Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.8 |
IMDb | 7 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Рядом с Лео |
английское название: |
Tout contre Léo |
год: | 2002 |
страна: |
Франция
|
режиссер: | Кристоф Оноре |
сценаристы: | Дьястем, Кристоф Оноре |
продюсеры: | Софи Делош, Серж Моати |
видеооператор: | Реми Шеврен |
композиторы: | Алекс Бопен, Док Матео |
художники: | Мари-Элен Сульмони, Пьер Канитро |
монтаж: | Шанталь Иман |
жанры: | мелодрама, драма |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 18 мая 2002 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 18+ |
Длительность: | 1 ч 28 мин |
Камерная драма от Кристофа Оноре той поры, когда он делал первые шаги в качестве режиссера и когда обрел славу скандального француза с непредсказуемыми поступками. «Близко к Лео» был создан по заказу телевидения, впечатленного дебютной рабтой молодого автора «17 раз Сессиль Кассар». Однако, доверившись Оноре, продюсеры явно не ожидали откровенной чувственной драмы о ВИЧ, смерти, суицидах, гомомсексуализме и родственных узах, по операторской подаче более близких к инцестуальным, чем братским. Конечно, «Близко к Лео» запретили к показу и на несколько лет положили на полку, пока не выпустили на DVD, когда Оноре уже входил в зенит своей славы.
Сам же фильм не о том, о чем вы могли подумать. Прежде всего, «Близко к Лео» повествует о восприятии смерти двенадцатилетним Марселем, который совершенно случайно узнает о том, что его старший брат Лео ВИЧ-инфецирован. Первоначальная злость на обман окружающих, утаивание такой важной правды, поначалу сменяется слезами откровений и раскаяний во время путешествия главных героев. Но Оноре, как и Лео, и Марсель слишком близко подошли к смерти, чтобы как в трогательном и душеспасающем голливудском фильме, избежать этой близости без последствий.
Реакция на положительный ВИЧ-тест в большинстве случаев неиндивидуальна. Инфецированные проходят болезненную и острую стадию осознания предрешенности и поспешной завершенности жизни. Вслед за этим, должно прийти осознание, что каждый прожитый день ценен, с ВИЧ можно жить, и порой это осознание кардинально меняет человека в лучшую сторону. Тем не менее эта стадия порой принимает формы смертельного отчаяния, и об этом отчаянии рассказывает Кристоф Оноре. История Лео — это история человека, который, чтобы как-то уцепиться за предательское существование, пытается вернуть отношения с возлюбленным, которого бросил, найти поддержку в семье и в своем младшем брате Марселе. Для Марселя же поездка в Париж станет травматическим опытом наблюдения падения близкого человека и неспособности ему помочь.
Можно было бы добавить, что фильм переполнен теплотой родственных отношений, но ранний Оноре теплоту не очень то и пестует. Визаульный ряд смущает, подавляет и компрометирует, и здесь нельзя с определенностью сказать, почему Кристоф Оноре пошел на такой рискованный шаг. Даже будучи не подготовленным к авторскому кино, невозможно не отметить, что взгляд Оноре на героев, и в особенности на мальчика, напоминает взгляд маньяка. Продюсеры, потребовав от режиссера удалить гомосексуальную сцену, то ли не заметили, то ли решили, что это недоказуемо. И сцена несостоявшегося секса Лео кажется обыденной и целомудренной в сравнении с кадрами, в которых камера скользит по обнаженным телам детей. Фильм о семье, столкнувшейся со смертью, вполне себе приличный, внезапно оказывается переполненым гомоэротикой, от которой бросает в краску.
Второй фильм Кристофа Оноре нехотя включают в фильмографию режиссера из-за телевизионного формата, несмотря на то, что плевал режиссер на формат с высокой колокольни. «Близко к Лео» — это полноценное художественное произведение режиссера, снимающего действительно авторское кино, неоднозначное, смелое и мудрое.
