Коктебель
7
6.9
2003, мелодрама, драма, приключения
Россия, 1 ч 40 мин
18+

В ролях: Глеб Пускепалис, Вера Сандрыкина, Владимир Кучеренко, Агриппина Стеклова, Анна Фроловцева
и другие
Отец и сын пускаются в длительное путешествие из Москвы в Коктебель. Они идут через леса и поля, сквозь ливень и ветер. Встречают разных людей: добрых и не очень. Кто-то им помогает, а кто-то гонится за ними с ружьем... Но что же заставило их отправиться в нелегкий путь? Когда-то давно отец рассказал сыну об удивительной горе, с которой можно взлететь на планере, воплотив вечную мечту человека - подняться в небо навстречу ветру и свободе. Но напрасно мальчик ищет Коктебель на карте, потому что на самом деле Коктебель, о котором рассказал ему отец, - это прекрасная мечта о полете, о свободе и недосягаемом счастье.
Дополнительные данные
оригинальное название:

Коктебель

год: 2003
страна:
Россия
слоган: «Иногда, чтобы найти близкого тебе человека, необходимо пройти 1000 километров.»
режиссеры: ,
сценаристы: ,
продюсеры: , , ,
видеооператор: Шандор Беркеши
композитор:
художники: Геннадий Попов, Светлана Михайлова, Ольга Хлебникова, Юрий Сотников
монтаж:
жанры: мелодрама, драма, приключения
Поделиться
Финансы
Сборы в России: $187 954
Мировые сборы: $187 954
Дата выхода
Мировая премьера: 11 июля 2003 г.
Дополнительная информация
Возраст: 18+
Длительность: 1 ч 40 мин
Другие фильмы этих жанров
мелодрама, драма, приключения

Видео к фильму «Коктебель», 2003

Видео: Трейлер (Коктебель, 2003) - вся информация о фильме на FilmNavi.ru
Трейлер

Постер фильма «Коктебель», 2003

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Коктебель», 2003

Сегодня в Крыму похолодало, впервые мы одели куртки, вот точно осень и… «Коктебель».

Первая часть картины заворожила великолепной пейзажностью осени, немногословием, возможными смыслами. Казалось авторы видят красоту во всём, что попадает в видеоискатель камеры (необходим только верный ракурс!) и диалогами боятся повредить созерцанию вводящее в состояние фильма (ранее такое восприятие было у меня от «Один и без оружия» (блин, где взять нормальную копию, с яркими цветами!?) и «Марса»). И вот состояние достигнуто и:

Вторая часть житейско-бытовая. Ну настолько заезженная, многократно заснятая история, что предвкушение растворилось. Похвалю работу Владимира Кучеренко — фактурно, образно(напомнил работу Николая Пастухова в «Капеле» 1981г. — то-же жлобство, то же «цитирование» «стихов»).

Третья часть — путь к мечте. Оказалось просто дорога и просто посёлок, а мечта без умственных усилий — только попрошайка-«дай» чайка в руке (надеюсь авторы не имели в виду именно ту чайку, Дж. Лв.?).

5 из 10

25 сентября 2018

Если человек идёт по одному с тобой пути — это ещё не значит, что у вас общая цель

Несмотря на высокий рейтинг и восторженную критику, дебютная работа Бориса Хлебникова и Алексея Попогребского вызвала у меня неоднозначное впечатление.

Отец и сын из данной притчи — олицетворение взрослой практичности и детского романтизма. Прежде чем сорваться с насиженного места в неизвестность (но при этом имея в планах конкретный пункт назначения, туманно вырисовывающийся за горизонтом), папа вполне серьёзно устанавливает сынишке задачу любыми способами добраться в Коктебель — некий «земной рай», ради которого стоит вытерпеть любые испытания. Конечно же, мальчик загорается мечтой и, словно терпеливый вол, тянет её на себе изо всех сил, не чураясь работы, житья под чужой крышей, человеческого непостоянства. Казалось бы, отец ничем не отличается и аналогично не намерен отступать от воплощения своих высоких надежд.

Но жизнь потому и печальна, что свои главные, самые сильные черты характера мы теряем, становясь взрослыми. Мы внезапно замечаем, что любое большое и сокровенное желание на деле оказывается чем-то обыденным и не имеет столь глобального значения, как сам путь к нему — тернистый и неизведанный.

Мужчина и ребёнок. Человек, способный смириться с тем, что комфорт — важнее цели, и другой человек, отдающий себе отчёт в обратном, но вынужденный сполна заплатить за ребяческий пыл. А цена одна: рано или поздно любое стремление исчерпывает себя, а если не исчерпывает, если до мечты всё же удаётся доплыть, доехать, долететь — то уже сама мечта превращается в круговорот ленивого и вязкого комфорта, которого, кажется, не стоило так усердно добиваться.

Вместе с тем приходит понимание простой истины, из века в век не теряющей своей актуальности: на свете нет ничего важнее человеческих отношений. Нет ничего лучше, чем иметь рядом с собой того, кто будет бок о бок до конца, куда бы ни вели дороги, словно в русских сказках, постоянно указывающие разный исход. И если этот «кто-то» однажды выбирает остановиться — такой поворот может тебя либо сломать, либо позволить выжить. Иного не дано.

