Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.9 |
IMDb | 7.5 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Открытые сердца |
английское название: |
Elsker dig for evigt |
год: | 2002 |
страна: |
Дания
|
режиссер: | Сюзанна Бир |
сценаристы: | Андерс Томас Йенсен, Сюзанна Бир |
продюсеры: | Йонас Фредериксен, Вибеке Винделов, Петер Ольбек Йенсен, Карен Бентзон, Сиссе Граум Йоргенсен |
видеооператор: | Мортен Сёборг |
композитор: | Еспер Винге Лайснер |
художники: | Уильям Кнуттел, Стайн Гудмундсен-Холмгрин |
монтаж: | Пернилла Беч Кристенсен, Томас Краг |
жанры: | мелодрама, драма |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Сборы в США: | $136 170 |
Мировые сборы: | $1 692 272 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 23 августа 2002 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 18+ |
Длительность: | 1 ч 53 мин |
Похоже, я прочно подсела на сканди муви. Занятно, что в юности у меня даже был самоучитель шведского языка.
И опять душещипательная история от скандинавов, снятая Сюзанной Бир. На первый взгляд, ничего особенного. Просто драма, приправленная сюжетом о том, как нелепая автомобильная авария сталкивает две пары и рушит их жизни. Просто, да не просто.
Каково это - жить с открытым сердцем? Когда его ранили, и шрам еще не зажил… И неизвестно, заживет ли когда-нибудь? В английском есть поговорка: «to wear a heart on one’s sleeve», что в буквальном переводе значит: «когда сердце у тебя на рукаве», то есть душа обнажена.
Вот так бывает, когда эмпатия перерастает в любовь, и все так перемешано, что ты уже не знаешь, где и что. Очень хорошо об этом сказано у Пастернака:
«Не плачь, не морщь опухших губ.
Не собирай их в складки.
Разбередишь присохший струп
Весенней лихорадки.
Сними ладонь с моей груди,
Мы провода под током.
Друг к другу вновь, того гляди
Нас бросит ненароком.
При хронометраже почти в два часа «Открытые сердца» больше напоминают короткий метр. Наверное, своим стилем повествования и операторской работой, близкой к документальной съемке.
Со стороны Мари, жены главного героя, было очень опрометчиво и наивно просить своего мужа утешить Сесиль, невесту сбитого Мари прохожего. На что Мари рассчитывала? Никогда, слышите, никогда не просите своего мужчину помочь тет-а-тет одинокой, в растрепанных чувствах подруге, знакомой, соседке, коллеге, даже если вы на сто процентов уверены в обоих, ибо человек слаб!
Кроме того, как так можно – спокойно сидеть и отмечать день рождения после того, как несколько часов назад ты кого-то сбила машиной, судьба этого человека неизвестна, и ничего хорошего, судя по всему, не стоит ожидать? Так что, как мне кажется, Мари в чем-то заслужила этот ад. Ей просто прилетел бумеранг, чего она упорно не захотела понять. Не дай бог, конечно, но я бы на ее месте провела всю ночь в больнице, моля вселенную о том, чтобы сбитый мною человек выжил.
Определенно, у режиссера был опыт общения с тяжелобольными людьми, потому что тему страшного недуга можно проследить как минимум в трех ее фильмах – «Открытые сердца», «После свадьбы» и «Месть». Сюзанна Бир демонстрирует глубокое понимание стадий изменения психики, через которые проходят ее пораженные болезнью герои – гнев, неприятие и отрицание ситуации, жестокость, грубость и язвительность по отношению к близким и окружающим людям, истерика и, наконец, смирение.
На мой взгляд, настоящая драма разворачивается именно ближе к концу фильма, когда не происходит ни войны, ни катаклизмов, все идет своим чередом, но человеческая жизнь настолько перевернута, и душа настолько разорвана в клочья, что слезы льются в три ручья, и их сложно остановить. Чувство неотвратимости, потерянности и беззащитности перед судьбой передано режиссером очень хорошо – когда ты понимаешь, что сломлен, но ничего не можешь с этим поделать. Что бы с тобой ни произошло – город будет жить своей жизнью, люди буду идти мимо по своим делам, времена года будут сменять друг друга. Просто в какой-то момент тебя не станет – физически или морально. «Нам просто не повезло», - говорит один из участников этой злополучной четверки. Что ж, не повезло.. Так бывает. Только как жить с этим дальше?
И все же хочется закончить на позитивной ноте. Вид Мадса Миккельсена с голым задом в дУше вдохновляет:) Я не знаю, в чем тут дело, ведь он совсем не красавец, но что-то в нем определенно есть!
8 из 10
28 августа 2024
18+
Есть две пары. Один человек из этих пар вышел из машины и попал под другую, которую вела дама из другой пары. И всё это видела половинка пары того, кого сбили. Ничего не понятно? Вот такой и фильм. Или ничего непонятно потому, что опять чем-то параллельно занимаемся, СМИ читаем, как всегда.
