Канадский сериал «How It`s Made» дословно переводится «Как это делается». Именно это идея позволяет проекту выдержать уже 20 сезонов. Одна серия длится чуть больше двадцати минут, и, как правило, повествует об изготовлении четырёх продуктов, причём в одном выпуске подбиралась и какая-нибудь мелочевка, вроде разводного ключа и глобальное — например, гоночный автомобиль. А чтобы передачу смотрели не только токари и фрезеровщики, обязательным было включение сюжета о чем-нибудь вкусненьком — как пекутся тортики или вылепляются шоколадные конфеты.
Современный землянин, несмотря на доступность океана информации, существо достаточно ограниченное. Урбанизированные и компьютеризированные, мы всё больше отдаляемся от понимания природы и техники. Ведь всё необходимое есть в гипермаркетах и интернет-магазинах, а как оно там появляется, вопрос десятый, может, само вырастает. Поэтому каждая серия вызывает неподдельное удивление. Вау, белоснежный сахар получается из мутно-коричневого сиропа. Ух ты, нити делают из переработанных пластиковых бутылок. Не может быть, оказывается, в мраморной сантехнике совсем мрамора. И пока народ будет удивляться, рейтинг документального цикла стабильно высок.
Но надо отдать должное создателям сериала. Сюжеты динамичны, не перегружены специфическими терминами, картинка насыщена. Создаётся полная иллюзия того, что за пять минут ты полностью вник в процесс изготовления и распознал все технические секреты. Конечно, это не так, рутинные этапы, которые неизбежны технологически, непринуждённо опускают, иногда ограничиваясь устным пояснением. Кроме того, команда старается подать работу поэффектней — раскалённый металл течёт словно вулканическая лава, искры при сварке рассыпаются метеоритным дождём, рабочие улыбаются голливудскими улыбками, поправляя безукоризненные укладки.
Никуда не деться от вопроса product placement. Так ли независимы создатели программы или не прочь, маскируясь под документалистику, прорекламировать банановые чипсы или машинки для гольфа, невзначай показывая под разными планами логотип компании. Случайно ли в сюжете про колбасу постоянно подчеркивается, что все добавки натуральные (и даже безразмерная оболочка), а в кадре наблюдается только переработка мяса. Неужели нашли продукт без сои, крахмала, глютамата натрия, консервантов, красителей, антиоксидантов и прочих стабилизаторов. Вот такие маленькие хитрости можно заметить практически в каждом сюжете.
А можно и не замечать. Ведь не нужно доказывать, что продукция канала Discovery на порядок выше большинства других конкурентов, не говоря про государственные. Лучше на пару десятков минут погрузиться в технологический мир, пусть и с оговорками, чем лишний раз промывать мозговые лабиринты песенкой очередной Елки, сенсационной желтизной НТВ или мучениями футбольных миллионеров. Все-таки хорошо ещё, что человеческое любопытство не до конца задавлено потоком рафинированного видео из зомбо-ящика. Хотя процесс идёт.
И немного рекламы. Если у Вас есть немного времени, которое Вы намерены посвятить своему жидко-кристаллическому (а, может, электронно-лучевому) другу, то после небольшого внутреннего усилия поменяйте привычный сериал на «В мире машин», «Трюкачи», «Пятая передача», «Испытание на прочность» или «Как это работает». Discovery не зря ест свой великобританский хлеб.
31 декабря 2012