При просмотре картины умом я понимал, к чему ведут Хлебников и Попогребский, но сердцем отказывался соглашаться с подобным финалом. Уж больно неторопливым, меланхоличным, холодным получился фильм: реализм в нём повергает зрителя в несколько пессимистичное состояние, а отношения отца и сына вовсе не дают теплоты, несмотря на то, что она ежеминутно подразумевается.

Слишком жестоко и безответственно уходить с ребёнком в дальние края, заручившись обещанием не терять друг друга, направляясь к общей цели сквозь бури и преграды, без долгой задержки в чужих домах, с чужими людьми, но… не умея это обещание выполнить. «Коктебель» отлично показывает на примере двух главных героев, что совсем нет нужды быть взрослым, чтобы совершать взрослые поступки и в нужный момент оказываться морально сильнее всех тех, кто тебя окружает.

Ибо такова жизнь и каждого она меряет по-своему.

5 из 10

14 октября 2017

В поиске счастья?

В каждом человеке заложено стремление к счастью. Ну, а если счастье было, и вдруг потеряно? Главные герои отец и сын оказались на социальном дне в Москве, в месте, где смерть жены и матери вырвала их из привычного семейного круга, сломав отца и заставив раньше времени повзрослеть сына. Путешествие — их надежда всё изменить, ведь цель — солнечный Коктебель. Через осенние, тоскливые просторы средней полосы лежит путь героев. На этих просторах их ждут встречи с людьми, социальные и бытовые условия которых немногим лучше, чем у путешественников. Да, у всех этих встречных есть свои горести и заботы, но за каждым чувствуется ЧЕЛОВЕК и ОДИНОЧЕСТВО. И вот отец находит в приютившей их одинокой женщине островок душевного уюта и возможного счастья. А мне что делать?! — вопрошает сын. Мечта о море живет в его душе и требует воплощения…

Замечательный фильм с тонко прочувствованными персонажами, живыми диалогами и трогательным саундтреком, помогающим погрузиться в его атмосферу. Есть и режиссерские находки. Но главное в этом фильме — его ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ.

24 сентября 2017

Вы тут *сь, а мне что делать?

Два человека, отец и сын, идут к океану, к морю, к своей мечте. Путешествие к океану — один из устойчивых мотивов в искусстве: выйдя к океану, ты найдёшь нечто новое, выходы к невероятно огромному, настоящему, преобразующему тебя, подобно мечте.

У отца в прошлом опыт, видимо, авиаконструктора — самолёты строил. У сына в настоящем — способность мысленно видеть землю с высоты, словно у него есть некий встроенный спутник геолокации или то, что называется «связь с космосом». В фильме это аллегория мечты, тесно сплетённой с детским воображением.

Сюжет в фильме играет второстепенную роль, он вообще неважен, случаен, вместо одних событий могли быть другие, их немного: путешествие пешком, «зайцем» на товарняках, встреча с прижимистым мужиком, которому герои чинят крышу и который пуляет затем из ружья в одного из героев, отца, встреча с медсестрой, спасающей его от ранения и чей дом становится для бывшего авиаконструктора новой гаванью, где путешествие для него заканчивается — мечта обретена. Именно к этому моменту относятся слова, вынесенные в заглавие рецензии и сказанные мальчиком, в которых выражена вся досада и раздражение от такого мелкой и пошлой реализации мечты его отца.

Но мальчик, подзарядившись силой прежней инерции, не хочет заходить в эту гавань, не хочет опускаться на землю, не хочет приземляться и заземляться. Он поджигает новую гавань своего отца, а сам продолжает бежать дальше — к мечте, к Коктебелю, к океану.

Но когда пружина сюжета теряет свою энергию и одиннадцатилетний герой приближается к концу путешествия, океан оказывается морем, правда, целыми двумя — Чёрным и Азовским, Коктебель оказывается Планерским, а альбатрос, океанская птица, о которой рассказывает отец, — прожорливой, фамильярной чайкой, которая, ничуть не боясь мальчика, щиплет его за рукав. Герои приземлились, зашли в гавань, которая обрела очень земные, будничные очертания, и с ними придётся смириться: отцу — остаться с другой женщиной, а мальчику — повзрослеть, потерять свой спутник и связь с космосом. Взросление персонажа, кстати, происходит буквально на глазах зрителя: юный герой к концу фильма подрос, округлился и чуть изменился в чертах лица.

27 июля 2017

Я умею видеть всё с высоты

Отечественное роду-муви режиссера Алексея Попогрбеского, на удивление, не оставило меня безразличным. Уже с первых кадров «Коктебель» напомнил мне постапокалиптический роман Корнаки Маккарти «Дорога». Отец и сын (стоит подчеркнуть отсутствие имён у главных героев) без гроша в кармане, двигаются из Москвы в Коктебель по постсоветскому пространству (отсюда аллюзии к выжженной катаклизмами планете в романе Дорога), встречая изувеченные судьбы на своем пути, брошенные на обочине существования. Для героев — это кочевничество стало обыденным, а цель странствия — играет роль путеводной звезды в абсолютной мгле.

Главным героем, на мой взгляд, является мальчик, который, в свою очередь олицетворяет совесть надломленного отца. Им движет зов к странствием, желание познать фантастический мир, полной легенд и чудес, который таинственно исчез с атласов. Но реальность оказывается куда более прагматичной.

Хорошая актерская игра (кроме девочки Тани), потрясающие, по-линчевски, затяжные кадры, реалистичность и трёхгранность персонажей отправляет данный труд в коллекцию «Must see»

23 июня 2017

«А говорил Коктебель-Коктебель!»