Снято камерно... или как там говорят. Короче, простенько, видно, что даже камера непрофессиональная. Постоянно в кадре недостаток освещения, видать только при естественном свете снимали. Хотя это свою аутентичность и создаёт в итоге.
Короче, парень перестал ходить (который попал под машину). Женщина, которая его сбила переживает, его девушка тоже... только муж женщины не переживает как будто бы. Ну ещё бы - ведь это сам Мадс Миккельсен, хладнокровный Ганнибал, как мы знаем.
Чем может помочь Ганнибал девушке, у которой муж-инвалид, да ещё и в расстроенных чувствах, отвергающий свою половинку? Съесть её глазами, предварительно согрев в объятиях, доведя её до нужной романтической температуры-консистенции? И тут Оранжевая вслух: 'Вот бы меня хоть кто-то довёл до нужной консистенции...'- и оборвала речь, поняв, что глаголит свои мысли языком и ротиком на всю Вселенную.
Почему-то всем женщинам нужна страсть, огонь, полыхание. Они без этого не могут. Могут усиленно и долго делать вид, что им это не надо, но потом всё равно срываются при ровном случае. Посмотрите просто на КП - огонь-баба!
А вообще, измены такие жгучие вещи-штуки. Столько фильмов о них под разным ракурсом и с разным вкусом снято. Видать действительно они многим знакомы не понаслышке.
В остальном смотрим на быт и жизнь в какой-то стране начала нулевых. Ходим там по парку, ездим куда-то, исследуем квартиры, посещаем магазин, наведываемся частенько в больницу. Смотрим, как кто-то любовью занимается... нет мы не извращенцы, но смотрим, смотрим, наблюдаем, смакуем.
24 октября 2023
Легендарная Догма 95 как много по настоящему хороших фильмов она испортила. И ведь под её эгидой снимало немало действительно талантливых и самобытных авторов. Но пройдя через суровые, а главное бессмысленные ограничения накладываемые данным манифестом, все они в итоге выдавали технически отвратительные, а главное однообразно снятые фильмы.
При этом сама история рассказанная в фильме интересная и жизненная, в ней хватает реально непростых моральных дилемм. Самой поверхностной из которых являются обязательства перед безнадёжно больным человеком. Может ли его партнёр строит свою жизнь дальше или до конца дней обязан ухаживать за инвалидом. Да и в целом где проходят границы заботы и начинается притеснение. Концептом фильм частично перекликается с Рассекая Волны, но взгляд режиссёров на похожую ситуацию оказался разным.
Очень любопытно показаны отношения между главными героями, по идее девушка должна ненавидеть человека чья жена, пусть не преднамеренно сломала его жизнь. Но между ними начинается роман, в котором оба считают себя виноватыми перед близкими людьми и перед друг другом. И их история развивается максимально закономерно и реалистично, не упирая на излишнюю мелодраматичность ситуации.
Хороший идейно фильм, который очень тяжело досмотреть до конца из-за отвратительной манеры съёмки.
6 из 10
26 ноября 2017
Очень своеобразный фильм. С одной стороны чуть затянутая драма, но с другой история, которая заставляет задуматься о том, как одно событие перечеркнуло жизни нескольких людей одновременно.
Йоаким — законченный эгоист, который не щадит чувств людей, пытающихся проявить сочувствие и заботу по отношению к нему, упивается своей беспомощностью. Он слишком несправедлив к девушке, которая должна была стать его женой, если бы не катастрофическая случайность. Его действительно было бы жаль, но это поведение и нежелание бороться за свою жизнь, возможное хоть и зыбкое подобие счастья, перечеркивают всякое сострадание. Он сам разрушил то, что еще было возможно сохранить.
Нильс — примерный семьянин, проживший всю жизнь с женой и детьми. Но в своем стремлении утешить, успокоить девушку зашел слишком далеко. Размеренная и до безобразия однообразная, унылая жизнь с типичными праздниками, буднями и проблемами, которые повторяются из года в год, утомили его. Думаю, что он желал перемен в своей душе. Хотел чего-то нового или старого, но очень давно и напрочь забытого, способного всколыхнуть его. Так и произошло. Но это никак нельзя назвать любовью. Загнанный человек, который не смог вовремя остановиться. Его по-своему жаль.
Сесиль — молодая девушка, которая сама не знает, чего хочет от жизни. Посвятить ее искалеченному жениху или же обрести новое счастье. Она не осознает в полной мере результат своих действий, не отдает отчета в том, что наносит непоправимый вред, который оборачивается болью других людей. Ее можно понять и посочувствовать, но нельзя строить свое счастье на несчастье других! Нельзя воровать чужую жизнь, чтобы восполнить свою! Это бесчестно!…
Зачастую мы сами становимся причинами собственных неудач, несвоевременно используя внутреннюю энергию и уверенность. Обстоятельства рождаются и изменяются самими людьми. «Жертва обстоятельств»- лишь слова, оправдывающие человека в глазах самого себя.
