Нет смерти для меня
8.1
7.3
2000, документальный, биография
Россия, 52 мин
В ролях: Татьяна Окуневская, Татьяна Самойлова, Лидия Смирнова, Вера Васильева, Рената Литвинова
и другие
Картина, в которой исследуются судьбы пяти русских актрис: Нонны Мордюковой, Татьяны Окуневской, Татьяны Самойловой, Лидии Смирновой и Веры Васильевой. Про них любят слагать легенды, и эти легенды для них — маска, защита от реальности, которая обходится порой с ними слишком жестоко, особенно в году полузабвения. Рената Литвинова восстанавливает их образы — образы женщин, которые были и остаются знаковыми фигурами для России. Красота и талант не уходят в бездну, ибо нет смерти для бессмертия души.
Дополнительные данные
оригинальное название:

Нет смерти для меня

год: 2000
страна:
Россия
режиссер:
сценарий:
продюсеры: ,
видеооператор: Виктор Еркин
композитор:
художник: Елена Китаева
жанры: документальный, биография
Поделиться
Дополнительная информация
Возраст: не указано
Длительность: 52 мин
Другие фильмы этих жанров
документальный, биография

Видео к фильму «Нет смерти для меня», 2000

Видео: ТВ-ролик (Нет смерти для меня, 2000) - вся информация о фильме на FilmNavi.ru
ТВ-ролик

Отзывы критиков о фильме «Нет смерти для меня», 2000

Собрать некогда прекрасных… нет, не так — всё ещё прекрасных и необычайно талантливых женщин вместе. В завершающий период их жизни — «последняя страница» — для одних он спокоен, точно выдох, для других тревожен и полон одиночества. «Я знаю, что люди так материальны, смертны, что мы можем потерять друг друга каждый день и вдруг. Я очень дорожу тем, что могу слушать ее голос, задавать свои дурацкие вопросы и просто быть где-то рядом. Таких женщин уже нет. Встреча с ней — подарок судьбы», — Рената Муратовна Литвинова говорила эти слова о великолепной Татьяне Окуневской, но они — и о других героинях её фильма: Нонне Мордюковой (конечно же!), Лидии Смирновой, Татьяне Самойловой и Вере Васильевой — звёздах так называемого «тоталитарного периода», подлинных звёздах — сияющих, а не бутафорных, из мятой фольги.

Всё так быстро «истрачивается» — словцо Литвиновой — и даже красота, вспыхнув, подходит к своему завершению. Бывают ли достойные финалы? Эти хрупкие в своей силе — и непобедимые в своей хрупкости и честности — женщины снимают «специальное актёрское лицо» и — кто-то с сомнением, кто-то с уверенностью — отвечают: да, бывают.

Старость — это страшно для тех, у кого нечиста совесть, у кого слишком тяжела душа — гнёт к земле. Их души — легки.

Как по-женски бережёт их режиссёр, как по-дочернему! Облачает в лучшие платья, меха и украшения. Помогает установить идеальный цвет — одновременно честный, не скрывающий возраста, и чуть сновиденческий, но ведь это женщины мечты, пусть будет небольшая дымка грёз, правда? Деликатно и искренне беседует, особенно бережно касаясь оголённых ран — а ведь казалось, за столько лет они должны полностью зарубцеваться…

Какие они разные в своих воспоминаниях, в своём ощущении себя, красоты, мира, любви, смерти. Лишь в одном едины — в фанатичной и очень интимной преданности кино — главному смыслу их жизни. Может быть, ещё любовь. Может быть. Но…

На плёнке останутся их восхитительные — пусть даже отретушированные — лица. Выразительные, честные, живущие полностью в образе, отдающие ему собственную душу. На плёнке останутся голоса, изящные поворот головы, жесты, еле заметные изменения в выражении лица — и очень — в сюжете вслед за этим…

На плёнке останутся их бессмертные горячие — такие живые и настоящие! — сердца. И в каждом взгляде сквозь крылья ресниц — «крик, обращённый в небо: нет смерти для меня! нет смерти для меня! нет смерти для меня!»