Все мы убегали из дома хоть раз. Но столько мужества и характера в 12-летнем мальчике не могу представить. Хотя в жизни все бывает. Даже не знаю, позавидовать родителям таких мальчиков или пожалеть их…

Если вам не хватает сил двинуться по жизни дальше, пересильте себя и досмотрите фильм до конца. (Правда, на это тоже потребуется некоторое усилие, как при чтении книги.) Фильм Коктебель, как никакой другой, даст понять, что путь к мечте гораздо важнее и нужнее для человека, чем ее исполнение.

Для меня он однозначно попадает в коллекцию настоящего российского кино. Коктебель выделяется особенной постановкой, заставляющей забыть, что такое спешка. Уверен, это сделано осознанно для того, чтобы было достаточно времени для размышления прямо во время фильма, а не после его окончания. В этом напоминает Сталкера.

Игра актеров естественна и реалистична, но главное, во время путешествий главных героев создается впечатление «сна» или воспоминаний из раннего детства, то есть некоторой сюрреалистичности происходящего. Именно такое странное впечатление, которое я никак не могу описать вам словами, заставило написать сей отзыв.

Хотя возможно, это волшебное оно возникло потому, что просмотр состоялся в 4 ночи… Тогда и смысла не было писать… В таком случае, прошу прощения…

7 из 10

7 февраля 2017

Полёт в нисходящем потоке.

Проект фильма «Коктебель» зрел долгие восемь лет. В 2000 году сценарий фильма вошёл в десятку лучших на европейском конкурсе, а в августе 2003 сама картина получила спецприз жюри XXV ММКФ. И это безусловный успех дебютировавших этим фильмом Бориса Хлебникова и Алексея Попогребского, один из которых по специальности киновед, а другой — выпускник психологического факультета МГУ. То есть, один — знаток кино, а другой — знаток человеческой психологии. Может поэтому картина и получилась.

Фильм вырван из постбандитской действительности современной России, и населяют его не упыри и отморозки, а простые, трогательные люди, которые живу так же, как и двадцать лет назад. Которые пьют, любят, дерутся, мечтают. Как могут, воспитывают детей. Которые идут из ниоткуда в никуда, и которым всё равно, как эти «ниоткуда» и «никуда» называются: Москва и Коктебель или Жизнь или Смерть. Для них важен сам процесс движения. Даже если они не трогаются с места.

«Коктебель» с полным основанием можно отнести к категории роад-муви, несмотря на то, что в нём не вьётся бесконечное полотно дороги, и не мелькают изменчивые пейзажи в приоткрытом окне автомобиля. А всё больше гремят пустые товарные вагоны, хрустят ветки на лесных тропинках, да надрывается мотор отечественного рефрижератора. Отец, пропивший квартиру, пробирается с тринадцатилетним сыном в далёкий и такой желанный Коктебель, в котором у него живёт сестра, и где над холмами в восходящих потоках воздуха парят альбатросы и планеры. Встреченные люди предлагают им кров, пищу, работу, водку, любовь, стреляют в них дробью, подгоняя своим гостеприимством на пути к цели. И они достигают свою «страну синих вершин» (так с тюркского переводится «Коктебель», название посёлка на Юго-восточном побережье Крыма). Достигают, и понимают, что и здесь они никому не нужны, а дорога зовёт их дальше, за морской горизонт, в другой Коктебель, их личный Коктебель, где так свободно парить в восходящих потоках воздуха.

Фильм отменно прост и реалистичен. Актёры и играют и разговаривают, как нормальные, живые люди, чего в современном кинематографе давненько не бывало. А исполнивший роль сына Глеб Пускепалис вообще создал лучший детский образ минимум десятилетия, настолько органично смотрится он в этой, отнюдь не детской истории.

8 из 10

21 августа 2015

У каждого из нас свой Коктебель,

«Коктебель» это очень своеобразный фильм-притча, со своей странной гнетущей атмосферой безысходности и серости бытия, а если копнуть глубже, то это прямо-таки отражение Звягинцевского киновзгляда (тот который «Левиафана» снял) на нынешнюю действительность — мрачную, неповоротливую и крайне депрессивную. В ней много пьющих водку людей, уставшие взгляды, и неестественно глубокие диалоги о смысле бытия.

И пусть тебя не смущает название фильма. Коктебеля, как и самого Крыма тут почти нет, но есть метафизическое путешествие к той самой мечте отца и сына, стремящихся всеми возможными способами попасть в этот самый крымский поселок из душной Москвы.

Фильм о стремлении к свободе, и не только.

А вообще у каждого из нас свой Коктебель, куда мы убегаем…

6 из 10

3 мая 2015

Коктебель манящий романтизм, объединяющий людей

Поэтический романтизм (или антипоэтический антиромантизм) с любовью и душой завязан на суровых и тяжелых реалиях нашей страны вне больших населенных пунктах — фильм «Коктебель» Бориса Хлебникова и Алексея Попогребского. Великолепное кино, плод старания двух людей безумно влюбленных в свое дело. Интеллигентное и свободное кино, реалистичное и сказочное.

Приключения отца и сына, которых много связывает и каждый из которых хочет найти в нем свою цель. Один хочет найти свою судьбу попутно стать авторитетом для сына, другой неизбежно рвется к своей мечте — поэтичному волошинскому месту Коктебель, куда ведет его судьба и где он обретет счастье.