15 октября 2017
Как человек, позволяющий себе любовь к сослагательному наклонению, я часто задумывалась о возможности жить в обездвиженном состоянии. Правда, в моих незрелых представлениях подобная ситуация всегда была покрыта неким романтическим флёром «вечной любви» и пр. Жизнь, к сожалению, гораздо реалистичнее (ну, конечно, это ведь жизнь, всё-таки), и кино ставит определённые реалии, этого пресловутого флёра лишая. Не то чтобы главный герой открыл Америку, рассказывая, что будет происходить с его организмом и намеренно зарываясь в скорлупу отшельника; нет. Просто прямота вИдения нового бытия, причем безысходного, по сути, — поразила. «Всё как-нибудь наладится» — это временная формула нормальности дальнейшей жизни в таких ситуациях; но человек, смотрящий на неё изнутри, не так слеп и представляет всё гораздо прозрачнее и яснее. В этом заслуга главного героя. К счастью, ему уделили времени достаточно (на мой взгляд) для раскрытия персонажа, а не так (как это часто бывает) — «оставим это в сторонке и займёмся любовью — главных героев».
И чувства здесь, наверное, честнее, чем в большинстве кинематографических случаев. Нет нарочитого пафоса, «сильных женщин и мужчин» и красивых сцен. Всё «по-настоящему», что ли. Истерика значит истерика; «ухожу не значит ухожу». Сомнения свойственны человеческой натуре, и здесь они не картинны. Нет никакой лишней музыки, а та, что сопровождает Сесиль в её плеере, подходяща, скорее, не для фильма, а для неё; так, словно автор картины не заботится о том, как это будет выглядеть для зрителя, но заботится только о ней, Сесиль, и о том, что сейчас реально и нужно ей самой.
Получилась очень реальная ситуация, «заснятая на камеру», без дополнительной прорисовки в духе «вот здесь нужно упасть и заплакать», а «здесь включить пафосную музыку». Довольно тщательно препарировано для нашей жизни: не в смысле режиссёрской «кухни», а в плане отображения случайностей и последствий так, как оно есть.
7 из 10
19 сентября 2017
Минимализм кадров как противопоставление бесконечности боли. В центр спирали устремляются шаги. Это — история любви, Уроборос чувств. Иоаким и Сесиль собираются пожениться, но авария перечеркивает всё. Иоаким остался жив, но так, что желает себе смерти. Сесиль ищет поддержки у Нильса, врача. Но проблема в том, что её жениха случайно сбила на машине жена Нильса.
Ад — неисполнимые желания. Когда что-то идёт не так, как тебе хочется. Когда нет ни сил, ни возможности изменить что-то к лучшему. Мне лишь примерно представляется, что чувствует парализованный парень, у которого больше не будет полноценной жизни. Я лишь косвенно могу себе объяснить, как можно искать утешения в другом мужчине, когда он необходим, как обезболивающее. Мне как-то вскользь понятно, почему врача потянуло к горюющей Сесиль. И возможно, одну сотую отчаяния женщины, которую бросил муж, сумею описать для себя.
Сюзанна Бир поставила фильм в духе манифеста «Догма», под номером 28. Рваный монтаж, обнажённые лица, жизнь неприкрытая. И вставки мыслей. Как часто мы не говорим и не делаем того, что хочется. Эту острую печаль отобразила автор в скрещивающихся руках, взглядах и объятиях. Интересно, это невысказанное потом взрывается однажды или просто отравляет организм, убивая его? Мы старимся из-за трусости и неверия?
В финале от четырёх персонажей остаются руины. Руины замков в четырёх частях света. Как они сумеют передать друг другу весточку? Отправить с посланием птиц? Те могут улететь в другую сторону, принести письмо неверному адресату или.. тот, кому посланы слова с заключёнными в них эмоциями, вообще не поймёт птичьего языка. Через корни деревьев и трав? На это уйдут столетия, и можно не дождаться ответа. Передать его с облаками? Но ветер игрив и переменчив. Это не про открытые сердца, а про взломанные грудные клетки. И то время, сколько сердцам осталось биться в агонии.
10 из 10
23 февраля 2017
Главный герой абсолютно нелепо и по-дурацки попадает в аварию, в которой он, к слову, не виноват — и оказывается парализованным. Совсем. Напрочь. При этом у него наличествует юная невеста — и напрочь отсутствует какое бы то ни было желание себя вытащить из пучины осознания собственной никчёмности. Да, это прям как вот в «Рассекая волны» у фон Триера — только честно.
