Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.2 |
IMDb | 6.8 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Уилбур хочет покончить с собой |
английское название: |
Wilbur Wants to Kill Himself |
год: | 2002 |
страны: |
Дания,
Швеция,
Франция,
Великобритания
|
слоган: | «The life he wanted to end, was just about to begin» |
режиссер: | Лоне Шерфиг |
сценаристы: | Андерс Томас Йенсен, Лоне Шерфиг |
продюсеры: | Джиллиан Берри, Сара Харкинс, Петер Ольбек Йенсен, Иб Тардини, Карен Бентзон, Сиссе Граум Йоргенсен |
видеооператор: | Ёрген Йоханссон |
композитор: | Йоахим Хольбек |
художники: | Йетте Леманн, Марк Лиз, Франсуаза Николет, Christine Bechameil, Джим О’Доннелл, Ursula Riismller Nielsen, Шарлотта Педерсен |
монтаж: | Герд Тьюр |
жанры: | комедия, мелодрама, драма |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Бюджет: | 4000000 |
Сборы в США: | $235 294 |
Мировые сборы: | $1 546 505 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 8 ноября 2002 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 51 мин |
В своё время датская актриса, продюсер, режиссёр и сценарист Лоне Шерфиг вступила в ряды этаких кинематографических бунтарей, поставив свою авторскую подпись под сводом правил так называемой «Догмы 95». Зачинщиками появления этого манифеста стали известные независимые постановщики Ларс фон Триер и Томас Винтерберг, которые практически исключили в своих взглядах жанровое кино, поставили под вопрос музыкальное сопровождение, реквизит и декорации. В общем, они оставили оголённый остов кино, а все дополнительные элементы устранялись. Можно сказать, что подписавшиеся под манифестом «Догмы 95» — это этакие натуралисты от кино. И к Лоне Шерфиг в качестве режиссёра первая известность пришла, когда она сняла ленту «Итальянский для начинающих» (2000), получив за эту комедийную мелодраму ряд престижных наград и номинаций, в том числе четыре статуэтки на ежегодном смотре на Берлинском международном кинофестивале. Дальше Лоне Шерфиг решила, как и положено, развить успех, тем более, что отныне к ней будет приковано пристальное внимание со стороны критиков и эстетов от кино.
Так, спустя всего два года после премьеры «Итальянского для начинающих», Лоне Шерфиг выпустила картину «Уилбур хочет покончить с собой». В отличие от «Итальянского…», которая оказалась довольно светлой и лиричной историей, «Уилбур…» — это серьёзная социальная драма, действие которой происходит внутри круга одной семьи. Главный персонаж, как можно легко догадаться, мужчина по имени Уилбур, у которого наблюдаются устойчивые суицидальные наклонности. Однажды от совершаемой погибели Уилбура спасает его старший брат Харбор, который действительно проявляет беспокойство за психологическое состояние младшего. И вскоре Харбор отправляет Уилбура в клинику для людей, подверженных желанию самоубийства. И между тем Харбор, содержащий букинистический магазин, доставшийся от отца, знакомится с Элис, которая приходит сдавать книги ему в магазин, а берёт она их в той самой клинике, где содержится Уилбур. Так начинают формироваться и укрепляться околосемейные отношения, меняющие жизненные принципы их всех, но практически образовавшаяся идиллия оказывается под угрозой разрушения…
Роль Уилбура досталась малоизвестному с небольшим опытом съёмок в кино шотландскому актёру Джэйми Сивесу. Но очень похоже на то, что Лоне Шерфиг и нужен был именно такой актёр, и дело даже не в том, что работая в канве независимого кино невозможно рассчитывать на крупные бюджеты, таким образом приходится порой подбирать не столь требовательных в материальном плане исполнителей, а потому что как раз Джэйми Сивес передавал необходимый образ Уилбура: замкнутый, молчаливый, угрюмый мужчина от 20 до 30 лет, который порой пугает своими взглядами в буквальном смысле и поступками, но приятно наблюдать было за тем, как он меняется в гораздо лучшую сторону, когда наконец-то начинает осознавать, что такое любящая и заботливая семья. А когда этот с таким трудом созданный счастливый мирок внезапно начинает содрогаться под напором нежданно пришедшей беды, то Уилбур берёт себя в руки и наконец-то перестаёт быть законченным эгоистом и берёт на себя ответственность. Наглядным подтверждением перерождения Уилбура может служить одна из кульминационных сцен у ледяной реки…
А спустя 17 лет Джэйми Сивес вновь встретился с английским актёром Эдрианом Роулинсом на съёмках нашумевшего сериала «Чернобыль». В «Уилбур хочет покончить с собой» Роулинс воплотил образ старшего брата, то есть заботливого Харбора, который пытается делами и словами наставить младшего брата на правильный путь, но он начинает разрываться между ним и своей возлюбленной Элис вместе с её дочерью Мэри. И как раз Харбор является тем связующим звеном, которое смыкает на себе разных людей, но тем самым и образовывает семью. И Роулинс показал очень искреннюю игру и жаль, что он не собрал столько наград, как Сивес, который взял премию кинофестиваля в Вальядолиде, а также был номинирован на Премию британского независимого кино и Европейской киноакадемии. Кстати, любой ярый поклонник «поттерианы» узнает в Роулинсе Джеймса Поттера, отца главного героя, а вот в Элис — актрису Ширли Хендерсон, которая замечательно воплотила образ Плаксы Миртл из той самой «поттерианы». И в «Уилбур хочет покончить с собой» Хендерсон тоже показывает достойную игру при всей неоднозначности её героини.