Авторы словно отдают дань уважения Жану Виго, Франсуа Трюффо и Витторио Де Сика, продолжая их великое начало, накладывая на него свое мироощущение и ироничный, печальный, жесткий взгляд на нашу страну в целом, где процветает нищета и объективное расслоение общества, но несмотря на все это в нашей стране живут самые удивительные и отзывчивые люди. Которые помогут, не бросят в беде, поймут и войдут в твою сложную ситуацию.

Поиск надежды и смысла жизни человека, потерявшего всё, у которого осталась только вера и его любимый сын. Сын, которому он ничего не может дать кроме любви и заботы. Отец, как фундаментальная фигура, являющая силу, защиту и отцовскую любовь, остается ей даже в самой сложной и запутанной ситуации. Но это совершенно не так. Отец явный забулдыга и падок на все. Безостановочное пьянство, манящая крепкая женщина, живущая в каждом селении — все это легко перечеркивает его образованность и философские размышления на отстраненные любые темы. Когда он обретает тепло и уют, который он возможно не испытывал никогда, он становится обычным семьянином, уставшим от вечных переездов и бесконечных приключений.

Мир, который лишен цветных ярких красок, полный не перестающих идти дождей нарочито замедляет время, практически останавливает его и создает иллюзия движения бытия. Мы находимся в 20 веке, но в каком десятилетии трудно определить. Поэтическая деревня вбирает в себя слишком много веков, чтобы отделить её от современности.

Сыну интересно все время находится в пути, он чувствует жизнь и набирается опыта. Он прикасается всем телом к тяжелой судьбе своего отца и своей родины. Он не плачет и не паникует, он живет своей жизнью и сказочной целью Коктебель, которая захватила его и ведет через все невзгоды препятствий. Юношеский бунт, делающий из мальчика мужчину, найдет героя на пути в его сказочный мир под чудесным названием Коктебель.

Жажда жить и спасение от великой русской зимы — главные задачи отца и сына. Они бегут подальше от Москвы, поближе к теплому волшебному Черному морю.

Прекрасная работа двух синефилов Бориса Хлебникова и Алексея Попогребского. Возможно, фильм снят не идеально, но это придает ему реализм. Камера не главное в процессе, камера фактически встроена в действительность со своими казусами и пробелами, она живая и несет творческий замысел.

Меланхоличный, местами смешной, холодный и живой фильм. Дань уважения классике. И наверно самое главное, что это абсолютно не коммерческое кино. Оно самобытно и я так думаю снято для себя и синефилов, что, конечно же, понравится не всем.

Осталось только посмотреть.

8,5 из 10

17 июня 2014

Путешествие в Крым

Отец и 11-летний сын, без гроша в кармане, движутся по направлению к морю, из Москвы в Крым. Если повезёт — едут зайцами в товарном вагоне, а так все больше идут — лесами, полями, от дома к дому. Питаются, чем Бог пошлёт, подрабатывают, где получится. Кто-то им помогает, а кто-то угрожает убить. В прошлом у них ничего не осталось, а в маленьком крымском городке Коктебеле есть надежда начать новую счастливую жизнь. Для отца путешествие — шанс вернуть утраченную веру в себя, а заодно и доверие сына. Мечта мальчика — увидеть море, где на ветру парят альбатросы. В середине пути отец найдет другое место, которое захочет назвать своим домом, и мальчику придётся выбирать между счастьем отца и своей мечтой.

Этот скромный фильм двух никому неизвестных 30-летних дебютантов (сценариста и психолога) мог так и остаться незамеченным, не попади он в своё время в конкурс московского фестиваля. В нём, чуть ли не впервые за несколько лет, суровый провинциальный быт бесприютной России становится источником киноманского наслаждения. Это нарочито простое кино рассказывает историю двух безымянных персонажей, которые с избытком обеспечивают уровень «очевидного приближения к реальности», с некоторых пор исчезнувшего из нашего кино, для которого натуральность стала одним из самых дефицитных продуктов.

Соавторы даже как-то слишком уверенно для дебютантов управляют механизмами воздействия — ритмическим рисунком, статикой, светом, звуком, перекличками взглядов, едва уловимыми изменениями в лицах актёров, чьи имена говорят так же мало, как и фамилии самих постановщиков. В фильме задействован не плоский — бытовой, а именно объёмный — философский — диапазон смыслов — от хрупкости отдельно взятой судьбы до метафоры распавшихся связей. И то и другое проявляется естественно и не натужно, без малейшего насилия над реальностью. Двое героев равноправны перед дорогой и встречными людьми, которых, чтобы двигаться вперёд, приходится оставлять позади. Мечта мальчика вроде бы воплощается, но в то же время оказывается путешествием в никуда (небольшой крымский городок Коктебель не существует буквально: его уже дважды переименовывали).

Фильм, вольно или невольно, определяет ещё и новейшую тенденцию: обращение нашего кино к теме «отцов и детей». Будто сговорившись, одновременно с «Коктебелем» выходят две более чем заметных ленты — «Отец и сын» Александра Сокурова и «Возвращение» Андрея Звягинцева. Универсальная сюжетная схема, которую стало модно называть не нашим словом роад-муви, долгое время невостребованная в России, в начале нового века стала атрибутом успеха не только фестивального, но и коммерческого кино. Параллельно (опять же) с «Коктебелем» на экраны страны вышел «Бумер», ставший кассовым хитом проката.