На самом деле, ситуация до смешного патовая, потому как главная героиня до последнего искренне пытается объяснить своему возлюбленному, что любит она вообще-то его, более того — плевать ей на его паралич и согласна она ухаживать за ним, работать на пяти работах и всячески ему помогать. И книжки читать. И в нос целовать. И вообще — ну пытается она доказать, что её всё устраивает. Но, как вы сами понимаете, без толку — потому как мужчина, осознавший себя немощным, это хуже стены, если честно-то говорить. Ему уже ничего не втемяшить в голову, кроме как того, что, при таком уж раскладе, проще тогда и в правду помирать — потому как какой тогда смысл вообще в самом факте существования?
Однако же, Бир решила развернуть ситуацию прям накалив её до предела — помимо главного героя наличествует ещё и доктор, по совместительству являющийся ещё и мужем виновницы аварии. И, как вы можете понять, он искренне сопереживает случившемуся горю, но, стоит отметить, изначально не скрывает и интереса к главной героине. И вот тут начинается экшн — потому как, с одной стороны, главная героиня действительно всячески пытается наладить отношения с несостоявшимся супругом, но, с другой стороны, и внимание со стороны этого самого доктора ей, как замученной бедной несчастной девушке, абсолютно без вины виноватой, тоже вполне приятно и лестно.
И всё было бы более чем предсказуемо и банально, если бы не одно «но» — как оно обычно у Бир и бывает, прямо в середине повествования и в виновнице аварии, и в самом нашем бедолаге-паралитике вдруг, с места и в одночасье, просыпается ревность. А ревность у датчан — это примерно как третья мировая вместе с ракетами и химическим оружием.
Чем дело заканчивается — это вы сами уж посмотрите.
10 января 2017
Какой интересный актер Мэдс Миккелсен! Как широк диапазон его ролей. Вот и в этом фильме, когда он начинает объясняться с женой, этого человека по настоящему искренно жаль.
Как быстро любовь пускает корни в наше сердце и как долго ее приходится оттуда доставать. Жил человек с женой и тремя детьми и все было хорошо в этой дружной семье. Но вот перед чужим горем он устоять не смог. Бедная девчонка, превратившаяся в одночасье из счастливой невесты в сиделку парализованного человека была так убедительна в своем горе, что мало какой мужчина устоял бы. Вот и наш герой пришел на помощь.
Как он был счастлив в мебельном салоне! Его смех, блеск его глаз все выдавало в нем влюбленного мужчину. И как его глаза полные жалости к себе и к окружающим в сцене объяснения с женой! И даже понимая, что его любовь обречена, он уже был не в состоянии повернуть назад. Хорошо, что в фильме хоть один человек сумел трезво оценить ситуацию. Наверно не только я остаюсь в задумчивости. Как лучше поступить герою? Остаться с любимой девушкой или с уже нелюбимой женой. Дети так быстро растут и родители отходят на второй план. Что ждет героя впереди?
В фильме открытый финал, я думаю это даже хорошо. Но в любом случае фильм интересен и поучителен.
14 августа 2016
У молодых, как и у взрослых, нередко наступают душевные кризисы. Лекарство от них только одно — любовь.
Нильс — заботливый семьянин, врач-психотерапевт, верно любящий свою жену и детей. Трудовая рутина и невзрачность жизни заглатывают его, не оставляя место для чувств.
Йоахим — возлюбленный Сесиль, который попадает под машину Мари (жена Нильса). Он прикован к постели до конца своей жизни. Эта мысль шокирует его и вынуждает отказаться от своей невесты.
Сесиль — молодая девушка, получившая предложение от своего возлюбленного Йоахима. После случившийся трагедии, она погружается в депрессию. Убитая горем, Сесиль изливает душу Нильсу. Единственному, который сумел поддержать ее в этой непростой ситуации. Однако, в своих утешениях он заходит слишком далеко.
К чему приводит такая «открытость»? Нильс и Сесиль, которые так нуждались в любви, поддержке и переменах, нашли всё это друг в друге. Они приняли эти чувства за любовь, что было огромнейшей ошибкой, которая сделала многих несчастными. Нужно ли осуждать персонажей за такие поступки? Нет. Все это было по наитию. Каждый из них знал, что рано или поздно их любовной связи придет конец.
В этом фильме прекрасно прослеживается человеческая психология. Каждый поступает так, как говорит сердце и требует душа. Картина максимально приближена к реальности (Поэтому относится к «Догме-95»).
Несмотря на недостатки догмы (разрешение картины, освещаемость), актеры потрясающе справились со своей задачей. На их игре держится весь фильм. Особенно хочется выделить молодого Мадса Миккельсена, прекрасно изобразившего человека, потерявшегося в чувствах.
30 января 2016
Очередная крепко сбитая мелодрама от Сюзанны Биер (думаю, именно так правильнее произносить ее фамилию), снятая пока еще в «кондовой», ортодоксальной догме.
