным по отношению к себе и как пытается взглянуть на мир с новой точки зрения. А потом выбирает новую роль, потому старые уже не годятся.
Сам-то он не поменялся: остался умником и хитрецом, только начал использовать свои способности и опыт не для защиты закона, а для нарушений. Он угрожает пистолетом, но не стреляет. Он планирует на несколько шагов вперёд. И он продолжает любить тех, кого любил в «прошлой жизни».
У «Стэндера» продуманное построение сюжета: сначала кажется, что много лишнего, что сцены медового месяца и общения с отцом ничего не дают, а вот само «превращение» дано походя, без заламывания рук и занудных монологов. Однако в этом суть: человек не стал кем-то другим, не превратился в чудовище и даже не сошёл с ума. Он всего лишь осознал, что жил в мире двумыслия, что боролся с преступниками — и при этом терпел преступников рядом с собой, что должен был защищать людей — и был обязан их убивать.
Политическая ситуация в ЮАР стала поводом, толчком. При этом политика остаётся фоном. Никаких игр в «сделать мир лучше». Тут скорее инровертное «как сделать лучше себя». И тот сакраментальный вопрос, который главный герой задал в суде, напрямую касается сделанных им выводов.
Не помню где, кажется, у Честертона, рассказывается, что однажды Франциск Ассизский встал на голову и увидел, что его родной город, казалось бы, крепко стоящий на земле, на самом деле подвешен над небесной пропастью и держится только на божьей воле.
Здесь что-то в этом роде: Стэндер меняет точку зрения — и привычный мир рассыпается. Но человек-то тот же самый!..
Беда в том, что обратное примирение невозможно. Закрыть глаза и «вернуться» нельзя. Поздно. Поэтому такой финал — весьма и весьма логичный. Старые роли уже не годились, новые были лишь маской. И однажды человек осознаёт, что ему нет места на этом «празднике». Нет причины вставать в новую колею, зато есть ощущение несправедливости, и надо что-то с этим делать.
24 февраля 2012
К чему приводит чувство вины?
Вот есть у тебя жизнь- с друзьями на работе, красивой женой дома, мудрыми родителями. И внезапно всё летит кувырком. Тонкая душевная конструкция или ощущение собственной несправедливости, меняют твою жизнь враз и навсегда.
Будучи профессионалом в одном деле, Стендлер становится им и в другой.
Фильм примечателен своей беззаботностью. Ведь понятно, что всё закончится плохо, рано или поздно. Но ведь пока не заканчивается… А значит стоит жить на полную катушку, получая удовольствие от собственной значимости, превосходства и умения.
А потом, ведь всё начнётся заново и мы забудем про настоящее. Но кого мы обманываем?.. Только себя.
30 мая 2011