| Рейтинг фильма | |
Кинопоиск
|
5.5 |
IMDb
|
5.6 |
| Дополнительные данные | |
| оригинальное название: |
Игра в модерн |
| год: | 2003 |
| страна: |
Россия
|
| режиссеры: | Максим Коростышевский, Игорь Ефимов |
| сценаристы: | Наталья Чепик, Игорь Ефимов, Юрий Арабов |
| продюсер: | Максим Коростышевский |
| видеооператоры: | Геннадий Карюк, Юрий Клименко |
| композитор: | Иван Волков |
| жанр: | история |
|
Поделиться
|
|
| Дополнительная информация | |
Возраст:
|
12+ |
Длительность:
|
1 ч 23 мин |
Русское барокко. На машине времени мы отправляемся в тот поэтический период, когда еще не было революции, мировой войны. В то время, когда в моде были поэтизм и романтика, а польские актрисы волновали воображение русских офицеров. Авторы ленты предложили свое осмысление рассказа Бунина «Дело корнета Елагина».
Сюжет неимоверно прост. Молодой корнет Бартеньев влюбляется в польскую актрису Марию Висновскую. Она любит напряжение, интригу, а более всего — дерущихся вокруг нее поклонников. И он все это понимает. Более того, наш корнет даже вступает в противостояние с ней начав откровенно ухаживать за другой, куда менее красивой дамой. Такой пощечины актриса не смогла сдержать. Впрочем, как тут без предчувствия трагедии? В безумной любви корнета без прикрас прослеживается предзнаменование тех безумных страданий, которые судя по всему настигнут большинство персонажей уже через несколько лет.
Постановщик этого фильма Максим Коростышевский раскрывает перед нами столичное изящество начала века. Это империя чувств, красочных интерьеров и пышных ярких нарядов. Никакой блеклости — только лучистость. Ленту в год выхода не заметили, а зря. Картина оказалась слишком необычной для нашего кино того периода. Игра красок и цвета, причудливые сценки из жизни, сочетание романтизма с исторической канвой. Безупречно завязанный шарф Михаила Козакова. Дуэль двух раздетых мужчин на снегу тренировочными саблями. Беседа на катке. Резкие движения Коростышевской и ее истеричный смех на снегу. Все это уводило нас совсем в другую реальность — туда, где зритель попросту не мог оказаться в советские годы. Авторы показывают дореволюционный быт с весьма позитивных высот.
Для Оксаны Коростышевской роль Висновской стала настоящим бенефисом. Она здесь могла без каких-либо вопросов эгоистично забирать все пространство. Она показывала флирт, манерность, жестокосердие и... при всем этом в ней оставалось нечто возвышенное. То, что пронзило сердце корнета. О такой роли могла бы мечтать каждая серьезная актриса и Коростышевская справилась с этим вызовом.
Формат рецензии предполагает оценку. И поставить ее неимоверно сложно. На мой вкус этот фильм невообразимо красив и изящен. Но при всем этом, есть вопросы к тому, как была рассказана сама история. Тут многое было отдано визуалу, а действие иногда попросту «замирало», терялся темп. Да и вся канва оказалась предсказуемой. Полагаю, что лента все же «недотянула» но при этом оказалась слишком самобытной, напрочь отличающейся от большинства российских фильмов той поры.
6 из 10
22 марта 2025
Для игры вам понадобятся:
- знание о том, что такое «модерн»:
«Моде́рн (от фр. moderne — современный) — художественное направление в искусстве, наиболее популярное во второй половине XIX — начале XX века. Его отличительными особенностями являются: отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий, интерес к новым технологиям (в особенности, в архитектуре), расцвет прикладного искусства. Модерн стремился сочетать художественные и утилитарные функции создаваемых произведений, вовлечь в сферу прекрасного все сферы деятельности человека». (Википедия);
- интуиция;
- любовь к поэзии и условностям театра;
- знание кодекса гусарской чести;
- интерес к женской и мужской психологии;
- патриотизм;
- готовность к эксперименту;
- азарт.
Правила игры:
Красивая женщина, как «черная вдова» в центре огромной паутины, дергает за ниточки и сталкивает своих кавалеров. Кавалеры дерутся на дуэли, делают «непристойные предложения» и сходят с ума от страсти. Дама уверена, что все в ее руках, но сама оказывается марионеткой и пропускает ход… Воздыхатели делают несколько решительных шагов вперед. Игра заканчивается, когда один из участников пересекает допустимые пределы достоинства, совести и чести. Не побеждает никто.
Сюжет удивительно простой, но такой литературно-выдержанный и тонкий! А законы жанра обусловлены уже в названии: это только игра. В рамках направления — модерн. Не путать с «модернизмом» (итал. modernismo — «современное течение», это уже отдельное направление в искусстве и литературе XX века, характеризующееся разрывом с предшествующим историческим опытом художественного творчества, непрерывным обновлением художественных форм, а также условностью стиля). Цитата опять же из вездесущей «Википедии».
Все отличительные черты эпохи модерна в фильме видны невооруженным глазом. И создан этот мир действительно как будто «играючи», благодаря художнику-постановщику, операторам и, конечно, актерам. Особенно и несомненно замечательны работы Михаила Козакова и Евгения Миронова.
Прима Мария Висновская (Оксана Коростышевская) олицетворяет саму душу театра… Эта-то самая душа и есть ее ставка в игре. В этом плане сюжет сильно напоминает знаменитый «Театр» С. Моэма. Только борьба за место на сцене и в жизни имеет разные цели и результат.
Советую всем поклонникам театра и искусства эпохи модерна (поверьте, мода возвращается, придет и Ваш час). Тем, кто интересуется развитием современного российского кинематографа. Любителям театральной (и не только) игры. Заядлым и азартным, влюбленным и разочаровавшимся. И как предостережение тем, кто никак не наиграется с чужими судьбами…
И вот еще бы щепоточку мелодий…
9 из 10
8 сентября 2010