При правильно подобранном сюжете Догма позволяет творить чудеса: щемящее чувство тоски и пустоты рвёт душу, а за героев фильма переживаешь каким-то иным, нетипичным для других фильмов способом.
В этой картине с сюжетом всё в порядке — тут есть и личная драма, и семейная, и любовная. Зерно цифровой плёнки и многозначительные паузы в диалогах передают все переживания и душевные метания героев весьма гармонично. Изредка используемая инфракрасная камера фиксирует фантазии и мысли героев в те моменты, когда так хочется ощутить простое человеческое тепло, но это лишь мечты — мир по Сюзанне Биер холоден и равнодушен. Единственное спасение, которое ждёт нас всех, это банальное время. «Всё как-нибудь наладится», — говорит измученная моральными терзаниями Сесиль, и нам остаётся только кивнуть в ответ. Время — лучший терапевт, нужно только держать сердце открытым и ждать, ждать, ждать.
8 из 10
28 сентября 2015
Мир вокруг — изменчив и непостоянен, он рушит одни судьбы и сплетает воедино другие, он флуктуирует, рождая новые случаи, которые ещё сильнее запутывают людей, не оставляя шансов сосредоточенно развязать узлы, сдавившие конечности, туловище, горло. Время не идёт вспять, ту паутину, в которой не посчастливится увязнуть человеку, придётся рубить чем-то грубым и острым, рискуя в боевом запале отсечь помимо узлов и нечто важное. Мир вокруг — череда случайностей, складывающихся в общую картину и управляющих судьбами. Чтобы убедиться, нужно лишь на мгновение ощутить себя частью этого броуновского движения, где каждая частица тащит за собой целое полотно окутавших её пут.
По глупой случайности мир смывает за борт одну потенциальную семью — игра в поцелуи на дороге всегда чревата авариями. Следом яростные волны начинают подтачивать сваи, на которых уже второй десяток лет вполне крепко стоит другая семья. И процесс этой жизненной энтропии не остановить — этому мешают человеческие слабости — всё рано или поздно рушится и выходит из равновесия, стоит только слегка подтолкнуть. И с новым витком паутины страдать от одного печального, но вполне обыденного события, приходится уже не двум, а семерым людям.
Сесиль, не желает бросать парализованного парня, несмотря на все его неуклюжие и жестокие попытки дать возлюбленной индульгенцию и убедить не тратить на себя время и силы. В такой вдвойне тяжёлый период девушка нуждается в поддержке, получить которую ей в принципе неоткуда — ни друзей, ни родных, кто смог бы утешить. И тут на горизонте, словно луч света нового дня, появляется врач-психотерапевт. Впрочем, не важно, кто он и насколько хорош собой. Открылась бы она нараспашку перед любым мужчиной, вовремя подставившим ей плечо, не замечая за душевными муками, рушится ли за той мужской спиной чья-то семья и жизнь. Девушке требовалось любовное плацебо в тот посттравматический час, и она его получила.
Нильс, зашедший слишком далеко в деле утешения пациентки, прекрасно знал, к каким последствиям приведёт этот нежданный роман. У него благополучная в целом семья, да и сам он никогда прежде не изменял, если верить его словам, однако стучащийся в дверь кризис среднего возраста и жалость к девушке ослепили и затуманили разум. Необходимость почувствовать себя молодым, как прежде, отцу троих детей оказалось гораздо важнее близких. И сердце мужчины, вероятно, было готово принять новое чувство, жадно впитывая его в себя. Подвернись ему на пути любая другая девушка — всё пошло бы по тому же сценарию. Это скорее прихоть, чем настоящая любовь, волна чувств, вкус которых остался где-то очень далеко в юности: эгоистичное чувство, неконструктивное, недолговечное. Вслед за волной наступит отлив и в разум должны вернуться серьёзные мысли о том, что дома ждут дочка-подросток и два маленьких сына, нуждающиеся в отце.
И некого здесь винить, некого осуждать, незачем давить моралью. Всё старо, как сам мир, всё неоднозначно, как сама жизнь. Снятая в рамках «Догмы 95» картина, неприкрыто реалистична. Нет ни лоска, не отточенности в этом несколько неряшливом документальном взгляде. Аскетичный антураж, пренебрежение декорациями и манера съёмки не создают иллюзию нового мира по ту сторону экрана, они подчёркивают замысел парадигмы — фиксировать привычный мир без прикрас. Никаких ответов, нравоучений, лишь открытый финал: а что же станется завтра?
19 июля 2013
Когда на SFF впервые презентовали датскую программу, я еще не знал Сюзанну Бир, не слышал ничего толком о Догме 95 и не интересовался Мадсом Миккельсеном. Раньше мне это ни о чем не говорило. Зато сейчас все эти пункты уже заинтересовали меня, поскольку Мадс стал любимчиком, а Сюзанна оставила очень приятное впечатление от своей оскароносной «Мести». Вот только с проектом Догма 95 у меня никак не складывается симпатия. Хотя эта мелодрама пока что лучшая из всех фильмов Догмы, которые я смотрел.