28 мая 2014

Русский размер

«Идущие одной дорогой

не обязательно направляются к одной цели» () индейская поговорка

Возможно, если бы я смотрел этот фильм лет восемь назад, я уловил бы аллегории, которые представили в нём авторы, но понять смысл смог бы едва ли. Совершенно точно не рекомендую смотреть фильм ради имени режиссера, модного после успеха фильма «Как я провел этим летом». Не стоит «грузиться» этим фильмом, если у вас ещё светлая голова, и вы не наделили себя грузом ответственности за судьбы очень близких вам людей, и не только их.

Вчера, просмотрев этот фильм, твердо решил написать на него рецензию. Наверно, это называют вдохновением (ведь ещё три работы лежат мёртвым грузом на разной стадии, и ждут своей очереди). Только вот прочитав несколько рецензий, немного растерялся и решил, что мне нечего добавить к написанному, но всё таки…

Жанр фильма определить сложно. Основная сюжетная линия представляет собой драму, с элементами мелодрамы и всё это накрыто плотным брезентом трагедии. Только вот в целом картина Бориса Хлебникова и Алексея Попогребского это одна сплошная аллегория.

Два человека вышли из точки М в точку К. У них с собой минимум вещей. Денег ещё меньше. Они пытаются реализовать идею: найти приют у родственницы. Подгоняемые нуждой, спешат в небольшой курортный городок на полуострове Крым. Их окружают осенние пейзажи и суровая российская реальность. На пути, сталкиваясь с совершенно разными людьми, они постепенно раскрывают зрителю свои образы.

Героев два, и если в начале картины, по моему субъективному ощущению, авторы уделяют больше внимания отцу, то начиная со второй половины роль сына выходит на первый план. Второстепенные роли тоже очень яркие. Особенно колоритным получился дачник в исполнении Владимира Кучеренко. Его «фокус со слоном» в духе маразма «без тормозов» один из самых ярких моментов фильма, очень точно характеризующий поведение алкоголика. Особенно понравился психологический урок от сценаристов-режиссёров, в котором ребенок ведет себя, как взрослый, он полон решимости дойти до цели, а отец не способен проявить твердости в своих поступках, и именно взрослый, наделённый гораздо большим опытом человек становится слабым звеном в их тандеме.

Отец, человек который не смог удержаться под ударом судьбы, топором пошёл на социальное дно, но пытается барахтаться и не дать утонуть своему ребенку. В нем ещё есть желание жить и не терять человеческий облик. Жизнь для него не прекрасная, безоблачная штука, омрачаемая бытовыми проблемами, а сложная череда тяжелых решений и поступков, от которых зависит существование его самого и его сына. Солнце его уже давно не греет и роса на траве лишь мочит брюки, наливая тяжестью ноги.

Герой Игоря Черневича является собирательным образом. Не ошибусь, если напишу, что за время фильма его имя ни разу не произносится. Ни чем физически не приметный, некогда инженер конструкторского бюро, сломанный жизненными обстоятельствами, от которых никто не застрахован. Единственное светлое чувство, которое в нем осталось, это любовь. Любовь к своему ребёнку. Любовь, которая не дает ему опустить руки и стать бездушным антропоморфным существом, движимым необходимостью каждый день начинать с поисков сорокаградусного антидота, который перенесет его в мир абсолютной утопии, и полного катарсиса (читай: очищения от мирских проблем). С ним невозможно наладить хоть какой-то конструктивный диалог. Даже разговор с ним о погоде на ближайшую минуту разобьется о стену непонимания. Но вы все равно будете тянуться к нему, и не только потому, что взрослые дяди и тети вокруг называют его вашим отцом, а потому, что вас связывает, что-то большее, непреодолимая сила, для которой я не хочу даже подбирать красивый подходящий по смыслу термин. И всмотревшись в его стеклянные слезящиеся то ли от избытка яда в организме, то ли от жалости к себе, глаза вы раз и навсегда для себя поймете, кем в этой жизни вы ни за что не захотите стать.

Сын, рвущийся от отцовской опеки к самостоятельности, ещё не мужик но уже мужчинка. Совершенно по-пижонски он не докуривает не самую дешевую сигарету, и заглядывается на коленки своей случайной попутчицы. От тяжелого испытания, выпавшего на его долю, развитие его личности происходит быстрей. В одном эпизоде он доказывает зрителям, что он уже не ребенок и способен принять верное решение, которое спасет жизнь его отцу. Да и своё сформировавшееся мнение у него есть, и он может его высказать измученному жизнью папе, готовому предать их общую идею ради горячего обеда и выстиранных носков, свою точку зрения. Жизненные уроки ребенок усваивает лучше, чем его сверстники, случайно выроненная отцом фраза об альбатросе, навсегда впивается в сознание мальчика. Образ птицы становится для него символом свободы, безмятежности, и душевного спокойствия, того, чего не может дать ему слабовольный родитель, того, что ему придется искать самому, расплачиваясь секундами…, днями…, годами своей жизни.

Сможет ли этот одиннадцатилетний мужчина достичь своей цели или нет, фильм расставит всех по своим местам, но только мечта человека о свободе, как беспроигрышный вариант парит над всей картиной. Создатели фильма грамотно отдозировали сюжетные развороты и кино, в котором нет огромного бюджета, поражающих воображение спецэффектов, получилось очень содержательным и питательным для сознания зрителя.

