Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.4 |
IMDb | 7.2 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Возвращение идиота |
английское название: |
Návrat idiota |
год: | 1999 |
страны: |
Германия,
Чехия
|
слоган: | «First impressions of second loves.» |
режиссер: | Саша Гедеон |
сценаристы: | Саша Гедеон, Фёдор Достоевский |
продюсеры: | Петр Оукропец, Иветта Янускова, Цэстмир Копэцки, Jiri Kostyr, Дэниэл Тучек |
видеооператор: | Степан Кучера |
композитор: | Владимир Годар |
художники: | Петр Форт, Milica Gedeonov |
монтаж: | Petr Turyna |
жанры: | комедия, мелодрама, драма |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 25 февраля 1999 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 39 мин |
Návrat idiota
Фильм «Возвращение идиота» продолжает устойчивую кинематографическую традицию. Он рассказывает о жизни идиота, но в отличие от таких известных картин, как «Форест Гамп» и «Любовь сбивающая с ног», этот фильм скорее выхватывает какой-то эпизод из жизни «необычного героя», чем показывает саму жизнь. Творение режиссёра Саши Гедеона прямо отсылает зрителя к бессмертному роману Фёдора Михайловича Достоевского «Идиот», что, впрочем, обозначено в титрах — фильм снят по мотивам книги великого русского классика. Легко отыскиваются в этой картине цитаты из текста Достоевского, сюжетные ходы.
Перед нами Франтишек. Как он сам говорит в поезде своей соседке по купе Анне — «Я был почти идиот». Он рассказывает, что проходил долгое лечение и наконец доктор сказал ему, что «нет оснований уклоняться от реальной жизни». Вот он и пробует на наших глазах не уклоняться от этой самой жизни. Надобно сказать, что «лечение» оставило на нём свой тяжёлый отпечаток. Франтишек кричит по ночам, ему снятся кошмары, а иногда всё тело скручивают судороги. То и дело зритель становится свидетелем каких-то сцен, про которые с первого взгляда и не скажешь — реальная это жизнь или же очередное видение идиота-Франты.
Он приезжает к своим дальним родственникам. Там Франтишек становится свидетелем интриги двух семей. Эмиль, который практически помолвлен с Анной, изменяет ей с её же младшей сестрой Ольгой. Анна не остаётся в долгу и вступает в интимную связь с братом Эмиля Робертом, который с женой Мартой живёт в другом городе, но приезжает на новогодние праздники по приглашению матери.
Добрый и наивный от природы Франтишек старается всем во всём помогать. Он то и дело переводит разговор, опасно приближающийся к «снятию масок» на всякие мелочи — то на беседу о кролике, приготовленном «Кротом»(отцом Анны и Ольги), то на свои первые впечатления об Ольге. Но усилия Франты пропадают даром. Ольга, проникшаяся словами идиота, сама рассказывает сестре о связи с Эмилем. Ни о какой помолвке, конечно, не может быть и речи. А виноватым остаётся Франта, которого ни за что колотит Эмиль, подозревая в излишней болтливости.
Примечательно, что начинается фильм с преследования Франтишеком Анны, но по мере развития сюжета он всё больше и больше привязывается к Ольге. Именно с ней он и остаётся в конечном итоге. Режиссёр намеренно оставляет концовку открытой, показывая лишь то, что герой не уезжает на поезде, а встречается на перроне с Ольгой.
Как и герой Достоевского Франтишек часто волнуется и от этого у него идёт кровь из носа. По мере того как закручивается сюжет, по мере того как всё более напряжённой становится ситуация, кровотечения случаются всё чаще. Зритель невольно ждёт, что Франту постигнет судьба князя Мышкина — он станет совершенным идиотом, но концовка фильма убеждает нас в обратном.
В одном из эпизодов, когда Франтишек стоит внизу в телефонной будке, а Анна смотрит на него с третьего этажа, происходит замечательный диалог:
— А я тебя вижу. Ты стоишь за занавеской. На третьем этаже. И смеёшься надо мной. Ничего, всё в порядке. Я всё понимаю.
— Да, похоже, ты всё понимаешь.
Действительно такие люди как Франта понимают всё, а может даже больше, чем обычные и вполне нормальные люди. Такие Мышкины, Форесты Гампы, Франтишеки живут среди нас и часто подвергаются насмешкам, издёвкам. И никому не приходит в голову, что эти люди тоже понимают, чувствуют — живут. Ненормальность в нашем обществе воспринимается как порок и это печально. А Франтишек не ненормальный. Он просто другой.
16 апреля 2009