Натуральность съемки очень хорошо гармонировала с простым сюжетом. Тут нет никаких ухищрений. Все именно так, как написано в синопсисе. Мари сбивает Иоакима, которого в результате аварии парализовало. Его невеста Сесиль не менее подавлена, чем он сам. Муж Мари, Нильс, начинает утешать и подбадривать Сесиль, пока сам не влюбляется в эту молоденькую девушку. В общем, не было бы счастья, да несчастье помогло. Как видите, ничего особенного в сюжете нет. Но в этой простоте есть своя изюминка. История кажется вполне реальной. Поэтому мне было интересно смотреть, кого выберет Сесиль, что будет делать Мари, если узнает об измене мужа и т. д.
В сложившейся ситуации я не стал бы никого обвинять. Сесиль можно понять. Тем более она не отказалась от Иоакима. Нильс тоже не просто так закрутил интрижку на стороне. У него с женой свои заморочки были. В интересную ситуацию попала Мари. Вроде имеет полное право обижаться на Сесиль, а вроде как сама дала толчок. Концовка мне понравилась. Это наиболее логичный и правдоподобный вариант. Про Мадса Миккельсена не стану говорить. Он хорош, как всегда. Его супругу сыграла Паприка Стеэн, которая уже не раз снималась в фильмах Догмы 95. Там же я видел Соню Рихтер («В твоих руках»). А Николай Ли Каас попадал в мою датскую программу в фильме «История чужой любви». Еще в «Реконструкции» его видел.
В общем, всю четверку уже знаю, поэтому смотреть было еще интереснее. Вполне нормальное кино, хоть и не открывает ничего нового. Просто фильм о том, что такое может случиться в жизни с самыми обычными людьми. Так что, не стоит никого осуждать. Чувства каждого из этой четверки мне были понятны.
6 из 10
23 июня 2013
Одна из рецензий на этот фильм называлась «Судьба бьет четырех одним ударом», и, пожалуй, эту фразу можно было бы сделать его слоганом. В оригинале фильм называется «Любить тебя вечно», и в этом кроется грустная ирония — ведь никому из персонажей этого любовного квартета не удается любить вечно. Потому что в мире нет ничего вечного. Именно об этом напоминает Сюзанна Бир, которая, несмотря на приверженность манифесту «Догмы», осталась верна себе и сняла очень женское кино о любви и семье, о том, какими хрупкими являются все отношения и насколько безжалостна реальная жизнь, о которую клятвы в вечной любви бьются, словно хрустальные бокалы о каменную стену.
Счастье молодой пары Йоакима и Сесиль было разрушено в один миг, когда Йоаким оказался под колесами автомобиля, навсегда оставившего его парализованным. Но в этот момент дала трещину и счастливая семейная жизнь Марии, оказавшейся за рулем злосчастной машины. Терзаемая чувством вины, она сама заставила мужа, работающего врачом в больнице, куда доставили Йоакима, утешать несчастную Сесиль и тем самым невольно подтолкнула его к супружеской измене.
Синопсис истории, на первый взгляд кажущейся такой простой и типичной для мыльной оперы средней руки, на деле оборачивается сложном и запутанным сюжетом, в котором, как зачастую в реальной жизни, нету правых и виноватых, словно Бир своим произведением шлет привет бергмановским «Сценам из супружеской жизни». У каждого героя своя правда. И благодаря правилам «Догмы», по которым актеры должны не четко придерживаться сценария, а лишь пытаться наиболее правдоподобно передать эмоции персонажей, зритель оказывается полностью погруженным в атмосферу фильма и не способен оставаться равнодушным к происходящему. Реальность происходящему добавляет и псевдодокументальная манера съемки.
Паприка Стеен и Мадс Миккельсен более чем убедительны в роли Мари и Нильса, счастливой семейной пары средних лет, воспитывающей троих детей, которые в попытке искупить свою вину, разрушают то, что казалось прочным и нерушимым.
«Ты не можешь получить все, что хочешь. Просто не можешь. Тебе придется выбирать», — говорит Нильс своему сыну. И в этом заключается его собственная трагедия. Он настолько привык быть честным перед женой и самим собой, что не может унизить ее жизнью во лжи и считает себя обязанным сделать выбор, который сделает несчастными тех, кто ему дорог.
Совершенно прекрасна Соня Рихтер, исполнившая роль разлучницы Сесиль. Она настолько повержена обрушившимся на нее несчастьем и вместе с тем так стойко сносит оскорбления и холодность Йоакима и готова к самопожертвованию, что даже дочь Нильса Стина не в состоянии ненавидеть ее и готова принять выбор отца.