19 марта 2021

Драма красоты, славы, восхищения …

Мало кто будет спорить с тем, что Рената Литвинова, в настоящей момент, — уникальная фигура в отечественном кинематографе. Замеченная Кирой Муратовой как сценарист, прославившаяся как летящая медсестра в «Увлечениях» и кровожадная, мстительная Офелия в «Трех историях», Литвинова ворвалась в кино с гипнотическим шепотом, волнующей жестикуляцией и хитрым взглядом. Но довольствоваться славой фотогеничной актрисы — слишком мелко для такого образа мыслей, амбиций и идей. В 2002 году вышла первая картина Ренаты, документальная — «Нет смерти для меня». Фильм о 5 выдающихся актрисах советского кино. Их роли пробивали до дрожи, до слез, они блистали на экранах. Но Литвинова в своей работе отталкивалась не от кино. С небес кинематографа надо вернуться на землю и вспомнить, что Татьяна Окуневская, Нонна Мордюкова, Вера Васильева, Татьяна Самойлова, Лидия Смирнова — это, прежде всего женщины. Скорее, это 5 женских жизненных и кинематографических драм с известным лицом. И поэтому Рената Литвинова разговаривает с ними не только как актриса, но, в первую очередь, как женщина.

33-летняя дебютантка полностью разрушила каноны документального кино. Упоминание фактов в картине — большая редкость. Ни одной даты, проскользнувшие в речи имена… Даже кадры из фильмов остались без подписи. Лишь образы, крупные планы. Но какие это образы: Доня Трубникова, комиссар Вавилова, Екатерина Великая, Вероника, не дождавшаяся жениха с фронта…

«Нет смерти для меня» — это циничный подход к работе и выбору материала. Литвинова выцарапывает из диалогов истории в одной фразе, в которых, — «аборт ради паршивой роли», ускользнувшая желанная картина. В словах тех же героинь — гордыня, тщеславие, зависть. Сильные, властные женщины признаются и в страхе одиночества, бессилии перед старостью и в невозможности удержать ту красоту, которая когда-то заставляла зрителей приклоняться.

«Мы все — жертвы кинематографа», — начинает свое повествование Литвинова. Сама режиссер, безусловно, — тоже героиня фильма. Ее монологи — это рассуждения о женщине-актрисе, об огромной цене за красоту, славу и успех. Ее вопросы — это попытка узнать, что будет с ней, 33-летней, через сорок, пятьдесят лет, когда уже она, декорированная мехами и украшениями, будет рассказывать начинающей актрисе о перипетиях и пересудах на съемочной площадке и ворошить прошлое, такое прекрасное, но выстраданное.

Документальный фильм Литвиновой стал последней съемкой для Окуневской. Актриса, которая многое «переняла» от своей великой героини-императрицы, ушла из жизни через 2 года. Рената Литвинова не просто пытается показать знаменитых актрис, своих собственных героинь, но и получить от них ответы на собственные вопросы: Как сохранить эти мимолетные года славы, всеобщего восхищения и успеха? Как, принося всю себя в жертву искусству, получить как можно больше? Как сохранить к себе интерес на долгие годы? Как не бояться старости?

Она не получит ответы на эти вопросы. Перед ней пять судеб, и Литвинова, молодая, может еще выбрать: покорять сердца, как Мордюкова, или быть верной уже сорок шестой год одному мужу, как Васильева. Каких-то жертв не избежать, от бессмысленного, но страшного можно себя спасти.

Каждой из своих героинь Литвинова восхищается по-разному: статность и царская красота Окуневской, сила и женственность казачки Мордюковой, откровенность и искренность Самойловой, творческая гордость, постоянность Смирновой и элегантность, спокойствие Васильевой.