В отличие от «Итальянского для начинающих» Лоне Шерфиг отходит от основных принципов «Догмы 95», но школа скандинавского независимого кино видно невооружённым взглядом. И можно говорить, что некоторым условным наставником для Шерфиг стал Ларс фон Триер, к тому же в «Уилбуре…» сыграл Эдриан Роулинс, снимавшийся у фон Триера в драме «Рассекая волны» (1996). Но Шерфиг поняла, что для большего охвата аудитории надо немного отклоняться от правил «Догмы 95» и выходить на широкий рынок, поэтому «Уилбур…» был снят на английском языке. А дальше у Шерфиг появились «Воспитание чувств» (2008) и «Один день» (2011), поставленные уже за океаном, которые советую посмотреть всем чувственным зрителям в обязательном порядке. Но как раз «Уилбур…» стал тем шагом для Шерфиг, который раскрыл для талантливого режиссёра новые просторы для творчества.
7 из 10
4 августа 2021
Довольно странный фильм. Как история, рассказанная случайным попутчиком.
Харбор и его младший брат Уилбур — владельцы запыленного букинистического магазина, не приносящего никакого дохода. Харбор ведет дела и опекает Уилбура, который регулярно пытается совершить самоубийство и упорно отказывается от психологической помощи.
Элис — уборщица в той больнице, куда каждый раз привозят Уилбура после очередной неудавшейся попытки; она работает наизнос, чтобы отложить хоть немного на банковский счет дочери — на «черный день», и постоянно недосыпает. Она собирает книги, оставленные в больнице пациентами, и продает их Харбору — хоть какие-никакие, а деньги, а Харбор, которому она очень нравится, покупает их — себе в убыток.
Случай сводит всех троих под одной крышей, и — вот оно, долгожданное спокойствие и ровное счастье… Элис приводит магазин в порядок, Уилбур, воспитатель детского сада, сначала поневоле, а потом и с удовольствием начинает заниматься ее дочерью Мэри и возвращается к работе, а Харбор наслаждается ролью отца семейства. Но жизнь делает очередной резкий поворот…
Все действие происходит в двух местах — в магазине и в больнице, и у каждого из героев — у обоих братьев, Элис, врача-психолога Хорста, медсестры Мойры, у Софи, коллеги Элис — оказывается свой «скелет в шкафу», своя история, на фоне которой немного бледнеет душевная травма Уилбура — оказывается, не ему одному приходилось страдать. Все персонажи связаны между собой, как части одного паззла.
Актеры хороши — известные «неизвестные», мастера ролей второго плана: Ширли Хендерсон и Эдриан Роулинз (кстати, коллеги по «Поттериане»), Джулия Дэвис («Реальная любовь»), Мэдс Миккелсен («Казино Рояль»); здесь у каждого своя маленькая «главная» роль.
Фильм не вызывает бурных эмоций, и конец довольно предсказуем — но именно это и придает истории достоверность: все, как в реальности, напоминание о том, что никому не дано знать, что ждет его завтра, за следующим поворотом событий, о том, что даже в самые черные мгновения затухающий огонек надежды и любви к жизни может снова вспыхнуть ярким пламенем.
7 января 2010
Уже привычное отсутствие динамики такого рода кино не пугает, и не удивляет. Но перманентная обездвиженность лишь в кадре; главные же конфликты происходят у персонажей, как говорится, inside. Вообще все события как бы по-чеховски вне хронометражной линейки, за пределами экрана. И даже опорные точки будто размыты в многоточия, и рассредоточены по все структуре. Рассредоточены, правда, весьма умело.
Нельзя точно сказать, сколько лет, месяцев, или дней началось и кончилось в данной ленте. С одной стороны — прошло-то всего несколько знаменательных событий; то есть фактически, не будет ошибкой ограничится месяцем. Но с другой, это может и год, а может и больше. Дело в том, что Лоне Шерфиг то буквально бежит к одному событию, то неимоверно томно пробирается к другому.
Изначально может показаться, что проблематикой фильма станет суицид, человеческая невозможность к принятию жизни, ну и все такое. Но после очередной попытки покончить со всей этой бессмыслицей, автор сначала намекает, а потом и почти открытым текстом говорит, что, мол, все не так и просто. Главной проблемой, пожалуй, станет именно стимул для жизни. Или, может, его необходимость. В том смысле, что каждый нуждается в какой-то, абстрактной или материальной, поддержке для дальнейшего существования.
Как не сложно догадаться — основной поддержкой является любовь. Жертвами, почему-то, у Шерфиг стали мужчины. И, разумеется, имеются ввиду не только два сводных брата, и даже не врач и тот самый дальнобойщик. Отнюдь, автор, настаивает на масштабности проблемы. Она ссылается на повседневность, в которую, в итоге и превращается само кино. Но в этом нет ничего не то чтобы страшного, а даже отрицательного: Лоне четко действовала по задумке, и, значит, ей это удалось.
Но у каждой истории есть свой конец. Сложно сказать, что здесь он определен, собственно, как и начало: персонажи приходят из ниоткуда и уходят в никуда. Но еще сложнее определить настроение, на котором остановилась режиссер. С одной стороны — все не так уж и позитивно: смена ролей, смена образов; смена… Именно с другого ракурса все иначе. Перемены, как известно, к лучшему; жизнь, вроде бы, налаживается; ну, и любовь…
«… Ты даже не сможешь ее увидеть,
Ты никогда не заглянешь в ее глаза.
А думаешь только о том, как бы ее не обидеть,
Не веря в то, что она действительно зла.
Ты можешь с ней расцвести и засохнуть,
Она сожрет тебя, как цветок тля,
Но все равно лучше уж так сдохнуть,
Чем никого никогда не любя…» Dolphin — Любовь
15 октября 2009