Николаю Ли Косу потрясающе удалось передать перемены, происходящие с его персонажем. Можно физически ощутить, как желание жить покидает сильное прежнее тело Йоакима, как гаснет свет, горевший раньше в его глазах, как он сначала ожесточается, а затем сдается и тихо угасает, покорившись судьбе человека, навечно прикованного к постели. Ярость, переполняющая его настолько сильна, что он вынуждает Сесиль, а вместе с ней и зрителей, возненавидеть себя. Нанести удар прежде, чем его нанесут ему, пусть даже не желая того. Прежде, чем та, кого он любит, бросит ему в лицо упреки о своей загубленной жизни.
Весь фильм сыгран на одном натянутом нерве, но вместе с тем в нем отсутствует надрыв, присущий мелодрамам. Напряжение прорывается наружу лишь временами: в горьких слезах Марии, в обиде Стины, в пьяном признании Нильса, в попытках Сесиль вернуть расположение Йоакима. Большую же часть времени герои стараются вести себя максимально сдержанно, стыдливо отводя глаза от тех, кто не привык скрывать свои мысли и эмоции, как, например, бравирующий своим цинизмом друг Нильса. Они стараются ничем не выделяться из той толпы, что идет по улицам вечернего города. Они такие же, как мы. Обычные люди, в душах которых иногда бушуют самые настоящие бури.
Открытым финалом Бир словно захлопывает объектив камеры, следящей за судьбами персонажей, и возвращает зрителя в реальный мир, оставляя за ним право придумать завершение старой как мир истории. Ведь даже если рушатся жизни отдельных людей, жизнь все равно продолжается…
23 февраля 2013
Йоахим и Сесиль любят друг друга и собираются пожениться. За ужином в маленьком ресторанчике Йоахим делает Сесиль предложение, и она отвечает согласием. Но все их планы рушатся уже на следующий день: Йоахим попадает под машину и оказывается полностью парализованным. Серьёзная травма позвоночника превращает вчера ещё абсолютно здорового парня в овощ. Осознание этого заставляет Йоахима озлобиться на весь мир и в том числе на невесту. Сесиль пытается его утешить, но Йоахим впадает в отчаяние, гонит возлюбленную прочь, не веря в искренность её чувств и не желая становиться для неё обузой.
Осознавая свою беспомощность, Сесиль изливает своё горе доктору Нильсу, чья жена Мари была за рулем злополучного автомобиля, сбившего Йоахима. Нильс искренне сочувствует Сесиль, но в своих утешениях заходит слишком далеко. Его симпатии к Сесиль постепенно перерастают в нечто большее. Их тайный любовный роман становится явным и разрушает семью доктора. Нильс, раз за разом приезжая к Сесиль, никак не хочет понять, что он для неё — не новая любовь, а всего лишь объект замещения нереализованных чувств к Йоахиму…
По всем параметрам «мыльная опера» в режиссуре датчанки Сюзанны Биер обретает статус современной трагедии, которую отличает от трагедии классической наличие чувства юмора, в данной ситуации носящего чёрный оттенок. Но именно юмор противостоит здесь безысходности и тому экзистенциальному кризису, из которого герои отчаянно пытаются выкарабкаться, хватаясь за первое, что подворачивается «под руку».
Но, идя на поводу слабостей друг друга, они лишь усугубляют положение, загоняя и себя, и близких во всё более безвыходную ситуацию, в которой чувства, лишенные воли и завязанные преимущественно на сексе, ровным счетом ничего не значат. Потому добросердечные люди с открытыми эмоциями в своем искреннем стремлении оказать помощь другим делают им только хуже и больнее. Результатом «причинения добра» становится распад отношений.
Фильм Биер соединяет в себе мотивы двух сюжетов — «Нежной кожи» (1964) Франсуа Трюффо и «Рассекая волны» (1996) Ларса фон Триера, однако не следует ни за одним из них буквально. Но так же как у Трюффо и Триера правда «Открытых сердец» обыденна и очевидна: человек по определению слаб и грешен, но за свои грехи он не заслуживает ни гнева, ни наказания, а только понимания, снисхождения и любви.
Максимально приближенная к жизни картина получила сертификат «Догмы-95». Знаменитый манифест «бородатых комитетчиков со зловещим блеском в глазах» поначалу казался своеобразной инквизицией, вздумавшей учинить расправу над кино в год его столетия. Свод строгих предписаний, многочисленных табу, почти тотального «нет» — декорациям, искусственному освещению, съемке на кинокамеру… — предстал эдаким датским киновариантом «испанского сапожка».
Однако несколько десятков «догматических лент» (из которых каждая вторая имела датское происхождение) сыграли роль аналогичную той, что выполнила в конце 1950-х французская «Новая волна». В пику в конец «заспецэфеченному» Голливуду «Догма» вовремя напомнила, что главным в кино по-прежнему остаются отношения людей. Она проникла в центр человеческих конфликтов, сделавшись как бы случайным свидетелем сердечных переживаний. И оказалось, что они продолжают быть всё такими же глубокими, нетривиальными и чувственными, какими были у классиков.