8 из 10
11 декабря 2010
Лиричная, безнадрывная повесть, чуть выходящая за рамки обычного рассказа о взрослении юного отрока, столкнувшегося с важными изменениями в жизни близких ему людей. Став явной, маленькая тайна большой семьи пробуждает в самом младшем, болезненный мыслительный процесс, размышления о себе, родителях и трёх других братьях, посчитавших, что он слишком мал для таких взрослых вещей.
От подслушанного разговора режиссёр пробрасывает нить к связям и родственным чувствам близких людей, контактами Марселя выявляя характеры и отношения в семейном кругу, обрисовывая круг терпимости и любви, родителей к детям и братской близости между собой.
Стремление взрослых уберечь мальчика от неудобного знания отзывается непокорностью, невесёлыми думами и обидой самостоятельной личности, имеющей свой взгляд на мир, свойства людей и их отношений.
Оноре своеобразно смотрит на проблемный конфликт, наполняя фильм гомоэротикой, местами рискованной, временами — откровенной, он скользит взглядом по телам делящих общую постель мальчишек-приятелей, устраивает ночное купание, постоянно сводя вместе разных мужчин, лишь однажды отвлекая Марселя альтернативным разговором с матерью своего товарища, чтобы, в конце концов, отправить с умирающим братом разбираться в его прошлом и своём будущем.
Много ценного дает фильму по-настоящему сроднившийся дуэт румянящегося в волнении Янисса Леспера (Марсель) и поражённого СПИДом, теряющего контроль над жизнью Пьера Миньярда (Лео), вместе осмысливающих ошибки и открытия, где горький опыт одного прокладывает путь к мужанию другого.
Не смерть, а жизнь, сложный мир радостей и соблазнов, близость с теми, кто рядом, ценность связи и любви — сюда стремится вниманием режиссёр, пряча где-то в стороне муки печального конца, оставляя всё взору живых, устремлённому в будущее.
7 октября 2009
Тема братских уз, продолженная Кристофом Оноре в качестве сценариста в фильме «Клан», впервые была поднята в его режиссерской ленте «Рядом с Лео».
Три брата — священная троица, мифологема, обнаруживающая себя в каждой второй народной сказе. Магии этого числа не удалось избежать и Оноре, который в конце фильма «сравнял» счет братьев. Иначе и не могло быть, потому что все вещи стремятся к порядкам, установленным природой. И как бы кто-то не сопротивлялся законам мироздания, ему все равно от них никуда не деться. Поэтому как бы самый младший брат не противился смертельной болезни старшего брата, он оказался перед ней бессилен. Все, что он мог сделать — подарить ему свою любовь, любовь во время чумы 20-го века.
В центре повествования отношения младшего брата Марселя и Лео, его старшего брата-гея, заболевшего СПИДом. Узнав о своей болезни, Лео отправляется в маленькое и последнее в своей жизни путешествие в Париж, чтобы воскресить призраки былой любви. Вместе с ним вызывается ехать Марсель. Их дорога — это путь навстречу друг к другу, сокращение эмоциональной дистанции, признание в том, в чем ранее признаться было просто не возможно.
Оноре, как всегда, снимал неспеша, плавно, размеренно, уделяя внимание деталям и тонким нюансам отношений. В купе с оператором, режиссер балансирует на границе запретного эротизма и чувственной эстетики мужского тела, отправляя камеру в медленное плавание по полуобнаженным телам самых юных героев, бесстыдно рассматривая их с головы до ног, любуясь каждым сантиметром их кожи.
Атмосфера всего фильма непринужденная, без лишнего драматизма и накала страстей, естественная и по семейному теплая. Фильм оставляет положительные эмоции. Режиссер взывает к семейным ценностям и добрым человеческим отношениям, в которым есть место каждому, но не всегда находится место самым маленьким членам семьи. И тогда кто, если не старший брат, поможет самому младшему стать взрослее и ближе к своим родным.
7 августа 2009