Вообще, рассказывать истории из нашей жизни без мата, всё равно, что кушать засахаренный салат «оливье» без майонеза на десерт. В картине Хлебникова и Попогребского есть всего одно нелитературное слово, но ёмкое, хлёсткое, сказано вовремя и по делу.

Давать оценку остальным составляющим фильма не хочу. Эта картина как хороший коньяк, с годами выдержки аромат будет более тонким, а градус не понизится.

P.S. Буквально дописывая эту рецензию, поймал себя на мысли, что фильм имеет некоторое сходство с экранизацией увенчанного Пулитцеровской премией романа Кормака Маккарти «Дорога». Выяснил что это научно-фантастическое произведение написано на три года позже в 2006 году и мне стало легче дышать от возникшего чувства гордости, что в нашей стране тоже есть очень талантливые люди, просто если им не помогать, то хотя бы мешать не следует.

14 августа 2013

Вся глубина наших глубин.

Только что посмотрели очередную нудно-немногословную притчу от Попогребского и Хлебникова — «Коктебель». В последнее время наше кино делится на шедевр-поцреотическое, в виде творений Михалкова и Ко и на минималистично — арт-хаусное, для узкого круга зрителей. Хотя сказать по правде зрителей куча и у первых и у вторых, и первое и второе в общем-то не имеет большой кинематографической ценности.

Вот и данное кино получилось уж больно на любителя, по мне так слишком мрачное с излишним драматизмом. Сюжета как такового я не увидела, лишь бессмысленное передвижение потерявшего смысл бытия человека и его сына. При этом фильм напоминает притягивание за уши глубокого смысла, а не свободное роуд-муви, которое я так люблю. Уж больно все по «нашему»; пьющий отец, холод и мрак русско/украинской провинции, женщина, которая в итоге оттрахана (у нас в фильмах по другому не бывает, если есть женщина то ее по любому… ну вы поняли) и даже цветущий Коктебель показан мрачным и серым, наверное что бы еще больше показать нам глубину внутренней трагедии сына и отца.

Еще раз скажу что наше новое кино уж больно на любителя, и редко очень редко я откапываю среди всего снятого, что-то более менее на свой вкус. Последнее тронувшее из нашего было «Поколение П», но это уже другой разговор.

14 сентября 2011

О том, как разбиваются мечты

Я узнала об этом фильме ещё в 2004 году, но тогда я была маленькая и смотрела другие фильмы. Через 5 лет «Коктебель» снова попался мне на глаза-и вот я уже смотрю его.

Герои фильма-отец и сын-неторопливо идут(местами едут) в Коктебель-отец движется туда, потому что некуда больше идти-жена умерла, работы нет, да и пьянство одолело-в общем крах. Для сына Коктебель-то место, где летают красивые альбатросы, Коктебель-то место, где летают планеры, поэтому он так хочет и всё-таки попадает в село Планерское(настоящее название Коктебеля),где всё совсем не так, как в мечтах-это душное поселение с везде снующими туристами, чайками вместо альбатросов да и ничего там не летает, даже вырванный листок из атласа. В общем, мечта не совпадает с реальностью.

Для осуществления мечты герои и на поезде едут, и идут пешком, и в фуре дальнобойщика движутся-словом, по ходу развития встречаются с разными людьми:готовыми принять или отвергнуть их, полюбить или возненавидеть…

Вообще я не очень люблю авторское кино, но этот фильм очень понравился! Первое, что в нём привлекает-отсутствие суеты. Повествование ведётся неторопливо, но вместе с тем не скучно, очень реалистично и красочно. Природа в фильме очень уж осенняя-тусклая, оранжевая, как само настроение фильма Очень понравилась музыка в фильме, которая лучше передаёт его настроение-немного тоскливое, грустное, но вместе с тем по-своему доброе и светлое.

10 из 10

29 октября 2010

Но море, он ведь лучше чем кремль !?

Неожиданный вопрос.. Ну, относительно… Опять вся эта относительная Россия. «Что мне здесь делать, не хочу я здесь оставаться!»

Да, да, это именно она, российская действительность — с вытянутыми коленками, потертой замусоленной одеждой, покосившимися домиками, неожиданно появляющейся на столе бутылкой, разрушенным памятником планеру, спившимся высшим образованием, поломанными судьбами, недоверием людей и «белой у Саныча», но одновременно она с «яблоневыми вагоноглазками», с умением видеть всё с высоты, с милыми мягкими овцами, с харизматичными «дальнобойщиками- людоедами», с любовью в чистом не подделанном виде, с трусами на спинке стула, со старыми душевными фотографиями, розовыми салфетками, со стремлением к мечте, с неубиваемой связью отцов и детей и с подтверждением — да, отец и в этом не врал.

Даже слишком это всё по-настоящему. Чувствуешь знобящий холод вагона, брызгающего осеннего моря, и вкус свежей вареной картошки и кислых яблок средней полосы, и все эти запахи — начиная запахом поля и сырой травы, снующего рынка, заканчивая потом дальнобойщика, дешевых сигарет и ягодками на Приморской. На место всё ставит концовка — они всё-таки вместе. И всё это на фоне чуть не задушенной мечты и мрачного пирса..

6 июня 2010

Метафоричная киноповесть, в которой сталкиваются противоположные жизненные ценности и мотивы — взрослая практичность и детский романтизм, тяга к спокойствию и уюту и стремление во что бы то ни стало исполнить мечту.