Литвинова, уверенная в себе, неповторимая, умная, использует свою индивидуальность с большим успехом. На мой взгляд, она уже обрекла себя на бессмертие. Это бессмертие Рената как бы подарила женщинам, великим женщинам. Открыла им эту тайну, о которой они, выдающиеся, будто не догадывались. Или, скорее всего, лукавили. «Нет смерти для меня», — цитирует Литвинова Грету Гарбо. Говорит она будто только о себе, но преклоняясь перед великими коллегами.

9 из 10

19 декабря 2012

Поразительный фильм. Фильм который поражает точно в сердце и остаётся в тебе…

Когда говорят «Документальный фильм. Интервью с пятью великими русскими актрисами…» — это не вполне отражает реальность. Рената Литвинова рассказывает в этом фильме не просто об Актрисе. Она рассказывает прежде всего о Женщине…

Когда Нонна Викторовна посмотрела «Нет смерти для меня», то сказала: «Это моя самая лучшая роль».

Очень тонкое, мелодичное и печальное произведение. Если вы любите творчество Ренаты Литвиновой — то вам точно понравится, и пускай вас не пугает штамп «документальный фильм». Даже такой сухой жанр Литвинова сумела преподнести как поэтический этюд, который заставляет увидеть за бесстрастным определением «выдающаяся русская актриса» просто мать, жену, любовницу, старую одинокую женщину… Помогает нам рассмотреть их лица за чертами безупречных масок.

Смерть — это страшно,

Страшнее забвенье.

Жизнь в тишине…

Каждый звук — преступленье.

Перебирая забытые роли,

Мечты и любовь

Убирать в антресоли,

Перестилая лавандой…

16 августа 2008

Спасибо

Фильм «Нет смерти для меня» — первая режиссерская работа Ренаты Литвиновой и, не побоюсь громких слов, лучшая её режиссерская работа. Картина раскрывает гений этой удивительной женщины.

Фильм представляет собой пятидесятиминутное интервью с пятью замечательными актрисами советского кино. Рената спрашивает их о жизни, о кино, о любви, о замужестве, о смерти, разбивая фильм на небольшие части, каждая из которых посвящена отдельной теме. Иногда между этими частями Рената вставяляет свои небольшие комментарии, как бы подытоживая то, что она лично поняла и услышала в словах этих вечно живых женщин. Тонко раставленные Ренатой акценты, неплохое музыкальное сопровождение, красивая съемка, кадры из советских фильмов с участием этих актрис — всё это создает картине невероятную атмосферу светлой грусти.

Но не был бы фильм «Нет смерти для меня» так хорошо, не будь там главных героинь: Нонны Мордюковой, Татьяны Окуневской, Татьяны Самойловой, Лидии Смирновой и Веры Васильевой. Женщины, каждая со своей непростой судьбой, со своей болью и своей любовью, со своими ролями, со своими взглядами на вещи. Такие разные и такие прекрасные русские актрисы и, прежде всего, женщины. В фильме мы видим их силу через их слабость, и наоборот, их слабость через их силу. Мы видим их смех и их слезы.

После просмотра фильма, возникает желание сказать «спасибо» Ренате за то, что она сняла эту картину, но прежде всего этой великолепной пятерке, каждой из них за то, что они прожили, за то, что они сыграли, за то, что они сказали, за всё. И так хочется, чтобы всё у них было хорошо. Нет смерти для них. Нет смерти для этого фильма.

10 из 10

5 июля 2008

Документальный фильм Нет смерти для меня впервые показан в 2000 года, дебют состоялся более 24 лет назад, его режиссером является Рената Литвинова. Актерский состав, кто снимался в кино: Татьяна Окуневская, Татьяна Самойлова, Лидия Смирнова, Вера Васильева, Рената Литвинова, Нонна Мордюкова.

Страна производства - Россия. Нет смерти для меня — получил отличный рейтинг, и входит в список популярных фильмов, которые мы рекомендуем к просмотру.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.