Рейтинг мультфильма | |
![]() |
6.9 |
![]() |
7.2 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Преступление и наказание |
английское название: |
Zbrodnia i kara |
год: | 2000 |
страна: |
Польша
|
режиссер: | Петр Думала |
сценаристы: | Петр Думала, Фёдор Достоевский |
видеооператор: | Ян Птасински |
композитор: | Януш Хайдун |
художник: | Петр Думала |
монтаж: | Катажина Рудник |
жанры: | мультфильм, короткометражка |
|
|
Дата выхода | |
![]() |
21 января 2001 г. |
Дополнительная информация | |
![]() |
не указано |
![]() |
30 мин |
Как возможно вместить большой по содержанию и глубокий по смыслу роман великого русского классика в 30 минут лишённой диалогов анимации? Польский режиссёр Петр Думала умудрился придумать весьма достойный способ: передать через меланхоличные образы настроение и атмосферу внутреннего (сознание Раскольникова) и внешнего (улочки Санкт-Петербурга) планов романа.
Выхваченные из темноты фрагменты предстают перед зрителем как последовательность пазлов известной картины, по прихоти режиссёра разложенных в новом порядке. Хронология событий не соответствует первоисточнику. Но повторяющиеся эпизоды создают как бы хождение по кругу (ада?), из которого есть только один выход – провернуть барабан пистолета и спустить курок. Череда событий переходит из психологического плана во внешний и обратно. За счёт этого нагнетается напряжение – реальность переплетается с воспоминаниями, провидческие образы будущего неотличимы от маниакальных снов. Бред Раскольникова явлен в параноидальном переживании стука падающих капель воды, шума шагов, скрипа половиц, жужжания мух, завываний ветра, копошения насекомых в траве, роении паразитов.
Грязные улочки Петербурга, всепроникающие чёрные тучи, грозные тени – эти художественные образы передают на экран мрачно-тоскливую атмосферу книжного оригинала. Повторяющиеся тревожные мотивы – стояние на мосту, яблоки и вино цвета крови, подглядывание Свидригайлова – провоцируют переживания известных событий романа. Данный мультфильм, насколько это вообще возможно при его ограничениях, образно воссоздаёт настроение и дух 'преступления и наказания'.
28 января 2023
«Родя, молодец, что замочил старушку! Правильно сделал!» (Цитата по памяти надписи на историческом доме Раскольникова в Санкт-Петербурге.)
Восприятие «Преступления и наказания» Фёдора Михайловича Достоевского российским сознанием отличается от восприятия его мировым сознанием. Причиной тому — изучение текста этого произведения в средней школе и навязывания учителями обязательного его прочтения и вариантов его трактовки.
Мировая культура осмысливает этот роман вне российского школьного хрестоматийного диктата, создавая свои версии ПРЕступления Родиона Раскольникова и НАКАЗания для него.
Польский аниматор Пётр Думала прикасается к роману, используя приёмы богатой европейской культурной традиции жанра «экспрессионизм». Авторов анимационного фильма меньше всего интересует социальные и бытовые причины убийства бедным студентом старушки-процентщицы, в первую очередь важен тот мир, в котором живёт, болит, страдает, мучается и мается душа Родиона Романовича.
Моё мнение — хорошо.
7 из 10
16 апреля 2019