22 октября 2012
Фильм «Открытые сердца» входит в цикл «Догма 95», из которого я на данный момент видел лишь ленту «Идиоты» режиссера Ларса фон Триера. И вот эти самые «Идиоты» настроили меня таким образом, что от фильмов этого цикла я ждал нечто экстраординарное, скандальное, не только выхода за рамки жанрового кино, но, в конечном счете, создания нового направления в кинематографе. И если бы это было невозможно, то ждал как минимум чего-то спорного, вызывающего полярные мнения, смелого эксперимента. И уж точно не ждал обычной мелодрамы, снятой почти по всем канонам догмы, но в итоге так мало отличающейся от майнстремовских фильмов.
По сюжету «Открытых сердец» парень Иоким и девушка Сесилия собираются пожениться. Но после несчастного случая, в результате которого у Иокима парализовывает все тело, отношения между ними становятся очень непростыми. «Мы живем в странном мире». В мире, где судьбы многих людей взаимосвязаны. Неожиданно трагедия Сесилии и Иокима становится причиной трагедии еще одних людей, а точнее семьи (Нильс и Мари с тремя детьми), счастью которой как будто бы ничто не угрожало. «Благими намерениями выстлана дорога в ад». Нильс и Мари в очередной раз доказывают состоятельность этой поговорки. Ведь это они герои с «открытыми сердцами», которые, стремясь помочь, влезли в чужую беду и тем самым выстлали себе ту самую проклятую дорогу. И кульминация фильма, когда Нильс и Мари пытаются выяснить, кто из них двоих виноват в том, что отношения дали трещину, является самым пронзительным и эмоционально ярким моментом в фильме.
«Открытые сердца» — это интересная, хорошо разыгранная актерами история. При этом явно не претендующая на новаторство в рамках догмы, без откровений, без особого углубления в характеры героев и в силу самой концепции «Догмы 95» ущербная по визуальному ряду. Да, хорошая «уютная» мелодрама, но не более того.
6,5 из 10
22 апреля 2011
Фильм заставляет переселиться душой в каждого из героев.
Сначала немного теряешься от необычной манеры датского кино — как будто простой человек снимает урывками моменты жизни одного из своих знакомых, периодически разбавляя обычную пленку зернистой — как обычно бывает в нашем воображении, рисующем желаемые развития ситуации, — но потом втягиваешься в этот процесс сам и чувствуешь, что ты и есть тот человек, который снимает. И вроде кажется, что ты знаешь этих людей уже давно.
Практически никакой косметики, нет отретушированной внешности, всё так, как есть на самом деле. Лица — искренние, неприкрытые чувства, натуральная красота, тела, сплетенные в этих эмоциях, сочувствие друг другу, перерастающее в более близкие отношения, более нежные, но и более опасные и изменяющие чью-то жизнь.
Йоаким категорически не прав в своем эгоизме, в котором он забывает о чувствах других людей — будь то близкий человек, которого он швыряет в сторону, как ненужную игрушку, или чужой — медсестра, пытающаяся заботиться так же, как и близкий, но тем не менее вынуждена терпеть не слишком лицеприятные комплименты. Раз человеку выпадает такая участь, он все равно должен с ней справиться! как бы ни было на душе, надо справиться с собой! слепые видят иногда даже лучше зрячих, глухие пишут музыку!..
Сесиль очень трогательна. Я не знаю, как бы я себя вела в подобной ситуации, когда вот-вот ты выходишь замуж, но твой жених вдруг оказывается скован параличом. Тебе нужна поддержка… просто собеседник, с которым можно поделиться состоянием… И вот…
- Ты можешь приехать и обнять меня?
Нильс — врач и муж Мари, сбившей Йоакима машиной, после чего тот и стал инвалидом, хочет помочь в этом нелегком моменте жизни. Он честный, решительный, отзывчивый, мужественный, но в то же время мягкий и немного потерянный.
- Он женат и все такое…
- Ну и что? Разве в него нельзя влюбиться?
Можно! Но к чему это ведет? В разных ситуациях разный выход. Встретились два человека, и больше ничего не нужно… Хочется быть только с ним… Навсегда. И молчаливые разговоры постепенно перерастают в привязанность, затем во что-то более нежное или страстное, а потом в любовь. А здесь уже нужно решать, притом каждому.
Фильм хороший. Правда, не для пессимистов и склонных к осуждению. Ситуации бывают разные, и какое бы человек ни принимал решение, он имеет на это право. Тем более, что ни делается, все к лучшему — даже в отдельно взятом мире этих 7 человек. Они пытаются жить, любить и просто понимать — а это очень много…
10 из 10
23 февраля 2010