Роуд-муви по-русски, где дорога ведет в Коктебель, а над морем летают зловещие альбатросы. Обещанный взлет газетного листка с холма состоится не сразу, так же как и духовный контакт отца и сына.

Фильм насквозь пропитан удивительным ощущением человечности, просвечивающим через вполне бытовое описание путешествия отца и сына, и испортить это ощущение не способен даже сумасшедший персонаж с ружьем.

Меланхоличное, тягучее кино, продуваемое холодными морскими ветрами юга России и согреваемое человеческими чувствами.

27 января 2010

Поленичка Марина Сергеевна, ул. Приморская дом 5

Для меня это вторая лента Бориса Хлебникова, так что этого режиссера я еще только открываю для себя. Уже заметила некоторые особенности постановки и почерк режиссера. В этой ленте, так же как и в других, задействован харизматичный и талантливый актер Евгений Сытый (в «Свободном плавании» его роль бригадира просто завораживает).

С первых же минут повествование в фильме разворачивается через протяженные статичные кадры, внутри которых идет маленькая жизнь. Такой ритм сменяющихся сцен перебивается всего несколько раз, чем резко выводит зрителя из глубокого погружения в сюжет и пространство картины.

Реплики в фильме малочисленны, но настолько отточены и эмоционально окрашены, что запоминаются мгновенно, а потом еще и еще раз прокручиваются в голове.

Сюжет казалось бы прост и малоинформативен, но на самом деле в картине поднимается несколько серьезных жизненных тем: отношения между людьми, формирование личности, влияние окружающей действительности и т. д.

Одна из самых сильных сцен — гневное отчаяние и беспомощность мальчика, которую он перебарывает и отправляется к своей мечте один, не намереваясь больше ждать, откладывать «на завтра» или «до весны», настолько для него важно реализовать свое страстное желание и ехать в Коктебель немедленно. Другой, захватывающий дух кадр — это почти финальная сцена, с альбатросом.

Мотив мечты и сказки с налетом иронии и наивности пропитывает ленту и хочется пересмотреть ее, но боязнь потерять то светлое и глубокое чувство, создавшееся за время просмотра, не дает это сделать сразу — поверхностно и алчно проглотив его второй и последующие разы.

«Коктебель, Коктебель, врешь ты все!»..

Сильная игра актеров, тонкая ирония, множество смыслов

10 из 10 (если можно оценивать этот фильм в контексте других)

21 декабря 2009

Ах, Коктебель, Коктебель…

Хотел увидеть курортную историю, а получил…

Гораздо большее. Долгие планы (мальчик, например, клочок газеты около памятника планеру запускает 4 раза), короткие диалоги, — в общем, для любителей экшна проезд закрыт. Stop.

Такого кино со времен Звягинцевского «Изгнания» не видел. Параллели с обласканным западными кинофорумами режиссером очевидны. И это плюс, поскольку на мой непрофессиональный взгляд «Коктебель» не только уверенно выдерживает сравнения с фестивальными картинами современности, не даже в чем-то их превосходит. Например, в отдельных компонентах наиболее часто цитируемое «Возвращение» Звягинцева.

Притчевость «Коктебеля» не назойлива. «Возвращение», «Изгание» уже в названиях претендуют на предельную глубину. А здесь — несчастные папа и сын едут в Коктебель к тетке. Папа все пропил, поэтому им элементарно негде и не на что жить. Коктебель — просто географический адрес. Вместо него мог бы быть Кустанай или Нарофоминск.

Зато внутри этой истории бесконечная метафоричность. Коктебель — это всего лишь конечный пункт, это даже не цель. А жизнь происходит именно в процессе. Они едут, движутся, живут, мечтают, строят планы, встречают хороших и не очень людей… Когда папа решает, что уже нашел свой Коктебель, сын с ним не соглашается и отправляется дальше в одиночку.

Каждая фраза, каждое действие исполнено слабой болью. Папа говорил: там особенные восходящие воздушные потоки? Да нет, обманул, все наврлал, все! Никуда не летит газета. И парящий в мечтах альбатрос на самом деле — какая-то жирная ленивая чайка. Коктебель!.. А что я там, в его деревне должен был делать? Газета все же полетит или не полетит? Летит, только с четвертого раза.

Я смотрел и думал: если господа Хлебников с Попогребским сотворят со своим героем в финале что-нибудь несовместимое с жизнью, они как режиссеры и художники тут же сами и кончатся.

К счастью, все завершается хорошо. В том качестве, в каком может в данном фильме, а не в реальном Коктебеле закончится. Что же касается ожидаемого кем-то (грешен, но и мною, за несколько часов до просмотра) курортного романа, то могу только сочувственно воскликнуть: «Ах, Коктебель, Коктебель…»

9 из 10

29 марта 2009

В поисках Коктебеля

«Коктебель» режиссеров Бориса Хлебникова и Алексея Попогребского вышел практически в одно время с «Возвращением» Андрея Звягинцева и сравнения двум этим лентам никак не избежать. Публика больше оценила «Возвращение», обласканное в солнечных Каннах, и названное качественным прорывом в авторском российском кино. Вот только «Коктебель» как минимум не хуже своего более именитого собрата.

Используя распространенную и даже немного в чем-то шаблонную тематику отечественных роуд-муви, Хлебников и Попогребский вложили в историю свой смысл, отличный от материала Звягинцева. Вообще картины про совместные семейные дорожные путешествия в Советском Союзе выходили довольно часто, вот только отличались они друг друга не очень сильно. Вся сюжетная фабула сводилась лишь к легко прогнозируемому воссоединению семьи, которая после пережитых вместе неприятностей становилась еще более крепкой ячейкой нерушимого советского общества.

Картина «Коктебель» своеобразный оммаж подобным фильмам советской эпохи, обладающий всеми типичными признаками жанра. Есть отец и сын, есть дорога и есть финальный пункт назначения. Коктебель. Фильм-притча, фильм-образ. Даже если быть точнее фильм образов, бесконечно сменяющих друг дружку, как картинки в калейдоскопе. Коктебель — несбыточная мечта, место, которого нет на карте, полумифический фантом советского времени. Место, куда стремятся попасть отец и сын. Коктебель — это проверка не, сколько родственных связей, сколько жизненных приоритетов людей, их места в мире.

Отца прельщает простое человеческое счастье — жена, хозяйство и работа. Его путь закончился еще задолго до Коктебеля. Сын же еще гонится за мечтой, пытается ухватить ее руками, но вместо этого в руки ему попадается лишь один злосчастный и вполне реальный альбатрос. И это совсем не та красивая птица, парящая высоко в небе и о которой долгими вечерами рассказывал отец, а наглая и ленивая особь. Сам Коктебель, словно в сказке стоящий на холмах и где можно запустить бумажный самолетик и он будет лететь на ветру многие и многие километры, оказывается вполне обычным курортом. Там, где люди бегут, не замечая никого рядом, не веря в сказку, окружающую их.

Отец и сын после такого вполне банального приключения не станут понимать больше, чем раньше. Но теперь у них будет шанс, чтобы этой самой семьей стать. Именно шанс, так как обоим еще есть чему научиться. Стоит лишь выбрать новый Коктебель, но теперь идти к нему сообща, не размениваясь по мелочам.

16 марта 2009

Иногда нужно пройти тысячи километров, чтобы найти того, кто рядом с тобой

Планета земля разделена сплошными и прерывными линиями на карте Земля. Атласы с различными пунктирами, названиями городов и стран, помогают нам находить недосягаемые точки, в которых за всю жизнь мы не успеем или не сможем побывать. Иногда человек сидит на одном месте, мечтает о счастье, мечтает оказаться где-то далеко, где красиво, где спокойно, где тихо. Мечтая о просторах и наивно надеяться на счастье в другом месте, сын и отец покидают столицу России в поисках нового дома.

Конечно, стоит признать — главных актёров стоило бы сменить на Константина Лавроненко и на Ивана Добронравова. Знающие их люди сразу поймут, откуда вдруг такие предложения. Конечно, плагиат есть плагиат, но один из лучших русских актёрских составов между отцом и сыном я выбросить из головы не могу. Да и если их сравнить с Игорем Черневичем и Глебом Пускепалисом, то команда «Возвращения» взлетит не на человеческую, а скорее на голову жирафа. Я не пытаюсь оскорбить, я это говорю совершенно нормальным тоном. Для дебюта Глеб сыграл относительно не плохо, но Иван подал свой дебют — хоть Оскара вручай. Ох… брошу-ка я эту глупую затею со сравниванием шедевров.

В погоне за новым домом отец с сыном умудряются попасть в небольшие переделки. Время и лечит, время и убивает. Семья распадается: отец начинает думать только о себе, сын берёт всё в свои руки, и два близких человека из одной точки начинают вести пути в разные стороны. Как сказано в слогане: «Иногда нужно пройти тысячи километров, чтобы найти того, кто рядом с тобой». Чертовски правильно сказано. Многие из нас крутятся вокруг до около, не вбивая действительную цену близким людям.

Фильм снят в стиле Тарковского, (не в смысле глубокой философии) немного в стиле Гас Ван Сента (не в смысле ездящих за спинами камер) и чуток в стиле Звягинцева (не в смысле качественной плёнке и качественного саундтрека). Я смотрел «Коктебель» посреди ночи на ноутбуке в разобранном кресле. И на удивление, своей натянутостью и малым количеством диалогов, фильм ни разу не вызвал у меня желания заснуть. «Коктебель» снят в лучших традициях каннских номинантов. Всем любителям подобных картин — советую. Лично я — остался доволен и смыслом и русскими пейзажами, по которым я из-за этой сессии начинаю скучать…

29 февраля 2008

В фильме есть отличная задумка и любительская реализация. Ничего суперского я в нём не увидел. Да и актёры играют так, что создаётся впечатление, что их просто заставляют это делать.

7 июня 2006

Мелодрама Коктебель на экранах кинотеатров с 2003 года, премьерный показ состоялся более 21 года назад, его режиссерами являются Борис Хлебников, Алексей Попогребский. Кто учавствовал в съемках (актерский состав): Глеб Пускепалис, Вера Сандрыкина, Владимир Кучеренко, Агриппина Стеклова, Анна Фроловцева, Татьяна Король, Игорь Черневич, Евгений Сытый, Александр Ильин, Сергей Пускепалис, Любовь Розанова, Александр Пословский, Сергей Кушнаренко, Сергей Шинкаренко, Юрий Панчишин.

В то время как во всем мире собрано 187,954 доллара. Страна производства - Россия. Коктебель — получил среднюю зрительскую оценку от 6,9 до 7,1 балла из 10, что является вполне хорошим результатом. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 18 лет.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.